Главная страница

История философии. Учебник. Гриненко. 2004. Учебник по дисциплине Философия часть первая История философии


Скачать 3.57 Mb.
НазваниеУчебник по дисциплине Философия часть первая История философии
Дата19.01.2023
Размер3.57 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИстория философии. Учебник. Гриненко. 2004.doc
ТипУчебник
#894728
страница57 из 63
1   ...   53   54   55   56   57   58   59   60   ...   63

Раздел 12. СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Глава 25. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XX в.

25.1. Общая характеристика


В русской философии XX в. явно выделяются своим своеобразием три периода, связанные в первую очередь с социально-политическими событиями в России, а также с влиянием на нее философских идей В. Соловьева.
Первый период — «серебряный век» (1901—1917).

Начало XX в. характеризуется бурным и свободным развитием рус­ской культуры и философии. Философия «всеединства» B.C. Соловье­ва нашла непосредственное развитие в трудах братьев С.Н. и Е.Н. Тру­бецких, но она оказала значительное влияние и на многих других рус­ских философов (Бердяева, Флоренского, Булгакова, Франка и др.) и философствующих литераторов (Мережковского, Розанова, Белого и т.д.).

Одно из центральных мест в философии этого периода по-прежне­му сохраняла проблема судьбы России, которая в это время приобрела преимущественно форму дискуссий «русской идеи». Это понятие, вве­денное Соловьевым в 1887—1888 гг., стало предметом широчайшего обсуждения в кругах русской интеллигенции. В дискуссиях по этому вопросу участвовали Трубецкой, Розанов, Франк, Ильин, Вяч. Иванов, Карсавин и многие другие. (Обсуждение этой проблемы далеко вышло за хронологические рамки «серебряного века», оставаясь актуальным для культуры русского зарубежья вплоть до середины XX в.)

Озабоченность судьбой страны, недовольство порядками, существо­вавшими в царской России, и юношеский максимализм заставили мно­гих русских философов в молодости отдать дань увлечению марксиз-

635

мом (Бердяев, Булгаков, Франк), но уже первая русская революция (1905—1907) отвратила их от социальных революций и материалисти­ческих учений, направив интересы в сторону религиозно-идеалисти­ческих исканий. В этом «повороте сознания» многих представителей тогдашней русской интеллигенции важную роль сыграл П.Б. Струве1, который сам в 1890-е гг. прошел через увлечение марксизмом и пози­тивизмом.

Недовольство консерватизмом русской православной церкви и ее высших иерархов привело к возникновению течения «нового религи­озного сознания», связанного с начавшейся в 1901 г. в Санкт-Петер­бурге деятельностью Религиозно-философских собраний (Мережков­ский, Розанов, Бердяев и др.).

Работы Бердяева и Шестова заложили основы экзистенциализ­ма (или предэкзистенциализма). Франк создал концепцию «живого знания» — обращенную к человеку «философию жизни»; его идеи получили дальнейшее развитие в учении Н.И. Лосского. Христиан­ский неоплатонизм получил новую разработку в работах В.Ф. Эрна. Г.Г. Шпет развивал феноменологию. На базе пришедшего из Визан­тии еще в эпоху Средневековья исихазма в начале XX в. в России возникло такое интересное и своеобразное течение, как «филосо­фия имени» (Флоренский, Булгаков, Лосев, Эрн). В этот же период продолжалось развитие «русского космизма» (Циолковский, Вер­надский).

В период «серебряного века» получает широкое распространение мистицизм в виде теософии Блаватской, а также учения «четвертого пути» Гурджиева и его ученика Успенского.

Особо надо отметить в этот период развитие русского марксизма (учитывая его значение для последующих событий), осуществляемое в работах Плеханова, Богданова (Малиновского)2, Луначарского и Ле­нина.
Второй — советский — период (1917—1991).

Этот период распадается на два параллельных течения: русская философия в эмиграции (примерно 1917—1950) и собственно «советс­кая философия» в России.

1   П.Б. Струве (1870—1944) — лидер конституционно-демократической партии («кадеты») в России.

2  Богданов, в частности, пытался синтезировать марксизм и позитивизм (эмпирио­критицизм), за что его критиковал Ленин.

636
Русская философия в эмиграции.

После Октябрьской револю­ции 1917 г. ситуация для развития философии в России значитель­но ухудшилась. Значительная часть выдающихся философов оказа­лась в эмиграции (кто уехал по своему желанию, а кто был выслан и насильно — см. таблицу 123). Каждый из них пережил личную тра­гедию, лишившись родины, друзей и близких, привычного образа жизни и т.д. Но центральной темой философии «русского зарубе­жья» стала трагедия России как общемировая, или трагический урок, который Россия дала миру. С этим было связано дальнейшее обсуждение «русской идеи», особое развитие эта проблема получи­ла в творчестве Ильина и Бердяева. С этим же связано и появление концепции «евразийства», основоположниками которой можно счи­тать Н.С. Трубецкого и Флоровского; свое развитие она получила и в трудах Карсавина. В евразийстве катастрофа, случившаяся в Рос­сии (Октябрьская революция 1917 г.) расценивалась как результат следования России по «западному», или европейскому, пути, совер­шенно не пригодному для России. Евразийцы считали, что Россия, представляющая собой «место встречи» Запада и Востока, создав­шая своеобразный синтез как западной, так и восточной культуры, имеет свой особый путь развития в мире. При этом русская культу­ра опиралась на культуру двух предшествовавших евразийских культур — эллинистическую и византийскую.

Подавляющее большинство русских философов-эмигрантов при­надлежало к различным школам религиозной философии, и практи­чески все они в этот период развивали идеи, основы которых у них сформировались еще в период «серебряного века». Поэтому тема «судьбы России» получила у них различное преломление, но всегда в рамках религиозного (православного) мировоззрения. Для всех них характерно неприятие советской власти и ее деяний, однако в годы Второй мировой войны многие из них заняли патриотическую пози­цию.

Именно в среде философов-эмигрантов впервые началась работа по систематическому исследованию истории русской философии (Зень­ковский, Лосский, Бердяев).
Советская философия в России.

Судьба философов «серебря­ного века», оставшихся в России, складывалась по-разному, некоторые из них (Флоренский, Шпет, Лосев, Чижевский и др.) подверглись репрессиям. Но, во всяком случае, примерно с конца 1920-х гг. все они

637

уже не могли публиковать свои философские работы «немарксистско­го» содержания. В результате, например, Флоренский печатал в это время работы только в области техники и искусствоведения, Шпет — по лингвистике и филологии, а Лосев во второй половине XX в. публиковал работы исключительно по эстетике.

Примерно к 1930-м гг. в стране сложилась ситуация, когда един­ственной допустимой стала философия марксизма в виде марксизма-ленинизма и марксизма-ленинизма-сталинизма, провозглашенная единственно верной и научной. Марксизм при этом превратился по­чти в религию, а коммунизм выглядел как атеистическое «царство Бо­жие на земле», о котором столетиями мечтали люди. Тезис об уни­кальной исторической судьбе России получил новую интерпретацию: Россия — это страна, которая для всего человечества прокладывает путь в лучшее будущее. Строительство «светлого будущего» на науч­ной (марксистской) основе, на базе «открытых» законов развития об­щества, давало основания для социального оптимизма и привлекало многих людей, искренне поверивших в эти идеи. Именно они состави­ли «костяк» советских философов. Основная работа философской мысли в этот период велась в направлении «пересмотра» всей исто­рии философии с точки зрения марксизма. По своему масштабу и ха­рактеру эта работа (проводимая на протяжении нескольких десяти­летий) вполне сопоставима с переработкой античного наследия в христианской и мусульманской философии (которая шла несколько столетий). Однако, к сожалению, по результатам (созданию ориги­нальных философских концепций) их невозможно даже поставить рядом.

Но и в таких условиях многие талантливые люди сумели достичь значительных успехов. В 1930—1960-е гг. продолжалось развитие русского космизма (Вернадский, Чижевский). Наиболее значительной мистической работой этого периода (в некотором смысле примыка­ющая к русскому космизму) стала «Роза мира» Д.Л. Андреева, напи­санная им в тюрьме (1947—1957), но впервые опубликованная лишь в 1991 г. К оригинальным работам «немарксистского» содержания отно­сятся также книги и статьи М.М. Бахтина, посвященные философии культуры, философии языка и герменевтике.

В 1960—1980-е гг. благодаря «хрущевской оттепели» философс­кая мысль обрела некоторую (пусть и небольшую) свободу. В этот период складываются и развиваются оригинальные философские идеи М.К. Мамардашвили. Э.В. Ильенков выстраивает свое понима-

638

ние гегелевской диалектики. Ю.М. Лотман и возглавляемая им Тар­туско-Московская школа активно занимается разработкой семиоти­ки и философии культуры. В эти же годы развертывается активная работа в области общей теории систем, философской антропологии, логики и т.д. В целом, можно отметить, что особенно активно фило­софская деятельность протекала в «нишах», где идеологическое дав­ление было наименьшим1.

Говоря о философии советского периода в России, необходимо так­же упомянуть о том, что философские идеи находили свое выражение в художественном творчестве крупнейших писателей и поэтов, режис­серов театра и кино, композиторов и художников.
Третий — постсоветский — период (1991 г. — по настоя­щее время).

Этот период составляет чуть более десяти лет, поэтому в развитии философии пока еще нельзя отметить каких-то особенно ярких отли­чий от предыдущего периода. К числу уже проявившихся особеннос­тей можно отнести, что:

• во-первых, марксистская философия утратила свое официально-лидирующее положение, она более не считается «единственно верной научной философией» и подвергается постоянной критике с самых разных сторон;

• во-вторых, в настоящее время значительно вырос (или «вышел из подполья»)     интерес  российских философов  к  самым  различным философским идеалистическим учениям (особенно заметен, по контра­сту с советским периодом, интерес к мистическим учениям);

• в-третьих, весьма активно ведется осмысление всего того фило­софского наследия, которое в советский период по идеологическим причинам было недоступно (печатаются переводы важнейших трудов крупнейших философов Запада и Востока; проводятся конференции и пишутся монографии по феноменологии, экзистенциализму, психоана­литической философии и т.д.);

• в-четвертых, обнаружился заметный интерес к постмодернизму и проявился характерный для него «плюрализм» философских учений.

1 Эти «ниши» возникали потому, что классики марксизма-ленинизма практически ничего не писали на соответствующие темы, поэтому здесь не имелось «единственно верной» точки зрения по существенным вопросам.

639

Таблица 123. Государственная власть в России и судьбы философов

 

В царской России

 

Имя

Годы жизни

Судьба философа

Радищев А.Н.

1749—1802

В 1770 г. арестован, осужден на смертную казнь, замененную 10-летней ссылкой; с 1797 по 1801 г. жил под надзором полиции в имении отца; в 1801 г. его вернули на государственную службу; в 1802 г. покончил собой.

Чаадаев П.Я.

1794—1856

«Высочайшим повелением» в 1836 г. объявлен сумасшедшим, подвергнут домашнему аресту и медицинскому наблюдению в течение полутора лет; до конца жизни не имел права публиковать свои работы.

Герцен А.И.

1812—1870

В 1834 г. за революционную деятельность был арестован и отправлен в ссылку до 1840 г., в 1841 —1842 гг. — вторая ссылка; с 1847 г. проживал за границей.

Бакунин М.А.

1814—1876

Принимал участие в буржуазной европейской революции 1848—1849 гг., был арес­тован в 1849 г. и дважды судим (в Саксонии и Австрии); приговорен к смертной казни, замененной на тюремное заключение; в 1851 г. выдан русскому правительству: в 1851 —1857 гг. отбывал заключение в Петропавловской крепости, в 1857 г. был сослан в Сибирь на поселение, бежал оттуда и в дальнейшем жил за границей.

Достоевский Ф.М.

1821—1881

В 1849 г. за революционную деятельность был арестован и осужден на смертную казнь, замененную 4-летней каторгой, затем несколько лет вынужден был служить в армии рядовым.

Лавров П.Л.

1823—1900

В 1866 г. за революционную деятельность был арестован и сослан; в 1870 г. бежал из ссылки за границу.

Чернышевский Н.Г.

1828—1889

В 1862 г. за революционную деятельность арестован и заключен в Петро­павловскую крепость, в 1864 г. приговорен к семи годам каторжных работ и бессрочному поселению в Сибири; в 1883 г. переведен в Астрахань (благодаря тайному соглашению властей с народовольцами в качестве «платы» за их отказ от террористических актов на коронации Александра III).

640

Продолжение таблицы 123

Имя

Годы жизни

Судьба философа

Кропоткин П.А.

1842—1921

В 1874 г. за революционную деятельность был арестован и заключен в Петро­павловскую крепость; через два года бежал и скрылся за границей; во Франции был арестован и осужден на пять лет тюремного заключения, после освобождения жил в Англии до 1917 г., после февральской революции вернулся в Россию.

Ленин В.И.

1870—1924

В 1887 г. за революционную деятельность (участие в студенческих беспорядках) арестован и сослан до 1888 г.; в 1895 г. вторично сослан до 1900 г., после чего уехал за границу, откуда вернулся в 1905 г.; в 1907 г. опять эмигрировал, окончательно вернулся после февральской революции 1917 г.

Бердяев Н.А.

1874—1948

В 1898 г. за революционную деятельность (участие в студенческих беспорядках и пропаганда марксизма) исключен из университета, в 1900 г. выслан на три года в Вологодскую губернию.

Франк СЛ.

1877—1950

В 1899 г. выслан из России за пропаганду марксизма.

Сорокин П.А.

1889—1968

В 1906 г. был арестован за революционную деятельность, но отпущен и взят на учет полицией.

 

В Советской России

 

Розанов В.В.

1856—1919

Умер в России от истощения.

Циолковский К.Э.

1857—1935

Жил в России — СССР, репрессиям не подвергался.

Вернадский В.И.

1863—1945

Жил в России — СССР, репрессиям не подвергался.

Мережковский Д.С.

1865—1941

В 1919 г. нелегально эмигрировал из России.

Шестов Л.

1866—1938

В 1920 г. добровольно эмигрировал из России.

Новгородцев П.И.

1866—1924

В 1920 г. добровольно эмигрировал из России.

Струве П.Б.

1870—1944

В 1918 г. добровольно эмигрировал из России.

Лосский Н.О.

1870—1965

В 1922 г. насильно выслан из России.

Булгаков С.Н.

1871 — 1944

В 1923 г. насильно выслан из СССР.

Бердяев Н.А.

1874—1948

Был арестован в 1920 г., но отпущен; в 1922 г. насильно выслан из России.

Франк СЛ.

1877—1950

В 1922 г. насильно выслан из России.

641

Продолжение таблицы 123

Имя

Годы жизни

Судьба философа

Вышеславцев Б.П.

1877—1954

В 1922 г. насильно выслан из России.

Гурджиев Г.И.

1877—1949

После 1919 г. добровольно эмигрировал из России.

Успенский П.Д.

1878—1947

В 1921 г. добровольно эмигрировал из России.

Шпет ГГ.

1879—1937

В 1935 г. был арестован и сослан, в 1937 г. арестован вторично и приговорен к 10 годам, а затем — к расстрелу. Посмертно реабилитирован.

Зеньковский В.В.

1881 — 1962

В 1919 г. добровольно эмигрировал из России.

Карсавин Л.П.

1882—1952

В 1922 г. насильно выслан из России, в 1940 г. работал в Вильнюсе, и в результате присоединения Прибалтики к СССР стал советским гражданином; в 1947 или 1948 г. был арестован и сослан на Северный Урал; в 1950 г. и сослан в инвалидный лагерь в Коми АССР, где умер от туберкулеза.

Флоренский П.А.

1882—1937

В 1928 г. выслан из Москвы на три месяца; в 1933 г. арестован, осужден на 10 лет; в 1937 г. уже в лагере вторично осужден и приговорен к расстрелу. В 1958 г. полностью реабилитирован.

Ильин И.А.

1883—1954

В 1922 г. насильно выслан из России.

Федотов Г.П.

1886—1951

В 1925 г. добровольно эмигрировал из России.

Сорокин П.А.

1889—1968

После Октябрьской революции 1917 г. трижды был арестован; в 1922 г. насильно выслан из России.

Ильин В.Н.

1891 — 1974

В 1919 г. добровольно эмигрировал из СССР.

Флоровский Г.В.

1893—1979

В 1920 г. добровольно эмигрировал из России.

Бахтин М.М.

1895—1975

В 1929 г. арестован и приговорен к 5 годам лагерей; из-за тяжелой болезни приговор был заменен на ссылку; после окончания ссылки в 1936 г. ему было запрещено про­живать в крупных городах; с 1965 г. жил в Подмосковье, а с 1971 г. — в Москве.

Лосев А.Ф.

1897—1988

В 1930 г. был арестован и приговорен к 10 годам лагерей, но в 1932 г. освобожден

 

 

в 1УЗЗ г. с него снята судимость, и он восстановлен в гражданских правах.

Чижевский А.Л.

1897—1964

В 1936 г. или в 1942 г. (точных сведений не сохранилось) был арестован; с 1950 г. жил в Караганде; в 1958 г. реабилитирован.

Андреев Д.Л.

1906—1959

В 1947 г. арестован, осужден на 25 лет тюрьмы; в 1957 г. освобожден.

642
1   ...   53   54   55   56   57   58   59   60   ...   63


написать администратору сайта