Главная страница
Навигация по странице:

  • P = S*T

  • С.В.КНЯЗЕВ, С.К.ПОЖАРИЦКАЯ - СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК.. С.В.КНЯЗЕВ, С.К.ПОЖАРИЦКАЯ - СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ. Учебник ориентирован на программу раздела Фонетика общего курса Современный русский язык


    Скачать 0.76 Mb.
    НазваниеУчебник ориентирован на программу раздела Фонетика общего курса Современный русский язык
    АнкорС.В.КНЯЗЕВ, С.К.ПОЖАРИЦКАЯ - СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК..doc
    Дата22.04.2017
    Размер0.76 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаС.В.КНЯЗЕВ, С.К.ПОЖАРИЦКАЯ - СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ .doc
    ТипУчебник
    #5051
    КатегорияЯзыки. Языкознание
    страница9 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

    Акустическая теория речепроизводства


    § 57. Итак, с точки зрения акустики речевой тракт представляет собой совокупность соединенных между собой воздушных резервуаров (полостей глотки, рта и носа), каждый из которых (и все они вместе) может служить резонатором. Чтобы заставить колебаться столб воздуха, заключенный в этих резервуарах, необходимо воздействовать на них какой-либо силой. Эта сила создается источником звука, который может находиться как в самóм речевом тракте, так и за его пределами (таким источником являются, например, голосовые связки)54.

    Существует два основных типа источников речевых звуков:

    1. голосовой (квазипериодический) – для звонких звуков, и

    2. шумовой (непериодический) – для согласных. Шумовой источник может быть

      • импульсным (в случае смычных согласных)  в этом случае колебания создаются резким скачком давления в результате раскрытия смычки и быстро затухают;

      • турбулентным (с его участием образуются фрикативные согласные) – в этом случае колебания создаются воздушной струей, возникшей вследствие наличия сужения в речевом тракте, и могут поддерживаться длительное время.

    При произношении некоторых звуков имеется только один источник: голосовой у гласных, импульсный  у глухих взрывных, турбулентный  у глухих фрикативных. Возможна, однако, и любая комбинация источников (т.е. при произношении одного звука их может быть сразу несколько): например, голосовой и турбулентный источники участвуют в образовании звонких фрикативных согласных; голосовой и импульсный – звонких смычных; турбулентный и импульсный – глухих аффрикат; голосовой, турбулентный и импульсный источники необходимы для образования звонких аффрикат.

    В акустической теории речеобразования (АТР), создателем которой является шведский ученый Гуннар Фант, речь рассматривается как процесс фильтрации. Это означает, что речевой тракт выступает в функции фильтра, пропускающего (усиливающего) только те частоты, порожденные источником звука, которые совпадают с его собственной частотой (см. рис. 21, 22). Надгортанные полости являются резонаторами, собственные частóты которых могут довольно значительно изменяться в зависимости от положения артикулирующих органов, придающих им разный объем и форму (наибольшее значение имеет при этом длина резонатора, а также место и площадь его поперечного сечения).
    Рисунок 21. Схема образования звука с голосовым источником (25).
    Рисунок 22. Схема образования речевого сигнала при производстве гласного (КОК 3.1).

    Голосовой источник создает периодические толчки воздуха (А); амплитуды гармоник спектра этих толчков (Б), проходя через резонаторную систему речевого тракта (В), умножаются на значения передаточной функции (Г); в результате получается сложный периодический сигнал (Д) со спектром, в котором усилены составляющие, наиболее близкие к резонансным максимумам передаточного тракта (Е).
    Если обозначить через S спектр источника (англ. source – "источник"), через T – спектральную характеристику фильтра, в роли которого выступает речевой тракт (англ. transfer – "передача"), и через Р – спектр результирующего звука, то акустическую характеристику звука речи можно представить равенством: P = S*T. Это равенство является формальной записью основного положения акустической теории речеобразования: спектр звука является результатом воздействия одного или нескольких источников на фильтрующую систему речевого тракта.

    Форманта. F-картина


    § 58. Итак, в акустической картине (спектре) звука наиболее усиленными оказываются те частотные области, которые совпадают с частотами резонатора. Эти частотные области называются формантами. Форманты – это резонансные частóты речевого тракта определенной формы и объема. Частóты формант (кроме частоты основного тона) задаются, в первую очередь, конфигурацией речевого тракта55, что позволяет соотнести их с определенными целевыми артикуляциями и по частотам формант судить о положении артикулирующих органов.

    Форманты обозначаются буквой F; их нумерация начинается с нулевой форманты  частоты основного тона (F0), далее следуют первая (F1), вторая (F2), третья (F3) и четвертая (F4) форманты. Совокупность значений формант называется F-картиной (формантной картиной).

    При образовании некоторых звуков кроме резонансов в речевом тракте могут возникать и антирезонансные явления. Антирезонансы резко ослабляют амплитуду составляющих с частотами, близкими частоте антирезонанса, что приводит к подавлению близких резонансных частот или образованию глубоких (часто до нуля) минимумов в спектре  антиформант (нулей)56.

    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта