Главная страница
Навигация по странице:

  • Война рождает ложь, смерть, чины и награды и бесконечную цепь невидимых утрат.

  • Этнонациональные и этноконфессиональные конфликты

  • Южноосетинский конфликт.

  • Цивилизационный разлом Государства Южного Кавказа формируют новые геополитические векторы внешней политики. После распада Советского Союза Грузия

  • Для новых независимых государств Южного Кавказа характерен синдром завышенных ожиданий, имитация демократии и поиск «большого брата», способного стать гарантом их независимости.

  • Бывшие союзные республики критикуют СНГ, однако никто из него не вышел. Возможно, что под политическим прикрытием неудачной интеграции, образовалась другая — теневая, более эффективная.

  • Дергачев Геополитика учебник. Учебник для вузов. М. Юнитидана, 2004. 526 с. Предисловие


    Скачать 2.14 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов. М. Юнитидана, 2004. 526 с. Предисловие
    АнкорДергачев Геополитика учебник.doc
    Дата21.03.2017
    Размер2.14 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДергачев Геополитика учебник.doc
    ТипУчебник
    #4049
    страница25 из 33
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   33

    Кавказская пленница

    В великой русской литературе Х1Х века тема Кавказа звучит в произведениях Пушкина, Лермонтова и Льва Толстого. Если   пушкинский «Кавказский пленник»  написан в духе романтизма,  а «Герой нашего времени»  показан в нескольких срезах, то «Хаджи-Мурат» Льва Толстого явился завещанием писателя, в котором отсутствуют даже капли  романтизма.  Великий писатель, создавший  эпопею «Война и мир», в совершенстве владел  представлениями о ментальности  народов,   представляющих два полюса  расколотого христианского мира. Но оказалось, что и  с таким опытом  возникли трудности при написании повести «Хаджи-Мурат», когда  противоборствующие стороны  живут в неоднородном социальном времени и являются представителями  разных цивилизаций и конфессий. Технология  пронзительного сопоставления (русский царь — Шамиль и др.),  соотнесенная с различными социокультурными пространствами, не всегда в пользу  европейской культуры разума, когда она оторвана от «почвы» природной целесообразности.  Русская аристократия с европейским воспитанием и культурой  служит царю и отечеству. Как человек европейской культуры, аристократ  понимает бессмысленность войны, а как солдат он выполняет  приказы, зачастую лишенные здравого смысла.  Война рождает  ложь, смерть, чины и награды и бесконечную цепь невидимых утрат.  Но на  чьей стороне Толстой? Горцы близки  писателю  «своей страшной, почти  не задетой  цивилизацией гармонией природы и человека». Шамиль и Хаджи-Мурат  геройские, умные и тонкие люди. Но на фоне  обманчивой близости и красоты  снежных гор  эта идиллия обманчива. Шамиль и Хаджи-Мурат, в отличие от европейцев ближе к природе, они — звери, но их  зверство оправдано. Зверь убивает другого зверя, чтобы выжить  или добыть пропитание себе или  зверенышам. Цивилизованный  неукорененный человек  это делает иногда бессмысленно и бесцельно, убивает или разрушает просто так.
    Набег на  чеченский аул  — типичный пример  отсутствия здравого смысла и крупицы человечности. Толстой передает  реакцию горцев: «О ненависти к русским никто не говорил. Чувство, которое испытали все чеченцы от мала до велика, было  сильнее ненависти. Это была не ненависть, а непризнание этих  русских собак людьми и такое отвращение, гадливость и недоумение перед нелепой жестокостью этих существ, что  желание истребления их, как желание истребления крыс, ядовитых пауков и волков, было таким же естественным чувством, как чувство  самосохранения».  Как ответить на эти пронзительные строки?  Изъять, запретить, что и было сделано царской цензурой? Объяснить высокой миссией  России по спасению христианских народов Закавказья, над которыми   нависла тень чужестранного  геноцида? И горцы всего лишь помеха на этом благородном пути?
    Известный российский историк Михаил Гефтер написал  в дневнике:  «...Только  что кончил «Хаджи-Мурата» — с неожиданно сильным чувством прикосновения к какой-то  особой правде, которая не принадлежит никому в отдельности, никому вообще, а всем людям независимо для них  самих. Это правда жизни, концом которой является смерть». И в многочисленных редакциях Толстой  открывал  снова и снова  тайну  правды жизни. И силой этого вечного открывания  является человек, не утративший смысл собственного существования.
    Внутри  человека идет  вечная борьба  между религиозной парадигмой  духа  и парадигмой «крови и почвы». Реальная война разрушает  тонкую скорлупу «европейской цивилизованности»  и он может стать по природе более  бессмысленным, чем самые дикие звери. В этом, возможно,  состоит  тайна правды жизни, оставленная великим писателем  потомкам. Казалось  бы, как просто, прочитать  повесть-завещание Льва Толстого и проблема  многовекового противостояния будет решена. Возможно, и прочитали  верховнокомандующие,  генералы и рядовые. Но ничего не изменилось  через столетие. Значит, не нужна правда жизни, принадлежащая всем  людям,  независимая от национальности и вероисповедования. Когда душа пронизана радиацией воинствующего атеизма, а «почва» утрачена, каждая из сторон  продолжает искать только свою, удобную правду,  оправдывающую  свои успехи и  подлости,  героизм и насилие, подвиги и месть.
    Сколько написано и сказано в России о евразийстве —  особом  рубежном государстве - цивилизации  на рубежах Европы и Азии. Однако события на Кавказе  еще раз  показывают, какое большое расстояние  между  словом и реальностью. Увы, заснеженные  горные вершины Кавказа оказались доступнее, чем восхождение к  взаимному пониманию горцев и русских. И Россия постепенно из покорителя пространства превратилась в кавказскую пленницу.

    Этнонациональные и этноконфессиональные конфликты

    Рассмотрим  природу занимающих особое место  на Кавказе чеченского,  карабахского, абхазского и южноосетинского  конфликтов.
    Чеченский конфликт стал центром межцивилизационного противостояния на  Кавказе. «Ичкерия» означает «земля внутри», то есть среди гор. Чеченцы только в начале XVIII столетия появились  на плоскости — предгорной равнине. При выходе  рек из ущелий  черных гор   были основаны  русские укрепления, например Урус-Мартан (русский Мартын). Чеченский народ состоит из 130 тейпов (родов),  объединенных в 11-12 тукхумов, включая ингушей. Исторически тукхум — это военно-экономическое объединение  группы родов, часто не связанных между собой  кровным родством, но решающим  общие задачи защиты от  нападений врагов и торгового  обмена.
    Еще в конце ХVIII века в результате восстания шейха  Мансура произошло размежевание  горцев-вайнахов на  непримиримых чеченцев и ингушей, занимающих нейтральную позицию по отношению к  России. Сравнительно молодое   этническое  понятие «чеченцы» объединяет некровнородственные  роды (тейпы), куда кроме  вайнахских  входят  кумыкские, черкесские, грузинские  и даже русские и еврейские. Взятие заложников и работорговля у  горцев  не является  для Кавказа чем-то особенным. В «Очерках русской смуты» А.И. Деникин писал, что с ослаблением центральной и местной власти  привычные для кавказских горцев  грабежи и набеги стали обычным занятием, грабили  всех, без  различия происхождения, верований  и убеждений.
    После гражданской войны горцев удалось  относительно «замирить» только к 1927 году, коллективизация вновь нарушила временное перемирие. В 1944 году чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, калмыков и ногайцев депортировали   в Среднюю Азию и Сибирь. Уже после возвращения на Кавказ по распоряжению Хрущева  чеченцы-горцы были выселены на равнину и в русский Грозный. Демографический взрыв и безработица вновь заставили  чеченцев, теперь добровольно  выезжать за пределы Кавказа в поисках  средств существования. Советская власть не смогла  решить  вековую проблему безработицы. В большинстве  кавказских и среднеазиатских республиках значительную часть занятых  в промышленности составляли русские, например,   до 80% —  в Чечне.  
    «Малая победоносная война» 90-х годов закончилась  поражением России и гибелью десятков тысяч граждан. В очередной раз  вскрылась некомпетентность  власти, использующей  унитарные подходы  в федеративном государстве. Взятие Грозного российскими  войсками  рассматривалась как  главная победа, тогда как для  большинства чеченцев это всего лишь административный центр территориальной единицы  Российской Федерации. Нельзя  «зачистками» Аргунского и других  ущелий победить народ, для которого родная земля дороже жизни. Русские и чеченцы продолжают жить в  разном социальном времени. Когда идет война,  и гибнут люди,  природа начинает доминировать над разумом.
    В условиях  российского «капитализма»  с выраженным рыночным фундаментализмом  в Чечне не только не сложились элементы гражданского общества, но произошла маргинализация  местных родовых социальных институтов,  и усилились тенденции создания бандитской республики.  Здесь самые справедливые  демократические выборы не могут привести к консолидации вокруг «всенародно избранного  президента-чеченца», который останется для большинства лишь представителем  одного из чеченских  тейпов. По аналогии с узбекским социальным институтом «махалля»  местное самоуправление возможно на основе возрождения территориально-семейных общин.

    Карабахский конфликт имеет глубокие  исторические корни.  Геополитическое  положение Армении на рубежах  евразийских цивилизаций  определило её  судьбу. Великая Армения в начале  новой эры  простиралась от Восточного Средиземноморья до Черного моря и Каспия. В 301 году официальной  государственной религией  было объявлено христианство. Мир на стыке цивлизаций способствовал  контактным функциям торгового-экономического и информационного обмена,  становлению  первого христианского государства и расцвету армянской культуры. Но здесь  же отмечалась небывалая конфронтация народов. Почти шесть  столетий продолжалась  борьба между Римом и Персией  на армянских землях.  В дальнейшем Закавказье стало  ареной борьбы  между  мусульманскими державами  — суннитской Турцией и  шиитской  Персией. Турки  обратили в ислам  часть грузинских племен (лазы, аджарцы, месхи и др.). Армения явилась  передовым христианских  форпостом,  на протяжении многих веков  упорно сопротивлявшимся  исламизации. С приходом  Российской империи  в Закавказье Армения стала на сторону страны, способной  защитить её самобытность от  мусульманского мира. В Х1Х веке  часть армянских земель отходит от Ирана и Турции к России, однако большинство  армянских земель остается в составе Османской империи.
    Во время Первой мировой войны  русская армия, опираясь на  помощь восставших армян, ассирийцев и части курдов заняла  Армянское нагорье. В ответ  Турция силами армии и  нанятых курдских отрядов прибегла к небывалому геноциду, чему способствовал европейский вирус национализма. Проникнув в Анатолию, он создал обстановку вражды в относительно веротерпимой исламской империи.  Кульминацией разразившейся трагедии стала  чудовищная резня, в результате  которой погибло  свыше  миллиона армян и более полумиллиона ассирийцев.
    Крушение Российской империи создало в Закавказье обстановку хаоса и войны. Еще весной 1918 года  Турция, сломив сопротивление грузинско-армянских войск,  захватывает  Баку, но уже осенью распадается Османская империя. Армянская армия  занимает  часть  исторических земель в турецкой Анталии. Турецкое правительство  Мустафы Кемаля  при поддержки большевистской  Москвы  начинает военные  действия против  грузинской и армянской армий  и иностранных интервентов. Провозгласивший независимость Азербайджан ведет с Арменией борьбу за Нагорный Карабах и Нахичевань. Красная Армия вступает в  Азербайджан, чье  националистическое правительство согласилось передать  власть большевикам   на условиях   помощи в возвращении  Карабаха и Нахичевани. Армения оказалась в кольце  голодной  военной и экономической блокады и вынуждена была пойти на заключение  тяжелейшего мира с Турцией, определившего  современную армяно-турецкую границу  и утрату  исторических территорий на Армянском нагорье, включая Карскую область,  входящую в состав Российской империи. В результате голодной блокады разоренной страны  зимой 1920-1921 гг. в Армении погибает  треть населения. Спровоцированные  межнациональные столкновения в Нагорном Карабахе унесли жизнь  20% населения  края, были разрушены многие населенные пункты.
    Чтобы сломить сопротивление  еще боеспособной  армянской армии,  Советская Россия обратилась за помощью к Турции, потребовавшей подтвердить передачу Нагорного Карабаха и Нахичевани  Азербайджану. В феврале 1921 года под напором российско-турецкий войск  пал Ереван. Армянская армия продолжала  успешное сопротивление на юге страны и согласилась о прекращении огня  после подписания в апреле 1922 года с советским  правительством договора о  передачи Карабаха, Нахичевани и ряда других уездов в состав Армении. Армянские воинские отряды  сложили оружие и ушли на территорию Ирана, тогда как марионеточное правительство Закавказской федеративной советской республики на следующий день нарушило  договоренность и  заключило  секретное  соглашение с Турцией о передаче Карабаха, Нахичевани и ряда  других  уездов Азербайджану, при этом закреплялись турецкие гарантии по Нахичевани. Такова краткая предыстория  современного конфликта в Нагорном Карабахе,  входившего  при советской власти  на правах автономной области  в состав Азербайджанской ССР. Нагорно-Карабахская АО финансировалась  по остаточному принципу, здесь  были уничтожены  все армянские христианские храмы.
    Предки армян появились на карабахской земле за несколько веков до нашей эры. Карабах входил в Великую Армению, а  после раздела в 1639 году  Армении между  Турцией и Ираном  территория Нагорного Карабаха еще полтора века оставалась  последним остатком армянской государственности. Поэтому и в современной Армении  Карабах  является историческим символом государственности.
    Особую остроту Карабахский конфликт  приобрел в 1988 году  после обращения Совета народных депутатов автономной области к Верховному Совету СССР с ходатайством о передаче области из состава Азербайджана в Армению. После выхода  в  1991 году Азербайджана из Союза  совместная сессия облсовета  НКАО и райсовета Шаумянского  района  объявила о создании  Нагорно-Карабахской  Республики (НКР). Противостояние между азербайджанской и  армянской общинами  переросло в военный конфликт, продолжавшийся более трех лет. В результате  военных действий  было убито  свыше 30 тысяч человек, а около  полутора миллиона  местных жителей стали беженцами. Под контролем  непризнанной  НКР  кроме собственно Нагорного Карабаха оказалось семь административных районов Азербайджана. Вооруженные силы Азербайджана, в свою очередь,  удерживают часть  территории Мардакертского района НКР.
    В Карабахском конфликте  столкнулись  не только  национальные общины, но  и  основополагающие  международно-правовые принципы территориальной целостности государства и  признание права наций на самоопределение. Армянское население  Нагорного Карабаха  стремиться  присоединиться к Армении при всенародной поддержки с её стороны. Азербайджан  стремится  восстановить свой  государственный  суверенитет  над утраченной территорией. Проблема для Азербайджана обостряется огромным количеством  беженцев, тогда как безработица составляет 40% трудоспособного населения.
    Внешне выглядит простым  решение  карабахского кризиса. Если  посмотреть на географическую карту, возможно симметричное  решение территориальной проблемы. Армения получает  территориальный  коридор, соединяющий её с Нагорным Карабахом, а  Азербайджан —  воссоединяется с Нахичеванью. Однако  армянская территория между Азербайджаном и Нахичеванью  является  коммуникационным окном Армении не только в Иран, но и в другие страны. С его утратой, и при закрытых границах с Турцией и Азербайджаном и армяно-грузинских проблемах  Армения оказывается абсолютно изолированной страной.

    Абхазский конфликт также имеет исторические корни. Первые раннеклассовые государства  образовались  в Западной и Восточной Грузии — Колхидское, Лазское (Эгрисское) и Иберийское (Картлийское) царства.  В XII веке  единое  Грузинское царство  достигает наивысшего расцвета, в его геополитическом пространстве  находится практически весь Кавказ. После покорения  монголо-татарами и  нашествия Тимура, Грузинское царство распадается  на Картлийское, Кахетинское, Имеретинское царства. В дальнейшем в Имеретии выделяются независимые Мегрельское и  Гурийское княжества и в начале XVII века — Абхазия.  Грузия стала  ареной борьбы между Ираном и Турцией, которая осуществила  исламизацию Аджарии и частично Гурии и Мегрелии. Не случайно при советской власти  Аджарии была предоставлена автономия в составе Грузии не по национальному признаку, а по конфессиональному.
    Этнические абхазы относятся не к грузинской (картвельской), а к  северо-кавказской  семье. Абхазский язык в 1938 году   был переведен с грузинской  на русскую графику. В период средневекового  расцвета Абхазское царство доминировало в Западной Грузии.  В советской Грузии Абхазия была наиболее интегрирована в геоэкономическое пространство  Советского Союза, здесь находились не только  знаменитые советские курорты Сухуми, Гагра и Пицунда, но и многие годы  располагалась  летняя столица политической  элиты страны. Абхазская АССР была  полиэтничной республикой, но титульный народ по данным переписи населения  1959 года уступал  грузинам, русским и армянам.
    Абхазский конфликт был в значительной степени  обусловлен непродуманными  действиями тбилисских властей, отменивших  в 1991 году  после провозглашения независимости Грузии действие  Конституции  1978 года,  предусматривающей  вхождение Абхазии на правах автономии. В результате  этих односторонних действий  Абхазия, в свою очередь,  восстановила свою Конституцию 1925 года,  согласно которой она являлась  независимым государством. Абхазия  предложила  создать с Грузией единое федеративное  государство.  Грузинские власти выбрали силовое решение проблемы и ввели  на территорию  Абхазии войска,  потерпевшие поражение от местных военных формирований, действующих при поддержки  добровольцев из северокавказских республик и других  российских регионов.  В результате  этнонационального конфликта  погибло несколько тысяч человек, общее число  беженцев (грузин, армян и русских) составило  более 250 тысяч.  После длительных переговоров под эгидой ООН в 1994 году было  подписано  соглашение о прекращении огня и  разъединении сил, а на территории  Абхазии расположился  ограниченный военный контингент российских миротворцев.  Абхазский  конфликт остается самой болевой проблемой в российско-грузинских отношениях.
    Как  и на Балканах в Косово,  абхазский конфликт затрагивает и другую «глубинную» проблему социума. Мераб Мамардашвили обращал внимание, что на уровне исторических символов Абхазия является синонимом слова «Грузия»: «Поэтому сказать грузину, что Абхазия может выйти  из Грузии (я объясняю  структуру страсти, а не реальности),  — значит сказать примерно то же самое, что  Грузия может выйти из самой себя.  Или скажу еще резче: это  то же самое, что быку показать  красную тряпицу, а потом удивляться, что бык такой не демократический».

    Южноосетинский конфликт. Южная Осетия с 1922 г. входила в состав Грузии на правах автономной области. В 1991 г. после  ликвидации  грузинскими властями  автономии и в ответ на несогласие осетин были использованы силовые методы.  Осетины нанесли  поражение грузинским войскам. Южная Осетия имеет непосредственный  выход к  родственной Северной Осетии, находящейся в составе Российской Федерации, что позволяет  при небольшом населении обеспечить экономическое выживание в сложившихся условиях. 

    Аджарский конфликт. Автономная Аджария, в которой живут грузины, длительное время входила в состав  Османской империи. Карский договор 1921 года между Армянской, Азербайджанской и Грузинской  советскими социалистическими республиками, с одной стороны и Турцией — с другой, был заключен при участии РСФСР 13 октября в г. Карсе. Срок действия договора не был оговорен. Турция и Россия являются гарантами широкой автономии Аджарии в составе Грузии. В 1883 установилось железнодорожное сообщение Баку – Тифлис – Батуми. Батуми превратился в третий по величине (после Баку и Тифлиса) город Закавказья. Нефтепровод Баку – Батуми (1897-07). После распада Советского Союза Аджария сохранила стабильность и  более высокий уровень жизни относительно других исторических областей Грузии за счет эффективного использования транзитных функций. Конфликт связан с попыткой официального Тбилиси ограничить внешнеполитические и финансовые полномочия автономии, которые входят в юрисдикцию грузинского государства.     

    Таким образом,   на Кавказе все новые независимые государства  и Российская Федерация имеют крупные очаги этнонациональных и этноконфессиональных конфликтов на своих территориях, не говоря уже о множестве  тлеющих  точек  напряженности, которые могут вспыхнуть в результате, например, асимметричного экономического развития.

    Цивилизационный разлом

    Государства Южного Кавказа формируют новые геополитические векторы внешней политики. После распада Советского Союза Грузия разрушила российский вектор внешней политики в надежде скорого пришествия на Запад. Была популярна  формула  Э. Шеварднадзе: «Грузия по своей истории, культуре и национальному характеру — страна западноевропейской ориентации — через века вновь вернулась  в европейский мир, от которого её в свое время отторгли насилием». Играя на геополитических противоречиях  крупных держав, Грузия лидировала  среди бывших союзных республик по объему западной помощи на душу населения. Грузинская власть объявила Грузию европейской страной, временно отторгнутой насилием северного соседа. Грузия жила ожиданием «возвращением» на европейский Запад, который должен был проложить Великий шелковый путь через новое независимое государство, включая создание инфраструктуры нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан. Иждивенчество разложило государство и стимулировало коррупцию. В результате общественного протеста в 2004 году  национал-либералы сменили  националистов (преимущественно из бывшей советской номенклатуры).
    Азербайджан успешно использует  энергетический фактор во внешней политике, привлекая для освоения  месторождений нефти  капитал транснациональных  корпораций.
    Наиболее успешно развивается тюркский (исламский)  вектор в направлении Турции и сохраняются деловые связи с Россией, где трудятся  многие  азербайджанцы. Еще в 80-е годы в   Азербайджане  велика была тяга к турецкой культуре. Однако  после  распада Советского Союза  крупномасштабного тюркоязычного «братания» не произошло. Турция   не развращает местные элиты финансовыми и материальными дотациями за их лояльность, как это было в Советском Союзе. Безработица усиливает ностальгию о советской власти или мечты об Иранском Азербайджане, где живут лучше. Около одного миллиона  азербайджанцев ныне  проживает в России, преимущественно в Москве, а в иранских провинциях  — свыше 20 миллионов  этнических  азербайджанцев. Поэтому положение   республики в геополитическом и геоэкономическом пространстве не совпадают.  Азербайджанская диаспора доминирует в московской и иранской  торговле,  тогда как  политическая власть России  и Ирана находятся в геополитической оппозиции к Азербайджану.

    Армения в противовес  геополитической оси Анкара – Баку  укрепляет взаимодействие с  Ираном и Грецией.  В геополитическом коде Армении доминирует традиционный российский вектор.  Армянская диаспора  в России (2 млн. армян, преимущественно, в Москве и Краснодарском крае) сопоставима с населением Армении (3,2 млн. человек).  Успешно развивается западный вектор (ЕС, США и НАТО). Армянская миллионная диаспора добилась от Соединенных Штатов  ограничений в экономической помощи Азербайджану в связи с  проблемой Нагорного Карабаха и успешно лоббирует  интересы своей исторической родины. Армении оказывается существенная  американская финансовая помощи.

    На протяжении нескольких веков  народы Кавказа были в  социокультурном пространстве  русской культуры и языка, ставшими и остающимися  для них транслятором межцивилизационного диалога. Гарантом мира на рубежах  цивилизаций выступали космополитичные города. В этой связи вызывает тревогу  утрата полиэтничности  трех закавказских столиц. В 80-е годы в Баку проживало около 300 тысяч русских и 180 тысяч армян,  в Тбилиси и Ереване, соответственно, — 125  и 22 тысячи русских, много евреев. Ныне произошел массовый исход русских и евреев,  ереванских курдов и тбилисских немцев, а община бакинских армян перестала существовать. 

    Конфессиональное пространство  Кавказа характеризуется неоднородностью. Армянская  апостольская церковь  является одной из  древнейших христианских церквей. В Эчмиадзине близ Еревана находится религиозный мировой центр всех армян и резиденция  верховного патриарха и католикоса. Церковь играет исключительно важную  консолидирующую роль для армянской нации. Даже в  социалистическом «лагере» армянская церковь выделялась по своей роли в общества по аналогии с католицизмом в Польше.
    Грузинская православная  патриархия   является одной из древнейших  православных  христианских церквей. В IV веке Грузия приняла христианство  в качестве  государственной религии. Таким образом,  в современном конфессиональном пространстве, в отличии от  армянской древневосточной  церкви,  Грузия относится к странам, где  большинство исповедуют  православие, то есть к Европе. Но и здесь  отмечается своеобразная специфика. У Грузии тесные  культурные связи не только с православной Россией, но и с Францией,  где находится одни из крупнейших «островов» православия в Западной Европе и хранятся святыни, чтимые православным миром.

    При покорении Российской империей мусульманских народов,  они вели  «Священную войну» («Газават») под знаменем  ислама. После ряда восстаний Екатерина II  легализовала ислам и признала  его законной  религией татар и башкир. Так как российские мусульмане  почти все были тюркоязычными народами, кроме большинства  горцев Кавказа и Таджикистана, возникла теория  пантюркизма и идея создания «Великого Турана» — тюркского государства с единоверной и единокровной Турцией. После  февральской революции 1917 года борьба мусульманских народов выливается  в исламское движение за автономию или полную независимость. В 1917-1918 гг. в Крыму  создавалась Национальная директория, а в Средней Азии — Кокандская автономия. В 1918-1919 гг.  существовала  исламская республика  горцев  Северного Кавказа. Формировались  мусульманские  полки как ядра  будущей «армии ислама» (басмачества). Ныне идеология  басмачества живуча в Туркестане и мюрадизма (национально-освободительного движения горцев) — на Северном Кавказе.
    В конце ХХ века на Кавказе  отмечается возрождение  ислама. Как ответ на рыночный фундаментализм, разрушающий коррупцией души  людей, получил развитие   религиозный фундаментализм. Социально-экономический фактор способствует  распространению исламского  радикального «протестантизма» среди  обедневшей молодежи. По мере обнищания населения  растет популярность «ваххабизма». В горных районах при высокой рождаемости  и ограниченных размеров обрабатываемой земли практически  отсутствуют перспективы для трудоустройства.  Чрезвычайно высокий уровень безработицы и низкий уровень жизни на фоне  коррумпированных местных элит и  российского рыночного фундаментализма  способствует  распространению  лозунгов социального равноправия и  последователей «нового ислама». В 1999 году  большую часть боевиков, вторгшихся из Чечни в Дагестан,  составляли   этнические  дагестанцы, вытесненные  ранее из республики. Усиление позиций ислама приводит к социальной трансформации, например, азербайджанской семьи. Мужчины  выступают за усиление ислама, а многие женщины — за светское государство.  Особенно ощутим женский протест против двоеженства.
    ***
    Советская власть так и не смогла вытравить «восточный» дух рыночных отношений в республиках Закавказья. Естественно, после их легализации они получили  бурное развитие.  Рыночные отношения, основанные  на местных обычаях, с позиций европейского права  являются  чернорыночными. Было бы наивно ожидать, что здесь в одночасье наступило торжество  свободного предпринимательства,  характерное для гражданского общества.
    Нестабильная этнополитическая обстановка на Северном Кавказе объясняется  не только  последствиями советских репрессий и депортации  народов,  произвольным изменением административных границ, созданием искусственных (неродственных) автономий, но и крупномасштабной теневой экономикой. Произошла своеобразная специализация  горских автономий на различных видах  теневого  бизнеса. Дагестан  специализируется на незаконной добычи, переработки и торговли  «даров Каспия» (осетровых и черной икры). Северная Осетия добилась «успехов» на нелегальном производстве и сбыте  водки. В Ингушетии за счет государственных преференций  была построена не только новая столица Магас, но и создана «налоговая  дыра» в федеральном бюджете или оффшор по-российски. Чечня является крупнейшей криминогенной зоной  Российской Федерации по торговле оружием, наркотиков,  краденных нефти и автомобилей, похищения людей. Безработица на Кавказе провоцирует  теневую и криминальную  экономику. Безработные составляют костяк «передовых отрядов» в межнациональных и  межконфессиональных конфликтах. Так, например,  исполнителями сумгаитского погрома армян стали сельские  безработные.
    Легитимизация национальных движений сопровождается их криминализацией. Российская Федерация оказалась неспособной решить политическим путем чеченскую проблему. Во время «полицейских акций» власть  закрывает глаза на коррупцию  местных национальных элит  в субъектах  федерации на Северном Кавказе и других регионах за их лояльность Кремлю. В будущем это может привести к новым социальным потрясениям на этнонациональной почве.
    Если  все субъекты Северного Кавказа стали  дотационными территориями, то  большинство  национальных автономий  объявлено  депрессивными, получающими дополнительную финансовую поддержку из  федерального бюджета. В результате, возникли расхождения между статистическим и реальным уровнем жизни населения, а также   дифференциация  в доходах простого населения и коррумпированной элиты. Самые «бедные» республики иногда демонстрируют  высокую покупательную способность,  наличие  высокого оборота долларов и  большого количества автомобилей на душу населения.

    После падения «железного занавеса»  не оправдались  надежды на создание  современного  транспортного коридора  через Кавказ из Западной Европы  и России на Ближний и  Средний Восток.  Вместо этого родился, игнорирующий реальную географию,   проект Великого шелкового пути через Южный Кавказ в обход России. 
    Коммуникационная сеть Кавказа создавалась как часть геоэкономического пространства Российской империи. В 1799 году  было открыто постоянное  сообщение на  проложенной русскими  войсками Военно-Грузинской  дороги, модернизированной после присоединения Грузии. Были построены Военно-Осетинская  дорога, Черноморское  шоссе  Новороссийск — Батуми протяженностью  750 км (1887— 1910 гг.), железнодорожная магистраль  Ростов-на-Дону —  Дербент — Баку, продолженная до Тифлиса, Поти, Батуми и Карса. В ХХ веке  Большой и Малый Кавказ были окольцованы  сетью железных дорог.
    В постсоветском  пространстве Грузия стала  важным коммуникационным  узлом  Кавказа. Если Азербайджан и Армения осуществляют экономическую блокаду друг друга, то торговые связи  Азербайджана с Турцией, а Армении с Россией  осуществляются  через Грузию, где мусульманская Аджария стала основным  торговым мостом Турции с Азербайджаном.  Основные партнеры Грузии  по импорту — Россия, Турция и Азербайджан, а по экспорту  — Россия, Азербайджан и Армения. В Азербайджане  доминирует   иранский и российский импорт  и экспорт в Иран и Турцию. В Армению импортируется преимущественно  продукция из России, Туркмении, США, Ирана и Грузии,  а экспортируется  в Россию, Туркменистан  и Иран.  Таким образом, оказались  опровергнуты  прогнозы  многих экспертов,   завышавших роль Турции во внешней торговле закавказских республик и занижавших значение  Ирана. 

    ***
    Нельзя умалять цивилизационную роль России на Кавказе. Вряд ли в ближайшее десятилетие  народы Кавказа  восстановят  уровень и качество жизни 60-70-х годов. После распада СССР  возобладал  упрощенный  взгляд на будущее Кавказа. Реальная геополитическая трансформация оказалась более сложной и не столь романтичной, как казалось в начале независимого  пути. Ближайшие соседи, бывшие мировые  империи  евразийские Россия и Турция,  Иран имеют разные  геостратегии. Прозападный курс Российской Федерации привел к крупномасштабным проявлениям рыночного фундаментализма, чуждого местным мусульманским народам. Ответной реакцией горских народов стала опора на исламский фундаментализм. Ограниченной оказалась роль Турции в кавказкой геополитике. Идея образования единого геополитического и геоэкономического пространства новых тюркоязычных  независимые государства во главе с Турцией оказалась призрачной. Если Советский Союз финансов датировал «дружбу»  тюркских народы за их лояльность Московскому Кремлю, то  Турция  не видит в этом необходимости и ей не под силу  функции «большого брата». Иранская власть, опасаясь возможного сепаратизма, осторожно относится к суверенному статусу Азербайджана. Азербайджан не стал союзником Ирана, где проживают миллионы азербайджанцев.
    В начале XXI  века  на Южном Кавказе сформировались две геополитических оси Россия — Армения  — Иран и Запад — Азербайджан — Турция. Здесь переплелись  политические, экономические и конфессиональные интересы. Декларируемая геоэкономическая ось  Центральная Азия — Южный Кавказ —  Украина вокруг проекта «Великого шелкового  пути»  через  Черное море в Западную Европу  в обход России оказалось мнимой.  Из-за ограниченных  разведанных запасов энергетического сырья  преувеличенными оказались проекты транспортировки каспийской нефти в обход России. Упущена  возможность  создания коммуникационного моста для ускорения оборачиваемости  торгового,  финансового  и промышленного капитала на рубежах цивилизаций. В результате  получился  эффект  взаимного блокирования  геоэкономических осей запад - восток и север - юг.

    Тенденции  размежевания по этническому признаку, включая массовый исход русских,  чреваты  непредсказуемыми последствиями. Высокий прирост населения у местных мусульманских народов и крупномасштабная безработица  усиливают нестабильность в регионе. За время многочисленных кавказских  этнонациональных и этноконфессиональных конфликтов углубилось противостояние между народами, у каждого из них  «окрепла»  своя правда  жизни. В Закавказье  особенно отчетливо  прослеживаются противоречия между имитацией демократии и поиском «большого брата». Местные корпоративные группировки,  борющиеся  за власть и капитал, готовы пойти против природы и географии  и объявить себя «новыми европейцами» или кем угодно за «стратегическое  партнерство» с Западом,  в надежде на «манну небесную». Произошла  переориентация  местных политических элит с России на Запад, тогда как в социокультурном отношении  новые независимые государства стали ближе к Востоку из-за миграции  нетитульных народов. Нельзя забывать,  что парадигма духа всегда борется с  парадигмой «крови и почвы». Западные партнеры  новых независимых государств Южного Кавказа одновременно  «экспортирует»  демократические ценности и  решают стратегические геоэкономические  цели. Вместо  того, чтобы  замирить Кавказ, предлагаются  иные политические  и экономические технологии. Драгоценное время мира упущено. 

    Резюме


    На протяжении более двух веков  Кавказ  находился в геополитическом  пространстве Российской/Советской империи.  В постсоветском пространстве  изменилось геополитическое положение Кавказа, а исламский Восток приблизился к границам России. После распада Советского Союза Южный Кавказ «вернулся» на Ближний Восток, где его экономика оказалась неконкурентоспособной.
    Для  новых независимых государств Южного Кавказа характерен синдром завышенных ожиданий,  имитация демократии и поиск  «большого брата», способного стать гарантом  их независимости.
    Бывшие союзные республики  критикуют СНГ, однако никто из него не вышел.  Возможно, что под политическим прикрытием неудачной интеграции, образовалась другая — теневая,  более эффективная.
    Чеченский конфликт является самым опасным для российской государственности. Преодоление конфликта возможно при условии признания, что рыночный фундаментализм, символом которого стала Москва, такое же зло, как и исламский фундаментализм.
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   33


    написать администратору сайта