Главная страница

Учебник история философии москва Академический Проект 2005 Рекомендовано


Скачать 2.14 Mb.
НазваниеУчебник история философии москва Академический Проект 2005 Рекомендовано
Дата29.09.2022
Размер2.14 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаmguhistph.docx
ТипУчебник
#704524
страница209 из 259
1   ...   205   206   207   208   209   210   211   212   ...   259

Философская вера Ясперса


Философская вера Ясперса условие безграничной коммуникации и, тем самым, условие обретения подлинного самобытия экзистенции. Философская вера не может быть выражена в каких-либо догматах и вообще общезначимо. Истина веры не то, что я знаю и могу поведать другим, но то, чем я живу, что я есть. «Истина, которой я живу, существует лишь благодаря тому, что я становлюсь тождественным ей; в своем явлении она исторична, в своем объективном высказывании она не общезначима, но безусловна» (6: 422). Мыслители, единые в философской вере, с необходимостью должны давать ей различные выражения, в соответствии со своей исторической ситуацией.

541

Содержание философской веры Ясперс выражает в трех тезисах (6: 434): Бог есть Он есть трансценденция); существует безусловное требование; мир обладает исчезающим наличным бытием между Богом и экзистенцией (мир есть язык любви Бога). У веры Ясперса есть свои «святые», это философы, подтвердившие философскую веру своим мученичеством: Сократ, Боэций, Бруно. Молитвы в обычном смысле как словесного обращения к Богу или святым у Ясперса нет, но есть некий аналог молитвы в действии трансцендирования, когда экзистенция, обращаясь вовне себя, вступает в непосредственное сообщение с трансценденцией. «Объективное должно оставаться в движении и как бы испаряться, чтобы в исчезающей предметности именно благодаря исчезновению становилось ясным наполненное сознание бытия» (6: 429). С

«испарением» рассудочно фиксированной предметности экзистенция обретает способность свободного парения в пространстве ничто, которое вместо ужасающей пропасти становится для нее пространством свободного полета.

Основное противоречие в философствовании Ясперса противоречие, осознаваемое и принимаемое в качестве диалектического источника движения мысли, это противоречие между индивидуальным и всеобщим. На стороне всеобщего, во-первых, требование «безграничной коммуникации», которое, например, исключает использование религиозных символов не общезначимых, не приемлемых для всякого человека, в том числе не верующего в Откровение и чудеса. Если бы не факт наличия многих религий, Ясперс наверняка более определенно опирался бы на христианство, но ему приходится искать «общий знаменатель» всех религий, который мог бы быть основой всеобщего взаимопонимания в «безграничной коммуникации». Во-вторых, требование разумности. Разум — это и есть требование безграничной коммуникации и движение к ней. «Любое чувство истины1 раскрывается лишь тогда в чистом виде, когда оно очищено в движении разума» (6: 440). Соответственно, Ясперс отрицает в вере и ее содержании все иррациональное, недоступное разуму и потому некоммуницируемое, как, например, опыт христианских мистиков.

С другой стороны, человеческая ситуация всегда индивидуальна, и в пограничной ситуации это одиночество обнажается особенно остро. Но индивидуальность никогда не остается самодовлеющей замкнутой в себе сферой, так как экзистенция изначально

исторична, во всех четырех своих модусах. Это означает, что она производит себя из материала, полученного от традиции, а традиция всегда сообщение, коммуникация. Поэтому вопрос, что первично, индивидуальное или всеобщее, лишен смысла.

Индивидуальное противостоит всеобщему в вечной борьбе и это не только диалектическая борьба на плане идей, но и духовная борьба становящегося духа, и даже социальная и политическая борьба человека против уничтожающего индивидуальность массового порядка существования. Однако эта борьба разрешается в конечном счете в гармоническое единство, так как ни в одной сфере, включая социальную, индивидуальное не может существовать без всеобщего, и наоборот.

1 Равным образом любая вера. (Прим.Е.Ф.)

542
Литература

  1. ЯсперсК.Собрание сочинений по психопатологии: В 2 т. М.; СПб., 1996.

  2. ЯсперсК.Общая психопатология. М, 1997.

  3. Мартин Хайдеггер / Карл Ясперс: Переписка 1920— 1963. М., 2001.

  4. ЯсперсК.Стриндберг и Ван-Гог. СПб., 1999.

  5. ЯсперсК.Ницше: Введение в понимание его философствования. СПб., 2004.

  6. ЯсперсК.Смысл и назначение истории. М., 1994.

  7. ЯсперсК.Введение в философию. Минск, 2000.

  8. ЯсперсК.Вопрос о виновности: О политической ответственности Германии. М.,

1999.

  1. ЯсперсК.Всемирная история философии. Введение. СПб., 2000.

  2. ЯсперсК.Философская автобиография. М., 1995.

  3. БольноеО.Философия экзистенциализма. СПб., 1999.

  4. ГайденкоП.П.Прорыв к трансцендентному. М., 1997.

  5. JaspersК.Philosophie. Berlin Gött. Heidelberg, 1948.

  6. JaspersК.Chiffren der Transzendenz. München, 1970.



1   ...   205   206   207   208   209   210   211   212   ...   259


написать администратору сайта