Римское право. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки бакалавров Юриспруденция
Скачать 1.17 Mb.
|
Задание 5. Перечислите основные положения договорной теории происхождения государства. ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА Рис. 7.2. К заданию 1 Тесты 61 Задание 6. Ответьте на вопрос и заполните таблицу. В чем особенность концепции общественного договора Дж. Локка и ее принципиальное отличие от концепции Т. Гоббса? Особенности концепций общественного договора Дж. Локка и Т. Гоббса № п/п Дж. Локк Т. Гоббс 1 2 3 4 5 6 7 8 Тесты Укажите правильный ответ В какой теории появление государства выводится из общественной пользы? а) органическая теория; б) патриархальная теория; в) договорная; г) теологическая Какой подход характеризует государство как особую систему в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями? а) теологический подход; б) классический подход; в) юридический подход; г) социологический подход; д) кибернетический подход Глава 7. Теории происхождения государства Какой подход представлен наибольшим количеством школ, в том числе марксистским направлением, в государствоведении? а) теологический подход; б) классический подход; в) юридический подход; г) социологический подход; д) кибернетический подход Какой подход широко используется в мусульманских учениях в связи с концепцией халифата? а) теологический подход; б) классический подход; в) юридический подход; г) социологический подход; д) кибернетический подход Согласно какому подходу государство – это юридическая персонификация личности? а) теологический подход; б) классический подход; в) юридический подход; г) социологический подход; д) кибернетический подход В какой теории государство – это результат изменения социаль- но-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними, а право – возведенная в закон воля господствующего класса? а) марксистская; б) патриархальная теория; в) договорная; г) теологическая Глава 8. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА. Понятие типологии государства Типология государства – это классификация государств по группам в зависимости от общих системообразующих важнейших признаков, присущих отдельной группе государств. Периоды в развитии государства, соответствующие определенным состояниям общества и одинаковые для многих стран, называются типами государства, или основными этапами развития. Смена исторических типов государства является закономерными прогрессивным процессом, обусловленным общим ходом развития общества от первобытных, примитивных форм к развитой человеческой цивилизации. В зависимости от причин движения общества к более сложным формам разработаны два основных и дополняющих друг друга подхода к определению типов государства формационный и цивилизационный. Формационный подход Формационный подход – систематизация и объединение существенных признаков государства в рамках конкретной обще- ственно-экономической формации. Тип государства означает конкретизацию, определенность его экономической основы, сущности и социального назначения. Главным критерием формационного подхода являются социально- экономические признаки (общественно-экономическая формация. В основе формационного подхода лежит учение об обществен- но-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т. п. Именно базис является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и др, решающим фактором общественного развития, который детерминирует соответствующий тип надстроечных элементов государство и право Глава 8. Типология государства 64 В основе формационного подхода лежит развитие производительных сил общества (орудий труда, трудовых навыков человека, что приводит к изменению формы производственных отношений. Собственниками основных средств производства становятся новые, все более прогрессивные классы (рабовладельцы, феодалы, буржуазия, трудящиеся. С изменением производственных отношений, которые составляют базис общества, меняются все элементы, входящие в его надстройку (общественное сознание, мораль, право, государство, религия, наука, происходит переход к новому, более высокому типу общественно-экономической формации. Каждой классовой общественно-экономической формации (рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической) соответствует свой одноименный тип государства. Главная особенность типа государства определяется потому, какой класс является собственником основных средств производства и оказывает доминирующее влияние на государственную власть. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства рабовладельческий, феодальный, капиталистический (буржуазный, социалистический. Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой орудие труда. Феодальное государство – это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находятся в крепостной зависимости от помещиков. Буржуазное (капиталистическое) государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но лишен средств производства, поэтому вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит разные стадии развития капиталистическую (первоначального накопления капитала, монополистическую, индустриальную, постиндустриальную. Социалистическое государство как государство высшего типа, по мнению представителей формационного подхода, есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу. О снов н ы е недостатки формационного подхода) некоторые этапы развития государства, выделенные в качестве общих, проходят далеко не все общественные системы (к примеру, в России отсутствовала стадия рабовладельческого государства 8.3. Цивилизационный подход 2) ряд государственных систем не вписывается в предлагаемую схему исторических типов (например, государства, основанные на так называемом азиатском способе производства) формационный подход обосновывает жесткую зависимость государства от экономических факторов, отношений собственности, которая не всегда позволяет объяснить особенности отдельных групп государств. Цивилизационный подход Цивилизация (от лат. civilis – гражданский) – социокультурная система, включающая как социально-экономические условия жизнедеятельности общества, таки этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности. Цивилизационный подход – развитие общества, которое заключается в закономерности смены исторических типов государства сточки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества и, прежде всего, в духовной культуре народа, его религии и нравах. В основе цивилизационного подхода лежат духовные признаки культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Представители цивилизационного подхода английский историк А. Тойнби (XX в, русский социолог, живший в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер, русские исследователи Н.Я. Данилевский, АН. Гумилев и др. В 1871 г. Данилевский в своей знаменитой работе Россия и Европа разделил весь исторический процесс на 12 культурно-исто- рических типов, применив к своим геополитическим построениям цивилизационный подход. По его мнению, народы, которые относятся к этим типам, развивались самостоятельным путем и творили таким образом историю человечества. Данилевский считал, что цивилизации, умевшие хранить преемственность, передавая культурные достижения по цепочке (египетская, ассирийско-вавилонско-фини- кийская, греческая, римская, еврейская, европейская/романо-гер- манская), получили значительное преимущество над цивилизациями обособленными (китайская, индийская, иранская, мексиканская, перуанская, аравийская/новосемитская). В этом, считает Данилевский, состоит суть прогресса Запада и застоя Востока. По мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, Глава 8. Типология государства 66 этнических, географических и других признаков. В зависимости от них он выделяет следующие цивилизации египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и дальневосточную. Л.Н. Гумилев выдвинул свою, особую теорию этногенеза, в которой этнос – это не социальный феномена элемент биоорганического мира планеты это коллектив индивидов, противопоставляющих себя другим коллективам по принципу мы – они. Основания для такого рода объединений и противопоставлений могут быть разными общность языка, религии, культуры, государственной принадлежности и т. п. Вовремя развития этнос проходит шесть фаз фаза подъема – резкий рост всех видов активности, завоевание места под солнцем фаза акматическая – наивысшее напряжение пассионарности, погашаемое подчас за счет внутренних конфликтов фаза надлома – рост числа сверхпассивных сограждан, острые конфликты среди этнической системы фаза инерции – укрепление государственной власти, интенсивное накопление материальных и культурных ценностей фаза обскурации – формирование общества потребления, предшествующего гибели этнической системы фаза регенерации – возможное возрождение этнической системы за счет пассионарных окраин. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом духовных факторов. Цивилизационный подход выводит на первый план социокультурные факторы, духовную жизнь общества, идеологию, нравственность, религию, полагая, что именно они главным образом определяют особенности развития данной общественной системы и характерные черты ее государственной власти, и отказывается от абсолютизации материально-экономических факторов в развитии государства. Каждый тип цивилизации (древней, средневековой, современной) придает устойчивые общие черты организации государственной власти. Основным недостатком цивилизационного подхода считается отказ от понимания развития государства как единого в своих закономерностях всемирного исторического процесса и акцентирование внимания на уникальности, единичности свойств каждого государства Контрольные вопросы и задания Контрольные вопросы и задания Ответьте на вопросы. Какие типы государства выделяют. Какие выделяют подходы к типологии государств. Какие объективные факторы лежат в основе определения типа государства. Что выступает критерием типологии государства с позиции формационного подхода. Какой подход к типологии государства основывается на духовно- нравственных и социально-культурных факторах развития общества. Каковы недостатки и преимущества цивилизационного подхода к типологии государств. Каковы недостатки и преимущества формационного подхода к типологии государств? Задание 1. Дайте определения понятий. Формационный подход развития государства – это 2. Цивилизационный подход развития государства – это… Задание 2. Составьте схему Формационный подход к типологии государства, представленную на рис. Задание 3. Назовите исследователей, труды которых послужили теоретической базой возникновения цивилизационного подхода к типологии государства. ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД Рис. 8.1. К заданию 2 Глава 8. Типология государства 68 Тесты Укажите правильный ответ. В основе какого подхода к типологии государства лежат свойства общественно-экономической основы государства: а) формационного; б) цивилизационного; в) идеологического; г) религиозного. В основе какого подхода к типологии государства лежат техника, культура, религия: а) формационного; б) цивилизационного; в) идеологического; г) религиозного. Установите соответствие основных подходов типологии государства. В зависимости от типов об- щественно-экономической формации (формационный подход – К. Маркс, Ф. Энгельс). 2. В зависимости от уровня экономического развития общества (цивилизационный подход – Уолт Ростоу). 3. В зависимости от общности религиозных, психологических, культурных, географических и др. признаков (цивилизационный подход – А. Тойнби). 4. В зависимости от характера государственного союза и положения, занимаемого в этом союзе индивидом (Г. Еллинек). 5. В зависимости от путей и степени участия воли индивидуумов в создании и укреплении правопорядка (Г. Кельзен). а) египетское, китайское, православное, арабское, мексиканское, иранское, сирийское и др.; б) демократическое, автократическое в) древневосточное, древнегреческое, средневековое, современное; г) рабовладельческое, феодальное, капиталистическое (буржуазное, социалистическое; д) традиционное общество, переходное общество, созревающее общество общество, переживающее процесс сдвига общество, достигающее высокого уровня народного потребления Глава 9. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. Правовое государство Правовое государство – особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Правовое государство основано на верховенстве закона, выражающего и воплощающего его общеобязательную волю. Формирование правового государства есть результат достаточно длительного развития государственно-правовой системы, предпосылкой которого является достижение такого уровня правовой культуры общества, на котором право признается всеми его субъектами как основа и цель социального прогресса. В идее правового государства выделяют два главных аспекта свободу человека (наиболее полное обеспечение его прав) и ограничение правом государственной власти. Цель правового государства заключается в том, что процесс формирования и деятельности государства проходит в строгих правовых границах с учетом норм внутригосударственного и международного права. Посредством права также регламентируются пределы государственной деятельности, порядок создания, полномочия и функционирование всех государственных органов в наиболее полном обеспечении и защите прав и свобод личности. П р и н ц и п ы правового государства верховенство права (означает, что деятельность всех субъектов права и государственных органов строится на основе ив соответствии с законом разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную взаимная ответственность государства перед гражданами и граждан перед государством гарантированность прав и свобод гражданина в соответствии с общепризнанными международными нормами права Глава 9. Правовое государство и гражданское общество соответствие национального (внутреннего) законодательства общепризнанным стандартами нормам международного права принцип демократического независимого правосудия. Принцип верховенства права собирательно символизирует наиболее важные аспекты правового государства. Принцип верховенства права устанавливает приоритет правовых норм и закрепляет юридическое равенство и безусловное подчинение субъектов общественных отношений (в первую очередь самого государства) требованиям правовых норм. Важнейшим принципом и необходимым условием формирования и функционирования правового государства является принцип разделения государственной власти. Концепция разделения властей стала в XVII–XIX вв. лозунгом либеральной политико-правовой мысли. Принцип разделения единой государственной власти между несколькими специальными властями ставил перед собой цель разделить государственные функции между властями. В работах Ш. Монтескье теория разделения властей приобретает свою классическую формулировку. Ученый подчеркивал необходимость полного равноправия, независимости и даже обособления законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. По его мнению, ни одна власть не должна вторгаться в компетенцию другой, вместе стем каждая из них, защищая себя от возможного вторжения, должна контролировать и сдерживать другую власть, предотвращая злоупотребление предоставленными полномочиями. Свое юридическое закрепление принцип разделения властей впервые получил в Конституции США 1787 г, в которой устанавливалась система органов государства с разделением властных полномочий президент, конгресс, суды. При этом каждая из ветвей власти осуществляла самостоятельную деятельность в пределах предоставленной компетенции конгресс – в законодательной сфере, президент – в исполнительной, суды – в области правосудия. Для абсолютизации власти в одних руках предусматривалась система сдержек и противовесов, основной задачей которой было обеспечить равновесие элементов власти в рамках единого государственного механизма. Пример. В Российской Федерации принцип разделения властей получил свое закрепление в ст. 10, 11 Конституции Российской Федерации (1993 г.). Принцип правового государства – единство взаимных прав и взаимной ответственности личности и государства. И. Кант сформулировал вышеназванный принцип так Каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения к 9.1. Правовое государство 71 точному и безусловному исполнению закона в отношении властвующего, что и властвующий в отношении к гражданину». Принцип единства взаимных прав и взаимной ответственности личности и государства выражается во взаимокорреспондирующих правах и обязанностях государства и граждан. Этот принцип выражает нравственно-юридические начала вот- ношениях между государством как носителем публичной власти и гражданином, как первичной клеткой социально-политического организма. Конституция Российской Федерации в ст. 2 закрепляет положение, в соответствии с которым признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Вмешательство государства в сферу частных интересов допускается в случаях, предусмотренных законом, ив строгом соответствии с установленной законом процедурой. Признаки прав человека представлены на рис. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА |