ђ §¤®абЄ п €.Њ., ™ ўҐ« ў ‘.Џ. ЋзҐаЄЁ Ёбв®аЁЁ д а¬ жЁЁ. ‚лЇгбЄ ЇҐ. Учебное пособие для студентов фармацевтических факультетов высшей медицинской школы Курск 2006
Скачать 1.33 Mb.
|
Месопотамия в древности: природа, народы, страны, культуры Термин «Месопотамия» (в переводе с греческого — Междуречье) введен греческим историком Геродотом из Галикарнаса (около 484–425 гг. до н. э.), который в середине V в. до н. э. посетил равнину между реками Тигром и Евфратом, в их нижнем и среднем течении, и так её назвал. С севера и востока Месопотамия замкнута Армянским и Иранским нагорьями; на западе смыкается с Иудейской, Сирийской и Аравийской пустынями и степями; с юга омывается Персидским заливом. Пространство между Тигром и Евфратом именовалось «плодородным полумесяцем» как земли с благодатными почвой и климатом. Южная часть Месопотамии с древнейших времен именовалась Вавилонией, а северная — Ассирией. В свою очередь, на юге Вавилонии располагалась страна по имени (своих столиц) Шумер, а на севере — Аккад. В IV тыс. до н. э. на юге Месопотамии поселились шумеры. Кто жил там до них, неизвестно. Согласно шумерским сказаниям, их предки выселились на материк с островов Персидского залива. Лингвистам не удалось установить в точности, с какими языками можно сблизить шумерский язык. На севере Месопотамии издревле (с начала III тыс. до н. э.) жили семиты. В их хозяйстве преобладало скотоводство. Несколько столетий семитский Аккад мирно соседствовал с Шумером, но к концу III тыс. до н. э. северяне завоевали всю южную Месопотамию. Однако шумерская религия и остальная культура оказалась воспринята завоевателями и сохранилась вплоть до начала новой эры, когда вся шумеро-аккадская цивилизация отошла в прошлое. Северные пределы Месопотамии занимала холмистая степь, переходящая в предгорья. На эту территорию время от времени вторгались западносемитские, арамейские, хурритские и другие кочевые племена. С VIII по VII вв. до н. э. здесь воцарилась могущественная Ассирия. Входя в число первых цивилизаций всей Земли, Шумер, Вавилония, Ассирия имели некоторые общие характеристики: · появление городов как центров торговли, власти и религиозного культа; · возникновение государств с иерархическим делением общества на социальные слои (царь, жрецы, воины, чиновники, земледельцы, рабы); · разделение труда на основе специализации земледельцев, ремесленников, воинов, чиновников; · возникновение письменности как средства дистантной коммуникации и фиксации производственного и духовного опыта многих поколений; · формирование духовной общности целого народа на основе единства языка, культуры и религии. В Шумере существовала древнейшая в мире культура с центром в Уруке. На его территории находился древний храм из глинобитного кирпича ступенчатой архитектуры — зиккурат. Родиной древнейшего на земле «Эпоса о Гильгамеше» (2 750 г. до н. э.) явился Шумер (Южная Месопотамия). Согласно шумерскому эпосу, Гильгамеш (царь города Урука) сражался с быком, которого наслала богиня Иштар за отказ разделить ее любовь. В этой эпической поэме рассказывается о попытках царя Урука, полубога-получеловека, обрести бессмертие. Гильгамеш совершает множество подвигов, но понимает, что сам смертен, как и все люди. Лейтмотив поэмы — недостижимость для человека бессмертия богов. Единственное доступное человеку бессмертие — память о его делах, живущая в потомках 15[15]. Раскопки Леонарда Вулли на месте одного из городов Двуречья — Ура - позволили предположить, что культуре Шумера предшествовала культура Эль-Обейда (названа так по месту раскопок в современном Южном Ираке). Вулли (1961) пишет: «До сих пор неясно, можно ли назвать людей Эль-Обейда шумерцами. Но одно совершенно ясно: созданная ими культура не была бесплодна, она пережила «всемирный потоп» и сыграла немалую роль в развитии шумерской цивилизации… она передала шумерцам легенду о всемирном потопе… и никто другой не мог бы создать этой легенды». Племена, пришедшие в Южную Месопотамию после «потопа», были «варварскими» по сравнению с оседлым населением, занимавшимся земледелием, создавшим ирригационные системы и ряд городов-соперников, которые боролись за гегемонию над областью. Пришельцы слились с местным населением и не только восприняли местную культуру, но и значительно ее обогатили. «Люди Шумера» — так называли они себя и дали это название Южной Месопотамии. Переселение семитских племен на эти земли также было «варварским вторжением». Но семиты, безусловно, в свою очередь воспользовались достижениями шумеров. В 2330 г. до н. э. на территорию Северной Месопотамии пришел царь восточных семитов Саргон I и основал город Аккад. Впоследствии здесь возникли два государства: Вавилон и Ассирия (1800 лет до н. э.). Главные боги Вавилона — Мардук и Иштар (богиня любви и войны). Любовный союз с богиней сулил богатство и совершенную мудрость (вавилоняне не разделяли этих двух понятий). Вавилон рухнул под нашествием северных племен в 1531 г. до н. э. Шумерцы — авторы многих революционных открытий в материальной культуре человечества. Они изобрели колесо. Его прототипом, по-видимому, является гончарный круг, который появился около 3500 г. до н. э. у месопотамских ремесленников. Деревянные колеса известны археологам примерно с 3200 г. до н. э. Параллельно был изобретен плуг для качественной вспашки земли. И во времена Древней Месопотамии существовала проблема отцов и детей. Подтверждением этому служат следующие записи, датированные 3000 г. до н. э.: «Наша молодость растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру». Месопотамское общество делилось на три слоя: аристократия, свободные граждане, рабы. Служителями шумерских храмов было изобретено первое в истории человечества письмо — пиктография (от английского pictures — картинки). Его происхождение весьма поучительно для понимания истоков ранних цивилизаций. Археологи, выдвинувшие гипотезу на этот счет, поясняют ее вопросом: «Когда никто не умел читать, кто же начал писать?» Еще в середине IV – начале III тыс. до н. э. среди археологических находок в Месопотамии встречаются разнообразные фигурки — конусы, диски, сферы, тетраэдры из обожженной глины. Они использовались для счета различных продуктов, что поступали в храмовые кладовые и выдавались из них, — овец, ягнят, коз; металла, зерна, тканей и прочего. Со временем наборы этих фишек стали запечатывать в глиняные «конверты»-сосуды, а на их поверхности для верности счета оттискивать соответствующие изображения. Дескать, подателю сего надо сдать или выдать столько-то единиц такого-то товара. Так из объемных фигурок появились условные знаки. Оставалось сделать следующий шаг и передавать сообщение только знаками на той же глиняной поверхности. Таким образом, древнейшее в мире шумерское письмо никем специально не изобреталось, а постепенно развилось из счетной системы в связи с потребностями города-государства. Возникнув в Междуречье, идея письма оказалась, по всей видимости, заимствована у шумеров соседними и последующими центрами письменной культуры Древнего мира (египетским, крито-микенским, индийским, китайским). Характерно, что за пределами Востока письменность в древности имелась лишь у индейцев-майя и жителей острова Пасхи, но в гораздо более примитивной форме. После поэтапного усовершенствования пиктография превратилась в клинопись. Это название происходит от того, что шумеры на табличках из сырой глины стали оттискивать знаки своего письма тростниковыми палочками. После просушки получался пригодный для транспортировки и вечного хранения документ, испещренный остроконечными знаками. При месопотамских библиотеках существовал большой штат переписчиков табличек. Если в процессе переписывания обнаруживали грубую ошибку — писцу рубили руку; если он нечаянно разбивал табличку — его пороли. Если же писец дерзал подписать под текстом свое имя — его могли живым замуровать в стену библиотеки. Сначала в алфавите шумеров существовало около 2000 знаков, но со временем их количество сократилось примерно до 600. Древнейшим памятником шумерской письменности является «Стела коршунов» (2430 г. до н. э.) — изложение военных успехов царя Эанатума. Именно благодаря клинописи мы и узнаем о развитии знаний и техники в Древней Месопотамии, в том числе об ее медицине и врачах. Появление письменности было взаимосвязано со становлением раннегосударственной системы управления. Для руководства сообществами в несколько десятков тысяч человек нельзя было обойтись без передачи информации о количестве определенных предметов (провизии, ремесленных изделий, скота). Древние шумеры с помощью клинописи составляли различные документы — договоры об аренде, акты о контроле за работой и регистрации поступающих товаров, финансовые операции и т.п. В том числе — тексты медицинского характера. А именно сборники предписаний для врачей; послания врачей аптекарям об изготовлении лекарств. Кроме того, об эпизодах лечения и изготовления лекарств от случая к случаю упоминается в литературных произведения, частных письмах, сборниках законов. В библиотеках царей Ашурбанипала и Сарданапала, состоящих из десятков тысяч клинописных глиняных табличек, найдены в том числе записи о врачебной практике. Библиотека Ашурбанипала содержит тексты молитв об излечении, чаще всего исходящих не от самих больных, а от жрецов — посредников между болящими и соответствующим богом. Большое место в культуре ассиро-вавилонян, особенно более поздних веков, занимала астрология. С нею была тесно связана медицина — при прогнозе на излечение большое значение придавалось положению светил и специальному астрологическому календарю (счастливые и несчастливые числа для начала лечения, для операций, для родов). С расположением светил связывалось также возникновение и ход «мора» — эпидемий, часто поражавших все страны Древнего Востока по причинам, уже отмеченным в предыдущей главе нашего пособия (скученность населения в первых городах, новые инфекции, передававшиеся людям от скота, животных и насекомых-паразитов). Древнейшим сводом законов в истории человечества является кодекс Ур-Намму (ок. 2064 г. до н. э.). Затем на исторической арене выдвигается правитель Вавилонии Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.), прекративший самоуправление отдельных городов и объединивший их в Вавилонскую империю: государи ее отныне титулуются «царями Шумера и Аккада». Положение Вавилона как метрополии Передней Азии, несмотря на ряд последующих жестоких разрушений, сохраняется около двух тысячелетий. Это наиболее красноречиво засвидетельствовал Александр Македонский, сделав Вавилон столицей новой империи, призванной примирить Восток и Запад. Искусный полководец, используя военную силу и дипломатию, Хаммурапи подчинил Вавилону Ассирию, южную и среднюю части Месопотамии. При нем усилилась централизация государства и укрепилась царская власть. В конце царствования (около 1760 г.) он создал свод законов, один из древнейших в мире. Свод начертан клинописью на диоритовой стеле (найдена в 1901 – 1902 гг. при раскопках на месте столицы древнего Элама — города Сузы; хранится в парижском Лувре). Высеченные на скале нормы были основаны на семитских правовых нормах «око за око, зуб за зуб». Даже отношения между супругами регламентировались. Так, женщине прощали три измены: за первую наказывали любовника, за вторую — жену, за третью измену — мужа. 282 закона фиксируют правовые отношения, связанные с имуществом, арендой, врачеванием и др., в том числе ставший знаменитым принцип «око за око», согласно которому за телесные повреждения, нанесенные истцу, ответчику следует нанести повреждения того же рода. История Вавилонии тесно связана с историей Ассирии, воспринявшей культурные достижения Двуречья. Ассирия занимала на севере Месопотамии небольшой треугольник между Тигром, Нижним Зеббом (приток Тигра) и горами Загра. В конце VII в. до н. э. ассирийцы под влиянием постоянных войн с соседними племенами становятся особо воинственным народом. Их цари — прирожденные завоеватели; жестокие, жадные и в то же время умные политики. С Тиглатпаласара III (744 – 727 гг. до н. э.) начинается эпоха «всемирного» владения. Ассирия на вершине своего могущества: империя простирается от гор Армении до порогов Нубии (Египет), от острова Кипр до Киликии (малая Азия). Иллюстрацией чего служит надпись царя из династии Саргонидов (в вольном переложении Валерия Брюсова): Я — вождь земных царей и царь, Ассаргадон. Владыки и вожди, вам говорю я: горе! Едва я принял власть, на нас восстал Сидон. Сидон я ниспроверг и камни сбросил в море. Египту речь моя звучала, как закон, Элам читал судьбу в моем едином взоре, Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон. Владыки и вожди, вам говорю я: горе! Кто превзойдет меня? кто будет равен мне? Деянья всех людей — как тень в безумном сне. Мечта о подвигах — как детская забава. Я исчерпал до дна тебя, земная слава! И вот стою один, величьем упоен, Я, вождь земных царей и царь — Ассаргадон. Пять веков напряженных войн, которые вела Ассирия, исчерпывают силы империи. Армия, состоящая из порабощенных народов и наемников, не в состоянии противостоять государствам, стремящимся вернуть самостоятельность: отпадает Египет, оживает Вавилония под властью халдейской династии (Нововавилонское царство); наконец, в 612 г. до н. э. погибает разрушенная мидянами Ниневия, «логово львов» Древнего мира. Как ни парадоксально, но именно один из последних ассирийских владык, царь Ашшурбанипал, сын Ассаргадона, собрал в библиотеки дворца в Ниневии все, что было создано народами Двуречья за всю их историю. Клинописные таблички содержали фольклорные сказания, песни, учебные пособия, хозяйственные и деловые документы; в том числе и медицинские записи, рецепты. Земли Месопотамии и Передней Азии с точки зрения археологии представляют собой «слоеный пирог», ибо одно государство сменялось другим и каждый владетель разрушал старое и возводил новое. На смену Вавилонии, вновь возродившейся под властью халдейской династии, последней носительницы и хранительницы вавилонской цивилизации, приходят сначала хетты, а затем персы. По-видимому, в основном это арийцы, перешедшие в Южный Иран. Персидский царь Кир II (умер в 530 г. до н. э.) — великий завоеватель Азии — принадлежал к роду Ахеменидов. Через пунктирно намеченную нами череду царств и их правителей культурные достижения народов Междуречья сделались в конце концов достоянием греков, которые использовали их при развитии наук и искусств, включая лечебно-аптечное дело. Шумеро-вавилонские врачи и фармацевты Как и повсюду в древности, и особенно на Востоке, обитатели Шумера, Аккада и Вавилонии были убеждены, что болезни вызваны кознями злых духов, а первым средством против них служит обращение к богам. Целительские функции особенно отчетливо просматриваются у таких персонажей вавилонского пантеона, как бог неба Ану, бог земли и воздуха Энлиль, бог водной стихии Эа, которым подчинялись еще пять богов-целителей низшего ранга: бог Мардук – сын Эа, исцелитель больных, Нингишзида – владыка дерева жизни, Эрешкигаль – владычица подземного мира, Нергал – властелин подземного царства и особенно Гула – богиня врачевания и исцеления, способная якобы даже оживлять мертвых (рис. 1). Заклинания против злых духов и молитвы богам — обязательное условие лечения. Вместе с тем именно в Междуречье мы находим первое на Земле письменное упоминание о врачах и их не только магических, но и рационально-эмпирических действиях по распознаванию болезней, приготовлению лекарств и их применению. При раскопках города Ура Леонард Вулли обнаружил своего рода «визитную карточку» врача — глиняную табличку первой половины III тыс. до н. э. с надписью «Лулу азу», то есть «врач Лулу».
|