Главная страница
Навигация по странице:

  • Критика

  • Учебник история философии москва Академический Проект 2005 Рекомендовано


    Скачать 2.14 Mb.
    НазваниеУчебник история философии москва Академический Проект 2005 Рекомендовано
    Дата29.09.2022
    Размер2.14 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаmguhistph.docx
    ТипУчебник
    #704524
    страница211 из 259
    1   ...   207   208   209   210   211   212   213   214   ...   259

    Хайдеггер и феноменология.


    Хайдеггер и феноменология. Философское сотрудничество Гуссерля и Хайдеггера продолжалось с 1919 года, когда Хайдеггер стал заниматься и преподавать под руководством Гуссерля на кафедре философии Фрайбургского университета, и до 1929 года. После выхода «Бытия и времени» в 1927 г. Гуссерлю понадобилось 2 года, чтобы

    осознать, насколько далеко Хайдеггер в этой работе отошел от феноменологии в его собственном понимании.

    По мысли же Хайдеггера, «Феноменология может быть воспринята только феноменологически, т. е. не просто повторением ее основоположений или верой в школьные догмы, но посредством отталкивания от нее» (14: 74). Это

    544

    «отталкивание» выражается в том, что Хайдеггер не принимает в феноменологии:

    1. феноменологическую установку как позицию «незаинтересованного наблюдателя »




    1. учение о трансцендентальной субъективности как абсолютном («чистом») сознании;

    2. метод редукции.

    Критика феноменологической установки.


    Критика феноменологической установки. Гуссерль требовал от феноменолога стать трансцендентальным субъектом, незаинтересованным наблюдателем, несколько наивно полагая, что любой ученый, как честный и самоотверженный человек, легко на это способен. При этом он сознавал, что подобная смена познавательной установки должна сказаться и на жизни человека, привести его к тому, чтобы «жить по истине». Единственное, чего он не учел, это инерция человеческого сознания. Хайдеггер отнюдь не идеализировал человеческую природу и видел, что «притворство и ложь составляют стихию человеческого существования» (1: 33). Борьбу с этим и стремление к

    «позитивному раскрытию сути вещей» Хайдеггер понимал уже совершенно иначе, чем Гуссерль, иначе понимал и «вещи», подлежащие раскрытию.

    В немецком языке «вещь» может быть названа Sache или Ding. В призыве «к самим вещам» Гуссерль употребил слово Sache, Хайдеггер же ориентируется на «вещи» в смысле Ding: ««К вещам» (Sache) значит и «к самой сути дела», и к тому «нечто», каким занята определенная научная дисциплина, но не значит в первую очередь к

    «вещественности», или «вещности» тех «вещей», которыми она занята...» (2: 196). Sache

    скорее «предмет», чем «вещь». В русском языке можно сказать, что и феноменология, и герменевтика ориентированы на сами вещи, но первая на Sache, вторая на Ding.

    «Предметы — это первично не объекты теоретического познания, но те вещи, какими я занимаюсь, с какими имею дело, они имеют в себе отсылки к тому, для чего они служат, к их применению, к их полезности... Ближайший мир — это мир практических забот» (2: 162— 163). Именно «мир практических забот» становится для Хайдеггера

    «полем феноменологического анализа», здесь он отделяет «жизнь по истине» от

    «неподлинной жизни», поэтому он не собирается занимать позицию

    «незаинтересованного наблюдателя».
    1   ...   207   208   209   210   211   212   213   214   ...   259


    написать администратору сайта