Главная страница
Навигация по странице:

  • Б.И. Чичерина и И.И. Новгородцева

  • И.М. Коркунов

  • С.А. Муромцев

  • Б.А. Кистяковского 4

  • "Вехи" 1 .

  • Рационализм и реализм соединяются в универсализм.

  • Нерсесянц - Философия. Учебник для вузов Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской


    Скачать 2.3 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской
    АнкорНерсесянц - Философия.pdf
    Дата02.05.2017
    Размер2.3 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаНерсесянц - Философия.pdf
    ТипУчебник
    #6353
    страница60 из 78
    1   ...   56   57   58   59   60   61   62   63   ...   78
    А.Д. Градовского
    3
    . Не будучи гегельянцем, он использовал ряд идей Гегеля. Так, его теоретические представления о месте и роли государства в обеспечении исторического прогресса, о государственно-организованной форме выступления различных народов на арене всемирной истории, его стремление историческое освещение проблем государства, права, политики, нравственности, свободы и т. д. дополнить философским постижением лежащих в их основе идей и понятий, критицизм к революционным теориям, ко всякого рода абстракциям, социально-политическим и государственно-правовым утопиям, попытки "разумного" примирения преобразовательных и охранительных начал общественной и политической жизни во многом опирались на положения гегелевской философии права.
    Показательно в этом плане, в частности, то обстоятельство, что в докторской диссертации А.Д.
    Градовский, обосновывая методологию своего анализа и подчеркивая недостаточность простого исторического освещения государственно-правовых институтов, прямо ссылается на Гегеля и его методологические положения об идее как единстве понятия и действительности
    4
    Прямо гегелевской философии права посвящена приуроченная к столетию со дня рождения философа большая статья А.Д. Градовского "Политическая философия Гегеля"
    5
    . Написанная с целью дать русскому читателю возможно полное представление о системе политико-правовой философии Гегеля (А.Д. Градовский намеревался в том же духе осветить взгляды Канта, Фихте,
    Конта и других мыслителей), статья Градовского отличается большой гегелеведче-ской культурой и компетенцией автора. Так, знаменитый гегелевский тезис о тождестве разумного и действительного Градовский трактует не в духе примирения со всем позитивно данным, а с явной критичностью к отрицательным аспектам существующего.
    1
    Там же. С. 171.
    2
    Там же. С. 173.
    3
    См.: А.Ш. Краткий очерк жизни и деятельности А.Д. Градовского // Градовский А.Д. Собр. соч. Т. IX. СПб., 1904. С. I—
    VII.
    4
    См.: Градовский А.Д. Собр. соч. Т. IX. С. XV.
    5
    Грабовсхий А.Д. Собр. соч. СПб., 1899. С. 269—310. (Статья эта впервые была напечатана в июльском номере "Журнала Министерства Народного Просвещения" за 1870 г.).
    Глава 4. Философия права в России
    515
    "Неправда, преступление, насилие, — подчеркивает он, — суть явления ничтожные, призраки, не имеющие действительности и права существования"
    1
    Представляет интерес и методологический подход Градовского к истории философии права, его стремление сосредоточить внимание на собственно теоретических положениях соответствующего учения, а не на политико-идеологических оценках его автора.
    Так, от прямых политических оценок гегелевской философии права А.Д. Градовский, как об этом свидетельствует его статья "Что такое консерватизм?" (1880 г.), воздерживается по принципиальным теоретическим соображениям. Гегель для А.Д. Градовского, прежде всего, философ, а применительно к философу, замечает он, уместно говорить о его идеализме, реализме или позитивизме, но не о том, консерватор он или прогрессист, либерал или абсолютист. Такие характеристики говорят лишь об отношении философа к практическим вопросам общественной жизни. "Но подобное отношение к общественным вопросам, — подчеркивает Градовский, — нисколько не определяет существа философской системы как таковой. На почве идеализма могут одинаково развиться направления в общественном отношении и консервативные, и прогрессивные. Существо, например, Гегелевой философии определяется не тем, что Гегель лично
    идеализировал прусский государственный строй; так называемая левая сторона гегельянцев сделала иное практическое применение из его философских начал"
    2
    Такой подход к истории философии права свидетельствует не о политическом индифферентизме позиции Градовского или самих философских учений, а о необходимости учета того обстоятельства, что между соответствующими философскими концепциями и политико- идеологическими воззрениями нет прямой, механической связи, и одно не следует подменять другим.
    Много внимания гегелевской философии права уделено в творчестве Б.И. Чичерина и И.И.
    Новгородцева, где интерпретация учения Гегеля тесно увязывается с обоснованием и развитием своих собственных оригинальных философско-правовых концепций (подробнее их взгляды будут освещены в следующих параграфах).
    Наиболее видным представителем юридического позитивизма в России был Г.Ф. Шершеневич
    (1863—1912), который в своих работах
    3
    по гражданскому праву, истории философии права и теории права развивал формально-догматическую трактовку права, опираясь на позитивистскую философию О. Конта и Дж. Ст. Милля и продолжая традиции английской аналитической школы
    (Дж. Ос-
    1
    Градовский А.Д. Собр. соч. Т. III. С. 283.
    2
    Там же. С. 314.
    1
    См.: Шершеневич Г.Ф. История философии права. Спб., 1907; Он же. Общая теория права. Вып. 1—4. М, 1911—1913.
    516 Раздел V. История философии права и современность тин) и континентального юридического позитивизма ("ранний" Р. Иеринг, К. Бергбом и др.). В содержательном плане его взгляды и труды по теории права и гражданскому праву отвечали задачам развития русского права и русской юриспруденции в период формирования в России буржуазного законодательства.
    Критикуя исторически сложившуюся философию права как философию естественного права (с его противопоставлением позитивному праву и т. д.), Шершеневич замечает, что она создана философами, профессионально не знавшими действительного права и задач правоведения
    1
    . В противовес этому Шершеневич выступает за философию позитивного права, которая своими критическими исследованиями действующего права и понятийного аппарата юриспруденции и своими предложениями о совершенствовании права (положениями о том, каким должно быть право) должна решать важные задачи правоведения "в сфере критики и политики"
    2
    права.
    Такая позитивистская философия права, согласно Шершене-вичу, включает в себя общую теорию права (в качестве теоретической части философии права), историю философии права и политику права.
    Неопозитивистские взгляды в их экстремистской версии развивал В.Д. Катков, который утверждал, что "право есть закон в широком смысле", и стремился полностью преодолеть понятие "право" как "плод схоластики и рабства мышления" и заменить "право" властным "законом"
    3
    "Нет, — писал он, — особого явления "право", в том смысле, в каком существуют такие особые явления, как "закон", "государство", "правило" или "норма поведения"
    4
    ".
    Заметное развитие — в целом с позитивистских позиций — в дореволюционной России получили социология права и психология права
    5
    Так, различные концепции социологии права в конце XIX — начале XX в. развивали И.М.
    Коркунов (право как разграничение интересов, как "должный порядок общественных
    отношений"), М.М. Ковалевский (либеральная генетическая социология права как часть общей социологии, историко-сравнительная юриспруденция, обусловленность права "ростом культуры и гражданственности"), С.А. Муромцев (либеральная концепция права как правопорядка — совокупности юридических отношений).
    Оригинальная психологическая теория права была разработана Л.И. Петражицким (1867—1931), согласно которому право есть
    1
    См. подробнее: Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978. С. 30 и ел.; Кузнецов Э.Ф. Указ. соч. С.
    48—50.
    2
    Шершеневич Г.Ф. Философия права. Т. I. Вып. 4. М., 1911. С. 805.
    Катков В.Д. Реформированная общим языковедением логика и юриспруденция.
    Одесса, 1913. С. 407.
    Там же. С. 391.
    1
    См. подробнее: Зорькин В.Д. Указ. соч. С. 102 и ел.
    Глава 4. Философия права в России 517
    психический фактор общественной жизни, "этические переживания, эмоции которых имеют атрибутивный характер", т. е. связаны с притязанием
    1
    . "Наши права, — отмечал он, — суть закрепленные за нами, принадлежащие нам, как наш актив, долги других лиц"
    2
    Что же касается права как объективной системы норм, то это, согласно Петражицкому,
    "фантазия", "эмоциональная проекция" — "императивно-атрибутивные нормы (проекционное объективное право)". В своей концепции "политики права" Петражицкий (как и с других позиций — Муромцев, Ковалевский, Чичерин, Новгородцев, Б.А. Кистяковский и другие либеральные русские юристы) выступал за реформистский путь преобразования России в парламентарное, конституционно-правовое государство.
    В философско-правовых воззрениях Б.А. Кистяковского
    4
    идеи неокантианства и трактовка естественного права в духе ценностей либерализма, неотчуждаемых прав и свобод личности, правовой государственности и т. д. сочетались с религиозно-нравственным восприятием "правды социализма" (И.А. Бердяев) в смысле необходимости справедливого решения социального вопроса и защиты неимущих на основе христианских представлений об осуществлении "солидарных интересов людей"
    5
    Так, в очерке "Государство и личность", который представлял собой доработку его более ранней статьи "Государство правовое и социалистическое" (1906 г.), Б.А. Кистяковский, характеризуя правовое государство как "высшую форму государственного бытия", выработанную до сих пор человечеством, продолжает: "В идеале утверждаются и постулируются более высокие формы государственности, например, социально-справедливое или социалистическое государство"
    0
    Такое социалистическое государство, по представлениям Б.А. Кистяковского, тоже будет правовым государством, его дальнейшим развитием после капитализма, в условиях превращения "собственности привилегированных групп в общенародное достояние"
    7
    Либерально-социалистические взгляды в то время развивали и некоторые другие мыслители (в основном бывшие "легальные" марксисты).
    В 1909 г. (с участием Б.А. Кистяковского) вышел в свет сборник статей известных философов и публицистов о русской интел-

    1
    Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1909. С 85.
    г
    Там же. С. 51.
    :!
    Там же. С. 42, 86—87.
    4
    Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М.,
    1916.
    5
    Там же. С. 554. " Там же. С. 556. Там же. С. 576.
    518
    Раздел V. История философии права и современность лигенции "Вехи"
    1
    . Критикуя русскую интеллигенцию за революционный утопизм и правовой
    нигилизм, авторы "Вех" призывали вернуться к традициям русской религиозной философии, обосновывали необходимость реформистского пути развития России, отстаивали нравственные и правовые ценности свободной личности, провозглашали "первенство духовной жизни над внешними формами общежития"
    2
    С религиозно-нравственных позиций оригинальные философ-ско-правовые идеи были развиты
    B.C. Соловьевым и И.А. Бердяевым (подробное освещение их взглядов — в следующих параграфах).
    2. Б.И. Чичерин
    Б.И. Чичерин (1829—1904) — выдающийся русский юрист и философ права.
    В его богатом и разностороннем научном творчестве значительное внимание уделено философскому осмыслению проблем права и государства
    3
    В своих общефилософских и философско-правовых воззрениях Чичерин находился под заметным влиянием идей Гегеля и Канта
    4
    . Он предпринял попытку совершенствования философии объективного идеализма и свою позицию называл универсализмом. При этом Чичерин заметно трансформирует гегелевскую концепцию философии, используя (в духе кантианства) принципы априоризма, автономных "начал" и индивидуализма.
    Чичерин признает, что без диалектики нет философии, но гегелевскую триаду (тезис — антитезис
    — синтез) заменяет четы-рехчленом (с разделением антитезиса на два противоположных начала
    — единство и множество): исходное начало, единство — множество, конечное единство. Такой четырехчленный подход он применяет повсюду — в онтологии, гносеологии и аксиологии. Тем самым в трактовке диалектики у Чичерина акцент переносится с борьбы противоположностей (и "снятия" одной из них на пути к синте-
    См.: Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М, 1990. Авторами статей сборника были И.А. Бердяев, С. И. Булгаков, М.О. Гергиензон, А.С. Изгоев,
    Б.А. Кистяковский, И.Б. Струве, С. Л. Франк.
    2
    Там же. С. 4.
    К числу публикаций Б.И. Чичерина относятся, в частности, следующие работы:
    Философия права. М., 1900; История политических учений, Ч. 1—5, М., 1869—1902;
    Вопросы философии. М., 1904; Вопросы политики. М., 1903; Основания логики и метафизики. М., 1894; Наука и религия. М., 1879; Положительная философия и
    единство науки. М., 1892; Собственность и государство. Ч. 1—2. М., 1882—1883; О
    народном представительстве. М., 1866; Опыты по истории русского права. М., 1858;
    Очерки Англии и Франции. М., 1858; Областные учреждения России в XVII веке.
    М., 1856; Конституционный вопрос в России. М, 1906.
    4
    См. подробнее: Зорькин В.Д. Из истории буржуазно-либеральной мысли России второй половины XIX — начала XX в. (Б.И. Чичерин). М., 1975; Он же. Чичерин. М.,
    1984.
    Глава 4. Философия права в России 519
    зу) на их сохранение и разделенное бытие в виде двух самостоятельных начал. То, что у Гегеля выступает в качестве преходящих моментов развития (в истории и в философии), у Чичерина трактуется в виде вечных элементов человеческого духа.
    Развитие человеческих идей и институтов, по Чичерину, происходит циклически, в уже заданном круге соответствующих начал и элементов. "Отличие позднейших циклов от предшествующих, — писал он, — состоит в большем или меньшем развитии начал, в методе исследования, иногда в примеси посторонних элементов; но существенное содержание остается то же. Мысль не в состоянии выйти из этих пределов, ибо для нее нет иных элементов, кроме существующих"
    1
    Ничего принципиально нового в содержательном плане в мысли и действительности, следовательно, не происходит. Подобная закрытость для нового обусловлена, помимо собственно философских соображений (тождество мышления и бытия, познавательный априоризм), также и религиозными доводами (мотивами синтеза религии и философии): "Человечество исходит от
    Бога и снова возвращается к нему"
    2
    Дуализм материи и разума как самостоятельных "начал" Чичерин стремится преодолеть посредством логической формы как идеального единства определений разума, лежащей в основе реальных явлений. Логические категории и определения априорны, происходят из разума и в качестве умозрительных конструкций представляют собой формы объединения в разуме реальных явлений.
    Разум при этом трактуется как "закон всякого бытия": "Разум есть верховное определяющее начало как в субъективном, так и в объективном мире, как в сознании, так и в бессознательном"
    3
    Будучи общими по своей форме, законы разума предполагают и общее содержание. Совпадение формы и содержания, единство разума и бытия есть Абсолютное как Бог. Абсолютное обнаруживается повсюду, законы разума и внешнего мира едины. Рационализм и реализм
    соединяются в универсализм. С позиций такой метафизической концепции философии Чичерин критиковал эмпиризм, материализм, позитивизм, дарвинизм, утилитаризм и соответствующие трактовки права и государства.
    Эти общефилософские представления лежат и в основе чи-черинской концепции философии
    права. Вытеснение метафизики позитивистскими учениями во II половине XIX в. привело, по оценке Чичерина, к упадку философии права, которая ранее занимала "выдающееся место в ряду юридических наук"
    Чичерин Б.И. История политических учений. Ч. 1. М., 1869. С. 5.
    2
    Чичерин Б.И. Наука и религия. С. 450.
    1
    Чичерин Б.И.
    Философия права. С. 1.
    520

    Раздел V. История философии права и современность и была "одним из важнейших предметов преподавания в университетах"
    1
    Своей метафизической философией права Чичерин и стремится содействовать возрождению былой значимости этой научной дисциплины.
    Философские основания права, по оценке Чичерина, должны служить руководящими началами
    практики. Необходимость и глубокий смысл философии права, отмечает он, обусловлены тем, что "область права не исчерпывается положительным законодательством"
    2
    Положительные законы изменяются сообразно с изменениями потребностей и взглядов людей и, будучи произведениями человеческой воли, могут быть хорошими или дурными. Они, следовательно, нуждаются в оценках, в том числе и со стороны законодателя. "Чем же, — продолжает Чичерин, — должен руководствоваться законодатель при определении прав и обязанностей подчиняющихся его велениям лиц? Он не может черпать руководящие начала из самого положительного права, ибо это именно то, что требуется оценить и изменить; для этого нужны иные, высшие соображения. Он не может довольствоваться и указаниями жизненной практики, ибо последняя представляет значительное разнообразие элементов, интересов и требований, которые приходят в столкновение друг с другом и между которыми надобно разобраться. Чтобы определить их относительную силу и достоинство, надобно иметь общие весы и мерило, то есть руководящие начала, а их может дать только философия"
    3
    Для разумного установления в законе прав и обязанностей лиц необходимо знание того, "что есть право, где его источник и какие из него вытекают требования"
    4
    . Эти проблемы тесно связаны с
    человеческой личностью, так что их уяснение, в свою очередь, требует исследований природы человека, ее свойств и назначения.
    Все эти вопросы относятся к сфере философии права. "Отсюда, — подчеркивает Чичерин, — та важная роль, которую играла философия права в развитии европейских законодательств. Под влиянием вырабатываемых ею идей разрушался завещанный веками общественный строй и воздвигались новые здания. Достаточно указать на провозглашенные философией XVIII века начала свободы и равенства, которые произвели Французскую революцию и имели такое громадное влияние на весь последующий ход европейской истории"
    5 1
    Там же.
    2
    Там же.
    3
    Там же. С. 1—2.
    4
    Там же. С. 2. s
    Там же.
    Глава 4. Философия права в России
    521
    Позитивистская реакция против прежней метафизики, по характеристике Чичерина, "обратилась не только против увлечений идеализма, но и против философии вообще"
    1
    Единственным руководящим началом всякого знания и всякой деятельности был признан опыт.
    Однако такой "реализм, лишенный идеальных, то есть разумных, начал, остается бессильным против самых нелепых теорий"
    2
    . На этой почве, согласно Чичерину, и распространяется социализм. "Самое понятие о праве, — отмечает он, — совершенно затмилось в современных умах. Оно было низведено на степень практического интереса, ибо для идеальных начал не остается более места"
    3

    В этой связи Чичерин критикует Р. Иеринга за его трактовку права как "политики силы" и низведение им права на "степень интереса"
    4
    , а также представителей тогдашней русской психологической (Петражицкий) и социологической (Кареев) школ права за их
    1   ...   56   57   58   59   60   61   62   63   ...   78


    написать администратору сайта