Развитие христианского характера. Основные пути формирования христианского характера
Скачать 48.11 Kb.
|
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «ВИДЕНИЕ» Филиал F00149ukr12 РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «Основные пути формирования христианского характера» ПО КУРСУ: «Развитие христианского характера» Студента 1 курса: Михалькова П.С. Преподаватель: Симоненко Юрий Проверяющий: Уварова Людмила г. Черкассы октябрь 2016 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. Влияние Духа Святого и Слова Божьего 2. Влияние обстоятельств . Влияние людей ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ ВВЕДЕНИЕ Характер человека - это определенный образ мышления и поведения, наполняющий всю внутренность человека, то, что не можно скрыть и то, что накладывает определенный отпечаток на жизнь каждого. Создатель заложил в каждого человека отличительную черту, нотку души. «Ибо Бог не так беден и скуден, чтобы не мог даровать каждому телу особую свою душу, равно как и особенный характер» [2]. Желание Божьего сердца, чтобы этот отличительный знак индивидуальности был основан на Его ценностях, чтобы иметь полноту наслаждения в общении с каждым творением. К сожалению, в большинстве случаев с раннего детства у ребёнка взращивается характер на почве совокупности ценностей этого мира, что впоследствии налагает негативное пятно как на жизнь самого человека, так зачастую и на жизни его окружающих людей. Развитие и в последующем преображение христианского характера, подобно достославному характеру Христа - это и есть исполнение желания Божьего сердца. Вот почему этот часто упускаемый, но жизненно важный вопрос заслуживает тщательного исследования. Задача этой работы - пролить свет на основные пути развития характера, подобного характеру Господа Иисуса Христа. 1. ВЛИЯНИЕ ДУХА СВЯТОГО И СЛОВА БОЖЬЕГО Формирование христианского характера невозможно без более могущественной силы, нежели просто человеческие силы: «…добродетель трудно исполнима для нас…» [3, С.25]. Поэтому каждый, стремящийся к преображению характера, подобного Господу, должен вверить себя Святому Духу, чтобы Он воспитывал такой характер, который вначале будет непонятен и противоестественный человеческой греховной природе и тем ценностям которые люди привыкли видеть с рождения в этом мире, но со временем совершающий через возрожденного поступки, радующие Божье сердце. Слово Божье о работе Святого Духа в верующем говорит так: «…Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» (2Фес. 2:13) [1] и, «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой…» (Деян. 1:8) [1]. Исходя из этих мест Писания несомненно можно сказать, что Дух Святой, освящая верующего, приводит его в духовную зрелость и укрепляет христианина духовной силой противостать греху, плоти, диаволу и делает его способным быть послушным Иисусу Христу. После того, как Дух Святой входит в сердце человека, Он заботливо взращивает все качества благочестивого характера, так что поступки, выливающиеся из человеческой обновленной природы, словно из переполненного сосуда, текут в Богоугодном направлении. Духовный фундамент для развития поистине христианского характера - это ничто иное, как Божье Слово, на основе которого преображается обновленный характер в «школе» Христа (Мф.11-28:30) [1] под руководством Святого Духа (Ин. 16:13) [1] через постижение Божьих обещаний (2Пет.1:3-4) [1], упражняя себя в святости и благочестии (1Тим.4:7) [1]. У человека есть особенность перенимать характер у тех, с кем он общается. Христиане, восстановленные в общении с Богом и общающиеся с Ним, преображают свой характер, качества и нрав, подобно Божьему. Как дети Божьи общаются с Ним? Через Его Слово, вырабатывая христианские принципы и взращивая своего духовного человека. Один из инструментов, под воздействием которого меняется характер - это выработанный навык постоянства, который должен стать как бы второй природой. Не стоит забывать, что воспитание добродетельной природы человека - это длительные изменения глубинных привычек. Основываясь на вышесказанном, каждый Божий ребёнок должен сделать чтение Слова неотъемлемой частью своей повседневной жизни и читать Его так, будто бы от Него зависит жизнь, словно, если сегодня не прочтешь - умрешь (Мф. 4:4) [1]. Итак, для преображения в Божий характер, христианин должен всецело отдаться чудотворной работе Божьего Слова, которое осенит самые потаенные места сердца и выведет на свет все то, что мешает достичь новой природы во Христе и всемогущей работе Святого Духа, отделяющего от человека всю примесь (подобно горшечнику, отделяющему от глины негодную примесь) и Единственного, могущего преобразить в славный образ Спасителя. 2. ВЛИЯНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33) [1]. Эти слова указывают на то, что в жизни каждого христианина будет нечто, что испытает его на прочность и под воздействием чего будет изменяться характер. Христос говорит: «Во Мне будете иметь мир, но в мире будете иметь скорбь». Под словом «скорбь» подразумевается: неприятность, сокрушение, падение, страдание, все трудные ситуации, проходя через которые, будет обрабатываться неграненый характер. Этот процесс можно сравнить с технологическим процессом обработки драгоценных камней для придания им определённой формы и максимального выявления их игры и блеска. Точно такой же процесс происходит и в сердце человека: проходя через испытание и искушения христианский характер огранивается до Божьих стандартов и стает ценным в Его глазах. Когда Господь повелел быть мужественным в тяжелые времена, Он имел ввиду проявить несгибаемость, твердость, бесстрашие: «Будь мужествен и очень тверд...» (Иис.Н.1:7) [1]. Это те черты характера, которые были присущи Ему. «…Праведник смел, как лев» (Прит.28:1) [1]. Как точно подметил известный писатель Марк Твен: «Смелость - это сопротивление страху и контроль над страхом, а не отсутствие страха» [4]. Очень важно осознавать, что проходя через тяжелые жизненные обстоятельства, нужно проявлять твердость и смелость, благодаря которым можно направить эти же обстоятельства в ту среду, где будет проведена работа взращивания других положительных качеств характера. «…В смелости залог остальных положительных качеств» [5]. Под тяжестью обстоятельств выковываются те или иные качества благочестивого характера, но на этом работа еще не окончена. Далее следует этап закаливания и проверки на прочность ранее взрощеных качеств через испытание. Греческое слово δοκιμή означает тест или проверку. В пассивном залоге в полной мере раскрывается смысл этого слова: "одобренный после проверки", "испытываемый для одобрения", "подлинный" [6, C.843]. Важно добавить, что для испытания человека Бог использует любые средства, кроме греха (Иак.1:13-16) [1]. После того, как эти качества прошли тест на подлинность и стойкость путем испытания и прохождения через трудности, а «цель трудностей - довести нас до совершенства» [7, C.44], христианин приобретает отпечаток характера Господа Иисуса Христа на своем сердце. 3. ВЛИЯНИЕ ЛЮДЕЙ Наставления, передача жизненного опыта, знания − всё это человек еще с юношеских лет перенимает и усваивает от родителей, которые являются первыми наставниками, а также пасторов и духовных отцов, повинуясь которым (1Пет.5:5) [1] и в смирении учась у них, воспитывается и формируется христианский характер. Соломон однажды сказал: «Наставь ребенка на верный путь, он и в старости не собьется с него» (Прит.22:6) [1]. Когда ребёнок еще не оскверненный грехом этого мира и его характер податливый для формирования, родители, передающие духовные истины, знания, опыт, а также наставления для преодоления губительного влияния греховного мира и утверждение в вере, закладывают основу, на фундаменте которой будет продолжаться взращивание христианского характера. Эта основа настолько мощна, что дитя Божье «…и в старости не собьется…» [1] с истинного пути. Родители, воспитывающие своих детей, как чад Божьих для Его царства, берут за основание, на котором будет развиваться христианский характер, Божье Слово: «Как юноше содержать в чистоте путь свой? - Хранением себя по слову Твоему» (Пс.118:9) [1]. Также один из принципов, используемых родителями для правильного воспитания - это дисциплина, так как плодам Духа невозможно появиться в жизни без дисциплины. Ребёнок, дисциплинированный и постоянный в поступках, угодных Богу, взращенный на Божьем Слове и безусловной родительской любви и с юных лет наблюдающий чистый, богобоязненный и благочестивый пример жизни родителей, унаследует нетленное богатство - характер, подобный Господу. Исходя из выше сказанного, родители - это краеугольный камень формирования будущего христианского характера ребёнка и помощь ему в раскрытии и реализации Богом данных дарований. В одной из своих книг Дерек Принс отмечает о необходимости духовного отцовства для взращивания христианина, с чем трудно не согласиться. Ведь всё Писание, которое является безоговорочной инструкцией для чад Божьих в преобразовании характера, изобилует примерами духовного наставничества. «Господь позвал Самуила, и Самуил…подбежал к Илию, сказав: − Вот я. Ты звал меня? Он сказал Самуилу: − Иди и ложись, и если Он позовет тебя, скажи: «Говори, Господи, Твой слуга слушает Тебя» (1Цар.3:4-9) [1]. На первый взгляд, ничего не рассказывающая история, но, если рассмотреть её через призму «наставничества духовного отца», видно прекрасный пример «отцовского» научения, разъясняющего собой движение молитвы и различения Божьего гласа. Этот же путь развития характера исследовался в первой главе данной работы: «У человека есть особенность перенимать характер у тех, с кем он общается. Христиане…, общающиеся с Ним, преображают свой характер, качества и нрав, подобно Божьему». На данном примере этой истории хорошо видно плоды наставничества и необходимость духовного отца: «Отрок же Самуил более и более приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей» (1 Цар.2:26) [1]. Духовные отцы передают своим сыновьям нрав своего характера, свой дух, который прочно связан с Божьим Духом. Это и есть духовное отцовство. Так, Елисей в момент вознесения Илии Богом закричал к нему: «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!» (4 Цар.2:12) [1] и увидев восхищение, он получает вдвойне дух своего «отца». После чего Елисей, оставив сыновство, уже сам становится духовным отцом всего Израиля. Обращаясь к Новому Завету, можно добавить некоторые слова из книг Соломона, которые хорошо изображают работу и плоды духовного отцовства на страницах Нового Завета: «Слушайте, дети, наставление отца и внимайте, чтобы научиться разуму, потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей» (Прит.4:1-2) [1]. Избранные Иисусом Апостолы, которых Он называет Своими детьми (Мк.10:24), (Евр.2:13) [1], это те дети, которые, не оставив поучений духовного наставничества Иисуса и преобразовавшись характером на основании Его заповедей, заложили фундамент церкви Христа. христианин характер духовный благочестивый Родители, духовные отцы, пастыря, друзья, учителя и даже незнакомцы, все эти люди в той или иной мере влияют на христианский характер. Используя одних людей в жизни христианина, Бог проводит своё дитя через трудности, испытывая и формируя его характер. Используя других людей, Бог на их примере показывает Своему чаду поучительные уроки, которых уже будет достаточно для воспитания определенных черт благочестивого характера. И через иных людей, твердо укорененных в Евангелии Христовом, таких, как духовные отцы и пастыря, происходит принятие Слова от Бога и основ жизни в Духе. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе работы по анализу факторов, влияющих на формирование христианского характера, можно сделать следующие выводы. Во-первых, самый важный фактор влияния на развития христианского характера - это, конечно же, работа Духа Святого и Божьего Слова. Как узнать, что Дух и Слово проводят Свою работу в сердце человека? Когда в нем проявляются все больше характерных черт Христа. Или, говоря языком Священного Писания, появляются плоды духовной жизни, определяющие характер христианина: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…» (Гал.5:22-23) [1]. Итак, каждый верующий, желающий сообразоваться Господу Христу, должен вверить себя, без единого остатка, Святому Духу для Его чудотворной, преобразовывающей характер работы и Слову, которое «…живо и действенно…: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12) [1]. Во-вторых, не менее значимый аспект формирования христианского характера − это прохождение через скорби и трудные ситуации. После грехопадения первых людей, характер человека перенес огромные изменения, так что «волчцы и тернии» греховной натуры стали заглушать положительные стороны характера человека. С того времени в природе человека ведется постоянная борьба между добром и злом посредством прохождения всевозможных ситуаций, искушений и трудностей так, чтобы та черта между добром и злом, которую Бог провел для первых людей в Эдемском саду посредством дерева, теперь была проведена в самой сущности человека. И, наконец, не стоит забывать о том, что без людей, окружающих и влияющих на жизнь верующего, особенно тех людей, которые являются образом Христа на этом Земле, преобразование внутреннего мира и самой природы человека невозможно. Духовные отцы, строгие учителя и верные друзья − все эти люди, как заключающий фактор в преобразовании характера являются последним, но не менее важным инструментом в Божьих руках, который оставляет свой отпечаток на сердце человека. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. - Киев: Брайт Стар Паблишинг (Светлая звезда), 2009. . Ириней Лионский. Против ересей. Доступен из: ://mstud.org/library/i/irenaeus/2adv_haer/2ah33.htm 3. Иоанн Златоуст. Книга о девстве. Доступен из:://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/kniga_o_devstve/ 4. Марк Твен. Доступен из: 5. Уинстон Черчилль. Доступен из: ://citaty.socratify.net/uinston-cherchill/28737 . Клеон Л. Роджерс-младший, Клеон Л. Роджерс-III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета. - Санкт-Петербург: «Библия для всех»,2001. - 843 с. . Шульга А. Развитие христианского характера. - Харьков: «СИМ», 2014. - 44 с. |