Главная страница
Навигация по странице:

  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • ЧАСТЬ 1. НА ПОДХОДЕ К ТРЕНИНГУ Речевые недостатки

  • Примечание

  • Анатомия и физиология речевого аппарата

  • Физиологические свойства речевого голоса

  • Недостатки речевого голоса

  • Дыхание в воспитании речевого голоса

  • Сценр речь. мет. пособие Сценречь. Учебнометодическое пособие для студентов i курса очного и заочного отделений


    Скачать 132.99 Kb.
    НазваниеУчебнометодическое пособие для студентов i курса очного и заочного отделений
    АнкорСценр речь
    Дата21.12.2020
    Размер132.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламет. пособие Сценречь.docx
    ТипУчебно-методическое пособие
    #162703
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    Министерство культуры Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Самарская государственная академия культуры и искусств»

    Институт современного искусства и художественных коммуникаций

    Кафедра сценической речи и ораторского искусства


    Сценическая речь

    Учебно-методическое пособие

    для студентов I курса очного и заочного отделений

    специальности 070301.65 Актерское искусство


    Самара 2012

    СОДЕРЖАНИЕ
    Пояснительная записка …….…………………………………………………...3

    Ведение …………………………………………………………………………..4

    Часть 1. На подходе к тренингу

    Речевые недостатки ………………………………………………. ....7

    Анатомия и физиология речевого аппарата ………………………..8

    Физиологические свойства речевого голоса.

    Недостатки речевого голоса …………………………………….. ...10

    Дыхание в воспитании речевого голоса ……………………….. …11

    Резонирование и артикуляция в работе над воспитанием речевого голоса ……………………………………………………. ………….12

    Методика постановки гласных звуков ………………………… ….14

    Согласные звуки ………………………………………………….. ...17

    Нормы современного литературного произношения.

    Произношение гласных звуков………………………………….. …38

    Произношение согласных звуков .………………………………... 39

    Особенности русского ударения………………………...………….45

    Часть 2. Тренинг

    Разминка ………………………………………………..………….. 49

    Упражнения ………………………………………..………………. 53

    Заключение.. ...………………………………………………….……………... 79

    Список рекомендуемой и использованной литературы……………………..80

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Настоящее учебное пособие подготовлено для студентов первого курса по специальности «Актерское искусство». Его методической основой являются система К.С. Станиславского и экспериментальные разработки М. Чехова.

    Это пособие должно помочь студентам, начинающим свое обучение, получить необходимые теоретические знания об устройстве речевого аппарата, нормах русского литературного произношения, специфических особенностях сценической речи, а также, на практических и индивидуальных занятиях вместе с педагогом, совершенствовать и развивать свои речеголосовые возможности. Разумеется, в одно пособие невозможно вместить весь объем знаний по этому предмету: меняется время, меняются и методики. Однако какую бы методику ни избрал для себя преподаватель, главная цель обучения – овладение студентами «школой», фундаментом, необходимой техникой, которой должен быть оснащен будущий актер. Ведь только это дает ему право работать в профессиональном театре.

    В настоящее учебное пособие включены переработанные материалы классических учебных пособий по сценической речи, а так же новые материалы по данной дисциплине. В своей работе автор опирался не только на методическую литературу, но и на собственные практические знания и опыт коллег-педагогов, в особенности своего учителя, профессора СпбГАТИ, заслуженного деятеля искусств России, действительного члена Петровской Академии наук и искусств Ю.А. Васильева.

    Представленная в пособии методика формирует у студента профессиональную компетенцию – ПК-16 – «умение органично включать все возможности речи, ее дикционной, интонационно-мелодической и орфоэпической культуры, способность вести роль в едином темпо-ритмическом, интонационно-мелодическом и жанрово-стилистическом ансамбле с другими исполнителями».

    ВВЕДЕНИЕ
    «Слово дано человеку не для самоудовлетворения,

    а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той

    доли истины и вдохновения, которыми он обладает, другим

    людям»

    В. Короленко

    «Умен ты или глуп, велик ты или мал,

    не знаем мы, пока ты слова не сказал»

    Саади

    Как сделать так, чтобы речь, как один из основных элементов выразительности, не была бы бытовой, тусклой или, наоборот, декламативной, чтобы при естественном звучании (мягкой голосовой атаке) все-таки происходило высказывание, внятное, наполненное, эмоциональное. Этот вопрос во все времена интересовал теоретиков актерского мастерства.

    «Хорошие голоса в разговорной речи редки. Если же они и встречаются, то оказываются недостаточными по силе и диапазону. Даже хороший от природы голос следует развивать не только для пения, но и для речи», - писал Константин Сергеевич Станиславский1. Ту же мысль высказывал и Михаил Чехов: «Мертва современная сценическая речь. Ей надо дать подвижность, пластичность, красочность и музыкальность. Надо раскрыть глубокую лиричность гласных и поразительное художественное отображение внешнего мира, заложенное в согласных. Каждая отдельная буква (звук) таит в себе неисчерпаемые возможности художественной выразительности. Смысловой, интеллектуальный подход современного актера к слову, к сценической речи закрывает перед его сознанием особую жизнь звука (буквы) в слове… Тридцать шесть букв алфавита можно скомбинировать так, что из их комбинации возникает всего лишь газетный фельетон, но эти же тридцать шесть букв можно скомбинировать и так, что в результате возникает «Фауст» Гете! То же и с речью актера на сцене. Путем целой системы упражнений актер может достичь способности так доносить слова своей речи, что они сами по себе, независимо от интеллектуального значения слова, уже будут художественным произведением неотразимой красоты, силы и убедительности. Надо – по специальному точному методу – овладеть основными нюансами речи, из которых хлынет мощным потоком неисчислимое богатство оттенков, звучаний и интонаций. И тогда после многих, многих лет работы речь на сцене оживет и будет в состоянии служить огромным художественным задачам будущего театра». 2 И Станиславский, и М.Чехов говорили о том, что каждому актеру необходимо совершенствовать свою речь, приспосабливать процесс говорения под условия сцены, и что эта задача является одной из самых трудных.

    Действительно, работа над техникой речи – процесс трудоемкий и длительный, требующий осознанного отношения к занятиям, терпения и желания. Тренируя дыхание, работая над дикцией, развивая голосовой диапазон, необходимо помнить, что все это направлено на самое главное – донесение до зрителей всех нюансов движения мысли и чувства.

    В жизни мы не даем себе конкретного задания расслабиться, вдохнуть, выдохнуть. Это происходит естественно, как само собой разумеющееся. Однако актерская игра все-таки существенно отличается от жизни, несмотря на то, что тесно с нею связана. В этом методическом пособии предлагается особая методика работы, которая помогает живому, естественному, эмоциональному существованию актера на сцене, проживанию своей роли. Предложенные здесь тренинги способствуют концентрации внимания, развивают речевой слух, ритм, воображение и фантазию будущих актеров.

    Процесс обучения сценической речи должен быть творческим, а для этого необходимо полностью погружаться в предлагаемые обстоятельства, образы, соединять практические и художественные задачи в тренинге. Тренинг – это не случайный набор упражнений, а целый комплекс, включающий в себя: дыхание – дикцию – резонаторы и ритмическую настройку – подход к слову – подход к речевой фразе.

    Тренинг помогает будущему актеру преодолеть те трудности, о которых так ярко писал К.С.Станиславский: «Оглядываясь назад, я понял, что многие из прежних моих приемов игры или недостатков – напряжение тела, отсутствие выдержки, наигрыш, усталости, тик, трюки, голосовые фиоритуры, актерский пафос – появляются очень часто потому, что я не владею речью (голосом), которая должна дать то, что мне нужно и выразить то, что живет внутри3». Тренинг учит мотивировать рождение слова, что само по себе является необходимым фактором в актерской профессии. Об этом говорил М.Чехов: «Душа художника не терпит насилия над собой. Это знает, вероятно, всякий из вас. Ей нельзя приказать «люби», «страдай», «радуйся» или «ненавидь». Она остается глуха к приказаниям и не отзовется на насилие. Душу можно только увлечь. И вот система дает нам методы, с помощью которых можно увлечь душу и увлечь ее тем материалом, который изберет для себя художник [выделено нами]». 4

    Постараемся поэтапно проследить за этим процессом. Студенты приходят на первое занятие. Для многих из них ново само понятие дисциплины «сценическая речь». Они впервые слышат о том, что читать громко и выразительно – это еще не все, а точнее, совсем не то, чем должен быть оснащен будущий актер. Именно с этого момента начинается настоящая работа.


    ЧАСТЬ 1. НА ПОДХОДЕ К ТРЕНИНГУ

    Речевые недостатки

    Одним из первых шагов на пути к освоению сценической речи является то, что студент вместе с педагогом должен познакомиться со своими речевыми проблемами, профессиональными недостатками, которые на протяжении всех лет обучения станут их совместной борьбой и преодолением. Это может быть сигматизм или аффриката, «тсяканье» или говор, тусклый и слабый звук. Так или иначе, студент должен четко осознавать свои недостатки и неустанно работать над их исправлением.

    Познакомимся с основными видами функциональных нарушений дикции:

    • Сигматизм – недостатки произношения свистящих с-с', з-з', ц и шипящих (шипящий сигматизм) – ш, ж, ч, щ – звуков. Это один из самых распространенных видов нарушения произношения.

    • Ротапцизм (картавость) – недостатки произношения звуков р-р'.

    • Ламбдацизм – недостатки произношения звуков л и л'.

    • Тсяканье – дефект смягчения звука Т'.

    • Дзяканье – дефект смягчения звука Д'.

    Эти недостатки можно исправить при помощи:

    1. Комплекса упражнений, развивающих подвижность мышц речевого аппарата.

    2. Знания правил произнесения согласных звуков.

    3. Исправления личных недостатков произношения тех или иных согласных.

    4. Дикционного тренинга, с использованием сложных звукосочетаний и скороговорок.

    Примечание «Об осанке»

    Актеру необходимо следить за осанкой не только потому, что это производит лучший эстетический эффект. «Наш спинной хребет, который изгибается во все стороны, точно спираль, должен быть крепко посажен на таз. Надо, чтобы он был, как бы привинчен к нему в том месте, где начинается первый, самый нижний позвонок, - тогда верхняя часть туловища получает упор, центр тяжести, устойчивость и прямизну», - писал К.С.Станиславский. 5

    При сутулости мы сдавливаем диафрагму, и это не дает возможности для полноценного речевого дыхания. Однако, следя за осанкой, главное не «зажиматься». Проверяйте свободу шеи, плечевого пояса, рук. Помните, что любой психологический и мышечный зажим действует на голосовой аппарат. Поэтому старайтесь применять методы «косвенного воздействия» для расслабления мышц через физиологию и образное мышление, о которых будет идти речь ниже.

    Анатомия и физиология речевого аппарата

    Большое значение в системе голосообразования имеют знания об анатомии и физиологии речевого аппарата. Рассмотрим, как устроен наш речевой аппарат.

    Речевой аппарат – это совокупность органов речи, к которым относятся: губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма. На самом деле, от природы, никаких «органов речи» нет. Все перечисленные органы имеют прямые биологические функции как органы обоняния, вкуса, дыхания, приема и переработки пищи. Известный российский лингвист, Александр Александрович Реформатский писал: «Применение этих органов для производства звуков речи – всецело заслуга человечества, давшего им добавочную «культнагрузку».

    Речевой аппарат состоит из двух отделов – центрального и периферического.

    Центральный отдел – это головной мозг, т.е. отдел управления и регулирования звуковой речи.

    Периферический (исполнительный) отдел состоит из трех систем:

    1. Дыхательная

    В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Это – поставщик воздуха для звукообразования, поскольку речевые звуки с физической точки зрения есть не что иное, как механические колебания выдыхаемого воздуха различной частоты и силы.

    1. Голосовая

    Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми связками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу. У мужчин гортань крупнее, а голосовые складки длиннее и толще, чем у женщин. Голосовые связки своей массой почти полностью застилают просвет гортани, оставляя сравнительно узкую голосовую щель. Сверху гортань переходит в глотку, снизу – в дыхательное горло (трахею).

    1. Артикуляционная

    Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные – неподвижными. Главным органом артикуляции является язык. Язык – массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя фиксирована и носит название корня языка. В подвижной части языка различают кончик, передний край (лезвие), боковые края и спинку. Сложно переплетенная система мышц языка, разнообразие точек их прикрепления, обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и степень напряжения языка. Это играет большую роль в процессе произношения звуков речи, так как язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому нёбу, альвеолам. Артикуляция и состоит в том, что перечисленные органы образуют щели, или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к нёбу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам. Формирование речевых звуков в значительной мере зависит и от артикуляции губ, обеспечиваемой частью аппарата лицевых мышц.

    Физиологические свойства речевого голоса

    Физиологическими свойствами речевого голоса называют те явления, которые вызывают в органах слуха соответствующие ощущения. К ним относятся:

    1. Сила речевого голоса. Регулируется и зависит от напора выдыхаемого воздуха, силы смыкания и амплитуды голосовых складок. Значительное влияние на силу речевого голоса оказывают и резонаторные полости речевого аппарата, которые усиливают звук.

    2. Тембр речевого голоса. Зависит от анатомического устройства речевого аппарата и умения пользоваться резонаторными полостями. Индивидуальный тембр голоса определяется, прежде всего, особенностями строения и функции гортани отдельного человека. Размеры гортани и голосовых складок, мощность мускулатуры гортани, тонус ее мышц, как и мышц дыхательного аппарата и, наконец, смыкание связок – все это создает неповторимые индивидуальные отличия одного голоса от другого.

    3. Высота речевого голоса. Зависит от частоты колебания голосовых складок, получивших импульс от центральной нервной системы. Изменение высоты речевого голоса обеспечивается работой мышечного аппарата.

    4. Диапазон (объем голоса). Зависит от количества речевых тонов. Он может увеличиваться в процессе правильной тренировки.

    Недостатки речевого голоса

    Афония – отсутствие звучности голоса при сохранении шепотной речи. Вызвано заболеванием гортани или неправильным воспитанием речевого голоса.

    Дисфония – частичное расстройство голоса, т.е. потеря его звучности. В отличие от афонии речевой голос сохраняется, но звучит слабо, хрипло дрожит, срывается.

    Фонастения – повышенная утомляемость речевого аппарата. Неприятные ощущения в речевом аппарате во время речи.

    Псевдофонастения – прерывистый речевой голос, возникающий от волнения, чаще у актеров, не овладевших навыками постановки голоса.

    Голосовые навыки могут быть органического происхождения – искривленная носовая перегородка, низкое твердое небо, раннее курение, перегрузки голосового аппарата.

    Дыхание в воспитании речевого голоса

    Дыхание – это жизнь.

    Аристотель
    От силы подскладочного давления, которое образуется при выдохе, зависит амплитуда голосовых связок. Дыхание поднимает тонус внутренних мышц гортани, определяет интенсивность голоса и, в какой-то мере, его тембр. Выдыхаемый воздух, собирающийся под закрытой голосовой щелью, производит давление на многочисленные окончания чувствительных нервов, подходящих к слизистой оболочке подсвязочного пространства. Таким образом, выдыхаемый воздух является не только средой, в которой происходят колебания голосовых складок, но также одновременно и раздражителем для периферических рецепторов голосового аппарата. Правильное и рациональное использование речевого дыхания способствует нормальному протеканию жизненных процессов в организме, снимает утомление (как общее, так и речевого аппарата), способствует развитию голосового аппарата актера.

    Дыхание может помочь приобрести в речевом голосе яркость, легкость, округлость, полетность, владение голосовыми регистрами.

    Особенности физиологического и речевого дыхания

    Когда человек молчит, находится в состоянии покоя, задача дыхания заключается в вентиляции легких. Такое дыхание, не связанное с речью и голосообразованием, принято называть газообменным или физиологическим.

    При дыхании во время речи к функции газообмена присоединяется голосовая деятельность, т.е. вовлекается голосовой аппарат. Такое дыхание называется фонационным, т.е. участвующим в образовании голоса.

    Типы дыхания, наблюдаемые в жизни и их краткая характеристика:

    1. Грудное дыхание, при котором вдох происходит за счет поднятия верхней и средней части грудной клетки;

    2. Брюшное дыхание, при котором дыхательные движения совершаются в нижних отделах грудной клетки;

    3. Смешанное, диафрагматическое дыхание – наблюдается у людей с хорошей осанкой.

    При обучении сценической речи важно овладеть именно диафрагматическим типом дыхания. Для этого существуют специальные упражнения. При их выполнении формируется умение пользоваться «дыхательной установкой» - особым телесным ощущением, напряжением в определенной группе мышц (мускулатуре живота, спины, межреберной мускулатуре).
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта