Главная страница

Экономическая теория Носова С.С.. Преподаватель на ФИТе (на 3 курсе) Рамиля Рафиковна требует именно этот учебник.. Экономическая теория Носова С.С.. Преподаватель на ФИТе (на 3. Учебник экономическая теория


Скачать 3.4 Mb.
НазваниеУчебник экономическая теория
Анкор Экономическая теория Носова С.С.. Преподаватель на ФИТе (на 3 курсе) Рамиля Рафиковна требует именно этот учебник..doc
Дата05.03.2017
Размер3.4 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла Экономическая теория Носова С.С.. Преподаватель на ФИТе (на 3 .doc
ТипУчебник
#3396
КатегорияЭкономика. Финансы
страница37 из 39
1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   39

Принцип сравнительного преимущества. Рикардо считается родоначальником теории сравнительного преимущества (выгодности) международного разделения труда. Целесообразность международной торговли он показал на основе сопоставления сравнительных издержек, а не абсолютных величин, как полагал Смит. Выгода, получаемая торгующими друг с другом странами, достигается благодаря установлению более эффективной отраслевой структуры производства.

Взгляды на воспроизводство. Рикардо отбросил взгляд Смита о складывании стоимости из доходов. Наоборот, она распадается на них. Но вслед за Смитом Рикардо при анализе воспроизводства опускал постоянный капитал, приравнивая стоимость общественного продукта к сумме доходов. Капиталистический способ производства Рикардо рассматривал как абсолютный, не знающий никаких границ для своего расширения. По Рикардо, при капитализме возможно частичное перепроизводство, но общего перепроизводства вообще не может быть. Другими словами, отдельный товар может быть произведен в излишнем количестве. Целью капиталистического производства, по Рикардо, является удовлетворение потребностей. Поэтому, кроме падения нормы прибыли, никаких границ для роста производства и расширения спроса не существует. Рассматривая деньги как техническое средство обмена, Рикардо не видел разницы между непосредственным обменом по формуле (Т'Т) и товарным обращением по формуле (Т'ДТ). Он исходил из единства купли-продажи, утверждая, что за продажей обязательно следует покупка. Эта идея взята у Ж. Б. Сэя. Жизнь опровергла это утверждение.

В заключение подчеркнем огромный вклад Рикардо в экономическую науку. Он считается завершителем создания классической экономической теории и справедливо занимает вторую строчку (после А. Смита) в списке выдающихся экономистов мира.
Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

49.5. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОМАНТИЗМ

Жан Сисмонди (17731842) занимает своеобразное место в истории экономической мысли. Он является завершителем классической школы во Франции и в то же время родоначальником нового направления, известного под названием экономического романтизма.

Экономический романтизм  это идеология мелкой буржуазии. Зародился он на Западе в период наиболее быстрого развития капитализма после промышленного переворота и буржуазных революций. Сисмонди явился родоначальником этого направления не случайно. Франция и Швейцария, уроженцем которой он был, более чем наполовину были представлены крестьянством и мелкими ремесленниками. Процесс их разорения и разложения в этих странах происходил особенно болезненно. Большая их часть разорялась, пролетаризировалась, пополняла ряды рабочих или нищенствовала в поисках хлеба и работы. Сисмонди не понял процесса становления капитализма и его результатов. У него было свое понимание политической экономии. Он считал ее нравственной наукой. С его точки зрения, политическая экономия имеет дело с человеческой природой, а не с объективными законами. По Сисмонди, политическая экономия должна изучать самого человека, его потребности, чувства, страсти и как на него действуют те или иные учреждения. Поэтому он становился в оппозицию к английской классической школе. Сисмонди пытался сформулировать новые принципы политической экономии, отличные от тех, на которых базировались Смит и Рикардо. Эта цель подчеркнута в названии его основной работы «Новые начала политической экономии, или О богатстве в его отношении к народонаселению» (1819 г.). Свою задачу Сисмонди видел в том, чтобы показать, как государство должно руководить производством и распределением богатства в интересах мелкого производителя. Он полагал, что материальное благосостояние зависит от государства, поэтому не должно быть места свободной конкуренции и свободы торговли. Сисмонди был первым проповедником принципа государственного вмешательства в экономику при капитализме.

Все экономическое учение о производстве, потреблении, капитале, доходе, противоречиях капитализма и т. д. отражено в его теории реализации и кризисов. По Сисмонди, с развитием капитализма сужается внутренний рынок из-за двух обстоятельств. Первое обстоятельство  сокращается доход рабочих, так как они вытесняются машинами, не предъявляющими никакого спроса. Доход рабочих сокращается и по другой причине: при найме рабочих капиталисты всегда могут нанять более сговорчивых рабочих из массы безработных. Следовательно, даже занятые рабочие обречены на потребление минимума средств существования, значит, предъявляют все меньше и меньше спрос на товары. Другое обстоятельство сужения внутреннего рынка  уменьшение спроса со стороны капиталистов. Последние стремятся все больше и больше производить. Часть своего дохода, которую они должны были бы пустить на потребление, накапливают. В результате производство превышает потребление как рабочих, так и капиталистов. Часть общественного продукта (часть «сверхстоимости») остается нереализованной. Выходом из положения мог бы быть внешний рынок. Но и он сужается, так как те страны, которые являлись внешним рынком для капиталистических стран, сами становятся на путь капитализма и погони за внешним рынком. Недалек момент, когда вовсе не будет внешних рынков для стран развитого капитализма. Следовательно, капитализм не может развиваться. Ему внутренне присущи кризисы перепроизводства.Сисмонди обращался поэтому к правительствам стран с просьбой, чтобы они своей властью прекратили капиталистическое развитие. Довольство и достаток наступят только тогда, когда общество вернется к мелкому производству. Оно  идеал Сисмонди.

П. Прудон(18091865), так же как и Сисмонди, принадлежит к идеологам мелкой буржуазии. Однако оба выражали интересы мелкой буржуазии на разных стадиях развития капитализма. Это определило их различное отношение к капитализму и различие их конкретных практических предложений. Если взгляды Сисмонди формировались на стадии становления капиталистических отношений, то Прудон выражал интересы мелкой буржуазии в период сложившегося капитализма. К этому времени сложилась классовая структура общества и мелкая буржуазия заняла свое промежуточное положение. История уже доказала невозможность возврата от капитализма к натуральным формам хозяйства, разбив проекты Сисмонди. Прудон же, защищая мелкую буржуазию, не отрицал капитализм, как это делал Сисмонди, а хотел его лишь подправить, улучшить. Прудон и его единомышленники придумывали планы спасения мелкой буржуазии от разорения, пролетаризации, не затрагивая при этом основ капитализма. Поэтому вся система Прудона была проникнута реформизмом. В марксистской литературе Прудон считается первым оппортунистом.
Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

49.6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ 2030-Х ГГ. XIX В.

В 2030-х гг. XIX в. завершился процесс формирования капитализма в Англии и Франции. Буржуазия в этих странах завоевала политическую власть. В 1825 г. промышленность пережила первый экономический кризис. Он разрушил представления о непротиворечивости капитализма. Фактически был нанесен удар по классической политической экономии. Перед экономистами встала задача разрешить или хотя бы ослабить возникшие противоречия капитализма. Они смещают акцент своего исследования из сферы производства в сферу обращения.

Экономическая мысль с этого момента и по сей день стала базироваться на так называемой меновой концепции,а экономика стала называться рыночной.В основу этой концепции положен примат сферы обращения по отношению ко всем сторонам общественной жизни. (В марксистской литературе представители этой концепции называются вульгарными экономистами, а политическая экономия получила название вульгарной.) Представители меновой концепции трактуют экономические категории, так как они проявляются в сфере обращения, на поверхности общества. Отход экономистов этого периода от анализа процесса производства определил их отказ от теории трудовой стоимости. Они поставили перед собой задачу опровергнуть прежде всего рикардианскую теорию прибыли и ее основу  теорию трудовой стоимости. Последней была противопоставлена позаимствованная у А. Смита теория издержек производствав различных ее вариантах. На этой основе экономисты по-своему трактовали природу прибыли, процента, ренты, заработной платы. Они выдвинули положение о том, что прибыль и процент порождаются капиталом, рента  землей, а заработная плата  трудом. Эта «триединая формула» была взята на вооружение последующими экономистами. Подавляющее большинство сегодняшних западных экономистов опирается на эту формулу. (Экономисты марксистского направления считают, что эта «триединая формула» маскирует природу прибавочной стоимости, эксплуатацию трудящихся при капитализме.)

Краткая характеристика экономической мысли 2030-х гг. XIX в. в Англии

Представителем экономической мысли этого периода является Томас Мальтус (17661834). В 1798 г. он выпустил книгу «Опыт о законе народонаселения». Из других работ следует выделить «Принципы политической экономии» (1820). По своей классовой позиции Мальтус был выразителем интересов обуржуазившейся земельной аристократии  лендлордов.

По Мальтусу, население земного шара растет в геометрической прогрессии, а средства существования  в арифметической. Основной вывод, сделанный Мальтусом в «Опыте о законе народонаселения», состоит в следующем: «Главная и постоянная причина бедности мало или вовсе не зависит от образа правления или от неравномерного распределения имущества; не во власти богатых доставить бедным работу и пропитание, поэтому бедные по самой сущности вещей не имеют права требовать от них того и другого. Эти важные истины вытекают из закона народонаселения...»1 Чтобы уберечь общество от нищеты, болезней и голода, Мальтус предлагает воздержаться от брака до тех пор, пока нет возможности содержать семью.

Основным аргументом отставания средств существования от роста народонаселения Мальтус считал закон убывающего плодородия почвы. Это утверждение является верным лишь отчасти, так как не учитывается рост производительных сил, технической оснащенности, последующих вложений капиталов в землю. Несмотря на эти недостатки, проблема народонаселения, поставленная Мальтусом, увековечила его. Он считается в западной экономической науке общепризнанным классиком.

Кроме Мальтуса, в этот период до середины XIX в. экономическая мысль Англии была представлена Джеймсом Миллем (17731836), Джоном Мак-Куллохом (17891864), Нассау Сениором (17901864), Джоном Стюартом Миллем(18061873). Последний считается завершителем классической политической экономии. В 1848 г. вышло его основное произведение «Основы политической экономии», в котором он писал, что «к счастью, в законах стоимости нет ничего, что осталось бы выяснить современному или любому будущему автору; теория этого предмета является завершенной».

Особого внимания заслуживает Н. Сениор. В 1836 г. вышла его основная работа «Очерки политической экономии». В ней сформулирована «теория воздержания», согласно которой стоимость определяется не трудом, а издержками производства, определяемыми трудом и капиталом. Труд трактуется не как производственная деятельность, а как жертва, приносимая рабочим, теряющим покой и отдых. Аналогично трактуется и капитал. По Сениору, капитал возникает в результате жертвы капиталиста. Дескать, капиталист воздерживается от непроизводительной траты своих средств в настоящее время во имя получения прибыли в будущем. Вознаграждением за эти жертвы рабочих и капиталистов и являются, по Сениору, заработная плата и прибыль. Понятие «капитал» он заменил понятием «воздержание», считая эти понятия идентичными. «Теория воздержания» Сениора получила признание среди множества западных экономистов.

Характеристика экономической мысли 2030-х гг. XIX в. во Франции

В 1789 г. произошла буржуазная революция во Франции. Она расчистила путь быстрому развитию капитализма. В то же время обострились противоречия между капиталистами и рабочими. В 1790 г. состоялось стачечное движение рабочих. 14 июня 1791 г. правительство приняло закон, запрещающий всякого рода объединения рабочих.

Родоначальником и главным представителем экономической мысли этого периода был Жан Батист Сэй (17671832). В 1803 г. вышло его основное произведение «Трактат политической экономии». В период 18281830 гг. вышел его шеститомный «Курс политической экономии».

По Сэю, процесс производства понимается как производство полезности, не обязательно связанной с вещественной формой продукта. Затем он отождествляет полезность с оказанием услуг. В конечном счете производство определяется как производство услуг. Отношения между капиталистами и рабочими представлены в виде взаимного оказания услуг. По Сэю, стоимость определяется не трудом, а полезностью вещи, ее потребительной стоимостью, в создании которой принимают участие три фактора производства: труд, капитал и земля, названные им производительными услугами. Вынесенные на рынок, они обмениваются в форме заработной платы, процента и ренты.

Большое место Сэй отводит предпринимателю. Последний выступает посредником, ищущим необходимые производительные услуги для изготовления продукта в меру спроса на него. Этим Сэй иначе ставит проблему распределения богатства, нежели А. Смит. Другими словами, прибыль, по Сэю, распадается на процент и предпринимательский доход. Ренту Сэй определил как доход с вложенных в землю капиталов.

Одно из центральных мест в учении Сэя занимает «теория рынков». Он сформулировал «закон рынков Сэя», согласно которому производство само обеспечивает сбыт. По-другому  каждый продает, чтобы купить. Из этой формулы Сэй делает вывод об отрицании кризисов перепроизводства при капитализме. Он допускал возможность частичного перепроизводства товаров из-за того, что некоторые отрасли произвели товаров меньше, чем это нужно для обмена с товарами других отраслей.

Другим представителем французской политической экономии этого времени был Фредерик Бастиа (18011850). В 1850 г., после его смерти, вышло его основное произведение «Экономические гармонии». В нем он изложил «теорию гармонии», согласно которой капитализм  это общество по оказанию взаимных услуг. Интересы всех гармоничны, так как каждый заинтересован в другом. Бастиа  против всякого вмешательства государства в экономику. Он сформулировал «закон распределения при капитализме», согласно которому доля капиталистов в созданном продукте падает (возрастая абсолютно), а доля рабочих возрастает и абсолютно, и относительно. Класс капиталистов оказывается несколько «обиженным» сравнительно с рабочими. Заметим в скобках, что доказательство Бастиа примитивно и не выдерживает критики. Он предложил заменить категорию «прибыль» процентом. Последний  всеобщая форма дохода капиталистов и землевладельцев. Рента  это процент на капитал, вложенный в землю.

Родоначальником американской политической экономии является Генри Чарльз Кэрри (17931879). Он написал ряд работ. Наибольшей популярностью пользуются две его работы: «Принципы политической экономии» (1837) и «Руководство к социальной науке» (1865). Кэрри создал методологию, которая широко используется в экономической мысли США по сей день. Он отождествил действие социальных законов с физиологическими, естественными законами. Предметом политической экономии, по Кэрри, является человек и его поведение, направленное на улучшение своего положения. Все экономические категории, по Кэрри, выражают отношение человека к природе, а не отношения между людьми. Капитал, по Кэрри, включает в себя не только средства производства, но и умственную, и физическую силу человека. Центральное место в теоретических построениях Кэрри, так же как и Бастиа, занимает теория гармонии классовых интересов. Одной из составляющих гармонии является разработанная им теория заработной платы. По Кэрри, различные заработные платы прямо пропорциональны производительности национального рабочего дня. Заработная плата повышается или падает пропорционально производительности труда. Эта теория вошла в экономическую науку под названием производительной теории заработной платы.Она разделяется многими экономистами современной экономической мысли Запада.
Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу
1 From Plan to Market (World Development Report 1996. The World Bank). Oxford, 1996.
49.7. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА

Марксизм  это учение об эксплуатации рабочего класса, накоплении капитала и неизбежной гибели капитализма. Его родоначальниками были немецкие мыслители-революционеры Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

К. Маркс родился 5 мая 1818 г. в г. Трире в семье адвоката. Ф. Энгельс родился 28 ноября 1820 г. в г. Бармене в семье фабриканта. После окончания гимназии в 1835 г. К. Маркс поступил в Боннский университет, откуда перевелся вскоре в Берлинский университет, который закончил в 1841 г. Энгельс, в отличие от Маркса, не получил системного образования, однако он настойчиво занимался самообразованием, особенно в области философии и истории. Основное экономическое произведение Маркса и Энгельса  «Капитал». Над ним К. Маркс работал всю жизнь. Его выпуску в свет предшествовала огромная подготовительная работа.

В 18571858 гг. и 18611863 гг. К. Марксом были написаны первый вариант «Капитала» в целом, а также «Теории прибавочной стоимости»  4-й том «Капитала».

В 18641865 гг. он написал еще одну рукопись. Основные ее положения составили 3-й том «Капитала». Таким образом, к середине 60-х гг. у К. Маркса имелись в рукописи три тома «Капитала» и 4-й том  «Теории прибавочной стоимости», посвященные анализу экономической мысли предшественников и современников. Более полутора лет К. Маркс готовил к выпуску 1-й том «Капитала». Осенью 1867 г. он вышел из печати. К. Маркс не успел (из-за высокой требовательности к себе) завершить работу над 2-м и 3-м томами «Капитала». 14 марта 1883 г. он умер. Доработка и подготовка к печати рукописей 2-го и 3-го томов была осуществлена Ф. Энгельсом, 2-й том был выпущен в 1885 г., а 3-й  в 1894 г. В 1895 г. Ф. Энгельс умер. 4-й том «Капитала»  критическая история теорий прибавочной стоимости  увидела свет в 1905 г.
1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   39


написать администратору сайта