Главная страница
Навигация по странице:

  • 5. Монистическое основание системы (системообразующее зна­чение эстетического).

  • Эстетика - Юрий Борев. Учебника по курсу Эстетика


    Скачать 3.74 Mb.
    НазваниеУчебника по курсу Эстетика
    АнкорЭстетика - Юрий Борев.doc
    Дата19.02.2018
    Размер3.74 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЭстетика - Юрий Борев.doc
    ТипУчебник
    #15711
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница2 из 69
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   69

    От автора


    В этой книге излагается концепция эстетики, созданная на осно­ве художественного опыта классического искусства прошлого и искусст­ва ХХ века. В ней дается краткое, целостное изложение основных поло­жений эстетики как науки, ориентированное на общечеловеческие ценно­сти и на общегуманистическое осмысление материала мировой эстетиче­ской и художественной культуры.

    Автор стремится осветить вопросы природы, сущности, происхожде­ния и теоретической истории развития искусства, поведать о категориях эстетики, о законах художественного восприятия. Предлагаемый курс эс­тетики написан автором с опорой на предпринятое им ранее развернутое двухтомное исследование «Эстетика» (Смоленск «Русич». 1997). Изложе­ние основных проблем данной дисциплины сочетается с изложением ав­торских решений этих проблем. В основании авторской системы эстетики лежит понятие «эстетическое», трактуемое как общечеловеческая цен­ность, находящаяся в поле свободы.

    Все теоретические рассуждения автора опираются на конкретный ма­териал искусства - на классические или репрезентативные произведения искусства Нового времени. При этом автор стремился преодолеть 1) ис­кусствоцентризм (пренебрежение дизайном, эстетикой труда, обрядов, быта, спорта) при сохранении приоритета художественной культуры; 2) литературоцентризм (построение эстетических концепций на основе только литературного опыта, без охвата всех видов искусства) при сохра­нении приоритета вербальных искусств; 3) европоцентризм (невнимание к творчеству народов Азии, Африки, Латинской Америки, Океании) при сохранении приоритета общечеловеческих ценностей; 4) исторический нарциссизм (самолюбование и эгоизм современности, уводящий от худо­жественного опыта всех эпох) при сохранении приоритета интересов ху­дожественной культуры нашего времени; 5) национальный нарциссизм (некритическое, безоговорочно восторженное отношение к отечественно­му творчеству) при сохранении приоритета отечественной культуры.

    Стремление отразить современное состояние эстетики, интегриро­вать идеи классиков эстетической мысли и крупных современных отече­ственных и зарубежных ученых в этой книге сочетается с установкой на авторское решение всех проблем и выдвижение авторских концепций, во многом несхожих со взглядами других исследователей. Иными словами,

    10

    основные эпизоды становления и развития эстетической мысли и наибо­лее важные идеи современной мировой науки об искусстве излагаются здесь внутри авторской эстетической концепции.

    В настоящее время содержание наук удваивается каждые 8—12 лет. Именно в таком ритме происходили переработки и переиздания «Эстетики». Настоящее издание — шестое русское и двадцать первое, если считать зарубежные переводы (одно издание на английском, два на болгарском, три на китайском, на латышском, эстонском, молдавском, грузинском, армянском, азербайджанском, румынском, чешском, вьетнамском языках). Автор продолжает работать над исследованиями в области эстетики.

    В наш век, когда в течение жизни одного поколения неоднократно происходят глобальные переломы в социальной, политической, психоло­гической, мировоззренческой, культурной ситуации, неизбежно появле­ние нового научного, а может быть, и художественного жанра (= нового типа творчества), который можно было бы назвать «книгой жизни» в том смысле, что работа над уже изданным произведением не может остано­виться никогда не только в силу стремления к принципиально недостижи­мому совершенству, но и в силу потребности сделать свой духовный про­дукт зеркалом меняющегося мира и себя (то есть отражением жизненного и духовного движения автора в поле невероятно динамичного историче­ского процесса).

    «Эстетика» обращена и к профессионалу, и к студенту, и к широкому читателю, интересующемуся проблемами художественной культуры. Ав­тор стремился, чтобы его книга была современным учебником для искус­ствоведов, художников и всех, кто в институтах и университетах изучает данную дисциплину, а также занимательным чтением для всех, кто любит искусство и хочет лучше его понимать.

    Эстетика как наука

    I. Предмет и задачи эстетики

    1. Что изучает эстетика (взаимоотношения эстетики и мира).


    Анонимный автор трактата «О возвышенном» предлагал, начиная иссле­дование, определить его предмет и указать способы, помогающие им ов­ладеть (О возвышенном. М.—Л., 1966. С. 5.). Задача эта трудновыполни­ма. Любая наука, в том числе эстетика, «не может заранее сказать, что она такое, лишь все ее изложение порождает это знание о ней» (Гегель. Т. 1. 1970—1972. С. 95). Поэтому определить предмет эстетики в начале на­шей книги можно лишь в самом общем виде. Кроме того, нужно учесть, что предмет науки не существует вне ее задач. Определение предмета нау­ки — это акт ее самосознания: наука осознает, какие стороны и связи мира и во имя чего ее интересуют; это вглядывание науки в самое себя: она как бы смотрит в зеркало, или, точнее, ее очи как бы обращаются внутрь и глядят не на внешний мир, а на ее внутренний мир, на ее собственные проблемы.

    В истории эстетики ее предмет и задачи менялись. Вначале эстетика была частью фило­софии и космогонии и служила созданию целостной картины мира (греческие натурфилосо­фы, пифагорейцы). С Сократа начинается долгий процесс отпочкования эстетики от философии (выделение ее в самостоятельную науку). У досократиков эстетика — одна из сторон их космогонии. Сократ впервые задумывается над сущностью собственно эстетиче­ских проблем, связывая их с этическими. Для Аристотеля эстетика—это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона — вопросы госу­дарственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. Для Тер­туллиана и Фомы Аквинского эстетика — аспект богословия (решение задачи: с помощью искусства нацелить человека на служение Богу). Эстетика Леонардо да Винчи выявляет со­отношение природы и художественной деятельности. Эстетика Буало устанавливает кано­ны творчества. Немецкий философ А. Баумгартен («Эстетика» —1750—1758) впервые ввел в обиход термин, которым и поныне обозначается эта наука (производная от греческого гла­гола «айстаномай» (чувственное восприятие); Баумгартен считал, что: предмет эстетики — чувственное познание мира, присущее искусству. Логика изучает законы рационального познания и учит, как достичь истины; человек же познает не только с помощью мысли, но и с помощью чувств. Поэтому должна быть наука, параллельная логике — эстетика, изучаю­щая законы чувственного познания и постигающая красоту. Из предмета эстетики Баумгар­тен исключал искусство, его законы и отражение прекрасного в искусстве. Из

    12

    баумгартеновского заблуждения родился научный термин, в который последующее разви­тие теоретической мысли вложило новое содержание.

    Для Канта предмет эстетики — прекрасное в искусстве, эстетика выступает как критика эстетической способности суждения. У Гегеля эстетика сужает свой предмет до «обширно­го царства прекрасного», строже говоря, до «искусства и притом не всякого, а именно изящ­ного искусства». А свое назначение эстетика видит в определении места искусства в общей системе мирового духа Эстетика обосновывает художественные направления: так Л.И. Тик и Новалис заботятся о теоретическом обосновании романтизма; В.Г. Белинский, Н.А. Доб­ролюбов — критического реализма, А. Камю, Ж.П. Сартр — экзистенциализма. Н.Г. Черны­шевский рассматривал эстетическое отношение человека к действительности. Ленин, Троцкий, Сталин, Жданов, Мао в своих эстетических высказываниях стремились мобилизо­вать искусство на выполнение политических задач, поставленных партией.

    Современная эстетика обобщает мировой художественный опыт. Предмет каждой науки — мир, рассматриваемый под определенным уг­лом зрения, в свете той задачи, которую решает эта наука. Так, предмет медицины не здоровье человека: здоровье — цель медицины, а ее предмет — и географическая среда, и химические соединения, и физические про­цессы с точки зрения здоровья человека. Предмет эстетики — весь мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с точки зрения общечело­веческой значимости (эстетической ценности) его явлений.

    Эстетика — философская наука о сущности общечеловеческих цен­ностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его мно­гообразии в действительности и в -искусстве, о сущности и законах творчества, о восприятии, функционировании и развитии искусства.

    2. Кому и зачем нужна эстетика (отношение эстетики к художнику и публике).


    Нужна ли кому-нибудь эстетика... кроме ученых-эстетиков? Зачем она художнику? Как мольеровский Журден всю жизнь, сам того не ведая, говорил прозой, так и художник соблюдает в процессе творчества законы эстетики, даже если думает, что творит только по велению души. Творческий поиск, не подкрепленный теоретическим обобщением худо­жественной практики, часто не результативен. Когда художник встречает­ся со сложной творческой задачей, хочет оценить собственную деятель­ность, ищет выход из творческого кризиса, ему трудно руководствоваться только интуицией — на помощь приходит эстетика. Творчество и его ос­мысление идут рука об руку. Аристофан, Леонардо да Винчи, Шекспир, Гете, Шиллер, Пушкин, Толстой, Достоевский и великие мастера, и вели­кие исследователи тайн искусства.

    Поэт Пиндар не уважал ученых стихотворцев и противопоставлял им поэта «милостью божьей», а философ Платон считал необходимым соче­тание природных способностей с тренировкой и изучением теории. Со-

    13

    гласно же Псевдолонгину — автору трактата «О возвышенном» успех ху­дожника обусловлен «силой дарования» и «знанием правил»; высокое ис­кусство невозможно без теории, помогающей избежать ошибок и совер­шенствующей мастерство.

    Эстетика — и прямо, и опосредованно влияет на творчество, подкреп­ляя дар знанием. Но этим значение эстетики для художника не исчерпыва­ется. Поэту необходима художественная концепция мира. Она — не запас накопленных художником философских знаний, она рождается в самой жизни из наблюдений над природой и обществом, из усвоения культуры человечества, из активного отношения к миру. Художественная концеп­ция направляет талант и мастерство, в свою очередь формируясь под их воздействием, она определяет особенности видения мира, отбор жизнен­ного материала. При этом наиболее непосредственно влияет на творчест­во художника тот пласт художественной концепции, системное выраже­ние которого дает эстетика.

    Эстетика нужна и воспринимающей искусство публике. Можно, ко­нечно, читать книгу, как чичиковский Петрушка, получая удовольствие от самого процесса складывания букв в слова, можно увлекаться занима­тельностью сюжета. Но только теоретически развитому сознанию рас­крываются глубины произведения, существо образной мысли художни­ка. Воспитатель такого восприятия искусства—эстетика. Искусство до­ставляет одно из высших духовных переживаний —эстетическое на­слаждение. Это о нем говорил Пушкин: «Над вымыслом слезами оболь­юсь», «гармонией упьюсь». Но полное и глубокое наслаждение искусст­вом невозможно без художественной образованности, а последняя — без эстетики.

    Перед человеком в повседневной жизни возникают теоретические вопросы и когда он пытается объяснить, чем ему понравился фильм, и когда он восторгается поступками героя на сцене, и когда он решает какой костюм ему идет.

    Освоение мира осуществляется непременно в эстетической форме. Человеческая деятельность протекает на основе определенных эстетиче­ских идей, представлений, установок. Эстетика входит в труд, быт, в про­мышленное производство, формируя в человеке созидательное начало и способность воспринимать красоту.

    Искусство в духовно-практическом, а эстетика в теоретическом плане сосредоточивают внимание на общечеловеческом, они актуальны, ибо способствуют сближению людей, у которых без согласия в мире нет буду­щего. Эстетика и искусство — фокус всей мировой культуры и средоточие гуманитарного опыта человечества. Эти сферы культуры сегодня чрезвы­чайно значимы для мирового сообщества и особенно для России.

    14

    3. Дает ли эстетика нормы искусству (отношение эстетики к худо­жественному творчеству).


    Во взаимоотношениях эстетики и искусства в истории сложились две точки зрения: 1) теоретик классицизма Н. Буало (XVII в.) трактовал эстетику как науку, предписывающую художнику пра­вила; 2) другой французский ученый, И. Тэн (XIX в.), напротив, считал, что эстетика должна регистрировать факты искусства. Для современной эстетики и абсолютизация нормативности, и эмпиризм равно неприемле­мы.

    Если человек решит в нарушение закона Архимеда плыть с кам­нем на шее — он утонет. Художник свободен в выборе темы, средств, формы образной мысли, но, если он нарушит законы эстетики, дейст­вующие с непреложностью законов физического мира, его творение окажется за пределами искусства. Эстетика нормативна, поскольку она обобщает законы самого искусства. Ее выводы имеют силу объек­тивных законов. Однако законы искусства не абсолютны — они исто­рически изменчивы. Основоположник балетного театра как самосто­ятельного вида искусства Ж. Ж. Новерр подчеркивал: «Правила хо­роши до некоего предела... Надобно уметь следовать им, но уметь так­же отказываться от них и вновь к ним возвращаться... Горе холодным художникам, цепляющимся за узкие правила своего искусства». (Но­верр. 1965. С. 27).

    Когда Бетховен ввел в симфонию хор, его сочли безумцем. Великий художник раздвигает устоявшиеся рамки творчества. Но он не может от­менить законы, в которых сосредоточен весь предшествующий художест­венный опыт человечества. Он лишь вносит в них продиктованные новой действительностью, новым опытом коррективы или формирует (открыва­ет) новые законы.

    Современная историческая эстетика осмысляет искусство и его осо­бенности в их движении.

    4. Наука — это система (системность эстетических знаний).


    Видный американский теоретик искусства Т. Манро в книге «За науку в эсте­тике» (MunroTh. Toward Science in Aesthetics. N.Y., 1956) протестует против эссеизма в науке. И действительно, наука — не набор истин, не кладовая фактов, не ломбард наблюдений, не арсенал идей и даже не коллекция законов. Наука — это подчиненная общественной практике система знаний.

    Главные особенности научной системы:

    1. Информативная насыщенность

    1. Информативная насыщенность: научные суждения конкрет­но-всеобщи. Самолет летит, опираясь крыльями на воздух и преодоле­вая его сопротивление. Воздух науки—это факты, а ее крылья — мысль. Опереться на факты и преодолеть их, то есть сохранить в снятом виде —

    15

    только так достигаются конкретно-всеобщие суждения, противостоя­щие бескрылой эмпирике (простому описанию фактов) и пустым абст­ракциям.
    2. Теоретичность

    2. Теоретичность: обобщение и «снятие» конкретного материала. Г. Гадамер пишет: «Современная теория есть конструктивное средство, по­зволяющее нам обобщать опыт и создающее возможность овладения этим опытом... Одна теория отменяет другую и каждая изначально пре­тендует лишь на относительную значимость, а именно: пока не будет най­дено нечто лучшее... Само теоретическое знание рассматривается с точки зрения сознательного овладения сущим: не как цель, но как средство.» (Мир философии. Т. 1.1991. С. 581). Теория нацелена на постижение сущ­ности. Вопросы теории к познаваемому: что и как есть? почему оно есть так? Теория устремлена к предмету и к условиям его существования; свя­зана с предметом и устремлена к отысканию потаенной сущности его бы­тия. Теория выходит за пределы предмета — в сферу контекста его бытия.
    3. Соподчиненность

    3. Соподчиненность: понятия, категории, законы эстетики взаимосвя­заны.
    4. Иерархичность

    4. Иерархичность: менее общие понятия подчиняются более общим, понятия — категориям, менее общие категории — более общим, катего­рии — законам, менее общие законы — более общим, а последние — фун­даментальным парадигмам, гипотезам и аксиомам данной науки.
    5. Упорядоченность

    5. Упорядоченность: элементы системы организованы, она несводи­ма к их простой сумме.
    6. Единство (монизм)

    6. Единство (монизм): система строится на едином основании, путем организации накопленных знаний и позволяет объяснять одним принци­пом все явления, входящие в предмет данной науки. Расположив все изве­стные химические элементы в порядке увеличения их атомного веса, Д. Менделеев создал периодическую систему, поднявшую химию на но­вый уровень и, позволившую описать свойства еще не открытых элемен­тов только благодаря знанию их места в периодической системе. Замеча­тельное свойство системы: она дает возможность получать новые знания из нее самой. Монизм — главный признак научной системы. В культуре накоплено много наблюдений и теоретических идей. Однако универсаль­ные концепции, охватывающие развитие художественной культуры не­многочисленны: система Аристотеля и система Гегеля. Единым основа­нием эстетической системы в обоих случаях был принцип взаимоотноше­ния искусства и действительности.
    7. Минимальная достаточность

    7. Минимальная достаточность: минимальное число исходных поло­жений способствует такому развертыванию идей, что в совокупности они охватывают максимальное количество фактов и явлений. А. Эйнштейн по поводу этой особенности науки говорил: «Исходные гипотезы становятся все более абстрактными, далекими от жизненного опыта. Но зато мы при-

    16

    ближаемся к благороднейшей научной цели: охватить путем логической дедукции максимальное количество опытных фактов, исходя из минималь­ного количества гипотез и аксиом» (Зелиг. 1964. С. 60). Этот принцип при­дает научной системе логическое изящество и красоту. Красота научной си­стемы — один из признаков ее плодотворности и верности.
    8. Принципиальная разомкнутость

    8. Принципиальная разомкнутость: готовность воспринять и теорети­чески обобщить новые факты. Эстетика обобщает опыт художественного развития человечества, а он бесконечен, поэтому замкнутая система эсте­тики, претендующая на абсолютную завершенность, несовершенна в принципе (в этом был недостаток грандиозной гегелевской эстетической системы). Жизненна и плодотворна лишь эстетическая система, способ­ная к заполнению «белых пятен», развивающаяся с каждым художествен­ным открытием.
    9. Независимость

    9. Независимость: эстетика — наука, когда ее положения подчинены не идеологии, а вышеперечисленным требованиям и составляют извест­ное единство, то есть когда эстетика — система знаний о художественной и эстетической практике человечества. Эстетика воздействует на художе­ственную деятельность, а та — на людей. Поэтому в эстетику часто втор­гается идеология и формулирует идеи, продиктованные интересами вож­дей, партий, государственных структур. Независимость от них — непре­менное условие научности. Даже в самые трудные времена именно неза­висимостью отличались работы М. Бахтина, А. Лосева, Ю. Лотмана, П. Флоренского, что гарантировало научность и свидетельствовало о том, что можно жить в обществе и ценой жизненных удобств, а иногда и ценой жизни быть свободным от общества, даже тоталитарного.

    Итак, эстетика как наука — это система законов, категорий, общих по­нятий, осмысляющая в свете определенной общественной практики эсте­тические свойства реальности и процесс ее освоения по законам красоты, особенности художественного творчества, социального бытия и функци­онирования искусства, его восприятия и понимания.

    5. Монистическое основание системы (системообразующее зна­чение эстетического)


    5. Монистическое основание системы (системообразующее зна­чение эстетического). В основу системы Аристотеля положена теория мимезиса (подражания), различающая объект, предмет, материал, спо­соб и цель подражания. Этим единым принципом он объяснял и эстети­ческие категории, и природу искусства, и его виды и жанры. Так, всякое искусство — это подражание многообразным явлениям действительно­сти (объект подражания); подражание лучшим людям — трагедия, худ­шим — комедия (объект в свете оценки = предмет подражания); с по­мощью красок—в живописи, слов — в литературе, камня — в скульпту­ре, действия — на театре (материал подражания), через зрительные об­разы — в живописи, звуковые — в музыке (способ подражания), во имя

    17

    калокагатии — гармоничного этического и эстетического воздействия на зрителя и во имя катарсиса — очищения душ с помощью подобных аффектов (цель подражания).

    В грандиозной и цельной гегелевской системе художественный процесс — часть миро­вого процесса, представляющего собой самодвижение абсолютной идеи и делящегося на стадии в зависимости от типа взаимоотношения духа и материи.

    Первой стадии мирового развития, когда материя преобладает над духом, форма над содержанием, соответствует символический этап развития искусства (искусство Древней Индии, Древнего Египта). Наиболее ярко особенности этого этапа выражают архитектура — как вид искусства, в котором материальное преобладает над духовным, а также комиче­ское — как эстетическая категория с таким же соотношением духа и материи.

    На втором — классическом — этапе саморазвития абсолютной идеи наступает гармо­ническое равновесие духа и материи, содержания и формы. Этой гармонией характеризует­ся классическое искусство древней Греции, в котором высшего расцвета достигают скульптура и живопись. Ведущей эстетической категорией становится прекрасное — воп­лощение гармонии духа и материи. Однако классическое искусство подобно прекрасной и быстро облетающей розе: равновесие духа и материи исторически недолговечно, оно нару­шается дальнейшим движением духа, переполняющего материальную форму.

    Третий этап развития искусства — романтический: содержание преобладает над фор­мой. Главные роли в искусстве на этом этапе призваны играть музыка и литература, в эсте­тике — категория возвышенного.

    Но движение абсолютной идеи не прекращается. Возникнув из общемирового разви­тия, художественное развитие в конце концов уничтожается им. Идея (содержание) проры­вается в царство чистой духовности и освобождается от материи (формы).

    Помимо глобальных эстетических систем Аристотеля и Гегеля в истории культуры на разных основаниях возникали различные целостные концепции. Так, основанием эстетиче­ской концепции русских мыслителей — А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышев­ского, Н. А. Добролюбова — стал принцип художественной правды как фактора социального преобразования жизни народа. Категории эстетики предстают как эстетиче­ские свойства реальности, все эстетическое богатство которой и должно отразиться в прав­дивом искусстве. Виды и жанры искусства были поняты как художественные структуры, обеспечивающие правдивое отображение этого богатства. Направления искусства выступа­ют как исторические этапы образного постижения мира и как типы художественной прав­ды, а реализм абсолютизируется как высший и наиболее плодотворный способ ее достижения.

    Предлагаемая в книге эстетическая система основывается на нетради­ционном понимании категории «прекрасное» и передаче ее ведущего зна­чения новой, более широкой фундаментальной категории «эстетиче­ское», охватывающей и прекрасное, и возвышенное, и безобразное, и ни­зменное, и трагическое, и комическое, и ужасное, и чудесное.

    Ранее эстетика занималась исключительно или преимущественно ис­кусством, которое по своей природе несет эстетическое наслаждение: «Шелли говорит, что удивительное свойство греков состоит в том, что они все превращали в красоту — преступление, убийство, неверие, любое дурное свойство или деяние. И это правда — в мифах все прекрасно! Не-

    18

    послушание Фаэтона превращается в огненное падение его коней, в миф о закате. В красоту превращена месть богов по отношению к Ниобее: ее де­тей уничтожают стрелами — беспощадно, одного ребенка за другим. Как это ни страшно, но событие по форме прекрасно, в особенности когда мы постигаем, что стрелы — это солнечные лучи» (Олеша. С. 188). Поэтому фундаментальное значение в эстетике имела категория «прекрасное». Ныне в расширившийся предмет эстетики входят эстетические свойства действительности, процесс эстетического освоения мира человеком, эс­тетическая рецепция (восприятие искусства и эстетических свойств дей­ствительности), проблемы понимания художественного смысла произве­дения и многое другое. Такая эстетическая система уже не может де­ржаться только на «прекрасном», хотя его исключительное значение со­храняется: о чем бы не повествовало произведение, оно должно быть пре­красным и доставлять читателю или зрителю эстетическое наслаждение. Однако потребовалась более широкая фундаментальная категория — эс­тетическое многообразная действительность, взятая в ее значении для человечества как рода и с учетом степени ее освоенности обще­ством, в свете высших для данного этапа исторического развития воз­можностей личности и общества.

    Эстетическое как основание современной эстетической системы по­зволяет объяснить: 1) эстетические категории — как наиболее общие по­нятия отражающие общечеловечески значимые свойства действительно­сти, выражающие разную степень освоенности обществом жизненных явлений, а искусство как сферу свободного владения миром и освоения по законам красоты его эстетического богатства (проблемы эстетических свойств действительности, эстетического отношения к ней, эстетической деятельности); 2) онтологию искусства (проблемы произведения и его со­циального бытия) — как проявление эстетического смысла и эстетиче­ской ценности художественного текста в процессе «диалога» жизненного и художественного опыта автора с опытом реципиента (= воспринимаю­щего читателя, зрителя или слушателя); 3) стадии художественного разви­тия (проблемы художественного процесса) — как эстетические ценности, развернутые в пространстве, а затем во времени (рождение историзма), а ныне хронотопически (в единстве времени и пространства);.

    Итак, предлагаемая здесь эстетическая система строится на основе фундаментальной категории — эстетическое, трактуемой как ценность предметов для человечества как рода. Это придает эстетике мировоззрен­ческий характер и делает ее философской дисциплиной. В отличие от фи­лософии, сосредоточивающейся на проблеме человеческого смысла бы­тия и на постижении сущности природы, общества и мышления, эстетика сосредоточивается на проблеме человеческого значения бытия и его мно­гообразных проявлений (постижения их ценности).

    19

    Современная цивилизация основывается на общечеловеческих цен­ностях. У России нет будущего вне этой цивилизации. Но и у мира без России нет будущего. Кеннеди говорил: «Россия — колосс, если она рух­нет, под ее обломками погибнет весь мир». Сегодня необходимо сказать и по-другому: Россия — колосс, если она обретет стабильность и реальное место в мировой системе, духовно обогатится весь мир. Все это делает ориентацию современной эстетики на общечеловеческие ценности един­ственно возможным делом. Общечеловеческие ценности, ценности зна­чимые для человечества как рода основание эстетической системы, предлагаемой книги.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   69


    написать администратору сайта