исламское право. Учебник для вузов рекомендован Министерством высшего и среднего
Скачать 2.03 Mb.
|
Примечание: По 1-му разряду дележ производится из трех частей, по 2-му из 8 частей, по 3-му из 60 частей, по 4-му из 84 частей и 5-му из 24 частей. 161. Отношение родных сестер бывает четырех родов 1) получает половину согласно 4 п. ст. 146, если она одна; 2) получают 2/3 части согласно 3 п. ст.149 если их более одной; 3) если при них имеются родные братья, то остальное имущество получают как «асаба» в частях, определенных для мужчин и женщин и 4)если умерший имеет дочь или имеется дочь его сына, то после получения сими последними своих частей, остальное получают родные сестры будь она одна или несколько, по ровной части, а если у них есть родные братья то получают в частях определенных для мужчин и женщин. 162. Сестры от одного отца считаются, как родные, они делятся на 6 разрядов 1) получает половину согласно 5 п. ст. 146, если она одна; 2) получают 2/3 части согласно 4 п. ст.149, если их более одной; 3) получают 1/6 часть согласно 7 п. ст.151; 4) если родные сестры более одной, то они наследство не получают; 5) если при них имеются братья от одного отца, получают то, что остается от родных сестер, как «асаба» в частях, определенных для мужчин и женщин; 6) если умерший имеет дочь или имеется дочь его сына, но нет родной сестры или брата, то после получения упомянутыми дочерьми своих частей, остальное имущество получает сестра от одного отца, как указано 4 п. ст.161. 163. Родные братья и сестры, и братья сестры от одного отца исключаются из наследников, если умерший имеет сына, или сына своего сына и далее по нисхождению или имеет отца, или деда, брат и сестра от одного отца или родной брат, или сестра, при наличности «асаба», согласно 4 п. ст.161, исключаются из числа наследников. 164. Отношение матери бывает трех родов: 1) получает 1/6 часть согласно 3 п. ст.151; 2) получает 1/3 часть 1 п. ст.150; и 3) если умерший, жена, то муж или муж, то жена, после получения своих частей мать получает из остального имущества 1/3 часть, это 3-е отношение бывает при двух обстоятельствах, например, если от умершего осталась жена, отец и мать, или осталось муж и отец, и мать, если при этих двух случаях вместо отца остался дед, мать получает 1/3 часть со всего имущества. 165. Бабушка, будь она со стороны матери или отца, одна или несколько, получают 1/6 часть согласно 4 п. ст.151, условие в том, что в истинности они должны быть одинаковы и в степенях, так как близкие по степени, устраняют дальних. 166. Упомянутые в 165 ст. бабушки все, при наличности матери, исключаются; бабушки со стороны отца, при наличности отца и деда исключаются; не исключается только мать отца и далее по восходящей линии, и получает наследство вместе с дедом, но бабушки со стороны матери исключаются только, при наличности матери, в других случаях не исключаются. 167. Наследники, которым доли не определены, имеются «асаба», они получают остаток, после того, как получат свои доли наследники «фразгеры» ст.142; если фразгерей нет, только они сами, то они получают все наследство, а если от наследников фразгерей ничего не останется, то «асаба» наследство не получает. 168. Асаба бывает разная, например, одни называются «асаба банафс» (наследник по собственному праву), без посредства другого, например, наследники мужского пола, которые могут дойти до наследодателя по происхождению и без посредства женского пола. Эти асабы делятся на четыре разряда: 1) члены от умершего, например, сын, сын сына и далее по нисхождению; 2)корни, отца, отец отца и далее по восхождению; 3) члены отца наследодателя, например, родной брат, брат от одного отца, сын родного брата, сын брата от одного отца и в таком порядке далее по нисхождению и 4) члены деда наследодателя, например, дядя прямой, дядя от одного отца, сын прямого дяди и сын дяди от одного отца и далее по нисхождению в объясненном порядке. 169. Асаба, некоторые называются «асаба-багаер», т.е. наследники женского пола достигают право асабы, при посредстве сонаследия наследников мужского пола. Это бывает четыре разряда: 1) дочь в месте с сыном; 2) дочь сына с сыном сына; 3) родная сестра с родным братом и 4) сестра от одного отца с братом от одного отца получают части, определенные для мужчин и женщин. 170. Асоба, некоторые называют «асаба-магальгаер», т.е. наследник женщина бывает наследницей когда есть другой наследник женщина, например, родная сестра или дочь сестры от одного отца, или в то время когда имеется дочь сына, и этим путем достигая право асабы получают остаток наследства после дочерей. 171. Асаба, собравшиеся вместе, равные в правах, получают наследство по числу лиц, например, если от одного сына один сын, а от одного сына десять сыновей, оставшееся наследство делится между ними 11 частей; одному сыну сына 1 часть, а сыновьям одного сына 10 частей. 172. Указанные выше наследники, которые из них ближе по степени родства наследодателю, эти получают; если кто из них ближе в двойной степени, получает раньше того, близость которого только на одну степень, например, родные от одного отца и матери имеют первенство против того который от одного отца. 173. Кроме наследников женского пола, указанных в ст.169 и 170, другие женщины наследниками асаба быть не могут, т.е. не могут получить наследства, если бы даже сонаследники их были асаба мужского пола, например, дядя и тетки. Оставшееся все наследство получит дядя, а тетке не следует. 174. Если указанные в 142 ст. наследники «Фарзгеры» пожелают раздела своих частей, то раздел этот бывает семи разрядов: 1) если они получают половину, то раздел производится из двух частей; 2) если получают ј часть – из 4 частей; 3) если получают 1/8 часть – из 8-ми частей; 4) если получают 2/3 или 1/3 – из 3-х частей; 5) если получают 1/6 часть из 6-ти частей; 6) если получают смешанно ј, 2/3, 1/3 и 1/6 части – из 12 частей и 7) если получают смешанно 1/8, 2/3, 1/3 и 1/6 части – из 24 частей производится. 175. Если суммы, указанные в разрядах для дележа, не будут соответствовать суммам частей, следуемых фаразгерам, то в этом случае следует собрать частей фарзгерей отдельно по разряду в один итог, что и разделить затем между ними, и эта сумма будет соответствовать их частям, чем и будут пополнены недостающие их части, и каждый из них получит то, что следует; например, если от кого-либо остались: жена, двое дочерей, отец и мать, а дележ указан из 24 частей, то жене следует согласно 148 ст. 3 части, двум дочерям согласно 1 п. ст.149-16 частей, отцу и матери каждый согласно 1 и 3 п. ст.151 по 4 части 8 частей, таким образом 24 не хватит, а потому дележ между ними должен быть из 27 частей. 176. При выдачи наследникам «фарзгерей», указанных по ст. 174 для раздела частей, если останется излишек то это должно быть выдано асабам, указанным в ст. 167, а если асабы нет, в этом случае разделяется между тех же фарзгерей согласно следуемым им частям; причем, если фарзгер будет муж или жена, то частям сего мужа или жены не добавляется. 177. После смерти наследодателя, если жена осталась беременная, то ребенок принимается за сына, и при разделе наследства оставляется на его долю часть мужчины. Если он родится живым, получает наследства, а если мертвым, не получает. О причинах уничтожающих права наследников. 178. Если кто из наследников убьет своего наследодателя, будь это убийство было умышленно или случайно, например, убийство произошло в то время, когда убийца имел намерение ударить чего-либо, но удар его попал наследодателю и последний умер, или убийство случилось в сонном состоянии что убийца задавил его, или же убийца, случайно откуда-нибудь упал на наследодателя и убил его, но как бы то ни было, убийца не может получить наследство от умершего. 179. Если наследник и наследодатель разных вероисповеданий, например, наследник мусульманин, а наследодатель другой веры или наоборот, то между ними унаследования один другому не допускается. 180. Если мусульманин перешел в другую веру, этим, наследство не пресекается, например, если женщина, переменившая религию, в этой вере скончалась, то наследство от нее получают ее наследники; если умер мужчина, переменивший религию, то имущество его приобретенное им в состоянии мусульманской религии, получают его наследники-мусульмане, а имущество, приобретенное им в состоянии в другой религии, наследники мусульмане получать не могут, а переходит оно в Бейтуль-мал, указанный в ст.209. 181. Переменивший религию не может получить наследство от кого бы это ему следовало, будь наследодатели его мусульмане или также переменившие религию. Лицам другого вероисповедания, получать друг от друга наследство, препятствия и запрещения нет. 182. «Хюджуб» - слово это имеет то значение, что оно указывает имеющегося человека без относительно того, что это человек получит сам наследство или нет, но он служит препятствием другому наследнику к получению наследства. Хюджуб бывает двух родов: 1) «Хюджуб нуксан» (уменьшение долю наследника) и 2) «Хюджуб хрман» (исключение наследника совсем), например, если есть дети и дети сына и далее по нисхождению, половинная часть мужа уменьшается на ј часть, жена получающая ј часть получает 1/8 часть, часть матери получающей 1/3 часть и часть отца получающий полностью уменьшается на 1/6 части. Эти получения называются «Хюджуб нуксан». 183. Хюджуб 2-й ст. 182, исключающий наследника совсем, к 6 наследникам не относится: 1) отцу, 2) матери, 3) сыну, 4) дочери, 5) мужу и 6) жене, кроме этих шести наследников, другим делает полное исключение, объяснено в ст. 185. 184. Близкий наследник дальних совсем отводит от получения наследства, а если дает, то дает то, что останется от своей доли, например, если есть сын, то сын сына не допускается, а если есть дочь, то сын сына получает то, что останется от дочери. 185. Если есть отец – деду, всем братьям и сестрам, если есть сын – детям сына, всем братьям и сестрам, если есть родной брат – братьям и сестрам от одного отца, если есть брат от одного отца – дяде и детям дяди, наследство не полагается. 186. За препятствием, изложенным в ст. ст. 178, 179, 180 и 181 обездоленные от наследства, не могут служить препятствием другим наследникам для получения своих долей. О родственниках, которые ни фарзгер и ни асаба. 187. Родственники, которые ни фарзгери и ни асаба, называются «Зауиль архам». Если у наследодателя нет наследников «фарзгерей» и «асаба», а если только родственники «Зауильархам» то они получают все его наследство, как это получили бы асаба указанные в 167 ст., если у наследодателя кроме мужа или жены не было бы других наследников, «Зауильархам» получают то, что останется от упомянутых мужа или жены. 188. Родственники Зауильархам, бывают четырех родов: 1) они достигают по происхождению наследодателя, например, дети дочери наследодателя или дети дочери сына наследодателя; 2) наследодатель достигает своим происхождением Зауильархамов, например, не прямые деды и бабушки (фасыд баба фасыд мама), 3) достигают происхождением до отца и до матери наследодателя, например, дочери братьев и дети сестер и 4) достигают происхождением до дедов и бабушек наследодателя, например, дяди и дети их со стороны матери и тетки и дети их, дяди и тетки и их дети (тага и хала), дядя собственный и дочери дяди от одного отца. Примечание: Фасыдом называют таких дедов и бабушек, например при расследовании происхождения к наследодателю со стороны деда, если будет обнаружено посредство женского пола, а при расследовании происхождения со стороны бабушки, если будет обнаружено посредство мужского пола, то эти деды и бабушки признаются «Джадды фасыд» и «Джадды фасыда» (не прямые, порочные, не настоящие, причинные, не действительные и проч.). 189. Зауильархам получает наследство, хотя они дальние, по степеням близости прежде получают 1-й степени, затем получают 2-й степени, затем получают 3-й степени, затем получают 4-й степени в порядке «асаба» (книги: Кафи и Алам Гери). О Зауильархамахъ 1-й степени. 190. Из Зауильархамов 1-й степени имеют преимущество те, которые ближе наследодателю, например, дочь дочери имеет преимущество над дочерью внучки. Если в степенях равны, то дети наследников имеют преимущество, будь эти наследники «Фарзгери» или «асаба», например, сын или дочь дочери сына, имеет преимущество над сыном и дочерью дочери, дочери. 191. Если в близости к умершему будут равны, если среди них не будет детей наследников, если все мужского или женского пола, получают между собой по ровной части, а если они смешанные, т.е. будут мужчины и женщины, например, если есть сын дочери или дочь дочери, или сын сына дочери своей дочери, или праправнучка по своей дочери, то в этом случае получают в частях, определенных для мужчин и женщин. (Сказание Имам Абуюсуфа и Иман Мухамедова). 192. Получение «Зауильархамом» наследства, Его священство Имам Абуюсуф рассматривает вопрос о личных правах наследство получателя, а Его священство Имам Мухамед берет численность наследства получателей и высшую основу их происхождения, т.е в корни. Так как ревоят, полученный им в отношении «Зауильархам» от Хазрета Имам Аъзам, имеет большое значение, то вопрос этот разрешен большинством в пользу сказаниям Имам Мухамеда, а потому по вопросам «Зауильархамов» надлежит руководствоваться ревоятом Имам Мухамеда (книги: Сыраджия и Аламъ гери). 193. Если есть правнучка, дочери и дочь сына дочери, то наследство делится на три части; одну часть получает правнучка, а две части получает дочь сына дочери, - это по сказаниям Его священства Имама Мухамеда, а Имам Абуюусуф говорит, следует дать обеим по ровной части. 194. Если есть дочь сына дочери сын дочери дочери, наследство делится на три части, то дочь сына дочери получает 2/3 части, а сын дочери дочери получает 1/3 часть. – Это по сказаниям Имама Мухамеда, а по сказаниям Имам Абуюсуфа наоборот, т.е. должны получить в частях, определенных для мужчин и женщин. 195. Если осталось от сына дочери двое дочерей, а от дочери дочери один сын, то наследство делится на пять частей; четыре части получают двое дочерей, а одну часть получает один сын (сказание Его священства Имама Мухамеда). 196. Если есть от дочери дочери и один сын и одна дочь, а от сына дочери один сын и одна дочь, то наследство делится на 9 частей; сын от дочери дочери получит две части, дочь одну часть; сын сына дочери получит четыре части, а дочь получит две части, - это по сказаниям Имам Мухамеда, а по сказаниям Имам Абуюсуфа наследство делится на шесть частей, т.е. они должны получить в частях, определенных для мужчин и женщин. О Зауильархамах 2-й степени. 197. Если есть Зауильархамы по 1-й степени, хотя и из дальних, то таковые по 2-й степени исключаются; таким образом 2-ые исключают третьих, 3-и исключают четвертых и т.д., так что один перед другим имеет преимущество первой степени. 198. Зауильархамы 2 степени составляют не прямые деды и бабушки (фасыд-баба и фасыд мама), которые из них ближе к наследодателю, будь они со стороны отца или матери, тот получает наследство, например, если есть мать и отец отца дочери, или отец, или мать, или отец, или мать отца матери отца, то все наследство получает отец или мать отца матери по степени близости. Посредство наследника и различия мужчины и женщины не имеют значения, если бы даже в степенях они были равны. 199. Между Зауильархамами 2-й степени наследодателем, будь имеется по некоторым или по всем посредство другого наследника или нет, значение не имеет, но по отношению Зауильархамов 1-й степени оно имеет значение, например, если были бы отец матери матери, или мать, или отец матери, или отец матери, или же мать, то они получают по равной части. 200. Если посредники, чрез которые Зауильархамы 2-й степени достигают к наследодателю, в равенстве вида мужского и женского пола, и одинаковые в близости в степенях, то наследство разделяется между ними по равной части, а если они разновидной близости, то близким со стороны отца по две части, а близким со стороны матери - по одной части. О Зауильархамах 3-й степени. 201. Зауильархамы 3-й степени бывают трех родов: 1) дочери родных братьев и дети родных сестер, потомки этих дочерей и детей; 2) дочери братьев от одного отца и дети сестер от одного отца потомки этих дочерей и детей; 3) потомки братьев и сестер от одной матери. Если есть Зауильархамы 1-го и 2-го родов, то принимается в соображение Зауильархамы, приведенные выше по 1-й степени, равенство их по степени близости, положение и степень посредничества другого наследника и разделы. Если же Зауильархамы в этих случаях представляются разнородностью и разновидностью, то Его священство Имам Мухамед обращает внимание на их численность, отдельных лиц и происхождению их в корни, например, дочь сестры имеет преимущество над дочерью дочери сестры, по близости дочь сына брата от одного отца, имеет преимущество дочери брата; если будут дочь и сын сестры наследниками, то в силу их посредничества получат в частях, определенных для мужчин и женщин. 202. Если будут Зауильархамы 3-й степени, приведенные в 3-м пункте, то наследство разделяется ст.201 между ними по равной части без различия пола. Зауильархамы 4-й степени. 203. Зауильархамы 4-й степени указаны в 4 п. ст. 186, если сего рода Зауильархамы соберутся, близость родства их одинакова, т.е. со стороны отца или со стороны матери, то кто из них окажется сильнее в близости, тот и получает, например, от одного отца и матери имеет преимущество против того, кто от одного отца, от одного отца имеет преимущество против того, кто от одной матери, будь они мужского или женского пола. 204. Если Зауильархамы 4-й степени в близости и в правах равны, получают в частях, определенных для мужчин и женщин, например, дяди и тетки со стороны матери, или от одного отца и матери или от одного отца или от одной матери (тага и хала) дяди и тетки; если близость их равнородная, например, некоторые со стороны отца, а некоторые со стороны матери, в этом случае без относительно близости выдается по две части лицам со стороны отца и по одной части лицам со стороны матери. 205. Потомки Зауильархамов 1, 3 и 4-й степени состоят в ведении их самих, а если их нет, то в этом случает изложенное для Зауильархамов правило распространяется и на их потомков. 206. Если нет наследников Зауильархамы, если умерший не имел мужа, или жены, то получает все его наследство человек, которому умерший дал слово «мавалят». Если есть муж или жена, то эти муж или жена прежде получают свои долевые части «Фарзгерей», а затем из остального наследства получают еще части, - или половину, или 1/4 часть, например, если муж – половину, или жена – 1/4 часть. Оставшееся после этого получает человек, которому дано слово «Мавалят». Причем если получивший слово мавалят мужчина получает ј часть, а если женщина 9/16 частей, остальные семь частей получает жена. Примечание: Слово Мавалят (посмертное обещание) заключается в том, что двое людей неизвестного происхождения дают друг другу взаимное слово получить одному после смерти другого оставшееся наследство. 207. Если нет человека, получившего слово «Мавалят»; если умерший при жизни признавал кого-либо братом или сестрой и умер, не отказываясь от своего слова, если происхождение их и не установлено было шариатом, то эти брат и сестра получают оставшееся от него наследство. 208. Если нет и таких признанных; если умерший завещал кому-либо все свое имущество, то тот его и получает. 209. Если нет и такого лица, которому умершим завещано его имущество, то оставшееся имущество переходит в Бейтульмаль на общественную пользу. Бейтульмаль - государственное учреждение, куда поступают всякие случайные доходы. 210. Неизвестные по происхождению, т.е. известного отца незаконного рождения дети - «Харам зада» (не чисто рожденные) признаются не имеющими отца, наследство их остается женам и детям и разделяется между наследниками со стороны матери по указанным в шариате правилам в общем порядке, как и для получения наследства. Владение при моментах смерти. 211. Положение это указано в ст.63. Человек в этом состоянии, если сделает по собственному желанию дарение или завещание на все свое имущество своему наследнику или чужому человеку, если у него не было других наследников, или были, и дали согласие, то дарение или завещание его действительно. Даренное или завещанное имущество будет собственностью наследника или чужого человека; заведывающие Бейтульмалем ст.209 оспаривать не могут. 212. Дарение бывает то, что можно получить сейчас же; завещание бывает то, что можно получить после смерти завещателя; дарение бывает действительным в том случае, если оно сделано в здравом уме и твердой памяти, согласие наследников не требуется. Для завещания согласие наследников необходимо, если оно сделано больше чем на 1/3 часть, хотя оно сделано при здравом уме и твердой памяти. Если завещание и дарение не превышает 1/3 части, согласие и не согласие наследников не имеет значения, если даже сделано в состоянии смертельной болезни, а если сделано в пользу кого-либо одного из наследников, согласие другие обязательно, в противном случае уничтожается. 213. Должник, имущество которого не покрывает его долгов, если сделает завещание во время смертельной болезни на своих наследников или передаст другому лицу в порядке, указанном в 224 ст., без согласия кредиторов, то кредиторы имеют право уничтожить таковое и взять на уплату долгов его. 214. Условие в том, чтобы даритель или завещатель был правоспособен, совершеннолетен и состоятелен; для получателей этого не требуется, допускается даже для детей в утробе матерей, в случае, если ребенок родится живым ст.177. Примечание: Если беременная женщина имеет мужа, и если она разрешится от бремени по прошествии шести месяцев после завещания, то завещанное ребенку не принадлежит, так как во время составления завещания пока еще зародыша ребенка в утробе матери не было и считается он зарожденным после составления завещания. 215. Можно завещать сады, земли и дворы доходов и поступления, на срок и бессрочно; тот, кому это завещано помимо завещания, имущество это присвоить не может. Размер доходов и поступления соразмеряется одной третью оставшегося наследства подобно другим завещаниям. Если завещание сделано для житья при каком-либо доме, тот, кому это завещано, пользуется жилищем сам, но другому отдать в аренду не может. 216. Исповедующий мусульманскую религию может делать завещание в пользу лиц другой религии кроме лиц, изменивших мусульманской религии. (Фатави имам Казыхан и Алям гери). 217. Завещание малолетних и не дееспособных считается не действительным, если оно не согласуется ст. 214. В случае, если таковое сделано ими во время малолетства и недееспособности, то по достижении совершеннолетия и правоспособности они должны подтвердить свое завещание, а противном случае завещание их не имеет значения. 218. Всякое завещание должно быть составлено по правилам и согласно шариата, или оно может быть дано просто своим признанием, но это признание, согласно 8 ст., должно быть дано при двух свидетелях мужчин или одного мужчины и двух женщин, что допускается шариатом. 219. Дарение, сделанное при смертельной болезни, признается наравне, как и завещание под руководством, - согласно ст.ст. 211, 212 и 213. 220. Состояние при смертельной болезни выяснено в ст. 63. Умерший в этом состоянии признается умершим в состоянии при смертельной болезни, а если он не умер и начал выздаравливать, то болезнь его смертельной не считается, и все действия его признаются как действия нормального человека. Примечание: Состояние женщин при родах признается состоянием как при смертельной болезни. 221. Если человек в состоянии смертельной болезни, из желания принести кому-либо пользу, совершить торговую сделку, т.е. продажу или покупку, если от этого больному будет убыток, то убыток этот имеет значение завещания, т.е. убыток этот превышает 1/3 часть наследства или нет, если не превышает, то наследники не могут претендовать, если превышает, то нужно согласие наследников. Убыток этот при рассмотрении дела ставится выше, чем дарение и завещание. 222. Признание бывает двух родов: 1) Ахбария (сообщение сведений прошедшего времени) и 2) Иншаия (настоящего времени), т.е. осуществление какого-либо дела теперь, сейчас, или осуществления в будущем. Эти два признания человека здравого ума и твердой памяти считается правильным, но завещания его исполняются согласно 212 ст. 223. Признание человека в состоянии при смертельной болезни как «Ахбария» в пользу других лиц относительно своих долгов и выдачей признаются, если бы даже на все свое имущество, но по выдачам, если известно, что они были выданы в данное время в настоящем болезненном состоянии, приводится в исполнение согласно 212 ст., а если таковые признания сделаны в пользу наследников, то требуется, чтобы другие наследники это подтвердили, если нет документов. 224. Признание «Иншаия» человека в состоянии при смертельной болезни, например, делать вакуф, дарение, пожертвование, поручительство, давать в аренду, покупки, продажи и другие действия, имеют значение как и завещание, приводится в исполнение в порядке, указанном в ст.ст. 211 и 212. 225. Если завещатель сделал завещание, указав все имущество в отдельности (численность), если некоторые виды имущества были не указанны в числе описанных, то таковые все таки принимаются как вошедшие в список, и завещание имеет действие и распространяется на все остальное имущество; причем, если завещание будет допущена 1/3 часть, то это не вошедшее имущество также берется в расчет. Если завещатель некоторые виды имущества выделил, то до них не касается. Но при исполнении завещания в одной трети отделенные виды имущества могут быть взяты в расчет для пополнения. Примечание: В состав всего имущества завещателя, входит и то имущество, которым владел завещатель после завещания до своей смерти. Но тот, которому сделано завещание, может или нет взять в свое распоряжение имущество, оказавшееся после завещания, вопрос может быть разрешен сообразно опеке, назначенной казием и желанием умершего. 226. Если завещатель сделал завещание на какую-либо часть своего имущества с определением известной доли, например, дома, сада, половину, больше или меньше; после завещания, если завещанное пропало, а осталось только часть того, из чего было завещано или осталось и того меньше, то тот, кому оно было завещано, имеет право получить оставшееся, согласно 211 и 212 ст. Примечание: Если завещанное пропало полностью, то получивший это завещание не может извлекать его из другого имущества. 227. Если завещатель из всего оставшегося от него имущества завещал какую-либо часть с определением доли, например, 1/3, 1/4 и 1/6 часть, или в размере доли одного сына и одной дочери, то в этом случае тот, кому это завещано, после смерти завещателя из оставшегося от него имущества получает долю; если это более одной трети, то надо для этого разрешение наследников, а если ему определена доля в размере одной части, получает ту сумму, если это согласуется ст.ст. 211 и 212. 228. Если завещаны доходы и поступления одного дома, то тот, кому это завещано, не может занимать под свою квартиру, должен отдать в аренду другому и пользоваться, а если завещано ему под квартиру, не может дать другому в аренду ст.215. Во всяком случае, исполняется желание завещателя, если она согласуется с шариатом. О завещаниях, которые могут быть уничтожены или нет. 229. Всякий завещатель во всякое время может отказаться и уничтожить свое завещание как указано в ст.131. Уничтожение может быть и словесно и письменно или изменением права владения завещанного, например, продажей, дарением другому лицу, радикальным видоизменением завещанного, так что оно примет после этого совсем другой вид; например, пшеницу в муку, муку в хлеб, материю в платье, вату в пряжу, пряжу в полотно, а пустую землю в сад, во всяком случае такие изменения и владения обозначают уничтожение завещания. 230. Если получивший завещание умрет раньше завещателя, завещание уничтожается. 231. Для завещанного предмета требуется условие, чтобы тот, кому сделано завещание, изъявил свое согласие после смерти завещателя; при жизни завещателя согласие получателя или не согласие, не имеет значения. Если после смерти завещателя помрет и тот, кому завещано, не изъявил ни согласия, ни желания, признается за согласие, и завещанное переходит к его наследникам, например, если одна вещь завещана двоим, если до смерти завещателя один из получателей умрет, то половина остается самому завещателю, а если помрет после завещателя, то половина завещателя остается наследникам умершего получателя, так как оставшийся в живых получатель никакого отношения не имеет к доле умершего получателя. 232. Для завещания надо чтобы получатель был жив, например, если завещатель сделает завещание на имя двух лиц, при том, если один из них в это время был умершим; если завещатель сделал, зная то, что он умер, все завещанное передается живому получателю; если он не знал, было поставлено ясное условие брать обоим по равной части, то живой получает половину завещателя. Если завещатель в таких словах написал, что при произношении имени одного, заключается во фразах, то понятие, что есть и другой получатель по этому завещанию, например, если было сказано, «получить вдвоем вместе с сказанным именем», в этом случае, получатель сказанного имени не может получить от завещателя более половины. Примечание: По завещанию ребенку в утробе матери, если родится двое, то оба получают по равной части, а если один из них родился мертвым, то живой получает все завещанное один. 233. Завещание, сделанное наследнику, не признается без разрешения других наследников после смерти завещателя. Будет наследник наследником или нет, это может быть выяснено только после смерти завещателя; например, если человек, считавшийся при составлении завещания не наследником, войдет он в число наследников во время смерти завещателя, то завещание будет считаться не действительным, а если считавшийся наследником во время завещания будет исключен из числа наследников во время смерти, завещание считается действительным; поэтому, если кто сделает завещание в пользу двух лиц, которые во время завещания в числе наследников не состояли, но после смерти завещателя кто-либо один из этих лиц вошел в число наследников, то в этом случае половину завещанного получает тот получатель, который не вошел в число наследников, а половина остается наследникам завещателя, так как получатель, вошедший в число наследников, получает только свою долю, аполностью не получает. Заключение. Вторая книга, заключающая в себе ст.ст.122 по 233 включительно, при проверке оказалось, что некоторые статьи в ней выяснены в первой книжке, некоторые показаны не полно и не правильно; некоторые показаны без основ и без правил, лишь в частичных толкованиях, а некоторые показаны не в том порядке как это установлено в корне. Вследствие чего все статьи проверены согласно нормам шариата по правилам и указаниям в книгах: Алям Гери, Радульмухтар, Бахрераик, Эхкам Шаргия Джамигульрамуз, Укуддурия, Бахрульманафик, Хидая шариф, Фатхуль кадыр, Кифая, Казыхан, Баззазия, Тахтави, Хайрия, Сираджия и Мир Сеид Шариф. 1) По мнению ученых и толкователей шариата Туркестанского края, изложенные статьи от 122 до 233 включительно, все согласны с шариатом. 2) Казии Туркестанского края в казийских производствах (судебных производствах) не расходятся в понятиях смысла означенных статей. 3) По понятиям их 122 до 233 статей исчерпывается право отношение сторон только по вопросам касательно данного случая, а если случаи по таким вопросам происходили при других обстоятельствах, то толкованиями этих статей вопрос не исчерпывается, так как в книгах шариата имеются специальные статьи и особые указания, учитывающие особенности того или иного случая. Дарение предметов, отдаваемых кому-либо даром 234. Предметы, отдаваемые даром, бывают разного рода: 1) (хиба) – дарение, которое дается кому-либо в знак уважения; 2) (хадия) подарок в честь кого-либо; 3) (садака) подаяние, в надежде получить за это возмездие; 4) (Ибаха) довольствие, которое дается кому-либо, чтобы есть и пить; 5) (Гарият) вещь, которая дается кому-либо для пользования на подержание, но она не изымается этим из владения хозяина; 6) (вакуф) пожертвование, как доброе дело, польза и поступления с которого предназначаются на какое-либо доброе дело; но вакуф после пожертвования из владения собственника отходит. 235. Хиба бывает двух видов, например, если кто-то дал кому-либо лошадь, а последний взамен лошади дает халат или другую вещь. Эта Хиба называется «Хиба-багауз» (дарение взамен даренного). Даритель называется «Вахиб», а получатель «Маухуб лях». На все то, что дается даром и совершается в присутствии казия, документа не требуется, но совершать таковые не возбраняется. Акты дарений бывают в том же порядке, как и другие акты, предложением и согласием, но оканчиваются получением в свое распоряжение получателем, будь это тот час или после, по желанию дарителя. По дарениям, после того как предложение состоялось, явного изъявления и согласия не требуется, получение считается согласием. Примечание: Дарение с отдарением хотя в начале и считается дарением, но впоследствии может принять оборот купли-продажи в делах «шафаат» и в других случаях. 236. Если малолетним и недееспособным заведывающие ими Валии, опекуны, заместители или надзиратели сделают какое-либо дарение, то для этого не требуется особого согласия или получения, достаточно того, что они сами примут по праву Валия и заместителей. 237. Условием считается, чтобы даритель был правоспособен, совершеннолетен и состоятелен, чего не требуется со стороны получателя. Согласие и получение со стороны недееспособных и малолетних, может быть изъявлено валием, или заведывающими, а если малолетний обладает способностью, может получить и сам. 238. Если подаренная вещь по какому-либо случаю находится в распоряжении у самого получателя или числится за ним, то кончается одним его согласием на получение, особого получения или предложения не требуется. 239. Предметы, которых в сущности нет, или такого рода вещи, например, масла в семенах: кунджут, зыгыр, рис в шале, пшено в просе и муку в пшенице, или сливки и масло в молоке, не могут быть подаренными. Условие в том, чтобы даримые вещи были его собственными и находились в его распоряжении. Вещи, находящиеся во временном пользовании, или на хранении у других лиц, дарить можно. Вещи, находящиеся в залоге или у вора или в захвате, или вещи, числящиеся у должников, дарить другому лицу не допускается, но допускается с тем условием, что если получение поручается самому получателю дареного путем взыскания. 240. Дарение не снятой с барана шерсти, не доенного из вымении коровы молока, не собранных с деревьев фруктов и т. п. предметов, не допускается, пока эти предметы не будут отделены и переданы; равно не допускается дарит дома, сундуки и лавки и находящиеся в них вещи, пока они не освобождены от того, что в них сложено, т.е. пока они не будут переданы совершенно свободными. 241. Не допускается дарение принадлежащей части, состоящей в общем имуществе, способном к разделу, без выделения, если бы даже получатель в этом имуществе состоял компаньоном. Дарение допускается по выделении или продажей за известную сумму с уступкой денег. Дарение вещей в частях, не способных к разделу, допускается при условии определения доли имеющейся общей массы. Примечание: Имущество, не подлежащего разделу, заключается в том, что оно после раздела может остаться бесполезным, например, лошадь, халат, мельница, баня, небольшой дом, лавка и т.п. 242. Если лица, численностью более одного человека, владеющие общим имуществом, пожелают общим соглашением подарить какому-либо одному человеку, то дарение допускается, но один человек одну вещь не может подарить без определения частей в этом предмете лицам численностью более одного человека, если получатели люди богатые, будь они малолетние или взрослые или в смешанном составе. Если такое дарение сделано в пользу бедных, то оно допускается; неопределенность частей вреда не делает. 243. По дарениям, если даритель или получатель скончается до получения дареного, то дарение последствий не имеет, например, дарение, которое давалось по поручению ст. 239, со взысканием, то если до получения даренного скончается даритель, дарение остается без последствий. 244. Если даритель сделает дарение с отдарением с условием, что, например, отдать ему за это известный предмет или уплатить его долги, или содержать его до смерти, то получатель обязан выполнить это условие. В противном случае даритель имеет право ему отказать, взять обратно. Если сделал дарение с условием, что получатель подаренное не должен выпустить из своих рук или в этом роде, то дарение считается действительным, а условие не имеет значения. 245. Если даритель поставил условием, что дареное принадлежит получателю в течение всей его жизни с тем, чтобы после его смерти оно принадлежало ему, дарителю, или его наследникам, то условие это не имеет значения; дареное считается собственностью получателя, а если будет поставлено условием, что если я помру, будет твоим, или наоборот, то такое дарение не действительно. 246. Дарение не откладывается на будущее время, например, если скажет, отдам тебе через месяц или год, это считается не действительным. 247. Если даритель поставит условием, что получатель дареного, доходы и поступления с даренного должен давать дарителю или должен расходовать по его указаниям, то дарение будет действительном, а условие неправильном (фасыд) (Книга Фатави камлия). 248. Даритель может отказаться, пока дареное не передано получателю. Запрещение имеет то значение, что даритель отказалься. Уничтожение после получения делается по соглашению дарителя и получателя. Если получатель не согласится, то даритель жалуется и уничтожается определением казия, если не будет ниже указанных препятствий, то даритель не может отказаться. 1) Если дарение состоялось восходящим или нисходящим родственникам. 2) Если состоялось между мужем и женой. 3) Если состоялось отдарением. 4) Если даренное увеличилось, например, постройкой или насаждением, худое животное было откормлено, самки забеременели, пшеница превращена в муку и т.п. увеличения. 5) Если от получателя даренное перешло или передано другому лицу. 6) Или в руках получателя уничтожено. 7) Или даритель или получатель кто-либо умер. Во всяком случае в этих семи случаях отказательство не допускается. Примечание: Если должнику будет подарено то, что за ним числится, или получатель дарения бедный человек, то по такому дарению отказываться не допускается. О Шафаате 249. Шафаат (соседство), заключается в том, что если кто-либо купил какое-либо недвижимое имущество, если купивший был посторонний, т. е. он не был соседом к этому имуществу, если и был, но был по степени ниже соседа, имеющего на это право, ст. 250. В этом случае проданное имущество по той оценке может купить Шафиг (сосед), имеющий право на Шафаат. Примечание: Если имущество на имущество променяно, то в этом случае соседи, до кого это надлежит, имеют право купить эти имущества по стоимости их. 250. Степени соседей: 1) Сосед, если он имеет свою неопределенную часть в общем проданном или промененном имуществе; 2) сосед по воде, т.е. если имущество соседа на одном частном арыке с проданным имуществом по водопользованию; 3) сосед по дороге, т.е. имущество соседа и проданное имущество имели сообщение по одной частной улице; 4) если сосед имел смежное имущество с проданным имуществом. 251. Если сосед имел свое право (Шафаат) во время продажи соседнего имущества, то такое у него должно быть сохранено во время спора, и во время определения казием, например, если кто-либо во время продажи имущества не имел право на шафаат, а приобрел таковое после или если и имел, но во время спора или во время определения казием будет его право уничтожено; например, если свое имущество или свою часть продаст, лишается своего права на шафаат. Примечание: Если имущество соседа отдано в аренду или заложено; если оно не перешло от него другому в окончательной форме, это не служит препятствием на право шафаат. 252. Если требующих по праву шафаат несколько человек, равных по степеням, то все они берут это имущество, разделив его по числу по ровной части. Право их на долевые части по степеням шафаата, не распространяется. 253. На казенное и вакуфное имущество право шафаата не допускается и на оборот. Если имущество соседа не свое, а находится у него в залоге или в аренде или по какому-либо другому случаю, то он претендовать на право шафаат не может. 254. Если проданное имущество было сторговано в долг, то сосед по праву шафаат не может приобрести его на тех же условиях с платой покупной суммы через известный срок. В случае определения казием имущество передано в пользу соседа, плата обязательно должна быть сразу. 255. Сколько бы ни было соседей всякого проданного имущества, но каждый из них предъявляет иск в полном его объеме; если иски будут предъявлены на части его по их соображениям т.е. на половину, больше или меньше, то право на шафаат лишаются. Или кто-либо по праву шафаат предъявил иск, пригласив себе в компанию лица, не имеющего права шафаата, лишается своего права. 256. Право шафаат имеет то значение, что оно лишает посторонних лиц быть соседом или компаньоном, а потому имеющий право на шафаат, если до определения казия нарушит то значение шафаата, пригласив себе в компанию постороннего человека по поводу проданного имушества, то он этим лишается своего права и это считается, что он как бы отказался от своего права. 257. Если какое-либо имущество перешло кому-либо не путем мены, продажи или взамен товара и денег, а путем махара, наследства или дарением, то сосед не может возбудить иск шафаата, если дарение не было отдарение, а если было отдарением, то это принимается как сделка о купли и продажи и допускает право шафаата. 258. Если кто-либо подарил свое имущество с условием отдарения, если пока это не исполнилось, т.е. получатель не получил дареное, а даритель не получил отдарение, то иск по праву шафаата не действует. По продажам, получено это имущество или нет, условием препятствия шафаату не служит. 259. Если кто-либо продал свое имущество с условием, что они еще подумают об этом, условие это пока не уничтожено, шафаат не действует до снятия его. 260. Не допускается право шафаата на имущество, перешедшее жене в махар, а если то самое имущество перешло ей в махар по определенной оценке, право шафаата действует. 261. Если сторгованно несколько отдельных имуществ; в этом случае если сосед имел право шафаата только на одною, а на других не имел, то он может предъявить иск только на то, на которое имеет право, а по отношению других он имеет значение постороннего человека. 262. Если сосед, по праву шафаата, по некоторым частям проданного имущества лишился своего права, то это имеет значение, что он лишился его по всем частям, например, если одно имущество продано в частях, то раз в одной его части лишился право шафаата, на другие части одинаково лишается. Об осуществлении права Шафаата 263. Для осуществления права шафаата, требуется проявить следующие действия: 1) После того как будет известно о продаже имущества кому и за какую сумму, то в тот же момент надлежит соседу предъявить свое право шафаат, купить это имущество. Это требование называется «Мавесиба», 2) Если имущество находится в руках продавца, то к нему, или находится у покупщика или не перешло еще ему, то к нему или к тому месту где продажа состоялась. Сосед должен явиться и заявить находящимся лицам, что бы они были свидетели, что он желает купить сам по праву шафаат это сторгованное имущество; это требование называется «Ашхад» (свидетельство). 3) После двух этих требований, если покупщик не уступит купленное имущество, то сосед должен обратиться к казию об отобрании, это требование называется «Хусумат» (претензия). 264. Сосед, ст. 263 должен предъявлять первое требование, как только услышал, 2-е требование, при возможности и 3-е требование, до истечения одного месяца; если им не будет исполнено это в свое время без шариатных причин, то он теряет право шафаата. 265. В случае если сосед находится под заключением или в стороне, при невозможности предъявления требования 2-го пункта, может быть это предъявлено письменно или по доверенности, но требование 3-го пункта, будь на лицо или в отлучке, может быть предъявлено по доверенности. 266. Если между соседом и покупщиком имущества будет разногласие в цене, например, покупщик заявит одну цену, а сосед другую не соглашаясь с заявлением и ценой в документе покупщика, то дело решается об этом разногласии определением казия. 267. По разборе дела о шафаате, если будет найдено, что имущество должно быть присуждено в пользу соседа, если последний согласно 254 ст. не приготовит денег, казий может дать по шариату отсрочку, а если в назначенный казием срок деньги не будут представлены, право соседа шафаат уничтожается. 268. Если сосед по своему праву шафаат войдет в соглашение или в сделку с покупщиком и они окончат дело это между собой, то сосед после этого не может пользоваться правом шафаата. 269. Если сосед имея сведения что имущество продано за известную сумму и зная что этот человек добрый или по причине того, что цена высокая, он не предъявлял свое право шафаат, а потом выяснилось что купивший совсем другой человек и цена была дешевая, то в этом случае право иска согласно 264 статье по шафаату может быть восстановлено, причем если будет разногласие в цене, то это должно быть выяснено согласно 266 ст. 270. Право соседа на шафаат не переходит по наследству; например, если сосед проданного имущества умер во время производства у казия до решения дела, то наследники его продолжать это дело не могут ст. 251, так они получили право на наследство после смерти шафия, а продажа состоялась раньше. 271. Если по продаже некоторого имущества, соседи по праву шафаат малолетние, или недееспособные, то в этом случае, в их интересах возбуждают дело о шафаат валии их, опекуны или заместители в общем порядке, указанном вообще о шафаате, а если они не возбудят, то малолетние по достижении совершеннолетия и правоспособности, не могут возбуждать право о шафаате. Примечание: Если у малолетних и недееспособных вследствие того что у них не было заведывающих, право о шафаате не было возбуждено, то они по достижении совершеннолетия и правоспособности могут возбудить. 272. Имущество, находящееся в чьих-нибудь руках в качестве залога, аренды или по другому случаю, через некоторое время, если перешло в его собственность по продаже, то это обстоятельство не лишает соседа права шафаата. Купивший не может сказать, что это противоречит ст. 256. 273. Проданное имущество переходит во владение соседа по праву шафаат или передачи его купившим, или передачей по решению казия. Доходы, полученные с него до перехода его во владение соседа, принадлежат покупщику, а полученные после решения казия до передачи его во владение соседа, принадлежат последнему. 274. Кто-либо им купленное имущество если перепродал другому человеку, то сосед имеет право предъявит иск о шафаате на кого из двух угодно. Распоряжение покупщика об этом имуществе как-то вакуф (пожертвовании), дарении или завещании, не могут служить препятствием к предъявлением на него иска о шафаате, так как если имущество будет присуждено в пользу соседа, то распоряжения покупщика уничтожаются. 275. Если при продаже данного имущества цена его уже была определена; затем после этого продавец если сделает покупщику известную уступку в цене, то сосед по праву шафаата может требовать купить это имущество по уступленной цене. Если кто-либо, желая скрыть от соседа, оставил небольшую часть из проданного имущества со стороны прилегающей к соседу, то эта часть служит препятствием соседу возбудить иск о шафаат, если сосед подходит под п.4 ст. 250. О правах собственности 276. По смыслу шариата, всякое имущество, находящиеся в руках у кого бы то ни было не временно и состоящее в полном его распоряжении, считается его собственностью. Имущество, добытое путем, запрещенным шариатом, нельзя считать шариатным, например, воровством, насилием, взяткой, игрой (кумор) и.т.п. путями, предметы указанные в 31 ст. хотя лицам других исповеданий принимаются за имущество, но по шариату имуществом не считается. 277. Право быть собственником, или иметь право на владение приобретается путем шариатным правоотношением, например, куплей и продажей или другими путями, указанными в шариате, завещаниями, дарениями, махрми, наследствами и т.п. путями. 278. Собственнику по праву владения имуществом ст.277, доказывать свое право по шариату о том, что он владелец данного имущества давностью не воспрещается, если оно было приостановлено по шариатным причинам. Если владелец, не имея шариатных причин, пропустил 15 лет, то требование его осложняется препятствием, так как это уже имеет значение, что человек свою собственность сам потерял. Но в тех случаях, если ответчик его сам признает или требование его по праву наследства, то давность на это не распространяется, хотя прошло более 15 лет. По общественным делам и его принадлежностям давность значения не имеет, например дороги, пастбища и проч. Примечание: Давность не допускается по спорам и искам о наследстве между самими наследниками, а если спор о наследстве будет возбужден наследниками против лиц, не имеющих отношения до их наследства, причем если без шариатных причин пропущено 15 лет, то требование их не имеет значения. 279. Имущество всякого человека находится у него в своих руках и в собственном его распоряжении; переход его другому лицу бывает с согласия и по собственному желанию владельца. Без решения шариатного определения не допускается касаться имущества, находящегося в руках и распоряжении другого лица. Если кто путем насилия или другим нелегальным способом завладеет чужим имуществом, то это имущество, если оно в наличии,, или если нет его, то стоимость его по требованию потерпевшего, согласно шариата, отбирается решением казия и передается по принадлежности. Если в таких случаях потерпевший пропустил 15 лет без причин, допускаемых шариатом, то требование его спустя это время, значения не имеет. О разных шариатных актах 280. Владение и распоряжение собственным достоянием людей, состоящих под запрещением «Махджури» т.е. не правоспособных, не признаются. Махджуры бывают двух родов: 1) лица, на которых налагается запрещение самим шариатом, например малолетние и недееспособные и 2) лица, на которых налагается запрещение, например, должник или юродивые. Примечание: Юродивые или полуумные, которые не понимая свою пользу, поддаются обманам и расточают свое достояние. 281. Если совершит акт, не имеющий на то право ст. 280, в состоянии «махджур», то акт, если касается он малолетних и недееспособных, требуется на то согласие валия, опекуна или заместителя, в противном случае он будет недействителен, если одна из сторон пожелает уничтожения, то оно должно быть судом казия. 282. Имеющий право совершить акты, со своей стороны, имеет совершить таковые согласно шариата какие угодно. Совершающий акт за другого, совершает таковой в силу имеющегося у него права. Запрещается совершать акты сверх своего уполномочия, например, доверенные, валии, опекуны, заместители и надзиратели; если несмотря на запрещение, будет совершен какой-нибудь убыточный акт, таковой признается недействительным. Примечание: акты бывают трех родов: 1) «Зарар махз» (весь убыток); 2) «Файда махз» (весь в пользу) и 3) Средний между убытком и пользой. Акты, упомянутые в ст. ст. 281 и 282, подразумеваются суть акты 3-го рода. Акты 2-го рода считаются действительными, если б даже заведывающие и не давали согласия. Акты 1-го рода считаются недействительными, если б и давали согласие (Книга Ахкам Шаргия). О хранениях 283. Если чье-либо имущество, соответствующее ст. ст. 276 277, находится в руках и распоряжении у кого-нибудь, т.е. на хранении или в пользовании, то находящееся в качестве хранения, называется «Вудигат», а находящееся в пользовании в интересах выгоды, называется «Ариет», вообще и другими разными названиями, смотря по тому, как стороны соглашались на это. По хранениям требуется соглашение отдавателя и принимателя «Иджаб и кабул» (предложение и согласие), эти слова могут быть и не сказаны, достаточно того, что они были понятны из предложения, не требуется для этого ни свидетельствования ни документа, но по желанию их может быть; в случае если подобного рода хранения, по причинам какого-либо несчастья погибнут, то, по правилам шариата, если хранитель не был причиной к тому, не отвечает за них, а в противном случае не освобождается от ответственности. Об актах по покупкам и продажам. 284. Покупка и продажа производятся по шариату между людьми правоспособными, по соглашению сторон: если покупатель и продавец в этой операции действуют от себя лично, то предметы покупок и продаж, согласно ст. ст. 276 и 277, у них должны быть собственные, а если они уполномочены на это от других лиц, то предназначенные вещи или имущество у тех быть должно. 285. «Бейг» (продажа) имеет значение менять предмет на предмет, отдаваемый предмет называется «сямянь» (деньги), получаемый предмет называется «Мябиг» (купленное). Такого рода продажа бывает разного наименования. Например, если товар на товар, называется «Моговиза», если имущество на имущество – «Мубадиля», если деньги на деньги – «Сарф», под словом «сарф» разумеется здесь меняло (сарраф), если продажа состоялась на наличные деньги с тем чтобы проданное отдать после т.е. деньги вперед под проданное, называется «Сялям», если проданное на лицо а деньги после, если сделка эта будет окончательная называется «Катги», если продажа состоялась на известный срок с тем, чтобы по истечении срока покупщик обязан возвратить купленное, называется «Бейгиджаиз» т.е. залоговое. По указанным здесь продажам в специальных для этого шариатных книгах имеются особые условия, то продажа состоявшаяся с соблюдением всех условий считается «Бейги сахих» (чистая продажа), в противном случае бывает или «Фасыд» или «Батыл». «Бейги сахих» (чистая продажа), под этим словом называется та продажа, по которой были выполнены все условия и по такой продаже «Иджаб и Кабул» (предложением продавца и согласием покупщика) проданное переходит в собственность покупщика, а деньги - в собственность продавца. «Бейги батыл» никаких условий не приемлет, например, это предметы, которые шариат не считает товаром. «Бейги фасыд» хотя сама продажа считается действительной, но некоторые стороны этой продажи страдают недостатком, но по исправлении она может быть принята правильно. Примечание: По доведении продажи до степени «Бейги сахих» т.е. до окончательной формы, стороны без общего соглашения нарушить не могут, не требуется условием для того чтобы всякая продажа или покупка была совершена при свидетелях или в присутствии казия. 286. Акт об отдачи под наем «Иджара» (аренда) заключается в том, что лицо, обладающее само собой со всеми правами и способностями, предоставляет лично себя, или свое имущество кому-либо на пользование взамен известной определенной платы. Не требуется, чтобы, отдаваемое или плата за него были сейчас же переданы сторонам; это исполнятся в условленное время, но начало или конец найма должно быть ясно определено. После установления такого шариатного акта между сторонами об аренде, одна сторона по собственному желанию не может нарушить этот акт без шариатных причин. Арендатор арендуемого предмета в течение срока может отдать другим в аренду или для пользования. Но он не может владеть более того, на что имеет право. Если будет нанесен какой-либо ущерб арендуемому предмету, по независимым обстоятельствам со стороны арендатора, то он за это не отвечает. Если случится ущерб в то время, когда арендуемое находилось в аренде или в пользовании у третьих лиц от арендатора, то по шариату отвечает за это последний. 287. «Арият» (пользование) заключается в том, что кто-либо отдает свое собственное имущество кому-нибудь на пользование на срок или бессрочно. Получатель пользуется этим имуществом согласно условиям владельца. Владелец бывает вправе взять его обратно, когда пожелает, если б даже срок пользования и не кончился, но если предмет, находящийся в пользовании, заключается в недвижимом имуществе и имеется на нем постройки, то владелец, отбирающий свое имущество до срока, убытки пользующегося, причиняемые ему при очистке имущества, обязан платить; за такие убытки после срока не отвечал бы (Книга Моджма гуль анхур). О долгах 288. «Карз» (долг). Если кто-либо для собственной нужды взял от кого-нибудь известную сумму денег, пшеницу или ячмень и т.п. предметы с обязательством возвратить или по какому либо случаю по сделкам между двух лиц что-либо было возвратить, это называется «Карз». Должник может быть по документам и по другим причинам и без них, и может быть по соглашению сторон, заимодавца и получателя. Бывает и по залогам и без залога, срочный и без срока. Должник имеет право платить свой долг когда ему угодно и до срока; если долг был с процентами, то часть процента за время до срока, отчисляется, согласия кредитора на это не требуется. Кредитор имеет правотребовать только то, что он сам давал, по бессрочным долгам, когда ему угодно, а по срочным - по окончании срока. Брать как процент сверх того, что ему следует, считается «харам» (не чистым), если б даже должник дал по собственному желанию, будь кредитор малолетний или взрослый, безразлично. «Хайляи-шарги» (обход шариата). Если сделан обход шариата такого рода, что при выдачи денег или другого предмета, кредитор покупает от должника какую-либо вещь его за сумму выданного предмета, затем эту вещь продает самому же должнику с наложением суммы процента, какую он обыкновенно получает за известную сумму, например, если он получает 10 руб. за процент 100 в год, то он покупает у должника халат или лошадь за 100 руб., а затем тут же продает ему обратно за 110 руб., которые должник обязывается уплатить их через год, в этом случае получаемые 10 руб. проценты считаются чистыми (книга Фсуль-гимады и Анкарави). 289. Залоги отдаваемые должником кредитору бывают двух видов, один «Рахан» то что должник дает кредитору свои некоторые вещи или имущество в обеспечение долга, будь долг срочный или без срока, а другой «Бейги джаиз», что должник некоторые вещи или имущество свое продает кредитору в обеспечение долга на срок с тем условием, что он, должен выкупить его по истечению условленного срока. Вещь состоящую в общем владении нельзя давать в залог «Рахан», можно давать в залог «Бейги джаиз». Залогоприниматель не может пользоваться заложенным предметом без позволения залогодателя. Должник не может продать другому лицу заложенное имущество без освобождения его от залога и без согласия кредитора. Если должник заложил свое имущество с условием, что в случае если он в известный срок не выкупит свое имущество, оно окончательно должно перейти в уплату долга в собственность кредитора, то без особого торга оно не переходит. Если должник скончался, ждать окончания срока не требуется, а если скончается кредитор, то наследники его ждать должны окончания срока. 290. Поручительство бывает двояко; одно за личность, с тем чтобы доставлять его суду и в другие места, всегда, каждый раз и один раз, по желанию поручителя, а другое, поручитель принимает на себя обязательство уплатить за кого-нибудь долг, или по другим сделкам долга пользу кредитора. В этих случаях поручители являются лично ответственным лицом. Кредитор и другие лица, имеющие право получить, имеют право требовать свое или от должника или от поручителя, или от обоих вместе. Если кредитор получил от должника или вошел с ним в сделку, то от поручателя требовать не может, а если получит от поручителя, то сей последний получает от должника, если он был поручителем по просьбе должника, а если уплатил по собственному желанию, то не может требовать. Если умерший должник оставил имущество в руках наследников, то они могут поручиться тем, что уплаченные кредитору деньги они получат из наследства, а поручительство их когда им ничего не осталось, то их поручительство считается недействительным (книга Алам гери). Примечание |