Музыка. образец нового титульного листа (3). Учебник по гармонии и перевёл несколько работ западноевропейских музыкантов, которые могли принести пользу в воспитании русской учащейся молодёжи
Скачать 110 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Частное учреждение профессиональная образовательная организация «Гуманитарный колледж» г. Омска (ЧУ ПОО «ГК») ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ по дисциплине «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» 8 семестр Выполнил: студент (ка) гр. 94 г заочной формы обучения Афонасьева Екатерина Константиновна Проверил: преподаватель Анна Анатольевна Николаева Омск 2023 Практическое задание 2. Содержание: 1.Вступление……………………………………………..………….……….2-4 2.Основная часть………………………………………………………….....5-9 3.Заключение……………………………………………………………….......9 4.Литература………………………………………………………………....9-10 «Методический разбор пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского» I. Вступление Музыкальный язык очень хорошо умеет передавать чувства и настроения. Для того, чтобы «нарисовать» что-нибудь с помощью музыки или «рассказать» о чём-нибудь, композиторы прибегают к помощи обычного, словесного языка. Это может быть всего одно слово в названии пьесы. Но это слово направляет нашу фантазию. Например, в пьесе «Песня жаворонка» небольшие фигуры триолями и форшлаги передают щебетание птиц. Все названия и словесные пояснения к музыкальным произведениям называют программой. А музыка, у которой есть программа, называется программной музыкой. Все произведения сборника «Детский альбом» программные. Первым выдающимся сборником музыки для детей в русской фортепианной литературе был «Детский альбом» П.И.Чайковского. Появление этого сборника не случайное явление в творческой биографии композитора. Чайковский много времени и сил отдал педагогической деятельности. Помимо работы в Московской консерватории он написал учебник по гармонии и перевёл несколько работ западноевропейских музыкантов, которые могли принести пользу в воспитании русской учащейся молодёжи. «Детский альбом» отличается не только огромной художественной ценностью, но и чрезвычайно полезен для воспитания учащихся. Вернувшись в Россию после заграничного путешествия весной 1878 г., Чайковский навестил в с. Каменке свою сестру Александру Ильиничну Давыдову, у которой было 7 детей. Пётр Ильич обожал своих племянников и племянниц, он с ними гулял, устраивал фейерверки, музыкальные спектакли, вечера с танцами, принимал участие в играх, наслаждался непосредственностью детей. Чайковский часто слушал, как ребята занимались музыкой, особенно 7-летний Володя Давыдов. О своём племяннике он с большой теплотой писал Н.Ф. фон Мекк: «Ради его неподражаемо прелестной фигурки, когда он играет, смотрит в ноты и считает, можно целые симфонии посвящать». Этому Володе Давыдову и посвятил П.И.Чайковский свой «Детский альбом «, который обогатил детскую музыкальную литературу.Цикл фортепианных пьес «Детский альбом», соч. 89 был написан П.И.Чайковским в мае 1878 г. и издан у П. Юргенсона в октябре того же года. На титульном листе первого издания полное название цикла: « Детский альбом. Сборник лёгких пьесок для детей (подражание Шуману). Сочинение П.Чайковского». Действительно, можно проследить связь «Детского альбома» П.И. Чайковского с аналогичным сочинением Р. Шумана «Альбом для юношества». Это выражается не только в выборе сюжетов («Марш солдатиков» – и «Марш деревянных солдатиков», «Первая утрата» – «Похороны куклы», «Народная песенка» – «Русская песня» и др. ), но и в выборе средств музыкального воплощения. Оба композитора говорят с детьми удивительно ясно и просто и в то же время серьёзно, без всякого «подлаживания». Сборники очаровывают своей лиричностью. Подобно Шуману, Чайковский в большинстве пьес обогащает музыкальную ткань элементами полифонии. Но и в этих произведениях для детей композиторы не отступают от основных принципов своего фортепианного стиля. Поэтому «Детский альбом» Чайковского воспринимается как русская музыка, как серия картинок, посвящённая быту и жизни русских детей. Пётр Ильич стремился к тому, чтобы его музыка была живой и увлекательной, поэтому он проявлял интерес даже к внешнему оформлению издания пьес – к картинкам, к формату сборника. Влияние Шумана на фортепианный стиль Чайковского просматривается в сходстве фактуры, ритма и динамики. В «Альбоме для юношества» и «Детском альбоме» пьесы интонационно запоминающиеся, доступные ребёнку, контрастные по характеру, но объединённые одной идеей. Каждая пьеса – маленький сюжет из жизни детей. Выстраиваясь вместе, они отражают целый мир. Программность сборников делает их понятными и интересными для начинающих пианистов. С необыкновенной чуткостью и тонким пониманием детской психологии композитор отразил в «Детском альбоме» жизнь и быт детей той среды, которая его повседневно окружала. В «Детском альбоме» П.И.Чайковского 24 пьесы, не связанные единой тематикой. В каждой пьесе содержится конкретный сюжет, живое поэтическое содержание. В сборнике запечатлён широкий круг образов. Это картины природы – «Зимнее утро», «Песня жаворонка», игры детей – «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Марш оловянных солдатиков», обрисованы персонажи русских народных сказок – «Нянина сказка», «Баба-Яга», русского народного творчества – «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», песни других народов – «Старинная французская песенка», «Итальянская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка», европейские танцы – «Вальс», «Мазурка», «Полька». Произведения сборника написаны для детей, поэтому фактура, аппликатура, гармония, артикуляция, динамика и педализация учитывают исполнительские возможности ребёнка. Чайковский 19 пьес из 24 написал в мажорных тональностях, аккорды предназначены для детских рук, динамика от pp до f. Большинство пьес написано в простой двухчастной или трёхчастной форме. Цель написания работы: Разобрать программные произведения русских композиторов для детей на примере «Детского альбома» П.И. Чайковского. Задачи работы: проанализировать актуальность появления сборника; раскрыть образную характеристику пьес альбома; дать методические рекомендации в работе над произведениями. 1.«Болезнь куклы» Чайковский написал цикл о куклах, в который вошли: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла». Сколько у П.И.Чайковского живой наблюдательности, метких зарисовок капризной ребячьей психики с характерными переходами от печали к радости, от слёз к смеху и веселью. «Болезнь куклы» – печальная пьеса: кукла болеет, страдает, стонет, жалуется. Работать с учеником надо над певучей мелодией, выразительным басом и гармониями следующими одна за другой. Можно поучить мелодию отдельно, без пауз в более подвижном темпе, чтобы лучше почувствовать её развитие. Гармонии по вертикали нужно собрать в аккорд, чтобы легче их было услышать. На этой пьесе хорошо учить ребёнка запаздывающей педали. Брать её на четверть с точкой в партии левой руки и дослушать её вместе с мелодической нотой до конца такта, а потом плавно снять . И так в каждом следующем такте. В музыке слышны и вздохи, и слёзы, и порывистое дыхание. 2.»Похороны куклы» Первые потери маленького человека, серьёзные переживания, встреча со смертью созвучны с пьесой Р.Шумана «Первая утрата». В торжественном траурном шествии, мрачном до-миноре звучит похоронный марш. Динамикой композитор изображает то приближение похоронного шествия, то удаление. Ритмическая фигура: половинная, восьмая с точкой, шестнадцатая и снова половинная – характерна для похоронного марша. Мрачный характер музыки подчёркивается тяжеловесными аккордами и интервалами в аккомпанементе. Ребёнку нужно объяснить, что в этой пьесе похороны кукольные и отнестись к ним нужно, как к игре. «Вальс» Вальс – это парный танец, он основан на плавном кружении. Вальс один из любимейших жанров П.И.Чайковского. Этот вальс имеет черты и бального, и лирического настроения в I части, и становится характерным, блестящим во II части. А можно представить I часть как «улыбку ребёнка»,а II часть как «всхлипывание». Ведь только дети умеют и улыбаться, и всхлипывать одновременно. Эта пьеса написана в сложной трёхчастной форме. Наряду с собственно вальсом в нём есть разделы с элементами характерного танца (в средней части). Чтобы раскрыть особенности произведения, нужно придумать образные сравнения. Например, представить новогодний праздник и детей, танцующих возле ёлки. Один весёлый танец следует за другим. На смену плавному, изящному вальсу, приходит танец маленькой балеринки, выделывающей затейливые па (такты 18-38), который сменяется неуклюжей и смешной пляской ряженых (такты 38-52). Работу над вальсом лучше начать с аккомпанемента – легато, с чуть заметной опорой на бас. При работе над мелодией нужно добиваться певучести и пластичности, обратить внимание на синкопы во 2 – 4 тактах. В средней части надо помочь ученику ощутить полиметрию – сочетание трёхдольного вальсового аккомпанемента с двудольностью партии правой руки, ощутить двухголосие. Выявлению танцевальности поможет педализация: соединение запаздывающей педалью баса с аккордами. 3.«Новая кукла» Это тонкая психологическая зарисовка – радость девочки по поводу замечательного подарка – новой куклы. В основу пьесы положен жанр вальса. Лёгкость гибкого прерывистого движения мелодии создаёт атмосферу детского счастья. Ощущение « взлетающей» мелодии к ноте « соль» шестого такта даёт возможность сыграть всё первое построение «на одном дыхании». Ученику следует объяснить, что лиги в средней части не фразировочные, а штриховые, они отражают взволнованность и нетерпение. Педаль брать короткую, на счёт «раз». 4.«Мазурка» Название польского народного танца «Мазурка» происходит от «мазур» – названия жителей Мазовии. Мазурка характеризуется трёхдольным размером и ритмом с частым смещением акцентов на вторую и третью доли тактов. Отчётливое, точное прикосновение кончиков пальцев к клавиатуре рояля, небыстрый темп, ясное слышание гармонии, удобная аппликатура, педализация, помогающая отметить то сильную долю, то синкопу – это то, что поможет ученику выучить мазурку в нужном характере. 5.«Русская песня» «Русская песня» построена на подлинной народной мелодии «Голова ль ты, моя головушка», включенная композитором в его сборник – «50 русских народных песен для фортепиано в 4 руки». Это образец русской народной подголосочной полифонии, в которой четырёхголосие чередуется с двух- и трёхголосием. При неизменной мелодии музыка варьируется за счёт подвижного баса и подголосков. При работе над пьесой нужно добиться того, чтобы ученик услышал сочетание голосов. Для этой цели двухголосие в одной руке надо поучить двумя руками. 6. «Камаринская» Эта пьеса приобрела наибольшую популярность. В ней Чайковский использует натуральную бытовую интонацию пляса. «Камаринская написана в Ре мажоре, это тональность героя цикла, итог развития героя, формирование его как русского человека. В «Камаринской» слышна народная песня – пляска с удалым, задорным характером. «Камаринская» имитирует народные приёмы варьирования. В теме (12 тактов) в партии левой руки гудящий басовый звук «ре» и верхний голос напоминают звучание народного инструмента волынки, на которой можно сыграть одновременно и мелодию и тянущийся бас. Верхний голос звучит как переборы балалайки. Стаккато нужно играть очень коротко, «щипком». Кульминация пьесы во второй вариации. Массивные аккорды, изложенные в двух октавах, звучат густо, насыщенно. Для достижения требуемой звучности их надо извлекать всей рукой, движением «от клавиши».Эта вариация по звучности напоминает гармонику. Педаль прямая, короткая, на каждый аккорд. 7. «Полька» Полька – танец изящный и весёлый с задорным юмором в крайних частях и с оттенком комической угловатости и неуклюжести в средней. В польке нужно добиваться лёгкого, изящного звучания. Необходимо поработать над аккомпанементом, добиваясь лёгкого стаккато с небольшими «уколами» басовых нот, стаккато лучше исполнять небольшим толчком «от клавиши». III. Заключение. «Детский альбом» направлен как на формирование исполнителя, так и на воспитание личности ребёнка. Произведения, понятные для детей, являются проводниками во « взрослую» музыку. «Детский альбом» П.И.Чайковского – это первый русский фортепианный сборник, написанный специально для детей. «Детский альбом» входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. В одном из писем П И Чайковский писал: «Искусство одинаково способно тронуть душу и ребёнка и взрослого человека, потому путь к искусству к творчеству становится темой «Детского альбома». Через «Детский альбом» мы получили блестящие образцы пьес – как музыкально-образовательный материал для детей, но и мудрые уроки жизни для всех нас. IV. Литература 1.Б.Асафьев Русская музыка о детях и для детей // Избранные труды, т.IV. М.: Академия наук СССР,1955 г. 2.П.И.Чайковский Письма к близким. Избранное. М ,: Музгиз, 1955г. 3.А.Д.Алексеев История фортепианного искусства М.: Музыка 1988г. 4.А.Альшванг П.И.Чайковский – М,: Музгиз, 1959г. 5.Г.Г.Нейгауз «Записки педагога». М., 1961; 1982. 6.Г.Домбаев Творчество П.И. Чайковского. В материалах и документах. М.: Музгиз, 1958г. 7.П.И.Чайковский «Детский альбом» - фортепианный цикл из 24 пьес. Москва «Музыка» 1981г. Задание 2. Урок музыки по теме « Природа и музыка» 2 класс По программе Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. Андреева Ирина Леонидовна, учитель музыки.высшей категории. ГБОУ школа№14,Невского района,г. С- Петербурга Цель урока:Выявить взаимосвязь между музыкой и природой на примерах музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов. Проследить взаимодействие музыки, поэзии, живописи в создании образов родной природы. Задачи: Обучающие: . 1) Формировать умения слушать, слышать и анализировать муз.произведение, сравнивать его с другими произведениями искусства. 2) Совершенствовать уровень исполнения песен, закрепление навыков правильного звукообразования, свободного и ровного пения. 3)Закрепить понятие лад,как средство музыкальной выразительности. Развивающие: 1) Развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности. 2) Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, муз.память и слух. 3) Развивать творческий потенциал учащихся . Воспитательные: 1) Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе через музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов. .Ход урока Вход на урок под музыку М.П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке». Учитель: Знакома ли вам эта музыка? Какой композитор написал эту музыку ? Как она называется? Какие образы природы раскрывает эта музыка? -картина наступающего рассвета. Какими средствами музыкальной выразительности композитор раскрывает образ утра? (стр 106, цветик-семицветик) -спокойная, тихая, мелодия,звучащая вначале в миноре,. многократно повторяется,постепенно преображаясь в мажорную мелодию,сопровождаемую колокольным звоном , благовестом. -сначала звук очень тихий ,но постепенно становится громче Учитель:. Кто исполнял музыку? -симфонический оркестр. Учитель: Эта музыка звучала на первом уроке,мы ее вспомнили и вернемся к ней еще не раз в следующих классах. Тема нашего урока «Природа и музыка» Что означает слово природа для вас? -все,что нас окружает,времена года, начало и конец дня и т.д. Сечас мы послушаем произведение из программы 1 класса. Звучит «Утро» Грига. Презентация. Учитель:Вы узнали эту музыку?Как она называется? Кто композитор?Какой страны?Как развивалась музыка? -повторялась одна мелодия,но звук становился все громче,она рисует наступление светлого, ласковго утра.Похожее развитие у произведения «Рассвет на Москве-реке»Исполнитель? Симфонический оркестр. Учитель:А сейчас мы послушаем рассказ Ушинского «Утренние лучи» Дети читают на фоне музыки Грига Учитель:Молодцы! Помогла ли вам музыка в раскрытии образа утра? -да Учитель:Разные виды искусства усиливают наше восприятие музыки. А сейчас мы будем петь.Но вначале послушайте меня. Учитель читает стихотворение. Это очень интересно-научиться песни петь. Но не каждому известно,как дыханием владеть. Мягким делать вздох старайся,вдыхай носом,а не ртом. Да смотри,не отвлекайся,сделай вдох - замри потом. Выдох делай тихим,плавным.как кружение листа. Вот и выйдет песня славной - и свободна и чиста. Учитель:.Какие же правила пения вы услышали в этом стихотворении? -Нужно делать вдох носом,затем задержать дыхание и на выдохе петь. Учитеь:Вы совершенно верно заметили .что для того чтобы спеть музыкальную фразу,нужно набрать побольше воздуха и как можно дольше задержыть его, иначе вы не сможите допеть фразу.Если во время пения часто делать вдох, то кажется, что песня «запыхалась»,как дети, которые быстро бежали. Вдох нужно делать вначале фразы и после ее окончания. Распевание:1.Звукоряд . 2. Ми- и- я 3.Весна,весна к нам пришла весна Дуга,дуга ,радуга-дуга Баю,баю, хорошо пою. 4.Солнышко всходит и небо светлеет Природа проснулась и утро пришло. 5. Кукушка. Продолжить разучивание песни Моцарта « Весенняя песня» 1.Приди, весна, и снова Пусть рощи оживут, Под шум ручья лесного Фиалки пусть цветут! Пускай нас с солнцем вместе Разбудит птичий гам. Мы станем бегать с песней По рощам и лугам. 2.Хотим, чтоб рощи эти Цвели опять пышней. Веселый май, мы, дети, Зовем тебя скорей. Пусть солнце травы сушит, Сверкает тихий пруд, Пускай кричат кукушки И соловьи поют. Работа над дыханием,разучивание текста. Учитель:А что вы можите рассказать оМоцарте. Стр.98 Портрет стр.123.Моцарт австрийский композитор. Моцарт родился в 18 веке,в этом году ему исполнится 257 лет со дня рождения. Учитель: Какие произведения этого композитора вы слушали? Назовите «.Рондо в турецком стиле» «Симфония №40» Учитель: «Весенняя песня» написана австрийским композитором.Она нам понятна.Какой характер у этой песни? -радостный .светлый… Учитель: А какую русскую песню о весне мы с вами разучили? - «За окошком-весна». Исполнение. Учитель: Чем они похожи и в чем их различие? Какие стихи о весне вы знаете? Дети читают стихи. Даша о природе Гриша « Утро» Алена «Весна» Женя «О Родине» Исполнение песни «Моя Россия»музыка Струве. Учитель:А сейча сюрприз.( Стук в дверь) Входят два друга-сеньор МАЖОР (в желтом плаще) и сеньор МИНОР(в темном плаще). Читают свои стихи. Меня зовут сеньор Мажор. Знакомстау с вами рад! Всегда я приношу с собой Улыбки для ребят. Со мною будешь ты всегда В мажорном настроении. Любую трудность победишь Ты всем на удивление Так пусть везде и пусть всегда Улыбки красят лица!... Не бойся трудностей в пути, Иди вперед и пой! И помни,мой дружок,всегда Сеньор мажор с тобой! Ну,а меня зовут Минор. Я вот что вам скажу: Со смехом мне не по пути, Я грустью дорожу. С улыбкой грустной на лице Ты в трудные мгновенья Со мною будешь тих и мил В минорном настроении. Улыбка с грустью пополам Нам тоже пригодиться. И если хочется. дружок, Немножко погрустить, Зови меня «Сеньор Минор!...» Я буду приходить. Учитель:А вам знакомы эти два друга?Кто они? -Два музыкальных лада.Мажор и минор . Учитель:Почему они одеты в разные цвета? -.они обозначают изменение настроения,чувств,окраски звучания. .Учитель:Они к нам пришли не просто так. Откройте учебники 2класса на стр.120 . Что мы видим? -две картины художника Борисова-Мусатова «Цветущие вишни» и «Осенняя песнь». Что художник изобразил на этих картинах? -Весну и Осень. .-Учитель:Под каждой нотная строчка музыкального произведения Георгия Свиридова «Весна» и «Осень». Композитор и художник -каждый по- своему выразил свое отношение к временам года. Давайте прослушаем эти 2 произведения. Учитель: Что их отличает? -весна -светлая,мажорная,(Встаньте ,пожалуйста ,сеньор МАЖОР,) осень -очень тихая,притемненная, минорная ( Встаньте ,пожалуйста ,сеньор МИНОР.) Учитель:Всего один звук изменен в мелодии,а какой яркий контраст настроений! Вот зачем пришли к нам в гости 2 сеньора МАЖОР и МИНОР. .Чтобы вы запомнили,чем отличаются эти 2 лада.? .Один светлый,солнечный.Другой -темный., печальный. Учитель:А теперь возьмите рабочие тетради,стр , подберите цветовой фон для пьес «Весна « и Осень» и еще раз прослушайте эти прозведения Г.Свиридова. Дети рисуют и слушают музыку. Учитель: Какой цветовой фон вы выбрали для Весны,а какой для Осени и почему ?Кто выполнил домашнее задание и нарисовал картины природы? Обсуждение: Учитель: Быстро пролетел урок. Подведем теперь итог: Чем сегодня занимались, В чем с охотой упражнялись, Что узнали и познали Почему умней вы стали Учитель:Как называлась тема нашего урока? Музыку каких зарубежных композиторов вы слушали? А музыка русских композиторов звучала на нашем уроке? Какие песни мы исполнили? А каких 2сеньора пожаловали к нам? А еще вы рисовали и знакомились с картинами русского художникаБорисова-Мусатова.Кто не запомнил как его зовут ,можете посмотреть в конце учебника. Что надо делать ,чтобы сохранить природу на многие годы? Об этом и говорится в песне «Лесной марш». Давайте ее исполним ее стоя. Молодцы! Наш урок подошел к концу.Я всем за урок ставлю 5. А на прощание хочу прочесть вам одно небольшое стихотворение: Природа и музыка рядом живут Снежинки - танцуют, сосульки - поют. Ветер играет на листьях слегка И в такт этим звукам плывут облака То дождь запоет, забасит вдруг пурга. То звонкая песня несет нас в луга. А мы будем слушать и подпевать, А может быть просто стоять и молчать. До свидания! |