Главная страница

Учебник для юридических вузов и факультетов, под ред проф. С. С. Алексеева


Скачать 1.72 Mb.
НазваниеУчебник для юридических вузов и факультетов, под ред проф. С. С. Алексеева
Дата14.11.2020
Размер1.72 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла[Alekseev_S.S.]_Teoriya_gosudarstva_i_prava(b-ok.cc).pdf
ТипУчебник
#150531
страница30 из 37
1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   37
правопорядок можно определить как
основанную на праве и законности организацию общественной
жизни, отражающую качественное состояние общественн ых
отношений на определенном этапе развития общества.
Рассмотрим особенности данного явления.

1.
Правопорядок есть состояние упорядоченности,
организованности общественной жизни.
2. Это порядок, предусмотренный нормами права.
3. Правопорядок возникает в ре зультате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.
4. Он обеспечивается государством. Как известно, далеко не все нормы права реализуются повсеместно, нередки и отступления от требований правовых норм, правонарушения. Поэтому необходимо различать реально существующий правопорядок (итог правового регулирования) и правопорядок, к достижению которого стремился законодатель на том или ином этапе развития общества
(цель правового регулирования). Первый зависит от состояния общественных отношений в конкретных условиях, уровня политической и правовой культуры общества, состояния законодательства, характера законности и др. Следовательно,
правопорядок имеет не только качественные, но и количественные характеристики. Поэтому не случайно в сфере функционирования государства можно отметить направления деятельности по укреплению
(упрочению, совершенствованию, обеспечению,
охране) правопорядка.
Правопорядок не должное или возможное, а фактическое состояние урегулированных правом отношений, а потому с известной долей условности его можно охарактеризовать как систему правовых отношений. Каковы же принципы правопорядка?

Определенность. Правопорядок базируется на формально - определенных правовых предписаниях, реализац ия которых и обеспечивает определенность общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика.
Системность. По той же причине (связь с правом)
правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений. Это система отношений,
которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, систе ме экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.
Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.
Государственная
гарантированность.
Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является охрана существующего правопорядка.
Устойчивость.
Возникающий на основе права и
обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен,
устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.
Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципа х, обеспечиваемый единством
государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.
В силу указанных особенностей правопорядок можно охарактеризовать как порядок, обеспечивающий стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Поскольку он определяется правом и обеспечивается государством, то закрепляет наиболее важные черты и стороны социально -экономического строя, систему господствующих в стране политических отношений.
Следовательно, правопорядок включает в себя не только отношения людей в сфере гражданского об щества, но и базирующуюся на нормах права организацию самой политической власти, т.е. государство. На эту сторону правопорядка обращал внимание еще Цицерон, вопрошая: «Да и что такое государство,
как не общий правопорядок?» Близок к нему и Кант,
рассматривавший государство как «объединение множества людей,
подчиненных правовым законам».
Иначе говоря, государство есть и важнейший элемент, и необходимое условие правопорядка.
С одной стороны,
конституированное правом и функционирующее в строго установленных рамках государство составляет важнейшее звено правопорядка. С другой – оно властный субъект, обеспечивающий и охраняющий правопорядок. Не случайно правовое регулирование деятельности государственных органов и должностных лиц
осуществляется по принципу «Дозво лено только то, что прямо разрешено».
Правопорядок, таким образом, можно рассматривать как единство права и власти. Это порядок, при котором правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной,
политической и государственной жизни четко опреде лены законами и защищены государственной властью. Наиболее адекватной формой реальности подобного правопорядка выступает правовое государство.
Правопорядок не самоцель, а социально и исторически обусловленные всеобщее средство и форма выражения, учреждения и организации свободы и справедливости в общественных отношениях.
§ 8. Правопорядок и общественный порядок
Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления – общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется орга низованностью,
упорядоченностью общественных отношений. Однако в отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали,
обычаев, корпоративных норм и т.д. Следовательно, обществе нный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.
Общественный порядок обеспечивается преимущественно силой общественного воздействия. Но это не означает, что его
состояние безразлично для государства. С одной стороны,
важнейшей частью общественного порядка является правопорядок.
С другой – состояние общественного порядка обусловливает во многом состояние правопорядка. Невозможно регламентировать правопорядок, не оказывая влияния на общественный порядок,
который поэтому нередко поддерживается принудительной силой государства. Так, ст. 213 У К предусматривает ответственность за хулиганство, т.е. грубое нарушение общественного порядка.
Таким образом, правопорядок и законность – цель и результат правового регулирования, важнейшие юридические и политические явления, состояние которых оказывает непосредственное влияние на общественную жизнь. Поэтому не случайно основным направлением деятельности профессионалов -юристов выступает работа по их обеспечению (укреплению).
§ 9. Основные пути укрепления законности и правопорядка
Законность и правопорядок
– величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан.
Поэтому их укрепление – одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция. К сожалению, состояние законности и правопорядка в нашей стране подошло к критической черте. За последние годы резко возросло количество правонарушений, в том числе наиболее опасных из них – преступлений. Достаточно сказать, что в 1995 г. в России зарегистрировано 2 млн 755,7 тыс.
преступлений, почти 60% которых тяжкие. Поэтому укрепление
законности, борьба с возрастающей преступностью – жизненно важные задачи нашего сегодня.
Существует довольно распространенное мнение, что в росте правонарушений повинны прежде всего юристы, которые якобы недостаточно активно ведут борьбу с нарушителями законности.
Практика показывает ошибочность подобных взглядов. Только в последние годы преодоле но представление, что корни преступности в нашей стране – это пережитки прошлого в сознании людей. Юридическая и политическая практика доказала, что причины правонарушений нужно искать не в «пережитках», не в прошлом, а в действительности.
Они порождены те ми объективными условиями
(экономическими, политическими,
социальными), в которых находится общество на конкретном этапе развития.
Проблема ликвидации нарушений законности не только юридическая проблема. Для ее решения прежде всего должны быть устранены, изжиты те объективные факторы, которые поддерживают, «оживляют» преступную активность, создают условия для совершения правонарушений, для отступлений от требований законов. Стабилизация экономических отношений, рост материальной обеспеченности людей, их нра вственное воспитание,
укрепление социальных связей, развитие демократии

необходимые предпосылки и важнейшие пути укрепления законности и правопорядка.
Вместе с тем было бы неправильным рассчитывать только на эти объективные процессы. В обществе необходим а специальная
юридическая, государственно -властная деятельность по обеспечению законности. Формы этой деятельности весьма разнообразны. Основными из них являются убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений, общественное воздействие на наруш ителей и применение к ним мер государственного принуждения.
Убеждение как метод укрепления законности состоит в повышении правосознания как граждан, так и должностных лиц.
Правовое воспитание предполагает внедрение в сознание людей знания права, понимания необходимости исполнения его требований, чувства нетерпимости к любым нарушениям законодательства. Это обеспечивается созданием стройной системы правового воспитания, обучения, средств пропаганды и
систематической планомерной работой в данном направлении.
Важное значение имеет обучение граждан умению воевать за свои права, защищать их законными средствами. Еще Р. Иеринг писал,
что сопротивление личности неправу, т.е. нарушению права, есть обязанность (долг) управомоченных граждан по отношению к самим себе и к обществу.
С убеждением тесно связана профилактика правонарушений.
Суть ее заключается в предотвращении возможных правонарушений путем тщательного изучения причин и условий,
способствовавших совершению нарушений законности, и принятии мер по их ликвидации.
Не следует сбрасывать со счетов и роль общественности в обеспечении законности. В нашей стране имеется богатая практика
привлечения ее к этой деятельности. Товарищеские суды, народные дружины, различные общественные образования граждан проводили большую работу по обеспечению законности и укреплению дисциплины в трудовых коллективах, по месту жительства, в общественных местах. К сожалению, в последние годы эти традиции оказались забытыми, в сознание людей все больше проникают идеи индивидуализма, основанн ые на принципе
«Моя хата с краю». Полагаем, что процесс становления и развития местного самоуправления должен повлечь за собой и возрастание роли общественности в решении региональных проблем, в том числе укрепления законности.
Важнейшая же роль здесь безу словно принадлежит государству. Именно оно реализует функции охраны свобод,
собственности, правопорядка, которые проводятся в жизнь прежде всего правовыми средствами. Можно назвать следующие пути осуществления этих функций: постоянное совершенствование и своевременное обновление действующего законодательства,
повышение роли правосудия, улучшение деятельности правоприменительных и правоохранительных органов.
Укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого госуда рственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция. Подчеркивая значимость подобного требования, Маркс в свое время писал, что «даже у англичан, у нации, наиболее почитающей закон, первым условием соблюдения законности со стороны народа является то, что другие органы держатся в рамках
закона». И наконец, важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе в деятельности государ ственного аппарата.
Глава 29. Правовая система общества
§ 1. Понятие и структура правовой системы
Правовую систему можно определить как целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и посто янно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.
Это понятие выражает очень важную идею, а именно:
• право есть комплекс;
• составляющие его элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями;
• все юридические явления данного общества, существующие в одно и то же время и на одном и том же пространстве, связаны отношениями общности, которые и объединяют их в систему.
В правовой системе воедино слились естестве нные потребности людей с их мыслями, волей и чувствами, с правовыми традициями и арсеналом технико -юридических средств, с поступками, деятельностью их объединений. Именно этим объясняются возможность соединения в правовой системе разнообразных правовых явл ений, многозначность состояний, а также трудность их познания и классификации.

При изучении данной темы целесообразно использовать системный подход, который позволяет различать пять уровней правовой системы:
• субъектно-сущностный;
• интеллектуально-психологический;
• нормативно-регулятивный;
• организационно-деятельностный;
• социально-результативный.
Субъектно-сущностный уровень выделяется для того, чтобы подчеркнуть значение субъектов права в качестве системообразующих материальны х факторов правовой системы.
Именно человек (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) и его объединения (общественные организации и движения, акционерные общества, другие коммерческие и некоммерческие организации и государство в целом), обла дающие правами и несущие юридические обязанности, выступают реальными элементами правовой системы.
На интеллектуально-психологическом уровне формируется правопонимание конкретного человека и правосознание
(
индивидуальное и общественное). Совокупность таки х, казалось бы, разнокачественных явлений, как знания, эмоции, чувства,
идеологические и религиозные взгляды и догмы, нравственные постулаты, позволяет человеку воспринимать, оценивать правовую реальность, вырабатывать отношение к ней и мотивы правового поведения.

Исследование нормативно-регулятивного уровня правовой системы позволяет сделать вывод о том, что определенным системообразующим фактором выступают и нормы права. Они объективируют идеальные представления людей о справедливости и несправедливости, о важности стимулирования развития тех или иных общественных отношений. Правовые нормы входят в систему в качестве звена, с которым так или иначе сопряжены все другие ее компоненты. В совокупности они представляют собой и характеризуют право как таковое.
Правовые нормы выступают одновременно в качестве аккумуляторов и проводников государственной воли народа,
возведенной в закон, т.е. в качестве источников той политико - правовой энергии, которой заряжена вся масса нормативного ядра системы. Выступая носителем подобной энергии, они, будучи элементами правовой системы, притягивают к себе и заставляют работать все иные компоненты, в результате чего образуются структурно-функциональные блоки уже иного порядка. Норма первой испытывает на себе изменения, с нее начин ается реальное совершенствование правовой системы.
Благодаря своему универсальному, сквозному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета,
единицей измерения правовой материи.
Нормативный срез высвеч ивает основную социальную функцию правовой системы
– регулирование общественных отношений, а также основные цели и направления правового воздействия на развитие общества.

Организационно-деятельностный уровень охватывает все юридически оформленные связи и о тношения, формы реализации права, различные виды правового поведения людей,
правотворческую и правоприменительную деятельность государства и общества.
Социально-результативный уровень правовой системы характеризует, с одной стороны, то, насколько человек к ак субъект права освоил правовую действительность, как он «живет» в ней, а с другой – то, как сформировались и насколько идентичны интересам индивида и общества различного рода режимы и состояния,
позволяющие представить себе определенные результаты действ ия юридических норм (правовая культура, законность, правопорядок).
На этом уровне заложенные в праве свободы, возможности и требования органично вплетаются в социальную и политическую материю. Здесь наиболее четко проявляются сущностные качества правовой системы, имеющие важное значение для формирования и функционирования политической системы и гражданского общества.
Наряду с понятием «правовая система» в отечественной юридической литературе употребляются близкие по смыслу и объему, но имеющие самостоятельн ое значение термины «правовая надстройка», «механизм правового регулирования», «система права», «право».
Категория
«правовая надстройка» раскрывает местоположение всех правовых явлений в общественной системе относительно экономического базиса, а понятие «п равовая
система» отражает внутренние (структурные) функциональные и системные связи правовых явлений. Категория «механизм правового регулирования» призвана обратить внимание на функциональную сторону, на процесс регулирования общественных отношений, тогда как
«правовая система»
показывает целостность и взаимосвязь структурных элементов,
единство состояний статики и динамики права. Термин «система права» характеризует институциональное внутреннее строение нормативной основы правовой системы – права как такового,
«правовая же система» охватывает собой все правовые явления в масштабах государства и общества.
§ 2. Противоречия и закономерности развития правовой системы
Правовая система как сугубо социальное образование испытывает на себе в процессе становления и функционирования влияние различного рода общеполитических и общегражданских противоречий объективного и субъективного плана. Однако развитие ее детерминировано прежде всего ее собственными диалектическими противоречиями, которые можно подразделить на
внутренние и внешние.
Главное внутреннее противоречие правовой системы любого общества, на наш взгляд, состоит в том, что она содержит в себе одновременно естественные и искусственные начала, связанные с человеком и государством.
Естественно-правовая сторона
(часть) правовой системы отражает истоки права как неотъемлемого качества человеческого
бытия. В ней заложена та мера свободы, обусловленная природой и человеческим общением, которая необходима для нормального существования человека и продолжения его рода. Отсюда комплекс естественных прав и обязанностей:
• право на жизнь, собственность, личную независимость,
счастье;
• обязанность не покушаться на жизнь, собственность, свободу другого человека.
Государственно-правовое начало правовой системы характеризует три основных момента:
а) какие естественные права и обязанности человека и в какой мере закрепляет и гарантирует позитивное законодательство;
б) какие новые правовые возможности человека, возникшие в результате развития науки, культуры, роста благосостояни я общества, закрепило государство в нормативно -правовых актах;
в) какие правовые привилегии или правовые ограничения установлены государством для людей, принадлежащих к
определенному слою, классу, нации, расе, придерживающихся той или иной идеологии, испов едующих ту или другую религию.
Это внутреннее диалектическое противоречие глубинного,
сущностного порядка, предопределяющее все другие аналогичные явления. Его разрешение зависит от уровня развития экономики,
политики и культуры общества; разрешаясь, оно к аждый раз возрождается в новом качестве. От того, насколько полно и точно учтены законодателем (государством) естественно -правовые начала в правотворческой деятельности, насколько адекватно выражена в
правовых установлениях воля народа, зависит характерист ика правовой системы как справедливой или несправедливой,
демократической или антидемократической.
К внутренним следует отнести и противоречия между объективными субъективным правом, между объективными закономерностями функционирования правовой системы и
субъективными пределами ее архитектурного и технологического построения, между правом и законом, между структурными элементами и компонентами правовой системы.
В качестве
основного
систематизирующего
внешнего
противоречия выступает противоречие между правов ой системой в целом как формой существования экономических, социально - культурных и политических отношений и самими фактическими отношениями как содержанием права. Ф. Энгельс подчеркивал, что ход правового развития «состоит по большей части только в том,
что сначала пытаются устранить противоречия, вытекающие из непосредственного перевода экономических отношений в
юридические принципы, и установить гармоническую правовую систему, а затем влияние и принудительная сила дальнейшего экономического развития опять постоянно ломают эту систему и втягивают ее в новые противоречия». В общественной жизни,
отмечал Г.В. Плеханов, «всякое правовое учреждение рано или поздно превращается в свою собственную противоположность:
ныне оно способствует удовлетворению известных о бщественных нужд; ныне оно полезно, необходимо именно ввиду этих нужд.
Потом оно начинает все хуже и хуже удовлетворять эти нужды;
наконец, оно превращается в препятствие для их удовлетворения:
из необходимого оно становится вредным, и тогда оно уничтожается».
Основное внешнее противоречие предопределяет и другие,
более конкретные противоречия и проявляется в них. Например,
это противоречие между формальным равенством, равным масштабом устанавливаемого нормами права поведения людей и фактическим неравенство м людей, к которым этот масштаб применяется, противоречие между динамикой развития общественных отношений и стабильностью правовой системы,
между общим характером правовой нормы и индивидуальными особенностями конкретных отношений и их участников.
В ходе разрешения противоречий, созидательного воздействия на правовую сферу людей выкристаллизовываются закономерности развития правовой системы. Будучи обусловленными всем комплексом потребностей общественного производства,
тенденциями общеполитического развития , они отражают активную роль права в формировании гражданского правового общества.
В качестве одной из основных закономерностей можно признать постепенное и последовательное сближение естественно-
правовых и государственно-правовых начал в правовой системе,
происходящее по мере роста общечеловеческой культуры,
реализации нравственно -гуманистических общественных идеалов.
Конституирование этой закономерности связано с
характеристиками права как меры свободы, гарантии социальной
справедливости. Реализация ее зависит от осуществления таких взаимосвязанных и взаимодействующих тенденций, как:
повышение степени выраженности в праве общенародной воли и претворения ее в жизнь, в поведение и деятельность субъектов права; усиление роли правового регул ирования; перенос центра тяжести в правовом регулировании с запретительных мер на меры дозволения, расширение и интенсивное применение методов убеждения, мер профилактики, позитивного стимулирования.
Данная закономерность носит общеисторический характер, о днако проявляется неодинаково в различных общественных системах и на разных этапах их развития. В одних странах она действует последовательно, с нарастающей силой (Швейцария, Голландия,
США), в других этот процесс развивается скачкообразно (Россия,
Германия, Испания).
Еще одной основной закономерностью развития правовой системы является требование соответствия правовых явлений
фактическим общественным отношениям. Данная закономерность также многоаспектна, включает в себя проблемы адекватности отражения общественных потребностей в нормах права,
своевременного изменения законодательства, качества правового регулирования. Она действует не автоматически, пробивается сквозь случайности и отклонения и требует активного участия людей.
Для ее реализации необходим сп ециальный организационно-правовой механизм.
Кратко данный механизм можно представить следующим образом: новые или изменившиеся фактические отношения,
требующие правового оформления правовые экспериментальные нормы (масштаб, уровни, регионы, длительность их действия определяются с учетом территориальных, национальных и иных моментов) оценка правового эксперимента на основе данных социологии, статистики, подготовка и издание нормативного акта компетентными органами (с обязательными процедурами и экспертной оценкой проекта) изучение эффективности действия акта внесение в него изменений, дополнений, а в необходимых случаях его отмена. Последовательность действия элементов такого механизма, возможность корректировки, номенклатуру правотворческих органов, службы с оциологического сопровождения и все другое можно предусмотреть в законе о порядке разработки, принятия и реализации нормативно -правовых актов.
Важное значение для правовой системы приобретает требование
соблюдения правовой технологии, в том числе выполнения соответствующих процедур и правовых стандартов,
сочетания динамизма и стабильности правовых явлений,
торможения и стимулирования в праве, разрешительного и дозволительного типов правового регулирования, императивного и диспозитивного регламентирования, о птимального конструирования норм, институтов, системы в целом.
§ 3. Значение правовой системы для формирования и развития гражданского общества
Здесь на первый план выходят следующие моменты.

1. Социальное значение конкретной правовой системы зависит прежде всего от того, как разрешается ее главное противоречие между естественно -правовыми и государственно -правовыми началами. То общество, которое смогло создать благоприятные
(демократические) условия для последовательного и успешного разрешения этого против оречия, испытывает благотворное влияние правовой системы в деле утверждения общечеловеческих ценностей и идеалов. А с учетом того, что право выступает и средством разрешения общественных противоречий, есть основание утверждать: правовые явления в своей сов окупности выступают в качестве если не источника, то своеобразного мощного катализатора формирования гражданского общества.
2. Важное значение для нормального функционирования общества в демократическом режиме, реализации гуманистических принципов и идеалов, свободного развития личности имеет система специальных юридических гарантий, закрепленных в Конституции и других нормативно -правовых актах. Это придает гражданам и общественным структурам качество правовой защищенности,
уверенности в беспрепятственном и полном осуществлении своих прав и свобод, несении обязанностей.
3. Благодаря своим системным и государственно -властным качествам, правовая система обеспечивает организованность и стабильность внутрисистемных общественных связей, охраняет целостность социального организма, нейтрализует, вытесняет негативные явления из общественной жизни. Причем если при административно-командных, авторитарных режимах государство,
используя право как орудие принуждения и идеологическое прикрытие, пытается проникнуть во все п оры общественной жизни и подчинить ее своему влиянию, обеспечивая таким образом целостность оощества, то развитая демократическая правовая система способна связать само государство, установить пределы государственной власти и создать правовые условия для е динения общественного организма на добровольных, гуманистических началах.
4. Правовая система аккумулирует в себе и закрепляет для всего общества нравственные начала правды, справедливости. В
ней отражаются многие этические, религиозные, традиционные,
позитивные устои, сформировавшиеся за многовековую историю развития человечества. Даже наиболее жестокие тоталитарные режимы, появляющиеся в силу разных причин на исторической сцене, вынуждены считаться с этим и помимо прямых ограничений,
закрепленных в законе , декларируют общесоциальные правовые ценности. Природа всего правового в том и состоит, чтобы нормативно обобщить и гарантировать доминирующие начала человеческой цивилизации – свободу человека, упорядоченность и справедливость социальных отношений, стаби льность общества.
5.
Правовая система, благодаря своим внутренним общегуманистическим качествам, четкой структурированности,
идеологической и психологической ауре, активно воздействует на формирование субъективных установок у людей, способствует установлению нормальных взаимоотношений в обществе.

6. Весьма важное общественное значение имеют правовые явления в культурологическом плане. С одной стороны, правовая система вбирает в себя исторический опыт культурного развития,
сохраняет его, выступая в роли конс ерванта. С другой – в силу своей специфики она вырабатывает собственные культурные ценности (логически выверенные правовые конструкции, четкую терминологию, емкий и лаконичный язык и др.), которые становятся достоянием всего общества. Освященные нравственн о- гуманистическими идеями правды и справедливости, правовые ценности органично вписываются в человеческое бытие, выступая важной частью межчеловеческих отношений.
Глава 30. Российская правовая система
§ 1. Исторические и социально -культурные истоки россий ской правовой системы. Ее особенности и связь с правовыми системами мира
Становление и развитие российской правовой системы происходило по общим законам, присущим становлению и развитию любой правовой системы, хотя в этих процессах были и свои особенности. Глубинные истоки представлений о правильном,
справедливом, нормальном лежат еще в мифологии, в которой тот или иной этнос осознает окружающую природную и социальную действительность, самого себя, свое происхождение, нормы и обычаи своей жизни.
В правовую систему через юридические тексты, тесно связанные с текстами народной устно -поэтической традиции,
проникли не только те или иные языковые формулы и конструкции,
но и наиболее устойчивые и глубокие мифологические образы и представления древних людей о поря дке, гармонии и дисгармонии,
нарушении порядка и его восстановлении, о деянии и воздаянии,
норме, обычае и последствиях их нарушения, т.е. все то, что может рассматриваться как некий предправовой материал, на котором базировалась в период становления право вая система, из которого складывались юридические традиции. Причем в каждой культуре эти образы и идеи осознавались в своих понятиях, категориях и с большей или меньшей глубиной и основательностью входили в быт и привычки народа. Например, в древнерусской традиции такие идеи выражались в категориях «правда» и «кривда», «суд» и «ряд»,
«преступление», в древнегреческой традиции – «дике», римской –
«эквитас». Можно сказать и более определенно: многие языковые формулы и конструкции, встречающиеся в мифопоэтичес ких текстах, потому и проникли в правовую ткань, что в правовое сознание вошли выражаемые с их помощью предправовые мифологические образы и представления, соответствующий менталитет древних людей.
Если сравнить древнерусскую мифологию с мифологией этносов, известных своей высокой правовой культурой (например,
древнегреческой, древнеримской), то можно обнаружить, что древнерусская мифология, языческая религия сосредоточены главным образом на осознании и понимании природных явлений и процессов. Славянская миф ология носила в основном аграрно - природный характер. Древнерусский человек не выделял, не воспринимал и не осознавал еще с достаточной четкостью
социальности своего бытия, его нормативности, упорядоченности и иных характеристик, складывающихся в предправов ой комплекс.
Он был погружен в природность, натурность, в кровно - родственные (те же природные) связи и зависимости. Языческая религия, как известно, была бедна организационными,
нравственными и общественными идеалами.
Трудно найти в древнерусской и русской мифологии те образы и идеи, сюжеты и представления, которые у греков,
например, воплотились в мифах о Фемиде (богине правосудия,
основе правопорядка) и ее дочерях Эвномии («благозаконии»),
Дике («справедливости»), Ирене («мире»). Эти последние хотя и имели архаические, природно -аграрные черты, вместе с тем,
будучи дочерьми Зевса и Фемиды, упорядочивали жизнь человека,
вносили в нее установленную периодичность, наблюдали за ее закономерным течением. У римлян предправовые представления воплотились в Юстиции («правосудии», «праве»), обожествляемом

1 в.) понятии, в
Эквитас
(«справедливости»), часто изображавшейся женщиной с весами.
В русской мифологии мы не найдем весов – важного и необходимого для внедрения в жизнь правовых начал символа предправа, свидетельствующего об осознании людьми таких понятий, как мера, мерность, соразмерность деяния и воздаяния за него и т.д. В то же время славянские Правда и Кривда, Суд (Усуд)
во многом близки символу
Доли, т.е. непостижимой,
трансцендентной (а не социальной) силе, предопределяющей как аграрно-природные события, так и всю жизнь человека. Это
говорит о слабом осознании русским человеком возможностей своей социальной деятельности, о его подчиненности внешним природным и потусторонним силам. Этнос же, осознавший и переосмысливший в достаточной мере и с достаточной глубиной всю совокупность предправовых образов и представлений, сюжетов и идей, в большей степени подготовлен к восприятию и усвоению правовых форм, институтов, чем народ, не прошедший целиком этой стадии социального и материального развития, но столкнувшийся с правовыми формами раннеклассового общества.
Право, правовая система и правовая культура экономически сопряжены с индивидуальной собственностью, а идеологически,
точнее, духовно
– с осознанием человеком с воей индивидуальности, самостоятельности, собственной сущности. Эти понятия близки и с точки зрения происхождения, этимологии:
индивидуальность, самостоятельность и собственность, присвоение имущества, где слово «собственность» образовано от слова «себе»,
и означает принадлежащее индивиду. Коллективные формы собственности и соответствующие им формы социальной организации жизни (первобытный коллективизм, различные разновидности общины) на первых этапах становления и развития общества противостоят выделению и ндивидуальной собственности,
формированию человеческой индивидуальности, а также формированию полнокровного права, правовой системы, которые представляют собой средство защиты индивида, личности от произвола общества и государства.

Коллективная форма общеж ития русского крестьянства –
община – была одним из фундаментальных факторов развития российского общества, значительно повлиявшим на его политическую и духовную жизнь и культуру. Община

универсальная форма организации аграрных и иных ранних обществ, через которую прошли (или проходят) все народы мира.
Специфика же русской общины заключается в медленном преодолении родовых, патриархальных пережитков, в широких правах общины на все земли ее территории и крайне слабом в силу этого развитии частной собственн ости, в значительной роли общины в решении хозяйственных вопросов, касающихся ее членов, длительном ее существовании в национальных масштабах и др.
Сильная община препятствовала становлению индивидуального начала в хозяйственной и духовной жизни,
создавала условия для почти полного поглощения лица миром и рационального отрицания всякого личного права. Поэтому и
«стоимость» персонифицированных воплощений коллектива
(князя, дружинника, общинного имущества), являющегося главной ценностью в обществе, в ранних п равовых памятниках была во много раз выше и посягательства на них наказывались гораздо строже.
Например, жизнь боярина, дружинника, других приближенных князя по Русской Правде оценивалась в 80 гривен штрафа, а жизнь смерда или холопа – лишь в 5.
И тем не менее русское право, российская правовая система в целом, как и любая другая правовая система, формировалась с
ориентиром на личностные начала, хотя сперва это была личность главным образом представителя господствующего класса. Так, из
43 статей краткой (од ной из самых ранних) редакции Русской
Правды 40 были прямо посвящены защите от преступных посягательств личности и собственности (которая является лишь экономическим выражением личности).
Вообще все известные истории первые или ранние юридические акты, зак репляющие права и свободы личности, были созданы представителями господствующего класса собственников и направлены прежде всего на защиту последнего: будь то греческое или римское законодательство, созданное классом рабовладельцев, будь то любое иное закон одательство или отдельные правовые акты. Например, Великая хартия вольностей
1215 г. уже закрепляла положение о том, что ни один свободный человек не может быть заключен в тюрьму, изгнан из страны,
лишен имени иначе как по приговору, вынесенному равными по положению судьями и по законам страны. Аналогичные положения содержат знаменитый Хабеас корпус акт 1679 г., французская
Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и т.д. Лишь в XX в.
общее развитие мировой цивилизации, личностного начала в культуре, понимания самоценности и уникальности человека привело к тому, что право в демократических обществах стало распространяться на всех, стало инструментом защиты всех и каждого.
Формирование господствующего слоя как носителя правовых начал долгое время основыва лось на кровнородственных
отношениях, ему было присуще
1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   37


написать администратору сайта