Главная страница

Эстетика - Юрий Борев. Учебника по курсу Эстетика


Скачать 3.74 Mb.
НазваниеУчебника по курсу Эстетика
АнкорЭстетика - Юрий Борев.doc
Дата19.02.2018
Размер3.74 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЭстетика - Юрий Борев.doc
ТипУчебник
#15711
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница65 из 69
1   ...   61   62   63   64   65   66   67   68   69

Заключение

1. Типология эстетических категорий.


1. Типология эстетических категорий. Постижение основных закономерностей своего предмета есть и конечная цель, и теоретиче­ский итог исследований в науке. Этот итог составляет ее философский раздел. Эстетика сама по себе теоретико-методологическая дисциплина, одна из философских наук. Однако и в ней есть обобщающий, итоговый раздел, рассматривающий общие законы эстетической и художествен­ной деятельности, а также характеризующий типологию эстетических категорий. О том, что же такое законы эстетики и каковы они, см.: Борев. 1997. Т. 2. С. 595—598.

Выше, в ходе освещения важнейших проблем эстетики, были охарак­теризованы основные эстетические категории. Подводя итог, попытаемся теперь представить их в единой системе: выделить их основные типы, оп­ределить характер их связи, а также место соподчиненных с ними поня­тий, учитывая при этом, что между эстетическими понятиями и категори­ями нет непреодолимой грани — они могут переходить друг в друга.

Эстетические категории — это не только более обобщенные понятия, охватывающие более широкий круг жизненных явлений и их эстетиче­ских свойств, но и превращенная форма эстетических противоречий, по­средствующее звено между несопоставимыми сторонами общечеловече­ски значимых противоречий, рациональная форма разрешения этих про­тиворечий, посредствующее звено между сущностью и кажимостью эсте­тического явления. Эстетические категории — «алгебраическая» (= сня­тая) форма, обобщенно выражающая «арифметические» (конкретные) подробности эстетических проявлений жизненных процессов.

Типы эстетических категорий


Типы эстетических категорий. Каждый тип категорий является соот­ветственно аппаратом того или иного типа анализа эстетического явле­ния, художественного произведения или художественного процесса.

Современная система эстетических категорий включает в себя следу­ющие типы:

метакатегория (эстетическое);

категории эстетической деятельности (эстетическое освоение, ди­зайн, художественное проектирование, эстетическая ориентация, вкус, идеал, мера) — аппарат анализа эстетического освоения мира;

категории (прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, бе­зобразное, низменное) и понятия (прелестное, грациозное, изящное, чу-

481

десное, трогательное, ужасное, трагикомическое) эстетических свойств и отношения искусства к действительности — аппарат анализа эстетиче­ского богатства действительности и искусства;

категории гносеологии искусства (художественный образ, метод, ху­дожественная правда, художественная концепция) — аппарат гносеоло­гического анализа, выявляющего характер соответствия (адекватность) искусства действительности;

категории социологии искусства (народность, национальное, интер­национальное, общечеловеческое) — аппарат социологического анализа;

категории аксиологии искусства (эстетический идеал, ценность, худо­жественность, шедевр, классика) — аппарат ценностного анализа;

категории онтологии искусства (художественное произведение, мас­совое и элитарное искусство, стиль) — аппарат онтологического и стили­стического анализа;

категории теоретической истории искусства (художественный про­цесс, направление, художественные взаимодействия: традиции, отталки­вание, влияние; художественный прогресс; художественная эпоха, период) — аппарат сравнительного (компаративного), историко-литера­турного и историко-искусствоведческого анализа;

категории антропологии искусства (автор, художник, этап творчества, творческий путь, творческая биография, творческая атмосфера) — аппа­рат биографического анализа;

категории творческой генетики искусства (замысел, набросок, черно­вик, вариант) — аппарат творческо-генетического и текстологического анализа;

категории психологии искусства (способность, талант, гений, вдохно­вение, творческая фантазия, художественное воображение) — аппарат творческо-психологического анализа;

категории восприятия искусства (реципиент, публика, рецептивная группа, уровень рецепционного ожидания, художественное восприя­тие, художественное наслаждение, катарсис) — аппарат рецепционно­го анализа;

категории морфологии искусства (виды: литература, театр, кино, жи­вопись, музыка, балет, прикладное и декоративное искусство; роды: эпос, лирика, драма, станковая живопись, монументальная живопись; жанры: роман, рассказ, новелла, поэма) — аппарат межвидового и историко-куль­турного анализа;

категории структуры искусства (художественный текст, контекст, эле­менты художественного текста) — аппарат структурного анализа;

категории теории художественного общения (адресант, адресат, худо­жественное сообщение, интонация, жест, мимика, мелодия, ритм) — ап­парат коммуникативного и интонационного анализа;

482

категории семиотики искусства (знак, метазнак, код, художественное сообщение, художественный смысл, значение) — аппарат семиотическо­го анализа;

категории риторики искусства (метафора, метонимия, оксюморон) — категории художественного анализа произведения и художественных средств его создания;

категории поэтики (художественный мир, художественное время, пространство, цвет) — категории анализа художественной реальности;

категории герменевтики искусства (интерпретация, понимание, смысл, вчувствование) — категории герменевтической интерпретации произведения;

категории теории и методологии художественной критики (оценка, художественный статус произведения; подходы: социологический, конк­ретно-исторический, сравнительный, биографический, творческо-гене­тический, структурный анализ, микроанализ, внимательное чтение) — аппарат художественно-критического анализа произведения.

Обогащение категориального аппарата эстетики происходит: во-первых, путем фиксации результатов теоретического описания худо­жественных явлений и процессов (например, категории: реализм, ро­мантизм, сентиментализм); во-вторых, путем перенесения в эстетику терминов из других областей культуры. Так, термин риторики — возвы­шенное — со временем приобрел общеэстетический смысл, из филосо­фии были заимствованы такие категории, как метод (художественный), концепция (художественная), из психологии — восприятие (художест­венное); в-третьих, путем придания расширительного значения терми­нам искусствоведческого аппарата: из киноведения внедряются в эсте­тику монтаж, общий, средний и крупный план; из музыковедения — ин­тонация, ритм, мелодия, полифония; из живописи — цвет, колорит, кол­лаж; в-четвертых, путем взаимодействия и синтеза традиционных кате­горий (например, трагикомическое); в-пятых, путем обогащения эстети­ки теоретическим видением художественных явлений разными народа­ми; в-шестых, путем корректного использования категориального аппа­рата новых научных дисциплин (структурализма, семиотики, теории массовой коммуникации, рецептивной эстетики, науковедения, аксио­логии, герменевтики).

Расширение категориального аппарата эстетики позволяет более по­лно и более адекватно постичь искусство во всей его сложности и много­образии, помогает более точно и гибко сформулировать законы эстетиче­ского и художественного освоения мира.

2. Гуманизм — высшая цель и смысл эстетики и искусства.


В ХХ в. искусство выдвинуло концепцию непрерывно растущего человека. Од-

483

нако результаты этого роста могут быть и отрицательными. Американ­ский фантаст Д. Шеллиг в рассказе «Чудо-ребенок» прогнозирует непре­рывный и ускоренный рост личности, который приводит к страшным по­следствиям. ...Доктор Эллиот изобрел и применил к ребенку своих друзей стимулятор физического и духовного роста. Результаты сказочны: в шес­тинедельном возрасте ребенок уже сам ест и разговаривает, в два года — читает книги. Доктор Эллиот утверждает, что ускоренный рост — единст­венный для ребенка способ выжить в условиях усиливающейся беспо­щадной конкуренции. Однако шестилетний чудо-ребенок, развиваясь как конкурентоспособный эгоист, все более и более отчуждается от людей. Обеспокоенный происходящим, отец идет к доктору Эллиоту и отнимает у него тетрадь с заголовком «Ребенок будущего. Проспект», в которой чи­тает: «У ребенка будущего... шестой год будет отмечен высоким развити­ем его стремлений к соревнованию... Он... обратится против своих роди­телей и быстро уничтожит их, как помеху к своему дальнейшему разви­тию». Отец в ужасе. Он торопится домой, но, отперев дверь, слышит предсмертный крик своей жены... Таковы результаты «непрерывного рос­та» личности, если этот рост не освящен гуманистическими идеями и че­ловек эгоцентрически замкнут, не имеет целей вне себя. Развитие харак­тера на эгоистической основе оборачивается деградацией всего человече­ского в человеке.

Рост личности вне ее гуманистической ориентации и вне самоценно­сти, а также развитие общества вопреки интересам человека одинаково губительны. Однако с гуманизмом в истории дело обстояло невесело, символом чего служит сервантесовский образ пастушонка, которого хозя­ин порол за малейшую провинность. Благородный искатель справедливо­сти Дон Кихот заступился за бедного мальчишку и даже пригрозил хозяи­ну расправой, если тот и впредь будет жесток. Но как только рыцарь уехал, хозяин сильнее прежнего поколотил пастушонка. И когда рыцарь вновь появился в этих краях, мальчишка умолял его больше не заступать­ся за него; поиск добра оборачивается новым, еще худшим злом. Может быть, идея непротивления злу насилием справедлива? А может быть, не теми средствами боролся со злом Дон Кихот?

Научный и технический прогресс — величины векторные (= имеют определенное направление). В истории человечества почти всякое техни­ческое открытие оборачивалось не только новыми благами, но и новыми несчастьями для людей. Средневековый монах Б. Шварц изобрел поро­шок для фейерверка. Однако вскоре порох превратился в средство разру­шения и убийства. Электромагнето, с помощью которого неофашистские «ультра» пытали людей, — такое же дитя технического прогресса, как и холодильник в нашей квартире. Атомный взрыв в Хиросиме и катастрофа

484

в Чернобыле — тоже порождения прогресса. Однако нет подлинного про­гресса общества вне гуманизма.

Какова же роль искусства в современном мире? Когда-то Достоевский провозгласил: «Красота спасет мир». Однако почему же она его до сих пор не спасла? Разве мало было шедевров искусства в истории человече­ства? Свифт после издания «Путешествия Гулливера» ждал исправления мира, избавления его от зла и был очень огорчен тем, что мир не испра­вился даже через десять лет. Как же можно надеяться на красоту и искус­ство, если опыт истории столь печален? «Ревизор» не упразднил ни взя­точничества, ни бюрократизма. Шекспир не избавил мир от Яго, Пушкин

— от Сальери, Мольер — от мизантропов и ханжей.

Глеб Успенский рассказал, как Венера Милосская выпрямила одного из угнетенных, согнутых жизнью людей. Но сколько людей остались со­гнутыми, сломленными в том самом мире, в котором существуют и Вене­ра Милосская, и «Сикстинская мадонна» Рафаэля! Многие охранники фа­шистских концлагерей были любителями музыки и даже создавали орке­стры из заключенных. Музыканты несли гармонию надсмотрщикам, а надсмотрщики музыкантам — смерть. И от коричневой чумы мир спасла не музыка, а сила оружия и героизм людей. В обществе действуют многие силы, и красота, искусство — лишь одна из них. Красота способна «спа­сать мир», но тогда, когда разрушительные действия других сил не унич­тожают на корню все то, что созидает искусство.

Высшая цель науки — давать людям знания. Высшая цель техники — опираясь на знания, добытые наукой, удовлетворять материальные и духовные потребности людей. Высшая цель искусства — всестороннее развитие социально значимой и самоценной личности, удовлетворение ее духовно-эстетических потребностей, наслаждение художественными шедеврами и формирование ценностных ориентаций. Поэтому искусст­во способно одухотворить научный и технический прогресс, освятить его идеями гуманизма. Развитие человека, его самосовершенствование

— результат духовного труда личности. И в этом труде искусство — по­мощник человека. Идеал (быть может, недостижимый, но от этого не ме­нее желанный): развитие человека идет через общество, во имя людей, а развитие общества — через человека, во имя личности. В этой диалекти­ке взаимообогащения человека и человечества — смысл и суть истории и высшее гуманное назначение искусства споспешествовать этому взаи­мообогащению.
1   ...   61   62   63   64   65   66   67   68   69


написать администратору сайта