исламское право. Учебник для вузов рекомендован Министерством высшего и среднего
Скачать 2.03 Mb.
|
: Если неправильные действия их были обнаружены после сдачи другим заведывающим, или после достижения совершеннолетия малолетних и выздоровления умонеспособных, одинаково привлекаются к ответственности. О довольствии между родственниками. 110. Человеку обеспеченному своим состоянием, довольствие его другому не обязательно, кроме как богатой жене, довольствие которой лежит на обязанности мужа, будь муж богатый или бедный. Примечание: Довольствием называется кормление, постель, квартира и то, что считается необходимостью нуждающегося, по его положению. 111. Если сын не имеет состояния, довольствие его лежит на обязанности отца по состоятельности его; если сын этот может исполнять работу, то допускается отдать его в посильную работу и этими заработками возмещается довольствие его, если нет опасения о развращении малолетнего. 112. Если совершеннолетний сын в состоянии выполнять работу и заняться промыслом, то довольствие его отцу не обязательно. Но если взрослый сын, лишенный работоспособности по причинам какого-либо недостатка, или болезни, то довольствие его лежит на обязанности отца. 113. Не выданные девушки или разведенные от мужей дочери, если они своего состояния не имеют, или не имеют возможности работать, довольствуются доходами отца. 114. Отец, давший довольствие нуждающимся или даже не нуждающимся ст.111, 112 и 113, после того как они приобретут состояние, не может требовать от них переносить свои расходы на их довольствие. 115. Мужчина или женщина, нуждающимся, родственное отношение которых настолько близко, что между ними не допускается брак, обязаны давать довольствие. 116. Довольствие нуждающихся близких родственников ст.115, делается в порядке, указанном для получения наследства. 117. Довольствие отцов и матерей лежит на обязанности детей, будь они сыновья или дочери, если они состоятельны, без различия размера. 118. Если сын по семейному положению не в состоянии давать особое довольствие; нуждающиеся отец и мать не в силах достать себе средства, то сын обязан довольствовать родителей на равне с своим семейством. Точно также довольствие дедов и бабушек со стороны отца, лежит на обязанности внуков; но деды и бабушки со стороны матери не пользуются этим правом. 119. Если одному наследнику пришлось бы давать подобного рода довольствие; при чем если он бедный и несостоятельный, то в этом случае довольствие возлагается в порядке указанном для наследства на наследников, имеющих быть после смерти означенного бедняка, соразмерно тому, какое они получат наследство. 120. В нижеуказанных случаях довольствие обязательно без относительно получаемого размера наследства: 1) Довольствие отца и матери сыновьям и дочерям обязательно по равной части. 2) При наличии отца и матери довольствие детей лежит на их обязанности. 3) Человек, имеющий своего отца, и сына своего сына, довольствуется своим отцом, а не сыном своего сына. 4) Человек, имеющий сына своего сына и родной дочери, довольствуется дочерью. 5) Человек, имеющий своего родного брата и детей своей дочери, довольствие его возлагается на детей своей дочери. 121. Стороны, отступившие от веры ислама, лишаются права на довольствие, но муж, отступивший от ислама, не освобождается от довольствия жены во время ее идды. Заключение 1) По мнению ученых и толкователей шариата Туркестанского края, изложенные статьи от 1 до 121 включительно все изложены в соответствии с шариатом. 2) Казии Туркестанского края в казийских производствах (судебных производствах) не расходятся в понятиях смысла означенных статей. 3) По понятиям этих 121 статей исчерпывается правоотношение сторон только по вопросам, касательно данного случая, а если случаи по таким вопросам происходили при других обстоятельствах, то толкованиями этих статей вопрос не исчерпывается, так как, смотря по случаю, имеются в книгах шариата специальные статьи и особые указания. О наследствах, остающихся после умерших мусульман. 122. Оставшееся после смерти имущество, прежде всего употребляется: 1) на похороны умершего, как подобает его состоянию, не меньше и не больше, в средних цифрах; 2) на уплату его долгов; 3) исполняются его завещания согласно 126 ст.; и 4) оставшееся затем разделяется между его наследниками по правилам шариата и считается их собственностью. (Книги: Сыраджия, Джавагируль фараиз и Алам-гери). 123. Наследством считается все, что остается от умершего, движимое и недвижимое имущество. Наследством называется потому, что оно переходит одним после других. Наследники являются владельцами этого имущества,и распоряжаются каждый своею частью как собственник, не простирая прав на излишнее, кроме следуемых им частей. 124. Наследники умершего являются к нему по его делам и в действиях его по получениям и отдачам, заместителями, или заменяющим лицом, будь от умершего наследство осталось или нет. Но по отдачам, если наследство не осталось или некоторые наследники не получали оставшееся наследство, не ответствуют, а получившие ответствуют не более как в полученном размере. Примечание: Согласно 124 ст., если наследник является истцом, то он имеет требовать только свою часть, а если он является как ответчик, то он бывает ответчиком в полном объеме предъявленного иска, но какое бы то не было в этом случае решение, оно распространяется на всех наследников и на все наследство. 125. Махр жены, имеемый к получению от умершего мужа, считается наравне с другими долгами умершего. Жена имеет право не допускать раздела наследства между наследниками, пока она не получила свой махар, но обязана отчитываться в доходах и поступлениях. Продавать или заложить для того, чтобы получить свой махр по своему усмотрению, не может. 126. Завещание умершего из его наследства согласно 122 ст. исполняется в таком случае, если умерший завещал все свое имущество одному человеку или завещал на какое-нибудь доброе дело, если получивший завещание не наследник завещателю, если у завещателя вовсе не было наследников, если и было, но они дали после смерти завещателя свое соглашение на это завещание, в этом случае, все оставшееся имущество отходит согласно его завещанию в пользу того кому оно завещено. Если наследники не дадут согласие, или завещенное в размере своем не превышает одной трети всего наследства, то по исполнении п.п. 1 и 2 ст.122, из оставшегося наследства, в одной трети его, действие завещания приводится в исполнение. 127. Если при исполнении завещания встретится со стороны наследников или других лиц препятствие, то завещание должно быть представлено на утверждение участковому или тому казию, где находится наследство. 128. Будь завещатель мужчина или женщина, так равно и то лицо кто назначен опекуном, должны быть правоспособные и совершеннолетние, так как не правоспособные не могут быть ни завещателями, ни опекунами. Не требуется правоспособность тех, в пользу которых сделано завещание, допускается таковое даже на детей пока они в утробе матерей. 129. Всякий имеет право делать завещание, ст. 128 в пользу кого угодно на все или части своего имущества, но приводится в исполнение согласно 126 ст. Если завещание сделано должником на все свое имущество, то для этого требуется согласие его кредиторов. 130. Всякое наследство и опека подлежит расследованию казия, ст.127 в обеспечение наследства и завещаний в виду охраны от убытка и пропажи в интересах лиц до кого это касается, как указано по ст.81. 131. Всякое завещание осуществляется после смерти завещателя. Завещатель при своей жизни может изменять и уничтожать всякое завещание; согласие того лица на кого оно составлено, о принятии завещания или не желание его, при жизни завещателя, не имеет значение, оно имеет значения только после смерти завещателя. 132. Если у покойного нет своих наследников или наследники его малолетние или не правоспособные; если у него нет назначенного опекуна, или таковой находится в отлучке, в этих случаях оставшееся наследство охраняется надзирателем, назначенным казием согласно ст.75 и 80. 133. Действия опекунов, заместителей и надзирателей пока еще они не получили право по назначению, по шариату не признаются и от ответственности не освобождаются. 134. Условия, которые относятся до опекунов, надзирателей и заместителей, признаются необходимой формальностью, например, по отношению к надзирателью, требуется, чтобы он был правоспособен и совершеннолетен; кроме того, и другие условия должны быть приняты во внимание. 135. Во всех нужных случаях заведывающие или опекуны, заместители и надзиратели, назначены ли они со стороны умершего, казия или лица, имеющего на то право, после того как они определены, согласно шариата, пока необходимость в них не минует, как, например, до совершеннолетия малолетних ст.78, до розыска безвестных, до выздоровленияненормальных и умонеспособных и до раздела между наследниками и кредиторами, остаются при исполнении своих обязанностей. 136. При назначении казием к наследству заведывающих, будь к этому наследству имеют отношение, например, кредиторы и наследники, или нет, во всяком случае казию необходимо принять в соображение ст. 74, 75, 80, 81 и 82. 137. Если заведывающие были назначены со стороны покойного; или казия или лиц, имеющих на то право, действия их должны быть согласованы к ст. 90 – по 109 включительно, т.е. действия их проявленные согласно этим статьям могут быть признаны, а в противном случае будут считаться не правильными. 138. Имеющие отношение к наследству, будь они опекун, кредитор или наследник, желающие получить из наследства свои части, должны обращаться с ясным доказательством, какое они имеют отношение, о смерти умершего и с показанием числа наследников тому казию, которому был подведомствен покойный, или тому казию, где находится наследство. 139. Проситель ст.138, если изложенное в его прошении будет по шариату установлено, то казию надлежит дать его требованиям удовлетворение. 140. Если казий не получает ни от казны ни от Бейтуль-мал вознаграждение, то за судебное производство, смотря по делу и своим трудам, получает вознаграждение, но вознаграждение казиям для того, чтобы оно было в одном размере, установлено брать: по разделам, с документов, определений и обязательств 1/200 часть; но по разделам есть указание брать казиям 1/100, 1/40 и 1/10 часть. (Книга Такмиля-рядяуль-мухтар). О получающих наследства. 141. По всякого рода наследствам, при предварительном исполнении изложенного в ст.122, остальное наследство разделяется согласно шариата между наследниками. 142. Наследники, которым причитающиеся части определены, именуются «Фарз гер» (получатели обязательных частей). Этих частей шесть: половина наследственной массы, ј часть, 1/8 часть, 1/3 часть, 2/3 части и 1/6 часть. 143. Наследники получающие указанные в ст.142 части, числом 12 человек, четверо из них мужского пола, а восьмеро женского пола. 144. Четверо, ст.143, наследники мужского пола суть: 1) отец, 2) отец отца и дед в так далее по восхождению, 3) брат от одной матери и 4) муж. 145. Восьмеро, ст.143, наследники женского пола суть: 1) жена, 2) дочь, 3) дочь сына, 4) родная сестра и так далее по нисхождению, 5) сестра от одного отца, 6) сестра от одной матери, 7) мать и 8) мать матери и бабушка, мать отца и бабушка, и так далее по восхождению. 146. Наследники получающие половину наследства числом пять человек: 1) муж получает половину, если у жены нет детей, или нет детей у сына и так далее по нисхождению, 2) дочь получает половину, если она единственная, 3) дочь сына получает половину если нет дочери, если она единственная, 4) родная сестра получает половину, если нет дочери и дочери сына, если она единственная и 5) сестра от одного отца получает половину, если нет дочери, дочери сына и родной сестры, если она единственная. 147. Наследники получающие по ј части, двое, а именно: 1) муж получает ј часть, если у жены или сына есть дети и так далее по нисхождению и 2) жена получает ј часть если от умершего мужа нет детей и нет детей от сына его и так далее по нисхождению. 148. Наследники, получающие по 1/8 части, один, а именно: жена от умершего мужа получает 1/8 часть, если у умершего или у сына его нет детей, и так далее по нисхождению. Примечание: Будь жена одна или две или три или четыре, они получают все вместе ј часть или 1/8 часть, которые затем разделяют между собой по ровной части. 149. Наследники, получающие 2/3 части, четверо, а именно: 1) двое дочерей получают 2/3 части, 2) двое дочерей сына получают 2/3 части, если нет дочери, 3) двое родные сестры получают 2/3 части, если нет дочери и дочери сына и 4) двое сестры от одного отца получают 2/3 части, если нет дочери, дочери сына и родной сестры. Примечание: Получающие 2/3 части, если их более двух и сколько бы не было, разделяют означенные две части между собой по равной части. 150. Наследники, получающие по 1/3 части двое, а именно: 1) мать получает 1/3 часть, если у умершего и у сына его нет детей и так далее по нисхождению, или нет у умершего двое братьев или двое сестер. Если умерший муж, то жена, а если жена, то муж получают свои следуемые части, а затем из остального наследства, мать получает 1/3 часть и 2) если потомки матери, более одного т.е. братья и сестры от одной матери, получают 1/3 часть и эту часть разделяют между собой по ровной части без различия пола. 151. Наследники, получающие 1/6 часть семеро, а именно: 1) отец получает 1/6 часть, если у умершего или у его сына нет детей, и так далее по нисхождению, 2) отец отца и дед получают 1/6 части, и так далее по восхождению. Если отца нет, то в порядке отца как это установлено, 3) мать получает 1/6 часть, если имеются дети от умершего, или у его сына и так далее по нисхождению, или имеются двое сестер или братьев, будь они родные или от разных отцов и матерей, 4) бабушка, будь со стороны отца или матери, или одна или их много, если они в правах равны, получают 1/6 часть, 5) брат или сестра от одной матери, если они в одном числе, получают 1/6 часть, 6) при наличности одной дочери умершего, дочь сына его, будь она одна или их много получает 1/6 часть и разделяют между собой по ровной части и 7) при наличности одной родной сестры, сестра от одного отца получает 1/6 часть, будь она одна или более. 152. Отец получает наследство троякого рода: 1) если есть сын умершего или сын сына и так далее по нисхождению, отец получает 1/6 часть, 2) если есть дочь умершего, дочь сына и так далее по нисхождению, отец получает после тех, доли которых определено заранее «Фарзгер», т.е. после получения сих последних, то что останется, 3) если у умершего нет детей и нет их и от сына его по нисхождению, отец получает все оставшееся наследство, если нет других фарзгерей, т.е. муж, жена или мать. Примечание: Получение отцом 1-го рода наследства, называется «фарз мутлак», 2-го рода – «фарз мага тагсиб» и 3-го рода – «тагсиб маха». 153. Истинный дед, отец отца; если отца нет, то дед заменяет отца. Мать отца, при наличности последнего, наследство не получает, а если есть дед, нет отца, она получает. Если от одного лица осталось: отец, мать и жена, или осталось отец, мать и муж, в этом случае мать получает 1/3 часть из того, что останется после получения своих частей означенными мужем или женой. Если вместо отца остался дед, в этом случае, мать получает 1/3 часть со всего имущества. Примечание: Истинным дедом называется тот дед, между которым и умершим нет женской посредницы. 154. Потомки матери, т.е. дети матери умершего бывают троякого рода 1) будь мужчина или женщина, если одна, получает 1/6 часть согласно п.5 ст.151.; 2) если двое или более, сколько бы не было, получают 1/3 часть согласно 2 п. ст.150 и 3) если есть дети и дети своего сына по нисхождению; отец и истинный дед по восхождению, то лишаются наследства, т.е. не получают. 155. Муж получает двояко, 1) половину, если согласуется 1 п. ст. 146 и 2) ј часть 1 п. ст. 147. 156. Жена или жены получают двояко, 1) ј часть, если согласуются 2 п. ст. 147, и 2) 1/8 часть ст.148. 157. Дочери получают трояко, 1) половину, если одна дочь, 2) 2/3 части 1 п. ст. 149, если их двое или более и 3) если при дочери еще есть и сын, то они как «асоба» получают оставшееся имущество в частях, какая причитается мужчине и какая женщине, т.е. мужчина получает 2 части, а женщина 1 часть. 158. Дочери сына бывают равны своим дочерям умершего; они бывают 6-ти разрядов: 1) получают половину, если согласуются 3 п. ст.146; 2) получают 2/3 части, 2 п. ст. 149, если их двое или более; 3) получают 1/6 часть, 6 п. ст. 151; 4) Если у умершего дочерей более одной, то дочери сына наследство не получают; 5) Если умерший имеет более одной дочери, при чем дочь сына, если она имеет равного себя сына или сына ниже ее по степени, т.е. сына своего брата, в этом случае дочь сына достигая право «асаба» (право на получение оставшегося наследства), получает вместе с названными сыновьями оставшееся наследство в частях, определенных мужчинам и женщинам и 6) Если умерший имеет сына, то дочери сына лишаются право на наследство. 159. Таблица о дочерях сына к 5 п. ст. 158 объяснение. Умерший Сын Сын Сын / / / 1) Сын и дочь Сын Сын / / / 2) Сын и дочь Сын и дочь Сын / / / 3) Сын и дочь Сын и дочь Сын и дочь / / / 4) Сын и дочь Сын и дочь Сын и дочь / / / 5) Сын и дочь Если все указанные 9 дочерей живые, а сыновей не будет то дочь под № 1 получает половину; дочери под № 2 получают 1/6 часть, а дочерям под №№ 3, 4, и 5 не следует. 160. Если указанные в 159 ст. все дочери живые и жив кто-либо из сыновей, то обстоятельство это разделяется на пять разрядов: 1) если живой сын под № 1 то он вместе с равной себя дочерью получает в частях, определенных мужчинам и женщинам, остальным дочерям не следует; 2) если живой сын под № 2, то дочь под 1 получает половину, а остальное получает упомянутый сын вместе с равными себя дочерьми в частях, определенных мужчинам и женщинам; 3) если живой сын под № 3, то дочь под № 1 получает половину, дочери под № 2 получают 1/6 часть, а остальное получает упомянутый сын вместе с равными себя дочерьми в частях определенных для мужчин и женщин; 4) если живой сын под №4, то дочь под № 1, получает половину, дочери под №2 получают 1/6 часть, а остальное получает упомянутый сын вместе дочерьми под №№ 3 и 4 в частях определенных для мужчин и женщин; 5) если живой сын под № 5, то дочь под № 1, получает половину, дочери под № 2 1/6 часть, а остальное получает вышеупомянутый сын вместе с дочерьми под №№ 3,4 и 5 в частях, определенных для мужчин и женщин. |