Главная страница

История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_Сахаров А.Н_2003 -320с. История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_С. Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. М тид русское словорс


Скачать 6.36 Mb.
НазваниеУчебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. М тид русское словорс
АнкорИстория России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_Сахаров А.Н_2003 -320с.pdf
Дата04.05.2017
Размер6.36 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаИстория России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_С.pdf
ТипУчебник
#7032
КатегорияИстория
страница4 из 17
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Полюдье и гибель Игоря Дань во многих странах мира в древности выражала зависимость народов от нерховного владыки, означала конец первобытно-об- шинных отношений, являлась одним из признаков государства Этот ежегодный налог в пользу князя, ого дружины и всей системы управления подтверждал право князя владеть землей, управлять, судить подданных. Одновременно дань означала, что князь берет на себя обязанность защищать своих подданных и подвластные ему земли. Так, хазарам славяне должны были от каждого дома платить побелке и по одной серебряной монете. Освободив славян от уплаты дани хазарам, русские князья обложили данью нее подчиненные им славянские земли. В чем же был смысл этих перемен Своя дань оказывалась легче. Тем не менее это была зависимость, и славяне не раз проявляли недовольство ею и восставали против власти киевских князей. Как собиралась дань на Руси Глубокой осенью князь с дружиной начинал объезд своих владений с целью сбора с них положенной дани. Это назы- налось полюдьем, что означало дословно ходить по людям. Объезд продолжался всю зиму и заканчи- нался ранней весной. Князь останавливался ив крупных городах, ив небольших селениях. Длинной вереницей въезжал княжеский караван
49

Полюдье. Художник КВ. Лебедев вселение. Впереди ехал князь, следом — конная дружина и тиуны
(сборщики дани, далее обоз с уже собранной данью и с пустыми телегами или санями. Караван размещался на постой в избах. Простые люди должны были кормить и поить всю эту процессию. А наутро начинался сбор дани. За ее поступление отвечали местные князья и бояре. К ногам князя складывали все, чем были богаты местные жители, — меха, мед, воск, лен, продукты питания, изделия ремесленников. Возы полнились всякой всячиной, и караван отправлялся дальше. Вдень он проделывал до 30 км. Весь же путь порой равнялся 1200 — 1500 км. Именно полюдье обеспечивало дальнюю торговлю. Княжеские и купеческие корабли отправлялись в заморские страны, о Руси и ее товарах узнавали в дальних краях. Точного учета дани не велось. В ее состав входило не только то, что приносилось, но и все, что съедалось и выпивалось всем караваном. Творившиеся насилия вызывали возмущение людей, столкновения со сборщиками дани. Вовремя одного из таких столкновений князь Игорь погиб. Это случилось в земле древлян в 945 г. Игорь направился в полюдье и за восстание против Киева обложил древлян более тяжелой данью, чем это было при Олеге. Княжеская дружина творила всяческое насилие, а собрав дань и отправив обоз, Игорь с малой дружиной решил воротиться и еще поискать добычи. Древляне во главе с князем Малом восстали и перебили дружинников. Это было племенное восстание — за былую независимость древлян и одновременно против насилия со стороны рождающегося государства. Игоря схватили и казнили лютой смертью.
50
Правление княгини Ольги Ольга сразу же проявила себя как решительная, властная, дальновидная и суровая правительница. Прежде всего она жестоко отомстила древлянам за смерть великого князя и мужа и силой утвердила свою власть на Руси. Ольга понимала, что полюдье сего насилиями и неограниченным взиманием дани вызывает недовольство, а это грозит самому существованию молодого государства. Великая княгиня изменила систему сбора дани. Теперь населению предстояло уплачивать дань по твердым нормам, ежегодно свозя ее в определенные места — погосты. Там дань принимали и отправляли в Киев. Ольга с дружиной объехала русские земли, повсюду устанавливая уроки нормы дани) и учреждая погосты. Это был конец полюдья и начало организованной системы обложения населения налогами Государство сделало еще один шаг в своем развитии. Установив порядок внутри Руси, Ольга обратилась к внешней политике. В 957 г. великая княгиня отправилась в Константинополь во главе многолюдного посольства. Знаменитый византийский император, писатель, дипломат Константин Багрянородный рожденный в багряной комнате императорского дворца) дал в честь Ольги обед. Княгиню приняла и императрица. Входе бесед император и Ольга подтвердили и договор, заключенный Игорем, и военный союз двух государств. Этот союз был направлен против Хазарии и Арабского халифата, чьи армии наступали на Византию с востока. Крещение Ольги Важным вопросом переговоров Ольги в Константинополе стало ее крещение. Видя силу язычества и приверженность к нему народа, она выбрала путь осторожный — решила креститься сама и тем самым подать пример остальным. Также сделали английские, а позднее шведские и норвежские короли. Вместе стем Ольге было на кого опереться. В крупных городах сре,ли купцов, горожан и части бояр было уже немело просвещенных людей, отошедших от язычества и принявших христианство. Княгиня Ол1 Фреска Арх го собора Ми Кремля
51
Крещение Ольги в Константинополе. Миниатюра. XV в. Византийская монета X в. О
V
I О
)
I I \ ч Т / ' г им • ч
1Ц/.Л4*'».
1 К тому же для Ольги крещение оказалось не только вопросом политики, но и ответом на некоторые вопросы совести. Она многое пережила — трагическую смерть мужа, кровавые расправы с врагами — древлянами, беспощадное уничтожение в огне их столицы. Пережитое не проходит бесследно для человеческой души. В зрелом возрасте человек непременно подводит итоги своей жизни. Язычество искало ответа на будоражащие совесть вопросы в могучих явлениях природы, в действии богов. Христианство обращалось к миру человеческих чувств, к разуму и вере в вечную жизнь человеческой души, в ее спасение при условии, что человек будет стремиться к праведной жизни. На этот путь и встала Ольга на склоне своих лет. Она крестилась в храме Святой Софии — главном храме Византии. Ее крестным отцом был сам император, ее крестил константинопольский Патриарх. Ольга стала христианкой по православному, византийскому, образцу. После возвращения в Киев великая княгиня пыталась склонить к христианству сына, но Святослав рос ярым язычником и ответил матери отказом. Между Ольгой и Святославом началось отчуждение. Через некоторое время великая княгиня направила посольство к германскому императору Оттону I

52
для установления дружеских отношении и укрепления религиозных связей. Вот в е т император прислал епископа с целью крестить всю Русь. Киевлян- язычников возмутило появление христианских проповедников вру с с кой столице. Возможно, их подстрекали ив о л х вы. Епископа и его людей выгнали из города, часть их перебили в дороге. Язычники сплотились вокруг Святослава, которому кто м у времени было уже около лети отстранили Ольгу от управления Л В 9 6 2 г . всю полноту власти взял молодой Святослав. Умирая через лет после этих событий, Ольга завещала похоронить ее по христианскому обычаю и нес прав ля т ь нам о гилея з ы ческу ют риз ну. Впоследствии Русская Православная Церковь причислила княгиню Ольгу клику святых. Когда и при каких обстоятельствах на Руси получила начало династия Рюриковичей?
2. Как новгородский Север победил киевский Юг Почему
882 г. является точкой отсчета Древнерусского государства Почему нельзя назвать точную дату образования государства
3. Почему единство Древнерусского государства было относительным
4. Какие последствия имели военные и торговые походы руссов в Византию Чем знаменателен в истории Средневековья договор Олега с Византией 911 г
5. Как связаны между собой понятия дань, полюдье, организованная система взимания налогов, погосты, уроки
6. Восстание древлян в 945 г. — это закономерность или случайность
7. В чем проявился государственный подход княгини Ольги к укреплению порядка на Руси
8. Предположите, почему Ольга осторожно подошла к крещению Руси, начав с себя. Для нее это было сугубо личное дело или вопрос политики
9. Почему Русская Православная Церковь причислила княгиню Ольгу клику святых
10. Вы получили представление о нескольких трактовках слова
«русь». Существуют и другие. Например, этносоциальная концепция, по которой русью называют этнически разнородную дружину князя Рюрика. Какую из позиций высчитаете более убедительной Почему ВОПРОС И ЗАДАН

53
Правление Святослава Укрепление Древнерусского государства Святослав продолжил дело Игоря и Ольги по объединению восточнославянских земель и централизации системы управления. При нем в состав Руси вошел находившийся в междуречье Оки и Волги племенной союз вятичей. Святослав многое сделал для укрепления аппарата государства В наиболее важные русские земли он направил в качестве наместников своих сыновей. Уходя на войну, он оставил вместо себя в Киеве своего старшего сына — Ярополка. Второго сына, Олега, отправил в Древлянскую землю, третьего сына, Владимира, послал в сопровождении воеводы Добрыни в Новгород. Во внешней политике Святослав достиг таких поразительных результатов, что заслужил имя Александра Македонского Восточной Европы. Походы на Восток В 964 гон направился в свой первый поход на Восток с целью сокрушить Хаза- рию. К этому времени Святослав был уже вполне сложившимся человеком и опытным предводителем дружины. Его отличали прямота, честность и скромность. Он делил все тяготы походной жизни с рядовыми воинами, в бою шел впереди войска и вдохновлял его своим примером. Вот как его описывает русская летопись И легко ходил в походах, как пардус
(гепард и много воевал. В походах жене возил с собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел они шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах
<...> и посылал в иные земли со словами Хочу на вас идти. По описанию византийского историка, Святослав был невысокого роста, плотный и широкий в плечах, сбритой головой и длинной прядью волос, свисающей вниз (как впоследствии у запорожских казаков. Взгляд КНЯЗЯ был мрачен. В левом ухе у него висела
54
Древняя Русь в IX—XI вв.
золотая серьга с крупным рубином — единственное украшение, которое выделяло Святослава среди других воинов. Он носил обычную полотняную рубаху, как и другие дружинники, которая, однако, отличалась своей чистотой. От всей его фигуры веяло чувством собственного достоинства и силы. Военные действия Святослава были вполне в его характере — стремительные и одновременно тщательно продуманные. Прежде чем нанести удар по Хаза- рии, он обрушился на ее союзников — лесные поволжские племена буртасов и на Волжскую Булгарию. Армия булгар была разгромлена, их столица, город
Булгар, взята штурмом. Русская рать спустилась на ладьях вниз по Волге и подошла к границам Хазарского каганата. Каган свойском вышел навстречу руссам и был разбит. Святослав захватил столицу Хазарии город Итиль и двинулся в хазарские владения на Северном Кавказе и на Дону, разбив по пути войска союзных Хазарии ала- нови касогов. На Дону войско Святослава взяло штурмом крепость Саркел. Следы пожаров, разрушенные здания, разбитые крепостные стены, тучи стрел — таким предстает павший Саркел поданным археологов. После похода Святослава Хазария прекратила свое существование как сильное государство. Южное направление внешней политики После этого Святослав повел наступление на крымские владения Византии. Греки послали к нему своего представителя с просьбой не разорять Крым и ударить по Дунайской Болгарии, с которой Византия находилась во вражде. Свою просьбу греки подкрепили большим количеством золота. Золото русский князь взял, от натискана Крым отказался, но теперь задумал овладеть устьем Дуная. По существу, в 967 г. Святослав, с согласия Византии, привел на Дунай большую армию. Это был блестящий военный и дипломатический маневр. Война с Болгарией была проведена молниеносно. Святослав опрокинул вражеские сторожевые форпосты ив чистом поле разбил войско болгарского царя
56
город со всех сторон, отрезали его от Днепра. Жители изнемогали от голода и жажды, а на противоположной стороне реки стояла дружина с воеводой Пре-
тичем,
не осмеливаясь переплыть Днепр под стрелами степ- няков. И тогда из города тайно вышел некий юноша. С уздечкой в руках он шел сквозь враже-
Петра, который вскоре после этого умер. Его сын признал свою вассальную зависимость от Руси. Болгары пошлина заключение мира, по которому нижнее течение Дуная с сильной крепостью Переяславец отходило к Руси. Все побережье Черного моря от Дуная до Керченского пролива, за исключением Крыма, теперь принадлежало Руси. Лишь севернее, в степях, кочевали воинственные орды печенегов, с которыми у Руси были в течение десятилетий мирные отношения. Вот тут и выявились истинные намерения Святослава. Он перенес в Переяславец свою великокняжескую резиденцию и, согласно летописи, заявил Нелюбо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — там середина земли моей, туда стекаются все блага из Греческой земли — золото, паволоки (дорогие ткани вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии — серебро и кони, из Руси же — мехи воск, меди рабы. Противостояние Византии Присутствие близ самой границы сильного соперника не входило в расчеты Византии. Греки заключили мир с Болгарией и договорились о совместной борьбе против Руси. Одновременно они подкупили печенежскую орду, и та совершила рейд на Киев. Гонец принес Святославу тревожную весть и отчаянную просьбу матери прийти на помощь. Киев оказался в критическом положении печенеги обложили
Кня;н> Г|ПГп Скульптор
ЕА. ЛансмЪ
57
ский лагерь, то и дело спрашивая по-печенежски, не видал ли кто его потерявшегося коня. И лишь когда он подошел к Днепру и бросился в реку, в нем признали лазутчика, и тотчас на него обрушился град стрел, но он был уже далеко. Юношу подобрали в ладью дружинники Претича, ион сообщил воеводе, что если не подоспеет помощь, киевляне не выдержат осады Это был первый известный нам подвиг русского воина. На рассвете киевская дружина переплыла на лодках Днепр и с боевым кличем напала на врага. Вот- вет со стен раздался клич защитников города. Печенеги подумали, что вернулся сам Святослав, и печенежский хан предложил Претичу переговоры. На вопрос печенега, уж не Святослав ли это вернулся из похода, Претич ответил, что его дружина лишь сторожевой полк князя, а далее идет все войско. Заключив перемирие, печенеги немного отступили от города. Вскоре подоспели сам Святослав. Он неожиданно обрушился на печенегов, разбил их и отогнал в степь. Лишь после этого хан заключил мир с Русью. Зато время, что Святослав провел в Киеве, поддерживаемые Византией болгары выбили из дунайских городов русские гарнизоны. Тогда Святослав принял решение о втором походе на Дунай ив г. повел за собой тысячное войско. По договоренности с ним венгры прислали на Дунай свой отряд. Святослав вел в походи печенегов, чью помощь оплатил золотом. В самой Болгарии его поддержали противники Византии и прислали на помощь дружину. Святослав быстро вернул утраченные позиции, вновь разгромил болгарскую армию и занял подунай- ские земли. Свои гарнизоны он поставили в болгарских городах. В ответ на требование греков уйти из
Подунавья русский князь запросил огромный выкуп, в противном случае угрожая поставить свои шатры под стенами Константинополя. Святослав и Цимисхий.

В это время к власти в Византии пришел император Иоанн Цимисхий. Талантливый полководец, он для борьбы со Святославом
58
собрал воинов со всех греческих земель. Создал специальный отряд бессмертных воинов, закованных в тяжелые латы, и сам возглавил его. Летом 970 г. в решающей битве на полях Фракии Святослав разгромил полководцев Цимисхия. В критический момент сражения, когда греки начали одолевать, Святослав обратился к своим воинам Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, мертвые сраму не имут <...> Я же перед вами пойду. Русские воины, ведомые князем, обратили врагов в бегство. Греки подтянули новые силы и сумели остановить один из отрядов Святослава, рвавшегося к Константинополю. Стороны заключили мир, по которому греки согласились на присутствие Русина Дунае и обязались, как и прежде, выплачивать ей дань. После этого Святослав вернулся в любимый Переяславец. Однако греки не выполняли условия мирного договора и тайно готовили нападение на руссов. Их наступление началось в 971 г, в дни православного праздника Пасхи. Войско Цимисхия прорвалось через Балканский хребет, обрушилось на болгарские города с небольшими русскими гарнизонами и захватило их. Вскоре Святослав и Цимисхий встретились в решающей битве, которую греки выиграли. К этому времени союзники покинули русского князя, его армия поредела много воинов было убито и ранено в предшествующих сражениях. Святослав отступили заперся в крепости Доростол на Дунае. Несколько недель Цимисхий осаждал ее, а руссы яростно отбивались. Наконец Святослав вывел свою рать на последний бой. Натиск был столь стремителен, что греки побежали. Тогда, сияя золочеными латами, Иоанн Цимисхий повел в бой бессмертных, Встреча Святослава с Иоанном Цимисхием. Художник КВ. Лебедев
59

Ритоны. Курган Черная могила. Чернигов X в. которым удалось остановить руссов. Раненого Святослава воины унесли в крепость. Силы противников были истощены длительным противоборством, и они решили начать переговоры. По мирному договору Святослав должен был покинуть берега Дуная, но завоеванные в Причерноморье и Поволжье земли оставались за Русью. Пообещав беспрепятственно пропустить остатки русского войска на Родину, Цимисхий обратился к печенегам с просьбой нанести удар по русской рати. Когда Святослав появился в устье Днепра, все пути были перекрыты печенегами. Пришлось зазимовать в здешних селениях. Руссы терпели голод и холода весной 972 г. снова попытались прорваться водой к Киеву. На днепровских порогах их ждала печенежская засада. Русское войско было окружено и уничтожено, Святослав погиб в бою. Из его черепа печенежский хан Куря по степному обычаю, повелел сделать чашу и оковать ее золотом. Хан пил из этой чаши на пирах. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Составьте исторический портрет Святослава. Ответ изложите в виде тезисов.
2. Какие меры были предприняты Святославом по укреплению Древнерусского государства
3. Почему Святослава называли Александром Македонским Восточной Европы
4. Какими вам представляются итоги внешнеполитической деятельности Святослава Чем внешняя политика Святослава отличалась от внешней политики первых князей Древнерусского государства
5. Почему многие историки считают Святослава одним из лучших рыцарей Средневековья Какие поступки Святослава не отвечают этой характеристике, по вашему мнению
6. Совершите воображаемое путешествие по исторической карте вместе с дружиной князя Святослава. Устно укажите направления походов и результаты сражений, отметьте, какова была судьба завоеванных земель.
7. Какие крылатые выражения, связанные с именем Святослава, сохранились в русском языке В каких жизненных ситуациях их можно применить Как вы поняли, почему Святославу было нелюбо сидеть в Киеве
60
Древнерусское государство при Владимире Обстановка в княжеском доме после смерти Святослава Власть в Киеве взял старший сын Святослава Яро-
полк,
и поначалу казалось, что Русь продолжит свое восхождение к силе и славе. Но вскоре появились грозные признаки распада государства И вновь противниками Киева выступили древляне. Они сплотились вокруг летнего Олега, сына Святослава, и перестали подчиняться Ярополку. Тревожно было ив самом Киеве. Ярополк, воспитанный христианкой бабкой Ольгой, все более склонялся к христианству. Его женой стала греческая монахиня, взятая в плен Святославом в Византии. Все это вызывало раздражение языческой верхушки Киева. Положение Ярополка все более осложнялось. Нов борьбе против древлян все объединились.
Ярополк двинул войско в Древлянскую землю, и древлянская рать, предводительствуемая его братом, в очередной раз потерпела поражение. В борьбе за древлянский город Овруч Олег погиб. Его задавили собственные воины на мосту через крепостной ров вовремя бегства от киевской дружины. Получив весть о гибели брата, третий сын Свято- полка Владимир испугался за свою судьбу и бежал из Новгорода вместе с Добрыней к варягам, а на его место Ярополк послал своего человека. Русь снова оказалась объединена. К тому времени Владимиру было более 20 лет, уже несколько лет он управлял Новгородской землей. Владимир был сыном Святослава от его наложницы Малуши — ключницы Ольги, между тем как Яро- полки Олег происходили от княжеских дочерей — жен Святослава из Венгрии и Польши. В княжеском дворце Владимир был на второстепенном положении, с которым не желал мириться. В Новгороде, в языческом окружении, Владимир сформировался не только как убежденный язычник, но и как противник киевских порядков. Он обладал сильным характером, большим умом, неукротимой волей. Бежав в земли
61
варягов, Владимир тем самым поднял восстание против власти своего сводного брата. Владимир — единоличный правитель Руси Через два с лишним года Владимир появился близ Новгорода, ведя за собой сильную варяжскую дружину. Восстановив свою власть в городе и выбив оттуда наместника Ярополка, Владимир начал готовиться к походу на Киев. Под его знамя встали новгородские словене, кривичи и чудь. Ядро рати Владимира составили бывалые воины — варяги Снова Новгород взял на себя инициативу объединения русских земель. Двинувшись на юг, Владимир овладел Полоцком, убил княжившего там варяга Рогволда и его сыновей, а дочь Рогволда Рогнеду насильно взял в жены. Между тем положение Ярополка в Киеве становилось все менее прочным. Дружина враждебно относилась к великому князю, который покровительствовал христианам. Против Ярополка назревал заговор. Владимир вступил в тайные переговоры с близкими
Ярополку людьми. Один из них, воевода Блуд, предложил свою помощь, за что Владимир пообещал воеводе в случае захвата власти многу честь.
Ярополк затворился в Киеве, и Владимир осадил город. Блуди другие изменники уговорили великого князя оставить город, уверяя его, что среди киевлян зреет заговор в пользу Владимира. По совету Блуда
Ярополк явился к брату на переговоры. Едва он вошел в палату, телохранители Владимира пронзили его мечами. Предание говорит, что после захвата Киева Владимир возвысил Блуда, щедро наградил его, а через три дня приказал убить, сказав Я тебе по обещанию моему честь воздал как приятелю, а сужу как изменника и убийцу государя своего. Так в 980 г. русский Север снова победил русский Юг Владимир стал единоличным правителем Руси. Своей победой он был во многом обязан язычникам Севера. Восстановление единства русских земель Владимир приступил к решению крупных государственных задач. В первую очередь он восстановил единство

62
мг не в л Тю м ч Ж ММ- т
Г
и бель Ярополка
Святославича. Миниатюра. XV в. и — "1 МУ и -к'-т
[*
' . -»• , И » . - V 7 < Ж I 41 Русской земли потому что вовремя его междоусобной войны с братом племена радимичей и вятичей отказались подчиняться Киеву. Три года потребовалось Владимиру, чтобы подавить сопротивление восставших племени снова включить их в состав Руси. Владимир продолжил укрепление системы управления страной Как и отец, он посылал своих многочисленных сыновей наместниками в русские земли — прежние племенные княжения. Вышеслава, а после его смерти — Ярослава (будущего Ярослава Мудрого) он направил в Новгород, Бориса — в Ростов, Глеба — в Муром. В Древлянской земле стал править Святослава во Владимире на Волыни — Всеволод, в Тмута- раканском княжестве — Мстислав. Святополка, сына убитого им брата, Владимир не любил, не доверял ему и поэтому не дал в управление никакой земли, а держал под присмотром близ Киева. Изменения внешней политики Руси Владимир вел активную внешнюю политику Он вновь предпринял поход против Дунайской Болгарии, но, встретив мощное сопротивление, заключил с болгарами мир. При Владимире обозначилось новое направление во внешней политике — западное Русь вступила в борьбу с Польшей — славянским государством в Восточной Европе, которое возглавил его основатель князь з династии Пястов. Объектом раздора стали пограничные земли в районе Закарпатья — Червен-
ская Русь с городами Червенем, Перемышлем и др.
63

/1 V *
* т * С Н|Н>МПН
>Л|1ДИМИ|)Н Киевский князь основал здесь город, который назвал собственным именем. Русь стала испытывать все более сильный натиск кочевников-печенегов. Их многочисленные орды контролировали все северное побережье Черного моря. Они перерезали дорогу по Днепру, и лишь при большой вооруженной охране купеческие караваны могли следовать на юг. Печенеги часто атаковали русские границы, грабили города и села, продавали пленных на невольничьих рынках Крыма и Византии. Нередко они появлялись близ Киева. В 992 г. войско Владимира и печенежская конница встретились близ брода на реке Трубеж.
Войска встали друг против друга по берегам реки. Печенежский хан, по старинному обычаю, предложил начать битву со схватки богатырей. И посулил если победит печенег, то орда будет три года разорять русские земли, а если победит русский воин, то три года между ними и руссами будет мир. Печенеги представили своего бойца, огромного роста и устрашающей внешности. Владимир тщетно искал ему достойного соперника, и тут один из воинов предложил князю своего младшего сына, оставшегося дома (четырех старших воин привел с собой на битву.
Как-то, рассердившись на отца, этот молодец в гневе разорвал в клочья кожу, которую в тот момент мял в чане. Владимир приказал доставить к нему кожемяку. Наутро оба воина, великан печенеги среднего роста русс, сошлись в поединке. Кожемяка обхватил врага, приподняли швырнул на землю. Тот упал замертво. Русские воины с боевым кличем обрушились на печенегов. Победа была полной. На месте поединка Владимир основал город, который назвал Переяславлем
в честь того, что русский воин переял (перенял) здесь славу у печенежского богатыря. Несколько лет после этого печенеги не осмеливались нападать на русские земли, нов гони неожиданно огромными силами вновь пошлина Русь и прорвались к самому Киеву. Около городка Василев
64
Рисунок древнего
ВШШ' знамени с изображе
втт.
нием великого князя
А-1а Владимира Ь ш Яг Ш - • ' я.Ж Владимир вышел им навстречу лишь с княжеской дружиной, без ополчения. В ожесточенном бою руссы были разбиты. Владимир в одиночку бежал с поля боя и едва успел укрыться под мостом от преследовавших его врагов. В эти критические минуты своей жизни он поклялся в случае спасения поставить в Василеве церковь (к этому времени Владимир уже принял христианство) и вскоре выполнил обет. Укрепление южных границ Стремясь оградить южные границы Руси от постоянных набегов печенегов, Владимир предпринял строительство крепостей налево- бережье Днепра Здесь появились четыре линии обороны Крепости располагались в 15—20 км друг от друга и находились, как правило, у бродов, на берегах рек, впадающих в Днепр, чтобы препятствовать переправам печенежской конницы. В глубине обороны князь возвел город-крепость Белгород который стал местом сбора всех русских сил вовремя нашествия печенегов. Для предупреждения об опасности Владимир ввел систему светового оповещения На высоких холмах или специально насыпанных курганах ставили сигнальные башни, откуда открывался обзор на многие километры. Как только вдали над степью появлялась дымка, а это означало, что на Русь движется конница
1 • !453 65
Князь Владимир. Фреска Дионисия в
Ферапонтовом монастыре. XVI в. печенегов, на башне зажигались сигнальные огни. Такие сигналы быстро передавались от одной башни к другой, и вскоре в Киеве уже знали о приближающейся опасности. Еще одно важное нововведение в области военного делана Руси принадлежит Владимиру. В южные го- рода-крепости он привлекал опытных воинов со всей Руси Их жизнь теперь состояла из постоянных сеч со степняками. Здесь складывался тип былинных богатырей — таких, как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, о подвигах которых народ сочинял легенды, песни и сказания. В этих легендах и былинах князю Владимиру уделяется большое внимание как организатору русского войска заботливому и щедрому сберегателю дружины. В летописи говорится, что в своей гриднице (парадной комнате) князь часто беседовал с соратниками и дружиной обустройстве страны, ее законах и военных делах. Там же давались пиры. Услыхав как-то, что дружинники недовольны выданными им деревянными ложками, Владимир приказал выковать для них ложки из серебра Серебром и золотом не найду себе дружины, ас дружиной добуду серебро и золото, как дед мой и отец с дружиною доискались золота и серебра. Крещение Руси Одной из важнейших государственных реформ Владимира стало крещение Руси в 988 г. Русь неоднократно приступала к крещению. Христианкой была бабка Владимира Ольга. Немало христиан было среди бояр, купцов и горожан. Но еще сильно было язычество на Руси, особенно на севере и северо-во- стоке, где волхвы по-прежнему владели душами людей. Своими победами, успехами внутри страны и за рубежом Владимир возвысил значение великокняжеской власти и более не желал терпеть соперничества с языческой верхушкой — волхвами. Необходимость крещения Руси объяснялась рядом исторических причин. Интересы развивающегося государства диктовали отказ от многобожия сего племенными богами и введение монотеистической религии. Требовались единое государство, один великий
66
князь, один всемогущий Бог. Весь европейский мир уже перешел к христианству, Русь не могла более оставаться языческой окраиной. Христианство сего нравственными нормами провозглашало гуманное отношение к человеку, укрепляло семью как ячейку общества. Приобщение к христианству способствовало развитию культуры, письменности, духовной жизни. Язычество сего мыслью о равенстве всех людей перед силами природы не давало объяснения появлению на Руси новых общественных отношений и неравенства людей, деления на богатых и бедных, на верхушку и низы общества. Христианство же сего идеей, что все
.. Виашп идет от Бога, примиряло людей с действительностью. ^
м Главным в нем было требование совершенствования души и свершения добра. Тем самым христианство обещало вечное спасение и блаженство в послеземной жизни. Человек мог быть нищи убог, но если он вел праведный образ жизни, то ощущал себя духовно выше любого богача, нажившего добро неправедным путем. Христианство допускало отпущение грехов, очищение души кающегося. Владимир не сразу пошел на введение христианства. Вначале он принял у себя посланцев других земель. Его интересовали монотеистические религии — мусульманство, иудаизм, римское христианство, византийское православное христианство. Посовещавшись с боярами и представителями городов, Владимир направил посольства в окрестные страны. По возвращении те поделились впечатлениями об увиденных религиозных обычаях и обрядах. О службе в греческих храмах они рассказали так Не знали, на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом Приводит летопись и такую историю. Когда мусульманские послы, хваля свою религию, сказали, что ислам запрещает употребление вина, Владимир будто бы воскликнул Руси есть

веселие питие, не можем без того быть Крещение Руси по византийскому обряду В конечном счете князь решил крестить Русь по византийскому обряду. Для обращения Руси в христианство Владимир выбрал самый подходящий момент.
67
Шел 987 г, Византия потерпела ряд поражений в войне с Болгарией, внутри империи начались мятежи, императорский трон зашатался. Именно в это время Владимир повел переговоры с Византией о крещении Руси. Греки рассматривали крещение других народов при помощи своих церковников как средство оказывать влияние на них. Появление виной стране греческого епископа или митрополита еще более усиливало это влияние. Но теперь империя искала спасения, и Владимир пообещал прислать на помощь Константинополю русское войско. За это он потребовал крестить Русь без ущемления ее независимости. Более того, просил византийского императора отдать ему в жены свою сестру, принцессу Анну, что должно было возвысить авторитет великого князя и его государства. Греки приняли все условия. В Византию для подавления мятежа отправился русский отряд. Но когда опасность миновала, греки стали затягивать выполнение главного условия договора — о браке Анны и Владимира. В этот критический момент Владимир действовал решительно в 988 г. русская рать осадила центр византийских владений в Крыму — Херсонес. Через несколько месяцев с крепостных стен в стан Владимира была пущена стрела с прикрепленной к ней запиской. В записке по поручению херсонесско- го священнослужителя Анастаса сообщалось, что для взятия города необходимо перекрыть водопровод, который находился за городскими стенами. Русские воины перекрыли его, и вскоре изнемогающие от жажды жители сдались на милость победителя. Владимир пригрозил, что если Анна не прибудет в Херсонес, то он направит войско на Константинополь. Анна отказывалась ехать и плакала Лучше мне умереть Император уговорил ее отправиться в Херсонес во имя спасения Византии, и вскоре принцесса со свитой, священники
68
с иконами и церковной утварью при- М
- ч были в город. '54 с В завоеванном Херсонесе Владимир и принял крещение, тем самым подчеркнув свою силу и независимость акта крещения от воли Византии. Вместе с князем крестилась и часть дружины. По настоянию Владимира во главе Русской Церкви был поставлен его сторонник —Анастас. Но это было лишь начало, предстояло крестить Киев и остальную Русь. В жаркий июньский день 990 г. по приказу Владимира в Киеве опрокинули языческих идолов, а деревянную статую Перуна привязали к конским хвостам, проволокли по городу и сбросили в Днепр. Язычники плакали, видя низвержение своего кумира. Наследующее утро Владимир приказал всем киевлянам явиться к реке, где над вошедшими вводу людьми греческие и херсонесские священники совершили обряд крещения. Тут же великий князь повелел начать строительство церквей и первую из них, в честь святого Василия, своего небесного покровителя, поставить там, где возвышалась ранее статуя Перуна. Не везде крещение проходило так мирно, как в Киеве. В Новгороде, где языческая вера была очень сильна, язычники во главе с волхвами выступили против появления в городе воеводы со священниками и крестами. Лишь после ожесточенных столкновений сопротивление язычников было подавлено. И здесь статую Перуна сбросили в реку. С таким же трудом вводилось христианство в других землях Руси. В 996 г. в Киеве было окончено строительство главного храма Руси — каменного собора Пресвятой Богородицы. На его содержание Владимир пожаловал десятую часть княжеских доходов. С тех пор церковь стала называться Десятинной.
69
Христиане и язычники. Художник СВ. Иванов Двоеверие на Руси Пройдет еще немало времени, прежде чем христианство восторжествует на Руси. Однако язычество так до конца и не сдалось. Многие языческие традиции и праздники совместились с христианскими. Христиане молились в церквах, клали поклоны перед домашними иконами, нов период Крещения Христова справляли праздник Коляды. Праздновалась и Масленица. Люди продолжали верить в существование домовых и леших, а библейский Илья Пророк очень напоминал им Перу- на. Такое положение, когда в обществе уживаются и новая, и старая религии, называется двоеверием. Оно, по существу, дошло и до наших дней. Историческое значение крещения Руси Христианство способствовало развитию на Руси грамотности, книжного дела, культуры, расширению связей с Византией. При церквах и монастырях появились школы и библиотеки, первые из которых были открыты по инициативе князя Владимира. Здесь же трудились иконописцы, летописцы, переписчики и переводчики церковных и светских сочинений. Содействовали церковные организации и развитию хозяйства страны. Видные церковные деятели и монастыри развернули собственное хозяйство на земельных владениях, которые они получили от великих князей.
70
Со временем Церковь стала высшим авторитетом в делах семейных и разбирала все семейные конфликты, призывая людей к человеколюбию, терпимости, уважению к родителями детям. Она выступала против междоусобиц, церковные деятели не раз выполняли роль миротворцев в княжеских распрях. Вместе стем Церковь преследовала старую народную языческую культуру, выступала против христианства римского образца, именовала его латинством и вероотступничеством Это наносило ущерб связям Руси со странами, которые исповедовали католичество, изолировало Русь от европейской культуры. В церковных хозяйствах стал применяться труд подневольных, зависимых людей. Некоторые церковники и монастыри занимались ростовщичеством. Случалось, что видные деятели Церкви участвовали в политических интригах. Таким образом, нередко слово у Церкви расходилось с делом, а это вызывало недовольство людей. Обращение в христианство в сильной степени повлияло на самого Владимира. Ушла в прошлое его безнравственная жизнь. Он стал более терпим и милостив к людям. Известны его частые раздачи денег нуждающимся, бесплатные пиры для народа. Русская Православная Церковь почитает князя Владимира как одного из главных христианских святых.
1. Кто и почему был вовлечен в первую усобицу на Руси
2. Каким образом Владимир стал единоличным правителем на Руси
3. Как Владимиру удалось восстановить единство Русской земли
4. Что изменилось во внешней политике Руси при князе Владимире В каких направлениях она развивалась Обозначилось ли новое направление (Ответ сопровождайте показом по карте)
5. Каковы истоки русского христианства
6. В чем состоял исторический выбор КНЯЗЯ Владимира
7. Приняв христианство из Византии, Владимир сделал исторический выбор для Руси. Каковы последствия этого выбора
8. Объясните значение термина двоеверие Для какого периода истории Руси он характерен
9. За какие заслуги Русская Православная Церковь провозгласила князя Владимира равноапостольным
10. Составьте тезисы своего ответа по теме Владимир- язычники Владимир-христианин — два исторических образа.
71
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
1. Какие проблемы периода становления Древнерусского государства являются дискуссионными
2. Какие вам известны современные славянские народы Их государства покажите по карте.
3. В чем состояли особенности хозяйственного развития восточных славян Какую роль в этом играли природно- климатические условия^|Как они влияли на остроту, проблемы выживания Почему наши предки вынуждены были заниматься собирательством, охотой, рыболовством
4. Почему только у восточных славян могла появиться пословица Весенний день год кормит
5. Какие комментарии вы можете дать к утверждению хозяйственная, языковая и религиозная общность — вот главная предпосылка к объединению славян и образованию у них государства
6. Почему союзы славянских племен — это предгосударствен- ные образования, а не сформировавшиеся государства
7. В VIII — IX вв. у восточных славян существовали князья, дружина, вече, но права не было. Право на Руси установила Ольга. Что конкретно она предприняла по укреплению Древнерусского государства
8. Какое событие из истории восточных славян, по вашему мнению, сыграло самую главную роль в образовании Древнерусского государства и почему
9. Дважды в истории Древнерусского государства (при Святославе и при Владимире) менялась его внешняя политика. Почему В чем состояли эти изменения
10. Какие преимущества христианства перед язычеством имели значение в период создания Древнерусского государства
11. Поразмышляйте, крещение Руси — это результат государственного подхода князя Владимира к принятию новой веры или результат глубоко личностных, психологических исканий А может, и то и другое
12. Кто был современником князя Владимира (вариант Святослава) в Европе На Востоке
13. Каковы последствия исторического выбора КНЯЗЯ Владимира для российской цивилизации
14. Составьте сообщение на тему Наш край в период становления Древнерусского государства.
15. В каких произведениях отечественной культуры и литературы отражены события, процессы, персоны периода становления Древнерусского государства
РАСЦВЕТ РУС И . XI — ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XII в. Глава Правление Ярослава Мудрого
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


написать администратору сайта