Главная страница
Навигация по странице:

  • Вога, Они называются монотеистическими (от греческого слова «монос» — один. Но, по существу, ив язычестве, ив монотеистических религиях чело

  • Опжъими внуками Культ Рода и рожениц бога и богинь плодородия, связанный с земледельческими занятиями, был особенно популярен Скотий бог Белее почитался в качестве покровителя скотоводства.

  • Единственное женское божест- ио — Макошъ

  • Со временем он стал главным божеством нарождавшегося государства и слился с более ранними богами. Славянский мир был наполнен целым сонмом сверхъестественных существ

  • упырей (злых духов) и берегинь

  • История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_Сахаров А.Н_2003 -320с. История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_С. Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. М тид русское словорс


    Скачать 6.36 Mb.
    НазваниеУчебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. М тид русское словорс
    АнкорИстория России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_Сахаров А.Н_2003 -320с.pdf
    Дата04.05.2017
    Размер6.36 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_С.pdf
    ТипУчебник
    #7032
    КатегорияИстория
    страница3 из 17
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
    33 Торгу н слшош.
    X у НО жи I
    СЛ Л
    где путь пролегал по русским землям, возникли крупные восточнославянские города. На Днепре — Киев, Смоленск, Любеч, на берегу Волхова, рядом с озером Ильмень, — Новгород. Впоследствии им было суждено сыграть важную роль в истории государства Русь. Были и другие торговые пути. Осью восточного пути стали реки Волга и Дон. Торговые караваны шли из Полянских земель либо сушей до Дона, либо спускались вниз по Днепру. Затем по Черному морю суда плыли мимо Крыма на восток и далее по Азовскому морю в Дон. В том месте, где Волга и Дон сближаются (ныне там располагается Волго-Дон- с кой канал, суда волоком перетаскивали в Волгу. И направлялись вниз по Волге, через хазарские владения, в Каспийское морена Кавказ ив страны Востока — Хоре з ми Бухару. Еще один торговый путь пролегал из Среднего По- днепровья через леса и Среднюю Волгу — в Булгарию. Земли новгородских словен были связаны с остальным миром не только через путь из варяг в греки, но и дорогами к верховьям Волги, а далее на юг. В Центральную и Южную Европу вел путь по Днепру, Черному морю и Дунаю. Другой путь пролегал от Киева на запад, в направлении теперешней Польши и далее в германские земли. Таким образом, торговые пути связывали восточных славян с зарождавшимися государствами Восточной, Центральной и Западной Европы, с Балканским полуостровом, Северным Причерноморьем, Поволжьем, Кавказом, арабским миром, Византией. Но это были и военные пути. По ним славянские дружины шли в разные концы света, а другие народы использовали их для нападения на восточнославянские земли. Религия восточных славян Природа, великая и непознаваемая, ласковая и непредсказуемая, была главным божеством славян Все в ней было священным для них — молнии, гром, дождь, затмение солнца, землетрясения и засухи. Религиозный мир славян, фантастический и поэтичный, отражал все стороны окружающего мира. Религия с множеством божеств, главных и второстепенных, называется многобожием,
    34
    или политеизмом (от греческих слов «поли» — много и «теос» — бог. Позже на Руси ее назвали язычеством (от старославянского слова «языци» — народы, еще не принявшие христианства. В отличие от язычества более поздние религии — христианство и мусульманство — основывались на вере в единого
    Вога, Они называются монотеистическими (от греческого слова «монос» — один. Но, по существу, ив язычестве, ив монотеистических религиях чело-
    нек все равно наделяет сверхъестественной силой природу, великий непознаваемый дух, который рождает нее живое и погружает его в смерть. Во главе славянских божеств стоял великий Сва рог — бог Вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса. Сын Сварога
    Даждъбог (бог солнца) весьма почитался славянами, которые называли себя даждъ-

    Опжъими внуками Культ Рода и рожениц бога и богинь плодородия, связанный с земледельческими занятиями, был особенно популярен Скотий бог Белее почитался в качестве покровителя скотоводства.
    ( трибог, по понятиям славян, повелевал ветрами. По мере слияния славян с некоторыми иранскими и угро-финскими племенами их боги становились и славянскими. Так,1в славянских землях почитались популярные у иранских племен бог солнца Хоре и бог плодородия Симаргл.
    Единственное женское божест-
    ио —
    Макошъ — было заимствовано славянами у угро-
    финских народов и олицетворяло собой рождение всего живого. Макошь была покровительницей женской части хозяйства С появлением у славян князей, воевод и дружин, н условиях военных походов на первый план вышел бог молнии и грома непобедимый Перун. Со временем он стал главным божеством нарождавшегося государства и слился с более ранними богами. Славянский мир был наполнен целым сонмом сверхъестественных существ —
    упырей (злых духов) и берегинь (добрых духов. Славяне населили лес лешими а воду — русалками Они верили, что это души умерших выходят весной на берега водоемов насладиться расцветающей природой. Бронзовая статуэтка
    Перуна. Новгороде. Языческий идол славян
    35
    Каждый дом, по представлению славян, находился под покровительством домового — духа-прародителя^ пращура, или щура, чура). Когда человек считал, что ему грозят злые духи, он призывал чура (домового) защитить его Чур меня Славяне стремились предотвратить действие злых сил оберегами амулетами, поклонялись светлым озерами священным деревьям, ветру и тучам. Обряды и предания Языческая религия наполняла жизнь славян красочными обрядами и праздниками, которые символизировали различные явления природы С поворотом солнца на весну, а он приходился у славян, как и ныне, на 1 января, начинался праздник Коляды В домах гасили огни, и люди добывали трением новый огонь. Они зажигали светильники и очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали, совершали жертвоприношение в виде быков и других животных, чтобы умилостивить богов. В марте славяне праздновали день весеннего равноденствия Они сжигали чучело зимы, славили солнце и наступление весны. Начиналась Масленица с ее блинами, напоминавшими солнечный круги гуляньями.
    1 — 2 мая отмечалось появление первых весенних всходов Славяне убирали лентами молодую березу, украшали свои дома свежими ветками. Всенародный праздник Купалы приходился на 23 июня, день летнего солнцеворота. Наливались колосья, и люди молились о дожде. Девушки водили хороводы, бросали в реку венки. Самых красивых из них обвивали зелеными ветками и поливали водой, как бы призывая на землю долгожданный дождь. А ночью вспыхивали купальские костры, через которые, как бы очищаясь, прыгали юноши и девушки. В купальские ночи совершались умыкания девиц, когда молодые люди сговаривались и жених уводил невесту от домашнего очага. Сложными религиозными обрядами обставлялись рождения, свадьбы и похороны. Известен похоронный обычай славян. Тело умершего помещали в ладью и сжигали ее на костре. Это означало, что человек уплывает в подземное царство. Затем прах опускали в могилу — вместе с одной из жену славян-язычников
    36

    ! 1<)хор1)М1 русс» и II
    X у дожи и Г. И. С см существовало многоженство. В могилу опускали, пели это были похороны воина, останки боевого коня, оружие, украшения- Над могилой насыпали высокий курган и совершали языческую тризну родственники и соратники поминали умершего, здесь же проходили Шейные состязания. Волхвы и кудесники В славянском обществе имелась кптегория людей, которые, как полагали славяне, умели напрямую общаться с богами. Это были волх-
    кудесники
    — любимцы богов»,|как назвал их ДСП ушки не Песни о вещем Олеге. Они исполняли различные обряды, проводили религиозные церемонии в так называемых капищах где стояли идолы, или кумиры — скульптурные изображения славян-
    Р}.их богов. Наряду с вождями, а позднее князьями нолхвы руководили жизнью и племени союзов племени молодого государства. I Прежде чем выступить в поход, князь и дружина ириходили к волхвами те пророчествовали, толковали знамения приносили жертвы богам, чтобы они дпровали успех. Постоянное общение с природой, наблюдение за ее ннлениями привели к тому, что волхвы оказались несьма сведущими и проницательными людьми. Они объясняли соплеменникам природные явления, лечили людей травами и кореньями. Все были подвластны духовной мощи волхвов.
    37
    ВОПРОСЫ 1 Докажите, что в описании Нестора славяне представлены И ЗАДАНИЯ как Древнейшая и неотъемлемая часть европейского сообщества народов. Что свидетельствует о том, что Нестор — высокообра- с ? ' зованный человек, сведущий в сочинениях авторов других стран О " ' , ; ел/уцЬ ил м ш фу с сх« -
    2. Какой была картина расселения восточнославянских племен на территории Восточной Европы в VIII в Почему их расселение в основном носило мирный характер
    3. Почему в Поднепровье, в отличие от других земель, было сравнительно более развитое хозяйство Какие особенности '•> г хозяйства были у новгородских словен? Чем они объясняются Какой вывод из этого следует
    4. Проследите по карте торговые маршруты наших предков из варяг в греки, из Поднепровья в Булгарию ив страны Востока через Дон, Волгу, Каспийское море.
    5. Какие признаки государственности появились у полян и словен в VIII — IX вв.?
    6. Как высчитаете, наши предки в своем поведении руководствовались чувствами или разумом Свой вывод обоснуйте.
    7. Как могло случиться, что боги Хоре и Симаргл, популярные у иранских народов, стали почитаемыми у славян
    8. Почему в догосударственный период бог грома и молнии
    Перун был главным у славян
    9. Какими обрядами славяне обставляли свадьбы, рождение детей, похороны
    10. Как наши предки стремились преодолеть действия злых духов,черных сил Появление государства Русь в Поднепровье. Первые русские князья Славянский Юг и славянский Север — два центра государственности К началу IX в. в восточнославянских землях появились сначала племенные союзы а позднее, благодаря их объединению сильные межплеменные группировки Такие объединения — начальная восточнославянская государственность — сформировались в Среднем Поднепровье во главе с Киевом ив северо-западном районе во главе с городами Ладогой и Новгородом,
    38
    Далее мы будем называть восточных славян так, кик их называли древние летописи и другие источники, — рус ь , руссы, русины. Первым известным нам упоминанием о государ- гтпенном образовании Русь стало свидетельство исторических документов об ударе руссов по крымским владениям Византии. Руссы повоевали все побережье Крыма до Керченского пролива, взяли штурмом город Сурож (нынешний Судаки разграбили его. Через несколько лет Русь предприняла второе наступление, на этот раз на южный берег Черного моря, по атаковать Константинополь не решилась. В 838 — НИ гг. в Константинополе появилось посольство от государства Русь, чтобы урегулировать свои отношении с недавним врагом — Византией, а потом — в могущественной империи франков для установления дипломатических и торговых контактов.
    18 июня 860 г. произошло событие, которое бук- няльно потрясло тогдашний мир. Константинополь неожиданно подвергся яростной атаке русского вой- гкн. Руссы подошли с моря на 200 ладьях. Неделю они жаждали город, но тот выстоял. Взяв огромную контрибуцию и заключив почетный мир с Византией, руссы ушли восвояси. Сохранились имена русских князей, возглавивших поход. Это были Аскольд и Дир. С этого времени Русь была официально признана
    пгликой империей. Через несколько лет греческие священники появи- пись в земле руссов и крестили их вождя и его дружину. Предполагают, что это был Аскольд. Во второй половине IX в. дружины из Среднего
    11однепровья прорывались через хазарские кордоны ни Волгу, Северный Кавказ, в Каспийское море. Киевские рати шли и на север, стремясь взять под контроль всю славянскую часть пути из варяг в греки и выходы к Балтийскому морю. Делались попытки, пока неудачные, овладеть Полоцком и подчинить нолочан. Славянский Юг начал активное наступление на славянский Север.

    39
    ильими камень
    1КПМИ. Появление государства Русь в северо-западных славянских землях В районе озера Ильмень, реки Волхов, на берегах Ладожского озера сформировался мощный союз славянских и угро-финских племен при главенстве приилъменских словен. Этому объединению способствовала начавшаяся здесь борьба словен, кривичей, мери и чуди с варягами которым удалось на некоторое время установить контроль над здешним населением. И как поляне скинули на юге власть хазар, так на севере союз местных племен прогнал варяжских правителей. Однако в дальнейшем между местными племенами начались раздоры. Летопись говорит И встал род народ Нескончаемую междоусобицу решили прекратить традиционным способом — пригласить правителя со стороны. Выбор пал на варяжских князей. Кто такие были варяги Этот вопрос свыше
    200 лет не дает покоя историками в нашей стране, и за рубежом. Одни считали варягов норманнами, скандинавами, исходя из того, что то была эпоха норманнских морских нашествий на богатые европейские страны, куда грабители-норманны отправлялись за добычей. Долгое время господствовала точка зрения, по которой именно норманны создали государство в землях славян, на что сами славяне якобы оказались неспособны. Особенно популярны эти взгляды былина Западе в периоды противостояния нашей Родины и ее противников. Этих ученых назвали нор-
    манистами,
    а их взгляды — норманнской теорией создания Русского государства. Ее противники получили название антинормани-
    сты.
    Они доказали, что государственность вызревала у славян задолго до появления норманнов. Норма- нисты и антинорманисты существуют и сегодня. Только теперь спор идет уже о другом — кем были варяги по национальности. Норманисты считают их скандинавами и полагают, что имя Русь скандинавского происхождения. Антинорманисты доказывают, что первые русские князья на русском северо- западе — либо балты, либо славяне с южных берегов
    40

    Иалтики. По существу, продолжается споро судьбах России, славянства, об их исторической общности и самостоятельности. А что же говорит поэтому поводу Нестор-летопи-
    ссц, сведениями которого в первую очередь пользуются и те и другие Он пишет, что по просьбе различных племен в славянских землях в 862 г. появились парижские князья — князь Рюрик и его братья — г роды свойми, те. дружинами и другими людьми. Те варяги назывались русъю,
    — отмечает он. Для Нестора «русь» — это прежде всего определение отнической принадлежности. Варяги, по мнению летописца сидят к востоку от нннадных народов, пою ж ному берегу Варяжского Балтийского) моря А славяньский языки русский одно есть — подчеркивает летописец. Это значит, что князья, приглашенные приильменскими слове- нами и кривичами, были им родственны. Происхождение слова Русь Названия « Русь,
    «руссы» появились в IX вина славянском Севере, и на Юге. Среди всех славянских племен в Центральной, Восточной и Южной Европе были весьма распространены названия руссы, русины На Западе их называли рутенами, ругами. Потомки этих русинов до сих пор живут в Германии, Венгрии и Румынии.
    Нн славянском языке « русый означает « светлый. Это типично славянское слово и типично славянское название племен. Другие руссы, русины, рутены жили на землях, примыкавших к южным берегам Балтийского моря. Позднее ильменские словене и кривичи пригласили иаряжских князей из руссов возглавить их земли, прекратить здешние междоусобицы и оградить их от иаряжских набегов. Случай этот был весьма типичен для всей европейской истории. Сохранились сведения, что приглашенные князья были родственниками прежней местной княжеской династии приильменских сло-
    Ш'Н. Затонет данных о существовании имени Русь и Скандинавии, как нет данных и ото м , что и Скандинавии в то время существовали княжеская, Скандинавская серебряная монета- подвеска IX в. Железный меч с рукоятью, инкрустированной серебром X в.
    41
    королевская власть или какое-то государственное образование, которое могло отправить своих князей в славянские земли. Спор продолжается.
    Рюрик в Новгороде. Начало династии Рюриковичей. Летопись рассказывает, что в 862 г. из варяжских земель в славянские и угро-финские земли прибыли три брата со своими родами — Рюрик, Синеус и Тру-
    вор.
    Старший, Рюрик, сел княжить у ильменских словен в городе Ладоге. Затем он перешел в Новгород, где срубил себе крепость. Новгород находился в центре наиболее развитых здесь славянских земель, располагался на пути из варяг в греки.
    Синеус стал княжить в землях финского племени весь в городе Белоозере, а Трувор — в землях криви- чей в крепости Изборск. В этом рассказе много легендарного, но появление в северо-западных русских землях варяжского правителя — достоверный факт.
    Рюрик объединил под своим началом весь север и северо-запад восточнославянских и угро-финских земель. Образовался сильный государственный центр, собравший окрестные земли под единой княжеской властью. Теперь Новгород встал против Киева, Рюрик — против киевских князей. Оба центра называли себя Русь — Русь Южная, где утвердилась местная полянская династия, и Русь Северная, где власть взяли славянские выходцы из Южной Прибалтики. Киев повел наступление на Север и попытался отвоевать у Новгорода земли кривичей и полочан. Рю- рик двинулся на Полоцк Назревало историческое противоборство между двумя восточнославянскими центрами. В 879 г. Рюрик умер, оставив после себя малолетнего сына Игоря Все дела в Новгороде взял в свои руки то ли воевода, то ли родственник Рюрика Олег. Но официальным новгородским князем оставался Игорь. Так получила начало династия Рюрикови-
    чей,
    которая правила в русских землях вплоть до смерти в 1598 г. бездетного царя Федора Ивановича, сына Ивана Грозного. Создание государства Русь. Князь Олег Олегу выпала доля объединить два древнерусских государственных
    42
    Приникни центра. В 882 гон собрал рать и предпринял поход на юг. Ударную силу войска Олега составила варяжская дружина. Вместе с ним шли отряды, представлявшие все северо-западные русские земли. Здесь били ильменские словене, кривичи, а также их союзники и данники — чудь, меря и весь. В княжеской нндье плыли маленький Игорь. Как повествует летопись, первому удару подвергнись те территории, за которые давно шел спор между Киевом и Новгородом. Олег овладел главным городом кривичей Смоленском, взял Любеч. Приплыв к Киев- пким горам, он понял, что взять штурмом хорошо укрепленный и многолюдный город будет трудно. Кроме того, здесь княжил опытный воин Аскольд, отличившийся в схватках с Византией, болгарами, хазарами и печенегами. Олег пошел на хитрость. Спрятав воинов в ладьях, он известил киевского князя, что с севера приплыл купеческий караван и купцы приглашают его выйти на берег. Ничего не
    .шподозривший Аскольд пришел навстречу. Воины Олега выскочили из укрытий и окружили киевлян. Олег с маленьким Игорем на руках заявил киевскому правителю, что тот не принадлежит к княжескому
    43
    роду, асам он есть роду княжа и Игорь — сын князя
    Рюрика. Аскольда убили, а Олег утвердился в Киеве и сделал его своей столицей. Согласно летописи, он заявил Да будет Киев матерью городов русских Можно думать, что киевляне-язычники не вступились за своего правителя-христианина и помогли язычникам Олега овладеть городом Так идеологические взгляды впервые на Руси повлияли на смену власти С тех пор 882 г, год победы новгородского Севера над киевским Югом, отмечается как начало Русского государства. Но это была лишь военная победа. В хозяйственном, торговом, культурном развитии Среднее Подне- провье намного обогнало другие славянские земли. В конце IX в. это был исторический центр русских земель, что и подтвердил Олег, сделав Киев стольным городом. Олег продолжал объединение славянских земель. Он упорядочил свои отношения с Северной Русью, обложил данью новгородских словен, кривичей, другие тамошние племена. Заключенный им договор с варягами действовал около 150 лет. По нему Русь обязывалась ежегодно уплачивать варяжскому южно- балтийскому государству по 300 серебряных гривен за мирна русских северо-западных границах и за регулярную военную помощь Руси. Затем Олег предпринял походы на другие славянские племенные союзы — на древлян, северян, ради- мичей и обложил их данью — мехами. В столкновении с Хазарией, чьими данниками были радимичи и северяне, военный успех сопутствовал Олегу Эти племена вошли в состав Руси. На рубеже IX — X вв. Олег потерпел чувствительное поражение от кочевников-венгров (угров, каких называли на Руси. Русские земли венгры задели лишь краем вовремя своего кочевого движения. Олег вышел им навстречу, но был разбит и заперся за стенами Киева. Венгры осадили город, но взять его не смогли, и тогда противники заключили мир. По мирному договору 898 г. руссы выплачивали венграм дань, снабжали их продовольствием на дорогу,
    44
    Убийство Аскольда и
    Дира Олегом. Литография. XIX в. н венгры обещали быть верными союзниками Русин борьбе против врагов. То было начало отношений Руси и Венгрии. Вскоре венгры прорвались в Подунавье и на землях современной Венгрии создали свое государство. С тех пор
    200 с лишним лет действовал мирный договор между Русью и Венгрией. Объединив восточнославянские земли, отстояв их от натиска чужеземцев, придав княжеской власти невиданный доселе авторитет и международный престиж, Олег принял титул великого князя, те. князя нсех князей. Властители отдельных русских княжеств стали его данниками, вассалами.
    45
    Новое государство Русь не уступало по своим масштабам Франкской империи Карла Великого или Византийской империи. Однако многие его районы были мало заселены и плохо пригодны для жизни. Слишком велика была и разница в уровне развития различных частей государства. Кроме того, оно включало в свой состав разные народы. Все это делало государство рыхлыми непрочным. С самого своего возникновения Русь ставила перед собой масштабные задачи — овладение устьями Днепра и Дуная, свое утверждение в Северном Причерноморье и на Балканах, прорыв через хазарские кордоны на восток и установление контроля над Таманским полуостровом и Керченским проливом. Это были стратегически важные военные плацдармы, опорные пункты на торговых путях. Частью этой завоевательной политики стал знаменитый поход на Византию в 907 г. Вначале лета огромная русская рать на ладьях иконным строем поберегу двинулась на Константинополь. Греки замкнули бухту огромной цепью, перекинув ее с одного берега на другой, чтобы воспрепятствовать продвижению русских судов. Не имея возможности взять город сего могучими стенами прямой атакой, руссы высадились на берег повоевали окрестности города, взяли огромную добычу, а потом вытащили суда на сушу, поставили их накатки, подняли паруса и под
    46
    прикрытием ладей, защищавших их от неприятельских стрел, двинулись под самые стены города. Греки ужаснулись при виде этого необычного зрелища и запросили мира. По договору они обязались представить Руси де- Ш нежную контрибуцию, ежегодно уплачивать дань и открыть византийский рынок для русских купцов, которые получили право беспошлинной торговли в пределах империи, что было делом неслыханным по тем временам. По обычаю, в знак окончания войны и заключения мира русский великий князь повесил свой щит наворотах города. В 911 г. Олег подтвердил договор с Византией. Прибывшее в Константинополь русское посольство заключило с империей первый в истории Восточной Европы двусторонний письменный договор Водной из его статей шла речь об установлении военного союза между Византией и Русью. Отныне русские отряды регулярно появлялись в составе византийской армии, а русские дружины обрушивались на врагов империи в Закавказье. Княжение Игоря В 912 гуже в преклонном возрасте, Олег передал власть Игорю асам, согласно легенде, ушел на север, в родные места, и погиб там от укуса змеи. К этому времени Игорь был уже зрелым человеком, женатым на варяжке Ольге. По некоторым сказаниям, Игорь увидел ее совсем юной вовремя охоты в псковских лесах и был пленен ее красотой и умом. В то время на Руси еще не практиковалось заключение княжеских браков с особами только княжеской или королевской крови, и Ольга, принадлежавшая к знатной, ноне княжеской семье, стала женой великого князя. Поразительно и другое при обычном тогда на Руси многоженстве нет известий о том, что Игорь имел, кроме Ольги, иных жен. Это говорит не только о его любви и преданности своей единственной жене, но и о ее исключительных человеческих качествах. Древней Руси повезло на умных и энергичных первых правителей, что подтвердили Игорь своим
    47
    правлением. После смерти великого воителя Олега непрочная Русь стала распадаться — восстали древляне, стремящиеся отложиться от Киева, к границам Руси подошла орда печенегов. Игорь предотвратил обе опасности. Древляне были вновь завоеваны и обложены тяжелой данью. Сумел князь договориться и с печенегами. Им навстречу вышла сильная русская рать, и они почли за благо заключить мир. Одновременно русские поселенцы, поддержанные великокняжеской властью, начали продвижение к устью Днепра, где расположились византийские сторожевые посты. На Таманском полуострове князь Игорь помог основать русскую колонию. Русские владения подходили вплотную к хазарским границам, к византийским колониям в Крыму и Причерноморье. В 941 г. Игорь повел огромное войско на Константинополь. На подступах к городу его ладьи были встречены греческими кораблями, с которых их забросали греческим огнем — метательными сосудами с горящей смесью. Это привело руссов в ужас и определило их поражение. Уцелевшая часть войска продолжала отчаянную борьбу на побережье Малой Азии. Лишь осенью русское войско вернулось на Родину. В 944 г. Игорь пошел на Византию вновь, но греки, помня о страшной войне три года назад, запросили ты сжигают юрнбл и. ори. XV и.
    48
    мира. По договору 945 г. обе стороны восстанавливали мирные и союзные отношения. Византия согласилась по-прежнему выплачивать Руси дань и признала ее продвижение к устью Днепра и на Таманском полуострове, но русские купцы потеряли право беспошлинной торговли на греческих рынках. Византийский император клялся на верность договору в Константинополе в присутствии русских послов. А потом греческое посольство в Киеве приняло такую же клятву Игоря. Великий князь и его бояре клялись Перуном и другими богами, а русские христиане из киевской верхушки (их стало уже немало в храме, который к этому времени уже стоял н Киеве. В договорах с греками восточнославянское государство называлось Русская земля.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта