исламское право. Учебник для вузов рекомендован Министерством высшего и среднего
Скачать 2.03 Mb.
|
ГЛАВА 15 СИСТЕМА СУДОПРОИЗВОДСТВА ПО ШАРИАТУ 15.1. Организация и система судопроизводства, институт адвокатуры в Исламском праве Первоначальный Ислам не имел стройной системы судопроизводства. Пророк Мухаммад – как глава мусульманской общины – лично решал судебные вопросы и выносил приговоры, временами поручая это своим сподвижникам. В Священной книге мусульман говорится об обязанности Божьего Посланника судить на основе Корана: «106 (105). Мы ниспослали тебе писание в истине, чтобы ты смог судить среди людей так, как показал тебе Аллах. Не будь же ради изменников препирающимся (106). И проси у Аллаха прощения: ведь Аллах – прощающий, милостивый!» (Коран, сура «Женщины» («Нисо»), аят 106 (105)). Известный арабский факих IX столетия Йахйа ибн Адам сообщает о случае, когда некий мусульманин убил человека из «Народа Священного писания» – Зимми. Так вот, Пророк Мухаммад (САВ), узнав об убийстве немусульманина (Зимми), сам взялся за разбор этого дела. По его приговору убийца был предан смерти1 . Мухаммад выносил приговоры в присутствии конфликтующих сторон. Местом судебного разбирательства часто служила мечеть. Источники доносят до нас информацию о том, что в X веке фатимидский верховный судья-кади ал-кудат – разбирал судебные дела в мечети «Ал-Азхар». Итак, право суда в мире Ислама принадлежало самому Пророку, а после его смерти – имаму-халифу. Имамы-халифы нередко выполняли лично функции судьи в своей резиденции. Обычно же как в резиденции, так и на периферии имам-халиф передоверял судебные функции специальным судьям, казиям-кади (араб. «кади»- «тот, кто решает»; мн.ч. кудат). Первые упоминания о назначении кади относятся ко времени халифа Омара (Умара) I. Судьи назначались халифами (а после распада халифата – султанами и другими мусульманскими государями), посылавшими назначенному лицу особый диплом – маншур. Согласно ал-Фикху выполнение обязанностей кади рассматривается как религиозный долг по отношению к мусульманской общине – умме. Требуется, чтобы судьей был мусульманин, получивший специальное духовное образование, изучавший предписания мусульманского права и искушенный в мнениях мусульманских правоведов по отдельным юридическим казусам. В первые столетия Ислама кади нередко бывали из муджтахидов, позднее – из мукаллидов, изучивших мусульманское право и судивших на основании решений муджтахидов той правовой школы, к которой принадлежали сами. Считалось, что кадиями следует назначать людей обеспеченных и материально независимых. На практике мусульманские судьи обычно получали стипендии из казны - бейт ал-маль или пенсии из доходов вакфных имуществ. Казий должен был вершить суд в определенные дни и в судебной камере – махкама (иногда в мечети), предварительно совершив каждый раз омовение и молитву в мечети. Во время судебного заседания казий (кади), согласно обычаю шафиитов и ханифитов, усаживался лицом в сторону Мекки, а по обычаю шиитов – спиною к Мекке. Судья должен выказывать полное беспристрастие по отношению к обеим тяжущимся сторонам: Истцу – муддаи и ответчику – муддаи алейхи, не проявляя никакой предвзятости и не высказывая своего мнения по поводу дела до конца судебного заседания. И истца, и ответчика кади должен пригласить сесть. Но если один из тяжущихся – мусульманин, а другой – зиммий, кади предлагает мусульманину сесть, а зиммия оставляет стоять. Характерной чертой судебного разбирательства первоначального Ислама являлось отсутствие адвокатов. Кади непосредственно требовал личного присутствия истца и ответчика. Для мусульманского суда они именуются одинаково: «муддаи» - «потерпевшие». Лишь по окончании разбирательства дела, после вынесения приговора осужденный начинал именоваться виновным. Соблюдалась, таким образом, презумпция невиновности. Другая отличительная черта раннего судебного разбирательства – принцип непрерывности судебного процесса и отсутствие письменного делопроизводства. Дело разбиралось устно, публично, без всяких формальностей, и окончательный его исход целиком зависел от кади. Безусловно, с течением времени судопроизводство шариата расширилось. Уже в период первых халифов появились судебные органы во главе с кади ал-кудат. Постепенное совершенствование мусульманского судопроизводства привело к созданию юридических институтов, в том числе института адвокатура. Дело, ведение которого стало поручаться другому, называется «вакалат», а его исполнитель, доверенное лицо – «вакил» (адвокат). Адвокату могли поручить продажу дома, заключение брачного договора и другие дела. Вакил не имеет права передать дело другому адвокату без разрешения доверителя. Если дело поручено нескольким исполнителям, то в случае смерти или отказе одного из них начатое дело не прекращается. Если же в вакалате участвуют только двое – поручитель и исполнитель, то в случае смерти одного из них дело автоматически прекращается. В случае, если адвокат или защитник умрет или станет невменяемым, сделка утрачивает свою юридическую силу. Вместе с адвокатами появились на судебном процессе и другие должностные лица: - мазакки, которые занимались проверкой личностей свидетелей; - касима – служители суда, которые знали все правила распределения имущества; - аваны, которые устанавливали порядок в суде, приводили в исполнение его решения, следили за явкой свидетелей; - амина ал-хукма – служители, ведавшие делами опеки. Позже появились полицейские органы – шурта. Известный арабский историк Ибн Халдун сообщал что «вопросы, связанные с обеспечением безопасности людей, разбирала исключительно шурта (полиция) без вмешательства кади».1 В распоряжении мусульманского суда находились также: - один или несколько писцов (катиб); - привратник (бавваб); - посыльный (расул), которому поручалось доставить в суд ответчика или свидетелей. Решения кади должны быть основаны на религиозном праве, т.е. на Коране, хадисах, кийас и иджма, но не на местном обычном праве – урф, адат. Судья не может основываться на личном убеждении или на фактах, известных ему лично. Ал-Фикх признает три категории доказательств: - икрар – признание; - шухуд – показания свидетелей; - йамин – клятва (присяга). Показания свидетелей имеют главное, чаще всего решающее значение для шариатского суда. Для большинства судебных дел, как гражданских, так и уголовных, требуются показания по крайней мере двух свидетелей. Свидетели могут быть мусульмане – мужчины, совершеннолетние, правоспособные. Ал-Фикх придает большое значение моральным качествам свидетелей. От свидетелей не требуется присяги. Но свидетель должен начать показания со слов «свидетельствую» - ашхаду. 15.2. Правила и формы принятия присяги, обязательств и клятвенных обещаний Следует отметить, что обет, клятва, присяга не имеет прямого отношения к религии, а имеют, прежде всего, юридическое значение. Каким же образом светские правовые проблемы связаны с религией? Исламское право отвечает на этот вопрос двояко: 1. понятие «обет», «клятва», «присяга» толкуются как религиозные, как связанные с высшим началом, с Аллахом, с ответственностью перед ним; 2. светские проблемы рассматриваются с позицией Корана и исламской юриспруденции. Например, у родителей тяжело болен единственный сын. Естественно их горячее желание, чтобы он как можно быстрее выздоровел. Религиозная традиция призывает родителей дать обет о пожертвовании мечети или милостыне беднякам в случае выздоровления сына. Исламское право требует, чтобы человек давал обет не по принуждению, а добровольно. Давать обет поспешно, необдуманно, в нервозном состоянии так же запрещается, как и допускать расточительство в деле обета. Если человек дал обет раздать часть своего имущества бедным и сам при этом разорился, то такой обет считается недействительным (батил)1. В семье не все обладают правом давать обет. Не имеют этого права жена и дети без разрешения мужа и отца. Если же они дали обет против воли мужа и отца, то такой обет считается недействительным. Сын, взявший на себя обязательство об обете без ведома отца, если последний не высказал своего возражения, должен выполнить этот обет. Надо подчеркнуть, что всякий обет обязательно должен быть под силу давшему его и связан с делами, дозволенными исламским правом. Исламское право требует также соблюдения сроков его исполнения. Родители малолетней дочери могут дать обет выдать ее замуж по достижении совершеннолетия за определенного человека. Но дочь, достигнув совершеннолетия, имеет право расторгнуть обет родителей. Условия клятвы или присяги с точки зрения исламского права близки к обету. Дающий клятву или присягу должен быть совершеннолетним и в здравом уме. Клятвы детей, умалишенных, нетрезвых, клятвы по принуждению считаются недействительными. Запрещается давать клятву в возбужденном состоянии. Недействительна с точки зрения Исламского права клятва, связанная с выполнением запретных или порицаемых дел. Нельзя давать клятву о совершении того, что считается ваджибатом и мустахибом, т.е. обязательным с точки зрения религии (например, нельзя дать клятву о совершении пятикратной молитвы, обязательной для мусульманина). В тексте клятвы обязательно должно упоминаться имя Аллаха, поэтому неприемлемым считается клясться не вслух или писать клятву на бумаге. Исключение делается на немых, которые могут дать клятву, выражаясь знаками. А главное, клятву можно давать лишь в случае, если ее выполнение под силу дающему ее. Клятву не могут давать женщины и дети, если на это нет разрешения отца или мужа. Если же такая клятва все же дана, муж или отец может ее расторгнуть. Исламское право не допускает уклонение от выполнения клятвы. В противном случае необходимо искупление, им может стать, например, кормление десяти бедняков или обеспечение их одеждой. Если перечисленное не под силу нарушившему клятву, он должен хотя бы поститься в течение трех дней. В отдельных случаях исламское право допускает ложную клятву, если мусульманин дает ее в целях освобождения себя или своего брата по вере. Но при этом он должен совершить тайную клятву (т.е. сказать про себя правду). Положение о ложной клятве основательно разработано в шариате шиитского направления, что связано с гонениями, которым подвергались шииты в течение долгих столетий. В учении шиизма возникло понятие «такийи» - ложной клятвы для сокрытия своего истинного вероисповедания. При этом шииты дают про себя скрытую клятву о своей верности шиизму. Контрольные вопросы 1. Дайте характеристику мусульманских судов в странах Востока. 2. Какими своеобразными особенностями отличался порядок рассмотрения дел мусульманскими судьями (кади) и исполнения решений при Аббасидах? 3. Какие особые требования к мусульманским судьям предъявляет законодательство Саудовской Аравии? 4. Расскажите об институте адвокатуры в Шариате. 5. Кого мусульмане называют «вакилем»? Литература 1. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. – М.: «Наука.» Гл. ред. восточной литературы, 1986. – С.215-228. 2. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. – М.: Изд-во «Леном», 1999. –С.23-34. 3. Эшонова Ш. О. «Нормы шариата и их применение казийскими судами в Средней Азии». Дисс. на соис. ученой степени к.ю.н. – Т., 1995. 4. Петрушевский И.П. Ислам в Ираке в VII – XV веках. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1966. – С.164-198. 5. Шарль Р. Мусульманское право. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1959. – С.115-120. 6. Ислам: энциклопедический словарь. – М.: «Наука». Гл.ред. восточной литературы, 1991. – 315 с. ГЛАВА 16 ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В МЕЖДУНАРОДНОМ И ИСЛАМСКОМ ПРАВЕ 16.1. Имплементация международных соглаше-ний по правам человека в Арабском мире (Гражданские и политические права) Проблема регулирования и защиты прав человека является самой насущной как в национальном, так и в международном праве. В тоже время мусульманская система защиты прав человека остается как бы «в тени», почти не исследована. Между тем сопоставление светской и мусульманской правовых систем в научном и практическом плане, выявление закономерностей их становления и функционирования позволяет выявить и дать объективную картину правового механизма, позволяющего гражданам мусульманского мира чувствовать себя не менее защищенными, чем, например, европейцам. Надо сказать, что построение международно-правовой системы фундаментальных прав в мире было начато с закрепления принципов и норм, заложенных во Всеобщей декларации прав человека (1948г.). Историко-правовой опыт, накопленный человечеством к этому моменту включал в себя опыт Декларации независимости США 1776 года, французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года, Конституции США 1787 года и, несомненно, двух мировых войн. В настоящий момент Всеобщая декларация прав человека рассматривается как ступень развития общественного правосознания, как правовая доктрина, позволившая индуцировать нормы права на основании общепризнанных принципов, достроить недостающие элементы правовой системы и определить ее содержание. Новые общепризнанные принципы и нормы Всеобщей декларации прав человека стали для многих государств вектором развития национальных систем права и законодательства. На основании международной доктрины прав человека, предоставленной во Всеобщей декларации прав, дальнейшее развитии правовой системы получило несколько направлений: - первое направление связано с разработкой и принятием политических прав человека и гражданина; провозглашение приоритета интересов личности вызвало к жизни Международный пакт о гражданских и политических правах, два Факультативных протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах; - второе направление было вызвано объективной необходимостью улучшения качества условий жизни; итогом стал Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; оба международно-правовых документа по правам человека были приняты в 1966 году; - третье направление касается национальных конституций, большинство которых стало базироваться на новых международно-правовых принципах; - четвертое направление связано с принятием мусульманскими странами Всеобщей исламской декларации прав человека; она была подготовлена Исламским советом (исламский совет не является межгосударственной организацией, но признан в движении «Исламской Солидарности».- А.Р.) для Европы, и подписана 19 сентября 1981 года в Париже. Следует отметить, что Всеобщая исламская декларация прав человека (как впрочем, и Всеобщая декларация прав человека) не носит обязательного юридического характера и не ставит перед государствами задачу предоставить гарантии и имплементировать ее положения в национальное законодательство. Провозглашенные в ней права человека и основные свободы, как показывает анализ, «привязаны» к Корану, Шариату и производным от них законодательным актам, что придает этому документу традиционный характер. Более внимательные исследования структуры и статей Всеобщей исламской декларации убеждают в том, что ее авторы обязуются уважать неприкосновенные и неотъемлемые права человека, рассматривая их как предписанные Аллахом. Итак, в основе этого документа лежит оригинальная концепция, в соответствии, с которой Божественное право является первичным и высшим в отношении прав и основных свобод человека, т.е. Ислам лежит в основе мусульманского права. Статьи с I по XXIII Всеобщей исламской декларации свидетельствуют в большей степени об их сходства со статьями Всеобщей декларации прав человека, Международных пактов 1966 года, Европейской конвенции о защите прав человека и других документов. Сходство статей по содержанию не устраняет их различий по источникам и формам. По наблюдению ученых мусульманское право исторически прошло путь от религиозно-традиционной доктрины через реформы второй половины XIX века к рецензии международных правовых норм в национальных актах Арабской Республики Египет, Республики Йемен и др. Кроме того, наблюдается возрождение норм мусульманского права и их закрепление в действующих законодательных актах Ирана, Пакистана, Афганистана и др. Исследователи мусульманского права разработали немало классификаций правонарушений в сфере уголовного права. В основу большинства классификаций положены два критерия: 1) степень определения наказания за тот или иной поступок; 2) характер нарушенных прав. Согласно этим критериям все правонарушения подразделяются на три группы: - в первую группу входят преступления «Против Аллаха», за которые следует наказание «аль-хадд»; - во вторую группу входят преступления против прав отдельных лиц, за которые следует наказание «аль-дийа»; - в третью группу входят иные правонарушения, за которые устанавливается точная мера наказания «аль-тазир». Стоит отметить, что публично-правовые институты мусульманского права («хисба» - специальные органы мусульманской инспекции и контроля, полиция, «шура», «светский суд») непосредственно привязаны к государственным нормативно-правовым актам, чем к предписаниям Корана. Так «светские» суды в основном ориентируются на нормативно-правовые акты, заимствованные из практики западноевропейских судов (в средние века «светские» суды опирались на уголовно-правовые акты своих правителей). Таким образом, права человека, провозглашенные во Всеобщей исламской декларации, свидетельствуют о преемственности аналогичных прав, закрепленных в международных актах многих стран мира. Однако провозглашенные права применительно к мусульманским народам остаются пока иррелевантными (от познелатин. irrealis - нереальный, т.е. существующие не в действительности, а только в мысли). Исламская концепция не имеет принципиальных различий с концепцией свободы, представленной во Всеобщей декларации прав и свобод человека и Конвенции о защите прав и основных свобод. Спектр основных свобод, представленный во Всеобщей исламской декларации – это качественно новый шаг, предусматривающий сближение системы мусульманского права с международной системой права. Кроме того, нормы Всеобщей исламской декларации могут претендовать но свою приоритетность перед внутригосударственными в части прав и свобод человека и гражданина. 16.2. Статус личности и права человека по Исламскому праву (право на частную собственность, право на труд, право на социальную защиту, право на жилище) В Исламе права человека не являются самоцелью, но служат средством исполнения жизненных обязанностей. Осознание нравственности и созидательный труд на благо общества – вот что отличает человека от животного, ибо мы, по воле Аллаха, являемся его халифами (наместниками) на этой планете. «117(115). Разве вы думали, что Мы создали вас забавляясь и что вы к Нам не будете возвращены?» (Коран, сура «Верующие» («Fофир»), аят 117(115)). Человеку даровано право на жизнь, чтобы использовать ее на благо и процветание всего человечества. Ему даровано свободная воля, чтобы действовать по своему разумению и выбору. Но если человек выберет подчиненное воле Аллаха, он сознательно налагает на себя дополнительную ответственность за каждый проживаемый миг своей жизни. Права человека, исповедующего Ислам: 1) право на жизнь; 2) право на равенство; 3) право на свободу; 4) право на свободу мнения; 5) право на политическую свободу; 6) право на эмиграцию и убежище; 7) право на труд, обеспечивающий достойную жизнь; 8) право на правосудие; 9) право на равенство перед законом; 10) право на защиту личной чести; 11) право на социальное благосостояние; 12) право на брак; 13) право на частную жизнь и безопасность; 14) право на достоинство; 15) право на образование; 16) право на протест против тирании; 17) право на свободу выражений; 18) право на свободу собраний; 19) право на свободу совести и убеждений; 20) право на защиту религиозных чувств; 21) право на участие в государственных делах; 22) право на достойную жизнь. В Священной книге мусульман и в хадисах существует множество изречений по поводу человеческих прав: «77(75). И почему вы не сражаетесь на пути Аллаха и за слабых мужчин и детей, которые говорят: «Господи наш! Выведи нас из этого селения, жители которого тираны, и дай нам от Тебя покровителя и дай нам от Тебя помощника»? (Коран, сура «Женщины» («Нисо»), аят 77(75)). «Как нарушаются права? Права нарушаются тогда, когда грехи совершаются открыто, и никто не удерживает грешников от заблуждений». (Хадис Таргиба). «Тот из вас, кто видит нечто непотребное, должен исправить это с помощью руки своей; если же у него не хватит сил на это, тогда он должен постараться исправить это словом уст своих; но если и на это у него не хватит сил, то он по меньшей мере должен ужаснуться этому всем сердцем своим». (Хадис Муслима). В конце XX в. - начале XXI века, когда в мире произошли кардинальные изменения и усилилось внимание к духовному миру других людей, и в мусульманском мире проявляется особый интерес к разработке проблем личности, ее свобод и ответственности. По мнению мусульманских факихов, чрезвычайно важно, чтобы верующие осознавали прежде всего свою гражданскую и социальную полноценность, чтобы они проявляли терпение и сдержанность, не допускали антиобщественных явлений, решали назревшие вопросы в рамках законов, защищающих интересы граждан. Принцип свободы совести должен неукоснительно соблюдаться всеми государственными органами, религиозными объединениями, атеистами, верующими. Лишь в этом случае данный принцип становится элементом духовной свободы человека. Понимая всю важность широкого включения масс единоверцев в мир современных экономических отношений, гражданских свобод и долга, многие исламские мыслители придают большое значение тому, чтобы не прерывалась преемственность с традициями Ислама. В соответствии с ними идеалом современного мусульманина провозглашается пророк Мухаммад. Ссылки на его личный пример, успехи в возвеличивании мусульманского вероучения теснейшим образом увязываются с тем, что Мухаммад неустанно искал истину, был храбр в бою, усерден в труде. Правдивость, уважение к правам других людей, честность в ведении торговли и иных дел, упорство в труде, милосердие – все это рассматривается как черты характера истинного мусульманина. Ведь говорил же Пророк: «Встретить друга улыбкой – благодеяние, помочь кому-либо навьючить груз на скотину – благодеяние, налить воду в ведро соседа – тоже благодеяние». В современной исламской концепции личности роль отправного начала отводится догмату о таухиде – единобожии.1 Вниманию студентов! Ат-таухид (ат-тавхид; от глагола ваххада – «делать, считать что-либо единым, единственным») – монизм, монотеизм. В Исламе ат-Таухид означал прежде всего отрицание политеизма (ширк), выражающееся в формуле – «Нет никакого Божества, кроме Аллаха». В ат-Таухиде усматривается залог сбалансированности, гармонизации и гуманизации не только мусульманского бытия, но и всей мировой цивилизации. Ведь вера в единого Бога, по мнению факихов, освобождает людей от страха смерти, наполняя смыслом само человеческое существование. Она же побуждает в человеке чувство самосознания, самоуважения. Надо подчеркнуть, что Исламом осуждаются черты и свойства характера, мешающие становлению и саморазвитию личности. Это, в первую очередь, отсутствие инициативы, цели в жизни, реалистического к ней подхода, неуверенность в собственных силах и возможностях. Через многие современные мусульманские выступления проходит идея, выдвинутая исламскими просветителями: человек не может быть ни свободным, ни ответственным, если он неграмотен и не образован. Наряду с такими добродетелями, как ихсан и ихлас (благочестивое поведение и искренняя вера в Аллаха), современному мусульманину предписывается быть верным данному им обещанию, уметь ценить время, овладевать знаниями и навыками, необходимыми для того, чтобы преуспеть в современной жизни и труде. Из Корана и Сунны следует, что: 1) труд является обязанностью члена общества; 2) исламское государство должно предоставить подходящую работу каждому трудоспособному гражданину; 3) трудящиеся имеют право требовать справедливой оплаты за свой труд и нормальных условий работы. Ислам считает труд главным фактором распределения богатства и основным источником частной собственности. Всемогущий Аллах говорил: «46(46). Кто творил благое, то для самого себя, а кто творил злое, тоже против себя…» (Коран, сура «Разъяснены» («Фуссилат»), аят 46). То, что труд и наилучшее выполнение своего дела являются обязанностью всей мусульманской общины, подтверждается Божественным предписанием мусульманам использовать все свои силы на благо уммы – мусульманской общины. Один из сподвижников Пророка Мукдам передает его слова: «Никто из людей никогда не ел пищи, лучше тем та, которую он зарабатывал своими руками; и Пророк Аллаха Дауд обычно ел то, что он заработал своим трудом». Абу Бурда ибн Динар рассказывал, что Пророк учил: «наилучший доход – от доброй сделки (продажи), а также то, что человек зарабатывает своими руками». Абдуллах ибн Аббас передавал слова Пророка: «если человек встретит ночь утомленным после напряженного труда в течение дня, его грехи будут прощены». Экономическая система Ислама предполагает, что если труженик создает богатство, то он имеет на него все права; отсюда проистекает право собственности на него. Правоведы считают, что никто не может считать своей собственностью и присваивать легко доступные, т.е. лежащие на поверхности земли, природные ресурсы, для разработки которых не требуется каких-либо усилий. Только труд, разработка этих ресурсов дает право на собственность, т.е. на владение богатством. А когда не требуется прилагать труда для разведки природных богатств и их добычи, поскольку Всемогущий Аллах создал их уже готовыми к использованию человеком, никто не имеет права заявлять, что они принадлежат ему или устанавливать монополию на них. Что касается полезных ископаемых, скрытых под землей, то мудростью Аллаха было установлено, что люди имеют на них определенные права, ибо для разведки, извлечения и подготовки их к использованию требуется приложение конкретных усилий. Это служит для людей стимулом разрабатывать природные ресурсы, трудиться для увеличения производства и его развития, т.е. выполнять одну из важнейших обязанностей, возложенных на человека Аллахом, обещавшим воздать ему за это. Недаром в Коране сказано: «…Он вас взрастил из земли и поселил вас на ней». (Коран, сура «Худ» («Худ»), аят 64(61)), То есть, Аллах поручил человеку обустраивать землю, исследовать ее богатства и эксплуатировать их. Исламский закон считает человека, который возделал участок заброшенной, пустующей земли или построил на ней что-либо, ее действительным владельцем. Руководитель общины должен с использованием всех средств государства привлекать как можно больше земель к производству, застраивать их. Пустующие участки не должны стоять без дела; нельзя препятствовать кому-либо использовать их. Они должны распределять среди тех, кто может осуществлять на них различные прибыльные проекты; в результате это послужит развитию экономики страны и увеличению производства. Ибо процветание государства в огромной степени зависит от процветания его граждан. А валовый национальный продукт, как известно, представляет собой сумму продукции отдельных производителей, т.е. всех граждан. Ислам признает право собственности на переданную в пользование землю только в том случае, если человек ее действительно возделывает, т.е. употребляет для какого-либо прибыльного дела, прилагая труд, чтобы сделать ее полезной для людей, - строит дом, выращивает урожай и т.д. Только выполнение этого условия составляет законную основу для частной собственности на землю. Ислам требует от людей, способных трудиться, разойтись по всем концам земли в поисках пропитания, посланного им Аллахом. Коран гласит: «15(15). Он – тот, который сделал вам покорной, ходите же по ее раменам и питайтесь от Его удела; и к Нему воскресение». (Коран, сура «Власть» («Мулк»), аят 15). «А когда кончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха…», сказано в аяте 10 этой же суры. Ислам дал право людям владеть плодами своего труда. Реализация этого принципа является главной основой распределения богатства в мусульманском обществе. Но не все члены любого общества зарабатывают на хлеб насущный своим трудом. Есть люди немощные, которые не могут обеспечить себя и у которых нет родственников, способных помочь им: это, например, сироты, вдовы, старики, безнадежно больные, калеки, психосоматические больные. А есть такие люди, которые хотят трудиться, но не могут найти себе работу, а других средств к существованию у них нет. Некоторые же люди зарабатывают так мало, что им не хватает на жизнь. Все эти члены общества не получают своей доли общего богатства. Поэтому, учитывая их нужды и неспособности обеспечить себя, Ислам установил, что они должны получать средства из закята, который Аллах предписал в Коране. В Сунне Пророка четко разъясняется, кто платит закят, на кого он расходится, с какого имущества уплачивается, в каком размере взимается с различных видов собственности, когда и как он платится и распределяется. Уплата закята – благотворительного налога – ставит людей в ряды добродетельных мусульман, которых Аллах вознаградит и которым дарует всяческие блага. В священной книге мусульман сказано: «Это…руководство и милость для творящих добро, которое выстаивают молитву и дают очистительную подать (закят)…» (Коран, сура «Лукман» («Лукмон»), аяты 1-3). Права человека на жилище или убежище характеризуются в Исламе тремя моментами: 1) Ислам утверждает право каждого человека живущего в мусульманском государстве, иметь удовлетворяющее его жилище и считает обязанностью государства предоставить ему это жилище, если сам человек это сделать не в состоянии; Ислам предусматривает предоставление каждому гражданину исламского государства соответствующего жилища, которое защитило бы его от капризов погоды и оградило частную жизнь от вмешательства посторонних; Ислам считает, что государство обязано обеспечить жилье каждому человеку, если за счет при этом средства на это берутся из бюджета, т.е. из фонда закята и других статей бюджета; если же бюджет не может вынести этих расходов, правитель может возложить на богатых граждан дополнительные налоги; он может также обязать владельцев домов, имеющих излишки жилья, предоставить их за приемлемую плату мусульманам, лишенным пристанища; 2) Ислам утверждает право на неприкосновенность жилища; он запрещает вторгаться в него без разрешения проживающего в нем человека независимо от положения, занимаемого в обществе тем лицом, которое совершает эти действия. В Священной книге Ислама сказано: «27(27). О вы, которые уверовали, не входите в дома, кроме ваших домов, пока не спросите позволения и пожелаете мира обитателям их. Это – лучше для вас, - может быть, вы опомнитесь! 28(28). Если же не найдете там никого, то не входите, пока не позволят вам. А если вам скажут: «Вернитесь!» - то возвращайтесь. Это – чище для вас, а Аллах знает то, что вы делаете». (Коран, сура «Свет» («Нур»), аяты 27-28). 3) В соответствии с шариатом ни один человек не может войти в чужой дом без разрешения его владельца, даже в его отсутствие. Никакое общество не может считаться цивилизованным, считают мусульманские факихи, если такие ценности, как уважение к человеческой жизни, чести и собственности, не рассматриваются в качестве священных и нерушимых. О наличии исламского справедливого и универсального взгляда на права человека и других живых существ свидетельствует аят 25 из 57 суры: «25(25). Мы послали Наших посланников с ясными знамениями и низвели вместе с ними писание и весы, чтобы люди стояли в справедливости, и низвели железо; в нем сильное зло и польза для людей, и чтобы знал Аллах, кто помогает Ему и Его посланникам втайне. Поистине Аллах – силен, велик». (Коран, сура «Железо» («Хадид»), аят 25). 16.3. Всеобщая Исламская декларация прав человека Считая, что вековое стремление людей к более справедливому мировому порядку, когда народы могли бы жить, развиваться и процветать в атмосфере, где нет страха, угнетения, эксплуатации и лишений, далеко не удовлетворено; считая, что щедрое изобилие средств экономического существования, которое Божественное милосердие ниспослало человечеству, в настоящее время расходуется расточительно или в них несправедливо и неравномерно отказано жителям Земли; считая, что Аллах дал человечеству через свои откровения в Священном Коране и Сунне Его Святого Пророка Мухаммада прочную юридическую и моральную основу, позволяющую создавать и регулировать институты и человеческие отношения; считая, что права человека, предписанные Божественным Законом, имеют цель придать достоинство и честь человечеству, а также уничтожить гнет и несправедливость; считая, что в силу их Божественных источников и освящения эти права не могут быть ни ограничены, ни отменены, ни нарушены властями, ассамблеями или другими институтами, так же как нельзя от них отречься или отказаться; в соответствии с чем мы, мусульмане, верующие в Аллаха, Милостивого и Милосердного Творца, опору, Господина мироздания, единственного Проводника человечества и Начало всякого Закона; верующие в наместничество человека, который был создан, чтобы выполнить волю Аллаха на Земле; верующие в мудрость Божественных наставлений, переданных Пророками, чья миссия достигла апогея в заключительном Божественном послании, переданном Пророком Мухаммадом (да будет мир с Ним) всему человечеству; верующие в то, что рациональность сама по себе, без света откровения Аллаха, не может быть надежным руководством в делах человечества и не может дать духовную пищу душе человеческой, и, зная, что предписания Ислама являются квинтэссенцией Божественной заповеди в законной и совершенной форме, считаем своим долгом напомнить человеку о высоком положении и достоинстве, которые ниспослал ему Аллах; верующие в приглашение всему человечеству приобщиться к посланию Ислама; верующие в то, что в соответствии с нашим древним союзом с Аллахом наши обязанности имеют приоритет над нашими правами и что каждый из нас имеет священное право распространять наставления Ислама словами, делами и всеми мирными средствами, а также применять их не только в своем собственном существовании, но и в обществе, которое нас окружает; верующие в нашу обязанность установить исламский порядок: 1) где все человеческие существа будут равны и никто не будет иметь привилегий или подвергаться дискриминации из-за принадлежности к своим расе, цвету кожи, полу, а также в зависимости от своего происхождения и языка; 2) где все человеческие существа рождаются свободными; 3) где рабство и каторжный труд запрещены; 4) где созданы условия для сохранения, защиты и почитания института семьи как основы общества; 5) где правители и управляемые одинаково отвечают перед Законом и равны перед ним; 6) где подчиняются лишь тем приказам, которые согласуются с Законом; 7) где любая земная власть должна рассматриваться как священная и данная на время, предписанное Законом, и должна осуществляться в соответствии с ним и установленными им приоритетами; 8) где все экономические ресурсы рассматриваются как Божественные благоволения, предоставленные человечеству, которыми все могут пользоваться согласно правилам и ценностям, изложенным в Коране и Сунне; 9) где все общественные дела решаются и ведутся, а административная власть осуществляется после совета (щура) с верующими, которые уполномочены участвовать в принятии решения, не противоречащего Закону и общественному благу; 10) где каждый выполняет обязанности в соответствии со своими способностями и соразмерно с этим несет ответственность за свои поступки; 11) где каждый может быть уверен в том, что в случае нарушения его прав будут приняты меры, предусмотренные Законом; 12) где никто не может быть лишен прав, гарантированных ему Законом, кроме как в соответствии с данным Законом и в той мере, в какой дозволено Законом: 13) где каждый имеет право предпринять юридические действия против любого, кто совершил преступление против общества в целом либо против одного из его членов; 14) где будут предприняты все усилия, для того чтобы: а) избавить человечество от всякой эксплуатации, несправедливости и угнетения; б) гарантировать каждому безопасность, достоинство и свободу в условиях, методами и в границах, установленных Законом. Настоящим подтверждаем, что, будучи служителями Аллаха и членами Всемирного братства Ислама, в начале пятнадцатого века исламской эры мы обязуемся обеспечивать неприкосновенные и неотъемлемые права человека, сформулированные ниже, и рассматриваемые нами как предписанные Исламом. I. Право на жизнь 1. Человеческая жизнь священна и неприкосновенна, и должны предприниматься все усилия для ее защиты. В частности, никто не должен подвергаться ранению или быть предан смерти, кроме как властью Закона. 2. После смерти, как и при жизни, неприкосновенным остается священный характер тела человека. Верующие должны следить за тем, чтобы с телом скончавшегося человека обходились с должной торжественностью. II. Право на свободу 1. Человек рождается свободным. Не должно быть никакого ограничения права на свободу, кроме случаев, когда этого требует применение Закона. 2. Любой человек и любой народ имеют неотъемлемое право на свободу во всех ее формах: физическую, культурную, экономическую и политическую, и должны иметь право бороться всеми доступными способами против нарушения или отмены этого права. Любой угнетенный человек или народ имеют право на законную поддержку со стороны других лиц и (или) народов в этой борьбе. III. Право на равенство и недопущение никакой дискриминации 1. Все люди равны перед Законом и имеют право на равные возможности и на одинаковую защиту Закона. 2. Все люди должны получать равную плату за равный труд. 3. Никому нельзя отказать в возможности работать, никто не должен быть жертвой дискриминации или подвергаться еще большему физическому риску под единственным предлогом различия в религиозных верованиях, цвете кожи, расе, происхождении, поле или языке. IV. Право на справедливость 1. Любой человек имеет право на то, чтобы с ним обходились в соответствии с Законом и только в соответствии с Законом. 2. Любой человек не только имеет право, но и обязан протестовать против несправедливости. Он должен иметь право обратиться в предусмотренном Законом порядке к властям в случае нанесения ему необоснованного ущерба. Он имеет право защищаться в случае, если ему предъявлено обвинение, и добиваться справедливого решения независимого суда в случае спора с государственными властями или любым лицом. 3. Любое лицо имеет право и должен защищать права любого другого лица или всей общины (хизба). 4. Никто не должен подвергаться дискриминации за стремление защищать свои частные или общественные права. 5. Каждый мусульманин имеет право и должен отказаться выполнить приказ, противоречащий Закону, от кого бы ни исходил этот приказ. V. Право на справедливый судебный процесс. 1. Никто не может быть признан виновным в совершении правонарушения и понести наказание, если доказательство вины не было признано независимым судом. 2. Никто не должен быть признан виновным до справедливого судебного процесса и если не были предоставлены разумные возможности защищаться. 3. Наказание должно назначаться в соответствии с Законом, пропорционально тяжести правонарушения и с учетом обстоятельств, при которых оно было совершено. 4. Никакой поступок не должен рассматриваться как преступление, если это ясно не определено в тексте Закона. 5. Всякий индивид отвечает за свои поступки. Ответственность за преступление не может распространяться на других членов, семьи или группы, которые не замешаны ни прямо, ни косвенно в совершении данного преступления. VI. Право на защиту против превышения власти. Всякий человек имеет право на защиту от произвола со стороны официальных органов. Он не должен оправдываться, кроме случаев защиты от предъявленных ему обвинений или когда он оказывается в таком положении, которое могло бы вызвать обоснованное подозрение о его участии в преступлении. VII. Право на защиту от пыток. Никакой человек не должен подвергаться психическим или физическим пыткам, унижению, угрозе причинения вреда ему или тому, кто ему дорог, кому он сочувствует, насилию с целью получения признания в совершении преступления, принуждению соглашаться с действиями, приносящими вред его интересам. VIII. Право на защиту чести и репутации. Всякий человек имеет право защищать свою честь и репутацию от клеветы, необоснованных обвинений и умышленных попыток диффамации и шантажа. IX. Право убежища. 1. Всякий преследуемый или угнетаемый человек имеет право на убежище и пристанище. Это право гарантируется для любого человека, независимо от расы, религиозной принадлежности, цвета кожи и пола. 2. Аль-Масджад аль-Харам (Священный Дом Аллаха) в Мекке является убежищем для всех мусульман. X. Права меньшинств. 1. Принцип Корана «В религии нет принуждения» должен определять религиозные права немусульманских меньшинств. 2. В мусульманской стране религиозные меньшинства для ведения своих гражданских и личных дел должны иметь возможность выбора между Исламским Законом и их собственными законами. XI. Право и обязательное участие в управлении делами общества. 1. Как предусмотрено Законом, любой член общины (Уммы) имеет право занимать государственную должность. 2. Процесс свободной консультации (шура) является основой административных отношений правительства с народом. В соответствии с этим принципом народ также имеет право выбирать и смещать своих правителей. XII. Право на свободу совести, мысли и слова. 1. Любой человек имеет право выражать свои мысли и убеждения в рамках, предусматриваемых Законом. Напротив, человек не имеет права распространять ложь, сведения, которые могут оскорблять общественные приличия, клевету, наносить вред репутации других лиц. 2. Поиски знания и правды являются не только правом, но и обязанностью всякого мусульманина. 3. Всякий мусульманин имеет право и обязан защищаться и бороться против притеснений в рамках, установленных Законом, даже если это приводит к оспариванию решений высших государственных властей. 4. Не должно быть никаких препятствий распространению информации при условии, что она не угрожает безопасности общества или государства и не выходит за рамки, установленные Законом. 5. Никто не должен ни презирать, ни осмеивать религиозные убеждения других лиц, ни способствовать общественной враждебности по отношению к ним. Уважение религиозных чувств других обязательно для всех мусульман. XIII. Право на свободу вероисповедания. Всякий человек имеет право на свободу совести и вероисповедания в соответствии со своими религиозными убеждениями. XIV. Право на свободу собраний. 1. Всякий человек имеет право индивидуальным образом или коллективно участвовать в религиозной, общественной, культурной и политической жизни своей общины и создавать институты и органы, предназначенные для определения того, что хорошо (мааруф), и противодействия тому, что плохо (мункяр). 2. Всякий человек имеет право создавать институты, позволяющие осуществить его права. Коллективно община обязана создавать условия, дающие возможность полного развития личности ее членов. XV. Экономический порядок и вытекающие из него права. 1. В своей хозяйственной деятельности все люда имеют право пользоваться природными богатствами. Это блага, данные Аллахом в интересах всего человечества. 2. Все люди имеют право добывать средства к существованию в соответствии с Законом. 3. Всякий человек обладает правом собственности, которой он владеет индивидуально или совместно с другими лицами. Национализация некоторых экономических Средств в общественных интересах законна. 4. Бедняки имеют право на определенную часть состояния богатых, установленную закятом и выделяемую в соответствии с Законом. 5. Все средства производства должны использоваться в интересах всей общины (Уммы); запрещается не принимать их в расчет или плохо ими распоряжаться. 6. Для обеспечения развития сбалансированной экономики и для защиты общества от эксплуатации исламский Закон запрещает монополии, чрезмерно ограничительную коммерческую деятельность, ростовщичество, использование принудительных мер при заключении сделок и публикацию лживой рекламы. 7. Разрешены все виды экономической деятельности, если они не приносят вреда интересам общины (Уммы) и не нарушают Исламские Законы и ценности. XVI. Право на защиту собственности. Никакое имущество не может быть экспроприировано, если это не отвечает общественным интересам. Экспроприация возможна при условии уплаты справедливой компенсации. XVII. Статус и звание трудящихся. Ислам чтит труд и человека труда и повелевает мусульманам относиться к труженику безусловно по справедливости и с великодушием. Он должен не только регулярно получать заработанное, но и иметь право на достаточный отдых и досуг. XVIII. Право на социальное обеспечение. Всякий человек имеет право на пищу, жилье, одежду, образование и на медицинское обслуживание в зависимости от ресурсов общины. Эта обязанность общины распространяется в особенности на всех тех, кто не может обеспечить себя сам в силу временной или постоянной недееспособности. XIX. Право на создание семьи и связанные с этим вопросы. 1. Всякий человек имеет право вступить в брак, создать семью и растить детей в соответствии со своей религией, своими традициями и культурой. Всякий супруг обладает этими правами и привилегиями и подчиняется обязательствам, установленным Законом. 2. Каждый из супругов имеет право на уважение и почитание со стороны другого. 3. Всякий супруг обязан содержать свою супругу и детей в соответствии со своими средствами. 4. Всякий ребенок имеет право быть на иждивении родителей и расти в семье. Запрещается заставлять работать маленьких детей и подвергать их нагрузкам, вредным для их естественного развития. 5. Если в силу каких-либо причин родители не способны выполнять свои обязанности по отношению к ребенку, общине надлежит выполнять эти обязанности за счет общественных ресурсов. 6. Всякий человек имеет право на материальную поддержку, так же как и на заботу и защиту семьи в детстве, в старости или в случае недееспособности. Родители имеют право на материальную поддержку, так же как и на заботу и защиту со стороны детей. 7. Материнство имеет право на уважение, заботу и особую помощь со стороны семьи и общественных органов общины (Уммы). 8. В семье мужчина и женщина должны разделять между собой обязанности и ответственность сообразно с их полом, способностями, талантами, природными склонностями, учитывая их общую ответственность перед детьми и родителями. 9. Никто не может вступить в брак против своей воли, утратить полностью или частично свое юридическое лицо вследствие вступления в брак. XХ. Права замужней женщины. Всякая замужняя женщина имеет право: а) жить в доме, где живет ее муж; б) получать средства, необходимые для поддержания такого уровня жизни, чтобы он был не ниже, чем у ее супруга, а в случае развода получать в течение периода законного ожидания (идда) содержание, соответствующее средствам ее мужа, для себя самой, так же как и для детей, которых она кормит и воспитывает; все пособия, независимо от ее собственного финансового положения, ее собственных доходов или имущества, которым она могла бы владеть полностью; в) потребовать и получить расторжение брака (хула) в соответствии с положениями Закона; это право дополняет ее право требовать развода через суд; г) наследовать мужу, родителям, детям и другим лицам, породненным в соответствии с Законом; д) на строгое соблюдение мужем или бывшим мужем, если она разведена, конфиденциального характера той информации, которой он может располагать на ее счет, распространение которой могло бы причинить вред ее интересам. Такая же обязанность лежит на ней по отношению к супругу или бывшему супругу. XXI. Право на образование. 1. Всякий человек имеет право получить образование в зависимости от своих природных способностей. 2. Всякий человек имеет право свободы выбора профессии и карьеры, получения возможностей для полного развития своих природных способностей. XXII. Право на личную жизнь. Всякий человек имеет право на защиту своей личной жизни. XXIII. Право на свободу перемещения и местожительства. 1. Учитывая то, что Мир Ислама представляет собой подлинно всемирную мусульманскую общину, любой мусульманин должен иметь право на свободный въезд в любую мусульманскую страну и на свободный выезд из нее. 2. Никто не должен подвергаться принуждению покинуть страну, где он живет, а также незаконной депортации из нее. Контрольные вопросы 1. Сделайте краткий сравнительный анализ на тему: «Права человека в международном и исламском праве». 2. Расскажите о международных стандартах прав человека, признанных в арабском мире. 3. Расскажите о деятельности постоянного арабского Комитета по правам человека. 4. Как развивается процесс закрепления норм международных соглашений по гражданским и политическим правам человека в конституциях арабских стран? 5. Расскажите о статусе личности и правах человека по исламскому праву. Литература 1.Каримов И.А. Наша высшая цель – независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа. // Выступление на открытии мемориального комплекса «Шахидлар хотираси», 12 мая, 2000 г. – Т.8. – Т.: изд-во «Узбекистон», 2000. – С.462-466. 2. Рахманкулов Х.Р., Рахманов А.Р. Права человека: История и современность. –Т.: «Мир экономики и права». 1998., – 263 с. 3. Абуль Аль-Аля Аль-Маудуди. Основы Ислама. – М.: ПК «Сантлада», 1993 г. 4. Саидов А.Х., Жузжоний А.Ш. Шарє ва инсон ѕуєуєлари – Т.: 1998. – 214 б. 5. Рахманов А.Р. Права человека по Шариату (на узб.) // Хукук - Право Law. 1999. №3. – С.78-80. 6. Саад Зайнаб. Международные меры имплементации по правам человека. – Киев, 1993. – 35 с. 7. Устав Арабской организации по правам человека. – Хартум, 1987.– С.4 (на араб. яз.). 8. Права человека. Сб. межд. док. / Сост. Л.Н. Шестаков. – М.: МГУ., 1990. 9. Рахманов А.Р. Права человека и статус личности в исламском праве (на узб.) /Автореф. на соискание ученой степени к.ю.н. – Т., 2002. – 30 с. |