История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_Сахаров А.Н_2003 -320с. История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_С. Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. М тид русское словорс
Скачать 6.36 Mb.
|
§ 6 Вторая междоусобица на Руси 15 июля 1015 г. великий князь Владимир Святославич скончался, прожив немногим более 50 лет. Он разболелся как разв то время, когда собирался в поход на Новгород. Правивший там его сын Ярослав поднял против отца мятежи перестал уплачивать дань. За поддержкой, как ранее и сам Владимир, он обратился к варягам. Север снова поднялся против Юга. Это была вторая крупная междоусобица на Руси. В дальнейшем они возникали еще много раз, что объяснялось огромной территорией восточнославянского государства, разным уровнем развития его частей. Едва на Руси ослаблялась центральная власть — из-за смерти сильного, волевого правителя или в связи с поражениями от внешних врагов, как государство теряло единство и начиналась внутренняя борьба за власть. Появление энергичного и волевого правителя вновь сплачивало государство. Это происходило, как правило, силой. Так случилось и после смерти князя Владимира. Отделился Новгород, Киеву перестало подчиняться Тмутараканское княжество, где правил сын Владимира Мстислав, Полоцк попытался сбросить власть Киева. Печенеги, узнав о смерти Владимира, усилили свой натиск на русские земли. Болеслав I вознамерился вернуть Польше Закарпатье, отнятое в свое время Владимиром. Власть в Киеве вопреки воле отца захватил Свято- полк, старший, приемный сын Владимира, женатый на польской принцессе. Владимир же собирался Монета времен Ярослава Мудрого 73 завещать престол сыну Борису Как и младший Глеб, он родился в христианском браке от византийской принцессы Анны, а потому был, вероятно, единственным законным наследником престола. Владимир выделял его среди других сыновей, любили его и киевляне. Борис был молод, высок, отличался храбростью в боях. Отец держал его при себе, хотя они числился ростовским князем. В момент внезапной смерти отца Борис был далеко от Киева — вел отцовскую дружину против прорвавшихся на Русь печенегов. Тем временем Святополк, опираясь на своих сторонников в столице и воспользовавшись отсутствием отцовской дружины, организовал пышные похороны Владимира, а потом принялся одаривать киевлян деньгами, дорогими тканями, вещами. Но гонцы уже скакали в степь — к Борису, в Новгород — к Ярославу, в Тмутаракань — к Мстиславу с известием о захвате Киева Святополком. На Руси начиналась междоусобная борьба. Святые Борис и Глеб Не обнаружив печенегов Борис возвращался в Киев. Тут они получил известие о смерти отца и вокняжении Святополка. Дружинники уговаривали Бориса идти на Киев и взять власть в свои руки. Перед юным князем встал вопрос начать ли междоусобную борьбу или повести себя как подобает доброму христианину. Борис пришел к выводу, что власть не стоит крови людей А ведь все это преходяще и непрочно, как паутина. Куда я приду по отшествии своему из мира этого Что приобрели братья отца моего или отец мой Где их жизнь и слава мира сего, и багряницы, и пиры, серебро и золото, вина и меды, яства обильные, и резвые кони, и хоромы изукрашенные и великие, и богатства многие, и дани, и почести бесчисленные, и похвальба боярами своими Всего этого будто и не было все сними исчезло <...> Лучше мне одному умереть, нежели губить столько душ. Разочарованная дружина разбрелась по домам, а Борис остался в лагере, раскинувшемся неподалеку от Киева на реке Альте С ним были лишь отроки и духовник. 74 Бориса уже известили о том, что сообщники Свято- полка направляются к нему. Всю ночь он молился, просил Бога укрепить его душу, снять страх смерти. Утром 24 июля 1015 г. заговорщики окружили шатер князя и, услышав его молитву, на мгновение смутились духом, но потом разметали охрану и пронзили шатер копьями. Раненый Борис, выскочив из шатра, обратился к палачам с просьбой дать ему возможность вознести к Богу последнюю молитву, а потом сказал Братья, приступивши, заканчивайте порученное вам И да будет мир брату моему ивам, братья И тут же пал под ударами убийц. Когда завернутое в шатер тело привезли к Свято- полку, Борис еще дышал. На глазах Святополка Бориса добили мечами. К муромскому князю Глебу родному брату Бориса, Святополк срочно направил гонцов с просьбой прибыть в Киев, т.к. отец тяжело болен. Не заподозривший коварства Глеб с небольшой охраной отправился в путь. По дороге он получил известие от Ярослава о смерти отца и убийстве брата. Глеб велел пристать к берегу. Долго терзали его мрачные раздумья. Он не чувствовал за собой вины, был далек от жажды мести Святополку и потому вновь продолжил свой путь по Днепру. На реке его и настигли люди Святополка. Когда Глеб увидел, что ладья с убийцами подплывает к его лодке, он взмолился Не трогайте меня, братья мои милые и дорогие <...> никакого зла вам не Захват ладьи и убийство Глеба по приказу Святополка. Миниатюра. XV в. ршшн«одел>'.чл'.«Ша пл. 4на<ьд.нда 75 Борис и Глеб. Икона. XIV в. причинившего <...> Пожалейте мою юность, смилуйтесь Когда же убийцы расправились с отроками Глеба и окружили его, он опустился на колени и начал молиться. В это время его и убили. Смерть юных братьев потрясла русское общество. Борис и Глеб стали символами праведности и мученичества во славу Руси. Оба князя уже в XI в. были причислены клику святых мучеников. Память о них Русская Православная Церковь чтит вдень гибели Бориса — 24 июля. Борьба Ярослава Мудрого за власть. После расправы над Борисом и Глебом Святополк, которого в народе прозвали Окаянным подослал убийц еще к одному брату — Святославу который управлял Древлянской землей. Мстислав укрылся в Тмутаракани, а Ярослав повел на Киев тысячную рать во главе с варягами. Святополк выступил против него со своей дружиной и нанятыми печенегами Это был первый случай, когда в междоусобной борьбе русский князь воспользовался помощью степняков. Противники встретились на Днепре около Любеча зимой 1016 г. и расположились на противоположных берегах реки. Ранним утром на многочисленных ладьях рать Ярослава переправилась через реку. После пламенной речи Ярослава воины оттолкнули ладьи от берега, показав, что назад им пути нет, и первыми ударили по киевлянам. Зажатые между двумя озерами, воины Святополка смешались и ступили на тонкий лед, который стал подними ломаться. Не смогли развернуть свою конницу и печенеги. Разгром Свято- полковой рати был полный. Сам он бежал в Польшу к своему тестю — королю Болеславу I. Ярослав же занял Киев в 1019 г, и с этого времени начинается его правление. 76 Святополк Окаянный с польским войском вернулся на Русь и вновь занял Киева Болеслав I захватил червенские города. Поляки начали бесчинствовать в русских землях. Ярослав бежал в Новгород. Первая большая смута на Руси привела к распаду государства, потере территорий, вторжению иноземцев. Против них начались восстания в Киеве и других местах, и поляки вынуждены были убраться восвояси, ограбив перед этим русскую столицу. Вскоре Ярослав вторично двинулся на юг. Новгород и все северные земли поддержали его. Святополк бежал к печенегами вновь привел их на Русскую землю. Противники встретились вторично в открытом бою на реке Альте, в том месте, где погиб князь Борис. Само место вдохновляло рать Ярослава. Трижды полки враждующих сторон сходились в рукопашных схватках. К концу дня Ярослав одолел соперника, и тот бежал сначала в Польшу, потом в Чехию в пути Святополк лишился рассудка и умер. Восстановление единства Руси Ярославу не сразу удалось восстановить единство Руси. Его брат Мстислав тмутараканский, талантливый полководец, витязь огромной физической силы, подчинил большие территории на Северном Кавказе. В 1024 г. неподалеку от Чернигова он разбил войско Ярослава и отвоевал себе право наполовину Руси. Владения братьев теперь по договору между ними разделял Днепр. Своей резиденцией Мстислав сделал Чернигов 12 лет Русь была расколота на два государства. Братья жили все это время мирно, вместе ходили в походы и снова отвоевали у поляков Русское Закарпатье. В 1036 г. после смерти бездетного Мстислава Русь объединилась под властью Ярослава, который в дальнейшем получил в народе прозвище Мудрый Долгая смута закончилась. Ярослав Мудрый во главе Руси При Ярославе Мудром Русь достигла значительных успехов во всех сферах 77 Ярослав Мудрый жизни Великий князь укрепил систему управления страной Продолжая линию деда и отца, Ярослав послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного повиновения себе. Сам же стал самовластцем. В некоторых древних текстах его даже именовали царем В Новгород он отправил старшего сына Владимира, а после его смерти — Изя- слава. Святославу отдал в управление землю северян с городом Черниговом и Тмутараканское княжество. Всеволода посадил в Переяславле, других сыновей — в Ростове, Смоленске и Владимире-Волынском. Стремясь установить порядок и законность в русских землях, Ярослав вначале своего правления ввел в действие первый на Руси писаный свод законов — Русскую правду Она касалась прежде всего вопросов общественного порядка, защищала людей от наси- лий, бесчинств, драк. Русская правда строго наказывала за умышленное убийство. Она допускала кровную месть, но право мстить убийце имели только близкие родственники (отец, сын, брат, дядя. Если близкой родни не было, то убийца платил виру штраф) в 40 гривен. Большими денежными штрафами наказывались побои и увечья. Защищая от беспорядков все общество в целом и каждого жителя Руси, Ярослав Мудрый. Чтение народу Русской правды в 1036 г. Художник АД. Кившенко 78 Русская правда вместе стем отразила углублявшееся неравенство людей так, за убийство простого человека штраф был лишь 5 гривен за обиду, которую холоп наносил свободному человеку, тот мог безнаказанно убить холопа. Великий князь проявил себя человеком исключительно разносторонним. По его инициативе в 1037 г. был заложен новый главный храм Киева — тринад- цатиглавый собор Святой Софии, который соперничал по красоте и размерам со святыней Константинополя Софийским собором. Всего же в Киеве Софийсш в то время насчитывалось около 400 церквей Киев в Кшчю, превратился в один из самых крупных и красивых 7 Реканспц городов Европы Ярослав основал ряд новых городов. 7' На Волге был заложен Ярославль а в отвоеванной- земле чуди (эстов) — Юрьев (нынешний эстонский город Тарту. Город был назван так в честь Юрия — святого покровителя Ярослава. Великий князь был ревностным поборником развития на Руси культуры, образования, грамотности. При нем были открыты школы, созданы первые библиотеки, на Руси появилось немало переводных греческих книг, зародилось летописание. Он поддерживал книжное дело. Ярослав любил книги, особенно церковные сочинения, и долгие часы проводил за их чтением. О его набожности и христианских добродетелях слагали легенды. Внешняя политика Ярослава Мудрого Упорно и настойчиво князь продолжал внешнюю политику деда и отца. При нем мощь Руси возросла, расширялись ее границы. Утвердилась власть Русина западном берегу Чудского озера, предпринимались походы против воинственных балтских племен литовцев и ятвягов. После отвоевания червенских городов у Польши государства заключили мирный договор, 79 поскольку в борьбе с Чехией и Германией польские короли предпочли иметь Русь союзником. Союз скрепили династическими браками. Польский король Казимир I женился на сестре Ярослава Добронеге, а Изяслав, старший сын русского великого князя, взял в жены сестру короля. На севере Русь связывали тесные дружественные отношения со Швецией и Норвегией. Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингигерде. Замуж за норвежского короля выдали младшую дочь Ярослава — красавицу Елизавету. Ярослав завершил многолетние усилия Владимира по борьбе с печенегами, нанеся им в 1036 г. сокрушительное поражение под стенами Киева. После этого Золотые ворота в набеги печенегов на русские земли прекратились. Киеве. Ярослав не отличался большой физической силой, Реконструкция был хром и все же нередко сам вел войско в бой, был очень храбр. В честь победы русского оружия над врагами Руси в Киеве были воздвигнуты Золотые ворота которые поражали своим великолепием и русских людей, и иностранцев. В 1043 г. после долгого периода мирных отношений с Византией Русь пошла войной на империю. Поводом послужила расправа с русскими купцами в Константинополе. Близ западных берегов Черного моря буря разметала и потопила часть русских судов. Около 6 тыс. воинов во главе с воеводой Вышатой высадились на сушу, другие морем двинулись обратно. Узнав об этом, византийский император Константин Мономах приказал кораблям преследовать русский флота своему лучшему полководцу Кекавмену — атаковать русское сухопутное войско. В морском 80 I - сражении руссы нанесли поражение грекам, после чего двинулись на Родину. Сухопутная же рать была окружена. Взятых в плен воинов Вышаты одних ослепили, другим отрубили правые руки, чтобы никогда не поднимали меч на Византийскую империю. Долго еще по русским селами городам брели эти несчастные, пробираясь к родным очагам. В 1046 г. Русь и Византия заключили мири возобновили дружественные отношения. В знак примирения был устроен брак сына Ярослава Мудрого Всеволода и дочери Константина Мономаха Анастасии. Брак еще раз подчеркнул рост международного престижа Руси. К концу жизни Ярослава Мудрого все его старшие сыновья были женаты на принцессах из Польши, Германии и Византии. Старшая дочь Анна, жена французского короля Генриха I, после его смерти и до совершеннолетия сына управляла Францией. Анастасия стала женой венгерского короля Андрея. Елизавета после гибели мужа, норвежского короля Гаральда, вступила в брак с королем Дании. Русь при Ярославе Мудром превратилась в великую державу С ее политикой считались все соседи. На Востоке, вплоть до низовьев Волги, у нее теперь не было соперников. Протяженность ее границ составляла около 7 тыс. км, они простирались от Карпатских гордо реки Камы, от Балтийского моря — до Черного. К середине XI в. на Руси жило около 4 млн человек. Ярослав умер в 1054 г. нам году жизни, в ореоле славы, почитаемый русским обществом, любимый многочисленными детьми. Перед смертью он передал великокняжеский престол старшему сыну — Изясла- ву. Святославу Ярослав оставил черниговские и тму- тараканские земли, Всеволоду — Переяславское княжество. Ярослав завещал, чтобы впредь великим князем на Руси был старший в роду Наследование по прямой линии от отца к сыну, которое было принято во многих странах Европы, отступило перед патриархальным, чисто семейным обычаем. Вдаль- нейшем это явилось одной из причин распрей в роду Рюриковичей. Аннн Я роил Скульптур в монисты Св. Винп'нп 81 1. Что общего между первой и второй усобицами на Руси Какими причинами они были вызваны — внешними или внутренними 2. Как характеризует различные взгляды Бориса его убеждение, что власть не стоит крови людей 3. Почему Русская Православная Церковь чтит день 24 июля 4. Какие свойства характера Ярослава выявились входе борьбы за власть 5. Что вы можете сказать о разносторонности интересов Ярослава Мудрого 6. Почему Русская правда является проявлением мудрости Ярослава Какие порядки она утверждала на Руси Чем они отличались от порядков предшествующего периода 7. Какова роль Ярослава в том, что Киев превратился в один из красивейших городов Европы 8. Какие деяния Ярослава укрепляли международный авторитет Руси § 7 Развитие феодальных отношений. Русь при Ярославичах Возникновение феодальной земельной собственности. С середины XI в. на огромных пространствах Руси, но особенно в Среднем Поднепровье и вокруг Новгорода земли все чаще оказывались в частном, владении. Свободные люди, которые раньше лишь уплачивали дань князю, постепенно попали в зависимость от него. Зато, что они живут на землях, которые князь объявил своими, смердов привлекали к различным работам в его хозяйстве. Так возникла их поземельная зависимость от господина. На Руси, как ив других странах Европы, был создан княжеский домен (владение) — комплекс земель, населенных зависимыми от главы государства людьми. Появление подобных владений знаменовало наступление на Руси новых порядков. К этому же времени относится и возникновение собственных земельных владений бояр и дружинников В ранний период истории Руси великие князья 82 предоставляли местным князьями боярам право собирать дань с тех или иных земель. Часть этой дани они оставляли себе за службу великому князю. Такой порядок назывался кормлением Позднее в разряд кормлений перешли и некоторые города. Вассалы великого князя передавали часть таких кормлений своим слугами вассалам из числа собственной дружины. Позднее кормления заменили передачей великим князем своим вассалам населенных земель на правах собственности В таких земельных владениях, называвшихся вотчиной или отчиной (от слова отец) и находившихся в наследственном владении, возникал хозяйственный комплекс боярина или дружинника. Однако право верховной власти на эти земли принадлежало великому князю. Он мог пожаловать, а мог и отнять эту землю. В свою очередь, крупные земельные собственники также стали передавать часть земель во владение своим дружинникам, стем чтобы у них были средства к существованию и возможность приобрести воинское снаряжение. В Западной Европе участки земель, передаваемые за службу одним земельным собственником другому, называли феодом (от латинского слова «феодум» — владение. Система такой многоступенчатой земельной зависимости называлась феодальной системой а владельцы земель, населенных крестьянами, или городов, населенных ремесленниками и другими жителями, — феодалами Со второй половины XI в. такая система стала складываться и на Руси. Феодально-зависимое население Феодальное хозяйство, как правило крупное, имело ряд преимуществ. Оно было более продуктивным, чем мелкое крестьянское хозяйство отдельной семьи. В нем можно было лучше организовать обработку почвы, расчистку леса, строительство хозяйственных построек и многое другое. Феодальный собственник обязан был в случае неурожаев, засухи, пожаров помогать своим крестьянам. Таким образом, господское и крестьянское хозяйства были связаны и между собой, и с государством. Поборы, работа на господина, наказание в случае ее 83 неисполнения — это была одна сторона дела. Поддержка и взаимопомощь — другая сторона. Новые порядки привели к тому, что в сельской местности все больше появлялось людей, которые по различным причинам (неурожаи, голод, военные разорения) теряли собственное хозяйство и могли существовать лишь при поддержке богатых людей. За денежный долг, помощь семенами или орудиями труда они должны были отрабатывать на господина часть своего времени. Такие люди назывались рядовичи, потому что они заключали с господином ряд (договори попадали от него в зависимость. Так называемые заку- пы брали у господина купу (долги не смели уйти, не вернув его Наймиты нанимались работать заллату, пленники отрабатывали свой выкуп из неволи, а про щенникам прощались их долги, но за это им полагалось трудиться в церковных хозяйствах. Все больше становилось в обществе холопов Они полностью зависели от господ, прислуживали им в доме, исполняли различные сельские работы. От великой нужды обедневший человек мог продать себя в холопы. Холопом становился и тот, кто женился на холопке, не оговорив заранее свое право на свободу. Холопами становились дети холопов, нарушившие договор рядовичи и закупы, пленные чужеземцы. В отличие от рабов в античном мире, холопы имели некоторые права они могли выступать свидетелями в суде, если не было других очевидцев преступления, их убийство каралось законом. Войско С созданием единого государства иным стало и русское войско. Его ядром были старшая и младшая дружины которыми командовал великий князь. В XI в. у киевского князя насчитывалось до 500 — 800 дружинников, передвигавшихся на конях посуху либо в быстрых и легких ладьях по реками морям. Тогдашнюю Русь с полным основанием можно было назвать речной и морской державой. Черное море в IX — XI вв. называлось Русским т. к. его часто бороздили ладьи русских дружинников. Они были вооружены мечами, копьями, саблями. Щиты, брони и кольчуги защищали их тела, а шишаки (изящные остроконечные шлемы) — головы. 84 Впервой половине XI в. великие князья сами вели в бой дружину. Князя оберегали отроки отражая направленные на него удары и тщательно охраняя княжеский стяг. Как и прежде, частью русского войска был полк, состоявший из воев — смердов и ремесленников. Они делились в полку на десятки и сотни во главе с десят- скими и сотскими Полком командовал тысяцкий. Вой были вооружены луками и стрелами, копьями, тяжелыми боевыми топорами и ножами. В левой руке у каждого был деревянный щит, обтянутый металлическими пластинами и толстой кожей. Выступавшее в поход войско возглавлял князь, за ним двигались конная дружина и полк. Следом тянулся обоз с тяжелым вооружением воинов и съестными припасами. Когда сторожа (разведка) доносила, что враг близок, воины разбирали оружие, надевали брони и кольчуги и готовились к бою. Сражение нередко начиналось с поединка богатырей. Летопись рассказывает, как на поединок с князем касогов (черкесов, богатырем Редедей, выехал тмута- раканский князь Мстислав Вовремя поединка русский князь изнемог под натиском силача Редеди ив молитвах обратился за помощью к Святой Богородице, поклявшись в случае успеха построить в Тмутаракани храм в ее честь. И тотчас победил. Мстислав выполнил обет, ив Тмутаракани был воздвигнут новый храм. Вовремя боя чело (центр) русского войска составляли пешие вой. Их задача состояла в том, чтобы держать удар вражеской конницы. На правом и левом крыльях (флангах) располагались конные дружины князей. Они наносили фланговые удары и окружали противника. Нередко поодаль выступали наемники варяги и печенеги. При штурмах вражеских крепостей использовались приспособления для пролома стен и ворот тараны. — огромные бревна, обитые железом и подвешенные на цепях или поставленные на колеса, а также камнестре- лы, прйступные лестницы, вежи (передвижные башни, которые защищали отстрел. Русское войско было хорошо вооружено и редко проигрывало сражения. 85 Города и торговля Ко второй половине XI в. на Руси насчитывалось 42 крупных городских центра. В Скандинавии ее даже называли Гардарикой (страной городов. В центре города находился детинец кремль) с высокими стенами, которые сооружались из огромных деревянных коробов с землей или глиной внутри. Перед стеной вырывали глубокий ров, наполненный водой. Перекидные мосты велик воротам города, сделанным из толстых дубовых досок и обитым железом. Внутри кремля располагались палаты князя, митрополита или епископа, дворы крупных бояр, дружинников. В центре кремля, на главной площади, возвышался городской собор. В Киеве и Новгороде это были храмы Святой Софии, в Чернигове — храм Спаса. Из кремля князь осуществлял управление, здесь чинил суди расправу. Сюда свозились дань и военная добыча, здесь собирались судебные и торговые пощ- лины. Площадь таких детинцев была не менее 2,5 га. За стенами кремля тянулись торговая площадь, ремесленные слободы, купеческие дома и лавки, многочисленные церкви. Эта часть города нередко тоже Т Ч ^ — ^ { г - » . Ж'гЪ л В . ж у 75 86 Новгород XI в. Великая улица. Реконструкция обносилась земляным валом, который представлял собой первую линию городских укреплений. Киев, Новгород, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Полоцк, Суздаль, Ростов, Ладога, Белоозеро, Владимир-Волынский, Червен, Перемышль, Тмута- ракань и многие другие города были княжескими резиденциями, крупными торговыми пунктами, сильными крепостями, религиозными и культурными центрами. В них расцветало искусство, создавались летописи, открывались библиотеки, возводились замечательные архитектурные сооружения. Эти города имели долгую историю и явились основой силы, мощи и престижа Древней Руси. Стечением веков набирала силу торговля В XI — XII вв. в русских городах купечество составляло заметную часть населения. Богатых купцов, которые вели зарубежную торговлю, называли гостями Много было купцов, торговавших по Руси, а также мелких торговцев-разносчиков. Зарождались купеческие объединения со своими уставами и денежными фондами. В Киеве, Новгороде, Чернигове, других крупных городах появились дворы иноземных купцов Существовали целые районы, где проживали торговцы из Ха- зарии, Польши, Скандинавии, германских земель. Большие общины составляли еврейские и армянские купцы и ростовщики. В Киеве наряду с христианскими храмами была построена синагога. Немало было торговцев из Волжской Булгарии, стран Востока — Бусы. Новгород XII в. Киевская гривна. XII—XIII вв. 87 Крест-складень. Новгород XII в. Золотая пластина с изображением Богоматери. XII—XIII вв. Персии, Хорезма. Русские купцы были желанными гостями на рынках Константинополя, Кракова, Будапешта, в Скандинавии, Прибалтике, в немецких землях. В Константинополе существовал Русский двор, где постоянно останавливались торговцы из Руси. Торговля объединяла Русь. Расчеты шли в русских серебряных гривнах и кунах, в арабских дерхемах, в немецких талерах, в византийских золотых номис- мах. В северной глуши и на степном юге использовали в качестве денег меха и скот. Церковь В конце X — XI в. на Руси сложилась стройная система церковной религиозной жизни. Русская Православная Церковь была создана по образу и подобию византийской. Во главе ее стоял митрополит Киевский В крупных городах церковную власть осуществляли епископы в Новгороде — архиепископ. Священники крупных храмов — соборов, а также местных церквей являлись организаторами религиозной жизни в городах и селах. Князья поддерживали Церковь материально, помогали создавать новые епархии (церковные округа во главе с епископами) и строить церкви. Передача церквам десятой части всех великокняжеских доходов была на этом пути первым шагом. Потом Князья стали предоставлять священникам земли, населенные свободными смердами, и наделять церковные организации частью своих прав на эти земли и на смердов-общинников. Согласно правилам греческой Церкви, только константинопольские Патриархи после соответствующих выборов могли направлять в другие страны руководителей церковной жизни — митрополитов. Когда же в е гг. между Русью и Византией вспыхнула война, Ярослав Мудрый отказался от услуг митрополита- грека, и верховный церковный пост на Руси оказался свободным. В 1051 г. на митрополичью кафедру на совещании епископов при поддержке Ярослава Мудрого был избран впервые в истории Руси русский человек. Это был Иларион — очень образованный священник, большой знаток Священного Писания. На берегу Днепра, в горе Иларион выкопал небольшую печеру 88 пещеру) и проводил там долгое время в уединении, молитвах, раздумьях и посте. Люди называли его праведником. За два года до высокого назначения, в 1049 г, в храме Святой Софии прозвучала замечательная речь Ила- риона. Он говорило значении христианства и роли князей Владимира и Ярослава Мудрого в судьбах Руси. Речь его была проникнута заботой о счастье родной страны. Иларион сказал Эти князья не в худой и неведомой земле владычествовали, нов Русской, что ведома и слышима всеми четырьмя, концами земли. Ярослав Мудрый провозгласил Илариона митрополитом Руси без ведома Византии. Монастыри Пещера Илариона положила на Русина- чало монастырям (от греческого слова «монастери- он — келья отшельника. В маленьких комнатках одного дома или в скромных домиках, поставленных близко друг к другу, селились люди, посвящавшие себя служению Богу. Они назывались монахами и жили по разработанному ими уставу (особым правилам. Братия трудилась сообща, общим имуществом заведовал келарь, трапеза (общий обед) проходила в трапезной казна находилась в руках казначея Мужскими монастырями руководили выбранные монахами игумены женскими — игуменьи Заботу о хозяйстве КчеЪо% Й е ч ер с кии мойдсТь 1 ? ь Кисни 11(л*г<* МОИШ'ТЬф!.. Сов/Н'МГННЬ монахи-отшельники считали делом второстепенным. Главным для них была молитва, обращение к Богу. Впоследствии к пещере Илариона пришел еще один монах — Антоний. Молва о его праведности широко распространилась по Руси. К пещере Антония люди тянулись за благословением и советом. Через какое-то время здесь поселился еще один отшельник Феодосии Так во второй половине XI в. возник Киево-Печерский монастырь первым игуменом которого был Антоний. Печерский монастырь рос и отстраивался. Монахи перебрались из пещер в кельи, появились церкви. Монастырь завел собственное хозяйство, занимался торговлей и даже ростовщичеством. Ему принадлежали окружающие земли, подаренные великими князьями. Христианство, церковные организации играли огромную роль в распространении на Руси понятий добра, высокой нравственности, терпимости и человеколюбия. Со временем в Киеве, Новгороде и других городах Руси появились новые монастыри. При них создавались библиотеки, открывались школы, начиналось летописание. Первые восстания на Руси Первые крупные потрясения в обществе случились, когда Киев подминал под себя племена древлян, вятичей и радимичей. Эти типично племенные восстания тянули Русь назад, в племенное прошлое. Победы Киева были закономерны и исторически оправданны. Позднее племенная вражда утихла, но появились другие противоречия — религиозные. В 1024 г. в Суздальской земле вспыхнуло мощное восстание, которое возглавили вятичские волхвы. Язычники поднялись против христиан, беднота — против богатых. Эти две линии сплелись воедино. Прошло несколько десятилетий, и снова мощное народное восстание потрясло Русскую землю. Долгими годами копившаяся ненависть бедноты к богатым людям, к верхушке общества вылилась в страшный бунт. Пламя мятежей охватило другие города. Отказывалось платить дань и налоги население Смоленской земли, поднялись мятежи в далеком Белоозере 90 ив Ростово-Суздальской земле. Как и прежде, мятеж возглавили волхвы Они призывали к расправам над богатыми. Были разграблены житницы и амбары. На северо-восток двинулась княжеская дружина. Волхвы были убиты, а восстание подавлено. Вовремя мятежа в Новгороде в 1071 г. волхвы подняли народ против архиепископа. Местная дружина попыталась его защитить. Весь город, кроме двора архиепископа, оказался в руках восставших, которых с трудом удалось унять Так в истории России началась война бедных с богатыми, низов народа сего верхами. Лишь кг. был восстановлен порядок в стране. Трое старших сыновей Ярослава Мудрого понимали, что казнями народ не усмирить. По их инициативе в 1072 г. был разработан и на общем совещании князей и бояр принят новый свод законов, т.к. Русская правда Ярослава Мудрого уже не отвечала запросам времени. Русская правда Ярославичей. После мятежей, наси- лий и самоуправств новый свод законов устанавливал порядок в стране, защищал собственность — дом, земельные владения, имущество. Русской правдой Ярославичей предусматривались суровые наказания за разбой, поджог, убийство, увечье, нарушение межевых знаков. За убийство высших должностных лиц полагался штраф в 80 гривен, за убийство княжеского старосты — 12 гривен. Штрафы устанавливались за кражу имущества, скота, домашней птицы, запашку чужой земли. Свод законов сурово карал за укрывательство холопов. Конечно, Русская правда Ярославичей защищала прежде всего тех, кто обладал собственностью. Нов ней были и статьи, отстаивавшие право на жизнь и собственность любого жителя Руси. Так, за убийство смерда или холопа полагался штраф в 5 гривен. Наказание назначалось за убийство княжеского коня (3 гривны) и за убийство коня смерда (2 гривны. Таким образом, смерд или холоп ценились всего на 2 гривны больше, чем княжеский конь. Очередные смуты на Руси Порядок престолонаследия, установленный Ярославом Мудрым, сохранялся 91 19 лет. Во главе Руси стоял его старший сын — Изяслав Ярославич. Второй по старшинству, Святослав, правил в Чернигове, а третий, Всеволод, — в пограничном со степью Переяславле. В других городах сидели на престоле младшие сыновья. Все они, как это установил отец, подчинялись старшему брату. Братья держались друг друга. В е гг. они вместе подавили мятеж полоцкого князя и пытались утихомирить своего племянника на Волыни. В 1072 гони бок о бок заседали в великокняжеской гриднице и обсуждали статьи новой Русской правды, а потом поднимали кубки свином и хмельным медом за здоровье друг друга. В 1073 г. все изменилось. Прошел слух, что Изя- слав вознамерился стать самовластцем, как отец. Святослав и Всеволод не желали подчиняться старшему брату, как они подчинялись отцу, и двинули дружины на Киев. Несколько лет продолжалась междоусобица. Изяслав бежал в Польшу, потом в Германию, где пытался нанять воинов, чтобы вернуть себе престол. А Русь в это время была разделена между его братьями. Великим князем стал Святослав. Лишь после его смерти старший сын Ярослава Мудрого вернулся в Киев. Братья поделили между собой Русь, оттеснив сыновей покойного Святослава. Всеволод утвердился в Чернигове и предоставил Переяславль в управление старшему сыну Владимиру родившемуся в 1053 г. от византийской принцессы, дочери императора Константина Мономаха. С рождения за Владимиром закрепилось фамильное имя его византийского деда — Мономах. Олег старший сын недавно умершего Святослава, посчитал, что после смерти отца именно он должен владеть родным Черниговом. Его поддержали братья Святославичи. Бежав из Чернигова в Тмутара- кань, Олег собрал в 1078 г. большую рать, привлек на службу половцев и двинулся народной город. Это был не первый случай привлечения русским князем кочевников к междоусобным войнам на Руси. Но Олег 92 сделал половцев постоянными союзниками в борьбе с другими князьями За помощь он позволял им грабить и жечь русские города, уводить людей в плен. За это его прозвали на Руси Олегом Гориславичем. Половцы Со времени этой междоусобицы половцы стали постоянно вмешиваться в борьбу русских князей друг с другом. Впервые орды половцев появились на Руси в 1061 г. Их главные кочевья расположились в низовьях Дона и Днепра. Пора набегов обычно начиналась осенью, когда после привольных летних пастбищ половецкие кони набирали силу. Горе было тем, кто вставал на пути кочевников. Передними трепетали Византия, Венгрия, Болгария. Принесли они несчастье и Руси. В поход поднимались все взрослые. Вооруженные луками и стрелами, саблями, арканами и короткими копьями, половецкие воины с пронзительным криком бросались в бой, стреляя на скаку из луков, засыпая врага тучей стрел. Сокрушив противника, они шли облавой по городами селам, грабя и убивая людей, угоняя их в плен. В прежние времена такое нашествие поставило бы Русь на грань катастрофы. Но теперь она представляла собой государство с укрепленными городами, сильной армией, хорошей системой сторожевой службы. Кочевники и Русь начали сосуществовать. Их отношения были то мирными, то враждебными. Между ними велась оживленная торговля, русские князья и половецкие ханы заключали династические браки. Так, овдовев, Всеволод Ярославич женился на дочери половецкого хана. Но стоило ослабнуть великокняжеской власти или начаться распре между князьями, половцы совершали набеги на русские земли и грабили их. В междоусобной борьбе русских князей они брали сторону то одного, То другого князя. Олег Святославич. В 1078 г. Олег повел на Русь объединенное русско-половецкое войско, желая захватить родной Чернигов. Всеволод Ярославич и Владимир Мономах бежали в Киев, Победители овладели Черниговом и, как сказано в летописи, Половецкая каменная баба. Фотография 93 земле Русской много зла сотворили, пролили кровь христианскую. Общая опасность сблизила старших Ярославичей. Изяслав с сыном Ярополком и Всеволод с сыном Владимиром Мономахом выступили против Олега во главе рати, собранной со всех русских земель. Олег бежал на юг за подмогой, а братья осадили город. Ворвавшись в Чернигов, Владимир Мономах поджег город. Осажденные дружинники Олега заперлись в кремле и ждали решающего приступа. Тем временем войско Олега приближалось к Чернигову. В упорном сражении на Нежатиной Ниве старшие князья одолели Олега, но великий князь Изяслав был убит вовремя битвы. Олег снова бежал на юг. Власть в Киеве взял единственный из оставшихся в живых Ярославичей — Всеволод Своего старшего сына он посадил в Чернигове, наследственной вотчине Олега. Между двоюродными братьями возникла вражда не на жизнь, а насмерть. После поражения на Нежатиной Ниве Олег укрылся в Тмутаракани. На этот раз с ним не было ни дружины, ни союзников, ни друзей. Враги схватили Олега, увезли в Константинополь и там продали в рабство грекам. Олег женился на знатной гречанке, выкупился из плена и вместе с женой вернулся в Тмутаракань, где отомстил обидчиками утвердил свою власть. Все мечты его теперь были направлены на возвращение своей вотчины — Чернигова. е-мпвеы (5 Разграбление половцами чсрииговских земель. Миниатюра. XV в. • 1 • » 94 |