Главная страница
Навигация по странице:

  • «История — это свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».

  • Вопросы и задания для самоконтроля

  • Учебник для вузов спб Издательство " Питер",2000. 304 с. Серия Учебник нового века


    Скачать 1.98 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов спб Издательство " Питер",2000. 304 с. Серия Учебник нового века
    Дата09.01.2021
    Размер1.98 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаBordovskaya_N_V_Rean_A_A_Pedagogika.doc
    ТипУчебник
    #166718
    страница16 из 39
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   39

    Глава IV. ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ



    РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ; ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ




    Школы и высшие учебные заведения, как мировые образовательно-воспитатель­ные системы, прошли многовековой путь исторического развития. С одной сторо­ны, они оказывали значительное влияние на накопление, сохранение и прогресс культуры и общества в целом и, с другой стороны, на себе ощущали многообразие кардинальных перемен, происхо­дивших в социуме, науке и культуре всех стран и народов.

    «История — это свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».

    Цицерон

    Начальный период развития школы, высших учебных заведений и других образовательных институтов восходит к эпохе великих цивилизаций.

    Каковы истоки возникновения и развития современ­ных школ в мировой образовательной практике?

    Возникновение школы пришлось на эпоху перехода от общинно-родового строя к социально-дифференцирован­ному обществу. Несмотря на то, что древние цивилизации, как правило, существо­вали обособленно друг от друга, они руководствовались принципиально общими основами в сфере образования человека. По данным этнографии, дописьменный (рисунчатый) период завершился примерно к 3-му тысячелетию до н. э. и намети­лось появление клинописной и иероглифической письменности как способов пе­редачи информации.

    Именно возникновение и развитие письменности выступило важнейшим фак­тором генезиса школы. Поскольку письмо становилось технически более слож­ным способом передачи информации, постольку оно требовало специального обу­чения.

    Вторым фактором, обусловившим появление школ, послужило разделение де­ятельности человека на умственный и физический труд, а также усложнение характера последнего. Разделение труда повлекло за собой формирование различных специализаций и специальностей, в том числе профессии учителя и воспитателя. Определенный итог общественного развития выразился и в относительной самостоятельности школы от институтов церкви и государства. В первую очередьона утвердилась как школа письма. Ее цель заключалась в том, чтобы обучить умению читать и писать, или грамоте, отдельных представителей общества (аристократии, служителей культа, ремесленников и торговцев).

    Семья, церковь и государство были средоточием образования в эпоху древнейших цивилизаций. Поэтому появляются школы разных видов: домашние, церковные, частные и государственные.

    Первые учебные заведения, обучавшие грамоте, получили различные названия.

    Например, «домами табличек» назывались школы грамоты в древней Месопотамии, а в период расцвета Вавилонского государства они переросли в «дома знаний”

    В Древнем Египте школы возникли как семейный институт, а в дальнейшем они стали появляться при храмах, дворцах царей и вельмож.

    В Древней Индии появились сначала семейные школы и лесные школы (вокруг гуру-отшельника собирались его верные ученики; обучение проходило на свежем воздухе). В буддийскую эпоху возникли школы вед, обучение в которых носило светский и кастовый характер. В период возрождения индуизма в Индии (II-VI века) при храмах организуются два типа школ — начальная (толь) и yчебное заведение более высокого уровня (аграхар).

    В Китае первые школы появились в 3-м тысячелетии до н.э. и назывались «сян» и «сюй».

    В Римской империи оформились тривиальные школы, содержание образования которых представлял тривиум — грамматика, риторика, диалектика, и граматические школы — учебные заведения более высокой ступени, где обучали четырем предметам — арифметике, геометрии, астрономии, музыке, или квадривиуму. Тривиум и квадривиум составляли программу семи свободных искусств. В IV веке появились риторические школы, которые главным образом готовили ораторов и юристов для Римской империи.

    Уже в начале I века христианская церковь стала организовывать собственные школы катехуменов. Впоследствии на их основе были созданы школы катехизиса, в дальнейшем трансформировавшиеся в кафедральные и епископальные школы.

    В эпоху становления трехступенчатой системы образования в Византии появились грамматические школы (церковные и светские, частные и государственные). Грамматические школы содержательно обогащали программу семи свободных искусств.

    В исламском мире сложились два уровня образования. Начальный ypoвень образования давали религиозные школы при мечетях, открываемые для детей ремесленников, торговцев, состоятельных крестьян (китаб). Второй уровень образования получали в просветительских кружках при мечетях (фикхах и каламах). Здесь изучали шариат (мусульманское право) и теологию, а также арабскую философию, риторику, логику, математику, астрономию, медицину. Кроме того существовали четыре типа школ начального и повышенного начального образова­ния: школы Корана, персидские школы, школы персидского языка и Корана, араб­ские школы для взрослых.

    В период средневековья (XIII-XIV век) из системы ученичества в Европе заро­дились цеховые и гильдейские школы, а также школы счета для детей торговцев и ремесленников, в которых обучение велось на родном языке. В это же время по­явились городские школы для мальчиков и девочек, где преподавание велось как на родном, так и латинском языках, и обучение имело прикладной характер (кро­ме латыни изучали арифметику, элементы делопроизводства, географию, техни­ку, естественные науки). В процессе дифференциации городских школ выделились латинские школы, которые давали образование повышенного типа и служили как бы связующим звеном между начальным и высшим образованием. Например, во Франции такие школы получили название коллегий. С середины XV века колле­гии организовывались при университетах. С течением времени они переросли в современные коллежи или общеобразовательные учебные учреждения.

    Развитие западноевропейской школы в период с XV до первой трети XVII века тесно связано с переходом феодального общества к индустриальному. Данный переход оказал определенное влияние на формирование школ трех основных ти­пов, соответственно ориентированных на элементарное, общее повышенное и высшее образование.

    В католических и протестантских странах росло число городских школ началь­ного обучения, учреждавшихся властями и религиозными общинами. Например, малые школы во Франции, угловые школы в Германии. Однако римско-католиче­ская церковь отставала от протестантской в процессе организации элементарного обучения. Поэтому во всех католических приходах открывались воскресные шко­лы для низших слоев населения и начальные учебные заведения для знати. А так­же создавались благочестивые школы для бедных.

    На протяжении XV-XVII веков место учителя-священника в начальной школе постепенно занимает профессиональный педагог, получивший специальное обра­зование и подготовку. В связи с этим изменяется социальное положение учителя. Раньше он жил на подношения от общины и прихожан. С конца XVI века труд учителя оплачивался общиной. Одновременно наметились улучшения в органи­зации образовательного процесса: в классах появляются учебники и школьные доски.

    К учебным заведениям повышенного общего образования XV-XVII вв. отно­сили:

    • городские (латинские) школы, гимназии (в Германии в Страсбурге, Гольдель-берге и других городах);

    • грамматические и публичные школы (в Англии в Винчестере, Итоне, Лон­доне);

    • коллежи (во Франции при Сорбонне и Наваррском университете, в Бордо, Вандоме, Меце, Шатийоне, Париже, Тулузе);

    • школы иеронимитов (религиозная община братьев общей жизни);

    • дворянские (дворцовые) школы (в Германии и Италии), школы иезуитов (в Вене, Риме, Париже).

    В период с XVII по XVIII век в связи с возросшим влиянием светского образования основной формой обучения стала школа классического типа. В первую очередь классическая школа ориентировалась на изучение древних языков и литературы:

    • в Германии — городская (латинская) школа (в дальнейшем — реальное училище) и гимназия;

    • в Англии — грамматическая и публичная (пансионаты для детей элиты общества) школа;

    • во Франции — коллеж и лицей;

    • в США — грамматическая школа и академия.

    В процессе развития школьного образования каждый тип обогащался и совершенствовался в педагогическом плане, а также приобретал национальные черты и особенности.

    В XIX веке в Западной Европе и США были заложены законодательные основы школы. Таким образом класс промышленной буржуазии, доминирующий в обществе, стремился упрочить свои позиции в перспективе будущего. В ведущих промышленных странах осуществлялось становление национальной системы школьного образования и расширение участия государства в педагогическом процессе (его управлении, во взаимоотношениях частной и общественной школы, в решении вопроса об отделении школы от церкви). В результате создавались государственные бюро, советы, департаменты, комитеты, министерства образования. Все учебные заведения подлежали государственному контролю. В течение XIX столетия осуществилась дифференциация на школы классического образца и современные. Таким образом, были организованы:
    • неоклассическая гимназия, реальное училище и школа смешанного типа в Германии;

    • муниципальные коллежи и лицеи во Франции;

    • академии и дополнительные учебные заведения (highschool) в CШA.

    В результате исторических школьных реформ в XX веке были укреплены основы обязательного бесплатного начального обучения и платного (за исключением США и Франции: в США действует государственная система бесплатного обучания до 16-18 лет, во Франции обучение в средней школе стало частично бесплатным с начала 1940-х годов) государственного среднего образования; сохранилась привилегия состоятельных слоев общества на полноценное и качественное образование; была расширена программа начального обучения; появились промежуточные типы школ, связующие начальное и среднее образование; была расширена программа естественнонаучного среднего образования.

    В США в наше время реализуются два принципа организации школ: 8 лет обучения (начальное образование) + 4 года (среднее образование) и 6 лет (начальное) + 3 года (младшая средняя школа) + 3 года (старшая средняя школа, а также частные школы и элитные академии).

    В Англии существуют два типа общеобразовательной школы — начальная (с 6 до 11 лет) и средняя (с 11 до 17 лет). Дети до 14 лет обучаются бесплатно.

    К средним учебным заведениям относятся: грамматическая и публичная (элит­ная) школы для подготовки в университеты, современная школа для среднего класса британского общества, центральная школа с уклоном в профессионально-техническую подготовку.

    Во Франции сложились две структуры начального образования: бесплатного обучения с 6 до 14 лет, с практическим уклоном, и платного обучения с 6 до 11 лет, с продолжением образования в средней школе. Средние учебные заведения — ли­цей, коллеж, частная школа (с 7-летним курсом обучения), открывают дорогу в университеты и высшие технические учебные заведения.

    В России действуют две системы школ — государственная (бесплатная) и част­ная школы. К концу XX века сложилась следующая школьная система:

    • начальное образование, начинающееся с 6 или 7 лет (4 или 3-летнее обуче­ние на выбор родителей);

    • базовая средняя школа (5-9 классы);

    • полная средняя школа (10-11 классы).

    В качестве основных образовательных систем в России функционируют массо­вые общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, школы-лаборатории, школы-интернаты (для одаренных детей или детей с отклонениями в развитии).

    Существуют следующие критерии оценки результативности школы как социально-образовательного института:

    • соответствие целей и результатов, степень освоения выпускниками школы образовательного государственного стандарта как базовой нормы;

    • уровень и качество школьного образования и воспитания; количество меда­листов и отличников;

    • отсев из школы по причине неуспеваемости, систематического нарушения правил поведения или по состоянию здоровья;

    • социальный статус школы среди населения и педагогической общественности;

    • процент выпускников, поступивших в вузы;

    • количество выпускников, ставших известными людьми в рамках региона или страны.

    Каковы истоки возникновения и развитие высших учебных заведений в мире?

    В Древней Греции был создан один из первых прообразов высшего учебного заведения. В IV веке до н. э. Платон организовал в роще близ Афин, посвященной Академу, философскую школу, которая получила название Академии.

    Академия существовала более тысячи лет и была закрыта в 529 г. Аристотель создал при храме Аполлона Ликейского в Афинах другое учебное заведение — Ликей. В Ликее особое внимание уделялось изучению философии, физики, мате­матики и другим наукам о природе. В исторической перспективе — это предше­ственник современного лицея.

    В эллинскую эпоху (308-246 до н. э.). Птолемеем был основан Мусеум (от лат. Museum место, посвященное Музам). В форме лекционных занятий там обуча­ли основным наукам — математике, астрономии, филологии, естествознанию, ме­дицине, истории. В Мусеуме преподавали Архимед, Евклид, Эратосфен. Именно Мусеум был самым значительным хранилищем книг и других культурных ценностей. В наши дни современный музей скорее выполняет вторую историческую функцию, несмотря на то, что в последние годы усиливается его образовательно-воспитательное значение.

    Другими вариантами высших учебных институтов в Древней Греции были философские школы и эфебии (учебно-воспитательные заведения военно-спортивного профиля).

    В 425 году в Константинополе была учреждена высшая школа — Аудиториум (от лат. audire слушать), которая в IX веке именовалась «Магнавра» (Золотая палата). Школа находилась в полном подчинении императору и исключала любые возможности самоуправления. В качестве основных подструктур выступали кафедры различных наук. В начале обучение проходило на латинском и греческом языках, а с VII-VIII веков — исключительно на греческом языке.

    В XV веке в программу обучения была возвращена латынь и включены новые, так называемые иностранные языки. В знаменитой школе, где был собран цвет преподавательской элиты, изучали античное наследие, метафизику, философию, богословие, медицину, музыку, историю, этику, политику, юриспруденцию. Занятия проводились в виде публичных диспутов. Большинство выпускников высшей школы были энциклопедически образованны и становились общественными и церковными деятелями. Например, Кирилл и Мефодий, создатели славянской письменности, в свое время учились в этой школе. Помимо Магнавры, в Константинополе действовали другие высшие школы: юридическая, медицинская, философская, патриаршия.

    Почти одновременно в домах состоятельных и именитых граждан Византии стали складываться кружки-салоны — своеобразные домашние академии, которые объединяли людей вокруг интеллектуалов-меценатов и авторитетных философов. Их называли «школой всяческих добродетелей и эрудиции».

    Церковь сыграла особую роль в развитии высшего образования. Например: монастырские высшие школы восходили к раннехристианской традиции.

    В исламском мире появление Домов мудрости в Багдаде (в 800 году) стало примечательным событием в процессе развития просвещения. В Домах мудрости собирались крупные ученые и их ученики. Они дискутировали, читали и обслуждали литературные произведения, философские и научные сочинения и трактаты, готовили рукописи, читали лекции. В XI-XIII веке в Багдаде появились новые высшие учебные заведения — медресе. Медресе распространились по всему исламскому миру, но самым знаменитым было медресе Низамейи в Багдаде, открытое в 1067 году. В них получали как религиозное, так и светское образование. В начале XVI века на Ближнем Востоке сложилась иерархия медресе:

    • столичные, открывавшие выпускникам путь к административной карьере;

    • провинциальные, выпускники которых, как правило, становились чиновниками.

    Крупным культурным и образовательным центром исламского мира была мусульманская Испания (912-976 годы). Высшие школы Кордовы, Саламанки, Толедо, Севильи предлагали программы по всем отраслям знания — богословию, праву, математике, астрономии, истории и географии, грамматике и риторике, меди­цине и философии. Появившиеся на Востоке школы университетского типа (с лек­ционными залами, богатой библиотекой, научной школой, системой самоуправ­ления) стали предшественниками средневековых университетов Европы. Образо­вательная практика исламского мира, в особенности арабская, значительно повлияла на развитие высшего образования в Европе.

    Каждое новое высшее учебное заведение обязательно создавало свой устав и обретало статус среди других учебных заведений.

    В Индии мусульмане получали высшее образование в медресе и монастырских учебных заведениях (даргаб).

    В Китае в период «золотого века» (III-X век) появились учебные заведения университетского типа. В них выпускники получали ученую степень специалиста по пяти классическим трактатам Конфуция: «Книга перемен», «Книга этикета», «Весна и осень», «Книга поэзии», «Книга истории».

    В Европе на протяжении XII-XV веков начинают появляться университеты. Однако в каждой стране этот процесс проходил по-разному. Как правило, система церковных школ выступала в качестве истока зарождения большинства универси­тетов.

    В конце XI — начале XII века ряд кафедральных и монастырских школ Европы превращаются в крупные учебные центры, которые затем стали называться уни­верситетами. Например, именно так возник Парижский университет (1200 год), который вырос из объединения богословской школы Сорбонны с медицинской и юридической школами. Подобным образом возникли университеты в Неаполе (1224 год), Оксфорде (1206 год), Кембридже (1231 год), Лиссабоне (1290 год).

    Основание и права университета подтверждались привилегиями. Привилегии были особыми документами, которые закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право на присуждение ученых степеней, на осво­бождение студентов от военной службы). Сеть университетов в Европе расширя­лась довольно быстро. Если в XIII веке насчитывалось 19 университетов, то к XIV веку их число возросло до 44.

    С самого начала церковь стремилась удержать университетское образование под своим влиянием. И в наше время Ватикан является официальным покровите­лем ряда университетов. Несмотря на данные обстоятельства, по своей организа­ции, программе и методам обучения университеты раннего средневековья уже были альтернативой светского образования церковному. Университеты противо­поставили схоластике деятельную интеллектуальную и духовную жизнь. Именно благодаря им духовный мир Европы стал намного богаче.

    История первых университетов тесно связана с творчеством мыслителей, дав­ших новый толчок к развитию культуры, науки и просвещения, — Р. Бэкона, Я. Гуса, А. Данте, Дж. Уинкли, Н. Коперника, Ф. Петрарки.

    Первые университеты были весьма мобильны, поскольку их существенной чер­той являлся, в известной мере, наднациональный и демократический характер. В случае угрозы эпидемии или войны университет мог перебраться в другой город или даже страну. А международные студенты и преподаватели объединялись в национальные землячества (нации, коллегии). Например, в Парижском университете насчитывалось 4 землячества: французское, пикардийское, английское и германское, а в Болонском университете — 17.

    Во второй половине XIII века в университетах появились факультеты, или колледжи. Факультеты присуждали ученые степени — сначала бакалавра (после 3-7 лет успешной учебы под руководством профессора), а затем — магистра, доктора или лиценциата. Землячества и факультеты определяли жизнь первых университетов и совместно выбирали официального главу университета—pектора. Ректор обладал временными полномочиями, как правило, длившимися один год. Фактическая власть в университете принадлежала факультетам и землячествам. Однако такое положение вещей изменилось к концу XV века. Факультеты и землячества утратили былое влияние, и главные должностные лица университета стали назначаться властями.

    Самые первые университеты имели всего несколько факультетов, однако их специализация постоянно углублялась. Например, Парижский университет славился преподаванием теологии и философии, Оксфордский — канонического права, Орлеанский — гражданского права, университеты Италии — римского права, университеты Испании — математики и естественных наук.

    На протяжении веков, вплоть до конца XX века, сеть высших учебных заведений быстро расширяется, представляя сегодня широкий и разнообразный спектр специализаций.

    Идея университета раскрывается в самом названии Universitas, что в переводе с латинского означает совокупность.

    Уже в период зарождения университетов в «совокупность» вкладывали разный смысл. В первую очередь акцентировался организационный аспект; по сути, университетом стали называть результат объединения разных типов высших учебных заведений. Например, Парижский университет вырос из объединения богосословской школы Сорбонны с медицинской и юридической школами. Однако основная миссия университета состояла в приобщении молодого человека к совокупности всех видов знаний. С древности университет (AlmaMater) былисточником научных знаний, мудрости и просвещения. Его задача заключалась не только в сохранении и передаче существующих знаний, духовных и культурных ценностей, высших образцов человеческой деятельности, но и в развитии интеллекта ради обновления культуры. В процессе истории именно в университетах рождалось новое знание, создавались научные теории и формировались универсальные мировоззренческие позиции для понимания жизни, мира, космоса, человека. Университет стремился дать универсальное образование учащимся, которые впоследствии входили в элиту общества (ученые, государственные и общественные деятели).

    Как правило, выделяют еще один аспект «совокупности», относящийся к принципам организации университетского образования. В первую очередь к ним относят те принципы, которые обеспечивают непрерывность научного творчества: преподавание научных основ и методов познания, приобщение студентов к исследовательской деятельности.

    Главными принципами университетского образования (С. И. Гессен) считают:
    • полноту представленного в университете научного знания;

    • дух свободы и творчества в процессе преподавания и обучения;

    • способность университета к самовосполнению путем подготовки преподава­телей и ученых.

    Эти принципы присущи любому университету независимо от исторической эпохи и характера его развития. При этом следует отметить то, что понимание науки, университетского самоуправления и свободы изменялось исторически.

    Как понимают полноту представленности научного знания в университете?

    Со времен Эразма Роттердамского «университет» символизирует органиче­скую целостность самой науки. Поэтому главная задача университета состоит в том, чтобы пробуждать в юношах идею науки, помогать им привносить эту идею в конкретную область знания. Стать ученым — все равно что обрести «вторую при­роду» или способность воспринимать мир через оптику науки, учитывать един­ство и целостность знания, проводить самостоятельные исследования и стремить­ся к подлинному открытию (Ф. Шлейермахер). Поскольку наука постоянно по­рождает новые отрасли знания, постольку ни один университет не может достичь полноты научного знания.

    Как правило, определенный университет силен в нескольких специализациях.

    Под полнотой науки понимают всю совокупность известных в мире отраслей научного знания, ибо только данный момент обеспечивает возможность тесного взаимодействия и сотрудничества (С. И. Гессен). Великая задача университета состоит в том, чтобы поддерживать живое взаимодействие исследователей из всех ветвей знания, ведущее к общей цели (Г. Гельмгольц). Именно в университете полнота развивающейся науки обеспечивает, с одной стороны, широту кругозора будущего специалиста, а с другой стороны, создает основу для развития отдель­ных отраслей знания.

    Смысл полноты науки раскрывают через содержательный объем университет­ского курса, а именно: теоретическое, прикладное и экспериментальное направ­ления развивающейся науки как основы учебной дисциплины. Однако соотноше­ние между теорией и практикой в определенном университетском курсе или цик­ле дисциплин бывает разным, что влияет на уровень образования и специфику подготовки специалистов.

    В условиях университета полнота знания проявляется и в том, что в этот тер­мин вкладывают знание основ гуманитарных и естественных наук; знания о при­роде, человеке и обществе; общеобразовательные знания и серьезную теорети­ческую подготовку в рамках конкретной специализации.

    Двуединая свобода преподавания и обучения в университете как «естествен­ная стихия университета» зависит от понимания сути полноты знания и критери­ев научности.

    Как в рамках единства исследования и преподавания реализуется идея свобо­ды преподавателя университета? Университетский курс является учебным или научным? Каково соотношение между систематическим учебным курсом, состоя­щим из лекций и семинаров, цель которого заключается в передаче научных зна­ний и в стимулировании к поиску новых, и научным курсом как организацией ис­следования и поиска путей решения научных проблем?

    Ответы на эти вопросы дает опыт отдельных университетов. В одних универ­ситетах профессор не «преподает» предмет, а публично высказывает свои научные взгляды. Соответственно, студент не столько учится, сколько занимается научной деятельностью. В результате количество научно-учебных курсов находится в прямой зависимости от разрабатываемых научных направлений. Кроме того, каждый профессор использует свой стиль и метод преподавания ввиду индивидуального характера всякого творчества. Однако интенсивная научная деятельность требует системного знания различных теорий и направлений в развитии на мысли. Поэтому современный университет сохраняет наряду со свободой обучения различные программы научного, предметного и профессионального преподавания, имеющие общекультурное значение.

    В процессе развития университета всегда ставилась проблема свободы преподавания. Мировой опыт демонстрирует разные пути ее решения. Одни университеты отдают предпочтение блестящему оратору и лектору, умелому пропагандисту научных достижений, который умеет вызвать у студентов интерес к познанию истины. Другие видят в университете не столько учебное заведение, сколько привилегированную цеховую организацию (И. Г. Фихте) или высшую научную школу, открывающую научные истины и проверяющую результаты новейших открытий. Однако современные университеты готовят своих выпускников не только к научно-исследовательской деятельности, но и к различным профессиональным обязанностям. При этом традиционная — духовная и культурологическая миссия университетов остается неизменной. По мнению С. И. Гессена, «только наука должна определять его (университет) в его внутреннем бытии, а не посторонние науке интересы государства, вероисповедания, секты и партии». Поэтому вcе университеты мира едины в основной идее, заключающейся в их возникновении в качестве научного и интеллектуального центра развития любого общества.

    Отличительной особенностью университета является его способность к самовосполнению из круга своих студентов, символизирующая потенциал саморазвития и свободы науки. Таким образом, университет—это автономный по своей сути союз ученых, в буквальном смысле слова «самопродолжающийся союз» (С. И. Гессен). Не случайно университет не терпит над собой даже самой благожелательной власти, так как он есть последняя ступень в иерархии научного образования.

    На протяжении длительного процесса развития университетского образования можно выделить исторически изменчивые типы парадигм. Каждая из них оформлялась в зависимости от доминирования в определенную эпоху идеального “образа” универсального знания.

    В процессе развития университетского образования «культурно-ценностная» парадигма опирается на освоение универсальных элементов культуры и ценностей прошлых поколений посредством систематического и углубленного изучения трудов великих мыслителей (изначально на латинском и греческом языках). Она ориентирует на разностороннее познание мира. В рамках данной парадигмы выпускники первых университетов получали высшее звание образованного человека — философа или богослова. Стратегия образования, связанная с овладением культурным наследием прошлого, духовными ценностями и достижениями наук, получившими мировое признание, вплоть до нашего времени относится к феномену классического образования.

    «Академическая» парадигма характеризуется приоритетом в университет­ском образовании теоретических знаний и развитием фундаментальных наук, ори­ентацией на подготовку выпускников университета к поиску новых знаний, пониманию и объяснению мира и действий человека с позиций науки, теории, ги­потезы.

    В рамках данной парадигмы главной ценностью являются научные знания о природе и животных, земле и космосе, человеке и обществе, жизни и смерти. По типу и качеству освоения научных знаний, как результату фундаментальных и прикладных исследований профессоров университета, стали выделять такие виды университетского образования: биологическое, математическое, филологическое, физическое, химическое. В качестве академической традициии университета при­знается систематическое и углубленное изучение фундаментальных основ науки, предполагающее непосредственное участие студента в процессе научных иссле­дований.

    Сущность «профессиональной» парадигмы проявилась в обогащении и рас­ширении содержания университетского образования. Наука перестала быть са­моценной в качестве способа познания и объяснения мира. Она также стала вы­полнять функцию производительной силы, развивающей технику и производство. В результате университет начал концентрировать и расширять не только спектр научных знаний, но и высших образцов социокультурной и профессиональной де­ятельности человека. С этого времени в университете стали получать высшее ме­дицинское, юридическое, экономическое, педагогическое, инженерно-техниче­ское и другое высшее профессиональное образование как ответ на социальный заказ государства и общества.

    «Технократическая» парадигма университетского образования выходит на первый план в XIX-XX веках как своеобразное мировоззрение, существенными чертами которого являются: примат техники и технологии над научными и куль­турными ценностями, узкопрагматическая направленность высшего образования и развития научного знания.

    При определении целей и содержания университетского образования в рамках данной парадигмы доминируют интересы производства, экономики и бизнеса, раз­вития техники и средств цивилизации. В связи с этим в XX веке гуманитарная и естественнонаучная составляющие университетского образования претерпели существенные изменения.

    Альтернативой технократическому и прагматическому вызову стала гумани­стическая ориентация университетского образования.

    Личность человека с ее способностями и интересами представляет главную ценность «гуманистической» парадигмы. В условиях университета все студен­ты должны получить универсальное образование и выбрать сферу профессиональ­ной деятельности не только по признаку социальной значимости, но и по призва­нию, обеспечивающему самореализацию личности.

    Модели университетского образования формировались под влиянием доми­нирующей образовательной парадигмы и спектра различных факторов.

    Первые две модели отличаются по признакам целевой направленности и спе­цифики доминирующего содержания университетского образования.

    Традиционная, или классическая, модель представляет собой систему академического образования как процесса передачи молодому поколению универсальных элементов культуры, знаний и достижений наук, высших образцов и способов человеческой деятельности. Данная модель должна заложить основы для проявления творчества на благо дальнейшего развития общества, государства, науки, техники и культуры. Как правило, она ориентирована на подготовку перспективного, высокообразованного и культурного человека будущего общества. Цели и содержание образования классической модели предполагают оптимальное соответствие прошлого, настоящего и будущего в мире науки, культуры, техники и жизни человека.

    Рационалистическая модель университетского образования организационно ориентирована на успешную адаптацию к современному обществу и цивилизации, высокое качество универсальной подготовки, глубокую специализацию в сфере будущей профессиональной деятельности, готовность к творческому освоению и разработке перспективных технологий.

    С точки зрения развития университетского образования как социокультурногого феномена, можно выделить еще две модели развития университета по признакам «включенность в социальные структуры» и «способ управления». Соответственно это модели университета как государственно-ведомственной организации и как автономного высшего учебного заведения, независимого от государства других социальных институтов.

    В первом случае университетское образование организуется с централизованным определением целей и содержания образования через государственные образовательные стандарты, номенклатуры специальностей и специализаций, учебных планов и дисциплин, нормативов для оценки уровня образованности выпускников и способов контроля управленческими органами.

    Вторая модель (автономного университета) предполагает организацию образования в рамках собственной инфраструктуры через разностороннюю кооперацию деятельности университетских подсистем разного типа, уровня и ранга. Автономный университет, подобно первым университетам эпохи средневековья, руководствуется своим Уставом и опирается на собственные ресурсы.

    Тип университета как высшего учебного заведения определяет вид или тип современного университетского образования.

    В наше время во всем мире и в России появились гуманитарный, технический, педагогический, медицинский университеты, университет технологии и дизайна. В связи с таким многообразием, с одной стороны, возникает тенденция размывания сути университетского образования, а с другой стороны, преобразование всех видов высших учебных заведений в унифицированный для всего мира тип высшей школы — университет. Однако независимо от путей развития университета в будущем слова нашего современника Д. С. Лихачева останутся актуальными: “Университет — будь он для химиков, физиков, математиков, юристов — учит всегда многомерности жизни и творчества, терпимости к непонятному и попытке постигнуть бескрайнее и разнообразное».

    Процесс освоения и созидания человеком культурных ценностей возносит университет до вершин достижений человечества. Это обусловлено и тем, что содержание университетского образования непрерывно пополняется из культурно­го наследия всех стран и народов, из разных отраслей науки, жизни и практики человека. Поэтому высшее образование становится необходимым и важным фак­тором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры, науки), так и всего общества.

    Университеты концентрируют высшие образцы социокультурной, учебно-по­знавательной и научно-исследовательской деятельности человека определенной эпохи.

    В XX веке, наряду с качественными и структурными изменениями университе­та и университетского образования, изменился тип научности и научно-исследо­вательской деятельности. Научность, образцом которой являлись традиционно ус­тоявшиеся дисциплины (философия, математика, физика, биология, медицина), дополняется новыми науками (психологией, генетикой, социологией, биофизикой, информатикой), а также различными формами интеграции (философия образова­ния, педагогическая психология, физическая химия). Поэтому непрерывно изме­няется содержание университетского образования; специализации и направления подготовки специалистов; соотношение фундаментальных курсов и прикладных дисциплин; ориентации факультетов, кафедр, научных отраслей.

    Причем каждая учебная дисциплина, образовательная технология, сфера об­щения студентов и преподавателей, личность преподавателя как ученого и педа­гога и другие факторы имеют огромное значение в общекультурном, профессио­нальном, интеллектуальном и личностном развитии выпускников университета.

    Развитие университетов обусловлено влиянием мировой, национальной и даже региональной культуры, включая этнографию региона и ценностное отношение к образованию и науке.

    Как оценивают развитие системы высшего образования в целом и университе­та как наиболее распространенного в мире типа высшего учебного заведения?

    Для оценки развития системы высшего образования в стране используют сле­дующие параметры степеней соответствия:

    • образовательной политики в подготовке высококвалифицированных профес­сионалов и реальной потребности в специалистах на конкретно-историче­ский период развития государства и общества;

    • целей образования стандартам высшей школы и получаемым результатам;

    • государственных и других источников финансирования высших учебных за­ведений;

    • соотношение в стране государственных, общественных и частных вузов;

    • качества и уровня высшего образования мировым стандартам;

    • открытости системы высшего образования при вхождении в мировое образо­вательное пространство;

    • ориентиров на мировые стандарты и сохранение сложившихся традиций.

    В мировой и отечественной практике при оценке эффективности развития уни­верситета используются определенные группы критериев и показателей:

    • уровень развития научных школ и их полнота согласно современной класси­фикации наук;

    • степень соответствия общекультурной составляющей университетского образования фундаментальным и специальным исследованиям;

    • открытость вуза для инноваций и адаптации мирового опыта;

    • уровень материально-технического, научно-методического обеспечения;

    • источники и возможности финансирования;

    •качество обеспечения профессионально-педагогическими кадрами, комплектация преподавательского штата через аспирантуру и докторантуру;

    уровень подготовки специалистов;

    • число студентов на одного преподавателя;

    • площадь учебного помещения на одного студента;

    • выбор выпускниками сферы профессиональной и научно-исследовательской деятельности.
    Резюме
    История развития начальной, средней и высшей школы не только продолжает традиции конкретной страны, но и входит в мировой опыт. Поэтому говорят как об общих тенденциях развития школы и высшего учебного заведения, так и о национальной системе образования определенной страны.

    В процессе истории в различных странах сложились особые типы образовательных систем. Во всем мире, однако, в качестве универсального типа высшего образования принят университет.

    Об эффективности школы или вуза судят по общепринятым в мировой практике критериям и показателям.

    Соотношение университетского образования, науки и культуры рассматривается в разных аспектах:
    • в историческом контексте, включающем в себя конкретные социальные институты как сферы развития и воспитания человека;

    • в рамках культурологической парадигмы высшего образования;

    • в условиях культурно-исторического типа университета как образовательной системы;

    • как модели мирового и национального университетского образования:

    • через анализ учебных планов, дисциплин, образовательных программ в системе университетов;

    • подготовки квалифицированных специалистов;

    •описания и прогнозирования образа выпускника университета как культурного и образованного человека конкретной исторической эпохи;

    • через раскрытие специфики университетской среды;

    • обобщения, сохранения и возрождения культурно-образовательных традиций в университете;

    • через инновационные процессы в системе высшего образования.

    К критериям оценки эффективности работы вуза относят две группы показателей: одну — для оценки вуза в рамках страны и всей системы высшего образования, другую — для оценки особенностей и динамики развития вуза.
    Вопросы и задания для самоконтроля
    1. Раскройте основные этапы развития школы и школьного образования.

    2. Назовите виды школ, существовавшие в мировой практике. Какие из них функцио­нируют в современной России?

    3. Назовите основные тенденции развития школы в XX веке.

    4. Чем отличаются современные школьные системы образования наиболее развитых стран?

    5. По каким критериям оценивают эффективность работы современной школы?

    6. Можно ли оценить по этим критериям школы других исторических периодов разви­тия общества?

    7. Назовите первые в мире высшие учебные заведения.

    8. Чем отличается университет от других видов высших учебных заведений?

    9. Каковы основные признаки университета?

    10. Что важнее для современного выпускника университета научная зрелость или про­фессионально-практическая готовность выполнять свою социальную роль. Каково соотношение между ними?

    11. Может ли университетская политика ориентироваться только на потребности на­стоящего?

    12. Какие парадигмы образования прошел университет в своем развитии?

    13. Как меняется социальная ценность университетского образования в России и дру­гих странах?

    14. По каким критериям оценивают деятельность современных высших учебных заве­дений?

    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   39


    написать администратору сайта