Главная страница
Навигация по странице:

  • . Поэтому в ближайшем будущем очевиден синтез многих опытных данных, полученных в области траволечения, где китайская медицина, сохранив свою целостность и подход, займет ведущее место.

  • Метод Инь Чжи

  • Количество воды, используемое для приготовления лекарств

  • Правила приема лекарств .

  • Правила сбора лекарственного сырья.

  • Правила приготовления лекарств Существует три этапа в приготовлении лекарственного сырья.1 этап: сбор и очистка .

  • 2 этап: промывка и измельчение . 3 этап: конкретное приготовление

  • Как надо понимать китайское траволечение

  • Поднимающие

  • Что такое пять вкусов растения Травы различают по вкусу У-Вэй (5 вкусов)

  • 2. Сладкий

  • 5. Соленый.

  • Что такое пути действия трав

  • Классификация методик действия лекарств 1. Хан фа.

  • IX. Син фа .

  • Каждое составляющее готового лекарства

  • При составлении рецепта для конкретных синдромов учитываются также следующие правила : 1. Тань шин

  • Шян ша

  • ђ §¤®абЄ п €.Њ., ™ ўҐ« ў ‘.Џ. ЋзҐаЄЁ Ёбв®аЁЁ д а¬ жЁЁ. ‚лЇгбЄ ЇҐ. Учебное пособие для студентов фармацевтических факультетов высшей медицинской школы Курск 2006


    Скачать 1.33 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов фармацевтических факультетов высшей медицинской школы Курск 2006
    Дата05.09.2021
    Размер1.33 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлађ §¤®абЄ п €.Њ., ™ ўҐ« ў ‘.Џ. ЋзҐаЄЁ Ёбв®аЁЁ д а¬ жЁЁ. ‚лЇгбЄ ЇҐ.doc
    ТипУчебное пособие
    #229638
    страница15 из 18
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

    Лекарственные растения Поднебесной империи
    Первая китайская книга о лекарственных растениях, в которой сводились описания около 900 их видов, ориентировочно датирована 2500 г. до н. э. Эта работа не сохранилась до наших дней, о ее существовании известно только по ссылкам позднейших авторов. А в 695 г. н. э. китайский ученый Ли-Ди при помощи еще нескольких специалистов переработал ранние сочинения о лекарственных растениях, в результате чего получился труд «Синь-Сю-Бэн-Цао». В нем описано 844 вида растительных снадобий. Этот труд является едва ли не первой в мире государственной фармакопеей, составленной коллективом специалистов. Другой известный фармаколог, живший в XVI в., Ли Шичжень после 27 лет гербарно-аптечной работы подготовил еще более обширный свод — «Бэн-цао-ган-му» («Основы фармакологии»). В 52 томах своего произведения он описал 1892 лекарственных средства, главным образом растительного происхождения. Им даны не только описания растений, но и способы, время сбора, методы приготовления и употребления их для лечения. К примеру, подробно описано также фитонцидное действие чеснока, лука и родственных им растений.

    Большое распространение в китайской фитотерапии получили настои и отвары. Число исходных продуктов для их приготовления достигает многих десятков. Это соответствует одному из основных положений китайской медицины о том, что лекарства лечат не одну какую-то болезнь, а, как правило, большую сумму симптомов, а то и синдромов, наблюдающихся у заболевшего. Состав лекарств должен отвечать проявлениям симптомов. Последних много, а поэтому и состав лекарств множественный, а рецепт довольно сложный. Кроме того, для лекарственных средств, применяемых в китайской народной медицине, характерно более медленное, постепенное по сравнению с современными химиотерапевтическими препаратами действие на организм больного.

    Весь арсенал лекарств, применяемых в китайской медицине, насчитывает более 2000 названий, растительного происхождения в их числе большая часть — более 1500. Среди последних различные корни, травы, цветы, плоды или кора деревьев. Культивирование лекарственных растений в Китае возникло довольно рано в связи с тем, что сбор дикорастущих лекарственных растений не мог удовлетворить возросшего спроса уже в танскую эпоху, VIIIX вв. н. э., когда значительные площади вокруг городов были задействованы под пашни и сады в связи с быстрым ростом населения страны.

    Многие лекарственные растения из китайской фитотерапии были заимствованы другими странами. Среди них самый знаменитый «корень жизни» женьшень, известный в Китае уже около четырех тысяч лет, а также лимонник, эфедра, лакричный корень, пустырник, шлемник, кровохлебка, спаржа, корица, камфора, имбирь, мускус, корка мандарина и целый ряд других. К числу широко популярных целебных средств в медицине Китая относилась солодка гладкая. Это растение входит в состав многих лекарственных прописей, назначаемых теперь по всему миру при лихорадочных состояниях, болях, кашле, одышке и т.п. Особенно часто оно применяется в прописях для детей.

    Ряд растений, применяемых китайской фитотерапией, являются общими и для европейской: мать-и-мачеха (цветы и листья), подорожник большой (семена и листья), ландыш майский (корень), чеснок (стебель, плоды), пустырник сибирский и чернобыльник (стебли), шиповник (корень), ревень лекарственный (корень), лопух большой (семена), шалфей (корень) и некоторые другие.

    Согласно старинной легенде, Шен Хун, «отец» китайского сельского хозяйства и глава древнего клана, испытывал на себе сотни различных трав, одну за одной, чтобы открыть их полезные свойства и медицинское назначение. Шен Хун был не одинок в своем начинании, и в течение последующего тысячелетия многие любознательные китайцы исполняли роль «подопытных кроликов», продолжая испытывать на себе свойства различных растений, одни из которых оказались целебными, другие ядовитыми для человека, а третьи причудливо сочетали в себе пользу и вред для нашего организма. Путем многочисленных проб и ошибок китайские целители классифицировали различные травы, прочие растительные и минеральные ингредиенты, их составы в соответствии с определенными частями тела, а затем тестировали их, чтобы определить степень токсичности и оптимальную дозу для достижения лечебного эффекта.

    Например, стебель китайской эфедры оказался потогонным средством, но корни этого же растения, наоборот, контролируют потоотделение. Растение kassia bark, по китайским представлениям, «горячее», но используется для лечения простуд. Мята «по натуре прохладная» и применяется против перегревания. Фитотерапевтический опыт подтвердил традиционное понимание организма человека в Китае и поощрял применение травных средств в его национальной медицине.

    Посещение любой китайской медицинской лавки подобно ощущению, будто находишься внутри миниатюрного музея естественных наук. Таинственные аккуратные составители расположили все в определенной последовательности и с определенной целью: животных, растения, минералы. Перечень любопытных вещей, чей истинный смысл скрыт от глаз европейца, неисчерпаем... Например: персиковые косточки и шафран, чтобы улучшить циркуляцию крови; китайская эфедра (махоан), чтобы вызвать потоотделение, и женьшень, чтобы усилить сердечную деятельность. Выполнение предписаний, данных китайским доктором, не менее удивительный процесс. Фармаколог выбирает несколько особых ингредиентов из тех сотен загадочных корешков, травок и т.д., что находятся на его полках. Пациент забирает их домой, варит их наподобие "супа" и пьет. Если вам не нравится подобное варево, спросите себя, что лежит в основе этого древнейшего медицинского искусства и почему китайская народная медицина столько веков остается одной из самых действенных и мудрых. Теоретические основы китайской медицины были заложены более 2 тысяч лет назад. Значительное количество древних медицинских знаний сохранено в древнекитайском (221-207 г. до н. э.) специальном трактате "Внутреннее оружие" - обширнейшей записи, содержащей знания и опыт китайской медицинской теории того времени. В период царствования династии Хан (206 до н. э. - 220 н. э.) китайская традиционная медицина накопила ценнейшие даже для наших дней и уровня современной медицины знания и сведения по лечению многих болезней. Подтверждение тому мы находим в известном трактате "Лечение болезней, вызванных факторами холода" (Шан Хан Лун) автора Чан Чун Чин. Одна из наиболее известных китайских работ по медицине - "Материя медика" - была составлена в эпоху царствования династии Мин автором Ли Ши-чен. Эта энциклопедическая работа открыла новую эру в мировой истории фармакологии. Работа содержит описания 1892 различных видов лекарственных препаратов. Эта работа была переведена на несколько иностранных языков и оказала сильное влияние на развитие медицины в странах Восточной Азии и Европы.

    Таким образом, китайскими врачевателями разработана своя, совершенно уникальная методика, позволяющая систематизировать лекарственные препараты и способы их применения. Она в значительной степени расходится с методиками и системами западной медицины. Философия, стоящая за китайской медициной, базируется на положении, что человек живет между небом и землей и сам подобен Вселенной в миниатюре. Материя, из которой состоят живые существа, рассматривается как принадлежащая «Инь» или женскому пассивному началу. Жизненные функции живых существ, с другой стороны, рассматриваются как принадлежащие «Янь» или мужскому активному началу.

    Кроме несомненной пользы, восточные фитопрепараты в некоторых случаях способны оказывать неучтенный знахарями вред для пациентов. Тот же Ли Ши-чжень постоянно изучал методы народных врачей и, заимствуя в свою фармакопею рациональные рецепты, вместе с тем вел усиленную борьбу против явно шарлатанских снадобий. В частности, против распространявшегося тогда «вечно живущего лекарства» — таблеток, составленных из ртути и других ядовитых соединений. Как мы помним, знахарям верят люди темные, необразованные или ослабевшие духом, отчаявшиеся или просто поддавшиеся моде на медицинскую экзотику, настырной рекламе новоявленных панацей в виде чудодейственных бальзамов, капель, мазей, настоек, аппаратов. Приведем наиболее впечатляющий пример того, чего может стоить обращение к нетрадиционной медицине. Во влиятельном медицинском журнале «Human Reproduction» недавно были опубликованы результаты исследования, которые доктор Луи Чан из университета в Гонконге провел с таким широко известным на Востоке, а теперь и на Западе энергетиком, как женьшень. “Корень жизни” давали беременным крысам. В результате у крысиных эмбрионов, а затем и плодов возникали пороки развития сердца, глаз и конечностей. При увеличении дозы с 30 до 50 мг уродства увеличивались, а объем тела новорожденных уменьшался. По мнению ученых, низкие дозы женьшеня вели к более мелким порокам, не всегда сразу заметным. Этим может объясняться тот факт, что ядовитое действие этого препарата веками недооценивалось по сравнению его явно стимулирующим организменные процессы эффектом. По справедливому заключению кандидата медицинских наук А. Мельникова, обнародовавшего эти факты в отечественной прессе, «вся эта история очень показательна для так популярной сегодня фитотерапии — препараты из лечебных трав стали большим бизнесом задолго до того, как изучили их безопасность. ... Потребители, медики и чиновники как-то сразу поверили формуле “натуральное — значит безопасное”, забыв, что растения содержат массу ядов. ... Проверить безопасность “травок” гораздо сложнее, чем “химии”. Гораздо проще торговать “травками” и легендами».

    Поэтому фармакологический опыт многовековой китайской медицины сегодня надо оценивать критически, обязательно проверяя древние рецепты современными методиками аптечной технологии и честно, особенно подробно информируя потребителей о возможных побочных действиях, противопоказаниях к их применению.
    Приготовление лекарств
    Уже во времена первобытнообщинного строя, люди, живя совместно, возделывая полевые массивы и собирая дары природы, часто отмечали у себя при вкушении различных плодов и ягод, корней, трав специфические ощущения, которые проявлялись в виде тошноты, рвоты, поноса, кашля и других симптомов, и наоборот, при вкушении других плодов и растений эти симптомы проходили. Отсюда у первых людей возникли изначальные предположения о действии тех или иных веществ на организм человека, что и послужило дальнейшему накоплению опыта в этой области. Например: при приеме корня ревеня возникал понос, и наоборот, при приеме кожуры граната эти ощущения проходили. При приеме внутрь ножки дыни возникала тошнота и рвота, и наоборот, при принятии корня имбиря тошнота проходила. Поэтому через несколько тысячелетий путем наблюдения, собирания и накопления появился опыт употребления и приема тех или иных лекарственных растений, по действию близких друг к другу и обладающих определенными свойствами. Но китайское траволечение имеет специфическую основу и отличие от фитотерапии других стран в том, что сбор и приготовление лекарств – процесс сугубо специфический и имеет неразрывную связь с теорией китайской медицины, используя для этого определенные правила сбора и приготовления. Приготовление лекарств включает в себя в зависимости от сбора и вида лекарственного сырья предварительные обжиг на огне, варку, обработку паром, спиртом и затем используется для приготовления лекарства для того или иного синдрома, несмотря на то что симптомы могут быть одинаковыми. Например: кашель может быть как симптом при различных синдромах, и лечение его идет с подбором того или иного лекарства под синдром.

    В настоящее время весь мир заинтересован в открытии и использовании тех лекарств (в основном полученных из трав), которые более полезны и эффективны при различных заболеваниях, так как синтетические лекарства не соответствуют тем требованиям, которые на них возложены. Очевидно, что в будущем природные лекарства будут играть большую роль, сохраняя здоровье людей. Поэтому в ближайшем будущем очевиден синтез многих опытных данных, полученных в области траволечения, где китайская медицина, сохранив свою целостность и подход, займет ведущее место.

    Основным методом приготовления лекарств, который носит название Тань Чжи, являются в Китае отвары лекарственных трав. При приготовлении отваров увеличивается не только количество лекарственных составляющих в отваре, но и идет одновременно уменьшение ядовитых свойств.

    Кроме метода Тань-Чжи, существует метод приготовления лекарств под названием Чжу Чжи, который состоит в том, что каждое лекарственное сырье приготавливается индивидуально, а затем происходит смешивание лекарственных составляющих вместе с содержащейся травой в одно, а затем процеживание их и прием.

    Метод Тиан Чжи заключается в том, что после смешивания лекарственных средств методом Чжу Чжи или Тань Чжи происходит дальнейшее приготовление лекарств, состоящее в том, что при этом приготовлении отвары подлежат дальнейшему кипячению, в результате чего происходит дальнейшее испарение жидкости, сохраняя количество лекарственного составляющего в отваре, что более физиологично для ЖКТ, так как обладает меньшими раздражающими свойствами. Основной принцип - сохранить желудок здоровым.

    Метод Инь Чжи заключается в заваривании сбора трав без дальнейшего кипячения.

    При методе Се берется небольшое количество жидкости и варится недолго.

    При методе Бу берется большое количество воды и варится долго. Для открытия пор при приготовлении лекарств изначально необходим большой огонь, недолгое кипячение (20 минут) и принятие в горячем виде.

    Для послабления стула необходим большой изначальный огонь, время кипячения долгое (30-45 минут) и прием в теплом виде.

    Для методов Бу «чи», Бу крови, Бу «Инь», Бу «Янь» необходим небольшой огонь. Время приготовления длительное (1 час) и принятие в теплом виде.

    При острых заболеваниях, а также при синдромах полного холода огонь используется большой, а время небольшое (15 минут), принимается в теплом виде.

    Обычно же для приготовления лекарств используется время 30 минут.

    Не используется железная, медная или алюминиевая посуда. Обычно лекарства принимаются два раза в день, и метод приготовления состоит в том, что приготовленную смесь трав заливают водой и готовят согласно той методике, которая необходима. Вечером используется то же лекарство (та же смесь), оставшееся после первой обработки, и приготавливается и принимается так же, как и в первый раз утром. Разница во времени между приемами должна быть 6 часов, обычно прием лекарств – через 1 час после еды, но лекарства для метода Бу принимаются натощак перед едой.

    Количество воды, используемое для приготовления лекарств. Обычно используется количество воды, в 2,5-4 раза большее по объему, чем лекарственное сырье. При повторной варке количество воды в два раза больше. Не кипятят лекарства (цветы, листья, стебли) без предварительной 30-минутной замочки холодной водой. Для семян, корней, плодов замочка должна быть не меньше часа. Обычно используется холодная вода, не используется сразу же кипяток. Обычно используется сразу большой огонь, доводящий до кипения, а затем необходим слабый огонь. Кипятить необходимо с закрытой крышкой без текущего открывания ее и помешивания. Некоторые лекарства (в частности минералы, косточки, некоторые ядовитые растения) кипятятся заранее 1-2 часа. Если при этом используются и другие травы, то они вначале, как обычно, замачиваются холодной водой, а затем добавляются к заранее прокипяченным минералам, косточкам, ядовитым травам и кипятятся дальше по одному из методов.

    Некоторые лекарства (в частности летучие) засыпаются с предварительной замочкой в основную смесь за 5-10 минут до конца кипячения (например, мята). Определенные лекарства кипятятся завернутыми в ткань вследствие нежелательного попадания самого этого лекарства в смесь (например, цветы девясила, подорожника). Есть некоторые лекарства, которые готовятся отдельно заранее, до смешивания с основным составом. Например, женьшень, сайгачьи рога, которые принимаются отдельно и добавляются в основной состав в конце приготовления основного состава или принимаются в виде порошка, который запивают основным составом. Клубни аконита (борцов) предварительно варят в соответствующем количестве воды 30 минут отдельно, а затем после кипячения вместе с содержимым вливают в приготавливаемую смесь. При использовании корня китайской ремании используется как сырой корень, который обладает больше функцией "бу инь", так и предварительно выдержанный на водяной бане, а затем высушенный корень, обладающий как функцией "бу инь", так и функцией "бу янь".

    Все минералы кипятятся заранее до засыпания трав в соответствующем количестве воды в течение 30 минут - 1 часа.

    Правила приема лекарств. Обычный прием лекарств - один раз в день утром с повторным кипячением и приемом вечером во второй раз того же лекарства, которое используется для хронических не очень тяжелых заболеваний. При острых, тяжелых заболеваниях, при которых необходим метод "се", используется прием двойной дозы, то есть вначале все готовится как обычно, отвар сливается, затем в этот же состав трав, используемый при первом кипячении, добавляется необходимое количество воды, кипятится повторно, и полученный отвар добавляется к первому отвару и принимается. При слабом желудке или заболеваниях ЛОР-органов лекарство принимается часто и понемногу.

    Утренний тощаковый прием используется для методов "бу", изгнания (се) отеков, сырости, паразитов (за 30-60 минут до еды).

    Перед едой в течение дня (за 30-60 минут) принимается лекарство для метода Се Шя Фа (изгнание болезни через толстый кишечник) и для методов "бу".

    Послеобеденный прием через 15-30 минут после еды применяется для болезней, находящихся в верхней половине туловища, или при необходимости исключить помехи для работы желудка.

    Правила сбора лекарственного сырья. При заготовке лекарственного сырья используется оптимальный промежуток времени года, когда содержание полезного составляющего в сырье оптимально.

    Для заготовки всего лекарственного растения (когда используется стебель, листья, плоды и корень, вместе взятые) сбор осуществляется во время начала цветения. Например: пустырник, подорожник. Когда у растений для приготовления лекарств используются листья, то их собирают в момент максимального цветения. Например, листья лотоса.

    Если используются только цветки, то они используются либо в бутоне, либо в начале цветения. Например: роза, жимолость японская. Но некоторые цветки используются и собираются в момент максимального раскрытия цветков. Например: девясил, хризантема.

    Плоды и семена растений собираются в момент максимального их созревания. Например: кирказон скрученный, подорожник большой.

    Корни растений собираются или в конце осени или в начале весны (ревень пальчатолистный). Кора дерева и кожура стеблей собирается или в начале лета, или в конце весны. Желчь медведя берется зимой.

    Как мы видим, время сбора лекарств является очень важным, так как растение обладает лекарственным свойством только в определенное время, в остальное же время оно остается просто растением.

    Правила приготовления лекарств

    Существует три этапа в приготовлении лекарственного сырья.

    1 этап: сбор и очистка. Растение очищается от земли, других ненужных составляющих с оставлением того, что необходимо.

    2 этап: промывка и измельчение.

    3 этап: конкретное приготовление:

    а) Цао фа. Прожаривание. Готовое лекарственное сырье измельчается, засыпается в емкость, ставится на огонь и непрерывно помешивается до полного высушивания и легкого прожаривания;

    б) Цзю фа. К измельченному лекарственному сырью добавляют различную жидкость, затем высушивают и поджаривают. Жидкость бывает разная: соленая вода, алкоголь, медовая вода, имбирная вода, масло;

    в) Тхан фа. В емкость добавляется немного чистого речного песка, перемешивается с измельченным лекарственным сырьем и прожаривается на огне, непрерывно помешивая. Например, кожа ежа приготовляется таким образом;

    г) Туан фа. Лекарственное сырье обжигается на огне. Например: гипс, окись железа;

    д) Вэй фа. Лекарственное сырье заворачивается в мокрую бумагу или тесто и помещается в огонь. После сгорания бумаги или затвердения теста лекарство готово. Например: корень имбиря;

    е) Цхао фа. Лекарственное сырье опускается в кипящую воду в ткани и сразу же вытаскивается. Например: семена абрикоса, персика (без косточек).

    Таким образом, некоторые лекарства приготавливаются к дальнейшей сушке вышеизложенными методами, другие же сразу после сбора. Цветы, стебли, листья сушатся прямо после первых двух этапов в хорошо проветриваемом, недоступном для солнца месте.

    Если же лекарство содержит яды, неприятные запахи, или для улучшения действия используют третий этап.

    Как надо понимать китайское траволечение?

    Согласно китайской медицине, каждая трава имеет четыре характера и пять вкусов и воздействует строго на определенный меридиан (функциональную систему) (рис. 7).





    Пути действия







    Поднимающие

    Опускающие

    Выводящие на поверхность

    Затягивающие на глубину





    Рис. 7. Принципы китайского траволечения

    Что такое четыре характера растения?

    В книге Хуан ди Ней Цзин отмечено, что при синдромах, протекающих с жаром, используется холодное лекарство, и наоборот, при синдромах холода используется жаркое лекарство. В трактате Шень Нун Бен Цяо Чин также отмечены эти зависимости. При синдромах холода используются жаркие и теплые лекарства, и наоборот. В китайской медицине это основной принцип лечения. Поэтому, если лекарство имеет характер холодного или прохладного, то используется при синдромах наружного или внутреннего жара, пустоте инь. Жаркие и теплые лекарства используются при наружном и внутреннем холоде, сырости и недостатке ян.

    Если синдром носит смешанный характер, то используются одновременно и те и другие лекарства. Нейтральные лекарства используются, когда синдром четко не определяется: жар это или холод, или есть смешение синдрома жара и холода в легких пропорциях. Таким образом, мы приводим ниже разделение трав на 4 характера действия Сы-ЧИ (4 ЧИ)

    1. Холодные (Хань)

    2. Жаркие (Жо)

    3. Теплые (Вэн)

    4. Прохладные (Лян)

    Особняком стоят нейтральные травы.

    1. Холодные лекарства используются для выведения "се" жара, огня, полного яда. 2. Жаркие лекарства для выведения "се" полного холода.

    3. Теплые лекарства используются для прибавления ян (бу ян) и чи (бу чи), а также при потере ян и чи вообще.

    4. Прохладные лекарства используются при синдроме недостатка инь в организме (бу инь).

    5. Нейтральные лекарства не обладают специфическим свойством, но каждое из этих лекарств может нести характер или немного холода, или немного тепла.
    Что такое пять вкусов растения?
    Травы различают по вкусу У-Вэй (5 вкусов): острый (сшинь), сладкий (кань), кислый (суан), горький (ку), соленый (шиан).

    1. Острый. По характеру обладает движением, используется для открытия всех отверстий тела (пор) и для придания движения крови, чи, ян и др. Применяется, когда имеется наружное заболевание, а также при всех остановках чи в крови.

    2. Сладкий. Используется для прибавления (бу) при всякой пустоте («Инь», «Янь», крови, чи), а также при ноющей боли (от холода).

    3. Кислый. Используется для уменьшения выделений пота, мочи, спермы, слез и используется при постоянной потливости, хроническом кашле, поносе, сперматорее, энурезе, слезотечении, полиурии, при большом количестве месячных и белей.

    4. Горький. Используется для выведения (се) полного жара, огня и сырости, например, при высокой температуре, полном запоре, огне печени, одышке, удушье, тошноте, рвоте.

    5. Соленый. Используется для размягчения остановившихся ненужных веществ. Например, густой сырости, слизи, кала, крови.

    6. Безвкусный. Используется для лечения синдромов сырости (се),
    т. к. близко к сладкому.

    Кислое идет к печени, так как печень всегда очень активная и твердая, и необходимо ее успокаивать.

    Сладкое тропно к селезенке, так как селезенка любит всегда быть сухой, и ей необходимо сладкое, которое дает ей чи (функционирует "вторая мама" организма).

    Острое тропно к легким, так как легкие всегда должны быть открытыми.

    Горькое тропно к сердцу, так как успокаивает его.

    Соленое тропно к почке, так как соленое прокладывает путь к почке, само попадает туда и дает чи почке, делает ее чистой, изгоняет холод, сырость и пр. Например: если у мужчины слабая почка, импотенция, то ему надо добавить немного соли.

    Согласно современным представлениям, вкус лекарства определяется химическим составом входящих в него веществ, а отсюда - и схожим механизмом действия.

    Острые лекарства содержат большие количества эфирных пахучих масел.

    Горькие лекарства содержат соединения, по механизму действия похожие на действия веществ, горьких на вкус.

    Сладкие содержат большое количество глюкозы, белка, жира. Кислые содержат органические кислоты.

    Соленые содержат натрий, калий, кальций, йод, магний.
    Что такое пути действия трав?
    По механизму действия различают 4 пути действия трав.

    1. Поднимающие (шен).

    2. Опускающие (джян)

    3. Выводящие на поверхность (фу).

    4. Затягивающие на глубину (чхен).

    Поднимающие лекарства используются при тех состояниях, при которых синдром направлен вниз и наружу (недержание мочи, сперматорея, выпадения ануса, матки, висцераптоз, поносы).

    Опускающие лекарства используются при рвоте, одышке, икоте, то есть при том, что идет вверх и что можно увидеть выходящим из отверстия.

    Выводящие на поверхность лекарства используются при синдромах, когда все снаружи ушло внутрь и его надо вывести на поверхность. Например: высокая температура без пота, бред, внутренний огонь, отсутствие сыпи при кори.

    Заводящие вглубь используются при синдромах, при которых все выводится наружу и необходимо прекратить выделение (обильная потливость, слезотечение).

    Правило бусе. Травы, которые прибавляют, называются бу. Те травы, которые убирают плохие вещества, называются се.

    Как понимать термин: подходит к меридиану? Для китайской медицины важно, особенно для фитотерапии, к какому меридиану подходит данная трава, лекарство. Это означает, что эта трава или лекарство в данном меридиане и органе свое воздействие проявляет максимально. Например, синдром жара бывает в легких, печени, желудке, но для ликвидации этого патогенного начала (жара) используются различные лекарства. Например, при синдроме жара в легких используется кожура ствола шелковичного дерева, при синдроме жара желудка - гипс, а при жаре" печени - горечавка трехцветковая.

    Поэтому считается, что пять вкусов, четыре характера - это основа и принципы китайского траволечения, а четыре пути действия трав - куда и как воздействует трава. "Подхожесть" к меридиану - где действует лекарство максимально. Кроме этого, надо знать, обладает ли лекарство ядовитыми свойствами. Поэтому, используя принадлежность травы к тому или иному вкусу, характеру, пути действия, "подхожести" к меридиану, можно правильно ее использовать.
    Классификация методик действия лекарств
    1. Хан фа. Фа - методика. Хан фа - лечение через открывание пор.

    1) Шен вен тя бяо - лечение при помощи острых и теплых лекарств. Используется при наружном холоде, зимой. Например: ревматизм, грипп с ветром и холодом, острый гломерулонефрит, острая аллергия.

    2) Синь лянь тя бяо - лечение с помощью острых и прохладительных трав. Используется при наружном ветре и жаре (повышенная температура), крапивница, грипп без потливости, с жаром.

    При использовании данных методик необходимо спросить у больного, болит ли горло. Если имеется только озноб, боязнь холода, отсутствие потливости, то используют шен вэн тя бяо. Если присоединилась боль в горле и при осмотре отмечается его краснота, то холод проник уже внутрь и стал превращаться в жар. Для лечения надо использовать синь лянь тя бяо.

    Хан фа не используют при пустом жаре и холоде, пустоте чи и вообще при любой пустоте, то есть когда нет наружного синдрома. Например, высокая температура, но нет озноба, лихорадки, выделений из носа; при кровотечении, рвоте, тошноте, поносе. Лечить методом хан фа надо не больше 3-4 дней, так как может снизиться «Инь», и «Янь» перестанет выполнять свои функции.

    II. Ту фа. Лечение через рвоту. Используется при переедании, когда много яда внутри, при избытке жидкости, при бронхите с вязкой мокротой, когда она остановилась в горле и нет сил откашляться. Противопоказания к ту фа: слабый больной, кровотечения, беременность, старые люди.

    III. Шя фа. Лечение путем выделения через прямую кишку и мочеиспускательный канал.

    1) Холодные и горькие (хань шя) - используется для выведения полного внутреннего жара, с сыростью.

    2) Вэн шя - острые, теплые и жаркие. Лечение при полном внутреннем холоде (сильной боли), холодных конечностях, запоре, безвкусице. Пульс чин чхен. Язык влажный, тонкий, белый.

    3) Жун шя (лечение через размягчение). Прохладный, кислый, иногда соленый или сладкий. Используется при хроническом запоре у худых и старых людей, также у людей с бледным лицом, также при синдроме недостатка инь (инь шю) и синдроме недостатка крови (шюе шю).

    4) Жу шуэй (лечение через мочу). Холодный и горький. Используется при наличии остро возникшего синдрома задержки жидкости в организме ("плохой воды"); острый плеврит при повышенной температуре при диссеминированном туберкулезе, острый асцит, острый гломерулонефрит с сильными отеками. При лечении этим методом не должно быть пустоты чи.

    5) Джу ю. Горький и горячий или горький и холодный. Лечение через рассасывание остановившейся крови. При задержке месячных с болями или для проведения аборта, дисменорее, внематочной беременности.

    6) Кунь тань. Соленый или горький плюс холодный. Лечение путем изгнания мокроты через прямую кишку. Используется при остановке мокроты в окне сердца: шизофрения, острый психоз, эпилепсия, белая горячка.

    IV. Хэ фа. Кислый, нейтральный. Умиротворение, восстановление внутреннего порядка. Лечение используется:

    а) при синдроме нарушения чи печени (кан чи ю чи), а также при синдроме удара печени по селезенке (кан цси пу хэ);

    б) при синдроме шао ян чжин, то есть тогда, когда половина болезни находится снаружи, а половина - внутри.

    Симптомы: повышенная температура, озноб, боль в боках, тошнота, сниженный аппетит, сухость во рту, горечь во рту, головокружение (му шуэн). Часто больше поражается желчный пузырь. Пульс шуэн, язык толстый и желтоватый.

    V. Вэн хэ фа. Теплый и сладкий, можно жаркий, острый. Метод лечения путем внесения тепла человеку. Используется:

    1) При изгнании холода и внесении тепла в среднюю часть тела. Например: при синдроме пси вэй ян пуцу - пустой холод (язвенная болезнь).

    2) Изгоняют холод из меридианов и суставов, привнося туда тепло (ревматизм).

    3) Дают ян организму, даже когда ян полностью отсутствует. Например: при синдроме хуэй ян чжю (холодные конечности, пот), и приводят в чувство больного. Нельзя использовать при синдромах жара, пустого огня, недостатка инь селезенки, при беременности. Подходит к желудку, селезенке, а также используется для всего организма (делает бу).

    VI. Чин фа. Холодный, прохладный, горький. Методика путем изгнания жара. Применяется для:

    1) изгнания полного жара и полного внутреннего огня (холицистит, цистит, панкреатит);

    2) изгнания жара и яда (ли чи). Когда жар проникает в глубину, то он сжигает ткани. Например: при менингите, сепсисе, инфекционном эндокардите;

    3) изгнания жара крови. Например: когда после высокой температуры и потливости отмечается выделение крови из ушей, носа;

    4) дает инь и изгоняет пустой жар через этот инь. Например: при туберкулезе. Подходит к сердцу, печени, селезенке, легким, почкам (дает инь). Пояснение: при бронхиальной астме возрастает плохой инь селезенки, который подступает к легким в виде сырости и мокроты. А хороший инь селезенки очень слаб, и при даче гормонов в первую очередь уничтожает хороший инь, поэтому при лечении надо уменьшить острые лекарства, добавить нейтральные. Так же и при других похожих болезнях: гломерулонефрите, например.

    VII. Бу фа. Метод возбуждения.

    1. Бу чи. Сладкий и теплый. Когда отмечается уменьшение функции всех органов.

    2. Бу ян. Теплый (жаркий) и сладкий. Подходит к меридианам желудка, сердца, почек, селезёнки.

    3. Бу крови (бу шюэ). Холодный, прохладный + сладкий и кислый. Используется при синдромах малокровия.

    4. Бу инь. Прохладный, кислый, сладкий. Дает инь сердцу, почкам; печени. Примечание: если мы делаем бу крови, то необходимо сделать так, чтобы кровь двигалась (бу чи) путем дачи теплых лекарств.

    VIII. Цяо фа. Вкусы различные. Метод лечения путем выведения, размягчения и уменьшения. В основном используется для выведения мокроты, крови. Используется:

    1) при остановке крови и чи-женских заболеваниях (задержка месячных, боль, месячные в виде сгустков крови), синяках, циррозе печени, герпесе зостер, стенокардии;

    2) при переедании в виде ферментов помогают перевариванию пищи;

    3) когда необходимо развести мокроту и изгнать ее. Например: при бронхиальной астме, хроническом бронхите, лимфодените, при синдроме, когда вода почек заливает сердце (сердечная недостаточность);

    4) для уменьшения воспаления и изгнания гноя, например: при аппендиците, аднексите, мастите, флегмонах и др.

    IX. Син фа. Нейтральный, безвкусный. Методика изгнания сырости из организма медленным способом.

    Правила составления рецептов
    Бытует мнение, что знания трав достаточно для того, чтобы лечить болезни, но это не так. Смешивать травы без учета их взаимодействия нельзя. Хотя у каждой травы есть свой xaрактер, вкус и соответствие (подход) тому или иному меридиану, в то же время одним лекарственным составляющим можно лечить лишь простые и несложные (односиндромные) болезни, а для более сложных болезней необходим сбор трав по конкретным правилам. Если мы хотим, чтобы лекарство подействовало, то необходимо увеличивать дозу, что, в свою очередь, ведет к токсичности при неконтролируемом приеме. Поэтому нельзя сразу использовать большое количество одной травы. Например: женьшень дает чи, а если дать его большое количество, то появятся побочные действия в виде головокружения, повышенного давления, сердцебиения. Бывают даже смертельные случаи, поэтому, если имеется комбинация различных синдромов, то используют рецепты, которые содержат более двух составляющих.

    Каждое составляющее готового лекарства имеет свое название и соответствует одному из четырех ниже перечисленных названий:

    1. Джун яо - основное составляющее, определяет действие всего рецепта, то есть действует на основной синдром и основную причину заболеваний. Оно обязательно включается в рецепт.

    2. Чэн яо - помогает основному составляющему осуществлять свои функции. Включается в рецепт не всегда. Если функция основного лекарства сильная, то оно не включается, если же слабая - включается обязательно.

    3. Цуо яо - помогает основному лекарству лечить не только основной синдром, но и второстепенные проявления болезни (например, головная боль при кашле), а также используется при жалобах, не входящих в основной синдром (то есть имеется второстепенный синдром).

    4. Шы яо - несет две функции:

    а) помогает основному лекарству воздействовать на тот или иной меридиан (точку приложения);

    б) гармонизирует составляющие рецепта между собой (мягкое действие). Цуо яо не обязательно, если имеется только основной синдром, который убирается основным лекарственным составляющим. Шы яо не используется, если точка приложения основного лекарства известна, и оно хорошо само оказывает эффект.

    При составлении рецепта для конкретных синдромов учитываются также следующие правила:

    1. Тань шин - используется в рецепте только одна трава, когда симптом достаточно простой. Например, только дисменорея. И хорошо излечивается этот симптом с помощью одной травы (пустырника).

    2. Шян шю - используют две травы, близкие по механизму действия для усиления их взаимодействия. Например, хвойник хвощевидный и коричник китайский используются вместе при гриппе с ветром и холодом, так как оба открывают поры и изгоняют ветер и холод.

    3. Шан шы - одно лекарство играет основную роль, второе - вспомогательную. Используется в том случае, когда основному лекарству необходима помощь со стороны другого лекарства, необязательно с таким же механизмом действия, для его усиления. Например, пион и солодка. Действие пиона усиливается (дает инь печени), снижается боль.

    4. Шян вэй - если лекарство содержит яд, то используется противоядие для усиления действия других веществ, входящих в это лекарство. Например, пиннелия тройчатая содержит яд, а имбирь снимает яд, вследствие чего проявляется хорошо действие пиннелии. Например, при отрыжке, мокроте, а яд нейтрализуется.

    5. Шян ша - с помощью лекарства полностью убираются ядовитые действия других лекарств. Например, солодка полностью убирает яды различных составляющих лекарства.

    6. Шян ву - одно лекарство уменьшает действие другого составляющего, так как по механизму действия ослабляет его действие. Например, корень женьшеня уменьшает свое действие при одновременном приеме его с семенами редьки.

    7. Шян фан - не используют лекарственные составляющие, которые, проникая в организм, соединяясь, дают яд. Например, солодка, принимаемая с молочаем, дает отравление организма. При приеме солодки необходимо исключить свинину. При приеме мяты не употребляют съедобную черепаху, при приеме пиона кустарникового исключают чеснок, отменить уксус при приеме шалфея, не есть мед вместе со свежим луком.

    По мнению многих авторов, китайская медицина нуждается в западной медицине и её методике, чтобы достигнуть полной научности (полной терапевтической надёжности). С другой стороны, западная медицина нуждается в привитом с помощью китайской медицины диалектическом мышлении и понимании того, что можно было бы обозначить философским понятием «единства окружающей действительности». Что это понятие единой реальности получило признание также и у современной естественной науки, нашло недавно отражение в труде западногерманского физика и философа Карла-Фридриха фон Вайцзеккера «Единство Природы» (Мюнхен 1971 г.). Понятие «целостная медицина», всё еще не принимаемая многими медиками на Западе, получает при этом новый смысл. «Единство природы» или единство действительности создаёт обрамление для новой мировой медицинской науки, которая, являясь, с одной стороны, целостной медициной, удовлетворяет, с другой стороны, требованиям современных естественных наук. Эта новая медицина явилась бы результатом диалектического процесса, при котором из современной западной медицины в качестве тезиса и традиционной китайской медицины в качестве антитезиса возникает, как синтез, новая медицина.
    Вопросы для повторения

    1. Назовите основные этапы истории Древнего Китая.

    2. Философские основы китайской медицины. Даосизм, конфуцианство.

    3. Две противостоящие субстанции «Инь» и «Янь», их взаимодействие и борьба.

    4. Теоретические основы китайской медицины. Теория «Чжан-фу».

    5. Китайская диагностика, общие правила китайской медицины.

    6. Лечебный метод иглоукалывания и прижигания, его особенности и история становления.

    7. Происхождение фитотерапии в Китае. Методы приготовления лекарств.

    8. Правила приема лекарств.

    9. Дайте характеристику четырех характеров действия и пяти вкусов лекарственного растения, исходя из принципов китайского траволечения.

    10. Что такое «пути действия» трав? Назовите правило «Бу-Се».

    11. Арсенал лекарственных средств китайской фитотерапии.
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


    написать администратору сайта