Главная страница

История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_Сахаров А.Н_2003 -320с. История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_С. Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. М тид русское словорс


Скачать 6.36 Mb.
НазваниеУчебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. М тид русское словорс
АнкорИстория России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_Сахаров А.Н_2003 -320с.pdf
Дата04.05.2017
Размер6.36 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаИстория России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_С.pdf
ТипУчебник
#7032
КатегорияИстория
страница8 из 17
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   17
Чернигово-Северское княжество Черниговское княжество рано обособилось от Киева. Еще черниговско- тмутараканский князь Мстислав противопоставил себя Киеву и заставил своего брата Ярослава Мудрого отдать ему половину государства. Позднее Святослав черниговский захватил престол в Киеве, а его сын Олег вел долгую войну с Владимиром Мономахом. Ив дальнейшем Ольговичи были постоянными противниками Мономашичей. Со временем Чернигов стал одним из крупнейших русских городов. В Черниговской земле расцвели и другие крупные центры — Новгород-Северский,
Путивль, Курск, Козельск, Мосальск, Воротынск, Мценск, Стародуб. Подчинялись Чернигову Муром и Рязань в Северо-Восточной Руси. Черниговские князья дружили с половцами, поэтому Черниговская земляне испытывала в течение десятилетий такого напора кочевников, как, скажем, Киевское княжество. Со второй половины XII в. черниговские князья в борьбе с потомками Владимира Мономаха надолго
120

Мосле поЬоцщ4\ И гош
тоедэ&ича е. После КО
Святослшш полонцнми
X у дожни Н овладели киевским престолом, но по-прежнему опирались при этом на военную и экономическую мощь родного им Черниговского княжества, В е гг. в истории Черниговского княжества произошли события, которые вскоре были воспеты в бессмертном Слове о полку Игореве». 23 апреля
1185 г. Игорь новгород-северский небольшими силами начал самостоятельный поход в степь, полагая, что половцы ослаблены и можно будет поживиться легкой добычей. В первых же стычках русская рать разбила половецкие отряды и захватила немало добра. Нона выручку сородичам спешил хан Кончак
с основными силами. Три дня на берегу реки Каялы,
неподалеку от Азовского моря, кипел бой. Русская рать была полностью уничтожена, князь Игорь и некоторые другие князья и бояре взяты в плен. Половцы вновь двинулись на Русь. Плохо подготовленный и проведенный малыми силами поход Игоря лишь спровоцировал это нашествие. Позднее князь Игорь бежал из плена. В 1198 г, старший в роду Ольговичей, он стал великим князем черниговским.
Галицко-Волынское княжество В Юго-Западной Руси сформировалось мощное Галицко-Волынское
КН Я Ж 6 " ство. Здесь появились крупные, богатые, хорошо укрепленные города — Владимир-Волынский, Галич, Перем ы ш ль, Луцк, Холм, Дорого буж, Червен,
Бужеск и др. Большую силу в Галицко-Волынской
121
земле приобрело мощное боярство располагавшее обширными землями. Бояре опирались на многочисленных дружинников и со временем стали соперничать с местными князьями. В середине XII вот Волынского княжества отделилось Галицкое княжество с центром в Галиче богатом торговом и промышленном городе. Борьба князей между собой, а также противостояние княжеской власти и боярских группировок, в котором активное участие приняло городское население, привели к длительными тяжелым смутам в Галицкой земле. И все же именно Галицко-Волынская земля раньше других русских княжеств стала выходить из состояния политической неразберихи, и княжеская власть, опираясь на поддержку горожан, попыталась унять своеволие боярских группировок. Большой мощи достигло Галицкое княжество в 1160 — е гг. — во времена правления Ярослава Осмомысла.
Он был женат на дочери Юрия Долгорукого Ольге, а потому всегда имел поддержку могучих ростово-суздальских князей. Ярослав Осмомысл отчаянно боролся со своевольными боярами, ив конце концов ему удалось сокрушить противников и усилить авторитет княжеской власти. При нем началась централизация княжества, прекратились внутренние усобицы. Оно достигло наивысшего расцвета, прославилось своим богатством, развитыми международными связями, особенно с Венгрией, Польшей и Византией. Про Ярослава
Осмомысла автор Слова о полку Игореве» говорит, что он подпер своими железными полками горы Угорские (Карпаты. В другой части Галицко-Волынской земли — Волынском княжестве власть прочно находилась в руках потомков Владимира Мономаха. Со временем княжество раздробилось на отдельные мелкие владения — уделы но к концу XII в. в этом княжестве, как ив других крупных русских княжествах- государствах, стало просматриваться стремление к объединению земель, к централизации власти в одних руках.
122
Особенно ярко это проявилось при князе Романе
Мспгиславиче,
правнуке Владимира Мономаха, Роман Мстиславич претендовал на власть во всей
Юго-Западной Руси. Его союзниками были Ростово-
Суздальское княжество и Польша, которая нуждалась в сильном союзнике в своей борьбе с Германией. Роман Мстиславич воспользовался очередной смутой в Галиче после смерти Ярослава Осмомысла в 1187 г. Ему удалось овладеть Галицким княжеством, одержав верх над сыном Осмомысла, нов междоусобную борьбу вмешалась Венгрия венгерский король захватил Галич. И только в самом конце XII в. Роман Мстиславич объединил под своей властью Галич и Волынь и образовал единое Галицко-Волынское княжество. Через несколько лет он присоединил к своим владениями Киевское княжество Так на юго-западных рубежах Руси выросло новое огромное государство, равное по территории Германской империи. С Галицко-Волынской Русью считались Германия, Польша, Венгрия, Византия. Роман Мстиславич активно влиял на европейские дела. Его политику продолжил сын — Даниил Романович В 1205 г, когда Роман Мстиславич умер, Даниилу было всего четыре года. Бояре выгнали его с матерью из Галича. Несколько лет длилась междоусобная борьба между князьями Рюриковичами и боярами за влияние в Галицко-Волынской земле. Гибли люди, горели города, княжество вновь раздробилось на уделы, Венгрия захватила Галич. Повзрослев и собрав мощную дружину, Даниил сумел в 1221 г. захватить престол на Волыни, а в 1234 г. стали галичским князем. Вновь Галицко-Волынская земля объединилась и превратилась в сильное европейское государство. Даниил был выдающимся государственным деятелем, смелыми талантливым полководцем. О его личной храбрости ходили легенды, но опасные соседи
Галицко-Волынской Руси, Венгрия и Польша, в сговоре с местными боярами пытались ослабить власть Даниила и помешать централизации Юго-Западной Руси. Плитки гр. Галич XII I Евангелист Миниатюр

X
1 123
Господин Великий Новгород Господин Великий Новгород как называли его современники, рано обособился от Киева. Новгородская земля простиралась от Балтики до Уральских гор, от Белого моря и берегов Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки. С самого начала русской государственности Новгород выступал наравне с Киевом за лидерство в русских землях. Неоднократно Новгород побеждал Киев и утверждал своих князей на общерусском престоле. Но одновременно Новгород постоянно стремился сохранить свое особое положение в русских землях, утвердить свою вольность Хотя киевские правители регулярно посылали в Новгород наместников — своих старших сыновей, княжеская власть никогда не была здесь такой сильной, как в других русских княжествах. Это объяснялось мощью местного боярства, силой городских слоев — богатого купечества и ремесленников. Большой авторитет имел здесь местный руководитель Русской Православной Церкви новгородский архиепископ, или владыка как его величали. Храм Святой Софии в Новгороде. Современный вид Причина особой роли Новгорода в русской истории лежала в самом строе жизни города. Долгое время он располагался в центре важных торговых путей — в Южную Прибалтику и далее — в немецкие земли, Скандинавию, а также в страны Востока. Новгород вырос на торговле, труде ремесленников, на пушном промысле, на хозяйствах крупных землевладельцев. Здесь ранее, чем в других городах, появились купеческие объединения. Богатые торговцы владели речными им орскими судами, складами и амбарами, строили каменные дома и церкви. В Новгороде находилось немало дворов иноземных купцов. Вт орг о в л ю включались и бояре, и церкви.
124
Со временем в Новгородской земле выросли крупные города Псков и Изборск; по-прежнему заметную роль играла Ладога. Сюда не доходили печенеги и половцы. Это оберегало народный труд, создавало благоприятные условия для развития края. Большую силу в Новгороде со временем получили крупные землевладельцы бояре Их земельные владения, леса, рыбные угодья давали значительную часть торговой продукции — пушнину, мед, воск, рыбу, лен. Интересы боярства, купечества, Церкви сплетались воедино. Вот почему верхушка города так называемая аристократия опираясь на свои несметные богатства, играла весьма значительную роль в жизни города. Аристократия вела за собой в политической жизни ремесленников, прочий люд. Новгород выступал единым фронтом против постоянного политического давления то со стороны Киева, то со стороны Ростово-
Суздальского княжества. Здесь все новгородцы были заодно, защищая свое особое положение в русских землях. Во внутренней жизни города такого единства не было. Острейшее столкновение интересов простых горожан и городской верхушки приводило к открытым выступлениям, восстаниям против боярства, богатого купечества, ростовщиков. Не раз врывались взбунтовавшиеся горожане и на архиепископский двор. Остро соперничали между собой боярские и купеческие кланы — боролись заземли, доходы, привилегии, зато, чтобы поставить своего князя, посадника, тысяцкого. Городские власти выбирались на вече здесь же обсуждались кандидатуры приглашаемых князей,
Новгородски торговля. Художник
Н.Ф. Некрап
Новгородекм
XII а.
125
Изображение Великого Новгорода на иконе определялась военная политика. По существу, это была республиканская форма правления. Новгородское княжество нередко именуют Новгородской аристократической республикой потому что в реальности все рычаги управления и влияния находились в руках аристократии. Бояре, богатые купцы, Церковь стояли за спиной веча, готовили выгодные им решения, покупали голоса, запугивали и преследовали строптивых. Вече собиралось по звону вечевого колокола — символа свободы и независимости Новгорода. Река Волхов разделяла город на две части — Левобережную и Правобережную. Соединявший их мост играл в жизни города важную роль здесь происходили кулачные бои между враждовавшими группировками, отсюда сбрасывали в Волхов осужденных насмерть преступников. Вислая печать князя Новгородская верхушка добивалась, чтобы при-
Вееволода Метиславича. сланный из Киева князь на первое место ставил интере- в ' сы города, а потом уже всей Руси. Но пока Русь была сильна, Новгород неизменно подчинялся центральной власти. Однако по мере распада Руси сепаратистские настроения новгородской аристократии нарастали.
1136 г. оказался переломным в истории Новгородской земли новгородцы свергли с престола княжив- шего в их земле внука Владимира Мономаха — Всеволода Мстиславича.
Посаженный в Новгороде своим отцом Мстиславом Великим, он продолжал там
126
править и после смерти отца. Но времена изменились, а князь распоряжался Новгородской землей по-преж- нему. Опираясь на Новгород, он попытался захватить
Переяславль, затем потерпел поражение в войне с рос- тово-суздальским князем. Это переполнило чашу терпения новгородцев, и они поднялись против князя. По приговору веча Всеволод вместе с семьей был заключен в темницу, затем ему объявили, что ему из Новгорода путь чисти выслали князя из города. С этих пор Новгород стал сам приглашать князя, заключать с ним ряд (договор, уже независимо от воли великого киевского князя. Первым на договорной основе там появился черниговский князь Святослав
Ольгович. С конца XI ив течение всего XII в. Новгород все менее зависел от остальной Руси. Все его интересы, торговые контакты были связаны с Прибалтикой, Скандинавией, немецкими землями. Именно в это время Новгород вел активное наступление на земли своих соседей-язычников — чуди (эстов), корелов, финского племени емь. Все они превратились в данников Новгорода.
Владимиро-Суздальское княжество Северо-Восточная Русь в течение долгих веков была одним из самых глухих углов восточнославянских земель. Здесь жили уг- ро-финские и балтские племена. В VIII — IX вв. сюда передвинулось с юго-запада (из района Воронежа) племя вятичей С IX — X вв. славянская колонизация края постоянно усиливалась. Сюда шли люди из
Поднепровья, из земель кривичей
и полочан. Почему же славяне так упорно переселялись в эти места Здесь, в междуречье Оки, Волги и Клязьмы, было немало превосходных пахотных земель" в поэмах рек простирались великолепные луга. Умеренный климат давал возможность развивать и земледелие и скотоводство. Леса были богаты пушниной, ягодами грибами. Издавна в этих местах процветало бортничество. Реки и озера изобиловали рыбой.
Северо-Восточная Русь не знала нашествий кочевников печенегов и половцев. Постепенно здесь зарождалось вотчинное землевладение, развивались
127
города — Ростов, Суздаль, Ярославль, Муром, Рязань. Со второй половины XI в. эти земли принадлежали Всеволоду Ярославичу, его сыну Владимиру Монома- ху и его потомкам. Владимир Мономах основал Влади- мир-на-Клязьме и Переяславль-Залесский. Города были небольшими, без каменных зданий и храмов. Впору трудных испытаний, жестоких поражений в борьбе за власть дети и внуки Мономаха знали, что здесь они всегда найдут помощь и поддержку. Сюда в период своего великого княжения в Киеве Мономах послал младшего из сыновей — Юрия. По мере распада Руси и ухода из жизни старших князей Юрий Владимирович оказывал все большее влияние на русские дела. Женившись на дочери половецкого хана, он приобрел союзников в лице половцев. Юрий обладал неуемной жаждой власти, был жестоки коварен. Он как бы стремился наверстать то, что ему недодала природа, сделав младшим в роду Мономаши- чей. Он присоединял к своему Ростово-Суздальскому княжеству одно владение за другим. Прозвище Долго-
рукии
было дано ему неслучайно. За его спиной стоял огромный и богатый край. Если в старых городах, Ростове и Суздале, князьям приходилось считаться с влиянием сильного боярства, тов молодых центрах — Владимире и Ярославле — они опирались на растущие городские сословия, купечество, ремесленников, мелких землевладельцев, получивших землю за службу князю. Здесь проходили те же процессы централизации, что ив Галицко-Волынской Руси. При Юрии Долгоруком Ростово-Суздалъское княжество стало одним из наиболее сильных на Руси. Князь старался подчинить себе земли поволжских уг- ро-финских народов — мордвы, буртасов, черемисов и других, вел войны с Волжской Булгарией, стремясь овладеть Волжским торговым путем, боролся с Новгородом, чьи владения подходили вплотную к его землям. Свои долгие руки Юрий протянули к Киеву. Дважды всходил он натрон в Киеве, и лишь к середине х гг. ему удалось утвердиться там, но ненадолго. В 1157 г. Юрий Долгорукий умер.
128
Начало Москвы В борьбе с Новгородом Юрия Долгорукого поддерживал черниговский князь Святослав
Олъгович,
который в е гг. стремился занять киевский престол и обращался за помощью к Юрию. Чтобы договориться о дальнейших совместных шагах, Юрий Долгорукий пригласил черниговского князя приехать в маленькую крепостицу, пограничный городок Москву Приде ко мне, брате, в Москов. Встреча произошла 4 апреля 1147 г. Юрий Долгорукий устроил богатый пир. Князья обменялись подарками. Так в исторических источниках впервые была упомянута Москва Этот день и считается днем основания города. Однако в реальности история Москвы намного древнее. Первыми обитателями здешних мест были еще в железном веке угро-финские племена, потом здесь появились племена балтов, а в VIII — IX вв. сюда стали проникать славяне. Откуда появилось самоназвание Москва На древнебалтском языке оно означало узловая река, те. связывающая отдельные части здешних мест
(«мазг», моек — узел, узловой и «вандоу» — вода, река. Название реки перешло и навозник- ший здесь город. В науке существуют и другие версии. Андрей Боголюбский.

После смерти Юрия на престол в Ростово-Суздальском княжестве вступил его сын Андрей Юрьевич В свое время отец отдал ему во владение Владимир-на-Клязьме. Андрей Юрьевич любил свой северный край. Когда отец стал великим киевским князем и приказал ему прибыть в Киев, он ослушался и остался во Владимире. Ко времени вступления на престол ему минуло 37 лет, он был уже опытным правителем и бывалым воином. Андрей принимал участие во многих походах отца, был смел в бою.
Ростово-суздальские бояре отказались принять нового князя из Киева и выбрали правителем Андрея Юрьевича. Они надеялись, что независимый и решительный князь поможет им окончательно обособиться от Киева. Однако очень быстро стало ясно, что бояре просчитались. Андрей Юрьевич всю силу своего характера, Князь Андрей
Боголюбский. Реконструкция ММ. Герасимова
5 — 1 4 5 3 129
решительность и упорство направил на борьбу со своевольным боярством и укрепление великокняжеской власти. Он отказался жить в старых центрах края — Ростове и Суздале, построил себе белокаменный дворец в селе
Боголюбове близ Владимира (отчего и получил прозвище Боголюбский), окружил себя младшими дружинниками. Андрей прогнал братьев из разных городов края и подчинил эти города своему управлению, затем удалил отдел старых бояр Юрия Долгорукого, распустил его поседевшую в боях дружину. Летописец отметил, что владимирский князь стремился стать
самовластцем
в Северо-Восточной Руси, правления Андрея Бог о люб с кого Владимиро-Суздальское княжество как оно теперь называлось, достигло еще большей силы и могущества, чем при его отце. Андрей вовсе не стремился стать великим киевским князем. Он выказывал полное пренебрежение к старой русской столице, потому что чувствовал — центр русской политической жизни постепенно перемещается на Север. Прекрасно понимая это, Андрей Боголюбский объявил себя великим князем Владимиро-Суздальского княжества. Андрей продолжал расширять границы своих владений добился успеха в войнах с Волжской Булга- рией, завоевал мордовские земли. Действия князя вызывали все большее раздражение бояр Ростова и Суздаля. Их чаша терпения оказалась переполнена, когда по приказу князя казнили одного из родственников его жены — боярина Кучку. Против Андрея Боголюбского созрел заговор, в который была вовлечена его жена. Заговорщики убили князя. Всеволод Большое Гнездо и расцвет Владимиро-

Суздальской Руси Гибель Андрея Боголюбского не остановила процесса централизации Владимиро-
130
Суздальской Руси. Попытка бояр Ростова, прежней столицы княжества, и Суздаля посадить на престол своих ставленников окончилась неудачей. Города поддержали братьев Андрея — Михаила и Всеволода который в 1176 г. разгромил своих противников вот- крытом бою и овладел владимиро-суздаль- ским престолом. Мятежных бояр заточили в тюрьму, их владения были конфискованы. Всеволод получил прозвище Большое Гнездо т. к. имел восемь сыновей и восемь внуков, не считая потомства женского пола. В борьбе с боярством его поддерживали городские слои и мужающее с каждым годом дворянство. Укрепив свои позиции внутри княжества, Всеволод стал оказывать все большее влияние на всю Русь — вмешивался вдела Новгорода, овладел землями в Киевском княжестве, подчинил своему влиянию Рязанское княжество. Всеволод предпринял мощное наступление на Волжскую Булгарию. Его поход на Волгу в 1183 г. закончился блестящей победой. Значительная часть мордовских земель вышла из подчинения Булгарии и попала в зависимость от Владимиро-Суздальской Руси.
Окско-волжские племена оказались между двумя сильными государствами — Булгарией и Владимиро-
Суздальским княжеством. Это была трудная судьба и трудная история. Долгими десятилетиями окско- волжские племена использовали вражду двух крупных государств, чтобы, лавируя между ними, сохранить свою независимость. После смерти Всеволода Большое Гнездо в 1212 г. речь шла уже о том, какое из сильных русских княжеств Галицко-Волынское или Владимиро-Суз- дальское — возьмет на себя объединение всех русских земель. Однако начавшееся вскоре монгольское нашествие коренным образом нарушило эти исторические процессы и затормозило дальнейшее развитие Руси. Дмитрий (' Икона. XII

( ПргОполч
и.юбражгт
Нсгнол1н1<1 Гнездо)
131

1. Какие экономические, социальные и политические причины привели к феодальной раздробленности русских земель Докажите, что этот процесс являлся закономерным.
2. Какую роль в этом процессе сыграло появление служилого дворянства
3. Чем этот процесс на Руси отличался от аналогичного процесса в других странах
4. Какие три модели политического развития русских земель сформировались в период феодальной раздробленности Что между ними общего и различного
5. Какую грань в истории Руси обозначила смерть Мстислава Великого
6. Почему Юрий Долгорукий предпочитал жить в Ростово-
Суздальской земле, а не в Киеве, а черниговские князья — в Чернигове Как это влияло на жизнь русских земель
7. Какие центробежные и центростремительные силы проявились в период раздробления русских земель
8. Известно, что каждое крупное княжество могло выставить рать не меньше, чем киевский князь, — с пехотой, конницей, военным оснащением. Между тем Русь стала намного слабее в политическом и военном отношении. Как разрешить это противоречие
9. Политическая жизнь в Новгороде — неповторимое явление российского Средневековья. Подтвердите или опровергните это утверждение.
10. Каковы особенности развития северо-западного региона русских земель в период феодальной раздробленности
11. Почему у Новгорода особая роль в российской истории
12. Почему Галицко-Волынская земля раньше остальных обрела единство Почему с этим регионом Руси считались Германия, Польша, Венгрия, Византия
13. Как на карте северо-востока Руси появилась Москва Какие события происходили за пределами северо-вбсточных земель, когда мир еще ничего не знало Москве, а Москва — о мире
14. Почему при Андрее Боголюбском центр политической жизни постепенно переместился на северо-восток? Что характеризует Андрея Боголюбского как «самовластца»?
15. Какие преимущества феодальной раздробленности проявились в северо-восточных землях при Андрее
Боголюбском? Когда северо-восточный регион русских земель пережил период расцвета
16. Как изменилась карта Древнерусского государства с IX по
XIII в Каковы причины и последствия этих изменений
132
Культура Руси X — начала XIII в. Зарождение русской цивилизации
§ 10 Как мы понимаем русскую культуру Культура народа является частью его истории. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, руками народа, что выражает его духовный облик, взгляд на мирна человеческие отношения. Культура восточных славян была единой, хотя и имела свои особенности — одни для Поднепровья, другие — для Северо-Восточной Руси, третьи — для северо-западных земель. Славяне широко общались и сжившими бок о бок угро-финнами и балтами. Для всех них Восточно-Ев- ропейская равнина была единым миром, несмотря на разного рода противоречия и различные языки. Они торговали друг с другом, обменивались хозяйственным опытом, навыками. У них было много общего в постройках, способах обработки земли, песенном и танцевальном искусстве, одежде, украшениях. Баня была любима повсюду у этих народов. Велико было влияние на Русь византийской культуры, особенно после принятия христианства. Тесные культурные связи русские земли поддерживали с западными и южными славянами — Польшей, Чехией, Болгарией и Сербией. Поэтому с самого своего возникновения культура Древней Руси была глубоко интернациональна. Культура восточных славян была одновременно и культурой старого языческого мира сего древними народными обычаями, поверьями, обрядами, песнями и танцами, и культурой христианской см о щ н ы м влиянием Церкви в области литературы, архитектуры, искусства, письма, школьного дела, библиотек. Языческие народные традиции больше сохранялись в отдаленных местностях, в селах и деревнях. Христианская культура господствовала в развитых районах, на больших торговых путях, в городах. Эти два культурных потока в сильной степени влияли друг на друга, обогащали и дополняли друг друга. Сказочная птица
Алконост. Лубок
133
Письменность, грамотность, школы Письменность на Руси зародилась задолго до введения христианства. Уже вначале в. на Руси использовались буквы. О том свидетельствует относящийся к этому времени глиняный сосуд, обнаруженный археологами под Смоленском. На нем написано горушна, те. сосуд для пряностей. Сохранились сведения и о том, что буквы на Руси в глубокой древности вырезали на деревянных дощечках и называли их резами. Позднее эта традиция письма на дереве сохранилась в виде использования в качестве материала для письма бересты и появления так называемых берестяных грамот. Берестяное письмо было очень распространенным в Древней Руси. И не только в Новгороде, но ив Пскове, Смоленске и других русских городах. Широкое распространение на Руси получила славянская грамота — славянский алфавит, созданный братьями Кириллом и Мефодием выходцами из греческого города Фессалоники (на Руси его называли
Солунь). Ученые полагают, что при создании азбуки они использовали и древние славянские буквы. Братья много сделали для просвещения славянских народов Европы, в том числе и Руси, для распространения христианства, перевода богослужебных книг на славянский язык. Оба они были канонизированы Православной Церковью. Христианизация Руси дала мощный толчок развитию письменности, грамотности. Вместе с деятелями
134
Церкви на Русь пришли писцы и переводчики, хлынул поток греческих, болгарских, сербских книг религиозного и светского содержания. Особенно широкий размах это явление приобрело при Ярославе Мудром и его сыновьях. Переводные книги читали не только в княжеских и боярских семьях, в монастырях, но ив среде купечества и ремесленников. Тик, широкое распространение получило жизнеописании Александра Македонского Александрия. Русские люди восхищались подвигами героя, скорбели о его безвременной кончине от рук убийц-отравителей. Первые русские грамотеи появились в школах, открытых при церквах, а позднее — при монастырях. Поначалу детей из богатых семей туда привлекали по приказу князей. Первые ученики уходили в школы под горький плач матерей. Позднее в школах стали учить не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка основала в Киеве женский монастырь со школой для девочек при нем. Свидетельством развития грамотности являются и сохранившиеся на стенах надписи — граффити. Молодому Владимиру Мономаху принадлежит короткая надпись на стене Софийского собора в Киеве. Юный князь вывел Ох, тяжко мне — и подписался своим христианским именем Василий. Летописи Выдающимися памятниками письменности, литературы и истории Древней Руси являются летописи Поначалу они задумывались как погодные изложения важных событий на Руси. Позднее превратились в художественные и исторические произведения, став значительным явлением духовной культуры Руси. В них отражались взгляды авторов на историю Руси и мировую историю, на деятельность князей, они содержали философские и религиозные размышления. Многое из того, что мы знаем сегодня о Древней Руси, почерпнуто из летописей. Первоначально записывались исторические сказания одеяниях князей история о Киеве, о появлении на Руси Рюриковичей, о мести Ольги древлянами ее крещении, о походах Святослава, о крещении Руси при Владимире и другие. В конце X в, вправление Памятники Мгфодин
Скульпто/
В.М. Клык
135
Миниатюра из
«Изборника» Святослава Владимира, эти записи и устные рассказы были сведены авторами, вероятно работавшими при Десятинной церкви, в первую обобщающую историю Руси. Вторая летопись появилась, когда Ярослав Мудрый объединил расколотую Русь под своей властью. Она как бы подводила итог всему историческому пути Руси, который завершался правлением Ярослава Мудрого. На этом этапе создания русских летописей выявилась их особенность каждый последующий летописный свод включал в себя предшествующие повествования. Автор очередной летописи выступал как составитель, редактор и идеолог, он давал событиям соответствующую оценку, привносил в текст собственную точку зрения. Третий летописный свод на базе предыдущих, видимо, составил знаменитый Иларион,
когда ушел с митрополичьей кафедры и стал монахом Никоном
Киево-Печерского монастыря. В первое десятилетие XII в. появился еще один летописный свод — знаменитая Повесть временных
136 Повесть временных лет. Начальный лист
лет Многие ее страницы Нестор посвятил отношениям Руси сокр ужа ю щи ми странами. Гордостью за свой народ, за его высокое место в мировой истории веет со страниц Несторовой летописи. Целая галерея исторических деятелей проходит на ее страницах — князья, бояре, посадники, тысяцкие, дружинники, купцы, церковные деятели. Она рассказывает о военных походах, строительстве монастырей и храмов,
' об открытии школ, о религиозных спорах и реформах русской жизни. Нестора интересовала жизнь народа в целом, его настроения, выражения недовольства. На страницах летописи мы читаем о восстаниях, убийствах князей и бояр, жестоких общественных схватках. Все это автор описывает вдумчиво и спокойно. Убийство, предательство, обман, клятвопреступления автор осуждает и превозносит честность, смелость, верность, благородство. Вся летопись проникнута идеей единства Руси. Нестор словно чувствовал грядущий распад Руси и осуждал князей — раскольников и эгоистов. При Владимире Мономахе летопись Нестора была переписана и отредактирована игуменом Сильвест-
ром,
Деяния Мономаха и его семьи были подчеркнуты особо. Уже в те далекие времена власть имущие придавали значение тому, как они выглядят на страницах летописи, и оказывали влияние на творчество летописцев. По мере политического распада Руси и появления отдельных княжеств-государств там стали создаваться свои летописные своды. Они рассказывали о жизни края, прославляли деяния местных князей. Но все обязательно включали Повесть временных лет. Продолжалось создание и общерусского летописания, которое охватывало историю всех основных княжеств в XII — XIII вв. Появились целые библиотеки летописных сводов. Большинство их погибло в огне междоусобных войн и последующего монгольского нашествия. Литература Общий подъем Руси впервой трети
XII в, создание центров письменности и грамотности,
137
Слово о Законе и Благодати. Список XVI в. Сказание о Борисе и Глебе. Миниатюра. XV в. появление образованных людей привели к рождению и развитию древнерусской литературы У людей возникла потребность донести до читателей свои взгляды на жизнь, на историю страны, свои размышления о власти и обществе, о роли религии. Первым известным нам литературным произведением Руси является Слово о Законе и Благодати
Илариона.
В нем он изложил свой взгляд на историю Русина выдающуюся роль христианства в ее становлении и роль Владимира и Ярослава Мудрого в судьбах Русского государства. Словом зачитывались на Руси, оно воспитывало людей патриотами, помогало им понять место своей страны в мировой истории. Во второй половине XI в. появились и другие лите- ратурно-публицистические произведения. В Памяти и похвале Владимира монах Иаков описал роль КНЯЗЯ Владимира как государственного деятеля и крестителя Руси Сказания о первоначальном распространении христианства на Руси и Сказания
138
о Борисе и Глебе посвящены истории раннего христианства, которое круто изменило жизнь страны, и судьбам первых христиан, В последней четверти XI в, монах Нестор работал над своими сочинениями — Чтением о житии Бориса и Глеба и « Повестью временных лет, которая стала не только первым фундаментальным историческим сочинением, но и прекрасным памятником литературы. В XII в. появились первые отечественные мемуары. Это прежде всего знаменитое Поучение Владимира
Мономаха,
одно из самых любимых произведений многих поколений русских людей. В это же время появилось Хождение игумена Даниила в святые места Богомольный русский человек подробно описал свой путь в Иерусалим, к Гробу
Господню, рассказало многих своих интересных встречах, в том числе с крестоносцами. Наивысшим достижением древнерусской литературы считается Слово о полку Игореве», созданное в конце в. Хотя в центре повествования лежит рассказ о неудачном походе князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г, вся поэма стала взволнованным призывом к единству Русской земли, рассказом о мужестве русичей, плачем по погибшим, она полна размышлений о месте Руси в мировой истории. Архитектура Говорят, что архитектура — это душа народа, воплощенная в камне. На Руси же душа народа в течение долгого времени воплощалась в дереве. Из дерева строились языческие молельни. Именно в дереве русский народи жившие с ним бок о бок балты и угро-финны выражали свое восприятие прекрасного. С появлением на Руси христианства, по мере развития русских городов и накопления в обществе богатств в строительном деле все чаще стали использоваться камень и кирпич Для зодчества были характерны затейливость, многоярусность, наличие в постройках башенок и теремов. Жилое здание было окружено разного рода пристройками — клетями, сенями, переходами, лесенками. Все деревянные сооружения украшались художественной резьбой. Ша
«Хожд(!М1н Даниила
Миниим щ
139
С христианством на Русь пришло строительство крупных храмов, Такими были Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке, Спасо-Преображен- ский собор в Чернигове. Если внимательно всмотреться в их облик, можно заметить, что в каменной архитектуре продолжились традиции русского деревянного зодчества. Замечательные архитектурные сооружения были созданы в период политического распада Руси. По приказу Андрея Боголюбского во Владимире были выстроены Успенский собор и Золотые ворота. При нем появилось чудо русской архитектуры — однокупольный храм Покрова на Нерли. Князь повелел построить его неподалеку от своих палат после кончины любимого сына Изяслава. По приказу Всеволода Большое Гнездо русские мастера соорудили богато украшенный каменной резьбой Дмитриевский собор во Владимире. Каменные храмы, дворцы, палаты богатых людей возводились ив других крупных русских городах — Новгороде, Смоленске, Галиче, Пскове. Характерной чертой русской архитектуры тех десятилетий стала
Дмитртчн во Влпднм
Борисогли в Чериигсн
141
Христос, причащающий апостолов. Мозаика Софийского собора в Киеве. XI в. Дмитрий Солунский. Мозаика украшающая эти сооружения резьба по камню Она, как кружево, оплетала стены, окна и купола зданий. Живопись, скульптура, музыка С принятием христианства живопись, скульптура и музыка также пережили глубокие перемены. Древние резчики по дереву и камню прежде создавали скульптуры языческих богов и духов. Так, был широко известен златоусый деревянный идол Перун, который стоял рядом с дворцом Владимира I. Живописцы разрисовывали стены языческих молелен, изготовляли магические маски. Музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли вождей, развлекали простой народ. Языческое искусство, как и языческие боги, было связано с культом природы. Христианское искусство было подчинено совершенно другим целям. Оно воспевало Бога, подвиги святых апостолов, деятелей Церкви. Появились иконы со строгими ликами святых, мозаики и фрески на религиозные темы. Все, что мешало божественному предначертанию искусства, Церковь беспощадно преследовала и уничтожала, объявляла бесовством. Но ив рамках строгого церковного искусства скульпторы, живописцы и музыканты создавали произведения, которые шли в русле, народных традиций. Так, иконы работы монаха Киево-Печерского монастыря
142
>

Алимпия
напоминали портреты живых людей. Фрески и мозаики Софийского собора Киева воссоздавали эпизоды жизни великокняжеской семьи, напоминали о занятиях и увеселениях простых людей, в том числе изображали пляски скоморохов. Позднее в отдельных русских княжествах складывались свои направления в искусстве. Новгородская школа иконописи отличалась реальностью изображения. Символика иконографии оказалась доступной пониманию простых людей. Широкое распространение получили иконопись и фресковая живопись в Чернигове, Ростове, Суздале, Владимире. Ив наши дни зрителей поражает своей выразительностью фреска Страшный суд в Дмит- риевском соборе. В XIII в. прославилась ярославская школа живописи, художники которой воссоздавали на иконах прекрасные лики Богородицы и святых. Резьбой по дереву, а позднее — по камню украшались не только храмы и жилища, но и домашняя утварь, посуда. В искусстве резьбы проявлялись с большой полнотой представления русских людей о прекрасном. Большого мастерства достигли древнерусские ювелиры Из золота, серебра, драгоценных камней, эмали СВЯТОЙ Г(Ч1 Икона. XII Страшный Фреска Дмитрием собора
Николн М
СкуМтЩц
143
они делали браслеты, серьги, пряжки, медальоны, бусы, оружие, посуду, утварь. С особым старанием мастера украшали оклады икона также книги, которые в ту пору были редкостью и представляли большую ценность. Составной частью искусства Руси являлась музыка. Церкви не удалось искоренить искусство сказителей певцов, гусляров, мастеров игры на лютне и духовых инструментах, плясунов, которые тешили как знать, таки простой народ. Фольклор Важным элементом древнерусской культуры являлся фольклор — песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, сказки. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие стороны жизни людей того времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось о том, как похищали невеста в песнях уже христианского времени шла речь о согласии и невесты, и ее родителей на брак. Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой — богатырь, доблестный защитник народа. Богатыри обладали огромной физической силой. Так, о любимом русском богатыре Илье Муромце говорилось Куда ни махнет, тут и улицы лежат, куда отвернет — с переулками Богатыри были наделены также чародейской силой и мудростью. Волхв Всеславич,
например, мог обернуться и сизым соколом, и серым волком, и туром золотые рога.
144
Народная память сохранила образы богатырей — выходцев из крестьянской среды, а также боярского сына Добрыню Никитича, представителя духовенства хитроумного Алешу Поповича Каждый из них обладал своим характером, но все они были выразителями общих народных чаяний и дум, защитниками народа. Повседневная жизнь горожан Культура народа неразрывно связана сего бытом, повседневной жизнью, а быт во многом определялся уровнем развития хозяйства страны. Люди жили ив городах с населением в десятки тысяч человек, ив селах, состоявших из нескольких десятков дворов, ив деревнях по два-три двора. Киев был большими богатым городом, соперничавшим с другими тогдашними европейскими столицами. Дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна, вышедшая замуж во Францию, была удивлена бедностью Парижа по сравнению с Киевом. На ее Родине сияли куполами златоверхие храмы, поражали изяществом дворцы Владимира, Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, удивляли монументальностью Софийский собор и Золотые ворота. Неподалеку от княжеского дворца стояли бронзовые кони, вывезенные Владимиром из Херсонеса. В старом Яросла- вовом городе располагались дворы видных бояр, здесь жена горе, находились дома духовенства, богатых купцов, других видных горожан. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями. С крепостных стен города можно было видеть в зеленых кущах белокаменные церкви Печерского и других киевских монастырей. Во дворцах, богатых боярских хоромах толпились дружинники, слуги, челядь. Отсюда шло управление княжествами, городами, селами, здесь судили и рядили, сюда свозили дань и подати. В просторных грид- ницах устраивали пиры, где рекой текли заморские вина и родной мед, слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом наравне с мужчинами. Известно немало женщин, принимавших активное участие в управлении хозяйством, Богатырь Алеша Попович Лубок Князь XIII в. Рисунок XIX в.
145
в политической жизни. Это княгиня Ольга, сестра Мономаха Янка, Андрея Боголюбского и др. Гусляры пели славу именитым гостям. Большие чаши, рога свином ходили по кругу. Одновременно от имени хозяина происходила раздача пищи и мелких денег неимущим. Глиняные игрушки.
XII в. Гребень XII в. Деревянная ложка.
XII в.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   17


написать администратору сайта