Главная страница
Навигация по странице:

  • § 1. Понятие правосознания и его структура Одно из ключевых мест в механизме правового регулирования общественных отношений занимает правовое сознание

  • ^

  • / Правовая психология

  • / Правовая идеология

  • мотивы

  • Правовая культура

  • ид еолого-псих и ческое; нормативное

  • Общая теория права_под ред Пиголкина А.С_Учебник_1996 2-е изд -384с. Общая теория права_под ред Пиголкина А.С_Учебник_1996 2-е изд -3. Учебник для юридических вузов под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А


    Скачать 2.47 Mb.
    НазваниеУчебник для юридических вузов под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А
    АнкорОбщая теория права_под ред Пиголкина А.С_Учебник_1996 2-е изд -384с.doc
    Дата27.04.2017
    Размер2.47 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОбщая теория права_под ред Пиголкина А.С_Учебник_1996 2-е изд -3.doc
    ТипУчебник
    #6103
    КатегорияЮриспруденция. Право
    страница12 из 34
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   34
    Глава IX ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

    §1. Понятие правосознания и его структура

    Одно из ключевых мест в механизме правового регулирования общественных отношений занимает правовое сознание^ Никакая человеческая деятельность немыслима вне сознания индивидов. Ни один правовой акт, ни одно юридическое отношение не реализуется вне опосредующей их правовой психологии и правовой идеологии.

    Правовое сознание является разновидностью социального сознания, и, следовательно, к нему относятся вековые споры материалистов и идеалистов о первичности и вторичности (производ-ности) материи и сознания вообще! Не вдаваясь в подробности, отметим здесь главное: сознание, несомненно, находится под определяющим воздействием бытия, но в то же время само бытие является результатом воплощения мыслей и чувств людей. Индивидуальное и коллективное сознание в обществе и государстве – локомотив исторического движения.

    ак особая форма общественного сознания, правовое сознание представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств индивидов, их объединений или всего общества относительно права и его роли. Правосознание предполагает:

    осмысление и ощущение необходимости права;

    оценку права;

    осознание необходимости создания развитой системы законодательства;

    осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нормативных актов;

    восприятие процесса и результатов реализации права;

    соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, политическими и т.д.).

    Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и неправового, правомерного и

    144

    противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания правовому в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Ему свойственно требовать жесткого контроля за исполнением правовых обязанностей. Но в первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина.

    Правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Все зависит от того, насколько существующая норма одобряется правосознанием и в какой степени полно регулирует она общественные отношения. Поэтому можно говорить о регулирующем воздействии правосознания на общественные отношения, если налицо пробел закона или сам закон допускает руководство адресатов норм правосознанием в решении отдельных вопросов. Типичным примером действия правосознания вопреки норме является случай ущербности (например, устарелость) нормы при передовом правосознании или, наоборот, ущербности (отсталость) сознания при его сопротивлении новой, прогрессивной норме.

    С некоторой долей условности можно утверждать, что для большого числа людей нормативом поведения служит именно правосознание, поскольку они не знают конкретных нормативно-правовых предписаний, никогда не сталкивались с правовыми актами. Однако здесь легко впасть и в другую крайность, а именно недооценить роль законодательства в формировании правосознания. Причем не обязательно напрямую. Чаще всего косвенно – через правоприменительную практику (решение юридических дел в судах и управленческих учреждениях), через общение с друзьями и К9ллегами и т.д.

    роизводительная роль правосознания особенно велика в процессе законодательной деятельности. В ходе правоприменения она выполняет роль дополнительного (наряду с законом и вместе с ним) фактора оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела.

    При реализации права гражданами правосознанию доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения его от нормы в силу личной заинтересованности. Более того, приобретает реальную опасность негативная роль правосознания из-за его неразви-^ тости, пробельности, отсталости, сориентированности на асоци-f альные ценности.

    10-375& 145

    Роль правосознания проявляется в его функциях: ?.

    познавательной (гносеологической); ,*

    прогностической (моделирования);

    регулирующей;

    воспитательной.

    По своей структуре правосознание разделяется на правовую идеологию и правовую психологию. Ту и другую составляющие можно характеризовать на уровне индивида (индивидуальное правосознание), группы (групповое) или общества в целом (общественное).

    / Правовая психология отражает преимущественно созерцательный момент познания. Это прежде всего область чувств, настроений, эмоций, представлений, иллюзий. Они навеяны знакомством с жизненными реалиями и в особенности с явлениями государственно-правовой жизни. Здесь отношение к правовым явлениям – праву, правопорядку, законности и т.д. – складывается на стихийном уровне, хотя бы посредством законов, и стремится к формированию определенных чувств и эмоций. Чувственное восприятие действительности сопровождает затем и более высокие ступени познания окружающего мира. Однако психологическое общение людей, их переживания и психическое состояние не теряют своей специфики, не растворяются в рациональном. Поэтому "очень важно как для процесса правотворчества, так и для процессов реализации права знать психологические закономерности восприятия и реагирования на государственно-правовые институты. При этом следует учитывать, что социально-правовая психология – не просто плод индивидуального познания, но это и результат взаимодействия и взаимовлияния людей, состоящих в различных правоотношениях, образующих разного рода коллективные субъекты права.

    Личность – биосоциальное явление. Уже на биологическом уровне формируются гедонистические ценности (удовольствие, наслаждение, удовлетворение), ценности охранительные (например, самосохранение) и эстетические (привлекательность, красота и т.п.). Но даже если какие-то ценности имеют в большей степени биологическую природу, мы не сможем понять их роль без учета социальных факторов. Социально-ценностная правовая ориентация существует в форме правовых установок и оценок. Эти ценностные ориентиры формируются на базе потребностей и знаний об окружающей среде. Они являются первичными аналитическими формами социально-психологических процессов.

    146

    Понятия о правовых ценностях вырабатываются на уровне обыденного сознания в ходе соприкосновения с эмпирической действительностью и в результате собственной практической деятельности индивида. Роль чувственного здесь особенно велика. Чувственное в значительной мере уступает рациональному, когда развертывается специализированная деятельность идеологов, вырабатывающих правовые понятия, устанавливающих правовые ценности, исходя из исторического опыта с учетом шкалы ценностей для общества, государства, гражданина.

    Выдвижение специалистами правовых идей, выработка теоретиками правовых концепций могут базироваться на ценностных ориентирах правовой психологии, но могут и отвергать или корректировать их. В любом случае рациональное познание государственно-правовой действительности – высшая ступень постижения правовых реалий.

    / Правовая идеология отражает преимущественно результаты абстрактного мышления. Она включает в себя концептуально оформленные идеи и понятия о необходимости и роли права, о его обеспечении, совершенствовании, методах и формах проведения в жизнь. Ведущими в правовой идеологии являются идеи:

    неотъемлемых прав и свобод человека;

    закона как акта высшей юридической силы;

    законности;

    охраны права государством и связанность самого государства правом.

    На протяжении веков правовая идеология развивалась в качестве сугубо классового феномена. Соответствующие идеи и понятия отражали и не могли не отражать интересы и потребности определенных классов и властвующих элит. Однако цивилизованные процессы в обществе и особенно очевидность неблагоприятных последствий классовых битв для государства и граждан все больше побуждают к выработке общечеловеческих ценностей и основанных на них гуманных идей и понятий.

    Правовая идеология способна освобождаться от заидеологизи-рованности, что означает ее отказ от служения какой-либо партии, группе, вождю вопреки научному поиску и истине, основанной на объективной оценке правовых реалий.

    В своем движении к практике правосознание выступает одновременно и той, и другой своей составляющей. Содержащиеся в правовой идеологии идеи и принципы являются одной из внешних форм (способов) социального контроля за деятельностью

    10* ,47

    людей. Внутренними стимулами и регуляторами поведения человека являются его чувства и убеждения. Высшими формами пси-* хологической регуляции выступают мотивы правового поведения и воля.

    §2. Правовая культура: понятие, структура, уровень

    Правовое сознание дает представление о духовных ценностях индивида и общества. Но только с субъективной стороны, с той, которая выражается в чувствах, представлениях, идеях, а не в материализованном виде. Поэтому более глубоким и плодотворным в уяснении механизма правового воздействия на общественные отношения является освоение такой категории, как правовая культура.

    Само понятие правовой культуры многопланово. Правовая культура предполагает:

    определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности;

    надлежащую степень знания населением законов;

    высокий уровень уважения норм права, их авторитета;

    качественное состояние процессов правотворчества и реализации права;

    специфические способы правовой деятельности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.);

    результаты правовой деятельности в виде духовных и материализованных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и т.д.).

    Каждый из названных срезов правовой культуры может рассматриваться на личностном уровне, когда акценты смещаются в сторону личностных свойств и качеств, и на уровне универсальных обобщений, когда обращается внимание на функционирование социального организма в его целостности. И в том, и в другом случае принимается во внимание творческое начало, обеспечивающее движение по пути прогресса и цивилизации. Такое понимание отвечает широкому взгляду на культуру как на категорию, охватывающую все ценности, созданные человечеством в процессе его духовной и практической деятельности.

    Основополагающей культурной ценностью является само право. Правы те ученые, которые уподобляют "изобретение" законов появлению, например, колеса. Закон как инструмент организации общественных отношений – пока непревзойденное и

    148

    всеобъемлющее средство социального регулирования и контроля. Открытие права, конструирование правовых законов является важнейшим завоеванием цивилизации. Рано или поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порождает право. Право как дитя культуры проявляет заботу о своей матери, упрочивая и приумножая культурные завоевания.

    В качестве примера ценностных завоеваний культуры в средствах (способах) и формах правовой деятельности можно указать на законность и правосудие. Без них трудно было бы ожидать надлежащего правопорядка.

    Об уровне правовой культуры красноречиво свидетельствуют такие процессы, как парламентские процедуры по принятию законов и отправление правосудия по уголовным или гражданским делам.

    Если отвлечься от многообразных проявлений правовой культуры, не давать их перечень, но попытаться классифицировать, то можно выделить четыре разновидности: правовые идеи, правовые нормы и институты, правовые поступки, правовые учреждения. Составные каждой из названных разновидностей могут быть классифицированы по своим основаниям. Но так или иначе все членения будут укладываться в четыре состояния культуры: идеолого-психическое; нормативное, фиксируемое совокупностью норм права; поведенческое, указывающее на характер правовых действий; объективированное, закрепляющее результаты правовой деятельности.

    Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Поэтому представляется возможным говорить о высокой правовой культуре, низкой правовой культуре и культуре среднего уровня. Разумеется, оценки эти относительны. Для одного общества на определенном этапе развития по отношению к каким-либо правовым явлениям будут употребляться одни определения, а по отношению к другому обществу или другому времени оценки одного и того же института или учреждения или поступка – другие. Разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере. Иными словами, как с субъективной, так и с объективной стороны существуют серьезные препятствия в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных завоеваний. Тем не менее эти препятствия преодолимы. История выработала уже

    149

    некоторые общецивилизационные критерии в определении уровня культуры, и на этой основе создается возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры. К их числу следует отнести:

    формирование чувств права и законности;

    освоение достижений логико-правового мышления;

    совершенствование законодательства;

    повышение уровня законопроектных работ;

    увеличение объема и качественное совершенствование право-послушного поведения;

    совершенствование юрисдикционной или иной правоприме-нительной деятельности;

    разделение полномочий законодательных, исполнительных и судебных учреждений;

    изучение памятников права и правоприменительной практики как основы юридического образования.

    Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой – надлежащее кадровое обеспечение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов.

    Было бы утопичным желание сделать каждого гражданина юристом. Но преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм – это одно из условий развития правовой культуры. Отсюда вытекают задачи для тех, кто по роду своей деятельности заинтересован в юридических знаниях или по занимаемой должности обязан иметь необходимый их минимум. Эти задачи следующие:

    обеспечить надлежащую ориентацию в основных началах и принципах государственно-правовой жизни;

    создать базу для значительного расширения объема и повышения уровня правового поведения адресатов права;

    обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей права и обязанностей за свои законные интересы;

    осуществлять работу по профилактике правонарушений в аспекте реального действия принципа "незнание закона не освобождает от ответственности";

    активизировать правомерное поведение.

    Поддержание и повышение правовой культуры требуют постоянных усилий на пропагандистском, просвещенческом и образовательном уровнях. Формы такой работы известны: лекции среди населения, пропаганда и просвещение средствами массовой ин-

    150

    формации; лектории правовых знаний; специальные циклы лекций на предприятиях, в организациях и учреждениях в системе политике-правовой учебы; преподавание в общеобразовательных учебных заведениях, в техникумах и вузах; юридическое образование; занятия в системе повышения квалификации.

    Особые требования в части повышения правовой культуры предъявляются к должностным лицам. Это и понятно: они активно участвуют в правотворческой деятельности, призваны к строгому исполнению законов, обеспечивают действие права, формируют и осуществляют правовую политику. Правовой нигилизм представителей власти, злоупотребление правом, обход закона, пренебрежение правами граждан пагубно сказываются на уровне культуры в целом, включая и политическую, и нравственную.

    Формирование подлинно государственного правосознания должностных лиц связано с преодолением узковедомственных, национальных и региональных интересов. В центр политики ставится гражданин как духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства. Однако в фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосударственные интересы вопреки интересам индивидуальным, групповым, классовым, партийным, если они стремятся к собственной выгоде, игнорируя при этом право и правопорядок.

    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   34


    написать администратору сайта