Главная страница
Навигация по странице:

  • Философские основы китайской медицины

  • = Элементы взаимоспособствуют друг другу (благоприятствуют и поддерживают рождение и рост) - - Элементы взаимодействуют друг с другом (сдерживают и ограничивают)

  • Рис. 3. Теория пяти первоэлементов (У-шин)

  • Рис. 4. Модель мировоззрения медицины древнего Китая

  • Источники и этапы истории китайского врачевания

  • Духовные составляю-щие, эмоции, психика человека

  • ђ §¤®абЄ п €.Њ., ™ ўҐ« ў ‘.Џ. ЋзҐаЄЁ Ёбв®аЁЁ д а¬ жЁЁ. ‚лЇгбЄ ЇҐ. Учебное пособие для студентов фармацевтических факультетов высшей медицинской школы Курск 2006


    Скачать 1.33 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов фармацевтических факультетов высшей медицинской школы Курск 2006
    Дата05.09.2021
    Размер1.33 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлађ §¤®абЄ п €.Њ., ™ ўҐ« ў ‘.Џ. ЋзҐаЄЁ Ёбв®аЁЁ д а¬ жЁЁ. ‚лЇгбЄ ЇҐ.doc
    ТипУчебное пособие
    #229638
    страница11 из 18
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   18

    V. Китайская наука о лекарствах:

    пути через века



    1. Периоды древней истории Китая.

    2. Философские основы китайской медицины.

    3. Источники и этапы истории врачевания в Поднебесной империи.

    4. Китайская фитотерапия.
    Литература
    Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. М., 1972–1973.

    История китайской философии. Пер. с кит. / Под ред. М.Л. Титаренко. М., 1989.

    Степугина Т.В. Древнекитайская цивилизация // Древние цивилизации. М.: 1989.

    Традиционная культура Китая. Сб. статей к 100-летию акад. В.М. Алексеева. М., 1983.
    Периоды древней истории Китая
    На территории Китая человек жил уже в эпоху древнекаменного века (палеолита). Скелеты людей, откопанные археологами в 50 км к югу от Пекина, в пещере Дхоукоудянь, относятся к древнейшим обнаруженным останкам человека на Земле. Синантроп, т.е. «китайский человек»

    Европейские названия Китая (Chino, Chine, China) происходят от несколько измененного названия самой знаменитой на его территории империи Цинь/Чинь (III в. до н. э.). Русское название «Китай» связано с именем «китаев» — народа монгольского происхождения, жившего в северной части страны.

    В истории древнего Китая выделяется четыре этапа.

    · Период Шан/Инь (Jin/Shаng, XVIII/XV–XII вв. до н. э.), когда сформировалось первое в истории Китая государство; империя Шан (впоследствии именовавшаяся Инь) сформировалась к середине II тыс. до н. э. в долине Хуанхэ (Желтой реки).

    К этому времени относится создание китайской иероглифической письменности. Самые древние тексты записывались на черепашьих панцирях, бамбуковых дощечках, бронзовых ритуальных сосудах, каменных барабанах, а затем на шелку и бумаге, которая была изобретена впервые именно китайцами в I в. до н. э.

    Кроме бумаги и туши для письма, Китай дал миру шелк, фарфор и порох; а также компас (магнитную иглу). В течение тысячелетий эта страна представляла собой уникальный пример стабильности национальной культуры и традиционной медицины. В значительной степени это связано с локальной самодостаточностью китайской цивилизации, обусловленной разными причинами — географическими, социально-экономическими, политическими.

    · Период Чжоу(Chjou, XI–Ш вв. до н. э.), когда на территории Китая существовало множество самостоятельных государств.

    · Период империи Цинь (Chin, III в. до н. э.), в котором страна была объединена в единую империю. Именно тогда по велению первого общекитайского императора Цинь Ши-Хуанди (Shin Huang Di, 259/246–210 гг. до н. э.) началось сооружение Великой китайской стены — для защиты от набегов воинственных кочевников с севера.

    · Период империи Хань (Han, 206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) — время наивысшего расцвета древнего Китая.

    Объединённая Китайская империя в древности включала, кроме нынешних китайских земель, часть территории современных Кореи и соседних стран Юго-Восточной Азии.

    Основа традиционной культуры Китая — орошаемое земледелие, упорный труд миллионов крестьян на рисовых и других полях.

    В III–IV вв. на территории Китая сложились феодальные отношения, которые сохранялись вплоть до XX в.

    Исключительная сложность письма иероглифами, вошедшая в нашу поговорку о «китайской грамоте», делала грамотность труднодоступной для большинства рядовых общинников, превратила образование в монополию сравнительно небольшой группы жрецов и аристократов.

    Укрепившееся к III-II вв. до н. э. централизованное государство Китая наладило торговые связи со многими странами. Прежде всего с Индией, а также Средней Азией (Ферганой), Персией, Сирией; а позднее через них и с Римской империей.

    Во всех странах славились китайские шелка; гончарные, костяные изделия прикладного ремесла; позднее фаянс и фарфор. Международную известность эти китайские промыслы сохранили на протяжении тысячелетий вплоть до настоящего времени.

    Больших успехов достигли в Древнем Китае математика, астрономия, исчисление времени; ещё во II тыс. до н. э. здесь имелись карта звёздного неба и календарь. Развивались географические знания (составление карт, отдельных описаний дальних стран).

    Большое место в самобытной культуре Китая принадлежало медицине и фармации. В истории китайского врачевания четко определяются два больших периода:

    · царский (XIII–III вв. до н. э.), когда преобладала устная традиция;

    · период империи Хань (III век до н. э.—III век н. э.), когда составлялись хроники Ханьской династии («Hou Han-shu») и записывались самые древние из дошедших до нас медицинских сочинений.
    Философские основы китайской медицины
    У традиционной медицины Древнего Востока имелась своя мировоззренческая, так сказать, теоретическая основа. Она сложилась вместе с материальной основой первых цивилизаций, а именно орошаемым земледелием. Историки не случайно называют эти цивилизации «речными». В широких поймах огромных афро-азиатских рек — Нила, Евфрата, Тигра, Инда, Янцзы, Хуанхэ — заключались уникальные условия для получения сверхвысоких урожаев даже при использовании примитивных орудий труда (сначала каменных, затем медно-бронзовых, не говоря уже о железных). Но к этим долинам надо было применить ирригацию — покрыть их сложной сетью каналов и дамб, чтобы вода приходила к культурным растениям в нужное время и в нужном количестве. Упорный труд, природная смекалка многих поколений египтян, шумеров, вавилонян, индусов, китайцев превратили некогда пустынные и заболоченные равнины в тучные поля и цветущие сады. Уже на стыке IV–III тыс. до н. э. в этих центрах орошаемого земледелия обычными были урожаи зерновых культур, в десятки, а то и сотни раз превышавшие объемы посевов (Для сравнения напомним, что в России даже на пороге Нового времени, в XVII в. удачным считался урожай «сам-шесть, семь»). В Древнем Китае с одного гектара пашни кормилось до 130 человек. Этот уникальный результат в борьбе человека с природой обусловил характер мировоззрения творцов «экономического чуда» на Востоке.

    Земледелец неминуемо сталкивался с вопросом, что представляет собой природа, та внешняя среда, которая являлась источником всех его жизненных благ, залогом процветания общины. Приходилось давать оценку всем обязательным элементам природы — почве, ландшафту, временам года, климату.

    Фольклор с поразительным единодушием говорит о том, что все народы эпохи перехода к земледелию из всех элементов природы особое значение приписывали некоему началу, которое египтяне удачно выразили двумя пиктографическими изображениями: парус, надутый ветром, и пылающий костёр. Учёные-языковеды установили, что в представлении древних египтян эти знаки обозначали начало, сообщающее всему живому способность к движению (парус, надутый ветром) и к теплу (костёр). У древних греков это начало получило название «пневмы», что в прямом смысле значит воздух, дуновение, а в более глубоком — движущее начало в природе вообще, которое все народы Древнего Востока мыслили содержащимся в воздухе. Возможно, что в таком понятии древние земледельцы сконцентрировали свои представления о свойствах весны с её светом и теплом, вызывающими к жизни посевы земледельца и всю живую природу.

    Соответствующие понятия вошли и в народную медицину Древнего Востока. Каким именно образом первые врачеватели применяли представления о пневме к вопросам физиологии, патологии и терапии, для нас остаётся недостаточно ясным. Похоже, у них сложилось представление о порче пневмы в организме человека (под влиянием вредностей пищи, климата, жилища, нарушения правил гигиены и т.п.), как о факторе, лежащем в основе всякого заболевания.

    Сначала в Египте и Вавилоне, а затем в более или менее сопредельных Двуречью евразийских регионах — Армении, Грузии, Азербайджане, Хорезме врачебные представления основывались на понятии эманации (излучения), исходящей от планет и звёзд. К схожим выводам пришли индийцы и китайцы, но у них наряду с воздухом как носителем этого начала выдвигались другие элементы природы — земля, вода, огонь (космические элементы). Вследствие чего мировоззрения врачей Китая и Индии оказались более детализированными, чем представления египтян и вавилонян о природе здоровья и болезней.

    Самобытная китайская философия прошла длительный путь становления и развития: от примитивного культа природы, обожествлявшего Землю, горы, Солнце, Луну и планеты, до развитых религиозно-философских систем (конфуцианство и даосизм с VI в. до н. э., затем другие учения). Наконец, надо упомянуть философию стихийного материализма, которая сформировалась в Китае к середине I тыс. до н. э. и получила развитие в трудах китайских мыслителей в эпоху древних империй.

    Даосизм как религиозно-философское течение возник примерно в VI–V вв. до н. э. Во всяком случае, к этому времени традиция относит мудреца Лао-Цзы — легендарного основоположника даосского учения. Лао-цзы приписывается книга, в двух частях которой толкуется о Дао (буквально означающем «Путь», «Метод» — вечное изменение мира и человека) и Дэ («Благодать», «Благая мощь»). «Книга о Дао и Дэ (Дао Де дзин)» в иносказательной и афористической форме излагает основы даосизма. В ней предложена модель мира, где над всеми богами главенствует таинственная и мощная сила, управляющая Вселенной. Имя этой силы — Дао, т.е. всеобщее начало, закон и правило, которые обнимают собой мироздание, природу и человеческое общество. Всеобщий закон содержит практические наставления: живи, не противодействуя Дао; не ломай заданный свыше порядок; чти его, благоговейно следуй ему и все само собой выправится.

    Таким образом, даосизм предлагает нравственность, масштаб которой буквально природно-космический. Она-то и составляет самую суть даосизма: следуй естественной природе и будешь счастлив и здоров как физически, так и духовно.

    Конфуцианство — еще одна китайская религия, пришедшая на смену даосизму и названная по имени своего основатели — учителя Кун Фу (латинизированная форма Конфуций), завещавшего, чтобы “государь был государем, подданный подданным, отец отцом, а сын сыном”. Наше выражение “китайские церемонии” отсюда же — обряды, этикет поведения выражают волю Неба, согласно Конфуцию.

    Из уст самого Конфуция исходило в основном учение о духовном и житейском облике человека; он говорил о необходимости соблюдать ритуалы и нормы поведения, быть справедливым и человеколюбивым, чтить старших и заботиться о младших. Он не уставал напоминать, что «достойный человек прежде всего должен спрашивать с себя, а ничтожный человек спрашивает с других». Для Конфуция почитание прошлого было необходимым признаком человека культурного, который укротил в себе животное начало.

    Однако на протяжении многих веков трактовка учения Конфуция не раз изменялась, придавая ему порой самые причудливые черты. В конце концов конфуцианство превратилось в политическое и социальное учение о принципах справедливого и гармоничного управления государством и взаимоотношениях между людьми. В этом виде оно существует до сих пор и весьма влиятельно в умах китайцев.

    Конфуций не знает понятия бога и намеренно уклоняется от суждений о главном духе архаической традиции — Шан-ди (Верховном владыке). Да и Небо, которое обожествлялось в Древнем Китае, для Учителя — лишь критерий истины, с которым надо вечно себя сверять, а не объект поклонения.

    По Конфуцию, отношения индивида, семьи и государства должны основываться на «пяти добродетелях»: взаимной любви, праве, мудрости, нравственности и скромности; а также на «трех принципах»: подчинение сына отцу, народа правителю, женщины мужчине.

    В целом, традиционное мировоззрение китайцев базируется на двух взаимосвязанных тезисах: во-первых, неразрывного единства человека и окружающей среды; во-вторых, связи всех органов и систем человеческого организма между собой.

    Для такого взгляда на мир характерно уподобление организма миру в миниатюре, а всех процессов в организме — взаимоотношению «первоэлементов» природы. Китайцы насчитывали их пять: огонь, земля, вода, дерево, металл (рис. 3). Заметим, что последние два не встречаются в списках «первоэлементов» у других древних народов. В организме, как и во внешнем мире, предполагалась постоянная борьба двух полярных сил. Здоровье или болезнь определялись их соотношением. Эти полярно противоположные силы определялись также как активное, или мужское, начало «Янь» и начало пассивное, или женское, «Инь». Болезни распределялись в основном на эти же две группы. В первую попадали недуги с повышенной функцией, во вторую — с пониженной функцией организма.

    Важнейшим литературным памятником древней китайской медицины является «Ней-цзин» («Книга о внутреннем человеке»). Она написана в форме диалога между императором Хуан-ди и врачами. Автором книги считается врач Ван Шу-хе. Время её написания относят к третьему тысячелетию до н. э., но, судя по содержанию, она не могла быть написана ранее IX в. до н. э. Или же она была основательно переработана писателями в IX в. до н. э., прикрывшимися, по традиции тех времён, именем более древнего авторитета. Однако, как бы то ни было, книга «Ней-цзин» была главным руководством не только в древнем, но и в средневековом Китае и даже позже, вплоть до новейших времен.

    В «Ней-цзин» ставится вопрос о природе человека, который разрешается в духе уже упоминавшегося учения о пяти космических элементах. Как видно, древние врачи не чуждались современной им философии, что вполне отвечает синкретичному характеру архаичного мировоззрения. Чем же это, в общем, наивное представление помогло китайским врачам в понимании организма и как они использовали его на практике врачевания?

    С их точки зрения, первые четыре космических элемента — земля, вода, огонь, растения — проникают в организм человека с пищей. Желудок подготавливает пищу для переваривания. Тонкие кишки принимают пищу из желудка и превращают ее в хилус, который из тонких кишок по каким-то каналам проникает в сердце и там превращается в кровь. Остатки пищи, непригодные для организма, переходят в толстые кишки и выделяются.

    = Элементы взаимоспособствуют друг другу (благоприятствуют и поддерживают рождение и рост)

    - - Элементы взаимодействуют друг с другом (сдерживают и ограничивают)


    Рис. 3. Теория пяти первоэлементов (У-шин)
    Кровь, образовавшаяся в сердце из хилуса, следовательно, из первых четырёх космических элементов, еще весьма несовершенна: она недвижима и вследствие этого холодна, густа, тяжела, черна. Но кровь чудодейственным образом изменяется, когда в неё из лёгких проникает воздух. Воздух вталкивается в сердце дыханием. Это движение передаётся крови, последняя в свою очередь приходит в движение, благодаря чему становится горячей, разреженной, лёгкой и светлой. Такая благотворная кровь идёт по всем органам тела, неся им питание, она является материалом для строения органов.

    Учение древних китайских философов о материальном мире изложено также в анонимном натурфилософском трактате 1V–III вв. до н. э. «Си цы чжуань». Единая изначальная материя тайцзи (Tai ji) порождает две противостоящие субстанции — женскую «Инь» (Yin) и мужское начало «Янь» (Yang). Взаимодействие и борьба этих начал порождает пять стихий у шин (wu xing) — воду, огонь, дерево, металл; наконец, землю, из которых и возникает всё многообразие окружающего нас мира — «десять тысяч вещей» — вань у (wan wu), включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево — огонь, огонь — землю, земля — металл, а металл — воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево — землю, а земля засыпает, ограничивает воду). Объективный мир познаваем и находится в постоянном движении и изменении. Этот круг по сути бесконечен, ограничивающие связи могут быть применены к проблемам эмоций человека (рис. 4).

    Человек — часть природы; часть великой триады Небо — Человек — Земля; он развивается в гармонии с окружающим миром.

    Иероглифы «Инь» и «Янь» уже с древности стали отражать различные явления повседневной жизни. Скажем, первый означал солнце, день, небо, мужчину; второй луну, ночь, землю, женщину. Согласно учению «инь/янь», все вещи и явления имеют две противоположные, дополняющие друг друга стороны. Это может быть жара-холод, внешний-внутренний, полный-пустой, движение-покой. Так и человеческий организм тоже делится на две противоположности. К первой («Инь») относится верхняя часть тела, его поверхность, спина, шесть полых органов. Ко второй («Инь») относятся внутренняя часть тела, живот, пять наполнительных органов, кровь.

    Согласно этим представлениям, всё, что движется и устремляется вверх, ясно определимо и активно, соответствует динамическому функционированию и движению, относится к «Янь».

    Всё, что сохраняет неподвижность, опускается вниз, является смутным и скрытым, пассивным и имеет слабые функции, относится к «Инь».

    В определенных условиях «Инь» и «Янь» взаимозаменяемы. То и другое может быть разделено на составляющие практически до бесконечности. Если «Янь» это день, то «Инь» — ночь. В свою очередь, день дробится на первую половину («Янь в Янь») и на вторую («Инь в Янь»). Также можно разделить и ночь — на первую половину («Янь в Инь») и вторую («Инь в Инь»). В первой половине дня, как и во второй, существует биоритмическая активность органов, относящихся как к «Инь», так и к «Янь». Например, желудок с максимальной активностью с семи до девяти часов утра относится к «Янь», а селезенка с максимальной активностью с девяти часов до одиннадцати часов утра — к «Инь». Сама селезенка состоит также из «Инь» и «Янь» и так далее.

    В конечном счете все явления мира могут быть разделены и классифицированы между этими двумя противоположностями. В свою очередь, каждое из этих явлений разбито на подгруппы «Инь» и «Янь». Вследствие своей противоположности они взаимно противоборствуют и ограничивают друг друга. Когда одна сторона находится в избытке, вторая испытывает недостаток. При ослаблении одной стороны наступает усиление другой.


    Рис. 4. Модель мировоззрения медицины древнего Китая

    Применительно к медицине и заболеваниям синдром «Янь» может возникнуть от двух причин: от вторжения «плохого «Янь», которым подавляется «нормальный Инь», или от недостатка «нормального Инь», при котором теряется контроль над «нормальным Янь». В первом случае это будет «полный Янь синдром», во втором — «пустой Янь» синдром. Поэтому, хотя симптомы заболеваний могут быть в чем-то похожи, лечение должно быть разным. В первом случае для нормализации равновесия «Инь — Янь» необходимо убрать «пришлый (плохой) Янь». Например, снизить температуру при перегреве (так называемый метод «се»), а во втором — надо добавить «нормальный Инь» (метод «бу») — допустим, влить кровь при кровопотере.

    Таким образом, колебания между «Инь» и «Янь» каждого органа и системы органов допускаются в известных пределах, не нарушая равновесия. Если же усиление или ослабление переходит известные границы, нарушается состояние равновесия, возникает избыток того или другого начала, что ведет к развитию патологических процессов и возникновению болезней.

    Обе стороны, как «Инь», так и «Янь», могут взаимно превращаться друг в друга: «Инь» в «Янь», «Янь» в «Инь». При этом «Инь» не может претерпеть превращения в «Янь», если нет необходимого количества этого последнего; и наоборот. Так, синдромы холода могут превратиться в синдром тепла, синдром пустоты стать синдромом полноты. Например, сырая трава («Инь») при складывании ее в кучу выделяет тепло («Янь»). Обилие мокроты у полной женщины («Инь») приводит к предрасположению к возникновению гнойных процессов (появлению гнойной мокроты на фоне повышенной температуры — «Янь»).

    Таким образом, учение об «Инь» и «Янь» включает в себя следующие постулаты:

    1) наличие противоположностей между ними;

    2) их взаимозависимость;

    3) их взаимное дополнение и ограничение; и, наконец,

    4) их взаимное превращение.

    Учение об «Инь/Янь» находит широкое применение во всех областях традиционной китайской медицины. Оно служит для объяснения морфологических структур человеческого организма, физиологических функций различных органов для понимания патологии в качестве основы клинической диагностики и терапии.

    Среди видных представителей стихийного материализма в древнем Китае находился философ и врач Ван Чун (Wang Chung), автор полемического трактата «Лунь хэн» («Lun heng» — «Критические суждения»). Им признавалось единство, вечность и материальность мира, развивалось учение о «зернистом» (атомистическом) строении вещества, велась борьба с суевериями и предрассудками своего времени, включая даоские идеи бессмертия. «Среди существ, несущих в своих венах кровь, — писал он, — нет таких, которые не умирали бы».

    Подобные протонаучные и раннефилософские воззрения древних китайских мудрецов легли в основу традиционной китайской медицины.


    Источники и этапы истории китайского врачевания
    Основными источниками изучения медицинской культуры древнего Китая являются относящиеся к врачеванию памятники письменности (с III в. до н. э.), а также соответствующие данные археологии и этнографии об инструментах и приемах лечения, рецептуре снадобий.

    Происхождение китайской медицины окутано легендами. Ее основателем считается считается император Шень-нун (ок. 2700 до н. э.), который, согласно преданию, составил первый травник с описанием более 100 лечебных средств. Он также считается изобретателем техники акупунктуры. Китайская медицина первоначально носила явно магический характер, однако в дальнейшем накопились эмпирические знания о лекарственных средствах, прежде всего растительного происхождения.

    Первую многотомную историю древнего Китая «Ши цзин» («Shi ji» — «Исторические записки»; буквально — «Книга перемен») составил в I в. до н. э. выдающийся китайский ученый Сыма Цянь (145 – 86 гг. до н. э.). В ней широко использованы материалы хроник Ханьской династии, где, в частности, сообщается об успешном применении метода чжэнь-цзю (Zhen Jiu) — иглоукалывания, прижигания и пульсовой диагностики.

    Древнейший из дошедших до нас собственно медицинских текстов Китая — «Хуан-ди Нэй цзин» («Huang Di nei Jing»); англ. «The Yellow Emperor’s Internal Classic; т.е. «Книга о внутреннем Желтого Предка (Императора)», или «Канон врачевания Желтого Предка», в сокращении «Нэй цзин» («Nei-jing») — «Книга о внутреннем», или «Канон врачевания». Составлен этот трактат примерно в III в. до н. э., в традиционной для китайской учености форме диалога между врачевателем и легендарным предком китайского народа — Хуан-ди, которому устная молва приписывала авторство этого произведения. По мнению исследователей-синологов, «Нэй цзин» является результатом коллективного труда многих авторов различных эпох (от V до I вв. до н. э.). «Нэй цзин» состоит из 18 книг. Девять первых — «Су вэнь» («Su Wen» — «Простые вопросы») — посвящены строению и жизнедеятельности организма, распознаванию и лечению болезней. В девяти последних томах — «Лин шу» («Ling Shiy» — «Чудесные точки») описывается вышеупомянутый лечебно-диагностический метод чжэнь-цзю.

    Широкое распространение в Китае получила вариоляция, известная на Востоке ещё до нашей эры, — прививка содержимого пузырьков натуральной оспы здоровым людям в целях их предохранения от заболевания этой убийственной на протяжении многих веков болезни. Литературные данные о широком внедрении вариоляции (инокуляции) относятся к Х–ХII вв. н. э. (эпоха Сун), но в китайском народе ее применяли еще раньше. Обычный способ оспопрививания заключался в том, что в ноздри вводили высушенный гной оспенных пустул больного.

    О великом значении профилактики в древнекитайской медицине свидетельствует такое, например, изречение в своде медицинских правил и наставлений: «Медицина не может спасти от смерти, но в состоянии продлить жизнь и укреплять государство и народы своими советами». Среди этих советов, посвящённых общему гигиеническому режиму — «разумной умеренности», правильному распорядку работы, отдыха, сна, особое внимание уделялось правильному питанию («Болезнь проникает через рот»). Некоторое благоустройство, имевшееся уже в древних китайских городах, свидетельствует о зачатках не только индивидуальной, но отчасти и общественной гигиены. В соответствии с элементами гигиены и профилактики в китайской медицине уделялось внимание общеукрепляющему лечению: диете, массажу, соразмерному сну.

    К 221–207 гг. до н. э. относится трактат «Внутреннее оружие», содержащий концентрат медицинских взглядов того времени. В период династии Хань (206 г до. н. э. – 220 г. н. э.) традиционная медицина накопила особенно много сведений по лечению многих болезней. Подтверждение тому мы находим в трактате «Лечение болезней, вызванных факторами холода» («Шан Хан Лун») Чан Чун-чина. Еще одна работа сходного содержания — «Материя медика» — была составлена в эпоху династии Мин Ли Ши-ченом. Она содержит описания 1892 различных видов лекарственных препаратов. Эта работа была впоследствии переведена на несколько иностранных языков и оказала некоторое влияние на развитие медицины в странах Восточной Азии и даже Европы.

    У китайцев существует своя, совершенно уникальная методика, позволяющая систематизировать лекарственные препараты и способы их применения. Она в значительной степени расходится с методиками и системами западной медицины. Философия, стоящая за китайской медициной, базируется на положении, что человек живет между небом и землей и сам подобен Вселенной в миниатюре. Материя, из которой состоят живые существа, рассматривается как принадлежащая «Инь» или женскому пассивному началу. Жизненные функции живых существ, с другой стороны, рассматриваются как принадлежащие «Янь» или мужскому активному началу.

    Падение империи Хань на рубеже II– III вв. повлекло за собой глубокие перемены. Рушился имперский порядок — устоявшийся за предшествующие несколько столетий тип государственного и социального устройства, который в те времена отождествлялся с понятием цивилизации как таковой.

    В политической сфере вехами процесса политического распада были: утрата императором к последним годам II века реальной власти, установление контроля местных лидеров и полководцев над отдельными районами страны, постоянные междоусобицы. Современники воспринимали это как наступление хаоса, «смутного века», начало «всеобщей ненависти и вражды». С падением правящего дома Хань было утрачено и номинальное единство.

    Тем не менее в периоды династии Восточная Хань (25–220 гг. н. э.) и Троецарствия (220–265 гг.) происходит дальнейшее накопление и обобщение опыта традиционной китайской медицины. Ведь спрос на медиков в условииях войн и лишений растет. Работавший в то время знаменитый врач Хуа То является «отцом» немедикаментозной анестезии. При иглоукалывании он использовал одну-две точки на теле пациента и большое внимание уделял появлению у него специфических ощущений «прихода Чи».

    Другой известный с той поры врач — Хуан Фу Ми написал в 256—260 гг. трактат «Цзя и Цзин», обобщающий материалы древних книг. В этом трактате впервые были описаны и систематизированы все точки иглотерапии; каналы и коллатерали этого иструментального воздействия на организм; а также освещены вопросы дифференциальной диагностики и терапии.

    Во времена династий Суй (581–618 гг.) и Тан (618–907 гг.) был достигнут значительный прогресс в науке и технике чжэнь-цзю терапии. Из многочисленных литературных памятников того времени следует упомянуть работу Сунь Сы Мяо «Цзянь Цзин Фан» («Тысяча золотых рецептов»). Тот же автор написал «Схемы с трех сторон», где имелись первые цветные иллюстрации каналов и точек акупунктурного воздействия; описывались около 650 таких точек.

    Во времена династии Тан за медицинское образование отвечала Императорская Медицинская Комиссия, которая делилась на 4 отделения медицины и одно фармакологическое отделение. Одним из отделений медицины было отделение чжэнь-цзю терапии, в которое входили 1 старший мудрец («профессор»), 1 его первый помощник («доцент»), 10 инструкторов, 20 техников и 20 учеников.

    В период династии Сун (960–1279 гг.) происходило интенсивное накопление медицинской литературы и систематизация знаний в области лечения и составления лекарств. При поддержке правительства медик Ван Вэй И в 1026 г. написал книгу «Тун Жэнь Шу Сюе Чжэнь Цзю Ту» («Иллюстрированное руководство по точкам иглотерапии и прижигания на новой бронзовой фигуре человека»). Как наглядное приложение он изготовил две бронзовые фигуры, на которые нанес все известные китайским иглотерапевтам точки. В настоящее время одна из фигур Ван Вэй И утеряна, а другая находится в Японии.

    Позднее — при династии Юань (1280–1568 гг.) врач Ху Тэ Пин к двенадцати каналам тела Ван Вэй И прибавил точки еще двух каналов — переднесрединного и заднесрединного. Таким образом, сформировалась система 14 каналов тела, дошедшая в китайской народной медицине до наших дней.

    В те времена активно проводились медицинские вскрытия трупов (о чем писали врачи Ян Цзе и Чжан Цзи). Благодаря этому описания целебных точек стали пополняться анатомическими сведениями. Хэ Жоу и Доу Хань Чинь предположили, что акупунктурные точки должны выбираться согласно «Цзи У Лео Чжу» — китайским двухчасовым интервалам времени суток по «земным ветвям». (Спать и вообще отдыхать человеку рекомендовалось по 120 минут). Ранее, уже со II в. до н. э. под влиянием конфуцианства вскрытие тел умерших подвергалось в Китае запрету.

    В эпоху династии Мин начался «золотой век» чжэнь-цзю терапии (1368 – 1644 гг.). В то время работало много известных врачей. Таких как, например, Ян Цзи Чжоу, написавший в 1601 г. знаменитый трактат «Чжэнь Цзю Да Чэн» («Полное руководство по иглоукалыванию и прижиганию»). Уже тогда в принципе сформировалась философская база традиционной китайской медицины, развилась целая сеть направлений и методик, стали применяться прижигание мокса - сигаретами и наметилась новая категория внеканальных точек.

    С начала царствования династии Цинн и до Опиумных войн (1644—1840 гг.) врачи стали предпочитать акупунктуре фитотерапию, поэтому чжэнь-цзю терапия постепенно стала сдавать свои позиции. А в 1822 г. чиновники династии Цин исключили отделение чжэнь-цзю терапии из состава Императорского Медицинского университета, поскольку «иглоукалывание и прижигание не угодно императору».

    Революция 1911 г. привела к свержению династии Цин, однако широкие массы народа находились в глубокой нищете, в плохом состоянии находилась вся страна и чжэнь-цзю терапия. Санкционированное правительством проникновение западной медицины в Китай имело и идеологические последствия, проповедуя христианскую мораль. Традиционная китайская медицина была объявлена «языческой», ее стали всячески притеснять, и в 1914 году китайское правительство полностью запретило ее развитие, в результате чего наступил «закат» чжэнь-цзю терапии. Однако представители западной медицины не могли пройти мимо огромного наследия традиционной китайской медицины. Современные медики пытаются провести параллели между западной и восточной традициями врачевания, непредвзято сравнить в ряде случаев их эффективность.
    Учение чжан фу. В китайской медицине используют обозначение пяти плотных (чжан) и шести полых (фу) органов. В свою очередь, каждое из этих явлений разбито на подгруппы «Инь» и «Янь». К пяти плотным органам относятся: сердце, легкие, селезенка, почки и печень. К шести полым органам китайские медики относят тонкий кишечник, толстый кишечник, жедудок, мочевой пузырь, желчный пузырь и "тройной обогреватель". Все они, кроме тройного обогревателя, имеют анатомическое соответствие. Но хотя представления китайской медицины о внутренних органах соответствуют взглядам на них в западной медицине, в них включены дополнительно физиологические функции и ответственные за каждый данный орган психические функции (рис. 5).


    Человек




    5 плотных органов




    6 полых органов




    «Чудесные» меридианы

    (8 озёр)




    Четыре моря

    (энергии, пищи, крови, костного мозга)




    Духовные составляю-щие, эмоции, психика человека




    Транспор- тировка энергии

    (Чи)
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   18


    написать администратору сайта