Главная страница

еееее. Учебнометодическое пособие к лабораторнопрактическим занятиям по дисциплине Введение в информационные технологии для студентов направления подготовки 44. 03. 04 Профессиональное обучение всех форм обучения


Скачать 1.6 Mb.
НазваниеУчебнометодическое пособие к лабораторнопрактическим занятиям по дисциплине Введение в информационные технологии для студентов направления подготовки 44. 03. 04 Профессиональное обучение всех форм обучения
Анкореееее
Дата30.11.2021
Размер1.6 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаVvedenie_v_IT (1).docx
ТипУчебно-методическое пособие
#286923
страница31 из 31
1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31

Технические средства реализации информационных процессов

А

АРИФМЕТИЧЕСКО-ЛОГИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО (АЛУ) (англ. arithmetic and logic unit, ALU) – блок процессора, который служит для выполнения арифметических и логических преобразований над словами, называемыми в этом случае операндами.

АНАЛОГОВЫЙ СИГНАЛ – сигнал, величина которого непрерывно изменяется во времени (амплитуда, частота либо фаза).

АДАПТЕР (adapter) – устройство сопряжения между собой устройств с различным способом представления данных.

АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА (hardware) – комплекс аппаратуры, входящий в состав вычислительной системы.

В

Видеоадаптер – плата расширения, являющаяся неотъемлемой частью видеосистемы компьютера.

ВИНЧЕСТЕР (winchester disk) – дисковод, носителем информации которого является магнитный диск, выполненный на жесткой основе.

ВНЕШНЯЯ ПАМЯТЬ – автономной память компьютера, предназначенная для длительного хранения информации.

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА – раздел, в котором разрабатываются общие принципы построения вычислительных систем.

Г

ГНЕЗДО РАСШИРЕНИЯ – гнездо для размещения и подключения платы расширения к системной шине.

ГРАФОПОСТОИТЕЛЬ (plotter) – устройство, предназначенное для вывода графической информации на бумагу.

Д

ДИСК – отформатированная для определенной файловой системы область хранения данных.

ДИСКОВОД (disk drive) – устройство, производящие запись или считывание информации с диска, являющегося носителем информации внешней памяти.

ДИСПЛЕЙ (display) – устройство визуальной связи пользователя с системой обработки данных, имеющее экран и средства представления на нём данных в форме удобной для пользователя.

Ж

ЖЕСТКИЙ ДИСК – устройство, содержащее одну или несколько жестких пластин, покрытых магнитным материалом, на который могут быть записаны (или считаны) данные при помощи магнитных головок.

З

ЗВУКОВАЯ ПЛАТА – плата расширения для персональных компьютеров, обеспечивающая возможность записи и воспроизведения звука.

К

КЛАСТЕР – в запоминающих устройствах – минимальный объем дискового пространства, который может быть выделен для размещения файла.

КОНТРОЛЛЕР (controller) – устройство сопряжения процессора и периферийного устройства ЭВМ.

М

МАГИСТРАЛЬ (imlbus) – см. ШИНА.

МИКРОПРОЦЕССОР (microprocessor) – процессор, выполненный на одном кристалле, т.е. на одной микросхеме.

МИКРОСХЕМА (microcircuit) – микроэлектронное изделие, имеющее большую плотность электрически соединённых на поверхности кристалла полупроводника элементов.

МОДЕМ (modem (МОдулятор–ДЕМодулятор)) – устройство, обеспечивающее связь компьютеров по телефонным линиям.

МОНИТОР (monitor) – программа, которая наблюдает, проверяет, контролирует и регулирует правильность выполнения операций процессором.

МЫШЬ (mouse) – манипулятор, функционирующий в результате перемещения его по плоскости.

Н

НАКОПИТЕЛЬ – подключаемое к компьютеру устройство хранения данных.

О

ОПЕРАТИВНОЕ ЗАПОМИНАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО (random access memory (ОЗУ , RAM)) – запоминающее устройство, обеспечивающее бесперебойную работу процессора. Предназначено для хранения промежуточных данных работы процессора.

ОСНОВНАЯ ЗАГРУЗОЧНАЯ ЗАПИСЬ – первый сектор на жестком диске, с которого начинается процесс загрузки компьютера. Основная загрузочная запись содержит таблицу разделов для диска и небольшой исполняемый код, называемый основным загрузочным кодом.

П

ПЕРИФЕРИЙНОЕ УСТРОЙСТВО – устройство (такое как дисковый накопитель, принтер, модем или джойстик), подключенное к компьютеру и управляемое процессором компьютера.

ПЛАТА РАСШИРЕНИЯ (Expansions Card) – печатная плата с краевым разъемом, устанавливаемая в слот расширения.

ПЛОТТЕР – устройство, используемое для печати диаграмм, схем, графиков и т. п.

ПОРТ USB – интерфейс компьютера, позволяющий подключать устройства USB (Universal Serial Bus).

ПОРТ – разъем, к которому подключаются устройства, передающие данные с компьютера и на него.

ПОСТОЯННОЕ ЗАПОМИНАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО (read only memory (ПЗУ, ROM) – запоминающее устройство с неизменяемой в процессе работы компьютера информацией. Предназначено для первоначального запуска компьютера.

ПРИНТЕР (printer) – устройство вывода информации на бумагу.

ПРОЦЕССОР (processor) – устройство компьютера, выполняющее операции обработки данных.

С

СБОЙ (failure) – непредвиденный отказ оборудования, программы или системы.

СБРОС (reset) – приведение системы в исходное состояние.

СВЕТОВОЕ ПЕРО (light pen) – манипулятор, позволяющий снимать координаты любой точки экрана дисплея и вводить их в ЭВМ с одновременным отображением на экране вводимой информации.

СЕТЕВЫЕ КАРТЫ – посредник между компьютером и сетью, передают сетевые данные по системе шин к процессору или оперативной памяти сервера или рабочей станции.

СИСТЕМНЫЙ ДИСК (system disk) – диск, содержащий файлы ядра операционной системы и позволяющий процессору загружать это ядро в оперативную память.

СИСТЕМНАЯ ПЛАТА (System Board), или материнская плата (Mother Board) – основная печатная плата компьютера, на которой размещают все главные компоненты.

СКАНЕР (scanner) – устройство ввода графической информации в компьютер.

СЛОТ (Slot) – щелевой разъем, в который устанавливается какая–либо печатная плата.

СОКЕТ (Socket) – гнездо, в которое устанавливают микросхемы со штырьковыми выводами. ZIP–Socket имеет замок, открыв который, можно установить или изъять микросхему.

СТРИМЕР (strimmer) – запоминающее устройство, сменным носителем информации которого является магнитная лента.

У

УСТРОЙСТВО – любое оборудование, которое может быть подсоединено к локальной сети или компьютеру, например: компьютер, принтер, джойстик, адаптер, модем или другая периферия. Для работы устройства под управлением Windows, как правило, необходим драйвер.

Ч

ЧИП (Chip) – полупроводниковая микросхема, причем неявно подразумевается ее функциональная сложность.

ЧИПСЕТ – набор микросхем в составе персонального компьютера, управляющих его центральным микропроцессором, оперативной памятью и постоянным запоминающим устройством, кэш-памятью, системными шинами и интерфейсами передачи данных, а также рядом периферийных устройств.

Ш

ШИНА (common bus) – группа линий передачи информации, объединённой общим функциональным признаком. (шина данных, шина адресов, общая шина)

Я

ЯЧЕЙКА (cell) – минимальная адресуемая область оперативной памяти.

Программные средства реализации информационных процессов

А

АВТОРИЗАЦИЯ – процесс определения прав пользователя в системе или сети.

АРХИВАТОР – программа сжатия текстовых, графических и иных файлов.

АНТИВИРУС (antivirus) – программа обнаруживающая и удаляющая вирусы.

Б

БАЗОВАЯ СИСТЕМА ВВОДА–ВЫВОДА – набор базовых программ для проверки оборудования во время запуска, для загрузки операционной системы, а также для поддержки обмена данными между устройствами. Базовая система ввода-вывода хранится в постоянном запоминающем устройстве (ПЗУ), благодаря чему ее программы могут быть выполнены при включении компьютера.

В

ВАКЦИНЫ (ИММУНИЗАТОРЫ) – резидентные программы, предотвращающие заражение файлов.

ВИРУС (virus) – специальная программа, способная самопроизвольно присоединятся к другим программам (т.е. „заражать" их) и при запуске последних нарушать их работу.

ВИРУС-КОМПАНЬОН – вирус, исполняемый файл которого имеет то же имя, что и приложение, но другое расширение.

ВИРУС-НЕВИДИМКА – файловый вирус, остающийся "невидимым" для антивирусных программ.

ВИРУСЫ-«ЧЕРВИ» (worm) – вариант компаньон-вирусов. «Черви» не связывают свои копии с какими–то файлами.

Г

ГРАФИЧЕСКИЙ РЕЖИМ – режим отображения, в котором линии и символы на экране воспроизводятся поточечно. В графическом режиме изображения создаются посредством объединения точек в фигуры, такие как стрелочный указатель мыши.

Д

ДИАЛОГОВОЕ ОКНО – вспомогательное окно, содержащее кнопки и другие элементы управления, при помощи которых можно выполнить ту или иную команду, или задачу.

ДИСПЕТЧЕР ЗАДАЧ – приложение Windows, предоставляющее сведения о программах и процессах, выполняемых на компьютере.

ДРАЙВЕР (driver) – программа, обеспечивающая взаимодействие программного обеспечения компьютера с конкретным физическим или логическим устройством.

З

ЗАГРУЗОЧНЫЙ СЕКТОР РАЗДЕЛА – часть раздела жесткого диска, содержащая сведения о файловой системе диска и короткую программу на машинном языке, предназначенную для загрузки операционной системы.

И

ИНСТАЛЯЦИЯ (installation) – процесс установки программы.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ – программное обеспечение, используемое в ходе разработки, корректировки или развития других программ: редакторы, компиляторы, отладчики, вспомогательные системные программы, графические пакеты и др.

ИНТЕРАКТИВНЫЙ (interactive) – режим, предполагающий обмен запросами, командами, ответами между пользователем и программой в процессе её выполнения.

ИНТЕРФЕЙС (interface) – совокупность программно–аппаратных и субъектных средств, обеспечивающих непосредственное взаимодействие составных элементов системы.

ИНТЕРФЕЙС ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ (the interface of the user) – способ взаимодействия человека с программой и программы с человеком.

К

КОНСОЛЬ (console) – устройство обеспечивающее взаимодействие пользователя с операционной системой.

КОРЗИНА – место хранения удаленных файлов в операционной системе. С помощью корзины можно восстановить файлы, удаленные по ошибке, либо освободить место на диске, очистив ее содержимое.

КУРСОР (cursor) – специальный символ или знак, высвечиваемый в том месте экрана где будет выводится очередной печатаемый символ или указывающий на какой-либо пункт меню.

М

МАКРО-ВИРУСЫ – вирусы этого семейства используют возможности макроязыков (таких как Word Basic), встроенных в системы обработки данных (текстовые редакторы, электронные таблицы и т. д.).

МЕНЮ (menu) – отображаемый на экране список команд, сообщений, вопросов и вариантов ответов, из которых пользователь выбирает необходимый, вводя его номер, букву или указывая на него курсором.

О

ОБОЛОЧКИ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ – программы, обеспечивающие более удобный и наглядный способ общения с компьютером.

ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА (operational system) – совокупность программ, дополняющая аппаратные средства компьютера и облегчающая пользователю управление работой ЭВМ с помощью соответствующих команд.

ОПТИМИЗАЦИЯ (optimization) – процесс настройки программы или устройства компьютера на максимальную эффективность работы.

П

«ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ» ВИРУСЫ – все вирусы, которые при распространении своих копий обязательно изменяют содержимое дисковых секторов или файлов.

«ПОЛИМОРФИК» – вирусы (самошифрующиеся, или вирусы - призраки) - достаточно труднообнаруживаемые вирусы, не содержащие ни одного постоянного участка кода.

ПРИКЛАДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ – прикладная программа или приложение, предназначенное для выполнения определенных пользовательских задач и рассчитаное на непосредственное взаимодействие с пользователем.

ПРИЛОЖЕНИЕ (application) – программа, специально созданная для работы под управлением конкретной операционной системы.

ПРОГРАММА – полный, самодостаточный набор компьютерных инструкций, обеспечивающий выполнение конкретной задачи, такой как редактирование текста, бухгалтерский учет или управление данными. Программы называются также приложениями.

ПРОГРАММНЫЙ ИНТЕРФЕЙС (the program interface) – способ взаимодействия программ между собой.

ПРОГРАММНО–АППАРАТНЫЙ ИНТЕРФЕЙС (the hardware - software interfase) – способ взаимодействия программ и устройств компьютера между собой.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (software) – совокупность программ, обеспечивающих полноценную работу ЭВМ.

ПРОГРАММНЫЕ КОМПОНЕНТЫ – программы сетевого обмена, реализующие сетевые протоколы, кодирование-декодирование сообщений и др.

ПРОТОТИП (prototype) – минимальная версия системы, используемая для разработки полной версии.

Р

РЕСТАРТ (restart) – повторный запуск программы или системы.

С

СЕТЕВЫЕ ЧЕРВИ – вирусы, которые распространяются в компьютерной сети и, так же, как и компаньон-вирусы, не изменяют файлы или секторы на дисках.

СИСТЕМНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ – совокупность программ и программных комплексов для обеспечения работы компьютера и вычислительных сетей.

Т

ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР – вид прикладной компьютерной программы, предназначенной для производства (включая набор, редактирование, форматирование, иногда печать) любого вида печатной информации.

ТЕКСТОВЫЙ РЕЖИМ – режим отображения, в котором монитор может воспроизводить буквы, числа и другие текстовые знаки, но не графические изображения и начертание знаков, такое как курсив, верхний индекс и т.п.

ТИП ФАЙЛА (РАСШИРЕНИЕ) – характеристика назначения файла. Тип файла определяет программу, например Microsoft Word, используемую для открытия данного файла.

ТРОЯНСКИЙ КОНЬ – программа, имитирующая другую программу при попытке получить данные.

У

УТИЛИТА (utility) – программа, входящая в состав операционной системы, и предназначенная для обслуживания и оптимизации работы как компьютера, так и самой операционной системы.

Ф

ФАЙЛ ПОДКАЧКИ – скрытый файл на жестком диске, используемый операционной системой для хранения частей программ и файлов данных, не помещающихся в оперативной памяти.

ФАЙЛОВАЯ СИСТЕМА – общая структура, определяющая в операционной системе наименование, сохранение и размещение файлов. Различными типами файловых систем являются системы NTFS, FAT и FAT32.

ФРАГМЕНТАЦИЯ – разбиение файла на несколько частей, хранящихся в разных областях диска.

Э

ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА – система искусственного интеллекта, включающая знания об определенной слабо структурированной и трудно формализуемой узкой предметной области и способная предлагать и объяснять пользователю разумные решения.

A

ADOBE PHOTOSHOP – профессиональный редактор графических изображений, предназначенный для создания и обработки документов растровой графики.

C

CORELDRAW – векторный графический редактор, разработанный компанией Corel.

H

HTML (ЯЗЫК ГИПЕРТЕКСТОВОЙ РАЗМЕТКИ) – язык разметки, применяемый для создания независящих от платформы гипертекстовых документов.

M

MICROSOFT WORD – текстовый процессор, предназначенный для создания, просмотра и редактирования текстовых документов, с локальным применением простейших форм таблично–матричных алгоритмов.

MICROSOFT EXCEL – программа для работы с электронными таблицами, созданная корпорацией Microsoft для Microsoft Windows и Mac OS.

MICROSOFT POWERPOINT (полное название – Microsoft Office PowerPoint) – программа для создания и проведения презентаций, являющаяся частью Microsoft Office и доступная в редакциях для операционных систем Microsoft Windows и Mac OS.

MICROSOFT OUTLOOK – персональный информационный менеджер с функциями почтового клиента компании Майкрософт, входящий в пакет офисных программ Microsoft Office.

S

SQL – (англ. Structured Query Language «язык структурированных запросов») универсальный компьютерный язык, применяемый для создания, модификации и управления данными в реляционных базах данных.

Модели решения функциональных и вычислительных задач

А

АНАЛОГ (analog) – объект сходный с другим объектом в каком-либо отношении.

Б

БЕЛЫЙ ЯЩИК (white box) – устройство, внутреннее содержание и структура работы которого известны полностью.

В

ВЕРБАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ – информационная модель в мысленной или разговорной форме.

З

ЗНАКОВАЯ МОДЕЛЬ – информационная модель, выраженная специальными знаками, т. е. средствами любого формального языка.

И

ИГРОВЫЕ МОДЕЛИ – это военные, экономические, спортивные, деловые игры.

ИЕРАРХИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДАННЫХ – логическая модель данных в виде древовидной структуры.

ИМИТАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ – модели, которые не просто отражают реальность с той или иной степенью точности, а имитируют ее.

К

КОПИЯ (copy) – понятие полностью повторяющее содержимое оригинала.

М

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАЧИ – определение состава и характера исходных данных, результатов, записи условия задачи с помощью математических обозначений.

МОДЕЛИРОВАНИЕ – построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений и конструируемых объектов.

МОДЕЛЬ – создаваемое человеком подобие изучаемых объектов: макеты, изображения, схемы, словесные описания, математические формулы, карты и т.д.

МОДЕЛЬ ДАННЫХ – это совокупность структур данных и операций их обработки.

Н

НАСЛЕДОВАНИЕ – свойство объекта, заключающееся в том, что характеристики одного объекта (объекта-предка) могут передаваться другому объекту (объекту-потомку) без их повторного описания.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ – модели, используемые для исследования процессов и явлений.

О

ОБЪЕКТ – предмет, явление, процесс или их отдельные стороны, существующие в реальной действительности, на которые направлена деятельность, мысль, чувство и т.д.

ОПЫТНЫЕ МОДЕЛИ – это уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта.

Р

РЕЛЯЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ДАННЫХ – разработанная Э.Коддом в 1970 г. логическая модель данных, описывающая: структуры данных в виде (изменяющихся во времени) наборов отношений. теоретико-множественные операции над данными: объединение, пересечение, разность и декартово произведение. специальные реляционные операции: селекция, проекция, соединение и деление. специальные правила, обеспечивающие целостность данных.

С

СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ ДАННЫХ – логическая модель данных в виде произвольного графа.

У

УЧЕБНЫЕ МОДЕЛИ – это наглядные пособия, различные тренажеры, обучающие программы.

Ч

ЧЁРНЫЙ ЯЩИК (black box) – устройство, информация о внутренней структуре и содержании которого полностью отсутствует, но зато известны входные и выходные данные.

Основы алгоритмизации

А

АЛГОРИТМ (algorithm) – это понятное и точное указание данному исполнителю совершить действия в определённой последовательности, направленной на решение поставленной задачи или на достижение указанной цели.

Б

БЛОК–СХЕМА – распространенный тип схем, описывающий алгоритмы или процессы изображением шагов в виде блоков различной формы, соединенных между собой стрелками.

В

ВЕТВЛЕНИЕ – структура, обеспечивающая выбор между двумя альтернативами.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ (ПРОЦЕДУРЫ) – алгоритмы, ранее разработанные и целиком используемые при алгоритмизации конкретных задач.

Л

ЛИНЕЙНЫЙ АЛГОРИТМ (linear algorithm) – алгоритм, команды которого выполняются строго одна за другой (линейно) и каждая команда выполняется только один раз.

П

ПАРАМЕТР ЦИКЛА – переменная порядкового типа, через которую идет отсчет количества повторов.

Р

РАЗВЕТВЛЯЩИЙСЯ АЛГОРИТМ – алгоритм, в котором есть некоторое условие. В зависимости от того, выполняется это условие или нет, будет совершаться одна либо другая последовательность команд.

РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ – четкая установленная последовательность действий, записанная в виде текстуального, графического или формального языка с помощью математических описаний.

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ – установление зависимости всех искомых результатов от исходных данных, указание методов получения результатов, которые могут быть реализованы на ЭВМ.

Ц

ЦИКЛИЧЕСКИЙ АЛГОРИТМ (cyclic algorithm) – алгоритм, в котором одна и та же последовательность команд будет совершаться несколько раз или ни разу, пока выполняется условие цикла.

ЦИКЛ – последовательность операторов, которая выполняется более одного раза.

Э

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ АЛГОРИТМЫ – алгоритмы, в которых достижение конечного результата программы действий однозначно не предопределено, так же как не обозначена вся последовательность действий, не выявлены все действия исполнителя.

Локальные и глобальные сети ЭВМ. Защита информации в сетях

А

АБОНЕНТСКАЯ СИСТЕМА – система оборудования конечного пользователя сети, включающая сетевой компьютер вместе с периферийными средствами ввода–вывода и программным обеспечением средств связи с коммуникационной подсетью компьютерной сети, выполняющие прикладные процессы.

АДМИНИСТРАТОР – пользователь, ответственный за настройку и управление контроллерами домена и локальными компьютерами, ведение учетных записей пользователей и групп, присвоение паролей и разрешений, а также помогающий пользователям работать в сети.

АДРЕС URL – адрес, однозначно определяющий ресурс в Интернете.

Б

БЕСПРОВОДНАЯ СВЯЗЬ – Связь между компьютером и другим компьютером или устройством без использования кабелей.

БРАНДМАУЭР – сочетание программного и аппаратного обеспечения, образующее систему защиты, как правило, от несанкционированного доступа из внешней глобальной сети во внутреннюю сеть (интрасеть).

В

ВЕБ-СЕРВЕР – компьютер, обслуживаемый системным администратором или поставщиком услуг Интернета (ISP) и предназначенный для обработки запросов клиентских обозревателей.

ВИТАЯ ПАРА – два изолированных (медных) проводника, скрученные один относительно другого.

Г

ГИПЕРССЫЛКА – цветной и подчеркнутый текст или рисунок, позволяющий перейти к файлу, месту в файле, HTML-странице в интернете или интрасети.

ГЛОБАЛЬНАЯ СЕТЬ – коммуникационная сеть, соединяющая географически удаленные компьютеры, принтеры и другие устройства. Глобальная сеть позволяет соединенным устройствам взаимодействовать друг с другом.

Д

ДОМЕНЫ ВЕРХНЕГО УРОВНЯ – доменные имена, расположенные на первом уровне сразу за точкой (.) пространства имен DNS.

И

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – свойство компьютерной сети противодействовать попыткам нанесения ущерба владельцам и пользователям сети при различных умышленных и неумышленных воздействиях на нее.

К

КЛИЕНТ – любой компьютер или программа, подключающиеся к службам другого компьютера или программы. КОНЦЕНТРАТОР – оборудование для интеграции устройств в сеть. КОАКСИАЛЬНЫЙ КАБЕЛЬ – кабель, состоящий из проводника, проходящего по центру, окруженного слоем изоляции и трубчатым покрытием.

КОЛЬЦЕВАЯ ТОПОЛОГИЯ – сетевая топология, при которой компьютеры соединяются последовательно и последний дополнительно соединен с первым.

КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОДСЕТЬ, ИЛИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА (ТКС) – совокупность физической среды передачи информации, аппаратных и программных средств, обеспечивающих взаимодействие абонентских систем.

КОНЦЕНТРАТОР (хаб) – сетевое устройство, предназначенное для объединения нескольких устройств Ethernet в общий сегмент сети.

КОМПЬЮТЕРНАЯ СЕТЬ – совокупность узлов (компьютеров, терминалов, периферийных устройств), имеющих возможность информационного взаимодействия друг с другом с помощью специального коммуникационного оборудования и программного обеспечения.

Л

ЛОГИЧЕСКАЯ ТОПОЛОГИЯ СЕТИ – способ и последовательность передачи данных между сетевыми устройствами.

М

МАРШРУТИЗАТОР – устройства, обеспечивающие совместимость локальных и глобальных сетей, а также возможность соединения локальных сетей, имеющих разную топологию.

МАРШРУТИЗАЦИЯ – процесс пересылки пакетов через объединенную сеть от узла–источника к узлу-получателю.

МОДЕЛЬ OSI – концептуальная семиуровневая модель, состоящая из приложения, представления, сеанса, транспорта, сети, канала данных и физических уровней. Сетевая модель, предложенная международной организацией по стандартам (ISO) для обеспечения возможности взаимодействия между поставщиками.

МОДЕМ (модулятор/демодулятор) – устройство, которое позволяет передавать и принимать компьютерную информацию по телефонной линии.

О

ОПТОВОЛОКОННЫЙ РАСПРЕДЕЛЕННЫЙ ИНТЕРФЕЙС ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ (FDDI) – сетевая архитектура высокоскоростной передачи данных по оптоволоконным линиям, основанная на топологии резервированного двойного кольца с подсоединяемыми деревьями.

П

ПРОТОКОЛ – набор правил и соглашений для передачи данных по сети.

ПРОТОКОЛ FTP – один из протоколов TCP/IP, используемый для копирования файлов с одного компьютера на другой через Интернет.

ПРОТОКОЛ IP – маршрутизируемый протокол семейства TCP/IP, отвечающий за IP-адресацию, маршрутизацию, а также за разбиение на сегменты и повторную сборку пакетов IP.

ПРОТОКОЛ POP3 – популярный протокол для получения сообщений электронной почты.

ПРОТОКОЛ SMTP – компонент набора протоколов TCP/IP; этот протокол управляет обменом сообщениями электронной почты между агентами передачи сообщений.

ПРОТОКОЛ SSL – открытый стандарт для создания безопасных каналов подключения, предотвращающих утечку важных конфиденциальных сведений, таких как номера кредитных карт.

ПРОТОКОЛ TELNET – TCP/IP-протокол для доступа к удаленному компьютеру и обработки данных на нем.

ПРОТОКОЛ TCP – протокол управления передачей (Transmission Control Protocol).

ПРОТОКОЛ TCP/IP – набор широко используемых в Интернете сетевых протоколов, поддерживающий связь между объединенными сетями, состоящими из компьютеров различной архитектуры и с разными операционными системами. Протокол TCP/IP включает в себя стандарты для связи между компьютерами и соглашения о соединении сетей и правилах маршрутизация сообщений.

ПРОТОКОЛ VOIP – метод передачи речи по локальным и глобальным сетям, а также по Интернету при помощи пакетов TCP/IP.

Р

РЕПИТЕР – повторитель, или усилитель, мощности используется для увеличения длины сегмента.

С

СЕРВЕР (server) – ЭВМ, включённая в локальную сеть и управляющая пользованием периферийными устройствами другими компьютерами, включёнными в локальную сеть.

СЕТЕВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – это согласованный набор стандартных протоколов и реализующих их программно-аппаратных средств (например, сетевых адаптеров, драйверов, кабелей и разъемов), достаточный для построения вычислительной сети.

СЕТЕВОЙ АДАПТЕР – устройство, служащее для подключения компьютера к локальной сети.

СТЕК – это набор взаимодействующих протоколов.

СЕРТИФИКАТ – цифровой документ, широко используемый для проверки подлинности и безопасного обмена данными в открытых сетях, таких как Интернет, экстрасети и интрасети. Сертификат связывает открытый ключ с объектом, хранящим соответствующий закрытый ключ.

СЕТЬ – группа компьютеров и других устройств, таких как принтеры и сканеры, соединенных линиями связи, позволяющими всем устройствам взаимодействовать друг с другом.

СИСТЕМА ДОМЕННЫХ ИМЕН (DNS) – иерархическая распределенная база данных, содержащая сопоставления доменных имен DNS с различными типами данных, таких как IP-адреса.

Т

ТЕРМИНАТОР – устройство, предназначенное для гашения отражения сигнала от концов линии связи (заглушка).

ТОПОЛОГИЯ СЕТИ – это конфигурация графа, вершинам которого соответствуют компьютеры сети (иногда и другое оборудование, например концентраторы), а ребрам – физические связи между ними.

ТРАНСИВЕР – устройство, используемое для соединения линий связи разных типов, например, для присоединения «тонкого коаксиала» к «толстому» или к спутниковому каналу связи.

ТРАФИК (traffic) – обмен информацией по сети двумя компьютерами.

Ф

ФИЗИЧЕСКАЯ ТОПОЛОГИЯ СЕТИ – способ, которым сетевые устройства получают доступ к среде передачи информации.

Ш

ШЛЮЗ – устройство, соединяемое с несколькими физическими сетями TCP/IP и обеспечивающее маршрутизацию и доставку пакетов IP между этими сетями. Шлюзы выполняют трансляцию между различными транспортными протоколами и форматами данных (например, IPX и IP) и обычно добавляются в сеть в основном для поддержания возможности трансляции.

Я

ЯЧЕИСТАЯ ТОПОЛОГИЯ СЕТИ – сетевая топология, в которой к любому узлу ведут два или более маршрутов.

E

E–MAIL – сокр., электронная почта.

ETHERNET – технология построения локальной вычислительной сети на основе коаксиального кабеля.

G

GIGABIT ETHERNET – стандарт объединения компьютеров в вычислительную сеть со скоростью передачи данных 1 Гбит/с.

I

IP-АДРЕС – уникальный адрес компьютера в сети Интернет, имеющий длину 4 байта.

ISDN (Integrated Services Digital Network) – цифровая сеть с интеграцией услуг.

L

LAN – локальная вычислительная сеть.

N

NETWORK (сеть) – две и более машин, соединенные вместе с целью обмена данными.

Технологии программирования. Языки программирования высокого уровня

А

АЛФАВИТ (alphabet) – упорядоченный определённым образом набор символов, из которых можно составлять слова и фразы данного языка.

АТРИБУТ (attribute) – признак, содержащий одну из характеристик данной величины.

Б

БЕЗУСЛОВНЫЙ ПЕРЕХОД – конструкция, при которой выполнение команд определяется вне зависимости от каких–либо условий.

БИБЛИОТЕКА (library) – совокупность программ, организованная определенным образом.

В

ВЫРАЖЕНИЕ – конструкция на языке программирования, предназначенная для выполнения вычислений.

И

ИНКАПСУЛЯЦИЯ – сокрытие внутренней структуры данных и реализации методов объекта от остальной программы.

ИНТЕРЛИНЬЯЖ – расстояние между базовыми линиями двух соседних строк.

ИНТЕРПРЕТАТОР (interpreter) – транслятор, последовательно (по одной команде) переводящий команды программы, написанной на языке высокого уровня, в команды машинного языка и выполняющий каждую команду сразу после перевода.

К

КЛАСС ОБЪЕКТОВ – совокупность объектов, обладающих одинаковыми свойствами и поведением.

КОМАНДА (command) – мнемонический набор символов, задающий тип операции, подлежащей выполнению процессором, а также участвующие в операции данные.

КОММЕНТАРИИ – пояснительный текст, который можно записывать в любом месте программы.

КОМПИЛЯТОР (compiler) – транслятор, преобразующий целиком программу, написанную на языке высокого уровня в эквивалентную программу на машинном языке.

КОНКАТЕНАЦИЯ (concatenation) – объединение двух и более значений строковых переменных или текстов в одно значение или текст без нарушения порядка следования символов в каждом из них.

КОНСТАНТА (constant) – величина, которая не изменяет своё значение в процессе выполнения алгоритма или программы.

Л

ЛИСТИНГ (listing) – совокупность всей последовательности команд программы.

М

МАКРОС – программный объект, который во время вычисления заменяется на новый объект, создаваемый определением макроса на основе его аргументов, затем выражается обычным образом.

МАССИВ (file) – данные, объединённые по какому-то признаку.

МЕТОДЫ – это действия, выполняемые над объектом.

О

ОБЪЕКТ (в программировании) – это инкапсуляция данных вместе с кодом, предназначенным для их обработки.

ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ – технология программирования, при которой программа рассматривается как набор дискретных объектов, содержащих, в свою очередь, наборы структур данных и процедур, взаимодействующих с другими объектами.

ОПЕРАТОР (operator) – законченное выражение на языке высокого уровня, предписывающее процессору выполнение некоторого действия.

ОПЕРАТОР ВЫБОРА – является обобщением условного оператора и позволяет сделать выбор из произвольного числа имеющихся вариантов.

ОТЛАДКА ПРОГРАММЫ – устранение в программе синтаксических, семантических и алгоритмических ошибок.

ОТЛАДЧИК – программа, предназначенная для поиска, обнаружения и исправления ошибок в других программах, позволяющая программистам выполнять программы по шагам, испытывать данные и контролировать значения переменных.

П

ПЕРЕМЕННАЯ (variable) – величина, которая изменяет своё значение в процессе выполнения алгоритма или программы.

ПОВЕДЕНИЕ ОБЪЕКТА – действия, которые могут выполняться над объектом или которые может выполнять сам объект.

ПОДПРОГРАММА (subroutine) – вызываемая основной программой последовательность операторов, оформленная в виде отдельной программы.

ПОЛИМОРФИЗМ – способность объекта выбирать правильный метод в зависимости от типа данных, полученных в сообщении.

ПРОГРАММА (program) – алгоритм, записанный на языке программирования, понятном для ЭВМ.

ПРОГРАММНЫЙ МОДУЛЬ – «контейнер» для размещения текстов процедур и функций, вызываемых системой во время исполнения в определенные моменты времени.

ПРОГРАММИРОВАНИЕ – запись решающего алгоритма на языке программирования и последующая трансляция на машинный язык.

ПРОЦЕДУРА – часть программы, предназначенная для выполнения некоторых стандартных действий, зависящих, в общем случае, от входных параметров.

Р

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ – каждый шаг после своего завершения создает среду, в которой все объекты однозначно определены.

С

СВОЙСТВА ОБЪЕКТОВ – атрибут объекта, определяющий его характеристики: размер, цвет, положение на экране или состояние (доступность, видимость).

СИСТЕМА КОМАНД (system of commands) – совокупность всех команд, которые может выполнить данный исполнитель.

СОБЫТИЯ ОБЪЕКТОВ – действия, распознаваемые объектом.

СОСТАВНОЙ ОПЕРАТОР – группа из произвольного числа операторов, заключенная в операторные скобки.

СПИСОК – список констант выбора состоит из произвольного количества значений и диапазонов, разделенных запятыми.

СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ОПЕРАТОРЫ – структуры, построенные из других операторов по определенным правилам.

Т

ТРАНСЛЯТОР (translator) – программа, осуществляющая перевод команд программы, написанной на исходном языке программирования, в команды машинного языка.

У

УСЛОВНЫЙ ОПЕРАТОР – структура, позволяющая в зависимости от истинности условия выполнить один или другой оператор.

Ф

ФУНКЦИЯ (в программировании) – это именованная часть программы, к которой можно обращаться из других частей программы столько раз, сколько потребуется.

Ц

ЦИКЛ – оператор языка программирования, позволяющий многократно повторять одну и ту же последовательность команд (тело цикла).

Э

ЭЛЕМЕНТ МАССИВА (element of a file) – пронумерованная переменная.

Я

ЯЗЫК ВЫСОКОГО УРОВНЯ (language of a high level) – язык программирования, содержащий элементы естественного языка.

V

VBA (Visual Basic Assembler) – язык объектно–ориентированного программирования.

C

С (в русском варианте – Си) – язык программирования общего назначения, хорошо известный своей эффективностью, экономичностью и переносимостью.

Список литературы


Основная литература

  1. Общая информатика, Новое издание. Универсальный курс . – СПб.: Питер, 2007. – 428 с.: ил.

  2. Практикум по информатике и информационным технологиям / Н. Угринович, Л. Босова, Н. Михайлова. – 7-е издание. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 394 с.: ил.

  3. Информатика и ИКТ / Профильный уровень: учебник для 10 класса/ Н.Д. Угринович. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 387 с. 

  4. Информатика и информационные технологии / Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 517 с.:

  5. Информатика. Задачник – практикум в 2 т./ Л.А. Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков и др. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том. 1 – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 309 с.

  6. Информатика. Задачник – практикум в 2 т./ Л.А. Залогова, М.А.Плаксин, С.В. Русаков и др. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том. 2 – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 278 с.

  7. Информатика ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 120 с.

  8. Турецкий, В.Я. Математика и информатика / В.Я. Турецкий. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра-М, 2000. – 560 с.

Дополнительная литература

  1. Информатика: Учебник для вузов / Под ред. С.В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2001.

  2. Могилев и др. Информатика: Учебное пособие для вузов / А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер; Под ред. Е.К. Хеннера. - М.: Изд. центр "Академия", 2000

  3. Информатика / Под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 768 с.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. Прикладное программное обеспечение (ППО): MS Office, OpenOffice; браузеры: Opera, Mozilla Firefox, Internet Explorer; архиваторы:WinRar, WinZip, 7Z.

  2. Интернет-энциклопедия «Википедия».

  3. Интернет Университет Информационных Технологий.

  4. Федеральный портал «Российское образование».
1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31


написать администратору сайта