Главная страница

История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_Сахаров А.Н_2003 -320с. История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_С. Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. М тид русское словорс


Скачать 6.36 Mb.
НазваниеУчебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. М тид русское словорс
АнкорИстория России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_Сахаров А.Н_2003 -320с.pdf
Дата04.05.2017
Размер6.36 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаИстория России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_С.pdf
ТипУчебник
#7032
КатегорияИстория
страница13 из 17
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17
«Судебник» 1497 г Создание централизованного управления страной было завершено принятием в 1497 г. нового жСудебншса». Он стал первым кодексом законов единой России. «Судебник» не только устанавливал новую систему управления страной, обозначал роль монарха, Боярской думы, местного управления, вводил порядок судопроизводства, но и защищал жизнь и имущество всех жителей страны, жестоко наказывая за преступления против личности и собственности. Таким образом, создание сильного государства и введение его основного закона шли рядом, Впервой же статье «Судебника» подчеркивалось, что суд должен быть объективными справедливым. Судьям, боярами дьякам, запрещалось брать пое&Жы взятки, при вынесении судебных решений они Должны были сохранять бесстрастность. За совершение тяжких преступлений против личности и собственности татьйуХворовстве), разбой душегубство
(преднамеренноаубийство) — «Судебник» устанавливал смертную казнь. Таким же образом карались многие другие лихие дела.
Наместникам-кормленщикам и волостелям,
которые имели право на местах судить людей, вменялось в обязанность проводить судебное разбирательство только в присутствии местных лучших людей Тем самым ограничивался их произвол. Защищая всех без исключения жителей страны, новый закон одновременно ввел ограничения для основной массы населения страны — крестьян Было стеснено их право перехода от одного землевладельца
236
Юрьев день. Художник СВ. Иванов к другому или ухода на свободные земли. Отныне крестьяне имели такое право только разв году — в течение двух недель недели до Юрьева дня (24 ноября) и недели после Юрьева дня, те. после окончания всех полевых работ, которые они совершали для землевладельца. Пои этом они должны были платить землевладельцу пожилое — деньги за двор и постройки, которые были возведены при материальной помощи хозяина. И чем дольше они жили на данных землях, тем пожилое оказывалось выше. Подобным ограничением правительство обеспечивало рабочими руками дворянство — основу новой армии Владея небольшими поместьями, дворяне норовили взять с крестьян побольше, пока земля была в их распоряжении. Поэтому крестьяне рвались на привилегированные земли крупных вотчинников, монастырей, а правительство старалось помешать им в этом. Государство росло, развивалось и укреплялось Все это во многом происходило за счет попрания прав личности, пренебрежения нуждами простых людей. Если в Западной Европе к этому времени начался процесс освобождения крестьянства и жителей городов от всевластия феодалов и государства, тов России
237
процесс шел в обратном направлении. Ограничение прав и свобод людей делало первые шаги. Выход Русина международную арену В конце XV в. европейские государи с изумлением увидели, что в течение каких-то трех десятков лет на востоке Европы появилась новая мощная держава — единая Россия. Русь возвращала себе положение среди других европейских стран, которое когда-то прочно принадлежало Древнерусскому государству. Правда, происходило это не сразу.
Московитов
в Европе считали чужаками, варварами. Но постоянно усиливающаяся мощь Русского централизованного государства, его военные успехи в борьбе с Ордой, Литвой, Ливонским орденом, превращение России в оплот православия после падения Константинополя привлекали к ней внимание западных политиков. Установились отношения с государствами Апеннинского полуострова — папским Римом, Венецианской республикой, Миланским герцогством. В итальянских землях русские послы проявили огромный интерес к местным специалистами ремесленникам. В Москву были приглашены десятки архитекторов, строителей, врачей, пушечных мастеров, литейщиков, ювелиров. Москва начала обмениваться посольствами с Германской империей. Германский император рассчитывал, что Россия станет послушным орудием европейцев в борьбе с османской опасностью. Но и Иван III, и Василий III умело уходили от конфликта с Турцией Москва видела перед собой совсем другие задачи — противоборство с Литвой, Ливонским орденом, дальнейшее собирание русских земель. Восстановились отношения Руси с Венгрией и Молдавским княжеством. Прочные союзные отношения связали ее с Крымским ханством. Упорным сопротивлением монголо-татарскому игу Русь надломила Орду, а Менгли-Гирей добил ее окончательно Орда перестала существовать как самостоятельное государство В дальнейшем, уже после смерти Менгли-
Гирея, попавшее в вассальную зависимость от Турции
238
Крымское ханство изменило свою политику и превратилось в злейшего врага России. Москва настойчиво пыталась нейтрализовать враждебность Казанского ханства и усилить там свое влияние. Против Казани было предпринято несколько походов. Наконец русское войско под командованием блестящего полководца князя Даниила Холмского осадило Казань. Город был взят в 1487 г. На казанский престол Иван III поставил сторонника Москвы. Набеги на Русь со стороны Казанского ханства временно прекратились. Но Казань продолжала оставаться независимыми сильным государством, имевшим важное стратегическое значение на Волге. В городе со временем образовалась сильная московская партия Но существовала и влиятельная группа противников Москвы сторонников союза с Крымом и Турцией Вся борьба здесь была еще впереди. Иными стали отношения Московского княжества с зарубежными странами на его западных и северо-за- падных границах. После присоединения Новгорода и ряда русских земель на границе с Литвой здесь основными соперниками Руси стали Швеция, Ливонский орден и Литва за спиной которой стояла союзная Польша. Иван III взял на себя защиту северо-западных русских земель от шведов. В конце XV в. русские войска несколько раз пытались вернуть земли, захваченные Швецией у Новгорода, но ни у одной из сторон не было сил для того, чтобы решающим образом изменить положение в свою пользу. Более значительны были успехи Ивана III в борьбе с Литвой и Ливонским орденом. В двух войнах с Литвой (1492—1494, 1500—1503) русские войска вернули Москве некоторые русские земли, но Литва все чаще прибегала в борьбе против Москвы к помощи Ливонского ордена. Повелению Ивана III напротив ливонской крепости Нарвы была сооружена крепость Ивангород, был заключен союз с Данией. Россия прочной ногой встала в Прибалтике, обеспечивая свои военно-стратеги- ческие, экономические и торговые интересы.
Ивангород. Рисунок XIX

239
Решая масштабные международные вопросы, Русь все больше в своей политике повертывалась лицом к Западу. Формирование многонационального государства Создание единого Русского государства способствовало сплочению русских людей складыванию великорусской народности Костяком этой народности стало население, жившее во Владимиро-Суздальской земле, где восходила к силе и славе Москва Все реже жители бывших княжеств вспоминали, что они зовутся новгородцами, рязанцами, тверичами, и все чаще ощущали себя великороссами Это крепнувшее чувство принадлежности к одной рождающейся народности объяснялось несколькими важными причинами. Теперь Москва являлась столицей всей Руси, и каждый человек ощущал свою принадлежность к этому большому государству. На общей территории быстро развивался единый великорусский язык. Люди и раньше говорили по- русски, но существовали диалекты, которые при самостоятельных княжествах резко отличались друг от друга. Отныне начал складываться единый русский разговорный язык — что для москвича, что для рязанца, что для жителя далекой новгородской окраины. Этому способствовали укрепляющиеся торговые связи между различными русскими землями. Важное значение в складывании единой русской народности имела общерусская борьба с Ордой Чувство любви к родной земле, ненависти к злейшему врагу, память об общей истории — Древнерусском государстве, радость и гордость за победу на Куликовом поле, за сокрушение хана Ахмата на Угре — все это рождало единение жителей Руси. Патриотическое чувство сплачивало всех — и князей, и бояр, и дворян, и деятелей Церкви, и купцов, и ремесленников, и крестьян. На огромной территории единого Русского государства жили не только великороссы. Россия складывалась как многонациональное государство, это было одной из ее характерных особенностей.
240
Некоторые из угро-финских племен, населявших
Окско-Волжское междуречье (меря, мещера входили в состав Древнерусского государства. Теперь они оказались в составе единого Русского государства. Другие племена живших здесь угро-финнов (мордва,
черемисы, или марийцы)
долгое время сохраняли свою независимость, хотя владимиро-еуздальские, а потом московские князья упорно стремились подчинить их себе. С появлением Золотой Орды эти народы стали данниками Сарая. По мере ослабления Орды они вновь попали в зависимость от Москвы. На протяжении веков эти народы сохраняли свои обычаи, культуру и традиции. Центральная власть всеми мерами поддерживала добрососедские отношения между угро-финскими народами Поволжья и русскими жителями. В их среде активно вели православную проповедь деятели Церкви и монастыри. Со временем часть этих народов приняла крещение. Ноне все так безоблачно было в отношениях Москвы и поволжских народов. Государство заставляло их платить налоги пушниной, дарами леса, московские феодалы и монастыри захватывали их земли. Это вызывало протесты, восстания. Простые же люди, русские крестьяне и ремесленники, жили с поволжскими народами бок о боку них были общие радости, общие беды. На северо-западе вместе с новгородскими землями в состав единого государства вошли давно уже дружественные Руси племена карелов и ижоры а также непокорная и свободолюбивая чудь которая неоднократно поднимала восстания как против русского владычества, таки против натиска немецких крестоносцев. Еще в XIV в. началось постепенное продвижение русских в земли Великой Перми, где жили племена зырян и перми Там во времена Дмитрия Донского проповедническую деятельность вел епископ Сте-
фан,
получивший впоследствии имя Пермского Обращение зырян и перми в христианство проходило на добровольной основе. Стефан вошел в историю этих народов каких друг и учитель.
241
Позднее новое государство предприняло подчинение народов Приуралья, Зауралья, Западной Сибири и Прикамья. В период первых войн с Казанским ханством московские воеводы появились в землях, расположенных по реке Каме, окончательно подчинили Москве вольнолюбивый Вятский край а вместе сними жившие здесь местные племена вотяков. Опираясь на свои крепости, торговые и промысловые фактории, московские воеводы набирали отряды, состоявшие из охочих людей (добровольцев, и шли на покорение северных и приуральских народов. К концу XV в. окончательно была подчинена П^рм^ екая земля Началось насильственное крещение местного населения. Появились назначенные Москвой наместники. В это же время были завоеваны земли племени вогулов живших по Иртышу, и^югры, обитавших на Нижней Оби. Так началось продвижение русских в Зауралье и Западную Сибирь. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Как изменилась политическая карта Северо-Восточной и Северо-Западной Руси за годы правления Ивана III? Какими были пути вхождения новых территорий в состав единого Русского государства
2. Какие события XV в. способствовали изоляции русских земель от западной цивилизации
3. Выскажите суждение по поводу следующего утверждения объективно победа партии Марфы Ворецкой означала бы сохранение в Новгороде свобод, его избавление от тяжелой руки Москвы и движение по пути других восточноевропейских государств, находящихся в орбите европейского цивилизационного развития.
4. Поразмышляйте — Новгород признал Ивана III государем или господином Как вы оцениваете его стремление приостановить усиление Москвы
5. Какие события в Европе благоприятствовали превращению Руси в надежду и опору всего православного мира В чем состоял религиозный смысл карательного похода на Новгород
6. Чем завершилось противостояние Руси и Орды в 1480 г При каких обстоятельствах Московское княжество стало полностью независимым государством
7. Изобразите в виде схемы органы центрального и местного управления Руси в XV в.
242

8. Охарактеризуйте роль «Судебника» 1497 г. в политической истории страны.
9. Существует точка зрения, что «Судебник» 1497 г. обозначил этап закрепощения крестьян, и мнение оппонентов, что, пока есть право ухода крестьянина от господина в двухнедельный срок, о закрепощении не может быть и речи. Выскажите свое суждение.
10. Для какой довольно значительной части крестьян статьи
«Судебника» оправе выхода хотя бы разв году были благом
11. Докажите по карте основные направления внешней политики Ивана III. Это была борьба за выживание, как в предыдущий период, или активная завоевательная политика единого государства
12. Многоэтнический состав населения нашего государства — это общее явление той эпохи или специфика России В чем заключаются плюсы и минусы этого явления
13. Вызнаете, что в современной России миллионы нерусских людей по национальности являются русскими по языку, культуре, поведению, жизненным ценностями т.п. Какую роль в этом сыграла внутренняя и внешняя политика Ивана III?
14. В XV в. Русское государство было изолировано от Запада или открыто ему Свой ответ подтвердите конкретными фактами.
15. Каким образом Государственный герб России характеризует ее как евразийскую державу Когда он был принят Хозяйство, власть и Церковь в XV в. § 18 Крестьянство Создание централизованного Русского государства повлияло на общую ситуацию в странен ара з в и т и е хозяйства, положение ее жителей. Впервой половине все ль с кое хозяйство шагнуло вперед Трехполье повсеместно вытеснило старые методы обработки почвы росчисти и гари, с помощью которых крестьяне отвоевывали у леса пашню. Образовалось регулярное хозяйство с севооборота ми, с распространением таких ценных и питательных зерновых культур, как гречиха. Вывоз навоза на поля стало бы ч н ы м хозяйственным приемом значительно поднявшим урожайность скудной земли. Дальнейшее совершенствование получили новые пахотные орудия труда в первую очередь знаменитая
соха-косуля,
которая соединила в себе преимущества плуга, малопригодного в лесистой местности, и сохи. Новое орудие было легкими имело крепкий металлический лемех. Более стабильным стало животноводство — за счет освоения великолепных заливных лугов Окско-
Волжского междуречья, давших прекрасную кормовую базу, а также выведения новых пород скота. Резко увеличилось конское поголовье в основном за счет массовых закупок лошадей у различных степных сообществ. На одного взрослого работника в крестьянском дворе приходилось в среднем по одной лошади. А ведь таких работников, как правило, было в крестьянских дворах несколько. Основой подъема сельского хозяйства стали деревня и починок появившиеся как виды поселений еще в XIV в. Название деревня происходит от глагола драть. Пришедшие в новые места крестьяне раздирали целину, вспахивали ее, осваивали новые земли. Небольшие деревни от 3—4 до 7—8 дворов раскинулись по всей Северо-Восточной Руси. Преимущество этих поселений перед старыми, большими селами было в том, что здесь на каждый двор приходилось значительно больше земли, а значит, хозяйство оказывалось более прибыльными выгодным для крестьянина. Продолжали свой победный марш по Руси и починки совсем маленькие поселения в 1—3 двора. Именно крестьяне, организующие починки, стали подлинными первопроходцами безлюдных мест, тем более что жители починков на долгие сроки освобождались от налогов. По существу, русские люди начали освоение собственной страны. Поселенцы отправлялись не за тридевять земель, а в лесную глушь, неподалеку от прежних мест поселения. Такое явление называется внутренней колонизацией.
244
В Европе подобные процессы происходили значительно раньше. Нотам свободных земель было меньше, и вскоре крестьяне стали лучше и основательней осваивать уже обжитые места. На Руси же при обильных пространствах, постоянных налоговых льготах, которые государство и землевладельцы давали жителям починков и деревень, этот процесс растянулся на долгие столетия. С появлением единого государства, освоением новых пахотных земель, ростом количества деревень и починков главной фигурой в сельской местности стал лично свободный труженик с достаточным наделом, с определенными правами на этот надел Такой труженик, независимо оттого, что земля принадлежала либо государству, либо частному владельцу, мог передавать свой надел по наследству. Он был членом сельской общины участвовал в ее жизни, в переделе земель, принадлежащих миру (общине. Он платил налоги и пошлины, отбывал повинности как для государства, таки для феодального владельца земли, на правах свободного человека участвовал в судебных разбирательствах. Несмотря на введение Юрьева дня, имел право ухода от своего владельца или с государственной земли на другое местожительства и хозяйствования. У такого сельского труженика было право выбора. Эти сельчане и стали называться уважительно крестьянами (от слова христиане Именно свободное крестьянство обеспечило процесс внутренней колонизации страны, подъем ее сельского хозяйства, укрепление военной мощи Положение таких крестьян в течение XV — первой половины XVI в. было нелегким, но стабильным. Жизнь крестьянина протекала в неустанном труде на себя, на государство, на земельного собственника. И все же, как показывают исследования отечественных историков, крестьянству удавалось какие-то средства накапливать. Большую роль в их жизни продолжала играть община С одной стороны, она помогала усиливающемуся государству в сборе налогов, с другой — поддерживала
245
и защищала крестьянина от злоупотреблений власти, корысти кормленщиков и произвола частных землевладельцев. Города, ремесла, торговля В условиях единого централизованного государства сделали шаг вперед русские города, ремесла, торговля. Первые успехи наметились здесь во времена Александра Невского. Вдали от ордынского ига росли и развивались Новгород и Псков. Теперь же вдогонку за ними устремились города в междуречье Оки и Волги, особенно по рекам Москве, Клязьме и Оке. В городах быстро восстанавливались старые и росли новые ремесленные профессии, утраченные в период монгольского нашествия. В первую очередь это производство оружия в том числе огнестрельного. Большое развитие получили деревообработка и строительное мастерство Артели древоделов, каменщиков и камнерезов работали по всем русским городам. Крестьяне строили и отделывали свои дома собственными силами. В обычай вошли помочите. участие в постройке того или иного дома всех трудоспособных членов общины. Потом ТЭ.КЯС6 сообща праздновали новоселье. Росла и доля городского населения В XV в. оно составляло около 5% всего населения страны. Для России это было много. Для Западной Европы — исключительно мало. Там городское население составляло всего населения. В некоторых районах Европы (Северной Италии и Фландрии) —
4 0 % . К середине XVI в. в России числилось около 130 поселков городского типа. Однако полноценных городов с населением свыше 10 тыс. человек, с надежными укреплениями, каменными зданиями было не больше десятка. Кроме Москвы, где жило до 200 тыс. человек, Новгорода и Пскова, это были Тверь, Ярославль, Вологда, Кострома, Нижний Новгород, Коломна, Рязань и Смоленск. В них обитала подавляющая часть городского населения. Остальные города были скорее аграрными поселками со слабым развитием ремесла и торговли.
246
Постепенно приходили в упадок бывшие удельные центры — Ростов, Суздаль, Дмитров, Звенигород и др. Города были удалены друг от друга на десятки, порой сотни километров (на Западе на 25—30 км. Грунтовые дороги весной и осенью превращались в месиво, а потому изделия ремесла с трудом доставлялись все- ла и деревни. Крестьянству приходилось обходиться собственным производством. Правда, уже зарождались местные рынки, но они не охватывали районы вновь освоенных земель. Развитие городов, ослабленных в течение многих десятилетий ордынскими разгромами и междоусобными войнами, не поспевало за быстроразвивающимся крестьянским хозяйством. Это замедляло и затрудняло весь процесс хозяйственного развития страны. Заметно оживилась торговля Торговые связи, несмотря на удаленность городов друг от друга и трудности с дорогами, с каждым десятилетием все крепче стягивали Русь воедино Гости ведущие зарубежную торговлю, пробивались не только на рынки Крыма, Литвы, Скандинавии и Кавказа, но доходили до отдаленных стран Западной Европы. Именно они привозили в Москву и другие крупные города заморские товары вина, ткани, посуду, а на запад везли традиционные товары отечественного экспорта — меха, льняные ткани и воск. Первоклассное русское оружие и доспехи вывозить заграницу запрещалось. В городах началось объединение торговцев, ремесленников, огородников в территориальные организации сотни и полусотни Крупное богатое купечество создавало корпорации которые способствовали зарождению в России, как и на Западе городского самоуправления Купеческие корпорации помогали великокняжеским наместникам в сборе налогов, благоустройстве города, сборе городского ополчения вовремя военных походов, контролировали выполнение населением разного рода повинностей. Определяющей силой в городе оставались князья и бояре Их богатые усадьбы были главными городскими постройками. Этим слугам государя Успенский
Дмитрон
247
принадлежала экономическая и политическая власть в городах. Россия в сравнении с Западом Несмотря на крупные сдвиги во всех областях жизни, в силу ряда исторических причин впервой половине XVI в. Россия развивалась гораздо медленнее, чем западные страны. Это объяснялось протяженностью и доступностью границ нового государства, когда на смену одним врагам, Орде и Литве, пришли другие — Крымское и Казанское ханства, Ливонский орден и вновь Литва, Польша, Швеция. В борьбе с западным латинством Россия, несмотря на расширение контактов со странами Запада, приглашением оттуда специалистов, одновременно все более отгораживалась от них в культурном отношении. Церковь и великие князья стояли стеной против широкого общения с западными еретиками. Со времени образования Русского централизованного государства оно стало для Запада закрытым. Въезд в страну, как и выезд, жестко контролировались. К середине X V I в. в России проживало 6,5 млн человек. Это было больше, чем в некоторых развитых странах Запада, но средняя плотность населения по стране составляла лишь 2,3 человека на 1 кв. км. В это же время в Польше это число равнялось
20, а во Франции проживало примерно 30 человек на 1 кв. км. Россия была огромна, но слабо населена, между работниками не возникло крепкой трудовой связи, их усилия небыли объединены в освоении природы. Разного рода природные катаклизмы (засухи, преждевременные холода, обилие дождей) по-преж- нему влияли на развитие страны. В России все сельскохозяйственные работы проводились в течение 5 —
5,5 месяцев. А в странах Центральной и Западной Европы этот цикл растягивался на 9 — 10 месяцев. Западный крестьянин почти вдвое больше мог работать на земле в течение года и, соответственно, значительно больше получить от нее продуктов, необходимых для жизни или для продажи.
248
Меньше в России существовало и плодородных почв. Все лучшие черноземные земли лежали далеко к югу от центральных уездов государства, нотам по-прежнему хозяйничали степняки. На бедных же почвах нужно было прилагать гораздо больше труда для выращивания такого же урожая, как в западных странах сих плодородными почвами и мягким климатом. Города таки не стали вольными сообществами, а городское самоуправление играло в системе городов лишь подчиненную роль при княжеском наместнике. Решающее слово принадлежало здесь князьями боярам. Соперничество Церкви и государства за власть Русская Православная Церковь всеми силами поддерживала объединение земель вокруг Москвы, укрепление великокняжеской власти и создание централизованного государства. Благодарные великие князья, а вслед за ними и их соратники в борьбе за сильную и единую Русь всячески поддерживали Церковь, предоставляли ей все новые и новые земельные владения и налоговые льготы, делали в монастыри и церкви богатые вклады деньгами и дорогими вещами, позволяли церковным земельным собственникам вершить суд над живущими на их землях людьми. Авторитет Церкви особенно вырос после падения Константинополя и превращения Русской Православной Церкви в середине XV в. в автокефальную, те. самостоятельную, организацию, независимую от константинопольского Патриарха. Теперь это была самая крупная, богатая, хорошо организованная Православная Церковь в Евразии. Отказавшись принять унию с католичеством, Русская Церковь еще более упрочила свое положение в обществе как религиозная и нравственная сила. Большую помощь Церковь оказала великокняжескому престолу в борьбе с католической агрессией Запада ив освобождении Руси от власти Орды Митрополит Геронтий
активно побуждал заколебавшегося в 1480 г. Ивана III к решительной борьбе с нашествием хана Ахмата.
249
Однако по мере укрепления центральной власти позиции Церкви становились слабее. Великие князья Иван III и Василий III не могли согласиться с особым ее положением, с существованием этого государства в государстве. Они видели, что Церковь с ее огромным влиянием, земельными богатствами, многочисленными льготами стала соперничать с великокняжеской властью. Это происходило особенно тогда, когда на митрополичьем престоле появлялись энергичные, умные, честолюбивые деятели. Так, Иван III пошел на конфликт см и троп о литом Геронтием. Василий III поспешил сместить неугодного ему митрополита. Стечением времени именно от великих князей стало зависеть избрание митрополитов. На кого указывали Иван III и Василий III, тот и занимал митрополичью кафедру. Началось сокращение налоговых и судебных льгот Церкви. Великие князья ограничивали Церковь в дальнейшем расширении ее земельных владений. Впервой половине X V I в. Русская Православная Церковь по-прежнему оставалась им о щ - ной религиозной силой, и богатейшим землевладельцем на Руси, и средоточием культурных ценностей. Здесь создавались летописи, рождались живописные шедевры, действовали школы. Великокняжеская власть не могла не учитывать все это. К тому же Церковь вела себя все более агрессивно по отношению к другим религиям, которые исповедовали враги России к католичеству и мусульманству. А этот о же было на руку великокняжеской власти. Церковь и еретики Во второй половине XIV — начале
XV в. на Русь пришла волна еретичества. Ереси (от греческого слова «ересис» — особое вероучение) — это отступление от официального церковного учения, от церковных догм и от поклонения церковным святыням иконам, мощам святых и т.п. Ереси подрывали устои Церкви, а поскольку Церковь поддерживала государство, обосновывала божественное происхождение верховной власти, власти великих
250
московских князей, то борьба против церковных устоев означала и подрыв государственных интересов. Неслучайно первые ростки ереси появились в Новгороде и Пскове — крупных торговых городах, тесно связанных с западными странами. Еретики (их называли стригольниками из-за того, что в их числе были расстриженные те. лишенные сана духовные лица) обличали церковников, в том числе монастырскую братию, за жадность, мздоимство и говорили, что такие люди не могут учить людей вере. Они отрицали, существование души и загробную жизнь и одновременно выступали против церковного землевладения, угнетения одних людей другими. Церковные власти, опираясь на поддержку великих князей, сурово карали еретиков. В Новгороде, например, руководителей еретиков утопили в Волхове. Однако жестокие меры, напоминавшие подобные расправы инквизиторов на Западе, не искоренили ересь. Прошло несколько десятилетий, и новая волна ереси пришла из Новгорода. Ее называли ересью жи-
д&ветвующих, потому что первыми ее распространителями были приехавшие из Киева евреи. Однако многие русские люди и своим умом дошли до необходимости по-новому оценить религиозные каноны и Саму Церковь. Еретики отрицали божественное происхождение Иисуса Христа и говорили о его человеческой сущности, отвергали почитание икон монашество, поклонение святым. Взгляды еретиков нашли поддержку не только среди простого народа, но и среди некоторой части духовенства, бояр, дьяков и даже людей, близких к Ивану. Церковь к этому времени действительно потеряла многое из своего ореола нравственной и патриотической силы, погрязла в стяжательстве, погоне за увеличением земельных владений да к тому жена- чала противопоставлять себя центральной власти. Поначалу Иван III не вмешивался в религиозные споры и даже сочувственно относился к еретикам, поскольку те, обличая Церковь, поддерживали великокняжескую власть и требовали отмены особого положения Церкви в государстве.
251
лоцкпп.
'II н.
N

и.ук. Т П ш
« I I Также сочувственно Иван III воспринял рассуждения так называемых иеетяжателей заволжских старцев, обитавших в скитах (отдельных лесных избушках. Нестяжатели проповедовали уход от мираГ отказ Церкви от стяжания те. приобретения церковниками богатств и земельных владений. Жить нужно, считали они, на подаяния прихожан, личным трудом, только таким путем можно очиститься душой и достигнуть на том свете спасения. В борьбе с церковным землевладением, всевластием усиливавшейся Церкви Иван III использовал эту критику со стороны нестяжателей. Их яростным противником выступил игумен подмосковного Волоколамского монастыря Иосиф Его сторонников по имени лидера стали называть иосиф-
лянами.
Иосифляне доказывали, что монастыри нуждаются в землях ив крепком хозяйстве. Только опираясь на хозяйственную мощь, они могут в религиозном отношении влиять на общество. На первых порах казалось, что при сочувствии великого князя еретики и нестяжатели возьмут верх над официальной Церковью. Но Ивана III мало заботили религиозные и нравственные вопросы. Главным для него было усиление центральной власти, собственного единодержавия. Он решил использовать Церковь в интересах развивающегося государства. Началось преследование еретиков в Новгороде и Москве. Сторонников нестяжателей отправили в ссылку и на плаху. Деревянные клетки с еретиками запылали на льду Москвы-реки и Волхова. Так закончился первый этап борьбы с теми, кто попытался поставить под сомнение правомерность канонов Русской Православной Церкви, покуситься на ее несметные богатства. Несмотря на некоторые противоречия с великокняжеской властью, Церковь немало способствовала возвышению Русского централизованного государства. Она с лихвой отплатила великим князьям за поддержку. Тем самым, впрочем, Церковь возвышала и себя как идеологическую основу государства. Именно в церковной среде вначале в. сложилась теория
252
Москва — Третий Рим Ее создатели утверждали, что Москва, Русское государство, великокняжеская власть являются наследниками двух предшествующих Римов — итальянского Рима и византийского Константинополя. Они считали, что первый Рим был погублен католичеством, второй Рим, Константинополь, погряз в грехах и по Божьему соизволению пал под напором турок. Теперь православная Москва — мировой центр истинного христианства. Миссия Русского централизованного государства, провозглашали сторонники теории Москва — Третий Рим, состоит в спасении человечества от разного рода ересей. Одновременно создатели новых сказаний и летописных сводов, которые писались в основном церковными деятелями, насаждали в обществе идею о том, что род
Рюриковичей проистекает от римского императора Августа, чья власть имела божественный характер. Самим Богом дана и власть московских монархов.
! На долю сына Ивана III Василия III Ивановича
(1505—1533)
досталась нелегкая задача завершить начатое отцом дело единения страны и централизации ее правления. И ВасилидДН-бЯб^хяще осуще». вил эту задачу. ИмевдаиЕ?й«нам_были присоединены к Москве Пс«вв*.Едданское княжество^ПродолЖйл он сокращать и права удёЛЬНЫХ"князей — своих братьев. Он всячески ограничивал права братьев, даже мешал им жениться, а значит, создать семью, иметь детей, чтобы не продолжать на Руси удельные порядки. Большинство его братьев таки остались холостыми. А после смерти некоторых из них их уделы перешли к великому князю. Другие же завещали Василию III свои уделы. Лишь младший брат Андрей, имевший уделом город Старицу, сумел создать семью. Неслучайно именно старицкий князь, а потом его сын и вся родня в течение всего X V I в. создавали препятствия единодержавной власти и Василия, и его сына — Ивана IV Васильевича Грозного. И представители элиты, и дворяне, и простой люд считали себя холопами великого государя В русском
253
обществе сложилось мнение, что воля государева — это воля Божья. Продело неизвестное или сомнительное говорили Знает то Бог да великий государь. Самодержавная власть складывалась в это время во Франции, в Англии, некоторых других странах Европы. Но нигде всевластие монарха, принижение подданных перед его властью не имели такого характера, как в России. Одной из причин является то, что нив одной стране не было необходимости в таком сплочении народа вокруг государя из-за смертельной для него опасности со стороны совершенно чуждых инонациональных и религиозных сил (Орда, крестоносцы и др. В этой борьбе народ создал себе кумира. Кроме того, на Западе экономически мощные города давно отвоевали себе свободу от феодалов и королей. Там сам дух города делал человека свободным. На Руси из-за слабого экономического развития города и их население, кроме Новгорода, были очень зависимы от монарха, князей и бояр. На складывание государственной власти в России огромное влияние оказали порядки, существовавшие в Орде. Долгие десятилетия Орда была для Москвы не только господином, но и моделью управления. Власть великих московских князей, в первую очередь Ивана III и Василия III, сформировалась под влиянием не столько далеких западных королевств сих представительными органами власти (Генеральные штаты во Франции, сеймы в Польше и Литве, сколько под влиянием восточных деспотий. Система власти в обществе накладывает сильный отпечаток на все общество. Так было ив России. Все, кто владел хоть какой-то долей власти (князья, бояре, дворяне, дьяки, подьячие, считали, что получили ее от монарха. С годами это состояние полной зависимости от монарха целиком пронизало русское общество. Этому способствовали и личные качества первых руководителей Русского централизованного государства — властных, не терпящих возражений Ивана III и Василия III.
254
Ноне надо думать, что власть великого князя была неограниченной. Существовала Боярская дума которая являлась совещательным органом. Довольно значительной была власть кормленщиков (наместников. При Василии III сложилась и система местничества с которой было тяжко бороться даже великому князю. Местничество означало право каждого крупного феодала, князя, боярина, думного дьяка занимать то место в системе управления, которое ему принадлежало по праву знатности родства. Наиболее родовитые князья, бояре вовремя военных походов командовали главными полками, хотя могло случиться, что у них не было никаких военных талантов. Они занимали видные места в системе управления, хотя не обладали ни малейшими административными способностями. В Думе они располагались поблизости от государя. Даже вовремя приема иностранных посольств и на торжественных обедах знатные люди занимали места по своей породе (родовитости. И никакими силами, никакими опалами и наказаниями невозможно было сдвинуть систему местничества. Знать готова была скорее умереть, чем уступить менее родовитому сопернику, считая это бесчестием для всего рода. При Василии III возникла система приказов Если при Иване III они появлялись от случая к случаю, как поручения великого князя, то теперь приказы стали прочной системой управления страной. Зародилась бюрократия те. круг людей, которые состояли на службе великого князя и решали по его поручению вопросы управления, суда, сбора налогов, формирования армии и т. д. Вместе с бюрократией появилась система взяточничества потому что приказные люди, рассматривая просьбы других людей, использовали свое служебное положение для наживы. Бюрократия и взятки сразу же стали неотъемлемой частью российской системы управления.
1. Почему внутренняя колонизация Восточной Европы в отличие от Западной растянулась на долгие годы Кто был основным участником этого процесса ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

255

2. Прочитайте два утверждения а) крестьянская община помогала усиливавшемуся государству в сборе налогов б) крестьянская община защищала крестьянина от произвола частных землевладельцев и злоупотреблений власти. Укажите
— правильны оба утверждения
— неправильны оба утверждения
— правильно одно и неправильно другое.
3. Как природно-климатические условия влияли на темпы развития русских земель
4. Почему российские города не стали самоуправляющимися вольными сообществами, как в Европе, а играли подчиненную роль при царском наместнике На какие стороны развития России существенно повлиял этот фактор
5. Укажите неверный ответ. Впервой половине XVI в. Церковь на Руси была а) мощной религиозной и нравственной силой б) богатым землевладельцем в) средоточием культурных ценностей г) придатком царской власти.
6. Объясните значение терминов нестяжатели, иосифляне,
стригольники.
7. В суждениях духовенства отчетливо просматривались две тенденции одни отстаивали самобытность России, другие желали видеть ее в качестве составляющей европейского развития. Докажите это на примере противостояния нестяжателей и иоси- флян.
8. Какие процессы во взаимоотношениях Церкви и государства отразила теория Москва — Третий Рим
9. На какие стороны жизни влияло утвердившееся при Василии мнение, что воля царя — это воля Божья
10. Известно, что самодержавная власть в XV в. складывалась в Англии и во Франции. Между тем положение подданных там ив России имело существенную разницу. В чем она заключалась и чем объяснялась
11. Почему монархию Ивана III и Василия III нельзя считать абсолютной
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


написать администратору сайта