Главная страница
Навигация по странице:

  • Страна пирамид и ее вклад в мировую культуру

  • Мифо-религиозные истоки древнеегипетской медицины. Боги — покровители врачевания

  • Бог ТОТ (Джехути) — защитник, исцелитель «фармаци»

  • Рис. 2. Боги — покровители медицины в Древнем Египте

  • Рациональное и иррациональное в медицине Древнего Египта

  • Врачебное сословие в египетском обществе

  • Теория и практика египетской медицины

  • Вопросы для повторения

  • ђ §¤®абЄ п €.Њ., ™ ўҐ« ў ‘.Џ. ЋзҐаЄЁ Ёбв®аЁЁ д а¬ жЁЁ. ‚лЇгбЄ ЇҐ. Учебное пособие для студентов фармацевтических факультетов высшей медицинской школы Курск 2006


    Скачать 1.33 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов фармацевтических факультетов высшей медицинской школы Курск 2006
    Дата05.09.2021
    Размер1.33 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлађ §¤®абЄ п €.Њ., ™ ўҐ« ў ‘.Џ. ЋзҐаЄЁ Ёбв®аЁЁ д а¬ жЁЁ. ‚лЇгбЄ ЇҐ.doc
    ТипУчебное пособие
    #229638
    страница8 из 18
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   18

    III. Древний Египет:

    от ритуала похорон к науке исцеления



    1. Страна пирамид и ее вклад в мировую культуру.

    2. Мифо-религиозные истоки древнеегипетской медицины. Боги — покровители врачевания.

    3. Рациональное и иррациональное в медицине Древнего Египта.

    4. Положение врачей в египетском обществе.

    5. Теория и практика египетской медицины.
    Литература
    Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. М., 1999.

    Васильев Л.С. История Востока. Т. 1. М., 1993 (Глава 6 «Древний Египет»).

    Жак К. Египет великих фараонов. М., 1991.

    История Древнего Востока (Передняя Азия и Египет). Ч. 2. М., 1988.

    Картер Г. Гробница Тутанхамона. М., 1959.

    Керам К. Боги, гробницы, ученые. М., 1960.

    Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М., 1976.

    Культура древнего Египта. М., 1976.

    Монтэ П. Египет Рамсесов. М., 1989.

    Морэ А. Цари и боги Египта. М., 1998.

    Рак И.В. Мифы Древнего Египта. М., 1993.
    Страна пирамид и ее вклад в мировую культуру
    Египет — сравнительно узкая полоса орошаемой земли, протянувшаяся среди необозримых песков в нижнем течении Нила, снабжающего ее водой и плодородным илом во время своих периодических разливов. Поэтому эту страну и называют нильским подарком людям. Здесь свыше шести тысячелетий назад расцвела одна из самых древних и удивительных цивилизаций мира.

    Собственное имя страны, лежавшей в долине Нила, было Та-Кемет — «черная земля» (темная, потому что орошаемая, возделываемая — в противоположность бесплодной красной земле окрестной пустыни). Название «Египет» появилось после прихода сюда греков и происходит от их слова «Aigyptos» (видимо, от искаженного Хеку-Пта — название священного города Мемфиса, где располагались старейшие храмы и пирамиды).

    К IV тыс. до н. э. в результате смешения протосемитских, берберских и кушитских племен, вперемешку населявших долину Нила с X тыс.
    до н. э., образовалась этнополитическая общность (древнеегипетская народность), составившая коренное население Древнего Египта (ныне, после арабского завоевания Египта в Средние века, прямыми потомками древних египтян считают коптов). К этому времени здесь завершился процесс расслоения общин, выделения родоплеменной знати и превращения вождей племен в царьков; возникли первые примитивные государственные образования (номы).

    В течение длительного периода в долине Нила сосуществовали два протогосударства: Южный (Верхний) Египет (от последнего — пятого порога до первого рукава дельты Нила) и Северный (Нижний) Египет (разветвленная дельта Нила). В конце IV тыс. до н. э. они были объединены в двуединое царство. Список его правителей, согласно устной традиции, начинается с легендарного Менеса — основоположника I династии (Царского Дома). За следующие три тысячелетия тут сменилась 31 царственная династия. Они различались не столько по семейному родству своих представителей, сколько по району их происхождения.

    Престол верховных правителей — фараонов передавался чаще всего по женской линии, так что законным царем считался тот, кто был женат на царевне. Поэтому нередкими были браки фараонов с родными (чаще всего сводными) или двоюродными сестрами.

    Самобытная история Древнего Египта продолжалась и после утраты им политической независимости в связи с завоеванием Александром Македонским. Представители династии Птолемеев, воцарившейся там после его смерти (и до 30 г. до н. э.), изображали себя наследниками фараонов. Римляне превратили Египет в житницу Италии — из этой провинции они вывозили львиную долю хлеба. В 395 г. н. э., после распада Римской империи, эта страна превратилась в одну из провинций Византии. А в 640-х гг. Египет завоевали арабы, и он вошел в состав их Халифата, став с тех пор частью арабского мира и его культуры. С начале XVI в. Египет — часть Турецкой империи.

    Слова «фараон» связано с этикетным и магическим запретом упоминать о царе прямо; о нем говорили «[тот, кто] в большом доме». В европейские языки этот термин проник через Библию, где описан египетский плен иудеев. Для медицинского обслуживания пышного двора фараонов требовались, среди множества чиновников прочих рангов, и врачи. Они же обычно сопровождали многочисленные походы фараонов — военные, торговые, инспекционные экспедиции по Нилу 18[18].

    Весьма глубокие и разносторонние для Древнего мира знания египтян вырастали из практического опыта — деятельности трудолюбивых крестьян, ремесленников, путешествовавших по всем сторонам света торговцев. После объединения районов (номов) Египетской долины в одно государство его правящую элиту составляют многочисленные чиновники и, в особенности, жрецы.

    В IV тыс. до н. э. здесь началась обработка меди, появилось гончарное, ткацкое и керамическое производства, открыт рецепт изготовления фаянса; с III тысячелетия до н. э. выделывается стекло; во II тысячелетии до н. э. входят в употребление сначала бронза, а затем железо. Экспортируемые отсюда украшения (бусины в виде скарабеев, сфинксов и т.п.) находят за тысячи километров от Африки, в том числе на территории Восточной Европы, вплоть до Прибалтики; даже в Сибири.

    Своеобразным центром древнеегипетской политики и наиболее концентрированным выражением культуры этого народа стали монументальные сооружения в честь фараонов — их гигантские статуи и усыпальницы-пирамиды. Они представляют собой традиционные в Северной Африке, но многократно увеличенные надгробия прямоугольных очертаний (мастаба — скамья). Погребальные камеры и всевозможные хранилища заупокойного инвентаря располагались не в самих пирамидах, а глубоко под землей; к ним вели вертикальные шахты. Для обмана кладоискателей многие такие ходы делали тупиковыми. Пирамиды располагались в центре целых «городов мертвых» — вокруг каждой большой пирамиды сооружались меньшие — для родственников и приближенных фараона, а также многочисленные подземные тайники-хранилища разного рода запасов для комфортной жизни на том свете. Фараонов и их знатных приближенных после смерти мумифицировали, благодаря чему их тела в сухом климате Египта хорошо сохранились вплоть до наших дней.

    Находки археологов, музейные коллекции из таких некрополей — важнейший источник изучения древнеегипетской культуры, включая медико-фармацевтическую.

    Египтяне стремились сохранить тела своих покойников, в первую очередь знатных, чтобы обеспечить их жизнь на том свете. Из трупа удалялась часть внутренностей; затем он заворачивался в просмоленные и пропитанные гипсом ткани. Процедура изготовления мумий со временем усложнялась и в общей сложности занимала несколько месяцев. Внутренности либо помещались в особые сосуды (канопы) для сохранения в той же гробнице, либо вкладывались после консервации на свои места; либо заменялись на муляжи-амулеты. Многочисленные амулеты вкладывались также во все разрезы на теле. У некоторых мумий отчленена и вновь пришита голова; у других отсечены и вложены в грудную клетку стопы (наверное, для того, чтобы покойник не осквернил пол загробного судилища). Чтобы обмануть грабителей пирамид, в некоторые гробницы помещали мумии (или их части) посторонних лиц, а останки знатного покойника прятали более тщательно.

    Подобная технология изготовления мумий обеспечила сохранность большинства из них на протяжении тысячелетий. Многие мумии до сих пор сохраняют эластичность и пригодны для различных медико-биологических исследований, которые показывают, чем на самом деле болели и как лечились древние египтяне.

    В связи со столь масштабным отправлением культа предков сформировались основные черты древнеегипетской культуры, определенный художественный стиль. Необходимой составной частью такой ритуальной практики служили медицина и фармация. Процедура мумификации требовала некоторых представлений в области анатомии и физиологии; использования полезных свойств растений, минералов, смол; многих других технических приемов, которые имели отношение и к лечению живых людей.

    Сооружение одной из первых больших пирамид — в честь фараона Джосера проводилось по проекту его главного советника — архитектора, врачевателя и вообще мудреца Имхотепа (XXVIII в. до н. э.). Греки потом отождествляли его с богом врачевания Асклепием.

    К титаническому труду по возведению пирамид привлекались не только многочисленные рабы, но и крестьяне, покидавшие свои поля на время отлива Нила. Найдены папирусы с записями древнеегипетских чиновников о забастовках строителей пирамид, не получивших вовремя чеснок для питания. Заготовка огромных каменных блоков в окрестных горах, их перевозка по суше и по реке, методичная укладка с помощью блоков, шкивов и рычагов согласно чертежам проектировщиков — вовсе не чудо, не при чем тут и всякие фантастические версии, гуляющие по страницам развлекательной литературы.

    Пирамиды — памятник первоначальному развитию инженерной, технологической мысли и титаническому труду тысяч рабочих и сотен организаторов этого гигантского производства, длившемуся десятки лет на каждом объекте.

    По-видимому, не позднее IV тыс. до н. э. появились египетская письменность — иероглифическое письмо (от греч. слов hieros — жрец + glyphe — резьба). Наиболее ранние из дошедших до нашего времени памятников древнеегипетской литературы датируют XXXII в. до н. э.

    Интересным подтверждением тому, что все упоминавшиеся источники являются компилятивными, служат высказывания древних египтян:
    «Молодые, строптивые, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычая не признают. Никто их не понимает, и они не хотят, что бы их понимали. Несут миру погибель и станут последним его пределом.»

    Надпись на гробнице фараона (3500 лет до н. э.)

    «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не так далек.»

    Древний Египет (2000 лет до н. э.)
    Ряд сюжетов фольклора и эпоса разных народов мира впервые встречается в египетских текстах, что свидетельствует о древности и оригинальности древнеегипетских литературных традиций и о влиянии культуры Древнего Египта на развитие культуры многих других стран.

    Изучение древнеегипетских текстов началось сравнительно недавно, после того как французский ученый Ж.Ф. Шампольон разгадал тайну этого иероглифического письма. 14 сентября 1822 г. он установил наличие среди иероглифов фонетических знаков, а первое сообщение о своем открытии сделал 27 сентября 1822 года в Академии наук Франции. Этот день принято считать днем рождения научной египтологии.

    Открытие Шампольона было связано с изучением надписей на двуязычном Розеттском камне, найденном офицером наполеоновской армии в 1799 г. при рытье окопов у города Розетта в Египте. Получив от Шампольона «ключ» к многочисленным текстам на стенах пирамид, гробниц и папирусных свитках, неплохо сохранявшихся в сухом египетском климате, историки узнали о жизни страны пирамид гораздо больше, чем о любом другом регионе Древнего мира.

    До расшифровки древнеегипетского письма единственными источниками по истории Древнего Египта и его медицины были сведения греческого историка Геродота, египетского жреца Манефона, изложенные на древнегреческом языке, а также произведения греческих писателей Диодора, Полибия, Страбона, Плутарха и других, побывавших в Стране пирамид и пересказавших ее предания.
    Мифо-религиозные истоки древнеегипетской медицины.

    Боги — покровители врачевания
    Религия играла большую роль в жизни древних египтян. Она отличалась явным уклоном в тотемизм — их боги своим обликом напоминали и человека, и зверя. Одним из символов египетской культуры стал скарабей (греч.) — жук, почитавшийся как олицетворение бога утренней зари Хепри. Порой его изображали в виде человека с головой в виде жука. Предметом особого культа египтян были змеи. Богиня-змея — кобра Уаджит (Зеленая), покровительница Нижнего Египта — почиталась как защитница от всех врагов. Она входила в состав царской эмблемы — урея и изображалась на головном уборе фараона как покровительница царской власти наряду с соколом, пчелой и коршуном. На амулетах эта богиня часто помещалась рядом со стилизованным глазом Уджат (священное око). Этот символ в египетской мифологии принадлежал богу-соколу Гору. Он — сын верховных божеств Исиды и Осириса - почитался как властелин неба и воздуха и изображался в виде сокола или человека с головой сокола. Искусство врачевания он воспринял от своей матери богини Исиды, которая считалась изобретательницей магического врачевания и покровительницей детей. Она олицетворяла материнство и оплодотворенную природу. Лекарства, носившие имя Исиды, были известны даже в Древнем Риме и упоминаются в книгах Галена (II в. н. э.) (рис. 2).

    Супруг (и брат) Исиды, потомок бога солнца Ра — Осирис почитался как бог загробного мира и плодородия (символ умирающей и воскресающей природы) и изображался в виде ожившей мумии. Другим владыкой древнеегипетского некрополя считался бог бальзамирования Инпу — изобретатель мумификации, приготовивший, согласно преданию, первую египетскую мумию — Осириса. Бог Анубис изображался в виде черной собаки или шакала, а также в образе человека с головой шакала.

    Среди главных божеств Древнего Египта, имевших отношение к врачеванию, находился бог письма и прочих знаний Тот (Джехути). Он изображался в виде человека с головой птицы ибиса или в образе павиана (и тот и другой — символы мудрости в Египте). Согласно преданию, Джехути разделил человечество по языкам и изобрел письменность, придумал математику и астрономию, религиозные обряды, музыку и врачевание природными средствами; ему приписывалось составление самых древних египетских медицинских текстов.

    В противоположность деспотичному Вавилону, Египет был более открыт окружающему миру. Традиции врачевания в древнем Египте складывались в тесном взаимодействии с медициной Древней Месопотамии. В свою очередь, египтяне оказали большое влияние на становление медицины Древней Греции, считающейся предшественницей современной медицины.








    ОСИРИС





    ИСИДА




    ГОР




    Бог ТОТ (Джехути) — защитник, исцелитель «фармаци»





    муж




    жена, сестра




    сын





    Рис. 2. Боги — покровители медицины в Древнем Египте

    Впервые о существовании медицинских трактатов в Древнем Египте говорится в записи на стене гробницы Уаш-Птаха — главного архитектора царя V династии Неферирка-Ра (XXV в. до н. э.). В этой же надписи приводится клиническая картина скоропостижной смерти архитектора, которая, по современным представлениям, напоминает инфаркт миокарда или инсульт мозга.

    Древнейшие медицинские трактаты Египта были написаны на папирусах. До наших дней эти тексты не сохранились, и мы знаем о них лишь по свидетельству древних авторов. Так, жрец Манефон сообщает, что Атотис (второй царь I династии) сочинил медицинский папирус о строении тела человека. В настоящее время известно около 10 более поздних папирусов, полностью или частично посвященных врачеванию. Все они являются списками с более ранних трактатов. Самый старый дошедший до нас медицинский папирус датируется примерно 1800 г. до н. э. Один его раздел посвящен ведению родов, а другой - лечению животных. В то же время были составлены IV и V папирусы из Ромессеума, в которых описаны приемы магического врачевания. Наиболее полные сведения о медицине Древнего Египта дают два папируса, датируемые примерно 1550 г. до
    н. э., — большой медицинский папирус Г. Эберса и папирус по хирургии
    Э. Смита. Оба папируса, по-видимому, написаны одним лицом и являются копиями более древнего трактата, не сохранившегося до наших дней. Египтологи допускают, что его автором был уже упоминавшийся нами легендарный врач Имхотеп, живший в начале III тыс. до н. э. Впоследствии египтяне обожествили Имхотепа.
    Рациональное и иррациональное в медицине Древнего Египта
    Вавилонская и древнеегипетская культура имеют много общих черт. Поэтому древнеегипетская медицина, особенно поначалу, в главных чертах схожа, несмотря на отличия в подробностях, с медициной вавилонян. Самые древние папирусы, возникшие в эпоху древнего царства и относящиеся таким образом к III тыс. до н. э. (уже упоминавшиеся «ветеринарный» и «гинекологический» папирусы из Кахуна), представляют собой, в общем, простые сборники рецептов с краткими описаниями болезней. Они похожи на шумеро-вавилонские рецепты на глиняных таблицах. И те, и эти в целом свободны от религиозно-мистических формул, дают ясное описание болезненных симптомокомплексов и содержат простые, но вместе с тем рациональные способы их лечения.

    Следующая эпоха — Среднего царства явно меняет характер египетской медицины. Положение медицины в эту эпоху лучше всего демонстрируется известным «папирусом Эберса»; этот папирус написан, правда, только около 1550 г. до н. э., но прототип его несравненно более древнего происхождения. По документу заметно вторжение в медицину религиозных представлений; хотя ее основа остается все-таки эмпирической.

    Начиная примерно с 1500 г. до н. э., то есть с переходом к новому царству суеверные представления занимают все больше и больше места в египетской медицине. Об этом красноречиво свидетельствует папирус Бругша, в котором много места отводится магическим процедурам.

    Наконец, с началом I тыс. до н. э. эмпирия почти совершенно исчезает из египетской медицины, уступая место грубым суевериям. Хотя и медицинская литература цветущего периода египетской истории имела, как это видно из папируса Эберса, компилятивный характер, повторяя предписания и объяснения более древних времен. Книги такого рода могли, конечно, служить руководством для древнеегипетских врачей. С нашей точки зрения, им явно недостает критического отношения к делу. Кроме того, настоящие авторы этих текстов - в тени безапелляционных поучений, приписывавшихся божествам. Впрочем, дух незыблемой традиции пронизывал всю египетскую культуру. Поэтому и для врачевателей служило вопросам чести придать своим суждениям возможно больший авторитет, связывая их с божественными вещами и подкрепляя ссылками на стародавние времена.

    Экзотика египетских древностей породила множество реальных и мнимых сенсаций, связанных с их поисками и находками, кражами и реконструкциями. Самая знаменитая экспедиция в Страну пирамид была организована лордом Карнарвоном и археологом Говардом Картером. Им удалось открыть уникальную по своему богатству гробницу фараона Тутанхамона. Со временем руководители и некоторые члены той экспедиции умерли. Журналисты «желтой прессы» объявили их кончины «проклятием фараона», результатом отравления некими микробами, бывшими в той гробнице. Эта версия не имеет под собой фактических оснований.

    Кроме научных раскопок, тщательной реставрации находок из пирамид, их музейного хранения и экспонирования, уже много столетий в Египте процветает так называемая «черная археология» — подпольный грабеж подземных гробниц и спекуляция украденных оттуда редкостей.

    Нам стоит отметить фармацевтическую составляющую этого сомнительного ремесла. А именно, большим спросом на «черном рынке» с давних времен пользуется та черная смола, с помощью которых древние египтяне бальзамировали тела умерших. Эту затвердевшую массу соскабливают с мумий (их черепов, костей, внутренних полостей) и перерабатывают для сбыта в качестве лекарства, известного как «мумиё». Слово «мум» было заимствовано арабами из персидского языка для обозначения минеральной смолы, по-гречески именуемой асфальтом. С древних времен это вещество использовали как чудодейственное средство против разных недугов. В действительности, так назывались сразу несколько с виду похожих своей пластичностью, но разных по происхождению и свойствам субстанций природного происхождения.

    Египетские врачи издавна применяли темное вещество для заживления ран, против сыпи на коже. Стремясь развить явные успехи в применении асептического медикамента, они с помощью разных добавок к нему составили мазь и микстуру, применяемые против всевозможных хворей. В результате столь модное и редкое лекарство стало предметом спекулятивного экспорта из страны пирамид. Его охотно покупали арабы, греки, затем европейские медики Нового времени. Для добычи «земляной смолы» по долине Нила рыскали целые артели грабителей фараоновых гробниц.

    Из-за ажиотажного спроса изготовление мумиё приобрело откровенно дикие формы: похищенные из любых могил (в том числе казненных преступников, рабов, жертв эпидемий) трупы предприимчивые египтяне вываривали до тех пор, пока не выделялась маслянистая жидкость, пригодная для расфасовки по склянкам. Покупатели перестали различать природное лекарственное средство, открытое в античности, и отвратительную смесь из «фармацевтических салотопок».

    Многие здравомыслящие медики выступали с разоблачениями столь явного шарлатанства. Так, парижский торговец лекарствами Пьер Поме иллюстрировал свою работу «Всеобщая история аптекарского дела» (1694) гравюрами с изображением отвратительного способа переработки трупов. Однако и короли, и простолюдины продолжали искать «чудодейственный препарат египетских волшебников». Хотя пик увлечения этим сомнительным снадобьем в Европе пришелся на суеверные XV–XVIII вв., но в некоторых американских аптеках до сих пор можно приобрести унцию-другую «настоящего мумиё» из египетских мумий 19[19].
    Врачебное сословие в египетском обществе
    Врачи в качестве особого сословия появились в Египте со стародавних времен. Первоначально медициной, по-видимому, занимались сельские знахари. Они, вероятно, составляли своего рода касту с иерархическим членением, так как нам известен один «старший врач», живший во время пятой династии фараонов. В развитый период египетской истории врачебное искусство, как и в Вавилоне, перешло в руки жрецов. Как именно организовывалось сословие врачей, мы в точности не знаем. Одни источники утверждают, что каждый жрец одновременно был и врачом; по мнению других, врачи входили в состав жреческой касты, но как одна из ее групп. Число врачей было довольно велико, поскольку в источниках они упоминаются по самым разным поводам и в разнообразных житейских ситуациях — мирных и военных, в городах и в деревнях, на родине и в заграничных походах.

    Уже в очень ранние эпохи среди египетских врачевателей наблюдалась далеко идущая специализация. По Геродоту, были врачи, лечившие только глаза, другие занимались лечением страданий головы; особо практиковали зубные врачи, врачи по болезням живота, а также врачи, специализировавшиеся на лечении определенных внутренних органов.

    Общественное положение египетских врачей немногим отличалось от того, что творилось с этим сословием в Шумере и Вавилоне. Будучи жрецами, целители входили в корпус чиновников фараона и получали определенное содержание из храмовых средств. Специальное образование им давали в школах, состоявших при храмах. Наибольшей известностью пользовались медицинские школы в Мемфисе и Фивах.

    Высокое положение врачей в египетском обществе определялось не столько их врачебной деятельностью, сколько умением облекать все свои профессиональные действия в церковно-религиозные формы. Благодаря этому из трех основных групп — врачей-терапевтов, хирургов и заклинателей демонов, на которые делилось сословие врачей-жрецов, представители последней в период процветания Египта занимали первое место.

    До нас дошло много сведений о знаменитых в Египте медицинских школах, однако о выдающихся врачах (после обожествленного Имхотепа) папирусы молчат. Личности врачевателей, как и почти всех остальных чиновников, надо полагать, растворились в общей массе слуг фараонов. Этот факт, наряду с другими особенностями египетской культуры, способствовал застою египетского врачебного искусства.
    Теория и практика египетской медицины
    Как уже отмечалось, египетская медицина похожа на шумеро-вавилонскую своей традиционностью, авторитарностью, анонимностью, но отличается от нее стремлением к выработке общих предпосылок для практической деятельности врачей. Как и в других цивилизациях Древнего Востока, у египтян знаний о строении и функциях человеческого тела накопилось еще очень мало. Редкую для древних времен возможность изучать строение тех частей тела, которые вскрывались при бальзамировании (органы груди и живота), египетские врачи использовали мало. Причиной этого служил, по-видимому, религиозный страх, блокировавший обстоятельное и более подробное вскрытие тела. Тем не менее строение органов груди и живота египтяне более или менее изучили. Что же касается устройства прочих мышц, костей, сосудов, нервов и т.п. анатомических элементов, то в их отношении господствовали совершенно произвольные представления. Это ясно видно из того отдела папируса Эберса, который носит заголовок «Тайная книга врача, учение о ходе сердца и учение о сердце» и начинается своего рода анатомо-физиологическим очерком.

    Учение о болезнях у египтян схоже во многих отношениях с шумеро-вавилонскими представлениями на этот счет. Оно слагается из различных понятий. Выше всего находится воля богов — в глазах древних людей причина всякого заболевания; при тех или иных страданиях зловредную роль играют различные демоны, овладевающие больным. Очень существенное значение в происхождении болезней и здесь принадлежит «червям», причем определенные паразиты вызывают соответствующие болезни. Причем «червь» представлялся египетскому врачу не символом болезни, но вполне реальной причиной ее. Другие причины болезней кроются, на их взгляд, в разного рода отклонениях от нормального образа жизни, в особенности же плохом по набору продуктов или чересчур обильном питании.

    Сам патологический процесс египтяне рассматривали как результат изменения различных составных частей тела. Среди них видное место принадлежит крови (в будущем — «гуморальный подход» к делу врачевания), но высшим принципом выступала «пневма». Так называли в древности содержащееся в воздухе невидимое вещество; с вдыхаемым воздухом оно поступает в легкие, оттуда в сердце, а из сердца по артериям, наполненным, по представлениям египтян, исключительно этим веществом, разносится по всему телу. Здоровье сохраняется лишь до тех пор, пока свойства крови и пневмы остаются нормальными. Болезни представляют собой результат изменения этих двух веществ, во многих случаях имеющего характер гниения.

    Обоим этим принципам - и гуморальному, и пневматическому - суждено было стать основами позднейших — античных и средневековых взглядов на происхождение болезней.

    Как видно, в древнеегипетских представлениях о болезнях и борьбе с ними содержится некое зерно истины. Хотя клинические картины болезней редко совпадают с нынешними, но, взятые сами по себе, они ясно очерчены, отграничены от других. Так что врач того времени мог пользоваться ими как основой для своих терапевтических действий.

    Так, в папирусе Эберса говорится: «Если ты исследуешь человека, страдающего запором, ты находишь у него следующее: он испытывает неприятные ощущения, когда принимает пищу, его живот увеличивается в объеме, сердце утомляется при ходьбе, как у человека, страдающего воспалением заднего прохода; заставь больного лечь и исследуй его. Если ты найдешь, что его тело горячо, а живот тверд, скажи ему: у тебя болезнь печени. Назначь ему тайное растительное средство, чтобы опорожнить его живот. Если после того, как это произошло, ты найдешь, что правая сторона его живота горяча, а левая холодна, скажи больному: твоя болезнь находится на пути к излечению; она пожирает сама себя. Посети больного снова. Если ты найдешь все тело холодным, скажи так: твоя печень очистилась, лекарство пошло тебе на пользу».

    Аналогичным образом описывается целый ряд других болезненных состояний. Большей частью, впрочем, автор медицинского папируса считает, что достаточно только назвать болезнь или перечислить важнейшие ее симптомы.

    Как видно, древнеегипетские описания болезней основываются на разносторонней симптоматологии, которая могла быть разработана лишь в результате хорошо развитого наблюдения.

    В диагностике египтян налицо важнейшие основы вполне рациональных методов исследования. Таких как осмотр, ощупывание и выслушивание.

    Первым методом египетский врач пользуется, чтобы установить изменения формы, окраски и положения наружных частей тела, кожи, волос, ногтей, а также мочи и других выделений.

    Далее, ощупывание, наиболее детально разработанное в отношении органов живота, имело целью распознание всех отклонений от нормы, касавшихся консистенции, положения, формы, температуры и т.д. Всё в том же папирусе Эберса говорится, в частности: «Если ты определишь в любой части тела больного опухоль и найдешь, что под твоими пальцами, при покойном положении руки, в ней происходят колебательные движения, делай то-то и то-то».

    Выслушиванием также пользовались как методом исследования, так как выражение «ухо слышит здесь» другого толкования не допускает.

    Что касается методов лечения, то и здесь приходится констатировать смешение рационально-эмпирических элементов с суевериями и богословием. Однако сугубо обрядовые действия египетских врачей напоминали скорлупу, под которой скрывались вполне разумные, основанные на опыте, назначения; религиозный элемент лишь подкреплял их, действуя посредством внушения. Египетский врач не мог отказаться от религии своего народа, ведь он принадлежал к жреческой касте.

    Принципы, на которых строилась египетская терапия, в дошедших до нас источниках нигде подробно не излагаются. Но они ясны из многочисленных назначений и соответствуют представлениям о сущности болезней, которые господствовали у египтян.

    Чаще всего способы лечения имеют целью выделение из тела образовавшихся в нем «гнилостных» веществ и состоят из средств, вызывающих рвоту, опорожнение кишечника, мочеотделение и потение, чтобы таким образом изгнать из тела «дурную» кровь. Во всех такого рода мероприятиях усматривается практический вывод из гуморально-патологических воззрений древних целителей.

    В других методах лечения, ставивших своей целью возбуждение отрыжки и отход газов, т.е., иными словами, выделение «испорченного» воздуха, нетрудно видеть практический вывод из пневмо-патологических взглядов.

    Наконец, третья группа мероприятий направлена против действительно находящихся в теле паразитов из животного царства или же против воображаемых «червей».

    Арсенал лекарственных средств, применявшихся египетскими врачами, очень богат. Наряду с множеством, по нашим представлением, совершенно бесполезных средств, среди которых были даже снадобья из испражнений, мы находим здесь же много действительно ценных веществ, употребляемых и в наши дни. Таковы, например, латук, полынь, мак (опий), касторовое масло, кора гранатового дерева, стрихнин, соли натрия, меди и цинка, шпанские мушки, различные сорта животных жиров и многое другое из даров природы.

    Разнообразием отличались не только лекарственные вещества, но и способы их приготовления и назначения. В Египте применялись простые и сложные вытяжки, отвары, кашицы, мази, пасты и т.п. лечебные субстанции. Снадобья шли в дело в виде питья, клизм, полосканий, промываний, втираний, впрыскиваний, компрессов, окуривания.

    Форма египетского рецепта чем-то напоминает современную. Лекарство нередко состоит из вещества - основного, вспомогательного и корригирующего вкус (ароматизатора).

    Для примера приведем записанный на папирусе рецепт слабительного: «Полыни 1/3 dena; фиников 1/3 dena; пива горького 1/2 dena; хлебного теста 1/8 dena; пальмового вина 1/3 dena; ослиного молока 1 dena; вскипятить, процедить и принимать в течение четырех дней».

    Предписания египетских врачей относительно времени приема лекарств и других особенностей назначения отличались подробностью. При определенных болезнях практиковались целые курсы лечения, состоявшие из ряда мероприятий, распределенных по дням болезни. Так, лечение острой болезни состояло в однодневном подготовительном и четырехдневном главном лечении.

    Как и в случае с целительской практикой в Месопотамии, в Египте были специалисты по приготовлению и продаже лекарств. Имелись также склады лекарств, здесь же и готовили лекарства.

    О хирургии в Древнем Египте мы, к сожалению, знаем не много. Судя по принципам лечения ран, можно думать, что эта область не уступала консервативной медицине. На отдельных стадиях ранений применялось различное лечение. «Чистые» и «загрязненные» раны лечились различно; обращалось внимание и на своеобразие ран в зависимости от положения их на различных частях тела.

    Более точные сведения имеются у нас только по вопросу о лечении опухолей, так как этому вопросу папирус Эберса посвящает особый отдел. Лечение было различным в зависимости от места положения опухоли и ее характера. Наряду с операционным ножом, употреблялось и прижигание — отчасти для разрушения опухоли, отчасти - как дезинфекция после кровавого удаления. Свои оперативные действия египетские хирурги обильно сопровождали заклинаниями. За отсутствием литературных сведений нельзя определенно сказать, производились ли египтянами большие операции, и если да, то какие именно. Судя по находкам археологов, хирургический инструментарий у египтян был относительно богат — факт, позволяющий сделать известные заключения относительно характера производившихся у них операций. О том, что лечение костных переломов, в частности, стояло на известной высоте, свидетельствуют многочисленные находки хорошо сросшихся прижизненно костей у мумий.

    Если врачебный случай представлялся безнадежным, каноны египетской медицины настойчиво рекомендовали не предпринимать ничего. Тут содержится намек на решение проблемы эвтаназии в Новое и Новейшее времена.

    Из отдельных врачебных специальностей наиболее высокого развития достигла у египтян начальная офтальмология. Лечению глазных болезней придавалось большое значение. По крайней мере, составитель папируса Эберса посвящает этому вопросу довольно большой отдел. Из глазных болезней ясно описываются различные заболевания век, соединительной оболочки, роговицы, радужной оболочки, а также косоглазие. На все эти страдания смотрят, как на чисто местные процессы. Отдельные симптомы описаны совершенно правильно. Терапия в целом проникнута рациональных духом, хотя в нее и входят формулы заклинаний. Из офтальмологических лекарств, применявшихся египтянами, некоторые сохранили свое значение до настоящего времени. Таковы, скажем, соли свинца и меди в различных формах назначения.

    Что касается ушных и зубных болезней, то папирус Эберса содержит лишь немногие рецепты, прописывавшиеся при этих страданиях.

    Гинекология и акушерство занимали довольно видное место в египетской медицине. Этими отраслями медицинского знания занимается упомянутый выше папирус Кахуна. Распознавание беременности излагается с различных точек зрения. Папирус содержит также предписания, касающиеся лечения бесплодия, возбуждения схваток и отделения молока у роженицы; рекомендуемые на сей счет средства по преимуществу местные.

    Из женских заболеваний излагаются расстройства менструаций, а также болезни груди и половых органов. Гинекологической диагностике посвящено следующее предписание, которое мы находим в папирусе Эберса: «Если ты исследуешь женщину, прожившую уже много лет, не имея менструации, ее рвет чем-то вроде грязи, а ее тело таково, как если бы внутри его был огонь; после рвоты ей становится лучше, скажи ей: «У тебя кровь поднимается в матку» и т.д. Лечение гинекологических заболеваний носило по преимуществу местный характер и состояло в назначении промываний, сидячих ванн, окуриваний, введения лекарственных пессариев и т.п. средств.

    Наряду с заклинаниями и ошибочными представлениями (например, египтяне считали, что матка открывается вверх) в папирусе содержится немало рациональных рекомендаций. Например, в качестве противозачаточного средства рекомендовалось вводить во влагалище «листья акации, мелко растертые с финиками и мелом» (в настоящее время установлено, что акация содержит вид камеди, которая при растворении дает молочную кислоту, являющуюся сейчас основным из компонентов современных противозачаточных средств).

    В папирусе из Кахуна приводятся способы раннего распознавания беременности: «Матерчатый мешочек необходимо наполнить пшеницей и ячменем. Женщина должна ежедневно мочиться на него. Если то и другое начнет давать ростки, она родит. Если то и другое не дает ростки то она не родит.» Интересно, что этот же прием под название «проба Мангера» - ускорение прорастания пшеницы и ячменя под влиянием мочи беременных женщин - предложен для диагностики ранних сроков беременности в начале ХХ века. Считалось также, что женщина беременна, если ее рвет, когда ей дают молоко родившей мальчика, или если маслянистые втирания на коже женщины быстро высыхают.

    В Египте издревле имелись акушерки, принимавшие роды на дому. Египтянки рожали не лежа, а сидя. Примитивный родильный стульчик сооружался из кирпичей, сложенных таким образом, чтобы между бедрами женщин и полом было достаточное пространство для выхода ребенка. Проводилась обработка новорожденного: «Они обрывали его, отрезали его пуповину и клали его на ложе из кирпичей», говорится в папирусе.
    С.Г. Ковнер (1878) полагает, что египтянам была известна операция кесарева сечения, которая проводилась, по крайней мере, на умерших женщинах для спасения жизни ребенка. Имеются сведения о применении обезболивающих средств при родах.

    Как явствует из всего сказанного, древнеегипетский врач в деле распознавания и лечения разного рода болезней стоял уже довольно высоко — он многое знал и многое умел.

    Особо развита была среди египтян та область знания, которая в те давние времена имела лишь небольшое отношение к профессии врача, а именно гигиена. Геродот считает египтян (наряду с ливийцами) самым здоровым по образу жизни народом. Другой греческий автор, Диодор говорит, что «образ жизни египтян так целесообразно урегулирован, что в нем виден не только плод законодательного творчества, но и работа дельного врача, сумевшего разработать его согласно правилам науки о здоровье».

    Эти цитаты свидетельствуют о той высокой оценке, которой египетская гигиена пользовалась уже в древности. Проводить в жизнь свои гигиенические предписания египтяне могли лишь потому, что они сумели придать им форму государственных правил и религиозных заповедей. Как жизнь отдельного лица, так и жизнь общества были довольно подробно регламентированы. Особой строгостью отличались правила погребения; жестко регламентировался осмотр убойного мяса; существовал целый кодекс норм, касавшихся содержания в чистоте жилищ, платья и тела, питания, половых сношений и т.д. Все эти предписания соответствуют осознанию того, что болезнь легче предупреждается, чем излечивается. Для древнего египтянина это очевидно. Врачи стояли на такой же точке зрения. В профилактических целях они рекомендовали не только больному, но и здоровому человеку в определенные промежутки времени принимать рвотные и слабительные.

    Санитарно-гигиенические рекомендации и традиции пронизывали разные стороны жизни обитателей Египта. Стоит отметить, что эту страну можно считать родиной косметики. Те или иные принадлежности для макияжа (пинцеты, румяна, благовония и т.д.) археологи находят в культурных слоях многих древних культур. Однако именно египтяне привели косметические средства в систему. О красоте древнеегипетских женщин ходили легенды. Основным косметическим средством древних египтянок служила черная краска для век, которую изготавливали из сурьмы. Этой краской жирно обводили глаза и брови, что считалось не только изысканным, но и полезным украшением: минеральная косметика предохраняла глаза от болезней. Прообразом современных теней можно считать малахитовую зелень, которая, в свою очередь, исцеляла различные заболевания глаз.

    Египтянки применяли особые белила, придававшие светлый оттенок их темной коже. По их примеру гречанки пудрились толчеными бобами, мукой, мелом, свинцовыми белилами. Самой ценной и дорогой считалась рисовая пудра, альтернативами ей были гипс и мука.

    В основном к услугам лечебной медицины прибегала египетская знать. Ряд отраслей лечебной медицины был рассчитан на удовлетворение повышенных запросов состоятельных людей. Сюда относятся массаж, применение дорогих лекарств с весьма сложной рецептурой, приготовление косметических кремов и мазей.

    Примером может служить «крем Клеопатры»:

    (Клеопатра царица египетская, жившая в 1-м веке до н. э., изучала действие ядов и противоядий. Существовало противоядие под названием Antidotum Kleopatrae reginae. Клеопатре приписывается составление сборника различных прописей лекарств. Гален часто ссылается на это сочинение. Клеопатра первая описала устройство перегонного аппарата.)

    40 мл сока алоэ размешать в 40 мл дистиллированной воды (замороженной и оттаявшей). Добавить одну чайную ложку меда и 20 граммов розовой воды или настоя лепестков роз. Он готовится так: 2 столовые ложки нарезанных лепестков заливают стаканом кипятка, укутывают полотенцем, настаивают полчаса, потом охлаждают и прицеживают.

    Смесь нужно поставить на водяную баню и постепенно ввести в нее 100 граммов растопленного свиного сала, следя, чтобы она не закипела. Готовый крем положить в баночку и хранить в холодильнике. Накладывать на лицо и шею один раз в день тонким слоем.
    Для ухода за кожей всех частей тела существовал целый арсенал гигиенических средств. Мази с экстрактами лечебных растений и кореньев обладали одновременно целебными и бактерицидными свойствами. Первые скрабы представляли собой размельченную пемзу. Египтяне использовали также песок, чтобы очистить поры кожи.

    Тогда же родилось искусство маникюра. При археологических раскопках находили мумии с ногтями, окрашенными хной. По цвету ногтей можно было определить, к какому слою общества принадлежит египтянин. Только верховной знати разрешалось красить ногти различными оттенками красного цвета, остальным — лишь бледными оттенками.

    Английский этнограф так описывает эту сторону бытовой культуры Египта, дожившую до XIX в.: «Египтяне обоих полов красили глаза с глубокой древности, что видно на скульптурах и росписях в храмах и древних гробницах, где часто можно найти сосуды с остатками сурьмы. … Женщины из высших и средних слоев, а часто и из простонародья красят кисти рук и ступни ног (обычно очень красивых) хной, что придает коже желтовато-красный или темно-оранжевый оттенок. Многие красят только ногти, другие — суставы пальцев, некоторые проводят полоску над суставами, есть и другие способы окраски, но наиболее распространен обычай красить кончики пальцев до первого сустава, всю ладонь и всю ступню и проводить полосу над средними суставами. … Окраску хной можно считать украшением, поскольку она подчеркивает нежный цвет кожи на руках и ногах. Но многие египтянки добавляют к хне негашеную известь, сажу и льняное масло, что придает ей черный цвет или черновато-оливковый оттенок. … Женщины из простонародья обычно украшают себя татуировками на подбородке и на кистях рук, иногда на предплечьях, на ногах, между грудями и на лбу. Татуировку наносят при помощи нескольких сложенных вместе иголок, которыми накалывают на коже узор, после чего втирают сажу, смешанную с молоком женщины, а примерно через неделю, пока кожа еще не зажила, узор покрывают мазью из листьев белой свеклы, клевера или просто индиго. Таким образом точки окрашиваются в синий или зеленоватый цвет. … Чтобы подчеркнуть белизну зубов, … наносят татуировку не на лицо, руки и ноги, а на губы, придавая им тусклый синеватый оттенок…» 20[20]
    * * *

    Подводя итог очерку древнеегипетской медицины и фармации, надо признать, что она, как и шумеро-вавилонская медицина, представляла собой сложное производное двух величин — эмпирического рационализма и религиозного мистицизма. С одной стороны, египетские врачи недалеко ушли от первобытных знахарей. С другой же стороны, они обогатили и привели в некую систему перечень самых распространенных заболеваний, способов их распознавания и соответствующих лечебных средств. Страна пирамид заслужила у всех своих соседей и у народов, пришедших им на смену, устойчивую репутацию источника сокровенной мудрости, глубоких познаний во всех их областях, включая здравоохранение. Хотя профессиональные секреты древнеегипетских жрецов практически не повлияли на дальнейшее развитие медицины, даже в Древнем мире. Эти секреты и рецепты оказались расшифрованы историками уже тогда, когда европейская медицина и фармация достигли уровня современной науки. А в самом Египте традиция на многие века законсервировала медицинские познания: старое тщательно сохранялось, а новое допускалось лишь постольку, поскольку оно могло быть приспособляемо к старому. Чтобы устранить эти препятствия и поднять медицину на более высокую ступень развития, нужен был народ с иным складом духа. Таким народом были греки. Благодаря их научным, в том числе медицинским, достижениям отдельные открытия древних египтян косвенно повлияли на будущее врачевания и лекарствоведения.
    Были ли изготовители лекарств 2-го тысячелетия до н. э. предшественниками нынешних фармацевтов? Нет, поскольку великие цивилизации пришли в упадок и следующие поколения фармацевтов снова добывали и вновь изобретали методы и приемы изготовления лекарств.

    Вопросы для повторения
    В чем состоит уникальность природных условий зарождения египетской цивилизации?

    Чем Египет заслужил международную славу хранителя глубокой мудрости тысячелетий?

    Какие технологии материального производства обеспечивали в древности и в период средневековья высокое качество и поэтому дальний импорт египетских товаров?

    Зачем египтяне строили пирамиды и как это строительство повлияло на развитие протонаучного знания и техники?

    Чем вызваны фантастические версии об якобы целебных свойствах пирамидальных строений?

    Чем иероглифы отличались от месопотамской клинописи? Почему памятники египетской письменности донесли до нас куда больший объем информации, в том числе медицинской, нежели клинописные таблички Месопотамии?

    Как достижения египтологии при раскопках и прочтении иероглифических надписей проясняют картину развития медицины и фармации в эпохи фараонов?

    Каких медико-фармакологических познаний требовало искусство мумификации?

    Как соотносились медицина и религия в Древнем Египте?

    На какие заболевания египетские врачи обращали особое внимание и почему?

    Оцените историко-культурное значение косметических традиций Египта.

    Почему большая часть накопленных древними египтянами протонаучных знаний и технических навыков, включая медико-фармакологиче-ские, не получила международного распространения, а погибла вместе с царством фараонов под натиском варварских племен?

    Египет фараонов и Египет современный: о какой преемственности между ними можно говорить?
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   18


    написать администратору сайта