Главная страница
Навигация по странице:

  • Новыйт

  • История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_Сахаров А.Н_2003 -320с. История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_С. Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. М тид русское словорс


    Скачать 6.36 Mb.
    НазваниеУчебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. М тид русское словорс
    АнкорИстория России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_Сахаров А.Н_2003 -320с.pdf
    Дата04.05.2017
    Размер6.36 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_С.pdf
    ТипУчебник
    #7032
    КатегорияИстория
    страница14 из 17
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17
    § 19 Культура и быт в XIV — XV вв. Русская культура чутко отражала все новшества в жизни страны, а главное — изменившееся настроение народа, его патриотический порыв впору борьбы
    256
    с Ордой ив период создания единого Русского централизованного государства, Летописи В первую очередь это относится к возрождению и развитию летописания созданию крупных сочинений посвященных историческим судьбам народа. Новые летописные своды создавались при дворах князей — во Владимире, Ростове, Рязани, Твери, позднее в Москве. Не прерывалось летописание в Новгороде и Пскове. Поначалу эти сочинения были проникнуты местными интересами. Рассказывая о событиях русской истории со времен Рюрика и включая в свой состав знаменитую Повесть временных лет, летописи в дальнейшем повествовали одеяниях своих князей, выдвигая их в качестве главных героев отечественной истории. Авторы связывали древнюю историю Руси с историей собственного княжества и делали вывод, что именно их князьям суждено возглавить процесс объединения русских земель. Со второй половины XIV в. ведущее место в летописании перешло к Москве В сочинениях, созданных на территории Москвы, проводилась идея единства Руси, общности ее киевского и владимирского периодов, ведущей роли Москвы в объединении русских земель ив борьбе с Ордой. Таким летописным сводом стал Русский хронограф. Жития, сказания и хождения Жития — это церковные сочинения о выдающихся русских людях — князьях, деятелях Церкви. Их героями становились личности, чья жизнь оказалась связана с эпохальными событиями в истории Руси, чей жизненный подвиг явился примером для многих поколений русских людей. Многих из них Церковь причисляла клику святых. Житие святого Александра Невского рассказывало о замечательных подвигах князя в борьбе со шведскими и немецкими завоевателями, о его дипломатической деятельности и отношениях с Золотой Ордой, о его загадочной смерти на пути из Сарая. Русские люди, читая « Житие, проникались высокими идеями служения Родине.
    9 — 1 4 5 3 257
    В Повести о жизни и трагической смерти тверского князя Михаила Ярославича»
    дается высокая оценка жизненного подвига князя. Любимым чтением русских людей стало Житие
    Сергия Радонежского, написанное его учеником. Со страниц сочинения встает образ высоконравственного, трудолюбивого, глубоко религиозного человека, для которого высшее счастье — вершить благие дела и трудиться во имя благополучия родной земли. Особую популярность в это время обрели сказания. Это истории, посвященные знаменательным событиям в жизни страны Софроний Рязанец автор «Задон-
    щины»,
    повествует о нашествии Мамая на Русскую землю, о подготовке Дмитрия Донского к отпору врагу, о сборах рати, о ходе и результатах Куликовской битвы. Повесть проникнута высоким патриотическим духом. Недаром автор не раз обращается мысленно к событиями образам Слова о полку Игореве». Сказание О нашествии хана Тохтамыша на Москву воссоздает события, потрясшие Русь после блестящей победы на Куликовом поле. В сожженной и разграбленной Москве, пишет автор, были плач, Закладка Троицкого собора в Троице-

    Сергиевой лавре. Миниатюра. XVI в. Житие святого Александра Невского
    258
    ш и рыдания, и вопль мног, и слезы, и крик неутешный, и стенание многое, и печаль горькая, и скорбь неутешная, беда нестерпимая, нужда ужасная, и горесть смертная, страх, ужас и трепет. В XIV — XV вв. на Руси вновь появились хождения — сочинения о дальних путешествиях. Одним из них стало знаменитое Хождение затри моря Афанасия Никитина, в котором он рассказало своем многолетнем путешествии по странам Востока, где он жил в 1468 — 1474 гг. Мечтой Никитина было побывать на Востоке, отку-
    «СкаиншшВ да тамошние купцы привозили дорогие и диковинные Уамшчшм и вещи — красивые шелковые ткани, драгоценные кам- Миниаткт ни, жемчуг, пряности, золоченое оружие. Сказочным раем представлялась русским людям Индия. Но как туда добраться, никто не знал. Афанасий первым из русских людей проделал грандиозный путь от тверской пристани на Волге до Калькутты. За долгие годы хождения Афанасий Ни- китин потерял счет дням по календарю, а утратив церковные книги, потерял счет и церковному календарю А великого дня Воскресенья Христова не ведаю, а по приметам гадаю — писал он. — Русская земля да будет Богом хранима! На этом свете нет страны подобной ей, хотя бояре Русской земли несправедливы. Да станет Русская земля благоустроенной и да будет в ней справедливость Зодчество В конце XIII в. на Руси началось строительство первых каменных храмов Они возводились в Новгороде и Твери. Строились Троицкий собор в обители Сергия,Радонежского, церкви в московских монастырях. Русская земля украшалась белокаменными храмами. Возводились новые жилые дома и каменные крепости. Их строили там, где опасность вражеских нашествий была наиболее велика. На границах с крестоносцами — в Изборске и Копорье, на границе со шведами — в Орешке. Зодчество конца XV и начала X V I в. как бы венчало усилия Ивана III по созданию могучей и единой Российской державы. Был создан краснокирпичныи Московский Кремль замечательный архитектурный
    259
    риовраженский собор.
    Зашня Московского ансамбль, который ив наши дни поражает своей красотой и величавостью. Его архитекторами и инженерами были приглашенные на службу в Россию итальянские мастера, а исполнителями — русские мастера каменных дел. Кремль сочетал все- бе достижения итальянской крепостной архитектуры и традиции строительства русских деревянных крепостей. Этот сплав европейского и русского искусства и превратил Кремль в шедевр мировой архитектуры. В 1475.— 1479 гг. по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораван-

    ти был построен Успенский собор Московского Кремля. Домовую церковь великокняжеской семьи Благовещенский собор Кремля возвели псковские умельцы в 1484 — 1489 гг. Архитектором кремлевского Архангельского собора усыпальницы князей династии Р ю р и ко в и чей, был итальянец Алоизо де Каркано,
    или Алевиз

    Новыйткак его звали на Руси. В 1485 г. началось строительство новых кремлевских стен. Над их сооружением трудились Антон и Марк Фрязины и Алевиз Миланец. Строительством знаменитой Гранови-
    той палаты местом торжественных приемов царем иностранных послов, руководили также итальянец Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари. Москва принимала облик величавой и царственной столицы. Живопись Общий подъем духовной жизни Руси в XIV — XV вв., бурное развитие зодчества в сильной степени повлияли наста- новление новой русской живописи От этого времени до нас доходят замечательные творения Феофана Грека, Андрея Рублева и Даниила Черного Все они были иконописцами,
    260
    Г-Ч V
    мастерами фресковой живописи. Как известно, создание икон подчинено определенным правилам, канонам. Величие русских живописцев состояло в том, что, не выходя за церковные рамки, они умели создавать подлинные художественные шедевры. Как же удавалось этого достигнуть Прежде всего за счет глубоких гуманистических идей, вложенных в творения. За счет собственного неповторимого художественного стиля, сочетания красок, самой манеры письма, при помощи которых эти идеи выражались. Лики святых Феофана Грека (1340 — после 1405) потрясали людей. Несколькими сильными, напер- вый взгляд грубыми мазками, игрой контрастных красок (белые, седые волосы и коричневые морщинистые лица святых) он создавал образ святого. Непростой была земная жизнь святых Православной Церкви, порой она была трагичной, и каждый лик, написанный Феофаном, был исполнен человеческих страстей, переживаний, драматизма. Его произведения отличались монументальностью, внутренней силой и свободной живописной манерой. Церковь Спаса на
    Ильине улице в Новгороде Феофан Грек. Спас Вседержитель Фреска церкви Спаса на
    Ильине Феофан Грек. Успение Богоматери. Икона. XIV я.
    262
    Младшим современником Феофана Грека был крупнейший мастер московской школы живописи Андрей Рублев (ок. 1360/1370 — 1430), монах сначала
    Троице-Сергиева монастыря, потом московского Спасо-Андроникова монастыря. Вместе с Феофаном Греком Рублев расписывал фресками еще деревянный Благовещенский собор Московского Кремля. Вероятно, старший по возрасту и имевший на Руси большой авторитет Феофан Грек многому научил молодого мастера. В дальнейшем Андрей Рублев стал наиболее известным русским живописцем. Его вместе с Даниилом Черным (ок. 1360—1430) пригласили расписывать Успенский собор во Владимире, который послужил позднее моделью для создания Успенского собора в Московском Кремле. Он украшал фресками Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре, а также Спасский собор в Спасо-Андрониковом монастыре. Спас Всодор Икона ЛшЦ 1
    XV
    в.
    Благовещен Андрея 1'цП,ц Даниила Чг Спасский со
    Аидрониюн монастыря. ш л Г
    263
    Троица Икона Андрея Рублева В творчестве Андрея Рублева до совершенства доведена идея сочетания живописного мастерства и рели- гиозно-философского смысла. Особенно это видно в знаменитой Троице созданной в е гг. для Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре. Изображенные на иконе в виде ангелов трое странников, присевших за трапезой, помысли художника, воплощают в себе Святую Троицу — справа сидит Святой Дух, слева — Бог Отец, а в центре Бог Сын — Иисус Христос, который придет в мир людской, чтобы своими страданиями направить человеческий род на путь спасения. Все три фигуры и по облику своему и по движению тел составляют единое целое. В тоже время у каждого из персонажей — свои размышления, своя судьба. Икона пронизана идеей высокого гуманизма, жертвенности. Глядя на эту икону, русский человек воспринимал не только религиозное ее содержание. Он думало собственной судьбе, о судьбах Отечества. Фольклор Устное народное творчество — песни, пословицы, поговорки, былины, сказки, как ив прошлые века, были составляющей частью русской культуры вв. В фольклоре ярко звучала тема трагедии, пережитой народом в связи с монгольским нашествием. Он пронизан любовью безымянных авторов к своей многострадальной земле, в нем отражена борьба за освобождение Родины от ордынского ига и гордость за героев этой борьбы. В былинах о Владимире Святославиче и Владимире
    Мономахе, слившихся в народном сознании водно лицо, рассказывалось о схватках со степняками. Складывались былины об Илье Муромце, олицетворявшем русскую силушку, и о других богатырях Русской земли. В этих былинах отразились как ранние периоды героической борьбы народа, таки поздние боевые свершения здесь и сечи с половцами, и битва на
    Калке, и Куликовская битва, и освобождение от ордынского ига. Исторические песни полны воспоминаний о восстаниях против Орды. Одна из них посвящена трагическим событиям 1327 г. в Твери И поворитися весь град, и весь народ в том часе собрашася, и бысть в них
    замятня. И кликуша тверичи и начаша избивати татар. Слагались в народе и лирические, и свадебные песни остроумные пословицы и поговорки веселые частушки Народ творил свою судьбу и мечтало счастливой доле для себя и своих детей. Быт После освобождения от ордынского ига Россия все более поворачивалась лицом к Европе. Расширялись ее контакты с передовыми европейскими странами. Она перенимала их военный, культурный, инже- нерно-строительный опыт. Однако Россия крепко
    265
    Иллюстрация к былине Илья Муромец и Идолище поганое. Художник ЭК. Соколовский,
    1904 г. Оклад Евангелия.
    XV в. держалась за православную веру, а в системе управления государством сохранялось многое от порядков времен Золотой Орды. Все это приводило к тому, что в целом быт народа менялся медленно, новшества касались крупных городов, в первую очередь Москвы. Там в богатых княжеских и боярских домах, обнесенных высокими и плотными заборами и состоявших из двух, трехэтажных теремов со многими жилыми палатами, светлицами, где вышивали женщины, сенями и переходами, для украшения и удобств использовались восточные ковры, употреблялась дорогая металлическая (золотая, серебряная, медная, оловянная) посуда. Там хранились рукописные книги. Переплетенные в кожу, с дорогими серебряными и золотыми пряжками, они представляли огромную ценность. Их наличие в доме говорило не только о культурном уровне его обитателей, но и об их богатстве. Такие хоромы освещались сальными свечами, стоявшими в металлических подсвечниках. Открывались кованные железом дубовые ворота такого двора, и из него выезжал либо в карете, либо верхом на снаряженных дорогой сбруей лошадях, в сопровождении слуг домовладелец. Ходить пешком зажиточному человеку считалось зазорным. Знатные люди, как правило, носили длинные, до пят, одежды — кафтаны, шубы они украшались драгоценными камнями, дорогим серебряными золотым шитьем, вышивкой. Эти одежды шили из заморских тканей — сукна, бархата, атласа, камки. Шубы были тяжелые, с отложными собольими воротниками, с длинными и намного прикрывающими кисти рук рукавами. Считалось, что чем богаче, тяжелее, длиннее шуба, тем больше достоинства придает она владельцу, хотя двигаться в ней было неудобно. Головы таких знатных людей вовремя выходов были покрыты даже в летнее время высокими меховыми шапками. Чем выше шапка, тем больше почета и уважения воздавалось князю или боярину. Русские женщины в XIV — XV вв. без меры белили лица и красили свеклой щеки, выщипывали брови.
    266
    Мужчины и женщины носили украшения — перстни и монисты, цепи и пояса с пряжками из золота и серебра. На ногах были надеты сапоги из тонко выделанной кожи — сафьяна разных цветов. Они нередко также отделывались золотом, серебром, жемчугом Питание богатых людей включало мясо, птицу рыбу разных сортов, в том числе и дорогую красную всевозможные молочные продукты. На столах в княжеских, боярских хоромах можно было увидеть не только домашние меды и пиво, но и заморские вина. Ценились хорошие повара, а пиры продолжались помногу часов. Блюда подавались переменами те. шли одно за другим. Иногда таких перемен было до двух десятков. Русские люди всех сословий, как и прежде, ценили хорошую баню В богатых городских дворах и сельских имениях это были удобные и чистые
    мыленки,
    иногда с металлическими стоками. Воду туда приносили из колодцев. Позднее в великокняжеские хоромы и боярские дома были проведены водоводы через которые вода поступала из реки или колодцев при помощи насосов, работавших наручной или конской тяге. Существенные изменения в быту произошли прежде всего у богатых людей. Быт же простого народа, крестьян, ремесленников и работных людей, отличался своей традиционностью. По-прежнему строились деревянные рубленые избы с двускатной тесовой или соломенной крышей. Скот содержался в подклети — нижнем помещении избы. Глинобитные печи топились по-черному — дым выходил наружу через верхнее оконце. Избы зажиточных крестьян иногда имели клети с подклетями

    — летними неотапливаемыми помещениями. Такие же дома строились ив городах. Бедные селяне иго- А рожане по-прежнему сооружали себе избы- полуземлянки (низ, вырытый в земле, с деревянной надстройкой) с глинобитными печами. Ив рубленых избах, ив полуземлянках мебель была самодельной — деревянной.
    Вдоль стен стояли лавки, в центре избы находился стол с посудой из обожженной глины и дерева. Ложки также были деревянными. Освещались избы лучиной, которую вставляли для безопасности в печную щель. Лучина горела медленно, коптила, потрескивала. Когда она догорала, на ее место ставили следующую. При свете лучины женщины пряли и шили, мужчины чинили конскую сбрую, делали другую работу. По вечерам при свете лучины люди отдыхали — пели, любили слушать различные истории, сказки, былины. Фольклор и лучина были неразлучны. Люди труда и одевались соответственно. Одежда не должна была мешать им вовремя работы. Это были рубахи из домотканого холста или сукна (зимой, стянутые в талии поясами, такие же домотканые порты. На ногах крестьяне носили лапти сплетенные из лыка, а городские жители — кожаную обувь Лапти были легкой и удобной обувью в лесной, болотистой местности. Богатая кожаная обувь утяжеляла шаг, быстро портилась, а лапти можно было тут же выбросить и надеть свежие, сухие. Зимой поверх рубахи надевали овчинные тулупы а на ноги — валяную обувь, которая хорошо выдерживала сильные морозы. Еда в небогатых семьях была самая простая — ржаной хлеб, квас, каша, овсяные и гороховые кисели, капуста, репа, редька, свекла, лук, чеснок. Из молочных продуктов — масло, молоко, сыри творог. Все это было собственного производства. Мясо появлялось на обеденном столе нечасто, только по праздникам. Зато в изобилии употребляли лесные дары — ягоды, грибы и орехи. Неотъемлемой чертой сельской и городской жизни были охотничьи утехи и разные праздники. В сельской местности на Пасху, Николин день, на храмовые праздники устраивались мирские складчины пиры когда всей общиной садились за столы под открытым небом. А потом начинались песни и пляски под гусли, свирели и бубны. В таких праздниках часто участвовали скоморохи Старые языческие торжества отмечались игрищами. Двоеверие продолжало жить в русских селениях.
    268

    1. Какое отражение в культуре XIV — XV вв. нашли события ВОПРОС процессы, явления истории Руси этого периода И ЗАДАН
    2. Какими новыми жанрами обогатилась русская историческая литература XIV — XV вв.?
    3. Чем знаменательно для русской культуры Хождение затри моря Афанасия Никитина?
    4. Как в русском зодчестве отразилось создание единой и могучей Российской державы
    5. Почему постройки Московского Кремля, созданные
    , приглашенными итальянскими архитекторами и инженерами, не воспринимаются нашими соотечественниками как чуждые
    6. Какие шедевры иконописи московской школы вам известны Докажите, что их пронизывают общечеловеческие идеи.
    7. Что в своем творчестве противопоставил Андрей Рублев ненависти, междоусобицам, вражде
    8. В каких фольклорных произведениях наши предки выразили свое отношение к труду, представления о счастливой жизни, надежду на лучшую жизнь Приведите соответствующие пословицы, поговорки, частушки, сказки, былины и т.п.
    9. Русская культура XIV — XV вв. не пережила, подобно Западу, эпохи Возрождения. Между тем подъем духовности был столь высок, что произведения, созданные русскими мастерами, не уступают лучшим мировым образцам по силе духа. Докажите это.
    10. Почему новшества в быту появились прежде всего в городах
    11. Какие черты быта народов средневековой Руси свидетельствовали, что ритм жизни на селе был замедленным, в городах — ускоренным, а в целом — традиционным
    12. Подберите пословицы, поговорки, народные песни, в которых отразились характерные черты быта и обычаев наших предков.
    13. Чем различался быт царей, бояр и простолюдинов Городской и сельский быт Почему различался ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ В БОРЬБЕ ЗА ЕДИНСТВО И НЕЗАВИСИМОСТЬ
    1. Какие факты подтверждают, что ко второй половине XIV в. на Руси выросло новое поколение людей, которое, по словам ВО. Ключевского, перестало дрожать при одном только упоминании о монголо-татарах?
    2. Почему Куликовская битва является рубежным событием в истории Руси Изложите в виде плана ее значение для формирования самосознания наших предков.
    3. Какие процессы нашли отражение в феодальной войне первой трети XV в Были ли подобные явления в истории стран Запада Востока
    269

    4. Какие особенности цивилизационного развития России проявились в периоды правления Ивана III и Василия III?
    5. Ваш собеседник утверждает Зерна деспотизма былина Руси ив домонгольский период, ново время ордынского ига они попали на благодатную почву. Докажите или опровергните эту точку зрения.
    6. Почему при Василии III количество ослушников из среды бояр, помещиков и церковников заметно уменьшилось
    7. Какие события XIV — XV вв. способствовали формированию у наших предков чувства гордости, единства, независимости, а какие велик тому, что человеческая жизнь теряла для них свою значимость
    8. Как разрешить следующее противоречие несмотря на расширение контактов со странами Запада, Россия одновременно все более отгораживалась от них в культурном отношении
    9. Подготовьте к защите проект на тему Наш край в XIV—XV вв.».
    10. Какое отражение в отечественной культуре (художественной литературе, живописи, музыке, кинематографе и т. д) нашел период XIV—XV вв. российской истории
    РОССИЯ В X V I в. Глава Приход к власти Ивана IV. Реформы х гг. § 20 Первое боярское правительство В 1533 г. трехлетний Иван IV Васильевич вступил на великокняжеский престол. Его правление растянулось на 51 год, вплоть дог. Оно стало знаменательным в истории России. Здесь было все — большие достижения и глубокие провалы, победоносные и проигранные войны, ожесточенная борьба с истинными и мнимыми противниками, оплаченная кровью и невероятными страданиями народа. В конце жизни Иван, прозванный Грозным установил жестокую личную диктатуру, подобной которой Россия еще не знала, и расправился со всеми, кого считал своим врагом. Но все это было впереди. А пока подданных спешно приводили к присяге трехлетнему мальчику. Власть оказалась в рука г
    х сщ совета Его сформировал к концу жизни сам Василий Й. Он понимал, что его жена, великая княгиня Елена Глин-
    ская,
    молода и неопытна в государственных делах. Поэтому опеку над ней и сыном он поручил своим ближайшим помощникам — боярам Захарьину
    и Глин-

    скому,
    Дяде жены, дворецкому Щигоне, а также князьям Шуйскими еще нескольким родовитым боярам, членам Боярской думы. На первых порах опекуны действовали дружно. Вместе с великой княгиней Еленой Глинской они нанесли упреждающий удар по брату Василия III — Юрию который претендовал натрон и отказался присягнуть своему малолетнему племяннику. Юрия бросили в темницу, и через три года он там умер. Второй
    271
    брат умершего великого князя Андрей старицкий, присягнул Ивану IV. Елена Глинская никак не могла согласиться со своей второстепенной ролью во дворце и, опираясь на помощь князя Телепнева-Оболенского, начала борьбу против Опекунского совета. Телепнев-Оболенский был одним из лучших русских полководцев, заслужил боярский чини представительствовал в Думе. В борьбе с опекунами его поддерживали Боярская дума и многие влиятельные дьяки, не желавшие подчиняться любимцам покойного великого князя. Власть Опекунского совета продержалась меньше года. Вскоре Михаил Глинский по приказу племянницы был арестован и брошен в тюрьму вместе с женой и детьми. Елена Глинская пожертвовала дядей и его сторонниками, выходцами из Литвы, ради укрепления собственной власти. Опекунский совет пал. Началось правление матери Ивана IV — Елены Глинской. Но и среди победителей не было единства. Часть их, во главе с князьями Шуйскими отстаивали былые княжеские и боярские вольности, ратовали за войну с Литвой. Другие, во главе с Еленой Глинской и князем Телепневым-Оболенским, стояли за усиление центральной власти и за мирные отношения с соседними странами. Правление Елены Глинской.
    Новое правительство, где получили большой вес сторонники укрепления центральной власти, предприняло ряд мер по ее усилению. Прежде всего расправились со сторонниками удельного раздробления России. Их лидера, князя Андрея Ивановича старицкого,
    последнего оставшегося в живых сына Ивана III, бросили в темницу и уморили до смерти. Его сподвижников в Москве и Старице казнили. С тех пор между Старицким домом.л.цар- ской семьей возникла смертельная вражда. Была несколько стеснена власть бояр. Из их ведения изъяли суд над лихими людьми (разбойниками, который был передан судьям, выбранным местным дворянством. Новое правительство провело финансовую реформу. Была введена новая полновесная монета знаменитая
    272
    копейка на которой был изображен всадник, веору- женнтай копьем ; « т сюда и название монеты. Старое боярство ненавидело Елену Глинскую и ее окружение зато, что они не оправдали их надежд и не дали им той власти, которую они надеялись обрести после смерти Василия III. В 1538 г. Елена Глинская внезапно умерла. В Москве считали, что ее отравили. Боярство ликовало. Бояре тут же расправились с любимцем великой княгини князем Телепневым-Оболенским. В их руках оказался и восьмилетний Иван IV, оставшийся и без отца, и без матери. Боярские группировки у власти Вначале власть захватила группировка князей -Шуйских Они стремились убрать с политической арены тех, кто был предан цен- трализаторской политике Василия III. Шуйским противостояла группировка бояр во главе с князем Вель-
    ским,
    пытавшаяся отстоять начинания Василия III. Шуйским удалось расправиться с противниками. В заточении оказался и князь Вельский. Захватив власть, бояре принялись раздавать своим сторонникам земли и различные привилегии, освобождать их от налогов, предоставлять право вершить судебное разбирательство над зависимым населением. Шло расхищение государственной казны, происходили расправы с политическими противниками. Больше всего от этого самоуправства страдал черный люд — крестьяне и ремесленники. Но недовольные были и среди боярства и духовенства. Они стояли за порядок и стабильность в государстве, за укрепление центральной власти. И все свои надежды связывали со взрослеющим Иваном IV. Пока же он находился в полной власти бояр. Одинокий, всеми брошенный, порой голодный, вовремя пышных официальных празднеств и приема иностранных послов он занимал почетное место на великокняжеском троне, был одет в богатые одежды, всесильные бояре угодливо сгибались передним, славя его как правителя Русского государства. Потом наступали будни, и мальчик — великий князь снова оставался в небрежении и одиночестве.
    273
    Иван IV рос человеком недоверчивым, скрытным, нервным. Сцены боярского своеволия, расправы с людьми, которые порой происходили на его глазах, пробуждали в нем жестокость. Очевидцы рассказывали, что уже влет он отличался буйством нрава. Одним из любимых развлечений подростка стало сбрасывать кошек и собак с крыши теремов. А то соберет ватагу сверстников и мчится на лошади по московским улицами площадям, топча народ. Люди в страхе шарахались в сторону, завидя царскую кавалькаду. Влет Иван принял свое первое волевое и жестокое решение — приказал предать смерти князя Андрея Шуйского. Два часа его тело лежало на дворцовом крыльце. Впервые в облике мальчика промелькнули черты будущего Грозного царя. В запуганном отроке окружающие почувствовали властного и жесткого правителя От тех мест, — свидетельствует летопись, — начали бояре от государя иметь страхи послушание. Венчание на царство В душе молодого великого князя постепенно вызревали идеи об исключительности его власти, ее божественном происхождении. Об этом ему твердило и окружение, стремящееся возвышением великого князя укрепить собственное положение при дворе. В частых беседах мысль о его богоизбранности внушал Ивану митрополит Макарип, умный и высокообразованный человек, сторонник сильной централизованной власти, которая, считал он должна находиться в тесном союзе с сильной и' богатой Церковью. Об исключительности роли русского монарха в тогдашнем мире говорили и приверженцы теории Москва — Третий Рим, которые видели в московском правителе единственного покровителя и спасителя православия, наследника божественной власти римских и византийских императоров. В среде развивающегося российского дворянства также было много сторонников сильной централизованной власти. Иван IV жадно впитывал эти идеи. Все это привело к тому, что в придворных кругах при активной поддержке самого самолюбивого
    274
    летнего монарха созрело осознание необходимости принятия Иваном царского титула. Название титула произошло от римского слова «це- чарь». Так именовали в Риме, а потом в Византии императоров, наследников знаменитого Гая Юлия Цезаря. В представлении русских царский титул являлся высшим титулом в тогдашнем мире. Он был равен по значению титулу императора Германской империи и считался выше титулов европейских королей.
    16 января 1547 г. Иван IV под колокольный звон всех московских церквей венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля. После торжественной службы митрополит Макарий возложил на него крест, венец и бар мы, якобы присланные византийским императором вначале в, Владимиру Мономаху. Отныне Россия становилась царством, а Москва — царствующим градом. Через месяц молодой царь женился на дочери окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Юрьева — юной красавице Анастасии Романовне. С этого времени Иван IV стал править самостоятельно. Однако борьба боярских группировок у трона продолжалась. Родня царицы вскоре получила боярские и иные чины и сразу же противопоставила себя
    Глинским. Началась новая борьба за доходы и привилегии. Вскоре эта схватка получила развязку, поскольку молодому царю пришлось столкнуться с еще одной неведомой для него силой — народной яростью. Восстание 1547чг. Недовольство москвичей властями зрело давно. Оно прорвалось в дни сильнейших пожаров, которые вспыхнули в городе один за другим в летние месяцы
    1547 г. Пожар спалил дотла деревянную Москву. По городу пошел слух, что Москву подожгли по приказу Глинских и что бабка царя колдунья. Вооруженные горожане ворвались в Кремль. В это время в Усценском соборе шла служба, на которой находились царь Обряд осыпания золотыми монетами царя Ивана IV после венчания на царство. Миниатюра. XVI в.

    1 1 1 1 4 г Шт у

    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


    написать администратору сайта