Главная страница

исламское право. Учебник для вузов рекомендован Министерством высшего и среднего


Скачать 2.03 Mb.
НазваниеУчебник для вузов рекомендован Министерством высшего и среднего
Анкорисламское право.doc
Дата20.04.2018
Размер2.03 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаисламское право.doc
ТипУчебник
#18282
страница25 из 25
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25

: Поручительство бывает за другого человека в обеспечение того, что за ним имеется, и что обязательство его будет выполнено. Если кредитор за должником не имеет получения, то поручительство считается не действительным. Смертью должника, от которого ничего не осталось, долг его пресекается, поэтому поручительство наследников признается не действительным. Поручительство вообще не допускается ст. 291, кроме как за долги и без особых условий по какого рода бы ни было сделкам. (Книга Доруль мухтар).

291. По делам в необходимых случаях кто-либо если по условию согласно шариата дал обещание, то это для него обязательно. Слова, выраженные без каких-либо обязательств, например: сделаю то или не сделаю, или такое-то имущество продал такому-то, или товары такого-то я куплю, все это зависит от воли обещавший за неисполнение не отвечает.

292. Акты товарищества бывают двух родов. Первое, «Ширкат Мелк» (товарищество имущественное) составляется между лицами, не менее чем между двумя лицами, товары или имущество, у которых состоят в их общем распоряжении, а другое «Ширкат акд» составляется между лицами, не менее двух, для производства торговли и промышленности, будь это в общем или в частном порядке. «Ширкат акд» делится на две категории, первая, товарищи между собой во всем одинаковы, в паях и в барышах, так что получаемые доли являются равными частями; это называется ширкат «Муфавиза» (Обоюдная компания) и вторая, если товарищи не равны в паях и в барышах, это называется «Ширкат Инан» (пропорциональная компания). Эти два товарищества разделяются на три разряда: «Ширкат амваль» (имущественное) «Ширкат агмаль» (производительное действие) и «Ширкат вджу» (комиссионная компания); первого разряда компаньоны каждый работает с куплей и продажей; второго разряда компаньоны работают без капитала, исполняя чужие работы, и получают за это вознаграждение, и третьего разряда компаньоны занимаются производством торговли, получая разные товары для оборота.

 

Разъяснение: По уголовным делам наказание бывает двоякое: «Хад» (предельное) и «Тагзир» (не предельное). «Хад» - это наказание, что мера его ограничена, при этом, «Тагзир», не ограниченное наказание, которое определяется казием по важности преступления и обстоятельствам виновника, и налагается с теми соображениями, что при какой степени наказания виновный хотел бы в раскаятся. По уголовным делам бывают стороны «Хак алла», а «Хаккул-абд». «Хак алла» - это преступление против Божьего повеления (богохульство), «Хаккуль-абд» - против чести частных лиц. По уголовным делам, где нет вмешательства «Хаккуль-абд», а чисто по преступлениям «Хак алла», например, если напьется водки (хамр) или придет в иное состояние другими напитками, или совершит прелюбодеяние и виновный в этом будет подвергнут наказаниям «Хад» (ударить), и если при исполнении он, до окончания наказания, убежит и через долгое время спустя более 1 месяца попадется в руки, то остальному наказанию он не подвергается, так как здесь нет истца, т.е. нет вмешательства в этом деле частного интереса, лица. При вмешательстве «Хаккуль-абд» - интереса частного лица, давность препятствием не служит (Книги Алам гери, Фатхул кадыр и Раддул мухтар). Таким образом, если компаньоны состоят в «Ширкат муфавиза», получают свое барыши по равной части, если состоят в «Ширкат Инан», то получают свои барыши согласно своим условиям. Если капитал с одной стороны и труд с другой, это называется «Музариба» (оборотная).

Примечание: Компаньоны по ширкату Муфавиза, в делах компании и в торговых оборотах, являются друг другу как бы поверенными и поручителями. По ширкату Инан считаются друг другу доверенными, но за поручителей не принимаются. Компанийский акт нарушается по случаю смерти или умопомешательства одного из участников, или если кто-нибудь из них сделает нарушение. Части каждого в руках друг у друга из компаньонов находятся как бы на хранении.

293. Всякий правоспособный человек имеет право по всем своим делам или по некоторым давать другому доверенность, который действует и заменяет своего доверителя в порученных ему делах, наказание или присяга, по доверенности не отбываются. Доверенность имеет силу распоряжения, не требуется условием что бы доверенности давались в присутствии казия; может быть выдано устно или письменно, или признанием при свидетелях допускаемых согласно шариата. По судебным делам и спорам для того, чтобы удовлетворить сторон, доверенности, выданная устно или небрежно письменно большого значения не имеют, а потому в этих случаях имеют удовлетворительного значения доверенности выданные в присутствии казия. Доверенность, засвидетельствованная по шариату и принятая лицом кому она дана, имеет постоянную силу и теряет таковую, если она была срочная, после срока, или после смерти доверителя или доверенного, или по уничтожению. Если по этой доверенности уже совершены действия о продаже заложенного имущества должника, или кредитор назначил другого доверенного, смертью должника или устранением доверенного, состоявшиеся сделки по доверенности, остаются в силе.

294. По всякому уголовному и гражданскому делу, если требуется дать, согласно шариату свидетельство, то свидетельское показание обязательно по требованию истца. Свидетель, не имея шариатных причин если свидетельство свое оттянет, то после не принимается в уважение. Требуется условием во всех случаях двое свидетелей из мужчин, или одного мужчины и двух женщин, но по уголовным делам и по делам о наказаниях, женщины свидетели, не допускаются. В прелюбодеяниях требуется четыре свидетеля мужчин. По делам невинности, рождениях вообще по женским проступкам, которые для мужчин не понятны, допускается один свидетель, женщина, а из осторожности двое женщин. Требуемым условием является, чтобы свидетели были мусульмане, правоспособны, совершеннолетние и справедливые; они должны быть ни муж, ни жена, ни отец, ни мать и дети. По гражданским делам свидетельствам давность не допускается; по уголовным делам допускается, например, по делам воровства и о наказаниях, спустя одного месяца свидетели не допускаются; по делам имущественным допускается, наказание за питье налагается, если пахнет водкой изо рта. По делам прелюбодеяния свидетель спустя одного месяца не принимается. Если лица, подлежавшие наказанию, сами признаются согласно шариата, в этом случае, давность препятствием не служит. По делам разводов «Талак» свидетели, спустя пять дней, не принимаются. Свидетели, отведенные по причинам пропуска установленного срока, не допускаются, если на то не было у них шариатных оснований, а в противном случае, принимаются. По делам развода в три талак, если бы даже установленный срок был пропущен без шариатных причин, показание свидетелей допускается. По всему тому, где требуется свидетели, то таковые приглашаются теми, кому они нужны. По делам вакуфа, талак, в чем бы они не заключались, о происхождениях и о наказаниях по делам прелюбодеяния и за пьянство и во всех тех случаях, где нет интереса частных лиц, предъявления иска не требуется, достаточно показаний свидетелей (Книги Хидая, фатхул кадыр и Бахруль манафик).

Примечание: По всем гражданским делам доказательство должно быть установлено по правилам и указаниям шариата, равно по уголовным делам, для определения конечных наказаний по правилам шариата в упомянутой 294 ст.

 

Заключение

В этой третьей книжке ст.ст. от 234 по 294 включительно, при проверке оказалось, что некоторые из них были неполны и неправильны, некоторые показаны не ясно, темно и путанно, некоторые показаны не последовательно, т.е. не в том порядке как бы это следовало и оставлены некоторые необходимые стороны; вследствие чего проверены они согласно указаниям в книгах шариата, Мугенуль хукам, Шархи мухтар, Хидая шариф, Даруль мухтар, Тахтави, Моджмагуль анхар, Хасабул муфты, Ахкамул шарг ия, Алам гери, Куния, Джамигуль ремуз, Казыхан, Сараджи, Хамидия, Хайрия, Комлия, Анкарови, Фсульгемады.

1) По мнению ученых и толкователей шариата Туркестанского края, изложенные статьи от 234 по 294 включительно, все согласны с шариатом.

2) Казии Туркестанского края в казийских производствах (судебных производствах) не расходятся в понятиях смысла означенных статей.

3) По понятиям от 234 до 294 статей исчерпывается правоотношение сторон только по вопросам, касательно данного случая, а если случаи по таким вопросам происходили при других обстоятельствах, то толкованиями этих статей вопросы не исчерпываются, так как, смотря по случаям имеются в книгах шариата специальные статьи и особые указания.

 

 

 

 

 

ГЛОССАРИЙ

Ааван (букв. -помощники») — члены свиты правителя

Ааль аш-Шейх — семейство потомков Ибн Абд аль-Ваххаба

Абд - раб, также вольноотпущенник

Аба — верхняя шерстяная одежда в виде плаща у бедуинов

Ага — титул некоторых начальствующих лиц в старой Турции

Адат — обычное право племен, см. также «урф»

Азан - призыв мусульман к молитве

Аиб — постыдный поступок, заслуживающий осуждения

Акыд — военачальник в бедуинских и оседлых племенах

Алим — см. «улемы»

Аман — пощада, прощение

Араиф — потомки Сауда ибн Фейсала

Ариф (букв. «знающий») - знаток обычного права, ведущий судебное разбирательство

Ашариты - последователи одной из основных школ мусульманской теологии, основанной Аль-Ашари, Абу аль-Хасаном Али ибн Исмаилом (873-935)

Ашира

большая родовая группа, охватывающая семьи, объединенные отдаленной степенью родства

Ашура — главная дата шиитского религиозного календаря, траурный день поминовения шиитского имама аль-Хусейна ибн Али (626—680)

Бейт аль-маль — государственная казна

Бидъа — в мусульманской теологии новшество, противоречащее религиозным нормам; «ересь»

Вади — долина

Вакиль: 1) секретарь; 2) министр в Саудовской Аравии до начала 1980-х годов

Вакф (вакуф) - земля и другое имущество мусульманских духовных учреждений, дарованные им с благотворительной целью и пользующиеся налоговыми и правовыми льготами

Вали: 1) правитель оазиса, см. также «эмир»; 2) губернатор провинции Османской империи

Ваххабизм — религиозно-политическое движение на Аравийском полуострове, идеологические основы которого были заложены Мухаммедом ибн Абд аль-Ваххабом (1703-1791), выступавшим за возврат к «чистому, неискаженному» исламу

Ваххабиты — последователи ваххабизма

Везир — высший государственный сановник, министр

Великий везир — первый министр в Османской империи

Викаля — ведомство, министерство, агентство

Висая — опека шейхом бедняка за определенную плату

Газу — набег, военные действия против иноплеменников у бедуинов

Дахиля — у бедуинов отдача под покровительство могущественного шейха

Дервиш - член суфийского ордена (см.), странствующий или живущий в обители

Дафтар — реестровая книга

Джадд, см. «джамаа»

Джамаа — у оседлых жителей Аравии объединение нескольких больших и малых семей, имеющих общего праотца (джадд)

Джахилийя (букв. «неведение») — эпоха язычества, доисламский период и одновременно религиозное состояние жителей Аравии до начала проповеди пророка Мухаммеда

Джизья — подушная подать, взимавшаяся мусульманским государством с подданных- немусульман

Джинны - в мусульманской мифологии добрые и злые духи

Джихад — священная война мусульман за веру

Диван - совещательный орган при правителе или провинциальном наместнике

Диван аль-Малязим — бюро жалоб

Дира — пастбищные земли бедуинского племени, рассматриваемые как совместное владение его членов

Дишдаша — длинная рубаха до пят

Дия — плата за кровь, выкуп за убитого

Закят — формально добровольное пожертвование в пользу неимущих членов мусульманской общины; на практике — государственный налог, взимавшийся в соответствии с шариатом (см.)

Зейдизм — умеренная ветвь шиизма (см.) в Йемене

Зейдиты — последователи зейдизма

Замнндары - основная категория землевладельцев в индийском государстве Великих Моголов

Зикр - неоднократное поминание верующими Аллаха во время молитвы; у суфиев - экстатический коллективный религиозный ритуал

Зимми — немусульманские подданные мусульманского государства (иудеи, христиане, зороастрийцы)

Ибадизм — наиболее умеренная ветвь хариджизма (см.), распространенная преимущественно на территории Омана

Ибадиты — последователи ибадизма (см.)

Ибтида, см. «бида»

Иджма — согласное мнение наиболее авторитетных знатоков исламских наук

Идара — департамент

Иджтихад — деятельность компетентного мусульманского богослова (алима) в решении воп­росов религиозной и общественной жизни на основе Корана и сунны (см.)

Икта — условное земельное пожалование в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока

Имам: 1) духовный глава мусульманской общины; 2) титул духовного лица, руководящего молитвой

Ихван (букв. «братья») — самоназвание участников радикального ваххабитского движения.

Ихрам — ритуальная одежда для совершения хаджа (см.)

Кааба — главное святилище г.Мекки, самая почитаемая святыня мусульманского мира

Кабиля(а) — племя

Кабир — правитель оазиса, см. также «эмир»

Кади - мусульманский судья, занимающийся рассмотрением уголовных и гражданских дел

Кади-аскеры - два должностных лица в иерархии османского мусульманского духовенства после шейх-уль-ислама (см.), выполнявшие функции верховных судей

Каза (када) — административная единица, часть санджака (см.)

Каимакам — в Османской империи глава администрации казы или санджака (см.)

Карматы — последователи одной из радикальных ветвей шиизма (см.); участники крупного религиозно-политического движения в IX—X вв. н.э. в Южном Ираке, Восточной Аравии и на Бахрейне

Касыда — традиционный жанр арабской классической поэзии (обычно ода) с твердо устоявшейся формой

Кафир (неверный, неверующий) — презрительная кличка всех иноверцев у мусульман

Кахья: 1) управляющий делами богатого и знатного человека; 2) помощник-секретарь при особе губернатора

Кисва — покрывало, закрывающее Каабу (см.)

Кияс — суждение по аналогии, один из основных методов мусульманского богословия

Куфийя — традиционный арабский головной убор в виде платка, закрепляемый на голове при помощи шнура (укаль)

Маджлис: 1) племенной совет, собрание у шейха племени; 2) консультативное собрание при правителе или губернаторе

Маджлис аль-вукаля — совет министров

Маджлис аль-карья — деревенский совет

Маджлис аш-шура — консультативный совет, см. «маджлис»

Мазхаб — религиозно-правовая школа в мусульманском праве (см. «фикх»)

Маликиты — последователи религиозно-правовой школы Малика ибн Анаса (708/715—795), одного из четырех основных мазхабов (см.), поныне признанных во всем мусульманском мире

Мамлюки — вооруженные невольники, составлявшие личное войско правителя в ряде государств Ближнего и Среднего Востока в средние века и новое время. В средневековом Египте мамлюки являлись правящей военной кастой

Маркяб — ритуальный паланкин на спине верблюда, заменявший бедуинам боевое знамя

Маркяз — район в составе округа (см. «минтака») в Саудовской Аравии

Марсум — королевский декрет

Махди — мессия, посланник Аллаха, призванный восстановить чистоту веры и направить своих последователей на «праведный путь»

Махмаль богато украшенный ритуальный паланкин, посылавшийся правителями ряда мусульманских государств с караваном паломников в Мекку

Медресе — духовное училище

Минтака — округ в составе провинции в Саудовской Аравии

Мири — государственная земля и другое имущество, доходы с которого поступают в казну

Мувалиды — дети невольников

Мудир — директор

Мудирийя — административное учреждение, департамент

Муджтахид — участник джихада (см.), борец за веру

Мукатаа — крупное земельное владение

Мульк — земельные угодья и другое имущество, находящееся в собственности частных лиц

Мусабила — летнее движение кочевников к торговым центрам

Мутавва — религиозные наставники ихванов (см.)

Муфтий — мусульманский богослов-законовед, выносящий официальное суждение (фетва) по религиозно-правовым вопросам

Мухафиз — глава администрации округа (см. «минтака»)

Мухтасиб — чиновник, следивший за соблюдением единых мер и весов на базарах, качеством ремесленных изделий, а также ценами на товары

Мушаа — общинные земли, перераспределяемые среди членов сельской общины или клана

Мютесарриф — в Османской империи губернатор санджака (см.)

Наиб — заместитель должностного лица

Низам — кодекс, законодательное уложение

Паша — титул высших военных и гражданских сановников в Османской империи

Пашалык — провинция, управляемая пашой

Раджаиль аш-шуюх (букв. «мужи главного шейха») — лица, занимавшие важнейшие посты в

государственном аппарате шаммарских правителей

Раис — правитель оазиса, см. также «эмир»

Райя — в широком смысле податное население страны, в более узком — крестьянство, также жители оазисов

Рамадан — девятый месяц мусульманского лунного календаря, месяц поста (ас-саум)

Ратиб — жалованье

Ребаб — смычковый музыкальный инструмент индо-иранского происхождения, имеет одну, две или три струны

Рекяб — ассамблея первых лиц Османской империи

САВ — Саллоллоху Алайхи Васаллам — Да благословит Его Аллах и Приветствует

Салуки — бедняки в доисламской поэзии

Санджак — административно-территориальная единица в составе провинции Османской империи

Сар — кровная месть

Сахаба — сподвижники Мухаммада, принимавшие участие в создании мусульманского государства при пророке

Сейид — почетное прозвище потомков пророка Мухаммада по линии его внука Хусейна. Вместе с шерифами (см.) сейиды составляли один из почитаемых слоев в социальной структуре мусульманских обществ

Сук — рынок, базар

Сунна (букв. «предание») — совокупность хадисов — рассказов о деяниях и изречениях пророка Мухаммада

Суннаа — ремесленники

Суннизм — одно из двух основных направлений в исламе, признающее источником веры Коран и сунну (см.). К этому направлению принадлежит большинство мусульман

Сунниты приверженцы ислама суннитского направления (см. «суннизм»)

Сура — название каждой из 114 частей, на которые делится текст Корана

Суфизм — мусульманский мистицизм

Суфии — приверженцы суфизма (см.)

Суфийский орден (тарика) — суфийское братство, в котором наставник обучал своих приверженцев особой религиозно-мистической практике

Тамга — клеймо, печать

Тавиля — длинная металлическая монета

Таухид — догмат о единственности и единстве Аллаха, основное положение доктрины ваххабизма (см.)

Тафсир — комментарий к Корану; текстуальное толкование Корана

Уйун (букв. «глаза») — разведчики, высылавшиеся для обнаружения противника во время газу (см.)

Укаль, см. «куфийя»

Улемы — богословы, знатоки мусульманских религиозных наук: имамы, муфтии, кади, факихы (см.) и др.

Урф — обычное право, племенные обычаи, которые наряду с шариатом (см.) регулировали

жизнь мусульманского общества

Факих — знаток фикха (см.)

Фарман — указ

Феллах (мн. фалляхуна) — крестьянин

Фетва — официальное суждение по правовым и культовым вопросам, выносимое муфтием (см.) или другим религиозным авторитетом в ответ на запрос кади (см.) или любого частного лица

Фикх — мусульманское право

Фурусийя — храбрость, доблесть

Хадж — паломничество в Мекку, одна из главных обязанностей каждого мусульманина

Хаджи — почетное звание мусульманина, совершившего хадж (см.)

Хадис — высказывание, приписываемое пророку Мухаммаду, см. также «сунна»

Хаким — губернатор

Хамль — ноша, груз, перевозимый на верблюде

Ханбалиты — последователи религиозно-правовой школы имама Ахмеда ибн Ханбаля, одного из четырех основных мазхабов (см.)

Ханафиты — последователи религиозно-правовой школы Абу Ханифы (ум. в 767 г. н.э.), одного из четырех основных мазхабов (см.)

Хариджиты — последователи самой ранней в исламе религиозно-политической партии, образовавшейся в ходе борьбы за власть в халифате в VII в. н.э. В вопросе о верховной власти в мусульманском государстве хариджиты противостояли как суннитам (см.), так и шиитам (см.)

Хатыб — духовное лицо, читающее проповедь (хутба) во время пятничной молитвы в мечети, а также во время праздников

Хиджра: 1) переселение пророка Мухаммада из Мекки в Медину в 622 г. н.э., принятое за

начальную точку мусульманского летосчисления; 2) поселение ихванов (см.)

Хидма — плата за судебные издержки

Хима — заповедные пастбища для выпаса скота, принадлежащего шейху племени или правителю

Хува — дань, плата за покровительство, выплачиваемая полукочевым и оседлым населением

бедуинам

Хумс — 1/5 часть военной добычи, выделяемая вождю или правителю

Шавийя — скотоводы, занимающиеся преимущественно или исключительно разведением овец и коз

Шайтан — в мусульманской мифологии дьявол, сатана

Шариат — комплекс закрепленных Кораном и Сунной (см.) предписаний, которые формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источниками конкретных правовых норм

Шафииты — последователи религиозно-правовой школы Абу Абдаллаха аш-Шафин {767— 820), одного из четырех основных мазхабов (см.)

Шейх — вождь племени; сельский или квартальный старейшина; правитель небольшого кня­жества; почетный титул любого влиятелього религиозного руководителя, духовного или ученого лица

Шейх-уль-ислам — в Османской империи и других мусульманских странах высший религиозный сановник, главный толкователь религиозного закона, верховный муфтий (см.)

Шериф (букв. - благородный»): 1) почетное прозвище потомков пророка Мухаммада по линии его внука Хасана; 2) титул наследных правителей Мекки

Шиизм — одно из двух основных направлений в исламе, последователи которого признают в качестве единственно законных преемников пророка Мухаммада его потомков по линии Али ибн Абу Талиба (двоюродного брата и зятя пророка) и его сыновей Хасана и Хусейна)

Шииты — приверженцы ислама шиитского направления (см. «шиизм»)

Эмир — правитель, титул правителя оазиса (также раис, вали, сахиб, кабир, сейид), позднее — губернатор провинции Саудовской Аравии; член правящего дома Саудидов

Янычары — особый, привилегированный вид войск в Османской империи, созданный в XIV в.; корпус янычар ликвидирован в 1826 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие 7

 

Введение ................................................................................13

 

Глава 1. Религия и международное право 23

1.1 Мировые религии и их роль в международных отношениях

и дипломатии 23

1.2 Ислам и международное право 28

 

Глава 2. Миссия Пророка Мухаммада (САВ) 37

2.1. Победа Ислама в Аравии. 37

2.2. Наместники Пророка – праведные халифы 53

 

Глава 3. Исламское право – Закон жизни мусульман 66

3.1. Предмет и задачи учебного курса «Исламское право».

Структура и классификация отраслей исламского права 66

3.2. Соотношение Исламского права с религиозной системой 71

3.3. Шариат, фикх и Исламское право

 

 

Глава 4. Источники Исламского права 134

4.1. Коран – главный источник Исламского права 134

4.2. Сунна – источник Исламского права 148

4.3. Другие источники Исламского права (иджма; кийас,

фетва, адат) 157

 

Глава 5. Основные направления и мазхабы (правовые

школы) исламского права 171

5.1. Генезис мусульманско-правовых школ 171

5.2. Маликитский мазхаб .177

5.3. Ханифитская правовая школа 182

5.4. Шафиитская юридическая школа 184

5.5. Ханбалитский мазхаб. 186

 

Глава 6. Становление и развитие основных институтов

Исламского права в Моварауннахре (VIII-XIII вв.) 194

6.1. Распространение Ислама в Моварауннахре в составе

Арабского халифата. 194

6.2. Становление и эволюция Исламского права в

Моварауннахре (VIII-XIII вв.) 197

6.3. Имам аль–Бухари – великий мухаддис (собиратель

хадисов) 204

6.4. Бурхануддин ал-Маргинони – выдающийся факих, творец

шедевра правовой мысли мусульман «аль-Хидоя» 217

 

Глава 7. Нормы Исламского права и их применение

кадийскими судами в Средней Азии до 1924 года 229

7.1. Деятельность кадийских судов в Туркестанской АССР. 229

7.2. Функционирование кадийских судов в Бухарской

и Хорезмской Республиках 233

 

Глава 8. Ислам и государство 267

8.1. Право на верховную власть в Мусульманской общине

(ранний Ислам). 267

8.2. Мусульманская концепция государства и современное

государственное право стран Востока 282

 

Глава 9. Семья и брак в Исламском праве 294

9.1. Мусульманский брак и его формы 294

9.2. Семейное законодательство в странах Арабского

Востока 301

 

Глава 10. Имущественное право и налоговая система 310

10.1. Вещи и наследование 310

10.2. Мусульманское законодательство и налоговая система 321

 

Глава 11. Регулирование торговли, финансов и

хозяйственной жизни 327

11.1. Исламское право о купле-продаже. 327

11.2. Исламское право о правилах погашения долга, о правах и поручительствах, гарантии и хранении. Правила убоя

животных, охоты и рыболовства 332

 

Глава 12. Запреты в Исламском праве 337

12.1. Запреты в бизнесе 337

12.2. Запреты в семейно-брачных и других вопросах 340

 

Глава 13. Наказание по Исламскому праву 345

13.1. Меры наказания за безнравственные поступки 345

13.2. Ислам о Гасабе и мерах наказания за воровство 347

Глава 14. Понятия исламского публичного и уголовного

права 351

14.1. Публичное право 351

14.2. Уголовное право 357

 

Глава 15. Система судопроизводства по шариату 364

15.1. Организация и система судопроизводства, институт

адвокатуры в Исламском праве 364

15.2. Правила и формы принятия присяги, обязательств и

клятвенных обещаний 368

 

Глава 16. Права человека в Международном и

Исламском праве 372

16.1. Имплементация международных соглашений по правам

человека в Арабском мире (Гражданские и политические

права). 372

16.2. Статус личности и права человека по Исламскому праву

(право на частную собственность, право на труд, право на

социальную защиту, право на жилище) 376

16.3. Всеобщая Исламская декларация прав человека 384

 

Глава 17. Исламское право в современном мире 396

17.1. Исламское право на правовой карте мира 396

17.2. Современное право Узбекистана и традиции

просвещенного Ислама 402

 

Заключение 407

 

Приложение. Шариатные статьи о правовых отношениях

мусульманского населения Туркестанского края 409

 

Глоссарий Исламского права. 486

 

МУНДАРИЖА

Сўз боши 3

Кириш 13

 

1-боб. Дин ва халқаро ҳуқуқ. 23

1.1. Дунёдаги динлар ва уларнинг халқаро муносабатлар

ва дипломатиядаги роли. 23

1.2. Ислом ва халқаро ҳуқуқ 28

 

2-боб. Муҳаммад Пайғамбар (САВ) миссияси. 37

2.1. Исломнинг Арабистондаги ғалабаси. 37

2.2. Пайғамбарнинг издошлари – одил халифалар 53

 

3-боб. Ислом ҳуқуқи - мусулмон ҳаёти Қонуни 66

3.1. «Ислом ҳуқуқи» ўқув курсининг предмети ва

вазифалари. Ислом ҳуқуқи сощаларининг тузилиши

ва таснифи. 66

3.2. Ислом ҳуқуқининг диний тизим билан

алоқадорлиги. 71

3.3. Шариат, фиқҳ ва Ислом ҳуқуқи

 

4-боб. Ислом ҳуқуқи манбалари. 134

4.1. Қуръон – Ислом ҳуқуқининг бош манбаси. 134

4.2. Сунна – ислом ҳуқуқи манбаси. 148

4.3. Ислом ҳуқуқининг бошқа (иджмо, қиёс, фатво,

одат) манбалари 157

 

5-боб. Ислом ҳуқуқининг асосий йўналишлари ва

мазҳаблари, (ҳуқуқий мактаблари). 171

5.1. Мусулмон-ҳуқуқий мактабларининг генезиси 171

5.2. Моликий мазҳаби.. 177

5.3.Ханафий ҳуқуқий мактаби 182

5.4. Шофий юридик мактаби 184

5.5. Ханбалий мазҳаби. 186

 

6-боб. Мовароуннаҳрда (VIII-XIII асрлар) Ислом

ҳуқуқи асосий институтларининг шаклланиши ва

ривожланиши 194

6.1. Араб халифалиги таркибида Мовароуннаҳрда

Исломнинг ёйилиши 194

6.2. Мовароуннаҳрда (VIII-XIII асрлар) Ислом

ҳуқуқининг ўрнатилиши ва эволюцияси 197

6.3. Имом ал-Бухорий - буюк муҳаддис, (ҳадисларни

тўпловчи) 204

6.4. Бурҳонуддин ал-Марғиноний - машҳур фиқҳшунос,

мусулмон ҳуқуқий тафаккурининг нодир маҳсули -

«ал-Ҳидоя» ижодкори 217

 

7-боб. Ислом ҳуқуқи меъёрлари ва уларнинг

1924 йилга қадар Ўрта Осиё қози судларида

қўлланилиши. 229

7.1. Туркистон АССР да қози судлари фаолияти 229

7.2. Бухоро ва Хоразм республикаларида қози

судларининг амал қилиши 233

 

8-боб. Ислом ва давлатчилик. 267

8.1. Мусулмон қавмларида (ибтидоий Ислом) олий

ҳокимиятга нисбатан ҳуқуқ 267

8.2. Мусулмон давлатчилиги концепцияси ва Шарқ

мамлакатларининг замонавий давлат ҳуқуқи 282

 

9-боб. Ислом ҳуқуқида оила ва никоҳ. 294

9.1. Мусулмон никоҳи ва унинг шакллари 294

9.2. Араб-Шарқ мамлакатларида оила қонунчилиги 301

10-боб. Мулк ҳуқуқи ва солиқ тизими 310

10.1. Буюмлар ва меросхўрлик 310

10.2. Мусулмон қонунчилиги ва солиқ тизими 321

 

11-боб.Савдо, пул ва хўжалик ҳаётининг

тартибга солиниши 327

11.1. Ислом ҳуқуқи олди-сотди тўғрисида 327

11.2. Ислом ҳуқуқи қарзни узиш қоидалари, топшириқ

олиш, кафолат ва сақлаш қоидалари тўғрисида. Ҳайвон-

ларни ўлдириш, овлаш ва балиқ овлаш қоидалари 332

 

12-боб. Ислом ҳуқуқида таъқиқлари 337

12.1. Савдо-сотиқдаги таъқиқлар 337

12.2. Оила-никоҳ ва бошқа масалалардаги таъқиқлар 340

 

13-боб. Ислом ҳуқуқи бўйича жазо 345

13.1. Ахлоқсизлик учун жазо чоралари 345

13.2. Ислом Гасаб ва ўғрилик учун жазо чоралари

ҳақида 347

 

14-боб. Исломда оммавий щуқуқ ва жиноят

ҳуқуқи тушунчалари 351

14.1. Оммавий ҳуқуқ 351

14.2. Жиноят ҳуқуқи 357

 

15-боб. Шариатда суд ҳокимияти тизими 364

15.1. Суд ҳокимияти тизими ваташкил қилиш, Ислом

ҳуқуқида адвокатура институти 364

15.2. Қасам ичиш, мажбурият ва қасамёдли ваъда

шакллари ва қоидаси 368

 

16-боб. Халқаро ва Ислом ҳуқуқида инсон

ҳуқуқлари 372

16.1. Араб дунёсида инсон ҳуқуқлари бўйича халқаро

келишувлар имплементацияси. (Сиёсий ва фуқаролик

ҳуқуқи) 372

16.2. Ислом щуқуқи бўйича инсон ҳуқуқи ва шахс

мақоми (шахсий мулк ҳуқуқи, меҳнат ва ижтимоий

ҳимоя ҳуқуқи, исломда уй-жойга эгалик ҳуқуқи) 376

16.3. Бутунжаҳон Ислом инсон ҳуқуқлари

декларацияси 384

 

17-боб. Ҳозирги дунёда Ислом ҳуқуқи 396

17.1. Ислом ҳуқуқи дунё ҳуқуқий харитасида 396

17.2. Ўзбекистонда замонавий ҳуқуқ ва муқаддас Ислом

анъаналари 402

 

Хулоса 407

 

Илова. Туркистон ўлкаси мусулмон аҳолисининг

ҳуқуқий муносабатлари ҳақида Шариат моддалари 409

 

Ислом ҳуқуқи атамалари луғати. 486

 

CONTENTS

 

Preface 7

 

Introduction 13

 

The Chapter I. Religion and International Law. 23

1.1. World religions and their role in international relations and

diplomacy. 23

1.2. Islam and International Law. 28

 

The Chapter II. Mission of the Prophet Muhammed. 37

2.1. Islam is conquest in Arabia. 37

2.2. Followers of the Prophet - Halifs, going in the right path. 53

 

The Chapter III. Islamic Law - Law of muslims life. 66

3.1. The subject and objectives of the training course “Islamic

Law”. Structure and classification of branches of Islamic Law. 66

3.2. Relations of Islamic Law with religious system. 71

3.3. Shariat, Fiqh and Islamic Law

 

The Chapter IV. Sources of Islamic Law. 134

4.1 The wholly Koran – main source of Islamic Law. 134

4.2. Sunna- source of Islamic Law. 148

4.3. Other sources of Islamic Law (idjma, kiyas, fetva, adat). 157

 

The Chapter V. The basic directions and mazhabs(schools) of Islamic Law. 171

5.1. Roots of Muslim-legal school 171

5.2. Malikiy’s mazhab 177

5.3. Khanifits legal school 182

5.4. Shafist’s law school. 184

5.5. Hanbalist’s mazhab. 186

 

The Chapter VI. Formation and development of the basic institutes of Islamic Law in Мaveraunnahr (VIII-XIII century). 194

6.1. Spreading of Islam in Maveraunnahr in structure of Arabian

Halifat. 194

 

6.2. Formation and Evolution of Islamic Law in Maveraunnahr (VIII-XIII centure). 197

6.3. Imam al-Bukhari a great collector of hadises (sayings and acts of the Prophet Muhammad, peace be upon him). 204

6.4. Burhaniddin al-Marginani – a prominent fakih, creator of the masterpiece of legal ideas of muslims «al - Hidoya». 217

 

The Chapter VII. Norms of Islamic Law and their application by Kadiy’s courts in Central Asia till 1924. 229

7.1. Activity of Kadiy’s courts in Turkestan ASSR. 229

7.2. Functioning of Kadiy’s courts in Bukhara and Khorezm

Republics. 233

 

The Chapter VIII. Islam and the State. 267

8.1. Right to the Supreme power in Muslim community

(early Islam). 267

8.2. The Muslims concept of the state and modern State Law in the East en countries. 282

 

The Chapter IX. Family and marriage in Islam. 294

9.1. The Muslim marriage and its forms. 294

9.2. Family legislation in the countries of Arabian East. 301

The Chapter X. The property right and tax system. 310

10.1. Things and inheritance. 310

10.2. The Muslim legislation and tax system. 321

 

The Chapter XI. Regulation of trade, finance and economic

life. 327

11.1. Islamic Law on sale and purchase. 327

11.2. Islamic law on the rules of debts pay off, on rights and orders, guarantees and storage. Rules of slaughtering animals, hunting and

fishing. 332

 

The Chapter XII. Interdictions in Islam. 337

12.1. Interdictions in business. 337

12.2. Interdictions in family - wedlock and other questions. 340

 

The Chapter XIII. Punishment in Islamic Law . 345

13.1. Measure of punishment for immoral acts. 345

13.2. Islam about Gasab and measures of punishment for theft. 347

 

The Chapter XIV. Concept of Islamic Public and Criminal

Law. 351

14.1. Public Law. 351

14.2. Criminal Law. 357

 

The Chapter XV. System of shariat’s Administration of

justice. 364

15.1. The organization and system of Administration of justice, bar institute in Islamic Law. 364

15.2. Rules and Forms of taking oath, obligations and sworn

promises. 368

 

The Chapter XVI. Human rights in the International and Islamic Law 372

16.1. Implementation of the international agreements on human rights in the Arab World (Civil and Political rights). 372

16.2. Status of the person and human rights in Islamic Law (right to private property, right on work, right to social protection, right to housing in Islam). 376

16.3. The Universal Islamic Declaration of Human Rights 384

 

The Chapter XVII. Islamic Law in the modern world 396

17.1. Islamic Law on a legal map of the world. 396

17.2. Modern Law of Uzbekistan and traditions of Educated

Islam. 402

 

Conclusion 407

 

Appendix. Shariat statutes on legal relations of the Muslim population of Turkistan region 409

 

Glossary of Islamic Law. 486

Рахманов Аъзамжон Режапович

Рахманов Абдумухтор Режапович


 

 

 

ИСЛАМСКОЕ ПРАВО

 

УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ


 

 

 

 

 

 

 

 
Редактор: Неклесса Г.Г.

Ответственный за выпуск: Мирзалиев М.М.
Технический редактор: Боймаматов А.А.

Компьютерная верстка: Турсунов А.Р.


 

 

 

 

Подписано в печать: 13.05.2003. 31 усл. печ. л.

Тираж: 1000. Заказ:№—

Отпечатано в типографии ТГЮИ


 

 

Ташкентский Государственный юридический институт, 2003 г.

г. Ташкент, Сайилгох 35.

 
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25


написать администратору сайта