Главная страница
Навигация по странице:

  • Фома Аквинский

  • 2. Политическая мысль в Западной Европе эпохи Возрождения и буржуазных революций (16-18 вв.)

  • Н. Макиавелли

  • Ш. Монтескье

  • Политология. ЭУМК_Политология. Учебнометодический комплекс для студентов всех специальностей бнту минск 2 0 1 3 Составител и В. А. Бобков, Л. В. Акимова, Н. В. Зайцева, Е. Л. Крачковская


    Скачать 0.71 Mb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс для студентов всех специальностей бнту минск 2 0 1 3 Составител и В. А. Бобков, Л. В. Акимова, Н. В. Зайцева, Е. Л. Крачковская
    АнкорПолитология
    Дата18.06.2022
    Размер0.71 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЭУМК_Политология.doc
    ТипУчебно-методический комплекс
    #602115
    страница5 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16



    1. Политическая мысль периода Античности и Средних веков

    История политических учений рассматривает вопросы государства, власти, политики. Выясняется, что такое государство, создается ли оно людьми или создано свыше, служит общему благу или благу правителей. Определяется лучшая форма государства, выявляются пределы деятельности государства. Затрагивается вопрос о политике и морали. Учения о государстве и политике ранее являлись частью религии, философии, общего взгляда на мир как нечто противостоящее человеку. Еще в Древнем мире возникало стремление осмыслить государство как создание человеческого искусства, понять политику в связи с интересами людей и их объединений. В процессе идейной борьбы социальных групп зарождался и складывался теоретический слой политико-правовой идеологии, в концептуальной форме выражавшей политические интересы классов и социальных групп. Из многовековой борьбы, смены и развития учений о государстве, политике, праве и сложилась история политических учений. Возникновение и развитие политической мысли начинается с появлением политической власти и государства. Вершиной развития политической мысли античности и средневековья являются работы Платона, Аристотеля и Ф. Аквинского.

    Платон – автор сочинений «Государство», «Законы», в которых он рассматривает различные формы государственного устройства. По мнению Платона существуют неправильные и правильные формы правления. К неправильным формам он относит: тимократию (власть честолюбцев), олигархию, демократию, тиранию, а к правильным – монархия и аристократия. Правильные формы должны основываться на справедливых законах. По мнению Платона, цель государства заключается в обеспечении справедливого общежития, в котором каждый должен делать свое дело. Государство должно выражать интересы всего общества, а не какой-либо общественной группы. Отсутствие единства, раздоры и противоречия в государстве ведут к его распаду. Единство государства возможно, если отсутствуют разногласия среди правящей элиты, действует господство закона над всеми гражданами и отсутствует деление общества на богатых и бедных. Теория «идеального государства» предполагает деление общества на три сословия: философы (правители), стражники и воины (охрана государства), крестьяне и ремесленники (обеспечивают материальный достаток государства). Платон считал, что частная собственность и семья порождают эгоизм и вредят общему делу. Поэтому философы и воины должны были быть лишены этого. Наличие семьи и частной собственности допускалось только для низшего сословия.

    Аристотель – ученик Платона, изложил свои взгляды в работе «Политика». Он рассматривает государство как результат естественного развития человека (семьи, селения). Для человека государство является величайшим благом. По его мнению, гражданином является не тот, кто живет в том или ином месте, а тот, кто обладает набором гражданских прав и имеет полномочия в государственных делах. Главная черта гражданина – добродетель, которая состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам. В зависимости от цели, которую ставят правители, Аристотель различает правильные (общие блага) и неправильные (корыстные цели) формы государственного устройства. К правильным формам относятся монархия, аристократия, полития, а к неправильным – тирания, олигархия и демократия. Он был противником олигархов, которые стремились узурпировать власть и деньги. Также был против чрезмерной нищеты – это ведет к восстаниям за передел собственности. Источником социальной стабильности считал людей среднего достатка (чем их больше, тем лучше для государства), а политическую стабильность в идеальном государстве должны обеспечивать правильные законы. Философ отмечает, что государство существует не ради того, чтобы жить, а для того, чтобы жить счастливо. Цель политики – справедливое общее благо.

    В эпоху средневековья философско-этическая концепция вытесняется религиозной концепцией, христианство претендует на особую роль в обществе и государстве.

    Фома Аквинский – философ-теолог. В работах «Сумма теологий» и «О правлении государей» отмечает, что государство не только сохраняет мир, но и является выражением божественного предвидения и воли Всевышнего во имя людей. Философ рассматривает взаимоотношения власти короля и власти папы: всякая власть установлена богом. Отсюда и происходит термин «теократия» - власть бога.

    Фома Аквинский считал, что светской власти короля принадлежат только тела людей, а не их души. Над душами властвует церковь и наместник бога – римский папа. Насколько Бог выше человека, настолько всякая духовная власть выше власти земного государя. Так же организовано и общество, где подданные подчиняются церкви, а рабы – господам. По мнению философа, власть – это единственный объединяющий государство принцип, без которого оно обречено на гибель.
    2. Политическая мысль в Западной Европе эпохи Возрождения и буржуазных революций (16-18 вв.)

    Эпоха Возрождения связана с возникновением в недрах разлагающегося феодального общества капиталистических отношений, с появлением и экономическим ростом класса буржуазии, развитием городов, ремесел, торговли, технических изобретений. В противовес средневековому аскетизму был выдвинут принцип гуманизма, в центре которого находился не бог, а человек. Гуманисты критиковали средневековые догмы, лежавшие в основе религиозной морали. Они выступали против контроля церкви над образом мыслей и деятельностью человека; воспевали желания человека к познанию, способность к самосовершенствованию, образованность и знания. Мыслители считали, что человек является создателем своей судьбы; утверждали, что основой истинной морали является труд и истинное благородство заключается не в знатности происхождения, а в нравственных качествах и добродетелях человека.

    Н. Макиавелли – итальянский мыслитель, основоположник современной политической науки (политические исследования рассматривал как самостоятельное научное направление). Он окончательно освободил политическую науку от религиозно-этической формы; считал, что политическая мысль должна служить решению практических, реальных задач. Государство не божий промысел, а дело рук человека. Политическое состояние общества характеризуется определенными отношениями между людьми. Их целью является обеспечение порядка, незыблемость частной собственности и безопасность личности. Сторонник объединения Италии. Автор работ «Государь» и «Рассуждения», в которых разоблачал жестокость правителей-тиранов, говорил о превосходстве республики над монархией и о современных методах управления.

    Спиноза – нидерландский философ-материалист. Отрицал феодальные общественные порядки. Считал, что государство возникло на основе договора и призвано обеспечить человеку возможность обрести свободу, в том числе свободу совести, мысли, слова. Был уверен, что людьми нельзя управлять с помощью и посредством страха.

    Т. Гоббс - английский философ и политический мыслитель. Разработал светскую теорию политической власти и государства, т.е. отрицал теорию божественного происхождения королевской власти. Государство возникает в результате общественного договора. Люди, живущие в состоянии хаоса (войны всех против всех), заключили договор, отказавшись от части своих естественных прав и передав их в ведение государств. В обмен на закон и порядок люди добровольно ограничили свою свободу. Верховная власть абсолютна, но не тотальна: она не должна вмешиваться в личные дела граждан. Люди могут делать все, что не запрещено законом: заключать и расторгать договора, продавать и приобретать собственность.

    Ш. Монтескье – представитель Франции, внес большой вклад в развитие гражданской концепции политической мысли. Является основоположником географического направления в социологии. Он доказывал, что климат, почва и размер территории обуславливают нравственный облик народа и форму правления. Монтескье выдвинул теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которая призвана обосновать принцип законности, обеспечить свободу и сделать право регулятором взаимоотношений между государством и гражданином. Именно в разделении властей он видел гарантию безопасности граждан от беззакония и злоупотребления властью.

    Ж.Ж. Руссо – французский мыслитель, идеолог мелкой буржуазии, в первую очередь, крестьянства. Критиковал феодально-сословные отношения. Отрицал частную собственность, но считал, что уничтожить ее уже невозможно. Поэтому необходимо заменить крупную собственность мелкой, основанной на личном труде. Философ отрицал эффективность представительной демократии и защищал различные формы непосредственной демократии.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта