Главная страница
Навигация по странице:

  • О том, за что людей, в особенности государей, восхваляют или порицают

  • Документ Microsoft Word. О том, за что людей, в особенности государей, восхваляют или порицают


    Скачать 14.67 Kb.
    НазваниеО том, за что людей, в особенности государей, восхваляют или порицают
    Дата15.11.2022
    Размер14.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент Microsoft Word.docx
    ТипДокументы
    #790637



    О том, за что людей, в особенности государей, восхваляют или порицают

    Теперь остается рассмотреть, как государь должен вести себя по отношению к подданным и союзникам. Зная, что об этом писали многие, и опасаюсь, как бы меня не сочли самонадеянным за то, что, избрав тот предмет, в толковании его я более всего расхожусь с другими. Но, имея намерение написать нечто полезное для людей понимающих, я предпочел следовать правде не воображаемой, а действительной — в отличие тех многих, кто изобразил республики и государства, каких в действительности никто не знавал и не видывал. Ибо расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру. Из чего следует, что государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности.

    Если же говорить не о вымышленных, а об истинных свойствах государей, то надо сказать, что во всех людях, а особенно в государях,, стоящих выше прочих людей, замечают те или иные качества, заслуживающие похвалы или порицания. А именно: говорят, что один щедр, а другой скуп — если взять тосканское слово, ибо жадный на нашем наречии это еще и тот, кто хочет отнять чужое, а скупым мы называем того, кто слишком держится за свое — один расточителен, другой алчен; один жесток, другой сострадателен; один честен, другой вероломен; один изнежен и малодушен, другой тверд духом и смел; этот снисходителен, то; надменен; этот распутен, тот целомудрен; этот лукав, тот прямодушен! этот упрям, тот покладист; этот легкомыслен, тот степенен; этот набожен, тот нечестив и так далее. Что может быть похвальнее для государя нежели соединять в себе все лучшие из перечисленных качеств? Но раз в силу своей природы человек не может ни иметь одни добродетели ни неуклонно им следовать, то благоразумному государю следует изба гать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же — воздерживаться по мере сил, но не более. И даже пусть государи не боятся навлечь на себя обвинения в тех пороках, без которых трудно удержаться у власти, ибо, вдумавшись, мы найдем немало такого, что на первый взгляд кажется добродетелью, а в действительности пагубны для государя, и наоборот: выглядит как порок, а на деле доставляет государю благополучие и безопасность.

    (Макиавелли Н. «Государь»]

    Вопросы к тексту :

    -Почему, по мнению Макиавелли, добродетельные качества государя могут оказаться для него пагубны? (Макиавелли полагал, «что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе» и «желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру».)

    - Сторонником какой формы правления является Макиавелли? (Макиавелли является сторонником абсолютной монархии. Он пишет, что «предпочел следовать правде не воображаемой, а действительной — в отличие от тех многих, кии изобразил республики и государства, каких в действительности никто не знавал и не видывал».)

    О том, за что людей, в особенности государей, восхваляют или порицают

    Теперь остается рассмотреть, как государь должен вести себя по отношению к подданным и союзникам. Зная, что об этом писали многие, и опасаюсь, как бы меня не сочли самонадеянным за то, что, избрав тот предмет, в толковании его я более всего расхожусь с другими. Но, имея намерение написать нечто полезное для людей понимающих, я предпочел следовать правде не воображаемой, а действительной — в отличие тех многих, кто изобразил республики и государства, каких в действительности никто не знавал и не видывал. Ибо расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру. Из чего следует, что государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности.

    Если же говорить не о вымышленных, а об истинных свойствах государей, то надо сказать, что во всех людях, а особенно в государях,, стоящих выше прочих людей, замечают те или иные качества, заслуживающие похвалы или порицания. А именно: говорят, что один щедр, а другой скуп — если взять тосканское слово, ибо жадный на нашем наречии это еще и тот, кто хочет отнять чужое, а скупым мы называем того, кто слишком держится за свое — один расточителен, другой алчен; один жесток, другой сострадателен; один честен, другой вероломен; один изнежен и малодушен, другой тверд духом и смел; этот снисходителен, то; надменен; этот распутен, тот целомудрен; этот лукав, тот прямодушен! этот упрям, тот покладист; этот легкомыслен, тот степенен; этот набожен, тот нечестив и так далее. Что может быть похвальнее для государя нежели соединять в себе все лучшие из перечисленных качеств? Но раз в силу своей природы человек не может ни иметь одни добродетели ни неуклонно им следовать, то благоразумному государю следует изба гать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же — воздерживаться по мере сил, но не более. И даже пусть государи не боятся навлечь на себя обвинения в тех пороках, без которых трудно удержаться у власти, ибо, вдумавшись, мы найдем немало такого, что на первый взгляд кажется добродетелью, а в действительности пагубны для государя, и наоборот: выглядит как порок, а на деле доставляет государю благополучие и безопасность.

    (Макиавелли Н. «Государь»]

    Вопросы к тексту :

    -Почему, по мнению Макиавелли, добродетельные качества государя могут оказаться для него пагубны? (Макиавелли полагал, «что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе» и «желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру».)

    - Сторонником какой формы правления является Макиавелли? (Макиавелли является сторонником абсолютной монархии. Он пишет, что «предпочел следовать правде не воображаемой, а действительной — в отличие от тех многих, кии изобразил республики и государства, каких в действительности никто не знавал и не видывал».)


    написать администратору сайта