Главная страница

ђ §¤®абЄ п €.Њ., ™ ўҐ« ў ‘.Џ. ЋзҐаЄЁ Ёбв®аЁЁ д а¬ жЁЁ. ‚лЇгбЄ ЇҐ. Учебное пособие для студентов фармацевтических факультетов высшей медицинской школы Курск 2006


Скачать 1.33 Mb.
НазваниеУчебное пособие для студентов фармацевтических факультетов высшей медицинской школы Курск 2006
Дата05.09.2021
Размер1.33 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлађ §¤®абЄ п €.Њ., ™ ўҐ« ў ‘.Џ. ЋзҐаЄЁ Ёбв®аЁЁ д а¬ жЁЁ. ‚лЇгбЄ ЇҐ.doc
ТипУчебное пособие
#229638
страница18 из 18
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

Заключение



1. Первобытное общество и первые цивилизации Земли — начальные этапы истории человечества.

2. Общее и особенное в медико-фармацевтических знаниях и умениях древних обществ. Идейно-технический «потолок» развития медицины и фармации на природной и аграрной ступенях мировой цивилизации.

3. Моменты преемственности и качественная разница между древней, традиционной (народной) и научной медициной наших дней.
Литература
Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М., 1986.

Медведев А.П. Вводные лекции по курсу «История древнего мира». Ч. 1. Воронеж, 2002.
Первобытное общество послужило необходимым трамплином для перехода сначала одних, а по их примеру других народов Земли к цивилизованному образу жизни. Ни первый, ни второй из этих поистине исторических шагов человечества был бы невозможен без таких составляющих культуры, как медицина и фармация. Уже в древнем каменном веке оформились основы той формы врачевания болезней и поддержания здоровья, которая получила название народной (традиционной медицины). Ее рецепты и навыки довольно просты, основаны на здравом смысле и возможностях домашнего хозяйства самого простого типа (охотников, собирателей готовых плодов природы, а затем ранних земледельцев и скотоводов). Оценивая сегодня возможности и достижения этой самой древней формы врачевания, важно избегать крайностей. С одной стороны, она позволила человечеству выжить в предельно экстремальных условиях борьбы с дикой природой, массой ее угроз и опасностей. С другой стороны, она же, народная медицина/фармация бессильна перед многими вредоносными факторами, целым спектром заболеваний. Прописи народных целителей до сих пор способны помочь многим пациентам в сравнительно простых ситуациях недомогания. Народные лекарственные средства не обладают многими побочными свойствами, какие неизбежны при использовании лекарств, изготовленных промышленным способом. Однако при сложных поражениях организма народная аптека бессильна. Если ограничиться ее возможностями, то средний возраст пациентов неминуемо катастрофически снизится, а их страдания неимоверно возрастут. Простая медицина и фармация сыграли свою историческую роль, передали эстафету более развитым формам врачевания и в наши дни представляют собой либо сугубо музейный интерес, либо источник для научной доработки в промышленных условиях.

С переходом к ранним цивилизациям, который осуществился прежде всего на Востоке, медицина и фармация поднялись на качественно новый уровень. И на этом этапе своего исторического развития знания о лекарствах и лечении обеспечивали культурный прогресс, а сами опирались на его достижения. Решающую роль здесь сыграло изобретение письменности древними шумерами. Идея письма, будучи воспринята из Междуречья некоторыми соседним народами, обеспечила передачу разного рода информации, в том числе медико-фармакологического характера, в пространстве и, главное, во времени — от одного поколения к другому. Тем самым появилось решающее условие превращения медицины и фармации в особые профессии. Именно в рамках древневосточных цивилизаций появились первые на Земле врачи и фармацевты, которые специально учились искусству врачевания, получали за него плату и отвечали перед пациентами за успех своих действий. Эти профессионалы пришли на смену целителям шаманского типа, эффективность действий которых всегда оставалась на достаточно низком уровне, особенно применительно к более или менее сложным или же новым недугам.

На Древнем Востоке сформировались два направления врачебной деятельности. Первое можно назвать эмпирическим, потому что оно основывалось на практическом опыте распознавания болезней и применении лекарственных снадобий из природных субстанций, физиотерапевтических приемов. Второе направление — религиозно-культовое; оно базировалось на магических приемах воздействия на болезнь и больного. На одних стадиях развития древних государств и народов преобладало одно направление, на других - другое. Весьма показательно, однако, что практически везде на Востоке мистика и мифо-магическая практика борьбы с болезнями брала верх над эмпирико-практическим подходом к недугам. В итоге своего исторического развития восточная медицина и фармация, по сути дела, вернулась на уровень народной, только будучи усложнена более широким арсеналом средств врачебного воздействия и более сложными воззрениями на предмет лечения.

Как бы там ни было, именно на Древнем Востоке начинается специальная подготовка врачевателей, в том числе фармацевтов; закладываются основы медицинской этики; формируются общие представления о здоровом образе жизни и путях борьбы с недугами. Первые цивилизации Земли обогатили мировую медицинскую культуру многими открытиями в области лечебных свойств растений и прочих природных ресурсов; возможностей тела и души человека; целей и средств их врачевания. Отдавая должное медико-фармацевтическим достижениям древних народов, необходимо вместе с тем помнить о качественном различие их подходов к организму с тем, чего добилась научная медицина Запада. Диалог разных школ врачевания не должен поменяться слепым подражанием и псевдосенсационными надеждами на какую-то немыслимую мудрость, якобы зашифрованную индийскими, китайскими или египетскими лекарями. Новые победы на вечном пути борьбы человечества с недугами лежат в будущем, а не в прошлом.


Издательство Курского государственного медицинского университета

305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3.
Лицензия ЛР № 020862 от 30.04.99 г.

Тираж 300 экз.
Отпечатано в типографии КГМУ.

305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3.

Заказ № 529.






1[1] Генри Ф. Моя жизнь, мои достижения. М., 1989. С. 13.

2[2] Другой перевод того же афоризма: «Тем, кто не оглядывается назад, не заглянуть вперёд» (Суета сует. Пятьсот лет английского афоризма. М., 1996. С. 114).

3[3] См.: Арнаутова Ю.Е. Колдуны и святые. Антропология болезни в средние века. М., 2004. С. 5–6.

4[4] Пастернак Б.Л. Что такое человек? // Об искусстве. «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве. М., 1990. С. 292.

5[5] См.: Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1999.
С. 310.



6[6] Шторх Э. Охотники на мамонтов. М., 1993. С. 968.

7[7] Повесть временных лет / Пер. О.В. Творогова // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. XI–XII века. СПб., 1997. С. 67.

8[8] Полосьмак Н.В., Трунова В.А. Волосы из пазырыкских могил (рентгенофлуоресецентный анализ с использованием синхротронного излучения) // Археология, этнография и антропология Евразии. Новосибирск, 2004. № 1 (17). С. 77–79.

9[9] Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Предыстория философии. Л., 1971. С. 77–78.

10[10] Теннер Дж. Тридцать лет среди индейцев / Пер с англ. М., 1863. С. 108–109.

11[11] См.: Роуз Ф. Аборигены Австралии. Традиционное общество / Пер. с англ. М., 1989. С. 75.

12[12] Мосс М. Набросок общей теории магии // В его кн.: Социальные функции священного. Избр. произведения. Пер. с франц. М., 2000. С. 153.

13[13] Шульц Д.В. Моя жизнь среди индейцев // В его кн.: Ловец орлов и другие повести / Пер. с англ. М., 1991. С. 656–661.

14[14] Щетько А.П. Шаман-фитотерапевт (на материале индейцев равнин) // Шаман и Вселенная в культуре народов мира. СПб., 1997. С. 62–66.

* При подготовке данного раздела использован материал канд. филос. н., доц.

В.Е. Никитина.

15[15] Художественное переложение мотивов эпоса о Гильгамеше в стиле «исторического фэнтези» см. в кн.: Володихин Д. Дети Барса. СПб., 2004.



16[16] Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М., 1984. С. 126.

17[17] Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизаии. Ч. 1. Месопотамия. М., 1983. С. 460.

18[18] Живописный рассказ об истории и культуре древнего Египта содержится в романе польского писателя Болеслава Пруса «Фараон» и поставленном по нему Ежи Кавалеровичем одноименном фильме.

19[19] См.: Элебрахт П. Трагедия пирамид. 5000 лет разграбления египетских усыпальниц. М., 1984. С. 8–12.

20[20] Лэйн Э.У. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX в. М., 1982. С. 78–79.

21[21] Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия. Наука. Религия. М., 1980. С. 227.

22[22] Цит. по: Галленкамп Ч. Майя. Загадка исчезнувшей цивилизации. М., 1966. С. 101.
Подробнее см.: Де Ланда Д. Сообщение о делах в Юкатане. М.–Л., 1955; Де Лас Ка-
сас Б.
История Индий. Л., 1968.

23[23] Кинжалов Р.В. Культура древних майя. Л., 1971. С. 147.

24[24] См.: Керам К.В. Первый американец. Загадка индейцев доколумбовой эпохи. М., 1979. 103–111.

25[25] Березкин Ю.В. Инки. Исторический опыт империи. Л., 1991. С. 158.

26[26] Стингл М. Слава и смерть «сыновей солнца». Государство инков. М., 1986. С. 213–214.

27[27] См. один из самых полных обзоров доколумбовых «открытий Америки»: Моуэт Ф. От ариев до викингов. М., 2004.

28[28] См. живописное описание этих событий в романе: Хаггард Р. Дочь Монтесумы (разные издания).
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


написать администратору сайта