исламское право. Учебник для вузов рекомендован Министерством высшего и среднего
Скачать 2.03 Mb.
|
ГЛАВА 11 РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВЛИ, ФИНАНСОВ И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ 11.1. Исламское право о купле-продаже Торговля – одно из самых распространенных занятий на Востоке. Поэтому в своде исламских законов вопросы торговли детально разработаны. Исламское право требует от людей, занимающихся торговлей, следующих знаний критериев: 1) знать правила торговли; 2) не выделять мусульман среди покупателей; 3) не проявлять суровости в отношении цен на товары; 4) идти навстречу человеку, с которым заключена торговая сделка в случае, если тот раздумает и попросит аннулировать эту сделку. А еще торговец должен быть совершеннолетним, в здравом уме и небезрассудным. Богатство свое он не должен тратить на безрассудные дела. Должен иметь твердое намерение заняться торговым делом. Вести торговые сделки с несовершеннолетними детьми шариат запрещает даже в том случае, если родители этих детей дали на это свое согласие. Однако мусульманское право не возражает, если несовершеннолетний окажется посредником между покупателем и продавцом. Торговлю-обмен регулируют следующие пять принципов: 1) объем, количество, вес или мера товара должны быть известны; 2) передавать товар при обмене нужно непосредственно в руки покупателя (например, если обменена лошадь и она убежала, сделка считается недействительной); 3) товар, который предложен в обмен на другой, должен отличаться от последнего (бессмысленно менять одинаковые товары); 4) товар, оставленный в качестве залога, не для замены другим товаром, без разрешения владельца продавать запрещается; 5) товар разрешается передавать и для покрытия долгов или для расчета при оплате различных услуг. Согласно нормам мусульманского права разрешается продавать имущество, сданное в аренду, но арендатор сохраняет право держать это имущество (мульк) до истечения срока аренды. Новый владелец может аннулировать торговую сделку, если срок аренды его не устраивает. Торговая сделка между покупателем и продавцом закрепляется чтением формулы юридического акта (сига). Продающий говорит: «Продал товар на такую-то сумму». Покупатель отвечает: «Купил товар на такую-то сумму». Купля-продажа осуществляется за деньги или товар или в кредит. При покупке товара в кредит необходимо указать срок возврата долга. Если должник скончался до истечения срока возврата своего долга, должниками становятся наследники покойного. Если должник не в состоянии возвратить долг в назначенный срок, шариат предлагает продлить этот срок, дать возможность должнику расплатиться. Мусульманское право запрещает продавать товары или услуги в кредит без определения цены. Продавать товары в кредит по завышенной цене также не разрешается. Продажа чужого товара без разрешения владельца считается недействительной. Торговые сделки аннулируются при наличии одиннадцати условий: 1) хияр ал-Маджлис – право расторжения торговой сделки сторонами, пока они не покинули место, где сделка заключалась, т.е. разрешается аннулирование сделки, пока стороны не разошлись; 2) хияр ал-габн – в торговой сделке обнаружен обман (габн); 3) хияр аш-шарт – в торговой сделке имеется условие (шарт), что обе стороны (или одна) имеют право расторгнуть договор; 4) хияр ат-тадис – при сделке допущена фальсификация; 5) хияр ат-тахаллоф аш-шарт – при заключении торгового договора продавец или покупатель поставили какое-то условие, без выполнения которого сделка аннулируется; 6) хияр ал-айб – право расторжения торговой сделки вследствие обнаружения недостатков (айб) или недоброкачественности товара; 7) хияр аш-ширкат – право расторжения торгового договора с торговой компанией. Аннулирование торговой сделки в случае, если обнаружено, что часть проданного товара принадлежит другому лицу, не согласному со сделкой. Тогда покупатель имеет право расторгнуть договор или же получить деньги за товар; 8) хияр ар-руят – договор по лицезрению. В данном случае речь идет о следующем виде аннулирования торговой сделки. При заключении договора продавец описывает товар, который покупатель не видит сам. Затем обнаруживается, что описание не соответствует действительности. В такой ситуации клиент имеет право расторгнуть торговую сделку или потребовать замены купленного товара; 9) хияр ат-таахир – отсрочка вручения товара. Если покупатель заключил сделку с продавцом, по которой обязался взять у него товар за наличные деньги, но не представил их в течение трех дней, продавец имеет право расторгнуть сделку, поскольку покупатель не ставил условия об отсрочке платы за товар. В случае, если имеют дело со скоропортящимися продуктами, сделка может быть расторгнута и к концу первого дня; 10) хияр ал-хейван – расторжение торговой сделки по истечении трех дней, если вместо определенного животного продано или передано взамен другое животное; 11) хияр ат-таазур ат-таслим – право расторжения торговой сделки вследствие невозможности вручения товара покупателю (например, если проданная лошадь убежала). Характерно, что люди на Востоке с древнейших времен и до наших дней судили и судят о благополучии жителей городов по уровню изобилия и оживленности в рыночных центрах. Мусульмане всегда умели и любили торговать. Поэтому в своде мусульманских законов вопросы торговли детально разработаны1 . Швейцарский востоковед Адам Мец в книге, посвященной истории культуры арабского халифата III-IV вв. хиджры (IX-X вв.н.э.), в главе «Торговля» писал, что мусульманская торговля «стала хозяйкой в своем доме, во все стороны шли ее суда и караваны, она заняла ведущее место в мировой торговле»1. Исламское право не допускает произвольного аннулирования торговой сделки. Для этого должно быть основание. В четырех случаях покупатель не имеет права поднимать вопрос о расторжении торгового договора вследствие некачественности купленного товара: 1) если при покупке клиент знал о дефекте товара; 2) если он заведомо согласился купить товар с дефектом; 3) если при покупке товара покупатель заявил, что в случае обнаружения дефекта не будет предъявлять иск и требовать сумму за дефектность; 4) если при продаже товара покупатель был поставлен в известность о данном дефекте. Но если он обнаружит другие дефекты товара, о которых не сообщил продавец, покупатель имеет право расторгнуть сделку или потребовать сумму за дефектность2. В исламском праве торговля рассматривается как один из основных источников дохода государства. Поэтому торговля всячески поощрялась верховными властями мусульманских государств. И не случайно еще на заре ислама, когда была создана первая мусульманская община в Медине, вопросам торговли Мухаммад уделял особое внимание. «Торговые компании в странах Ближнего и Среднего Востока в средние века были очень распространены, - пишет Г. Неклесса. – некоторые из них являлись мощными объединениями купеческого капитала, державшими в своих руках караванную торговлю в этих странах. Люди умели торговать, и они в те давние времена прекрасно понимали термины, которыми мы пользуемся сегодня, возрождая рыночные отношения. Тогда торговые компании имели во многих городах свои караван-сараи, служившие одновременно гостиницами для приезжих купцов, складами товаров и местами заключения крупных оптовых торговых сделок при посредстве маклера – даллаль»3. Сделки оплачивались чеками. По чекам (чек - слово персидского происхождения) можно было получить полноценную сумму монетой не только на месте заключения сделки, но и в других городах. Арабский историк Абу Шуджа ар-Рудвари (XI в.) свидетельствует: чеки, выданные некоторыми торговыми компаниями в Магрибе, оплачивались в восточных областях Халифата быстрее, чем шло поступление хараджа в казну1. 11.2. Исламское право о правилах погашения долга, о правах и поручительствах, гарантии и хранении. Правила убоя животных, охоты и рыболовства. Начнем с последнего. Следует отметить, что пищевые запреты и связанные с ними законы являются одним из главных вопросов в деле изучения специфики ислама и бытовой жизни мусульман. Шариат требует, чтобы диких и домашних животных и птиц, считающихся съедобными, принимали в пищу лишь после убоя их по специальным правилам. Нельзя охотиться (и мясо их считается запретным) на детенышей диких животных и птиц, которые еще не могут бегать и летать. Шариат требует, чтобы при забое животных полностью разрезались четыре большие жилы на его шее. Если подрезать только две из них, то это считается нарушением правил забоя. Шариат устанавливает особые правила убоя верблюда. Кроме пяти обязательных условий здесь есть еще и дополнительные. Шариат устанавливает пять условий охоты на диких животных, шесть условий при использовании собаки на охоте, условия ловли рыбы. Нормы исламского права строго регламентируют торгово-экономические и долговые отношения между мусульманами. Давать в долг считается делом благородным, одобряемым шариатом. В Коране и Сунне по этому поводу содержатся многочисленные указания. Так, например, в одном из достоверных хадисов говорится: «Кто даст в долг своему брату-мусульманину, увеличит свое богатство, ангелы пошлют ему свою милость. Если кто-либо обходится вежливо со своим должником, в Судный день пройдет через сират (мост, перекинутый через ад) мгновенно и без всяких допросов. Если же кто-то откажет дать в долг своему брату- мусульманину, тому доступ в рай запрещен.»1. В соответствии с традициями ислама идеалом современного мусульманина провозглашается Пророк Мухаммад. Ссылки на его личный пример, успехи в возвеличивании исламского вероучения тесным образом увязываются с тем, что Мухаммад неустанно искал истину, был храбр в бою, усерден в труде. Правдивость, уважение к правам других людей, честность в ведении торговых дел, в обязательственном праве, упорство в труде, милосердие – все это рассматривается как черта истинного мусульманина. Вместе с тем, если срок возврата денежной суммы определен, должник обязан вернуть ее в срок, но дающий в долг не должен требовать этого раньше истечения срока. Задерживать без причины отдачу долга исламское право считается греховным поступком. В то же время, если должник, кроме дома, в котором живет, и необходимых домашних принадлежностей, ничего другого не имеет, кредитор не может требовать свой долг и обязан терпеливо ждать его возврата. Если должник не в состоянии вернуть свой долг, он имеет возможность трудиться, он обязан вернуть кредитору долг своим трудом. Если должник потерял своего кредитора, он может найти его, исламское право не допускает присвоение должником долга, но предписывает раздать его бедным. Если должник занял определенную сумму золотом или серебром, а после этого повысились или понизились цены, счет возврата согласуется между должником и кредитором2. Кредитор имеет право поручить своему доверенному лицу получить одолженную сумму от должника. Получив долг, доверенное лицо само превращается в должника по отношению к данному кредитору, и последний теряет право требовать долг от первого должника. Если должник часть своего имущества оставляет в качестве залога у кредитора, то в случае не возвращения долга шариат дает право кредитору присваивать, высчитывать и удерживать из данного в залог данного в долг. В качестве залога можно оставлять вещи или имущество, которое можно продать, купить и использовать с точки зрения исламского права. Должник обязан оставлять у кредитора в основном что-либо из своего имущества или же из имущества другого по разрешению владельца. Кредитор и должник не имеют права продавать, и дарить имущество, оставленное в качестве залога, без согласия владельца. В случае, когда кредитор по разрешению должника продал залог, приобретенные деньги тоже считаются залогом. Если по истечении срока должник не возвращает долга, кредитор может использовать оставленный ему залог, однако исламское право советует делать это лишь по разрешению суда, что связано со стремлением исламского права не допустить конфликта между кредитором и должником. При этом мусульманин-кредитор должен отвечать перед Всевышним зато, насколько он справедлив и добродетелен по отношению к должнику. В свою очередь и должник не должен злоупотреблять доверием кредитора. Словом, их отношения должны строиться на основе установленных прав и обязанностей. Следует сказать и о правилах поручительства, гарантий и хранения, которым отводится значительное место в Исламском праве. Если, например, кто-то желает стать поручителем (замином) и заявляет кредитору, что готов взять на себя ответственность по возвращению долга вместо должника, то при согласии кредитора согласия должника не требуется. Такого рода дела в практике исламского права не имеют аналогии в системе юриспруденции Запада. И что характерно: человек, намеревающийся стать поручителем и избавить должника от его долга, в зависимости от обстоятельств может известить об этом должника, а может и не извещать. Должник, как правило, догадывается, а может до конца жизни и не узнать кто спас его от долга. Практически это дело осуществляется таким образом: какой-то самостоятельный человек узнает, что один из известных ему людей не может избавиться от своих долгов. Чтобы должник не стеснялся он входит в соглашение кредитором и погашает долг должника. Это одна из форм благотворительности. А теперь несколько слов о хранении. Отдающий вещи на хранение, как и тот, кто берется хранить их, должен быть совершеннолетним и в здравом уме. Если человек не уверен, что сможет сохранить вещи, он не должен брать их. Человек, отдавший вещи на хранение, в любое время может взять их обратно. Если хранитель отказывается хранить у себя отданные ему вещи, он должен вручит их владельцу, или его доверенному лицу, или опекуну, или должен сообщить владельцу вещей, что не желает хранить их у себя. В случае, если хранитель не сообщит о своем решении не хранить дальше вещи и они пропадут, он обязан возместить пропажу. Но если хранитель не виноват в их пропаже, он не несет ответственности. Однако, если хранитель держит вещи в таком месте, откуда их легко украсть, то в случае пропажи он должен возместить убыток. Если владелец умрет, хранитель обязан вернуть вещи наследникам. Человек, взявший вещи во временное пользование, не имеет права отдавать их в аренду или для пользования другими без согласия владельца. Если человек узнал, что ему переданы украденные вещи, он не может использовать их и должен вернуть их не тому, у кого взял, а настоящему владельцу. В учении шариата о поручительстве, гарантии и хранении прослеживается цель сгладить противоречия и примирить имущих с малоимущими. Шариат советует людям состоятельным использовать юридическую форму поручительства в качестве подачи милостыни малоимущим. Состоятельный человек, входящий в соглашение с кредитором, погашает долг какого-либо бедняка, который сам не в состоянии избавиться от него. Освобождая бедного от долгов, состоятельный поручитель выполняет свой гуманный долг. Контрольные вопросы 1. Расскажите о купле-продаже в исламском праве. 2. Какие правила надо соблюдать при оформлении и аннулировании торговых сделок. 3. Каких правил должен придерживаться мусульманин при убое животных, во время охоты и рыболовства. 4. Расскажите об особенностях питания мусульман и связанных с ними пищевых запретов. Литература 1. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. – М.: изд-во «Леном», 1999. – 303 с. 2. Максуд Р. Ислам – М.: издательско-торговый дом «Гранд», 2001. – 302 с. 3. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV веках. – Л.: издательство ЛГУ, 1966. – 394 с. 4. Ислам: энциклопедический словарь. – М.: «Наука», Гл.ред. восточной. литературы, 1991. – 315 с. ГЛАВА 12 ЗАПРЕТЫ В ИСЛАМСКОМ ПРАВЕ 12.1. Запреты в бизнесе Изучение торговых запретов Ислама дает возможность понять характер торговых сделок и связанных с ними юридических норм шариата на мусульманском Востоке. В шести случаях шариат запрещает торговые сделки. Это: 1) Купля и продажа «нечистот» (к числу «нечистот» шариат относит свинину, алкогольные напитки и т.п.); Купля-продажа алкогольных напитков также запрещена. 2) Купля и продажа узурпированных товаров; 3) Купля и продажа предметов, не являющихся собственностью продающего (например, не пойманного хищного животного); 4) Торговое дело, связанное с запретной азартной игрой (кумар); 5) Сделка, в которой имеется момент ростовщичества (риба); 6) Продажа «смешанных» товаров, отделить которые друг от друга невозможно (например, масла, смешанного с другим жиром). Запрещено продавать вещи, испачканные грязью. Недействительна и продажа вещей, отнятых насильно (гасаб). Запрещенная (недействительная) торговая сделка называется «батил». Запрещена и купля-продажа статуй и памятников. Продавать и покупать что-либо, выигранное в азартную игру или украденное, запрещено, и если кто-то купил такой товар, он должен вернуть его настоящему владельцу. У мусульман существует деловое соглашение (сульх). Оно не имеет прямого отношения к торговым сделкам, но по своему характеру оно очень напоминает куплю-продажу. Такое соглашение может быть заключено между сторонами, одна из которых предоставляет другой часть своего богатства, какое-то имущество, а доходы они делят на взаимовыгодных условиях. Расторжение токого рода соглашения производится по правилам шариата о купле-продаже. Согласно нормам мусульманского права получать ростовщический процент (риба), как и продавать фальшивое золото, строго запрещается. К сведению студентов! Риба (араб.) - ростовщичество, ссудный процент, запрещаемый Кораном. Уже в средневековье этот запрет обходили либо с помощью юридических ухищрений, либо за счет введения дополнительных коммерческих операций (например, перепродажи) с целью узаконивания получения процента. Некоторые мусульманские правоведы выделяли законный (риба ал-фадл) и незаконный (риба ан-насия) процент. По законам шариата получать ростовщический процент (риба), как и продавать фальшивое золото, строго запрещается. О запрете взимания процентов в Коране говорится во многих сурах. Коран обрушивается на торговцев: «276(275). Те, которые пожирают рост, восстанут только такими же, как восстанет тот, кого повергает сатана своим соприкосновением. Это – за то, что они говорили: «Ведь торговля – то же, что рост». А Аллах разрешил торговлю и запретил рост. К кому приходит увещание от его Господа, и он удержится, тому (прощено), что предшествовало: дело его принадлежит Аллаху; а кто повторит, те – обитатели огня, они в нем вечно пребывают! 277(276). Уничтожает Аллах рост и выращивает милостыню. Поистине, Аллах не любит всякого неверного грешника! (277). Те же, которые уверовали, и творили благое, выстаивали молитву, и давали очищение, - им их награда у Господа их, и нет страха над ними, и не будут они печальны!» (Коран, сура «Корова» («Бакара»), аяты 276-277). И надо сказать, вопрос о запрете взимать процентную надбавку остается одной из главных проблем КСА, т.к. в XXI веке нет ни одной мусульманской страны, не производящей кредитных операций с немусульманскими государствами. В законодательстве КСА (Королевство Саудовская Аравия) по поводу коммерческих банков вопрос процентов игнорируется. Для того чтобы обойти религиозную догму, была придумана формулировка – собирать «комиссионное взнос» за услуги, что служит просто эфремизмом для процента1. По поводу получения ростовщического процента имеется хадис, в котором утверждается, что «заниматься ростовщичеством и получать процентную надбавку по тяжести греховной» равно семидесяти зина (прелюбодеяниям) 2. О запрете взимания процентов в Священной Книге мусульман говорится во многих сурах. Но поскольку Коран и Исламское право поощряют торговлю, которая фактически является взиманием процентов в виде торговой прибыли, можно, судя по всему, сказать, что взимание процентов, возможно, осуществлять в скрытой форме. Современные мусульманские факихи интерпретируют запрет на риба как регулятор экономической жизни, утверждая, что с его помощью возможно создание справедливого исламского общества, в котором, таким образом, будут исключены нетрудовые доходы. При этом выработан ряд специальных принципов (например, Мушарака) функционирования беспроцентных исламских банков, позволяющих получать ссудный процент, не нарушая запрета на риба. Необходимо более детально понять суть термина «мушарака» (араб. - «партнерство»). Это – один из основных принципов регулирования Исламом коммерческой деятельности. Согласно «мушарака», доля каждого участника коммерческого предприятияопределяется специальным договором, который определяет также возможные убытки. Различные формы взаимных обязательств в рамках мушарака позволяют создавать различные предприятия, получающие прибыль, обходя при этом запрет на риба. Наиболее распространены в современных мусульманских странах формы мушарака, применяемые в банковском деле, - мудараба и мурабаха. Мудараба – В основе исламской финансовой концепции – принцип раздела прибылей (мудараба), согласно которому контракт между тем, кто обладает капиталом (напр. банком), и тем, кто в нем нуждается, включает положение о том, что в случае неуспеха материальный ущерб приходится на долю дающей, но не принимающей финансовые средства стороны. В прошлом на базе мудараба велась караванная торговля, в настоящем – осуществляются исламские банковые сделки. «Мудараба» широко применяется исламскими банками при финансировании различных проектов развития в мусульманских государствах. Мурабаха – принцип, заключающийся в перепродаже товаров при финансировании исламским банком операций по внешней торговле, что позволяет получать торговую прибыль, которая уже не рассматривается как ростовщичество. В исламском банковском деле практикуется также мушарака – суть этой операции сводится к тому, что банк “покупает” долю ожидаемой вкладчиком прибыли, авансируя его за риск. Надо сказать, что вопрос о запрете взимать процентную надбавку остается одной из главных проблем многих современных международных исламских форумов, так как в XXI веке нет ни одной мусульманской страны, не производящей кредитных операций с немусульманскими государствами. Но пока исламские факихи ведут полемику по вопросу о взимании процентов, деловые финансовые круги мусульманских стран спокойно ведут (между собой и иностранными банками) кредитные операции и получают процентную надбавку. «Нефтяные короли» Саудовской Аравии, Кувейта, Бахрейна, Ирана и других мусульманских стран держат свои капиталы в крупнейших банках Европы и Америки и получают процентную прибыль. Они утверждают, что сам капитал дозволено эксплуатировать, и что шариат не запрещает мусульманам вкладывать денежные средства в банки и получать проценты, и что такая операция не является ростовщичеством. 12.2. Запреты в семейно-брачных и других вопросах Ислам запрещает мужчинам вступать в брачный союз с определенными категориями женщин. Жениться на матери, родной сестре, теще – запрещено. Запрещено жениться на женщинах, которые являются для мужчины махрама (родственницами). Если мужчина заключил брачный договор, то еще до того, как супруги стали близки, предки жены женского пола (мать, бабушки по отцу и матери и дальше) уже считаются родственниками мужа. После того, как брак стал уже реальным, все потомки жены женского пола (дочь, внучки, правнучки и дальше, в том числе и те, которые родятся после) становятся для мужа – махрама (родственницами), на которых ему запрещено жениться. Любой аналогичный предок и потомок мужского пола со стороны мужа становится махрам (родственником) для жены. В Коране сказано: «26 (22). Не женитесь на тех женщинах, на которых были женаты ваши отцы, разве только это произошло раньше. Поистине, это – мерзость и отвращение и скверно как путь! (Коран, сура «Женщины» («Нисо»), аят 26 (22)). 27 (23). И запрещены вам ваши матери, и ваши дочери и ваши сестры, и ваши матери, которые вас вскормили, и ваши сестры, и ваши сестры по кормлению, и матери ваших жен, и ваши воспитанницы, которые под вашим покровительством от ваших жен, к которым вы уже вошли; а если вы еще не вошли к ним, то нет греха на вас; и жены ваших сыновей, которые от ваших чресел; и – объединять двух сестер если это не было раньше. Поистине, Аллах прощающ, милосерд!» (Коран, сура «Женщины» («Нисо»), аят 27 (23)). Если мужчина вступил в брачный союз, даже если он не имел со своей женой близости вплоть до расторжения брака, он не имеет права жениться на ее дочери от другого мужа, на ее тетках по матери и отцу. Он также не имеет права жениться на сестре жены. Если мужчина дал жене развод «раджаа» (т.е. оставил за собой право вернуть себе жену), то он также не имеет права жениться на ее сестре. Муж не имеет права жениться на двоюродных сестрах жены без согласия последней, если же она согласна, то такой брак допустим. В обыденной жизни в мусульманских странах нередки случаи, когда бесплодные женщины сами женят мужей на своих двоюродных, троюродных сестрах, чтобы семья имела продолжателей рода. Согласно нормам мусульманского права мусульманка не имеет права выходить замуж за немусульманина. Мусульманин имеет право жениться на христианке и иудейке, надеясь, что эти женщины в дальнейшем примут мусульманство. Заключить брачный договор с замужней женщиной запрещается. И даже если все-таки такой союз заключен, шариат требует его расторжения. Если женщина изменила мужу, она не становится для него занятой, но если она продолжает связь и после покаяния, мужу необходимо дать ей развод и вернуть калым. Если женщина или мужчина облачены в ихрам, запрещается вступать в брак. К сведению студентов! Ихрам - два куска белой материи, один из которых оборачивается вокруг бедер, а другой накидывается на плечи; для женщины обязательно покрывало на голову. Ихрам надевается после обряда ритуального очищения. Если мужчина обручен с несовершеннолетней девочкой и имел с ней половые сношения, необходимо, чтобы он до конца своей жизни больше с ней не встречался. Шариат не одобряет, чтобы она после этого стала его женой. Женщина, которая получила от мужа трехкратный «талак», становится для него запретной (харам). Вниманию студентов! Талак (араб. – «развод») – основная форма прекращения брака, которая заключается в его расторжении по желанию мужа. В соответствии с традиционными нормами ал-Фикха совершеннолетний и полностью дееспособный мужчина обладает практически неограниченным правом в любое время развестись со своей женой. Причем он может трижды давать развод. Третий талак является окончательным и полностью прекращает брак. Муж может вернуть ее к себе лишь после того, как она выйдет замуж за другого и разведется. Запреты шариата в семейно-брачных вопросах отличаются особой строгостью. Эти запреты преследуют цель защиты устоев Ислама и укрепления стабильности в семье. Анализируя запреты шариата в других областях жизни, нельзя не упомянуть о запретах на использование золотой и серебряной посуды, на некоторые виды золотых украшений, шелковые и золототканые одежды и т.д. Строго запрещается, например, брить бороду. Такими установили запреты и в деле присвоения имен новорожденным. Шариат категорически запрещает давать детям имена христианских апостолов Иоанна, Павла, Петра, Матвея. Систематизированы в шариате и пищевые запреты. Так, употреблять мясо сокола или удода запрещено, а мясо журавля – нет. Из мяса съедобных животных шариат запрещает в пищу: кровь, экскременты, половые органы самки и самца, спиной мозг, селезенку, зрачок глаза и т. д. - так называемые Зат ал-ашадже. Пить вино и другие алкогольные напитки шариат строго запрещает и считает величайшим грехом. Что касается свинины, то шариат не только запрещает ее в пищу, но также куплю и продажу ее. Контрольные вопросы 1. В каких случаях Шариат запрещает торговые сделки? 2. Какое деловое соглашение носит название «сульх»? 3. Раскройте вопрос о запрете взимать процентную надбавку (рибу). 4. Расскажите о фетве, предложенной известным египетским реформатором Ислама шейхом Мухаммед Абдо (начало XX в.), согласно которой юридически обосновывается допустимость получения процента от капитала. 5. Ислам запрещает мужчинам вступать в брачный союз с определенными категориями женщин. Назовите эти запреты в семейно-брачных вопросах. Литература 1. Максуд Р. Ислам – М.: издательско-торговый дом «Гранд», 2001. – С. 156-275. 2. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. – М.: изд-во «Леном», 1999. – С. 227-245. 3. Саидов А.Х. Основы мусульманского права. Курс лекций. – Т.: Академия МВД, 1994. – 140с. 4. Ислам: энциклопедический словарь.–М.: «Наука». Гл.ред. восточный литературы. 1959. – 315 с. 5. Шарль Р. Мусульманское право. – М.: изд-во иностранной литературы, 1954. – С. 75-101. |