Главная страница
Навигация по странице:

  • Определения цивилизации

  • Древний Восток — колыбель мировой цивилизации

  • ђ §¤®абЄ п €.Њ., ™ ўҐ« ў ‘.Џ. ЋзҐаЄЁ Ёбв®аЁЁ д а¬ жЁЁ. ‚лЇгбЄ ЇҐ. Учебное пособие для студентов фармацевтических факультетов высшей медицинской школы Курск 2006


    Скачать 1.33 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов фармацевтических факультетов высшей медицинской школы Курск 2006
    Дата05.09.2021
    Размер1.33 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлађ §¤®абЄ п €.Њ., ™ ўҐ« ў ‘.Џ. ЋзҐаЄЁ Ёбв®аЁЁ д а¬ жЁЁ. ‚лЇгбЄ ЇҐ.doc
    ТипУчебное пособие
    #229638
    страница5 из 18
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    II. Древняя Месопотамия: первые лекари, первые рецепты

    в письменной истории человечества



    1. Определения цивилизации.

    2. Древний Восток — колыбель мировой цивилизации.

    3. Месопотамия в древности: природа, народы, страны, культуры.

    4. Шумеро-вавилонские врачи и фармацевты.

    5. Ассирийская народная медицина.

    Литература
    Васильев Л.С. Древнее Двуречье: возникновение первых государств // В его кн.: История Востока. Т. 1. М., 1993.

    Веллард Дж. Вавилон. Расцвет и гибель города чудес. М., 2003.

    Володихин Д. Дети Барса. СПб., 2004.

    Вулли Л. Ур халдеев. М., 1961.

    Вулли Л. Забытое царство. М., 1986.

    Герни О.Р. Хетты. М., 1987.

    Гуляев В.И. Шумер. Вавилон. Ассирия. 5 000 лет истории. М., 2004.

    Дьяконов И.М. Люди города Ура. М., 1990.

    Емельянов В.В. Древний Шумер. Очерки культуры. - СПб.: «Азбука-классика», 2003. – 320 с.

    Семенченко В.Ф. История фармации: Учебное пособие. - Москва:ИКЦ «МарТ», 2003. - 640 с.

    Сорокина Т.С. История медицины / Т.С. Сорокина. - М.: Изд-во РУДН. 1992. -
    Т. 1.

    История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. I. Месопотамия. М., 1983.

    История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1999.

    История Древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова. Кн. 1. Ранняя древность. М., 1982.

    Когда Анну сотворил небо. Литература Древней Месопотамии. М., 2000.

    Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1990.

    Крамер С.Н. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. М., 2002.

    Лео Оппенхейм А. Древняя Месопотамия (Портрет погибшей цивилизации). М., 1980.

    Ллойд С. Археология Месопотамии (От древнекаменного века до персидского завоевания). М., 1984.

    Литература Шумера и Вавилонии // Поэзия и проза Древнего Востока / Под ред. И. Брагинского. М., 1973.

    Маккуин Дж. Г. Хетты и их современники в Малой Азии. М., 1983.

    Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982.

    Садаев Д.Ч. История Древней Ассирии. М., 1979.

    Сетон Ллойд Дж. Археология Месопотамии. М., 1979.

    Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М., 1984.
    Определения цивилизации
    Термин «цивилизация» ввели в научно-литературный оборот европейские философы-просветители XVIII в. — для обозначения желанного состояния общества, устроенного на началах разума и справедливости. Этот смысл общего идеала совместной жизни людей присутствует в понятии цивилизации при любом его толковании. Цивилизованным может считаться общество с динамичной экономикой, эффективным управлением, уважением к личности. Отсюда же дословный перевод слова: латинское “civilis” означает гражданский, государственный — в противоположность первобытному, примитивному образу жизни; рассеянному на малые группы поселению людей; анархии в их взаимных отношениях.

    Английский культуролог А. Тойнби выдвинул гипотезу, согласно которой первобытное общество переходит к цивилизации только в том случае, если оно не боится ответить на вызов неблагоприятных условий окружающей среды.

    Указанный исходный смысл рассматриваемой категории «цивилизация» распадается на несколько дополняющих друг друга значений, образующих варианты понятия цивилизации.

    Во-первых, цивилизацией называют определённый, переломный этап всемирной истории, а именно тот, который сменяет эпоху первобытности. Его началом служит так называемая “неолитическая революция” III–IV тыс. до н. э. Тогда часть населения Земли впервые перешла от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящему. Оно включает в себя такие достижения, как:

    · выращивание полезных растений;

    · одомашнивание некоторых диких зверей (сначала собак, затем свиней, коз, овец, лошадей и т.д.) и их разведение (животноводство);

    · керамическая посуда и гончарный круг для ее серийного изготовления;

    · затем — металлические (последовательно: медные, бронзовые, железные) орудия;

    · укрупнённые поселения городского типа — административные и культовые центры сельских округ;

    · монументальная архитектура церковного и светского предназначения (стены и башни городов, пирамиды-храмы и усыпальницы, дворцы вождей);

    · письменность (для накопления и передачи информации в пространстве и во времени);

    · в конце концов — появление государства с его аппаратом социального управления.

    Все эти эпохальные достижения человечества в отдельных регионах его проживания вывели древнюю медицину и фармацию на качественно новый — самостоятельный уровень развития. Лечить начинают уже не только общинники друг друга, между делом — охотой, либо домашним хозяйством, а в неких специальных пунктах — прообразах больниц и аптек; медицинскую помощь оказывают лица, которых эта практика кормит. Получение устойчивого прибавочного продукта благодаря земледелию и скотоводству, гораздо меньше охоты и рыболовства зависимых от капризов природы и индивидуальных способностей людей, обеспечило общественное разделение труда — специализацию по таким его отраслям, как землепашество, торговля, ремесло. И в том числе, медицина и фармация. Первые по сути профессиональные целители появляются вместе с переходом от первобытности к цивилизации. А вместе с первыми докторами — их металлические инструменты, тексты рецептов, больничные и аптечные помещения внутри городских кварталов, под защитой стен и башен первых городов. В первобытном обществе мы наблюдали лишь отдаленные предпосылки лечебного/аптечного дела, а вместе с первыми цивилизациями начинается его постепенное развитие.

    Кроме того, словом “цивилизация” называются локальные во времени и пространстве варианты культуры того или другого народа, региона, периода. В качестве самых ярких цивилизаций в таком значении данного понятия обычно выделяют ацтеков (Мезоамерика), майя, инков (Южная Америка), шумеров и вавилонян (Месопотамия), Египет, Индию, Китай, Грецию, Рим в Древнем мире. В Средние века обозначились и в Новое время развились такие цивилизации, как западная (Западная Европа, США, их сателлиты), восточные — арабо-исламская, паназиатская (Китай, Индия, Япония, т.д.); промежуточные — например, православно-российская.

    Применительно к последнему толкованию понятия цивилизации вертикализированная шкала мирового прогресса просто неприменима — каждая из локальных цивилизаций представляет собой оптимальный вариант приспособления того или иного общества ко вполне определенным условиям природной среды своего проживания и международной обстановке в момент своего формирования. Так что любая черта образа жизни и менталитета носителей данной цивилизации полезна для их выживания и преуспевания (так, арктическая цивилизация аборигенных народов Севера обеспечила их жизнь в условиях вечной мерзлоты и минимума продовольственных ресурсов; перенос в такие условия образа жизни более богатых культур просто гибелен для обитателей арктических широт).

    Самые древние цивилизации, чьи медицинские достижения рассматриваются в настоящем пособии, были слабо связаны друг с другом, каждая из них, образно говоря, «варилась в собственном соку». Поэтому говорить о какой-то преемственности их достижений, в том числе фармацевтических, можно только на сравнительно поздних стадиях истории Древнего мира, когда массовые миграции индоевропейских, а затем арабских и тюрко-монгольских народов охватили по сути весь Старый свет.

    Рассматривая медицину/фармацию прошлых эпох, необходимо оценивать их не только «взглядом сверху вниз» — с позиций сегодняшнего уровня врачебной/аптечной помощи в западном мире, но и, так сказать, «изнутри» — тех реальных — природных, политических и социальных условий, которые породили и поддерживали данную культуру; в комплексе таких ее проявлений, как религия, зачатки научных знаний, искусство, весь образ жизни обитателей этого историко-географического региона.

    Любопытно проиллюстрировать этот вывод на сугубо фармацевтическом материале — том или ином типе флоры, а конкретнее, растительного сырья психотропного действия. Лекарственные растения, которые обладают стимулирующим эффектом, а также вызывают галлюцинации, у разных народов издревле назывались «священными растениями». Каждая этническая группа использовала преимущественно то или другое из них. А это, по мнению известного специалиста в области наркологии Е.А. Брюна, влияло как на состояние здоровья людей, так и на формирование их культуры.

    Выявлена даже своеобразная закономерность традиционного применения психоактивных растений, которая обусловлена их культурной и религиозной ролью в жизни народа. Использование «священных растений» (с географической точки зрения) распределяется следующим образом.

    В полярной и приполярной части евроазиатского и американского континентов располагается зона традиционного употребления коренными жителями не растений, а галлюциногенных грибов. Это подтверждается данными истории, археологии, этнографии, фольклористики.

    Южнее пролегла зона, куда входят континентальная Европа, Средиземноморье, Дальний Восток (Япония, Корея, Китай) с традиционным употреблением алкоголя, получаемого из разнообразного растительного сырья. После великих географических открытий и активизации миграции европейского населения к зонам потребления алкоголя стали относиться государства Северной и Южной Америки, а также многие страны Африки и Полинезии.

    В Центральной и Южной Азии, на севере Африки, в Северном Причерноморье, на Кавказе в наркотических целях традиционно потребляли мак и коноплю; в других частях света они со временем также нашли применение, но все же меньшее.

    В тропиках использовались «священные растения», чаще всего из группы психостимуляторов и галлюциногенов.

    «Алкогольные» популяции, отмечает Е.А. Брюн, ведут оседлый образ жизни, возделывают культуры с высоким содержанием углеводов, веруют в умирающих и возрождающихся богов, среди жертвоприношений которым значительное место занимают слабоалкогольные напитки (пиво и вино). Именно такой тип этноса сыграл решающую роль в прогрессивном развитии человечества. Наглядный пример тому — цивилизация шумеров, которые не только впервые в мире стали производить алкогольные напитки (не менее 5 тыс. лет назад), но и сделали целый ряд других эпохальных открытий (начиная с колеса).

    Спорадическое употребление же мака и конопли более характерно для кочевых скотоводческих народов; в их питании преобладают белковые продукты. «Мако-конопляные» этносы — скифы, тюрки с их культом вечного Неба; а также протосемиты, последователи индуизма, которые развивают духовно-медитативные учения и соответствующие им утонченные атрибуты, называемые европейцами «восточной культурой».

    Галлюциногены и психостимуляторы растительного происхождения активно используются в основном у народов-охотников, рыболовов и собирателей даров природы, чья пища носит белково-растительный (малоуглеводный) характер. Для них характерны шаманские и тотемистические религиозные системы. Носители «галлюциногенных» культур составляют коренное население Сибири, Северной Америки, Полинезии и Австралии. В Южной Америке сходную роль играли наркотические производные коки. При известном разнообразии и сложности своей духовной жизни соответствующие народы, как правило, не развивают новые технологии, они предельно традиционны в производстве материальных и культурных ценностей.

    В рассматриваемом отношении показательно, что если несколько тысяч лет назад в Старом Свете основными «священными растениями» считались опийный мак и конопля, то в первых веках новой эры виноградное вино благодаря христианству превратилось для европейцев и их сателлитов в основное «священное» психоактивное средство.

    Как видно, понятия цивилизации и культуры взаимосвязаны, причем системно. Общие и особенные черты материального и духовного творчества сочетаются на всех этапах развития и во всех регионах расселения человечества. Медицина и фармация составляют один из системообразующих факторов мировой истории цивилизаций.
    Древний Восток — колыбель мировой цивилизации
    Первые цивилизации на Земле зародились на Востоке. «Древний Восток», как и многие другие историко-географические термины, - понятие до какой-то степени условное. Название это сохранилось с тех времён, когда страны, обозначаемые этим термином, либо составляли восточные области Римской империи (Египет, Сирия и др.), либо лежали к востоку от её границ (как-то Персия (в будущем Иран), Индия и, наконец, Китай).

    Предпосылки к цивилизации на Востоке сложились примерно к VII тысячелетию до н. э. Первые классовые общества и ранние государства возникли в Египте и Шумере (IV тыс. до н. э.). Еще в V тыс. до н. э. в долинах крупнейших рек Евразии появились племена, предки будущих великих народов: в Индии на берегах Ганга, в Китае в районах Желтой реки (Хуанхэ), в Египте в дельте Нила, в Месопотамии в долинах Тигра и Евфрата. Болотистые места, образующиеся ежегодным разливом огромных рек, постепенно превращаются в ухоженные земли благодаря ирригационным работам первых земледельцев нашей Земли.

    Становление этапных для истории человечества цивилизаций происходило в разные сроки:

    · в Месопотамии и Египте — в IV тыс. до н. э.;

    · в Индии — в середине III тысячелетия до н. э.;

    · в Китае — во II тысячелетии до н. э.;

    · в районе Южного Средиземноморья — в III–II тысячелетии до н. э.;

    · в Западной и Центральной Европе — в I тысячелетие до н. э.;

    · в Восточной Европе — в I тыс. н. э.

    Каждая из первых цивилизаций (шумерская, египетская, индийская, китайская) охватывала бассейн крупной реки. Ее окружало необъятное пространство, населенное дикими или полудикими племенами. С наступлением железного века и качественным перевооружением некоторых армий возникли империи (Ассирия, Вавилон, Персия), покорившие сразу несколько регионов, с самыми разными природно-климатическими условиями. Державшиеся на голом насилии и постоянной эксплуатации побежденных народов, эти империи распадались так же быстро, как создавались.

    Именно в Междуречье человечество в лице шумерского народа впервые достигло судьбоносного уровня цивилизации. Здесь были построены первые города — центры власти, ремесла и торговли. Их оградили стены и башни, украсили огромные храмы-пирамиды (зиккураты) и дворцы. Правители этих городов (лугали) бросали вызов соседним народам, возглавляли армии, расширявшие пределы первых минигосударств. Шумеры оставили нам первые произведения поэтов и писателей, проникнутые философскими размышлениями о судьбе человека. Шумерские жрецы изучали звездное небо и лекарственные свойства растений и минералов. Шумерская астрономия и математика были точнейшими на всем Ближнем Востоке. Мы до сих пор делим год на четыре сезона, двенадцать месяцев и двенадцать знаков зодиака, измеряем углы, минуты и секунды в шестидесятках – так, как это впервые стали делать шумеры. Мы называем созвездия их шумерскими именами, переведенными на греческий или арабский язык и через посредство этих языков попавшими в наш. Известна нам и астрология, вместе с астрономией впервые появившаяся в Шумере и на протяжении столетий не утратившая своего влияния на человеческий разум.

    Мы заботимся об образовании и гармоничном воспитании детей – а ведь первая в мире школа, в которой учили наукам и искусствам, возникла в начале III тысячелетия – в шумерском городе Уре. Идя на прием к врачу, мы все – без всяких различий в вере, просто пациенты – получаем рецепты лекарств или совет психотерапевта, совершенно не задумываясь о том, что и траволечение, и психотерапия впервые развились и достигли высокого уровня именно у шумеров.

    Достижения шумеров закрепили жители Вавилона и Ассирии; кое-чему у них учились остальные народы древности — парфяне, греки, римляне, арабы. Их творческими усилиями был заложен прочный фундамент дальнейшего развития человечества, вплоть до наших дней.

    Однако нельзя обойти вниманием ту цену, которую населению стран Востока пришлось заплатить за взлет их государственности. Поддерживать сложную систему поливного земледелия можно было только в условия жестко централизованной административной системы. Удачливые полководцы — шумерские лугали, египетские фараоны, ассиро-вавилонские цари — захватывали абсолютную власть, для всех без исключения подданных они становились земными богами. При их появлении падали на землю и целовали его сандалии или следы от них и знатный сановник, и беднейший общинник. По воле правителей с места на место перемещались целые народы. Никаких личных прав и свобод не было и в помине. Благосостояние человека всецело и пожизненно зависло от его места на ступеньках общественной пирамиды. Вопреки расхожему мнению, рабство как таковое никогда и нигде не преобладало в экономике Востока. Основой хозяйства везде были формально свободные крестьяне-общинники. Но их там содержали фактически на казарменном положении и периодически мобилизовали на строительство ирригационных или оборонительных сооружений. гробниц властителей и храмов многочисленным богам. Современные исследователи все больше склоняются к тому, что это было экономически эффективное соглашение между государством и наемными работниками (союз труда и капитала, рыночная экономика в действии?).

    Однако сколько-нибудь богатая собственность, в первую очередь земельная, принадлежала только тем, кто обладал властью — чиновникам, жрецам, офицерам. Они же являлись носителями письменной культуры. Поэтому и услуги тогдашних врачевателей сильно различались от того, обитатели дворца или бедной деревеньки пользовались ими.

    Восточные деспотии сформировали определенный характер общества и тип человека, которые сильно отличались и отличаются до сих пор от того, к чему мы привыкли в условиях европейской цивилизации. Среди отличий — фатализм, покорность судьбе, какой бы она ни была; сервилизм — угождение всем, кто выше тебя по социальной лестнице. Жизнь на Востоке была и есть куда более статичной, проникнутой религиозно-мифологическим мировоззрением.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


    написать администратору сайта