|
Дергачев Геополитика учебник. Учебник для вузов. М. Юнитидана, 2004. 526 с. Предисловие
Глава 14. БОЛЬШОЙ КАВКАЗ Кавказский микрокосмос. Большая Кавказская война. Кавказская пленница. Этнонациональные и этноконфессиональные конфликты. Цивилизационный разлом. «Кавказ — это Вселенная, живущая на давно выработанных внутренних основаниях». Мераб Мамардашвили
Кавказ называют «солнечным сплетением» Евразии. Неслучайно после распада Советского Союза регион стал зоной стратегических интересов США, Великобритании, Германии, Франции, Турции, Ирана и ряда арабских стран. Для России Северный Кавказ остается главными южными морскими воротами. Современный Кавказ подобен взрывоопасному котлу этнополитических противоречий. Обратимся к многомерному коммуникационному пространству региона.
Кавказский микрокосмос При разграничении Евразии на Европу и Азию по природным признакам условную границу чаще всего проводят на Северном Кавказе по Манычу, а в геоэкономическом пространстве — по северным границам Краснодарского и Ставропольского краев. В геоэтническом пространстве рубежи проходят по Кубани и Тереку, к северу от этой границы проживают преимущественно русские, а к югу — многочисленные горские народы Северного Кавказа. Русские расселились вдоль основных коммуникаций, связывающих Закавказье с Россией — на Черноморском и Каспийском побережье Кавказа, и Военно-Грузинской дороги. В Закавказье до распада Советского Союза проживала около миллиона русских, их наибольшая концентрация отмечалась в Баку — историческом центре российской нефтяной промышленности.
Российская империя вошла в непосредственное соприкосновение с народами Кавказа в конце XVIII века. Однако после присоединения Закавказья, еще долгие годы шло покорение горских народов, расселенных вдоль Кавказского хребта от Черноморья до Каспия. В центральной части Северного Кавказа выделялась культурным и политическим лидерством феодальные владения Кабарды, а в равнинном и горном Дагестане — Дербентское и Аварское ханства, Тарковское шамхальство, Кайтагское уцмийство и т.д. Основу общественной организации горского населения представляла семейная община, сосуществовавшая с различными феодальными формами объединения. Большинство горцев, за исключением значительной части осетин, считалось мусульманами, хотя ислам имел наиболее крепкие позиции в Дагестане, а реально многие горцы были ближе к язычникам. В традиционной культуре горцев родная земля была дороже человеческой жизни, а уважение личности сочеталось с жестким принуждением. Важной составляющей экономического благополучия горцев служили набеги и работорговля. Казалось бы для военной мощи Российской империи не представляло труда покорить немногочисленных горцев. Но вот уже не одно столетие идет необъявленная, оплаченная обильной кровью кавказская война, в которой нет победителей. Век за веком гибнут российские солдаты и горцы. Война показала страшную разобщенность людей, борющихся друг с другом народов, живущих в разном социальном времени, принадлежащим к разным конфессиям и цивилизациям с неповторимой ценностью каждой из них.
Согласно Гюлистанского мирного договора 1813 года, подписанного в Карабахе после окончания русско-иранских войн, Иран признавал переход к России Дагестана, Грузии, Мегрелии, Имеретии, Гурии, Абхазии и Бакинского, Карабахского, Гянджинского, Ширванского, Щекинского, Дербентского, Кубинского и Талышского ханств. Еще ранее в 1805 г. было впервые подписано соглашение о переходе Карабахского ханства под власть России. На протяжении веков Грузия находилась в вассальной зависимости от великих держав, соперничавших на Ближнем Востоке. Особенно тяжелым для Грузии было владычество иноверных мусульманских государств, сопровождавшееся геноцидом и массовыми депортациями. После неоднократных обращений с просьбами о покровительстве и согласно Георгиевского трактатата 1783 года был установлен протекторат России над Картлийско-Кахетинским царством, а в 1801 г. Восточная Грузия окончательно вошла в состав Российской империи. В первой половине Х1Х в. Россия присоединила остальные грузинские княжества. По Туркманчайскому договору 1828 года в состав Российской империи вошли Эриванское и Нахичеванское ханства, образовавшие Армянскую область. После присоединения Закавказья к России в тылу оказались независимые горские народы Северного Кавказа. Только в результате Большой Кавказской войны удалось покорить в 1859 г. — Дагестан и Чечню, а в 1864 г. — Черкесию. Некоторые северокавказские народы, например, кабардинцы, еще в ХVI в. приняли подданство России, ища защиту от Крымского ханства и султанской Турции. Геополитические интересы Российской империи не ограничивались Закавказьем. С 1878 года Карская область вошла в состав империи, а в период Первой мировой войны русская армия заняла Армянское нагорье, часть Курдистана и проникла даже в Месопотамию, но наступил 1917 год. Согласно меморандума Троцкого, направление на Юг занимало важное место в пожаре «мировой революции», что нашло отражение в действиях промосковской полубандитской «Персидской Красной Армии». Советская власть провозглашалась в 40-е годы в Иранском Азербайджане. Но, увы, вымыть солдатские сапоги в водах Индийского океана России так и не пришлось.
На протяжении более двух веков Кавказ находился в геополитическом пространстве Российской/Советской империи, что нашло отражение в формировании его коммуникационного каркаса, основные транспортные выходы были ориентированы на север. В царской империи регион выделялся в качестве отдельной территориально-административной единицы — Кавказского наместничества. Наместники (генерал-губернаторы) наделялись чрезвычайными полномочиями, в их ведении находилась армия. Кроме того, вдоль Кавказской военной линии раздела русских и горцев в Екатеринодаре, Владикавказе, Темир-Хан-Шуре и вблизи границы Османской империи в Батуми и Карсе были созданы военные губернаторства. В нефтяной столице империи Баку действовал режим градоначальства с непосредственным подчинением Петербургу. В 1918 году провозглашается Северо-Кавказская советская республика, объединившая Кубано-Черноморскую, Терскую и Ставропольскую советские республики. В 1922 году из Кубано-Черноморской республики выделяется Черкесская (Адыгейская) автономная область. В дальнейшем она переименовывается в Адыгейскую (Черкесскую) АО, а в 1928 г. — в Адыгейскую АО. В 1936 г. центр области из Краснодара перенесен в Майкоп. Частое переименование национального образования связано с историей народа. Адыги — общее наименование многочисленных в прошлом родственных племен Северного Кавказа и известных за пределами своей родины под именем черкесов. Из современных народов Кавказа к ним относятся кроме адыгейцев, кабардинцы и черкесы, говорящие на родственных языках, составляющих особую ветвь северо-западной (абхазо-адыгской) группы кавказских языков. В 1922 году была образована Карачаево-Черкесская автономная область. В 1926 г. она разделяется на Карачаевскую АО и Черкесский национальный округ. Последний, в свою очередь, преобразуется в 1928 г. в автономную область. В 1944 году карачаевцы подверглись репрессиям и были выселены в Среднюю Азию и Казахстан. В 1957 году вновь восстанавливается объединенная Карачаево-Черкесская автономия в составе Ставропольского края. В 90-е годы была образована Карачаево-Черкесская республика как субъект Российской Федерации. В этническом составе автономии преобладают русские (40% населения), карачаевцы (32%), черкесы (10%), абазины (7%) и ногайцы (3%). Существует напряженность в отношениях между титульными этносами — более многочисленными карачаевцами и черкесами, требующими автономии в составе Ставропольского края. Карачаевцы родственны балкарцам, говорят на карачаево-балкарском языке. Таким образом, этнически близкие народы оказались в разных автономиях, образованных из двух неродственных этносов — Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. В 1921-1924 гг. на Северном Кавказе существовала Горская Автономная Советская Социалистическая Республика, объединившая чеченцев, ингушей, осетин, кабардинцев, балкарцев, карачаевцев и русских казаков. Однако «интернационал» местных народов оказался недолговечным. Уже в 1921 году из состава Горской республики выделяется Кабардинский округ, в 1922 году — Карачаевский, Чеченский, Балкарский округа, преобразованные в автономные области Российской Федерации. В 1924 году Горская республика упраздняется, и на её территории создаются Северо-Осетинская и Ингушская автономные области и казачий Сунженский округ с правами губернского исполкома, а Владикавказ выделяется в город центрального подчинения. Таким образом, было осуществлено территориально-административное деление по национальному признаку. Северный Кавказ отличается исключительной политэтничностью, культурным и конфессиональным разнообразием. Из многочисленных народов имеют национальные автономии адыгейцы, карачаевцы, черкесы, кабардинцы, балкарцы, ингуши, осетины, чеченцы и народы Дагестана (страны гор). Титульные этносы доминируют в Ингушетии, Чечне, Дагестане, Северной Осетии. На Северном Кавказе сложилась субкультура казаков (кубанские, донские, терские и гребенские). В будущем диспропорции в этнополитическом статусе народов могут привести к активизации субкультуры казаков, вынужденных проводить собственную политику, вплоть до образования территориальной автономии. В Закавказье в 1918 году уже предпринималась попытка создании независимой от России конфедерации в составе Грузии, Азербайджана и Армении. В Советском Союзе существовали Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (1922-1936). Однако в дальнейшем был взят курс на создание союзных республик по национальному признаку. Под знаменем борьбы с пантюркизмом в Азербайджане было запрещено любое упоминание о тюркских корнях населения, а в советских паспортах с 1935 года вместо «тюрок» стали писать «азербайджанец».
В постсоветском пространстве изменилось геополитическое положение Кавказа, где проснулся этнонациональный и этноконфессиональный «вулкан» (Сумгаит, Нагорный Карабах, Чечня, Дагестан, Абхазия, Осетия, Карачаево-Черкесия). Сепаратистские настроения особенно проявились в конфликтах в Абхазии и Северной Осетии. В Азербайджане кроме карабахского конфликта отмечается дискриминация в отношении ираноязычных народов — талышей и курдов. Постсоветская Армения находится в геоэкономической изоляции и только благодаря сотрудничеству с Ираном, обеспечивается большей частью энергетического сырья и товарами народного потребления. Ныне исламский Восток приблизился к границам России. Бывшие благодатные южные советские республики, христианские Грузия и Армения, мусульманский Азербайджан оказались на северной периферии ближневосточного пространства, где их продукция оказалась неконкурентоспособна из-за высокой себестоимости. Игнорирование изменившегося геостратегического положения привело к социальным потрясениям и упадку экономики. Сохранение геополитического равновесия на Кавказе осложняется незавершенностью формирования наций в Грузии и Азербайджане. Здесь в отличие от Армении сохраняются племенные и клановые образования. Например, в Грузии кроме наиболее распространенных картлийского, имеется три родственных языка — мингрельский, сванский и лазский. Мингрелы, столицей которых издревле был Зугдиди, жили под властью Византии и Турции. Традиционным союзником России на Кавказе является христианская Армения, где социально-экономический кризис усугубляется последствиями карабахской войны и отсутствием прямого выхода к мировым коммуникациям. После распада Советского Союза некоторое время были популярны идеи «Кавказского дома» или «Великого имамата» — независимого исламского государства от Черноморья до Каспия, Великой Адыгеи, Большого Азербайджана. Возникло движение за воссоединение Северного и Южного Азербайджана. По некоторым оценкам в Иране проживает свыше 20 миллионов азербайджанцев. Однако такое объединение мало вероятно. Хотя большинство азербайджанцев мусульмане-шииты, за последние века произошел цивилизационный разлом, в результате которого один народ живет в разных мирах. Можно сказать, что социокультурные различия между Азербайджаном, мусульманским Ираном, светским государством Турцией оказался более глубоким, чем между Азербаджаном и преимущественно православной Россией.
Новые независимые государства Южного Кавказа декларируют построение правового демократического общества, ориентированного на западные ценности. В целях содействия развитию гармоничных и прочных экономических и политических связей с Западной Европой, Европейский Союз оказывает финансовую помощь в рамках международных программ. Предпринимаются попытки создания нового коммуникационного коридора, направленного на Европу в обход России. Геостратегия республик Южного Кавказа ориентирована на поиск «большого брата», способного стать гарантом их независимости и успешного экономического развития.
Большая Кавказская война
Историки затрудняются ответить на вопрос, сколько было Кавказский войн между Россией и горскими племенами. Большую Кавказскую войну традиционно рассматривают как время постоянных боевых действий с 1817 по 1864 гг. В конце XVIII века Кавказская пограничная линия России проходила вдоль Кубани и Терека. На Кавказе на рубеже цивилизаций сложился геополитический узел, затрагивающий интересы Российский и Османской империй и Персии. Здесь столкнулись народы, конфессии и разные представления о международном (европейском и мусульманском) праве. Кроме того, например, в Чечне и Дагестане существовал неписаный закон (адаты), основанный на обычае (обычное право). Агрессивную российскую политику на Кавказе связывают с именем генерала А.П. Ермолова, разрешившего преследовать совершавших набеги горцев за пограничную линию, где на реке Сунже была основана крепость Грозный. «Умиротворение» горцев осуществлялось на основе экономической блокады и активных действий по установлению жесткого контроля над местным населением. Жесткая политика вызвала противодействие и подъем мюридизма. Это религиозное движение призывало горцев к вооруженной борьбе против неверных и за установление власти шариата. Экономическая блокада поставила горцев на грань выживания. Для сообщения с Грузией, вошедшей в состав Российской империи, требовались коммуникации. Началось строительство Военно-Грузинской дороги и сухопутного сообщения по Черноморскому побережью. Однако дороги жизни для одних народов, стали рубежом смерти для других. Горцы Западного Кавказа вели оживленную прибрежную торговлю, особенно прибыльную работорговлю с Турцией. За выход к морю разгорелась борьба, горцы начали решительные действия против русских укреплений на Черноморском побережье. В 1840 году Шамилю удалось объединить горцев Восточного Кавказа и создать имамат — «государство справедливости», основанное на законах шариата. По приказу царя Николая I была проведена очередная «карательная экспедиция» под руководством нового кавказского наместника М.С. Воронцова. Войска отправились в поход 28 мая 1845 года из крепости Каменный Брод, где служили лермонтовские герои — Печорин и Максим Максимыч, в направлении на столицу имамата Дарго. Шамиль уступил свою ставку, но на обратном пути напал на российскую военную колонну. Даргинский поход закончился огромными потерями для русской армии. Погибло несколько генералов, десятки офицеров и свыше тысячи солдат. Это было самое крупное поражение российской армии на Кавказе. Воронцов в дальнейшем отказался от тактики эпизодических походов, и армия стала медленно продвигаться вперед, обустраивая рубеж за рубежом. После Крымской войны на Кавказе была сосредоточена 220-тысячная российская армия, перевооруженная дальнобойными нарезными ружьями. Военное преимущество окончательно перешло на сторону империи. Наместником становится князь А.И. Барятинский, который отказался от бессмысленных карательных походов. Началось планомерное заселение земель казаками, строительство новых укреплений и дорог. На подвластной России территории сохранялись обычаи и религия горцев, щедро вознаграждались горские предводители, вступившие на службу царю. Для многих сравнение оказалось не в пользу Шамиля, осуществлявшего репрессивную политику.
В Большой Кавказской войне не было побежденных, Россия выполнила государственную задачу, а горцы сохранили свой уклад и образ жизни. Это стало возможным благодаря политике кавказских наместников, европейское образование и культура которых позволила преодолеть неудачные попытки силового решения кавказской проблемы, перейти к её политическому и экономическому решению с учетом социокультурных особенностей русский и горцев.
Наместник Кавказа с 1844 по 1854 гг. светлейший князь, генерал-фельдмаршал Михаил Семенович Воронцов (1782-1856) выделялся среди российской аристократии блестящим европейским образованием, отличался гуманностью, благородством, справедливостью, здравым мышлением и настойчивостью в достижении поставленных целей. Детство и отрочество провел в Лондоне, где его отец был чрезвычайным и полномочным послом Российской империи. Принимал участие в военных компаниях на Кавказе (1803-1804), в Европе (1806-1807), в турецкой войне (1810-1811). Участвовал в сражениях Отечественной войны под Смоленском и Бородино, в битвах под Лейпцигом и Парижем. В 1815-1818 гг. был командиром оккупационного войска во Франции, где оставил о себе самые лучшие воспоминания. В 1823 году назначается новороссийским генерал-губернатором. Одесса обязана ему торговым процветанием, началом пароходства и европейским блеском, Крым — развитием виноделия и обустройством Южного Берега. В 1844 году стал кавказским наместником и главнокомандующим войск с неограниченными полномочиями. В богатой военной биографии Воронцова числится победа в одном из сражений против самого Наполеона и трагических поход в Чечню. Даргинский поход в реляции царю был представлен как блестящий подвиг русских войск, а современники оценивали как «постыдное событие». Но, несмотря на это, граф Воронцов был возведен в княжеское Российской империи достоинство, а в 1852 году получил титул светлейшего. В расположении полка, которым командовал сын Семена Михайловича, легендарный Хаджи-Мурат вышел к русским, перешел на службу русскому царю.
Наместник Кавказа с 1856 года генерал-фельдмаршал князь Александр Иванович Барятинский (1815-1879) получил прекрасное домашнее воспитание и образование по программе, составленной его отцом князем Иваном Ивановичем, сделавшим блестящую дипломатическую карьеру под началом графа Семена Романовича Воронцова в Лондоне. Став главнокомандующим кавказской армии, Александр Иванович стремился понять обычаи горских народов. Именно его плодотворная идея противопоставить Шамилю обычное право горцев оказалась плодотворной и привела к окончанию Большой Кавказской войны. Плененный вождь горцев в дальнейшем выражал искренние чувства преданности к своему победителю.
Во время Большой Кавказской войны было два основных очага сопротивления горцев в Восточном и Западном Кавказе, тогда как между ними осетины-христиане практически не принимали участие в противостоянии. С 1801 по 1864 гг. российская армия потеряла на Кавказе в результате боевых действий, болезней и гибели в плену 77 тысяч человек. Нет достоверной статистики о количестве погибших горцев. Но, несомненно, их потери исчисляются не только человеческими жизнями, но и исходом местных народов. По разным данным от 2 до 3 миллионов кавказских горцев вынуждено было уйти от родных очагов. Адыги, абхазцы, убыхи, абазины, чеченцы, ингуши, аварцы, лезгины, осетины, карачаевцы и балкарцы расселились на Ближнем Востоке и других землях. И если всемирная история знала крупномасштабные переселения народов, то для всегда относительно малочисленных горцев приведенные цифры свидетельствуют об этнической катастрофе. Никто не знает, сколько потомков кавказских горцев разбросано по миру. Говорят, что в Турции их проживает свыше миллиона, но точной статистики нет. Согласно турецкой конституции все граждане страны турки. А если нет этнических диаспор, то нет проблем национальной культуры и языка. После «полицейской акции» 40-х годов двадцатого столетия, наказавшей народ за «предательство», Россия вновь в состоянии войны на Кавказе, наводит конституционный порядок — штурмует города и селения или просто «мочит бандитов». Если судить по официальной информации, в борьбе с горсткой бандитов, уничтожены тысячи горцев. Хотя реальность такова, что в горной местности больше всего погибает неадаптированных российских военнослужащих. Только Иосифу Сталину удалось временно «решить» кавказскую проблему, лишив чеченцев и других горцев самого главного — родной земли, которая всегда была у них дороже жизни.
|
|
|