Главная страница
Навигация по странице:

  • Вниманию студентов!

  • Для информации студентов!

  • К сведению студентов: Хариджиты

  • исламское право. Учебник для вузов рекомендован Министерством высшего и среднего


    Скачать 2.03 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов рекомендован Министерством высшего и среднего
    Анкорисламское право.doc
    Дата20.04.2018
    Размер2.03 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаисламское право.doc
    ТипУчебник
    #18282
    страница3 из 25
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
    ГЛАВА 2

    МИССИЯ ПРОРОКА МУХАММАДА (САВ)

    2.1. Победа Ислама в Аравии

    Исламская цивилизация – одна из самых молодых на Востоке. Она начала формироваться в VII веке нашей эры. Колыбелью исламской цивилизации, в последствии расширившей свои границы и охватившей много государств, была Аравия.

    Большую часть Аравийского полуострова представляет собой пустыня; только по побережью простираются плодородные земли. Жители этих областей выращивали зерно, виноград, финики, пряности, разводили овец и верблюдов. Здесь располагались древние города, которые вели активную торговлю со странами Средиземноморья, Африкой и Индией. Здесь же возникли и первые зачатки государственности.

    Иным был образ жизни населения центра Аравийского полуострова – кочевников-бедуинов. Они занимались скотоводством и сопровождали (за определенную плату) по пустыне караваны или снабжали их своими верблюдами. Племена бедуинов враждовали друг с другом и совершали набеги на соседей.

    Когда-то здесь, в Аравии, особенно в северо-западной части, существовали сильные государства. Одно из них – Набатейское царство, но в 106-м году царство покорили римляне и образовали провинцию Аравия. В 524-526 годах Южная Аравия подверглась нападению эфиопов. Через пятьдесят лет арабам удалось сбросить с себя иго эфиопов, но теперь пришли наместники персидского шаха.

    Города, некогда процветающие, превратились в груды развалин. «Арабия Феликс» («Счастливая Аравия»), как называли ее древние римляне, - оскудела, обнищала.

    По стране бродили кочевники, бедуины, возя с собой на горбах верблюдов незатейливый скарб. Только на западе полуострова еще жил активной жизнью город Мекка. В нем находился храм Кааба (от «куб») с черным священным камнем. Вокруг него обосновалось племя курейшитов. Четыре раза в году здесь устраивались ярмарки, съезжались со всего полуострова и по караванному пути приезжали купцы из Месопотамии.

    В храме Кааба хранилось 360 божеств различных арабских племен, ибо до принятия Ислама арабы поклонялись различным божествам, в том числе луне и солнцу; был распространен культ предков.

    Языческие верования подвергались мощным иноземным влияниям, – прежде всего это касалось Северной и Южной Аравии, где с арабским населением мирно уживались христианские и еврейские общины.

    Идея единобожия ко времени появления Ислама витала в воздухе: появилось много пророков-проповедников, которые пытались найти нового, истинного Бога. К их числу принадлежал и Мухаммад (570-632), заложивший религиозные основы будущей исламской цивилизации.

    Мухаммад (САВ) относился с уважением и к иудаизму, и к христианству, обладающими, как он считал, богодухновенными книгами. В Коране – Священной книге Ислама, содержащей откровения, которые были ниспосланы Мухаммаду (САВ), заметно влияние обеих религий. Это выразилось прежде всего в идее единобожия. Однако Пророк считал, что иудаизм и христианство лишь предшествовали новой религии, в которой Бог дал полное откровение, отменив многое из того, что записано в Талмуде, Ветхом и Новом Завете.

    Глубочайший смысл появления Мухаммада (САВ) заключался в кристаллизации такого понимания Божественного, которое позволило арабам заложить фундаментальные основы современной государственности.

    Новое время на арабо-мусульманском Востоке началось задолго до европейского – в VII веке, то есть почти за тысячу лет до эпохи Французского просвещения.

    Мудрый Вольтер, будучи образованным европейцем и потому свысока смотревший на «отсталый Восток», в пределах этой своей образованности превратно и несправедливо толковавший о значении Мухаммада (САВ), к концу жизни поменял свое отношение к нему на самое восторженное.

    В отличие от Вольтера Наполеон чрезвычайно возвысил личность Мухаммада (САВ), назвав его «великим человеком, изменившим лицо мира», который поверг старых богов, разрушил храмы идолопоклонников во всем мире, признанный в Константинополе, в Дели, на Кипре и в Марокко.

    «Надо еще объяснить, - писал Наполеон, - как, какими чудесами удалось в такой короткий срок покорить мир за 50-60 лет. И кем же? Кочевниками пустынь, малочисленными, невежественными, не подготовленными к войне, без дисциплины, без системы и против цивилизованного мира, обладавшего богатыми средствами. Фанатизмом этого не объяснишь, да и для этого нужно было время, а у Магомета его было всего лишь 13 лет».

    К сожалению, история не располагает письменными свидетельствами современников о Мухаммаде (САВ). Предания о его жизни и деяниях (хадисы), долгое время распространявшиеся устно, были записаны позднее. Основанная на хадисах первая биография Мухаммада (САВ), была составлена Ибн Исхаком (ум. В 767 г.), а до нас дошла в переработке Ибн Хишама (ум. в 834 г.) и отчасти в обширных выдержках из трудов историка ат-Табари (ум. в 923 г.).

    Существующая литература о Мухаммаде (САВ) включает в себя не только хадисы, но и сборники рассказов о его походах, достоинствах и внешних чертах. Появился особый жанр литературы – «сира», посвященный жизни Мухаммада (САВ). В этом жанре существовали и подробные, большие сочинения, и краткие трактаты, содержащие основные факты его жизни, которые нужно было знать каждому мусульманину.

    Самым большим (более тысячи страниц) и авторитетным сочинением этого жанра является «Жизнеописание посланника Аллаха», принадлежащее перу Ибн Исхака - Ибн Хишама. Это самое ранее сочинение о Мухаммаде, дошедшее до нас, на нем основываются все более поздние труды об Исламе и Мухаммаде.

    Первоначальный текст этого сочинения, автором которого был Мухаммад ибн Исхак (умер в 150/767 г. н.э.) до нас не дошел. Нам известна его переработка, выполненная Абд ал-Маликом бин Хишамом (216/833 или 213/828 г.).

    Ибн Хишам значительно сократил сочинение Ибн Исхака, убрав из него часть, посвященную древней истории, и все, что не было непосредственно связано с биографией Пророка и его предков, исключил недостоверные, на его взгляд, сообщения. В то же время он дополнил оригинальный текст сведениями, собранными им самим, фактическим и грамматическим комментарием.

    Вот некоторые отрывки из «Жизнеописания посланника Аллаха», принадлежащие перу Ибн-Исхака-Ибн Хишама:

    «Сказал Ибн Исхак: посланник Аллаха родился в понедельник по миновании двенадцати ночей с начала месяца раби первый в год Слона…

    Сказал Ибн Исхак: рассказал мне Салих бин Ибрахим бин Абд ар-Рахман бин Ауф со слов Иахии бин Абдуллаха бин Абд ар-Рахмана бин Асъада бин Зуфари ал-Ансари сказавшего:

    рассказывали мне те сородичи, кого я спрашивал, со слов Хасана бин Сабита: «Клянусь Аллахом, я был уже большим мальчиком, лет семи-восьми, понимавшим все, что слышал, когда я вдруг услышал, как некий иудей кричит, что есть силы с вершины крепости в Йасрибе: «О собрание иудеев!»

    Они собрались к нему и спросили: «Горе тебе! Что с тобой?

    Он ответил: поднялась этой ночью звезда Мухаммада, под которой он родился…»

    Когда мать родила его, она послала сказать деду Абд ал-Мутталибу:

    «У тебя родился мальчик, приходи посмотреть на него». Тот пришел и посмотрел на него, а она рассказала ему о том, что видела, когда понесла его, что ей было сказано о нем и как было велено назвать.

    Говорят, что Абд ал-Мутталиб взял его, пришел с ним в Каабу и встал, призывая Аллаха и благодаря за то, что он даровал ему…».

    Таким образом, принято считать, что Мухаммад ибн Абдуллах, курейшит из рода Хашим, родился в «год слона» - год неудачного похода Арахи против Мекки, то есть около 570 года. Он принадлежал одной из благородных мекканских семей.

    Мухаммад рано осиротел, он совсем не знал своего отца Абдаллаха, который умер до его рождения, а в шесть лет лишился и матери, которую звали Амина. Когда ему было десять лет, умер его дед Абд ал-Мутталиб. Мухаммада взял к себе дядя Абу Талиб, глава рода Хашимидов, человек добрый, но бедный.

    Мухаммад вел трудовую жизнь: будучи ребенком, пас овец и коз, а когда подрос, стал наниматься сопровождать караваны. С ними он побывал в Сирии, где познакомился с Христианским вероучением. В детстве Мухаммад был очень одинок и много времени проводил на горе Хира, у подножья которой расположена Мекка.

    О ранних годах жизни Мухаммада известно мало, кроме того, что он участвовал в политической жизни Мекки и помогал восстанавливать Каабу после того, как она была разрушена наводнением.

    В двадцать пять лет Мухаммад женился на Хадидже, вдове богатого купца, которая и сама возглавляла большое торговое дело. Мухаммад с успехом занялся торговлей между Дамаском, Басрой, Меккой и Йеменом.

    У него родились дети, в том числе дочь Фатима, ставшая прародительницей многочисленных потомков Пророка – Хасанидов и Хусейнидов. Фатима ненадолго пережила отца, скончавшись в 633 году. Мухаммад при жизни Хадиджи не брал себе других жен, а после ее смерти в память о ней часто устраивал угощения для бедняков.

    О таком заповедании говорится в суре «Утро»:

     

    «Клянусь утром и темнотой наступающей ночи!

    Не покинул тебя твой Господь и не возненавидел. Ведь последнее для тебя – лучше чем первое.

    Разве не нашел Он тебя сиротой – и не приютил? Разве не нашел Он тебя заблудшим – и не направил на путь?

    Разве не нашел Он тебя бедным – и обогатил?

    И вот сироту ты не притесняй, а просвещенного не отгоняй, но возвещай о милости твоего Господа»

     

    (Коран, сура «Утро» («Зухо»), аяты 1-11).

     

    До сорока лет Мухаммад часто уединялся для медитации. В рамадане (июле) 610 года, когда Он сидел в пещере на горе Хира, Аллах открыл Мухаммаду свои слова посредством Архангела Джабраила. Эта ночь откровения известна как «ночь славы».

    Архангел Джабраил повелел Мухаммаду говорить, вернее, читать (из Небесной Книги), но Мухаммад еще не знал что и поэтому молчал. На второй призыв Мухаммад осмелился спросить и лишь на третий, стихи, ставшие сурой Корана «Сгусток», которые начинаются так:

    «Во имя Бога, Милостивого, Милосердного! Говори во имя Господа твоего, Который сотворил-сотворил человека из сгустков крови.

    Читай! Господь твой Щедрейший, Который посредством пера научил человека тому, чего он не знал».

     

    (Коран, сура «Сгусток» («Алак»), аяты 1-5).

     

    Слово икра’ (читай) имеет корень кр’ с двумя близкими значениями: «декламировать наизусть» и «читать по книге вслух». Именно от него происходит слово Кур’ан (Коран). Таким образом, первое же слово Божественного воззвания неопровержимо свидетельствует об откровении: Мухаммад был избран посредником между Словом (Каламом), исходящим от Аллаха, и людьми, которые сами не могли не услышать его, не прочесть.

    Мухаммад не создавал учения, а творил формы существования – в соответствии с обретенным пониманием Бога, как реальное исполнение Его наказов и запретов. Мухаммад назван в Коране предостерегателем (мунзир) и посланником (расуль).

    Главная тема Корана: есть только один Бог. У Бога нет ни соперников, ни равных, ни подобных Ему. В Нем начало всего сотворенного и его конец. К Нему должна обратиться человеческая душа. Благодаря Ему Вселенная продолжает существовать вплоть до «последнего крика» Судного Дня.

    Бог выше человеческого суждения и воображения, что бы человечество ни думало о нем. Он есть Аллах Акбар запредельный и величайший, одновременно трансцендентный и имманентный, бесконечный, но находящийся к человеку «ближе, чем его яремная вена».

    В Коране Бог обращается к человечеству Своим собственным голосом и Своими словами. Он напоминает и угрожает, направляет и поправляет, прощает и карает. Но главное, Он есть Милостивый (ар-Рахман), Милосердный (ар-Рахим).

    Каждая Сура (глава) Корана открывается такими словами:

     

    «Во имя Бога, Милостивого, милосердного!»

    Эти слова, известные как бисмиллах, напоминают человечеству, что Бог есть Милосердие.

    Первыми уверовали в проповедь Мухаммада его жена Хадиджа, дочери Рукайя, Умм Кульсум и Фатима, а также Али – двоюродный брат Мухаммада, сын Абу Талиба. В то время Али было двенадцать или тринадцать лет. Впоследствии, женившись на Фатиме, он стал зятем Пророка и четвертым халифом.

    Уверовали в Мухаммада его вольноотпущенник и приемный сын Зайд ибн Харис, богатый купец Абу Бакр (впоследствии первый халиф), родственники Мухаммада – аз-Зубайр и Саад ибн Абу Ваккас (впоследствии знаменитый полководец, победитель персов в битве при Кадисии в 637 году).

    Тогда же примкнули к Мухаммаду купцы Тальха, Абдаррахман ибн Ауф и Абдуллах ибн Саад, а также Усман ибн Аффан из рода Омейядов (впоследствии третий халиф и зять Пророка – его женой стала Рукайя) и, кроме того, бывший раб, пастух Абдуллах ибн Масуд – один из вернейших сподвижников Мухаммада.

    Мекканская знать отнеслась к проповеди Мухаммада с неприкрытой враждебностью. Его врагами стали богатый купец Абу Сафьян, глава рода Омейядов, его жена Хинда и их зять, а также Амр ибн Хишам, прозванный сторонниками Мухаммада «Абу Джахль» («Отец невежества»), и родной дядя Мухаммада – Абд Узза ибн Абд Мутталиб, прозванный им «Абу Лахаб» («Отец адского огня»).

    Через пять лет последователей Мухаммада в Мекке насчитывалось не более ста пятидесяти человек. К этому времени, то есть около 615 года, в Ислам обратились Хамза ибн Абд Мутталиб – второй дядя Мухаммада, прозванный потом «Лев Аллаха и Его посланника», и Умар ибн ал-Хаттаб, молодой человек богатырского сложения, решительный и чрезвычайно добрый. Умар настоял на том, чтобы мусульмане молились не в частном доме, а открыто, у Каабы.

    Здесь необходимо отметить следующее. Если бы проповедь Мухаммада оказалась недоступной пониманию его современников, он не обрел бы последователей, и вскоре и сам он, и его миссия были бы преданы забвению, подобно тому, как это происходило и происходит с большинством новых учений о Боге.

    Мухаммад же явился своему народу как арабский Пророк, возвещающий неизменную с начала времен истину:

     

    «Скажи: «Поистине, молитва моя и благочестие мое, жизнь моя и смерть - у Аллаха, Владыки миров, у Которого нет подобных Ему. Это мне повелено, - и я - первый из предавшихся»».

     

    (Коран, сура «Скот» («Анъом»), аят 163).

     

    Поскольку враждебность жителей Мекки не угасала, Пророк решил покинуть Свою родину и перебраться в Йасриб (Медину), где учение Корана приняли хорошо. В ночь ухода Он узнал о том, что жители Мекки задумали убить Его, и попросил своего двоюродного брата Али лечь в Его постель, чтобы Он мог скрыться. Али согласился, и Пророк отправился с Абу Бакром и проводником на Запад, в Йасриб.

    Когда жители Мекки погнались за Пророком, Он и Абу Бакр нашли убежище в пещере. Внезапно Аллах явил чудо: вход в пещеру оказался затянут паутиной, завален густыми ветками и облеплен гнездами голубей. По виду можно было сказать, что в пещеру давно никто не входил, и преследователи решили, что она пуста. Абу Бакр был в страхе, но Пророк убедил его, что Аллах их не оставит.

     

    «Вот оба они в пещере, вот говорит он своему спутнику: «не печалься, ведь Аллах – с нами!»

    И низвел Аллах свой покой на него и подкрепил его войсками, которых вы не видели, и сделал слово тех, которые не веровали низшим, в то время как слово Аллаха - высшее: поистине, Аллах – могучий и мудрый!»

     

    (Коран, сура «Покаяние» («Тавба»), аят 40)1.

     

    Переселение в Йасриб (Медину) произошло летом 622 г. н.э. Это событие известно как Хиджра, и от него ведется отсчет лет в мусульманском календаре.

    Название месяцев мусульманского года: Мухаррам, Сафар, Раби аввал, Раби тани, Джамади аввал, Джамади тани, Раджаб, Шаабан, Рамадан, Шаввал, Зул-Каъда и ЗулХиджджа.

    Поскольку год измерялся лунными циклами, символом стал полумесяц. Лунный год короче солнечного примерно на 11 дней.

     

    Вниманию студентов!

    Преобразование христианского летоисчисления (Н.Э) в летоисчисление по Хиджре (Х): (Н.Э - 622) х 33/32=х

     

    В Йасрибе (Медине) Пророка приветствовали две группы верующих:

    1) те, которые ушли из Мекки еще раньше;

    2) их местные сторонники.

    С тех пор Йасриб стал известен как Мединат ан–Набий, «Город Пророка», или просто Медина. Это второй священный город мусульман после Мекки.

    Если в Мекке Мухаммад находился под покровительством глав кланов, то в Йасрибе (Медине) он функционировал уже как саййид мухаджиров (саййиды - главы племен). Он помогал из своих средств неимущим, вел переговоры о возмещении за убитых. Постепенно власть Мухаммада как саййида распространялась на всю общину мусульман, конечно, с количественно и качественно новыми функциями, которые, однако, заменяли и традиционную заботу вождя обо всех членах общины, особенно слабых и неимущих.

    Функции «походного вождя» (ка’ид, или ра’ис, или акид), выбиравшегося только на время военных действий, тоже перешли в руки Мухаммада. В мусульманской общине - умме Пророк лично участвовал в сражениях, собирал войска, назначал командиров отрядов и их замену в случае гибели, руководил всем ходом сражения.

    Примером распоряжений Мухаммада-каида можно считать его военные указания в суре «Добыча»:

     

    «О те, которые уверовали! Когда вы встретите тех, кто не веровал, в движении, то не обращайте к ним тыл. А кто обратит к ним в тот день тыл, если не для поворота к битве или для присоединения к отряду, тот повлечет на себя гнев Аллаха. Убежище для него – геенна, и скверно это возвращение!».

     

    (Коран, сура «Добыча» («Анфол»), аяты 15-16).

     

    «Порядок» в доисламском обществе Аравии в значительной мере поддерживался институтом арбитров – хакамов2.

    В случае, если родоплеменные коллективы, кланы и соплеменности оказывались не в состоянии разрешить свои споры и затянувшиеся конфликты на основании обычаев или силой авторитета своих саййидов и кахинов (например, когда многолетние счеты по кровной мести сплетались в не распутываемый, но всех тяготивший узел), тогда обращались к хакаму.

    Это был всегда уважаемый и авторитетный человек, не связанный родственными или другими узами со спорящими сторонами. В его руки как бы вручалась временно «законодательная» и «судебная» власть, и он примирял спорящих, иногда активно вторгаясь в политическую жизнь аравийских племен и общин.

    Именно в качестве такого хакама Мухаммад был призван в Йасриб. Авторитет хакама был одной из главных основ расширения влияния Мухаммада в Йасрибе, влияния, как политического, так и духовного. Из хакама, призванного на время, он превратился как бы в постоянного. Возможно, что и в Мекку Мухаммад не вернулся после победы над мекканцами потому, что, оставаясь в Медине, он сохранял статус хакама, живущего в хиджре; вернувшись в родной город, в систему традиционных отношений внутри его кланов он мог этого статуса лишиться.

    В рассказах о посольствах представителей разных племен Аравии к Мухаммаду в последние годы его жизни сообщается, что многие ехали к нему как к арбитру, приносили ему на суд свои имущественные и генеалогические споры2.

    Таким образом, Мухаммад был не только Пророком и Посланником Аллаха. В глазах многих соотечественников он был одновременно и кахином, и саййидом, и каидом, и хатибом, и шаиром и многим другим. Наличие в государстве-общине традиционных черт доисламского аравийского общества облегчало соотечественникам Мухаммада не простой процесс признания принесенных им новых идей и принятия новых социальных связей и ценностей.

    В глазах мусульман Аравии Мухаммад осуществлял, в конечном счете, не свою власть, а власть Аллаха. В этой связи показательно толкование различных эпизодов сражения при Бадре, содержащееся в посвященной ему суре «Добыча». В ее тексте постоянно подчеркивается, что за всеми поступками и распоряжениями Мухаммада, за всеми событиями стоит воля Аллаха:

     

    «Не вы их убивали, но Аллах убивал их, и не ты бросил, когда бросил, но Аллах бросил, чтобы испытать верующих хорошим испытанием от Него.

    Поистине, Аллах – слушающий, сведущий!»

     

    (Коран, сура «Добыча» («Анфол»), аят 17.)

     

    Поэтому арабам Хиджаза и всего Аравийского полуострова не было зазорным покориться «посланнику Аллаха», но не царю; Пророку, приобретавшему фактически полную светскую и духовную власть, собравшему в своих руках все инструменты управления обществом.

    Как видим, в данном случае религиозная идея сыграла конкретную практическую роль, способствовав эволюции института власти в Аравии. Так из аравийской традиции родилась мусульманская модель теократической власти, не потерявшая своей притягательности для многих и по сей день.

    И еще один вывод. В Медине через кораническое откровение был получен шариат – Священный Закон исламской теократии. Были сформулированы основные принципы религиозных, общественных и юридических учений шариата: Умма, правосудие, освобождение рабов, право на жизнь, брак, азан, кибла, терпимость и др.

    При этом важно отметить, что этими основными принципами мусульмане руководствуются и в наше время.

    Умма – религиозная община. Значение термина «умма» складывалось в ходе проповеднической деятельности Мухаммада и формирования социального организма, обозначенного в Коране этим термином. Основные аспекты его значения сложились к концу пребывания Пророка в Медине (620-622 г.г).

    Известно, что арабское общество было устроено по родоплеменному принципу. После того как уверовавшие отделились от своих родственников в Мекке, потребовался новый фундамент для объединения людей. Аллах открыл им принцип уммы, согласно которому людей связывает не кровное родство, а вера в Аллаха.

    Такая связь была очевидной: рядом с Пророком были жители Мекки и Медины, персы и африканцы, обращенные христиане и иудеи, освобожденные рабы и главы благородных семейств. Все они составляли умму (общину), поскольку поклонялись Аллаху.

    Правосудие. До Ислама была распространена кровная вражда: если члена одной группы убивал или ранил человек из другой группы, первая группа обладала правом на месть: зуб за зуб, жизнь за жизнь.

    Коран восхваляет тех мусульман, которые решали, что наказание преступника не должно быть таким же жестоким, как само преступление, или вообще прощали его.

     

    «И предписали Мы им в ней, что душа - за душу, и око – за око, и нос – за нос, и ухо – за ухо, и зуб – за зуб, и раны – отмщение. А кто пожертвует это милостыней, то это – искупление за него. А кто судит не потому, что низвел Аллах, те несправедливы».

     

    (Коран, сура, «Трапеза» («Моида»), аят 49 (45).)

     

    Более того, Коран ввел неизвестное ранее различение преднамеренного и случайного убийства: если один верующий убил другого намеренно, то будет наказан в аду; если это произошло случайно, он должен выплатить компенсацию за убийство.

     

    Запомним!

    Превыше всего было правосудие, а не месть.

     

    Освобождение рабов. Коранический принцип братства верующих поощрял сострадание ко всем слабым и зависимым людям, в частности к рабам. Коран смягчил рабство, заставляя мусульман освобождать рабов, если последние принимали Ислам.

    «Аллах Всевышний сказал:

    А что даст тебе знать, что такое крутой подъем (крутизна)?

    (Это значит) отпустить раба…»

    (Коран, сура “Город” («Балад»), аят 12-13.).

    Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

    “(Если) кто-нибудь освободит раба, Аллах избавит от Огня за каждую часть его тела каждую часть раба…”

    (Аль-Бухари; Муслим “Сахих” №1358).

    Право на жизнь. Не только в Аравии, но и во многих соседних странах было распространено детоубийство. Арабы – язычники убивали нежеланных дочерей, хороня их заживо сразу после рождения.

    Коран запретил такое убийство:

     

    «Не убивайте ваших детей боясь нищеты.

    Мы пропитаем их и вас. Убивать их – великих грех!

     

    (Коран, сура «Перенес ночью» («Ал-Исро»), аят 31).

     

    Брак. Чтобы урегулировать супружескую жизнь, Коран установил институт брака как юридический договор, а не таинство.

    Коран даровал женщине те права, которых она была лишена. В браке женщина владела своим приданным, наследовала имущество мужа, имела свою личную собственность и участвовала в решении финансовых вопросов.

    Коран запретил мусульманкам выходить замуж за немусульман, но мусульманину разрешалось жениться на иудейках и христианках. Такие жены могли оставаться в своей вере, но их дети должны были воспитываться как мусульмане.

    Чтобы защитить сирот и вдов, Коран разрешил многоженство (Коран, сура «Женщины» («Нисо»), аят - 3), но это было только разрешение, а не предписание. Очень строгим условием для мужа была справедливость по отношению ко всем женам.

    Азан – призыв на молитву. Когда-то первые мусульмане собирались для молитв вокруг Пророка. По мере того как их численность возрастала, возникла необходимость в том, чтобы созывать их. Тогда Пророк избрал первым муэдзином (призывающим на молитву) раба из Африки. Билал, который был освобожден после принятия Ислама, взбирался на крышу дома возле мечети, которую помогал строить Пророк и возглашал азан.

    Кибла – направление молитвы.

    В первые годы откровения мусульмане поворачивались во время молитвы в сторону Иерусалима. Но в Медине Коран призывал верующих поворачиваться в сторону Каабы в Мекке (Коран, сура «Корова» («Бакара»), аят 144).

    Причиной такого изменения Киблы (направления молитвы) было противодействие иудеев к Пророку и коранической вести. С тех пор главной святыней Ислама стало «Священная мечеть», в которой расположена Кааба.

    Терпимость. Коран предписывает терпимость по отношению к Людям Книги – иудеям и христианам. Коран объявил священными пророческие откровения Бога этим двум общинам, приведенные в Торе и Новом Завете, но обвинил иудеев и христиан в отклонении от Прямого Пути.

    Люди Книги были частью уммы и потому их религиозная свобода, право и собственность охранялись законом. Поскольку им не разрешалось воевать, они платили дополнительный налог.

     

    «В религии не должно быть принуждения».

     

    (Коран, сура «Корова» («Бакара»), аят 256).

     

    В 635 году н.э. халиф Омар отклонил предложение Епископа Иерусалимского молиться в храме Гроба Святого Господня (Епископ не хотел, чтобы мусульмане строили в этом месте мечеть). Он молился на открытом воздухе – там, где сейчас Мечеть Омара.

    Коран запрещает мусульманам участвовать в азартных играх, употреблять спиртные напитки и есть свинину.

    По мере откровения этих и других законов в Медине, взоры мусульман обращались к Мекке, матери городов (умм - ал-кура, Коран, сура «Скот» («Анъом»), аят 92).

    Между мусульманами и многобожниками Мекки начались сражения. В 630 году н.э. город сдался, и Пророк с триумфом вернулся на свою родину, проявив милосердие к своим прежним врагам, которые теперь подчинили себя Аллаху.

    Затем Пророк проследовал в Каабу и уничтожил идолов, повторяя при этом стихи Корана:

     

    «Скажи:

    Пришла истина, и ложь отринута. Лжи суждено было поражение».

     

    (Коран, сура «Перенес ночью» («Ал-Исро»), аят - 81).

     

    Два года спустя Пророк отправился в Мекку с десятью тысячами последователей. Это было его последнее паломничество, и с горы Арафат Он огласил Свое Прощальное Обращение к мусульманам, которое завершалось такими словами:

    «Я оставляю вас с Книгой Бога и Сунной Его Пророка. О люди, прислушивайтесь к моим словам. Знайте, что мусульмане есть единое братство».

    Пророк вернулся в Медину, но в июне 632 года заболел и на руках Своей жены Айши, дочери Своего лучшего друга Абу Бакра, последний из Пророков Аллаха умер тринадцатого раби ул-авваля 11 года Хиджры (8 июня 632г.). Ему было 63 года.

    Пророк был погребен под полом комнаты Айши в Медине. Теперь на этом месте стоит мечеть. Его гробница стала святыней Ислама и местом паломничества.

    Еще при жизни Мухаммад был признан Пророком. По свидетельству историка Шахристани, предсказание о появлении Мухаммада содержится и в Зенд-Авесте; оно было сделано самим Заратустрой. Весть об этом принес ему ангел Суруш, которого христиане называют Гавриилом, а мусульмане Джабраилом.

    Жизнь Пророка Мухаммада (САВ) – словно иллюстрация к откровению Священного Корана.

     

    2.2. Наместники Пророка – праведные халифы

    В 10 году хиджры (631 год христианской эры) Пророк Мухаммад с многочисленными сподвижниками совершал прощальный хадж. Когда они находились на горе Арафат, Всевышний ниспослал последний аят своего Откровения, в котором говорится:

     

    “Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас Исламом как религией”.

     

    (Коран, сура “Трапеза” («Моида»), аят 5).

     

    Эти стихи Корана стали знаком для Пророка, что пришли последние дни его Земной жизни. Он собрал народ у горы Арафат и обратился с прощальной проповедью.

    Посланник Аллаха сказал:

    - О люди! Слушайте внимательно! Слушайте присутствующие, а отсутствующим пусть передадут мои слова! Ибо это – мое последнее наставление!

    О люди! Следуйте велениям Всевышнего Аллаха, которые занесены в Священный Коран! Соблюдайте разрешения (халял) и избегайте запрещенного (харам)! Не нарушайте своего единства, не сбивайтесь с истины, следуйте верному пути!

    О люди! Бойтесь Всевышнего, не поступайте несправедливо по отношению к женщинам! Не поступайте жестоко по отношению друг к другу!

    О люди! Будьте смиренными и подчиняйтесь старшим, своим руководителям, своим пастырям! Подчиняющийся своему руководителю, останется покорным и мне, а покорный мне останется покорным самому Всевышнему!

    О люди! Уважайте моих сподвижников! Любите знающих Коран наизусть и поступающих в жизни в соответствии с его предписаниями!

    О люди! Без сомнения, Аллах сделал хадж благом для тех людей, у кого есть возможность совершить его!

    О люди! Не оскверняйте своего языка! Источайте слезы во имя Всевышнего! Ради Аллаха очистите свои сердца от всякой скверны! Заставьте свое тело познать нужду!

    Боритесь со своими врагами! Обустраивайте мечети! Оберегайте веру свою! Наставляйте братьев своих мусульман и указывайте им правдивый путь!

    Такой была последная проповедь Пророка Мухаммада, которую он произнес во время хаджа на горе Арафат! Эти слова являются самым полезным завещанием для каждого мусульманина и мусульманки.

    Вернувшись в Медину, Мухаммад начал готовится к экспедиции в Сирию, но уже тогда Он был болен тяжелой лихорадкой. Он продолжал по мере сил руководить молитвами в мечети (в этом Ему помогал Али), однако Абу Бакр в конце концов и занял место Мухаммада по Его же просьбе.

    Улучшения не наступало, и Он слег окончательно. Его жены, осознав, что Он хочет остаться наедине с Айшой, поместили Его в ее комнате, где Он умер у нее на руках 8 июня 632 года (по мусульманскому календарю 12-го числа месяца раби уль-аввал, 11 года хиджры). Известно, что последними Его словами были: “Мне уготовано в Раю пребывание среди самых достойнейших”.

    Его последователи с трудом верили, что Пророк мог умереть, как простой человек, но Абу Бакр напомнил им слова откровения, произнесенные после битвы при горе Ухуд:

    “И Мухаммад – только посланник, до которого были посланники. Разве ж если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обращается вспять, тот ни в чем не повредит Аллаху, и Аллах воздаст благодарным”.

    (Коран, сура «Семейство Имрана» («Оли Имрон»), аят 138 (144)).

    После смерти Пророка должны были избрать нового халифа (восприемника).

     

    Вниманию студентов!

    Какой смысл вкладывали мусульмане в понятие “халифа” (мн.ч. хулафа; “заместитель”)? Халиф, глава мусульманской общины, замещающий посланника Аллаха. В Коране халифами названы Адам и Дауд (сура “Корова”, аят 30/28; сура “Сад”, аяты 26/25) как наместники Аллаха на Земле.

     

    Терминологическое значение слово халиф приобрело после избрания Абу Бакра главой (амир) общины. Второго халифа, Умара, сначала называли халифом халифа посланника Аллаха, но затем это громоздкое обращение было заменено первоначальной формой или титулом амир ал-му’минин («повелитель верующих»).

    Забегая немного вперед, скажем, что первых четырех халифов из числа ближайших сподвижников Мухаммада (Абу Бакр, Умар, Усман, Али), выбранных по своей воле мусульманской общины, сунниты считают «праведными халифами» (ал-хулафа ар-рашидун), их образ жизни и поступки – примером и составной частью Сунны.

    Шииты считают первых трех халифов узурпаторами, лишившими власти единственного законного и праведного Халифа – Али. Хариджиты, напротив, исключали Али из их числа (как и Усмана).

    Халиф в глазах ранних мусульман не был носителем Божественного откровения, а лишь «повелителем верующих», призванным заботиться о соблюдении установлений Корана и заветов Мухаммада.

    Первой попыткой превращения власти халифа в наследственную было признание шиитами преемником Али его сына ал-Хасана. Воцарение Муавии с точки зрения большинства общины, не было узурпацией власти халифа, поскольку оно эту власть признало. Новшеством явилась присяга наследнику при жизни Муавии, но утверждение принципа наследственности халифатской власти не означало изменение ее характера.

    Изменение наметятся лишь при последних Омейядах, которые стали называть себя не «халифа расул Аллах» - «заместитель посланника Аллаха», а «халифа Аллах» – «заместитель Аллаха», порывая с прежними демократическими представлениями о власти халифа, олицетворяющей волю общины.

    Но возвратимся в 632-й год н.э., когда после ухода в мир иной Пророка мусульманская умма должна была избрать воспреемника Мухаммада. Всем было ясно, что халифом мог стать только тот человек, который был с Мухаммадом и в Мекке, и в Медине. Кроме того, он должен быть сведущим в хадисах и жизнь его должна быть подобной жизни Пророка, запечатленной в Сунне.

    Вполне очевидно, что распоряжения такого человека должны быть достаточно авторитетными для немедленного и беспрекословного их выполнения.

    И надо сказать, первые четыре халифа полностью отвечали этим требованиям и были известны как праведные.

    Халифы имели неограниченный доступ к несметным богатствам, но жизнь вели весьма простую, полностью уподоблялись Пророку и прославились своей святостью и смирением.

    Хотя Мухаммад сделал несколько указаний на то, что будущим преемником будет Его двоюродный брат и зять Али, тем не менее, будучи тяжело больным, Он просил именно Абу Бакра предстоять на молитве. Вследствие этого и сформировалось глубокое убеждение в том, что власть перейдет к одному из старейшин.

    Назначение Абу Бакра халифом (ар. «идущий по стопам Пророка») было произведено при помощи выбора и узаконено присягой, принесенной мусульманами путем рукопожатий, причем присутствовавшие могли принести присягу и за отсутствовавших родственников. Вместе с тем был момент, когда принявшие Ислам бедуины посчитали себя свободными от обязательств перед уммой, которые они рассматривали как обязательства перед Мухаммадом. Тем не менее, это отступничество (ридда) не сопровождалось возвращением к язычеству. Меньше чем через год ридда была побеждена.

    Равно как и ересь в лице активизировавшегося после смерти Мухаммада лжепророка Масламы (Мусейлима ал-Каззаб); в 633 году халиф Абу Бакр направил против Мусейлимы отряд во главе с Халифом ибн ал-Валидом, который рассеял сторонников лжепророка. Маслама в этом сражении был убит.

     

    Вниманию студентов!

    Небольшая характеристика Абу Бакра. В числе первых он принял Ислам. Являлся отцом Айши, третьей жены Посланника Аллаха. Получил почетное прозвище «Сиддик» – за свою искреннюю преданность Пророку и общине. Именно ему в 631 году Мухаммад поручил возглавить первое паломничество мусульман из Медины в Мекку. В течение двух лет своего правления (632-634) смог сделать Ислам духовной основой единства Аравийского полуострова и даже начать распространение Ислама за его пределами.

     

    Во времена правления Абу Бакра в состав уммы вошли территории Бахрейна, Южной Аравии – Оман, Хадрамаут, а также часть Ирака и Сирии. Расширение земель Ислама, дар ал-ислам, шло с колоссальным успехом. В начале 633 года арабы под предводительством Мусанны ибн Хариса вторглись в Месопотамию и в марте заняли Хиру, бывшую столицу Лахмидов.

    Одержав победу в “цепном бою”, названном так потому, что персы в передних рядах связывали себя цепями, Мусанна переправился через Евфрат. В мае того же года другой арабский полководец, великий Халид ибн ал-Валид, одержал победу над персами при Улейсе. В начале 634 года его войско было отправлено на завоевание Сирии.

    Южная Палестина пала в то же время, что и Хира. Победа в сражении при ал-Аджнадайне в июле 634 года открыла арабам путь в глубь провинции.

    На смертном одре Абу Бакр, получивший к тому времени почетное звание Амир аль-Муминин – “повелитель правоверных”, лишив общину права выбора следующего халифа, назначил своим преемником Омара (Умара). Али посчитал это несправедливым, но распоряжению подчинился.

    Правление Омара характеризуется бесконечными военными действиями. В 638 году пал Иерусалим. Христианский правитель Иерусалима Софроний заявил, что не подчинится никому и не признает над собой ничьей власти, кроме власти Омара. И, надо сказать, второй халиф очень осмотрительно повел себя с христианами, воздержавшись от проведения молитвы в Храме Гроба Господня. Эта христианская святыня не была превращена в мечеть.

     

    Вниманию студентов!

    Коротко об Умаре (Омаре I). Умар бен ал-Хаттаб ал-Фарук (около 585-644) – второй праведный халиф, выдающийся государственный деятель. Принял Ислам в 616 году. В Медине вошел в ближайшее окружение Мухаммада и выдал за него свою дочь. Принимал участие во всех походах Мухаммада. Был инициатором избрания Абу Бакра халифом (632 г.), был его советчиком, удачно дополнял его своей энергией и решимостью. Умер 7 ноября 644 г. от ран, нанесенных ему в мединской мечети рабом-иранцем.

     

    Быстрое распространение мусульманских владений за пределами Аравии (завоевание Египта, Сирии и западной части Ирана), превращение общины единоверцев-арабов в многонациональное государство с преобладающим иноверческим населением и огромными ресурсами потребовали от Умара принятия незамедлительных мер по организации административно-фискального аппарата и приципов распределения огромных доходов.

    Важнейшей из них было запрещение раздела завоеванных земель и выплата вместо этого жалованья (“ата”) и продуктового пайка (ризк) всем асхабам и воинам, занесенным в реестры (диваны). Для проведения этой реформы Умар выезжал в начале 638 года в Сирию (во время поездки он подписал договор с Иерусалимом), но окончательное оформление эта система получила, по-видимому, только в 640 году.

    Одновременно с этим в Иране была произведена проверка земельных кадастров и установлены размеры хараджа и джизии. После завоевания Египта Умар распорядился о поставках оттуда пшеницы для Мекки и Медины.

    Важным мероприятием Умара было введение новой эры по хиджре (в раби I 16 апреля 637 года). С его именем мусульманская традиция связывает также многие религиозно-правовые предписания:

    - ежегодное паломничество (которое он сам возглавлял);

    - избиение камнями за прелюбодеяние;

    - наказание кнутом;

    - фиксацию размеров дийа и др.

    Суннитская историческая традиция представляет Умара идеальным правителем: благочестивым аскетом, справедливым к мусульманам, беспощадным к врагам. Шиитская традиция представляет Умара узурпатором.

    Умирая от шести ударов кинжалом, нанесенных персом-невольником Фирусови во время утренней молитвы, Умар (Омар) назначил группу из шести человек для избрания нового преемника (одним из которых был Али), но выбран был Осман (Усман) – муж двух дочерей Пророка.

     

    Вниманию студентов!

    Краткая характеристика Османа (Усмана). (644-656 гг.) – годы правления. Усман (Осман) бен Аффан (около 575-656 гг.) - третий «Праведный» халиф из рода (Омейя), один из первых последователей Мухаммада.

    Согласно предсмертной волэ Умара, Усман вошел в состав совета по избранию халифа (шуры) и был избран халифом

    В правление Усмана было завершено завоевание государства Сасанидов.

     

    Да, в правление Усмана мусульманская империя расширилась от Северной Африки на западе и до границ Китая и долины Инда на востоке.

    По инициативе Усмана был составлен сводный текст Корана, который он старался сделать каноническим, приказав уничтожить остальные списки.

    И хотя Осман был святым человеком, он также был и весьма состоятельным членом клана Омейядов племени Курайш, и, стремясь обеспечить новоприобретенные территории достойными управляющими, он назначал на эти посты своих родственников и справедливо был обвинен в непотизме.

     

    Для информации студентов!

    Непотизм (лат.) – служебное покровительство родственникам и своим людям; кумовство.

     

    Мусульмане Куфы1 и Фустата воспротивились этому и постарались убедить восьмидесятилетнего Османа (Усмана) отречься от власти. Несмотря на добрые увещевания, Осман произнес против них гневную проповедь.

    Это только «подлило масла в огонь»: обогащение халифа и его родни усилило роптание аскетически настроенной части мусульман, обвинявших Османа в отступлении от образа жизни Мухаммада и двух первых халифов.

    В начале мая 656 г. в Медину прибыла делегация египтян. Осман пообещал удовлетворить их требования, а затем будто бы послал письмо своему наместнику с приказом казнить их по возвращении. Письмо было перехвачено, египтяне не вернулись и с помощью других недовольных осадили Османа в его доме. Что касается большинства мединской верхушки, то оно придерживалось враждебного нейтралитета.

    17 июня 656 г. недовольные, возглавляемые Абдуллахом, сыном халифа Абу Бакра, ворвались в дом и зарубили Османа. Имя убийцы точно не установлено. По преданию, кровь убитого халифа оросила лежащий рядом Коран.

    Смерть Османа вызвала многолетнюю гражданскую войну в Халифате.

    По предложению египтян, к которым присоединялись куфийцы и басрийцы, халифом был провозглашен Али бен Аби Талиб, Абу-л-Хасан ал-Муртада (умер 21 января 661 г.) – четвертый «праведный» халиф, двоюродный брат и зять Пророка Мухаммада. С именем Али связано зарождение в Исламе шиитского движения.

    Однако далеко не все согласились с решением о том, чтобы четвертым халифом стал Али. Сподвижники Мухаммада Талха и аз-Зубайр, поддержанные энергичной и влиятельной Айшей, питавшей к Али личную неприязнь, подняли мятеж и, воспользовавшись нерешительностью и медлительностью Али, захватили Басру.

    Одновременно наместник богатой Сирии, родственник убитого халифа, Муавийа, выступил против Али, обвинив его в причастности к убийству Османа. В декабре 656 года в «верблюжьей битве» под Басрой Али удалось разбить малочисленное войско Талхи и аз-Зубайра.

    Однако борьба с Муавией приняла затяжной характер. Перенеся свою резиденцию в Ирак, в Куфу, Али начал войну с сирийцами. В июле 657г. при Сиффине на правом берегу реки Евфрат, произошло крупное сражение. Разбив и потеснив войска Муавии, Али, однако, не сумел воспользоваться этой победой. Приостановив сражение и согласившись на третейский суд, к которому призывали сирийцы, подняв на копье свитки Корана, Али не только упустил победу, но и лишился поддержки значительной части своих воинов.

    Разочаровавшись в Али как в вожде и объявив его согласие на третейский суд несовместимым с духом Ислама, 12 тысяч воинов покинули его лагерь. Это привело к расколу в лагере Али и выделению из числа его сторонников новой религиозно-политической группировки – хариджитов.

     

    К сведению студентов:

    Хариджиты (от араб. «хараджа» - «выступать», «отступившие») – самая ранняя в Исламе религиозно-политическая группировка, образовавшаяся в ходе борьбы за власть между Али и Муавией. В литературе хариджиты упоминаются и под другими названиями: шурат, марикуна, махаккима.

    Источники называют более 20 хариджитских общин, действовавших в разное время и в разных краях халифата. Хариджиты признавали безусловную выборность главы религиозной общины – государства, не признавая никакого значения происхождению кандидата. В настоящее время хариджиты представлены лишь ибадитами в Омане и некоторых районах Северной Африки.

     

    19 января 661 года при выходе из мечети Куфы Али был смертельно ранен хариджитом Ибн Мулджамом и через два дня скончался. По преданию, он похоронен под Куфой, где впоследствии возник г. Неджеф, ставший шиитской святыней.

    Муавия решил не упустить выпавший шанс самому стать халифом. Сын Али, Хасан, согласился отказаться от своих прав и был удовлетворен денежным содержанием. Второй сын Али, Хусейн, согласился отложить свои требования до смерти Муавии.

    Муавия решил не переезжать в Медину, и столицей мусульманского мира стал Дамаск. На смертном одре своим преемником вместо Хусейна он назначил своего сына Йазида (Язида).

    Хариджиты, как и следовало ожидать, не приняли Йазида и образовали Шиат Али (партию сторонников Али и его потомков). Шиитское возмущение вылилось в битву при Кербеле, во время которой Хусейн был убит.

    После смерти Муавии власть в халифате стала наследственной. Первой династией была династия Омейядов. Ее сменила династия Аббасидов.

    Ал-Аббасиййун (или бану ал-Аббас) – Аббасиды, вторая династия халифов (749 – 1258г.г.), прямых потомков ал-Аббаса бен Абд ал-Мутталиба бен Хашима (умер в 653г.), дядя пророка Мухаммада, который хотя и поздно принял Ислам, но будто бы помогал племяннику.

    К X в. Аббасиды утратили политическую власть над значительной частью своих владений, но суннитские государи продолжали признавать их религиозный суверенитет и приезжали к ним за инвеститурой.

    В борьбе Ислама с крестоносцами Аббасиды не играли организующей роли.

    После уничтожения халифата монголами в 1258 г. мамлюкские правители Египта и Сирии сочли необходимым для придания авторитета своей власти найти потомка Аббасидов и признали его халифом, а себя – его вассалами. В 1368 году пресеклась и эта ветвь Аббасидов.

     

     

    Контрольные вопросы

    1. Основные вехи жизни Пророка Мухаммада (САВ).

    2. Семья Пророка Мухаммада (САВ).

    3. Возникновение Ислама.

    4. Овладение Меккой и последнее паломничество Пророка Мухаммада (САВ).

    5. Назовите имена четырех праведных халифов и каких взглядов они придерживались.

     

    Литература

    1. Абдулла Абдугани. Права и задачи мусульманства. – Т., «Адолат», 1993. (на узб.).

    2. Кулаков А.Е. Религии мира: Пособие для учащихся. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. – 352 с.

    3. Максуд Р. Ислам / Пер. с англ. В.Новикова. – М.: ФАИР – Пресс, 2001. – 304 с.

    4. Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира. От халифата до Блистательной Порты. – М.: Изд-во «Урал LTD», 2000. – 350 с.

    5. Васильев Л.С. История религий Востока.: Учеб. пособие для студ. вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1988. – 416 с.

    6. Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури Мухаммад. Второе издание. – М.: Издательский дом «Бадр», 2001. – 324 с.

     

     

     

     

     

     

     

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


    написать администратору сайта