Биоэттка. Киселев В.А. Словарь Биоэтика. Учебнометодическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов
Скачать 1 Mb.
|
РЕЛИГИЯ И ТРАНСПЛАНТАЦИЯСтремительное развитие медицинских технологий усложнило взаимоотношение религии и медицины. Многовековые традиции религии, хранящие главные и уникальные основы разнообразных человеческих культур, имеют основания критически относиться к достижениям человеческого разума, отторгать их или ассимилировать. Большинство западных христианских богословов являются сторонниками трансплантации и положительно оценивают факт изъятия и переноса органов умершего в тело живого человека. Римско-католическая церковь считает, что донорство в трансплантологии – это акт милосердия и нравственный долг. Протестантские богословы признают законность существования человека, получившего орган от другого. Однако коммерческие сделки с донорскими органами считают аморальными. Русская православная церковь выразила свое официальное отношение к проблемам трансплантации в «Основах социальной концепции РПЦ» (2000 г.). РПЦ признает изъятие органов от живого донора «только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека». Информированное согласие на эксплантацию органов от живого донора и «посмертное донорство» становятся проявлением любви и сострадания. В то же время русское православие предостерегает от возможных злоупотреблений, ошибок при проведении трансплантации. По мнению РПЦ, недопустимы: - сокращение жизни одного человека с целью продления жизни другого; - эксплантация, прямо угрожающая жизни донора; - рассмотрение органов человека как объекта купли и продажи. Русское православие считает недопустимым презумпцию согласия, так как она «нарушает свободы человека». Отвергает РПЦ методы фетальной терапии и недобросовестную пропаганду донорства. Многие требования русского православия соответствуют светским требованиям к пересадке органов. Ислам допускает пересадку от живого донора. Пересадка от трупа требует выполнения ряда условий: констатация смерти тремя врачами (среди которых не должно быть трансплантолога), согласие близких, проведение изъятия органа в официальном учреждении. Буддизм оговаривает пересадку органов от трупа следующими условиями: необходимо согласие близких или покойного при жизни. Согласно буддизму, в случае естественной смерти сознание находится в теле еще три дня, и вмешиваться в это время в тело нельзя. В случае внезапной смерти сознание покидает тело сразу. Секта Свидетелей Иеговы категорически возражает против переливания живой донорской крови, считая ее носительницей человеческой души. Иудаизм допускает пересадку от живого донора, если речь идет о спасении жизни человека. Однако иудейская религия запрещает пересадку органов от трупа, ибо тело не должно быть изуродовано и должно быть предано земле. Аутопсия допускается в случаях, когда речь идет о спасении человеческой жизни при наличии согласия покойного при жизни, а также в интересах правосудия, если нельзя иным способом определить причину смерти. Иудаизм возражает против трансплантации сердца, если оно берется от кого-то, кто, возможно, не достиг еще границы, отделяющей жизнь от смерти. Иудейская традиция утверждает, что смерть – прекращение жизненных функций как сердца, так и легких. По мнению правоверных иудеев, смерть мозга не означает смерти человека. Ортодоксальный иудаизм не разрешает трансплантировать органы, за исключением случая, когда реципиент умрет, если не пересадить ему этот орган немедленно. Реформизм же разрешает хранение органов для использования их в будущем и не только для спасения жизни, но и в тех случаях, когда пересадка органа может улучшить качество жизни. Например, пересадка роговицы разрешается и ортодоксией, так как слепота представляет собой опасность для жизни. РЕЛИГИЯ И ЭКСТРАКОРПОРАЛЬНОЕОПЛОДОТВОРЕНИЕКатолицизм. За рубежом этические и правовые вопросы технологии ЭКО впервые стали подниматься католической церковью, играющей в жизни современного западного общества значительно большую роль, чем православная церковь в жизни российского. Впервые на противоречие между новыми вспомогательными репродуктивными технологиями и религиозными, этическими, правовыми нормами обратил внимание папа Пий XII в специальном послании 1956 г. Он указал на греховность вмешательства в божественный акт творения, превращения его «в проект супружеской пары и врача». В 1987 г. католическая церковь объявила аморальными все методы вспомогательной репродукции, а также и научные исследования на ранних зародышах человека. Католическая церковь считает, что сразу после слияния гамет Бог вкладывает «душу» в эмбрион и таким образом берет зародыш под свое покровительство. Поэтому, с точки зрения церкви, все манипуляции, не предусмотренные природой (Богом), а тем более исследовательские эксперименты с эмбрионами человека являются аморальными и недопустимыми. В ряде стран (Германия, Австрия и др.) постулаты церкви о том, что уже оплодотворенная яйцеклетка является индивидуумом (личностью), закреплены государственными постановлениями. Нарушение их карается уголовной ответственностью. Такой подход резко ограничил в этих странах проведение исследований и разработок в области репродуктологии человека. Однако не только католическая церковь, но и ряд общественных организаций, в первую очередь феминистских, деятелей науки, медицины и юриспруденции рассматривают новые репродуктивные технологии как неприемлемые с морально-этических позиций. Православие. Зарубежное православие, по мнению православного теолога Ст. Харакаса, не обращалось к вопросу об имплантации искусственно оплодотворенной яйцеклетки и процедуре зачатия в пробирке. Поэтому Ст. Харакас выдвинул свое предположение и оценку технологиям ЭКО. Применение такой технологии не может быть отвергнуто, если сперма и яйцеклетка будут принадлежать соответственно мужу и жене, которая будет вынашивать ребенка весь положенный срок. Иные способы технологии ЭКО (суррогатное материнство, донорские сперма и яйцеклетка) угрожают целостности супружества и взаимоотношениям матери и ребенка. Русская православная церковь выразила свое отношение к новым репродуктивным технологиям в «Основах социальной концепции РПЦ» (2000г.). В своих рассуждениях и оценках русское православие исходит из известного христианского положения о том, что «чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель». Наряду с этим супругам испрашиваются дары «целомудрия, единомыслия душ и телес». Отсюда, «пути к деторождению, не согласные с замыслом творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными». Все разновидности экстракорпорального оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов, считаются нравственно недопустимыми, поскольку идут вразрез с признанием человеческого достоинства даже за эмбрионом. Применение новых репродуктивных технологий, по мнению православия, разрушает традиционную целостность супружеских и семейных отношений, так как дает возможность иметь детей одиноким женщинам с использованием донорских половых клеток; одиноким мужчинам; лицам с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией. Русская православная церковь усматривает под защитой автономии человека и репродуктивных прав человека новую форму богоборчества. Что же советует русское православие супружеским парам, страдающим бесплодием? Во-первых, принять со смирением свое бесчадие как особое жизненное призвание; во-вторых, учесть возможность усыновления (удочерения) ребенка по обоюдному согласию супругов; в-третьих, по мнению отца Балашова, нужно молиться, молиться. Помимо христиан, среди противников новых репродуктивных технологий мы видим активистов феминистского движения, некоторых психологов и юристов. Их аргументы требуют внимательного рассмотрения: - поскольку частота успешных исходов вспомогательных репродуктивных технологий невелика, постольку малоцелесообразно их широкое внедрение в практику; - широкое внедрение методов НРТ может привести к «манипулированию» с природой человека: выбор пола, гено- и фенотипических признаков, появление родительниц и матерей пожилого возраста; - врачи искусственно расширяют показания к применению НРТ с целью приобретения опыта и извлечения прибыли; - врачи используют организм женщины для лечения бесплодия мужского: вместо того, чтобы лечить бесплодие мужчин, привлекают для производства процедур вспомогательной репродукции женщин с «неустановленной причиной бесплодия», т.е. практически здоровых. Иудаизм одобряет, в принципе, оплодотворение «в пробирке», если сперма и яйцеклетка взяты от еврейской супружеской пары. Искусственное осеменение анонимным донором может привести к непреднамеренному инцесту. РЕПРОДУКТИВНЫЙ ВЫБОР Репродуктивный выбор – моральная автономия человека в вопросах планирования семьи, деторождения и сексуальной жизни. Моральная автономия осуществляется на индивидуальном уровне (одинокая женщина, супружеская пара). На макросоциологическом уровне моральная автономия приобретает черты стихийности, выражаемой в определенной тенденции. Социологические вопросы, проведенные в стране в начале XXI века, показали, что 72% опрошенных высказались за традиционную семью, 16% - за сожительство, 7% - за церковный брак, 5% - за вольную жизнь (Труд. 2003. 6 мая. С.2). Таким образом, несмотря на глубокие социальные, экономические, культурные сдвиги последнего десятилетия в России традиционные нормы нуклеарной семьи в представлениях, планах наших граждан еще сохраняются: за них высказались, в целом 79%, к этому можно прибавить и 16% тех, кто за сожительство, что в жизни чаще считается гражданским браком. Выявленные намерения относительно деторождения в опросах коррелируют с вышеприведенными результатами. 6% заявили о нежелании иметь детей вообще (см. выше: 5% - за вольную жизнь), 7% заявили о намерении иметь не менее четырех детей (см. выше: 7% - за церковный брак), 9% высказали намерение иметь одного ребенка, 48% - двух, 30% - трех детей. Таким образом, моральная автономия в вопросах деторождения (здесь речь идет о намерениях) приводит к тому, что лишь 37% опрошенных могут способствовать расширенному воспроизводству населения, 48% - простому воспроизводству. В реальности формы совместного проживания и количество детей в семьях отличаются от заявленных. Налицо противоречие между моральной автономией супружеской пары, отдельного человека и демографической ситуацией в целом. РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ Репродуктивное здоровье – способность человека производить потомство и вести сексуальную жизнь. РЕПРОДУКТИВНОЕ ПРАВО Репродуктивное право – совокупность принципов и гарантий, обеспечивающих репродуктивное здоровье человека (Конституция РФ, Ст.38,41; Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, СТ.35-37). |