Главная страница
Навигация по странице:

  • Количество часов в год - 102 Количество часов в неделю - 3 Количество контрольных работ: Сочинений — 5, из них: классных — 4, домашних - 1

  • Требования к уровню подготовки В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать

  • Учебно-тематический план

  • Н. В. Г о г о л ь.

  • Обзор русской литературы второй половины XIX века.

  • Контрольное домашнее сочинение по творчеству

  • Контрольное сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

  • М. Е. С а л т ы к о в - Щ е д р и н.

  • Контрольное классное сочинение по роману

  • литература. литер. 10кл. Учебника Лебедева юв Русская литература хiх века. 10 класс


    Скачать 90.02 Kb.
    НазваниеУчебника Лебедева юв Русская литература хiх века. 10 класс
    Анкорлитература
    Дата11.06.2022
    Размер90.02 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалитер. 10кл.docx
    ТипУчебник
    #584705
    страница1 из 3
      1   2   3

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    Предлагаемая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом «Стандарта основного общего образования по литературе» и «Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе», а также Программы под редакцией Коровиной В. Я. с учетом учебника Лебедева ЮВ «Русская литература ХIХ века. 10 класс»

    МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

    Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература на этапе среднего (полного) общего образования. В Х – ХI классах выделяется по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).

    Литература в современных условиях является одним из столпов, стоящих в основании нравственного воспитания личности, испытывающей массу негативных воздействий различного характера. В связи с новыми социокультурными обстоятельствами и трудностями адаптации в современном обществе подросток испытывает надобность в советчике, способном помочь обрести ориентиры в жизненном лабиринте, нуждается в своевременном обсуждении насущных проблем. Таким советчиком может стать хорошая книга. Однако она не решит комплекса личностных проблем без аналитического слова учителя, без его знаний и жизненного опыта, без мудрой поддержки ученика, основанной на прямых и косвенных советах писателя.

    Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. Образование на уроках литературы идет рука об руку с воспитанием; они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова.

    Литературное образование в старших классах дает возможность диалога с большими мастерами слова, предусмотревшими большую часть затруднений, встающих перед нашими современниками. Литература II половины XIX века несет в себе комплекс нравственных установок и ценностей, которые должны стать мерилом истинного развития человека. В этой связи одним из основных используемых при изучении литературы подходов является аксиологический (ценностный подход), реализующий воспитательный, нравственно ориентированный потенциал произведений.

    Другой особенностью литературы является взаимозависимость и взаимообусловленность текстов разных эпох и периодов, что также должно найти отражение в уроке. Выявление интертекстуальных связей не только дает возможность глубокого проникновения в проблему, волновавшую разных писателей, но и определить их эстетические предпочтения, а значит, сформировать разностороннего читателя.

    Как любой вид искусства, литература входит в содружество муз, питается идеями, пользуется сюжетными алгоритмами других искусств и сама в свою очередь становится основой новых шедевров. Программа ориентирует учителя на комплексное изучение произведений, реализующее интегративный подход в преподавании предмета. Предлагается при этом учитывать интересы старшеклассников, выбирать те параллели, которые являются жизненно важными для этого возраста. В то же время интегрирование не должно затемнять смысл произведения, не может смещать акценты при анализе текста.

    Перечисленные подходы становятся в современном литературном образовании приоритетными, т.к. ориентированы на воспитание нравственно и эстетически развивающуюся личность.

    Главнейшая цель школы — подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.
    Целями изучения литературы в 10 классе являются следующие:

    • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

    • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

    • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

    • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

    Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики должны:

    - сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

    - сознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

    - освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

    - овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

    - воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

    - использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

    Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.

    Логика этого процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.

    В десятом классе ученик знакомится с курсом на историко-литературной основе.

    Структура курса старших классов отличается от структуры всех предшествующих классов. Эта структура дает возможность освоить историю литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса.

    В десятом классе представлена русская литература XIX века Это яркие страницы романтизма, становление реализма, зарождение и развитие русской литературной критики.

    Монографическое изучение великих классиков XIX века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, обращение к пересказам и исполнению фрагментов произведений, выразительному чтению и др.

    Программа последовательно обращает внимание учителя к вопросам теории литературы. Нет темы, в которой не было бы обозначено обращение к вопросам теории. Однако эти указания не предполагают систематическое изучение этих вопросов, а указывают лишь на то, что возможно и желательно обратить внимание на конкретный теоретический вопрос при чтении этого произведения. Накопление теоретических сведений должно осуществляться постоянно. Важно не заучить определение, а понять, когда и зачем нужна теория, и уметь их использовать, что сделает анализ конкретного произведения более содержательным.

    В десятом классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук. При этом учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».

    В центре анализа — литературный процесс в XIX веке. Автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.

    Естественно, что на каждом из этапов литературного образования предусмотрены связи с другими искусствами. В 10 классе это реализуется при параллельном изучении литературы, искусства и истории.

    Более глубокому и адекватному восприятию произведений способствует также определение мировоззренческих установок, нашедших отражение в изучаемых произведениях, и философского фундамента авторской концепции.

    Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.

    Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

    Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть — текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним — основа литературного образования

    Предпочтительными формами контроля являются творческие и контрольные работы.

    Программа рассчитана на 102 часа учебного времени.
    МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ.

    Литература тесно связана с другими учебными предметами и , в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.

    Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (Музыкой и изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру.

    Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
    ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

    Содержание программы носит практико- и личностно ориентированный подход. При проведении уроков используются различные формы организации учебного процесса:

    Лекции, беседы, семинары, практикумы, работа в парах и группах, деловые игры.

    Описываются методические особенности тем.

    Итоговый контроль проводится в форме зачетов, контрольных сочинений, изложений, комплексного анализа текстов, тестирования.

    Количество часов в год - 102

    Количество часов в неделю - 3

    Количество контрольных работ:

    Сочинений — 5, из них: классных — 4, домашних - 1


    ЕЖ

    Требования к уровню подготовки
    В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать

    * образную природу словесного искусства;

    * содержание изученных литературных произведений;

    * основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х века;

    * основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

    * основные теоретико-литературные понятия;

    уметь

    • воспроизводить содержание литературного произведения;

    • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод(сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

    • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

    • определять род и жанр произведения;

    • сопоставлять литературные произведения;

    • выявлять авторскую позицию;

    • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

    • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

    • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

    • создания связного текста (устного или письменного) на выбранную тему с учетом норм русского литературного языка;

    • участия в диалоге или дискуссии;

    • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

    • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

    • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

    Учебно-тематический план


    урока

    Тема урока.

    Основное содержание

    Дата

    Примечание

    план

    факт

    1

    Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.

    Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление уровня литературного развития учащихся










    2

    А. С. П у ш к и н. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание.

    Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии










    3

    Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной и михайловской ссылок (с повторением ранее изученного).

    «Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Демон». Трагизм

    мировосприятия и его преодоление










    4

    Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (с повторением ранее изученного).

    «Поэт», «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной...»), «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»










    5

    Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти»










    6,7

    Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...».










    8

    Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме.

    Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»










    9

    Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России

    10

    Тест по творчеству

    А. С. Пушкина.








    11-12

    М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного).

    Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой...». Романтизм и реализм в творчестве поэта










    13

    Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») ;

    14

    Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Завещание»

    15-16

    Философские мотивы лирики Лермонтова (с обобщением ранее изученного).

    «Как часто, пестрою толпою окружен...» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу...»

    17

    Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова.

    18

    Проверочная работа по лирике Лермонтова.










    19-20

    Н. В. Г о г о л ь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начало в сборнике «Миргород»










    21-22

    «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного).

    Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях» |

    23

    Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода

    24

    Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»

    25

    Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

    26

    Проверочная работа по творчеству

    Н. В. Гоголя










    27,28

    Обзор русской литературы второй половины XIX века.

    Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы











    29

    И. А. Г о н ч а р о в. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика









    30

    Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову

    .









    31

    «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе

    32

    «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике




    Контрольное домашнее сочинение по творчеству

    И.А. Гончарова










    33

    А. Н. Островский. Жизнь и творчество Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра»










    34-35

    Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия









    36

    Город Калинов и его обитатели.

    Изображение «жестоких нравов» «темного царства»










    37

    Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы










    38

    Споры критиков вокруг драмы «Гроза».










    39

    И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного).

    «Записки охотника» и их место в русской литературе










    40

    И. С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»










    41

    Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя










    42

    «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»










    43

    Любовь в романе «Отцы и дети»










    44-45

    Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к сочинению










    46

    Контрольное сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»










    47-48

    Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа,..», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа - сфинкс...»










    49

    Человек и история в лирике

    Ф. И. Тютчева.

    Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять.,.»










    50

    Любовная лирика

    Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»)

    51

    А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.

    «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др.












    52

    Любовная лирика А. А. Фета.

    «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета.










    53

    А. К. То л с т о й. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии

    А. К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взо- ре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»










    54

    Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Надрывается сердце от муки...» и др.










    55

    Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт...» и др.










    56

    Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...»л «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин» и др.










    57

    Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация.

    «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка», «Внимая ужасам войны...» и др.










    58

    «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы.







    59

    Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства







    60

    Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»







    61

    Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме.







    62

    Контрольное классное синение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»







    63

    М. Е. С а л т ы к о в - Щ е д р и н. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок

    М.Е. Салтыкова-Щедрина







    64-65

    Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».

    Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников







    66

    Л. Н. Тол стой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека







    67-68

    История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе







    69,7

    Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова







    71

    Женские образы в романе «Война и мир»







    72

    Семья Ростовых и семья Болконских







    73-74

    Тема народа в романе «Война и мир»







    75

    Кутузов и Наполеон










    76-77

    Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа.










    78

    Анализ эпизода из романа «Война и

    мир».











    79

    Контрольное классное сочинение по роману

    Л.Н. Толстого «Война и мир»










    80

    .

    Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды










    81

    Образ Петербурга в русской литературе. Петербург

    Ф. М. Достоевского










    82

    История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе

    Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя










    83

    Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта










    84

    «Двойники» Раскольникова










    85

    Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе. Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание»










    86

    Контрольное классное сочинение по Роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»










    87-88

    Н. С. Л е с к о в. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании











    89

    Рассказ «Тупейный художник».

    Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный

    смысл рассказа










    90

    А. П. Ч е х о в. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре»







    91-92

    Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах»







    93

    Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»




    94

    Особенности драматургии

    А. П. Чехова







    95-96

    «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда







    97-98

    Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля

    99

    К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжёлой жизни простого народа.







    100

    Жизнь и творчество Ги де Мопассана. «Ожерелье».







    101

    Жизнь и творчество Ибсена. Драма «Кукольный дом».







    102



    Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль»







    103-104

    Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы 19 века.







    105

    Резервный урок






      1   2   3


    написать администратору сайта