ђ §¤®абЄ п €.Њ., ™ ўҐ« ў ‘.Џ. ЋзҐаЄЁ Ёбв®аЁЁ д а¬ жЁЁ. ‚лЇгбЄ ЇҐ. Учебное пособие для студентов фармацевтических факультетов высшей медицинской школы Курск 2006
Скачать 1.33 Mb.
|
Рис. 6. Система внутренних и внешних причин болезни Взаимосвязь между эмоциями человека и его внутренними органами была одним из постулатов теории пяти элементов в Древнем Китае. Эта теория может быть применена не только к человеческому организму, но и ко всей природе (табл. 2). Таблица 2
Пять элементов имеют взаимоспособствующие и взаимодействующие (сдерживающие) отношения. «Взаимоспособность» означает благоприятствовать и поддерживать рождение и рост. «Взаимодействовать» означает сдерживать и ограничивать. Традиционная китайская медицина рассматривает человеческий организм как «чёрный ящик», то есть, не интересуясь деталями устройства конкретных органов, рассматривает его как сложную саморегулирующуюся систему, находящуюся в динамическом равновесии с окружающей средой. В самом человеке выделяются 12 основных систем (каналов) и 8 подсистем, которые взаимодействуют между собой по определённым законам (правилам). Разработана система диагностики этих основных систем (по пульсу и биологически активным точкам, цвету лица и т.п.) и способы воздействия на них с учётом связей и саморегулирующейся способности организма. Китайская диагностика включает в себя четыре метода исследования: осмотр кожи, глаз, слизистых и языка больного; прослушивание и исследование на запах; подробный опрос; ощупывание (пальпация), которое включает исследование пульса, давление на активные точки. Вершиной искусства диагностики в Древнем Китае было учение о пульсе. На основе длительных эмпирических наблюдений за пульсом китайские врачеватели пришли к заключению о том, что каждый орган и каждый процесс в организме имеет свое пульсовое выражение на периферии. Обследуя больного, они изучали пульс не менее чем в 9 точках и различали до 28 видов (характеристик) пульса. Средним числом у взрослого человека они считали 80 ударов в минуту, у стариков – 76, у детей – 96. Согласно преданию, эти методы были введены легендарным врачевателем, жившим в ХI веке до нашей эры и известным под псевдонимом Бянь Чюе, что означает «маленькая сорока»; его подлинное имя – Цинь Юэжень. Дифференциальная диагностика китайской медицины состоит в установлении диагнозов, наиболее часто встречающихся, и их разграничении по отношению к схожим картинам болезни. Результат дифференциальной диагностики называют в Китае «синдром болезни» (Чжэн-хоу). Такие синдромы, число которых велико, в соответствии с различными нарушениями представляют собой обобщение характерных свойств данного заболевания. Диагностика в зависимости от синдромов пользуется различными теориями, в их числе: 1) восемь руководящих принципов (Ба-ган), 2) синдромы ци, крови и телесных соков (Чин-ё); 3) синдромы плотных и полых органов; 4) синдромы шести каналов; 5) синдромы вэй, ци, «Инь» и крови; 6) синдромы трёх обогревателей. Все эти разнообразные диалектические методы имеют свои особенности. Все они дополняют друг друга в смысле господствующего в китайской медицине учения о единстве организма и составляют нераздельное целое. Существуют общие правила китайской медицины, относящиеся к профилактике и лечению болезней. Врач и пациент всегда находятся в наивыгоднейшем положении, если болезнь удаётся предотвратить в самом начале. Но если человек всё же заболел, то лечение должно находиться в логической связи с картиной или синдромом болезни. Принятые в китайской медицине методы лечения основываются, все без исключения, на принципе рассмотрения человеческого организма в качестве единого целого и на диалектической диагностике. При этом существует несколько принципиальных положений, которые должны быть знакомы врачу, занимающемуся китайской медициной. К их числу относятся: установление причины болезни до начала лечения; вопрос о первоочерёдности устранения причины заболевания (Бэнь) или внешних симптомов (Бяо); увеличение сопротивляемости организма и ликвидация нарушения; заполнение пустоты и устранение переполнения; нормальное лечение болезни и терапия по принципу «подобное подобным»; лечение в соответствии со временем года, географическим положением и конституцией пациента. Китайская медицина является продуктом практики, её главная ценность состоит в практикабельности. Теоретические основы китайской медицины являются непременным условием разумного лечения, но без практики они пусты и бесполезны. Поэтому только практикующие врачи с хорошей подготовкой в области китайской и западной медицины могут осмысленно применять и интерпретировать китайскую медицину. Иглоукалывание История китайской медицины, судя по документальным данным, имеет 4000-летнюю давность, но фактически она возникла значительно раньше. Традиционная китайская медицина, у-шу, иглоукалывание, систематическое знание и различение симптомов многих сотен болезней, применение в лечебных целях яда змей и секреций ящериц - стала настоящим открытием для цивилизованного мира. Ее богатейшее наследие до конца еще не освоено и не изучено - но несомненны ее высочайшая эффективность и точность наблюдений. До нашего времени дошло более 8 тысяч трактатов по медицине. Самый древний из них, "Хуан-ди нэйцзи" (медицинская энциклопедия Хуан-ди), был написан несколькими поколениями безымянных авторов в 475-221 годах до нашей эры, в виде диалогов мифического лекаря Ци Бо с самим прародителем древних китайцев, Желтым императором Хуан-ди. Трактат состоит из 18 томов, в нем более 140 тысяч иероглифов. Речь идет об императоре Хуан–ди, правившем в бассейне реки Хуанхэ в XXVI веке до н. э, в 2592 г. до н. э., так что это фигура вполне реальная. Прибытие Хуан–ди и его помощников сопровождалось «сиянием великой молнии, опоясавшей звезду Цзи в созвездии Ковша (Большой Медведицы) Хуан–ди и его команда научили людей делать лодки, упряжь для волов, копать колодцы, изготовлять музыкальные инструменты, возводить оборонительные стены, лечиться иглоукалыванием, вести календарь. Хуан–ди правил в Северном Китае, где позднее зародилось ядро китайской цивилизации. Самый древний известный нам труд по фармакологии не сохранился, известно только, что написан он был во II веке до нашей эры и содержал описание 365 лекарственных препаратов. В ХVI-ХVII веках нашей эры китайской фармакологии было известно уже более 60 тысяч таких препаратов - европейская фармакология достигла такого уровня не ранее середины ХIХ. Достаточно полные данные по истории фитотерапии сохранились в одной из древнейших стран - в Китае. Представители народной медицины Китая применяли главным образом лекарственные растительные средства. С самого начала существования человечества на Земле его насущной задачей было сохранение жизни. Человека всегда и всюду подстерегали болезни, иногда ужасные и таинственные, за которыми скрывался неумолимый враг - смерть. Не потому ли испокон веков люди интересовались болезнями, искали способы избавления от них. Применение настоев из целебных трав и лечение с помощью "акупунктуры", то есть накалывания иглами, вошедшее в арсенал современной медицины, применялось в Китае чуть ли не во времена каменного века. Жизнедеятельность человека - проживание в какой-то внешней среде, жизненные ритмы, пища, которую он предпочитает или избегает, его личные взаимоотношения, его речь и жесты - все это является инструментом для лучшего понимания его болезней и предложения методов лечения согласно среде проживания человека. Когда дисбаланс выявлен, он может быть откорректирован, и баланс энергии (а следовательно, и здоровье человека) будет восстановлен. Кроме того, категорическим основным принципом китайской терапии является управление движением энергий тела. Дополнением к лекарственным средствам (травам) часто служит акупунктура, чья история ведет свое начало еще со времен "дописьменной" (т.е. до возникновения письменности в Китае) эпохи. Но до времен царствования династии Хань эта взаимосвязь не была полностью изучена и не использовалась в полной мере. Теоретической основой этой системы является управление так называемым c,hi (течение жизненной энергии). С,hi течет по телу через систему главных и вспомогательных каналов тела. В определенных точках этих каналов могут быть вставлены акупунктурные иглы, чтобы ликвидировать дисбаланс в течении c,hi и сконцентрировать силы организма именно в тех точках, где это наиболее необходимо. В период династии Чжоу, то есть за 12 веков до нашей эры, в Китае жил легендарный правитель Чэнь Нун, который первым дал описание целебных растений. В его сборнике указаны, в частности, камфора, спорынья, ревень и пользующийся особой популярностью на Востоке, целебный корень жизни - женьшень. В так называемой "Книге Чжоу-ли", относящейся к этому же времени, профессиональные врачи разделены по четырем специальностям: диетологи, интернисты, хирурги и ветеринары. Очевидно, как раз в это время врачебное дело в Китае перешло от жрецов в руки специалистов лекарей. Лечебный метод иглоукалывания и прижигания (чжэнь — иглоукалывание, цзю — прижигание) является величайшим достижением китайского народа и берет свое начало со времен первобытнообщинного строя. В древней литературе имеется много легенд о возникновении иглоукалывания и прижигания, таких как изобретение каменных игл «Бянь» Фу Си, изобретение иглоукалывания и прижигания легендарным императором Хуан-ди и др. Познание далекого прошлого часто дается нам через изучение древних рукописей, легенд, археологических раскопок. Так, в «Комментариях к летописям Весны и Осени», датированных 550 г. до н. э., говорится: «Приятно слышать, что болезни отступают, но неприятно слышать, что действуют при этом камнями». Это указывает на применение древними людьми каменных инструментов и игл для лечения заболеваний. При археологических раскопках поселений тех времен находили камни, которые могли быть использованы для лечебных целей. Первые иглы для акупунктуры были каменными - бьян чи (кит. Bian Shi, англ. stone acupuncture needls). Они имели тончайшее отверстие (подобно игле шприца), по которому, как полагали, движется активное начало «Янь». Впоследствии иглы стали изготовлять не только из кремния или яшмы, но также из кости, бамбука, а позднее и из металлов: бронзы, серебра, золота, платины и нержавеющей стали. С развитием метода наметилась специализация игл и их деление на виды. В трактате "Нэй цзин" описано 9 разновидностей игл (каменных и металлических): игла с наконечником для поверхностного укалывания; закругленная игла для массажа, тупая игла для постукивания и давления, острая трехгранная игла для венозной пункции, саблеобразная игла для удаления гноя, острая круглая игла для быстрого введения, нитевидная игла (используемая наиболее часто), длинная игла (до 20 см) для прокалывания толстых мышц, большая игла для лечения суставов. Богатое разнообразие игл говорит о широте метода иглоукалывания в древности: он использовался для лечения и предупреждения болезней, для обезболивания во время операций, а также в сочетании с массажем и методом прижигания, то есть тепловым воздействием на "жизненные точки" посредством зажженных сигарет, начиненных сухими листьями лекарственных растений. Наиболее часто в этих целях использовалось растение мокса (кит. моха, лат. Artemisia vulgans; русск. полынь обыкновенная). Причем считалось, что эффективность моксы возрастает с годами хранения. Так, для лечения прижиганием болезни, которая возникла семь лет назад, рекомендовалась мокса, собранная три года назад. В Древнем Китае существовало несколько методов прижигания. Прямое прижигание проводилось при непосредственной близости горящей сигареты от тела. При методе непрямого прижигания сигарета была на некотором расстоянии от точки воздействия, а между сигаретой и телом могли помещаться лекарственные вещества. Прижигание теплыми иглами сочетало в себе и иглотерапию, и прижигание: сигарета закручивалась вокруг иглы и зажигалась, когда игла находилась в тканях; таким образом, достигался комбинированный эффект (действие иглы и тлеющего лекарственного растения). Лекарственное врачевание Не умеешь улыбаться — не открывай аптеку Китайская пословица Когда легендарный император Шень-Нун закончил свою работу по медицине (по преданию около 3216 г. до н. э.), то основные лекарственные вещества, фигурирующие в этом труде, были растительного происхождения. Отсюда и сам трактат называется «Бэн-Цао», что означает «Травник». Так же именовались все последующие книги о лекарственных растениях в Китае. Хотя на самом деле в то далекое время китайцы еще не знали письменности, и согласно тому же преданию, император излагал свои фитотерапевтические познания при помощи прямых и ломаных линий в определенном сочетании. Народная китайская медицина одарила мировую фармакопею целым рядом средств, которые или отсутствовали в других регионах за неимением соответствующего сырья, либо просто недооценивались там. Среди растений — женьшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола; из продуктов животного происхождения — панты оленя, печень, желатин; из минеральных веществ — железо, ртуть, сера; некоторые другие. Отмечая вопросы приоритета, надо справедливости ради отметить, что китайцам же принадлежит во всем мире пальма первенства по организованному употреблению наркотиков (курильни опиума, гашиша и т.д.). Около 502 г. в Китае возникает первая из известных в мире фармакопея, в семи книгах которой дается описание свыше 700 видов лекарственных растений. Еще важнее отметить, что в этой стране с глубокой древности существовали заведения, которые сегодня называются аптеками. Наиболее систематизированной книгой по традиционной китайской медицине являлся трактат «Хуан-ди Нэй Цзин Су Вэнь Лин Шу» («Трактат о внутреннем императора Хуан-ди»), относимый традицией к началу III в. до н. э. Он состоит из 18 томов, разбитых на две части: «Су Вэнь» (Вопросы о сущем); «Лин Шу» (Эффективная, чудесная точка). В трактате на основе тысячелетнего опыта обобщаются и систематизируются представления древних врачей о теории «Инь/Янь», «У/СИН»; органах «ЦЗАН/ФУ»; каналах и коллатералях; учение о ЧИ и крови; об этиологии и патогенезе заболевания в свете философских концепций традиционной китайской медицины. В то же время по мере развития кузнечного ремесла в практику иглоукалывания вводятся металлические иглы. Об этом свидетельствует указ императора Хуан-ди: «Мне прискорбно, что мой народ, отягощенный бременем болезней, не рассчитывается с податями и оброками. Моя воля — не назначать ему больше лекарств, лишь отравляющих его, но также и не пользоваться древними каменными остриями. Мне угодно, чтобы применялись только таинственные иглы из металла, которыми направляется энергия». Названные выше труды о лекарственных средствах до нас не дошли, однако они повлияли на составителей сохранившихся трактатов на медицинские темы, относящихся не к древнему, а к средневековому Китаю. Медицинские школы появились в Китае также лишь в средние века (с VI в. н. э.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству в семействах лекарей. Развитие оперативного лечения в древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стеснено религиозными запретами, которые возникли в последние века до н. э. в связи с утверждением конфуцианства в качестве государственной идеологии. Крупнейшим хирургом древнего Китая считается Хуа То (Ниа То, около 110–208), который прославился как искусный диагност и знаток чжэнь-цзю. Он успешно лечил переломы, производил операции на черепе, грудной и брюшной полостях. В одной из древних китайских книг описан случай выздоровления больного, которому Хуа То удалил часть селезенки. Для обезболивания во время операций Хуа То применял мафусан (fo san), то есть мандрагору, а также метод иглоукалывания, достигая желаемого результата введением одной или двух игл. На основе длительных наблюдений философы и врачеватели древнего Китая пришли к выводу о существовании «жизненных точек» (shu xue), раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов. Они полагали, что через отверстия, проделанные в «жизненных точках», восстанавливается нарушенное равновесие «Инь/Янь». Начало «Янь» выходит из тела больного в случае его избытка или входит в тело в случае его недостатка, благодаря чему болезнь исчезает. Исторические хроники династии Хань сообщают о случаях успешного применения иглоукалывания во II-I тысячелетиях до н. э. врачами Бянь Чюе (XI в. до н. э., Фу Вэн) I-II вв. до н. э.), Хуа То (II в. н. э.) и другими. Первое подробное изложение теории и практики этого метода приведено в трактате "Нэй цзин", особенно во второй его части "Лин шу" (кит. "Ling Shu" — "Чудесные точки"), где описано 295 жизненных точек, 12 каналов (меридианов), вдоль которых они расположены, 15 основных коллатералей каналов, иглы и методы их введения, показания и противопоказания для применения иглоукалывания и прижигания. В III в. н. э. врач Хуанфу Ми (Huangfu mi, 215-282) систематически обобщил достижения в области чжэнь-цзю за предшествующие 4-5 столетий и составил обширный компилятивный труд "Чжэнь цзю цзя и цзин" (кит. "Zhen jiu jia yi jing" — "Классический труд по иглотерапии и прижиганию", 265 г.), который оставался главным источником знаний в этой области вплоть до XI столетия и был известен за пределами Китая начиная с V в. |