Главная страница

Философия_ Учебник для вузов. Учебник для вузов Философия Учебник для вузов


Скачать 2.03 Mb.
НазваниеУчебник для вузов Философия Учебник для вузов
АнкорФилософия_ Учебник для вузов.rtf
Дата02.02.2017
Размер2.03 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файлаФилософия_ Учебник для вузов.rtf
ТипУчебник
#1746
страница61 из 62
1   ...   54   55   56   57   58   59   60   61   62

Философия в современном мире

(вместо заключения)
Как мы уже знаем, философия – это форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на человека. К ним относятся такие проблемы, как постижение своеобразия человека и его места в универсальном целостном бытии, смысл и назначение человеческой жизнедеятельности, взаимоотношения бытия и сознания, субъекта и объекта, свободы и детерминизма и многие другие. Соответственно определяются основное содержание и структура философии, ее функции. Причем сама внутренняя структура философского знания является очень сложно организованной, одновременно целостной и внутренне дифференцированной. Существует, с одной стороны, некоторое теоретическое ядро, складывающееся из учения о бытии (онтология), теории познания (гносеология), учения о человеке (философская антропология) и учения об обществе (социальная философия). С другой стороны, вокруг этого теоретически систематизированного фундамента достаточно давно сформировался целый комплекс специализированных отраслей или ветвей философского знания: этика, эстетика, логика, философия науки, философия религии, философия права, политическая философия, философия идеологии и др. Взятая во взаимодействии всех этих структурообразующих компонентов, философия выполняет в жизни человека и общества самые разнообразные функции. К числу важнейших из них относятся: мировоззренческая, методологическая, ценностно регулятивная и прогностическая.

В ходе почти трехтысячелетнего развития философской мысли представление о предмете философии, об ее основном содержании и внутренней структуре постоянно не только уточнялось и конкретизировалось, но нередко и существенно изменялось. Последнее происходило, как правило, в периоды крутых социальных перемен. Именно такой период радикальных качественных преобразований переживает современное человечество. Поэтому закономерно возникает вопрос: как и в каком направлении изменится представление о предмете, об основном содержании и назначении философии в том новом, как его чаще всего называют, постиндустриальном, или информационном, обществе? Ответ на этот вопрос в наши дни остается открытым. Он может быть дан только в общей и предварительной форме, никак не претендующей на какую либо категоричность и однозначность, но в то же время это достаточно ясный ответ. Речь идет о выдвижении на первый план проблем человека, языка в его обобщенном современном понимании, оснований и универсалий культуры. Все это суть разные попытки открыть в философии новые аспекты человеческого опыта, дающие возможность лучше понять как собственное содержание философии, так и ее предназначение в обществе. Думается, что эта тенденция носит устойчивый, доминирующий характер, определяя общую перспективу и конкретные направления развития философии на десятилетия вперед.

По всей видимости, под философией, как и прежде, будет пониматься специфическая форма духовной деятельности человека, ориентированной на решение коренных мировоззренческих проблем. Она по прежнему будет опираться на исследование глубинных оснований человеческой деятельности, и прежде всего – продуктивной творческой деятельности, взятой во всем многообразии ее типов и форм, а также на исследование природы и функций языка в его современном обобщенном понимании. В частности, предстоит значительно глубже и основательнее разобраться в особенностях того специфического типа реальности, каковой является так называемая виртуальная реальность, существующая и выражаемая средствами современных электронных технологий, в том числе при помощи Всемирной электронной паутины (Интернета и его аналогов).

Многое до сих пор остается непроясненным и в понимании тех универсалий культуры, которые ныне выдвигаются на первый план в философских исследованиях. Надо, например, разобраться с составом, набором самих универсалий культуры, их взаимоотношениями друг с другом и с философскими универсалиями (категориями), глубже обрисовать взаимоотношения философского подхода к осмыслению природы, оснований и универсалий культуры с теми исследованиями культуры, которые осуществляются в таких специализированных отраслях современного научного знания, как культурология, история культуры, социология и психология культуры, текстология и т. д.

Скорее всего, будет продолжаться и дифференциация философского знания. При этом важно, чтобы в философии, как и в других наиболее продвинутых отраслях специально научного знания, процесс дифференциации осуществлялся одновременно с интеграцией философского знания вокруг его собственного теоретического ядра – онтологии, гносеологии, антропологии и социальной философии. Это позволит избежать наблюдаемого ныне растворения содержания философии в проблематике смежных с нею дисциплин – политологии, философии и истории науки (науковедении), социологии. Особо важную роль в интеграции философского знания призваны сыграть систематические и углубленные историко философские исследования. Именно в огромном познавательном потенциале многовековой истории философской мысли, содержится один из важнейших внутренних источников постоянного прироста того специфического вида знания, каким является философия.

И здесь на первый план все больше будет выдвигаться необходимость усвоения опыта и традиций не только западноевропейской, но и всей мировой философской мысли. Прежде всего речь идет об опыте и традициях развития философии в странах Востока – в Китае, Индии, странах Ближнего Востока и Средиземноморья, с их акцентом на духовное, нравственное самосовершенствование человека, установление и поддержание гармоничных взаимоотношений с природой. Это же можно сказать и относительно опыта развития отечественной философской мысли, включая ее религиозно философское направление. Начиная с А. С. Хомякова, через В. С. Соловьева, плеяду выдающихся представителей Серебряного века и вплоть до середины XX в. русская философская мысль накопила огромные духовные богатства, вмещающие в себя многообразие всего человеческого опыта, достижения духовных сил и способностей человека, идеи русского космизма, нравственные искания многих выдающихся представителей русской литературы, художественной культуры в целом.

Многие из фундаментальных идей, выдвинутых в свое время философской мыслью, прочно закрепились в языке и арсенале методов и средств, используемых в современном научном познании. Это касается, например, философских интерпретаций взаимоотношений части и целого, особенностей строения и структуры сложно организованных развивающихся систем, диалектики случайного и необходимого, возможного и действительного, многообразия типов и форм закономерности и причинности. Особенно важно то, что предметом специального научного исследования все в большей мере становятся сам человек и особенности его сознания, познавательной и мыслительной деятельности в виде целого комплекса так называемых когнитивных наук, не говоря уже о специально научных подходах и методах исследования социальной жизни человека. В целом можно с большой степенью вероятности утверждать, что недалеко то время, когда исследования многих проблем, являющихся неотъемлемой составной частью мировоззрения, будут осуществляться совместными усилиями философии и различных отраслей специализированного научного знания, что, в свою очередь, потребует внесения определенных корректив в понимание предмета и основного содержания философии.

Среди многообразных функций философии все большее значение в современных условиях приобретает ее прогностическая функция, ее активное и деятельное участие в предвидении и прогнозировании идеалов будущего, более совершенного устройства человеческой жизни, в поисках новых мировоззренческих ориентаций. Сознание современных людей становится все более планетарным и в этом смысле глобальным. Но эта тенденция к углублению внутренней целостности и взаимосвязанности человечества пока не находит адекватного отражения в политике, экономике, культуре, идеологии. Напротив, как отмечалось выше, усиливается неравномерность развития государств, далеко не всегда обоснованная дифференциация в распределении общественных богатств, материальных благ, социальных условиях жизни людей и народов. И поныне не преодолено стремление решать международные и внутренние проблемы путем применения силы, т. е. с использованием экономических, финансовых, военно технических средств, в особенности своего превосходства в мировых информационных технологиях и потоках (телевидение, все многообразные средства видео– и аудиопродукции, кино, Интернет, шоу бизнес). Потому возникает настоятельная потребность в разработке таких моделей и сценариев развития человечества, когда тенденция к нарастанию единства и целостности человеческого сообщества не противоречит национальным интересам государств, исторически сформировавшимся духовным и культурным традициям, образу жизни каждого народа.

Серьезную угрозу представляют обострившиеся во второй половине XX в. кризисные ситуации в развитии западной цивилизации: экологические, антропологические, духовно нравственные. По мнению многих мыслителей, политиков, ученых, под вопросом само существование человечества. Возникла потребность в новых стратегиях отношения к природе и к человеку, в более гармоничном сочетании всех форм реализации его творчески созидательной и преобразовательной деятельности.

Огромную актуальность приобрела выработка общечеловеческих ценностей. Почти все крупнейшие мыслители современности так или иначе ставят и обсуждают эту проблему, правда по большей части обозначая и осмысливая имеющиеся здесь трудности, нежели предлагая конкретные пути и способы решения. Тем не менее не приходится сомневаться в том, что одна из наиболее фундаментальных предпосылок как постановки и осмысления этой проблемы, так и поисков путей и средств ее решения заключается в развитии диалога философских традиций Запада и Востока и в более общем виде – межкультурного диалога, жизненно необходимого в условиях плюралистической цивилизации.

Наконец, выскажем предположение, что в ближайшем будущем усилится тенденция к обретению философией своего статуса как некоего свода жизненно практической мудрости. В период своего становления и первоначальных этапов европейская философия обладала этим статусом, но затем утратила его, сконцентрировав усилия на создании очень сложных, относительно законченных систем преимущественно чисто теоретическими, логическими средствами и методами. В итоге она во многом абстрагировалась от реальных запросов и нужд конкретного живого человека. Философия, по видимому, попытается вновь стать – конечно, с учетом всех реалий нашего времени – необходимой человеку в осмыслении и решении проблем, возникающих в ходе его повседневной жизни.


1Note1

Евклид. Начала. М., 1949. Кн. 7–10. С. 9.

2Note2

Платон. Соч.: В 3 т. М., 1971. Т. 3 (1). С. 326.

3Note3

Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1983. Т. 4. С. 462.

4Note4

Августин. Исповедь. Киев, 1980. С. 210.

5Note5

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М., 1962. Т. 1. С. 507.

6Note6

Николай Кузанский. Соч.: В 2 т. М., 1979. Т. I. С. 73.

7Note7

Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 1971. Т. 1. С. 83.

8Note8

Декарт Р. Избр. произв. М., 1950. С. 272.

9Note9

Декарт Р. Избр. произв. С. 428.

10Note10

Декарт Р. Избр. произв. С. 448.

11Note11

Гоббс Т. Избр. произв.: В 2 т. М., 1965. Т. 1. С. 498.

12Note12

Спиноза Б. Избр. произв.: В 2 т. М., 1957. Т. 1. С. 447.

13Note13

Кант И. Соч.: В 8 т. М., 1994. Т. 3. С. 52.

14Note14

Кант И. Соч.: В 8 т. Т. 3. С. 173, 176, 188, 193.

15Note15

Кант И. Соч.: В 8 т. Т. 4. С. 409.

16Note16

Шеллинг Ф. В. Й. Соч.: В 2 т. М., 1987–1989. Т. 1. С. 193.

17Note17

См.: Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1974 1977. Т. 1. C. 201.

18Note18

Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. С. 576.

19Note19

Фейербах Л. Соч.: В 2 т. М., 1955. Т. 1. С. 190.

20Note20

Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. С. 242.

21Note21

Шопенгауэр А. Соч.: В 6 т. М., 1999 2001. Т. 6. С. 222.

22Note22

В предшествующие годы Шопенгауэр опубликовал две работы «О воле в природе» (1836) и «Две основные проблемы этики» (1840) и переиздал в 1844 г. свое главное произведение «Мир как воля и представление», дополнив его вторым томом с комментариями к первому.

23Note23

Участие рассудка в восприятии позволяет Шопенгауэру говорить об «интеллектуальности» чувственного созерцания.

24Note24

Шопенгауэр А. Соч.: В 6 т. Т. 2. С. 28.

25Note25

Шопенгауэр А. Соч.: В 6 т. Т. 1. С. 188.

26Note26

Шопенгауэр А. Соч.: В 6 т. Т. 1. С 224.

27Note27

Шопенгауэр А. Соч.: В 6 т. Т. 5. С. 214.

28Note28

Там же. Т. 1. С. 331.

29Note29

Шопенгауэр Л. Соч.: В 6 т. Т. 1. С. 348.

30Note30

Там же. Т. 5. С. 10.

31Note31

Шопенгауэр А. Соч.: В 6 т. Т. 6. С. 157.

32Note32

Там же. С. 151.

33Note33

Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 301.

34Note34

Там же. С. 573.

35Note35

Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. С. 601.

36Note36

Там же. С. 768–769.

37Note37

Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. С. 763.

38Note38

Там же. С. 766.

39Note39

Бергсон А. Творческая эволюция. М., Спб., 1914. С. 230.

40Note40

Пирс Ч. С. Начала прагматизма. Спб., 2000. Т. 1. С. 96.

41Note41

Пирс Ч. С. Начала прагматизма. Т. 1. С. 103.

42Note42

Там же. С. 103–104.

43Note43

Пирс Ч. С. Начала прагматизма. Т. J. С. 118.

44Note44

Пирс Ч. С. Начала прагматизма. Т. 1. С. 137–138.

45Note45

Пирс Ч. С. Начала прагматизма. Т. 2. С. 327.

46Note46

1   ...   54   55   56   57   58   59   60   61   62


написать администратору сайта