ГРАФИЧЕСКИЙ ИНТЕРФЕЙС ОПЕРАТОРА. Учебное пособие для студентов специальности 220301 Москва 2011 2 Содержание
Скачать 2.77 Mb.
|
Умное заимствование Заимствование широко распространенных приемов дизайна интерфейсов и удачных находок авторов конкурирующих программ позволяет резко сократить время обучения и повысить комфорт пользователя. При работе он будет использовать уже приобретенные навыки – этот вопрос затрагивает и принцип равенства между системой и реальным миром. Заимствование чужих интерфейсных находок не является чем-то зазорным. Программы, лидирующие па рынке, являются неистощимым источником вдохновения для разработчиков более мелких программ, поразительно напоминающих легендарный Norton Commander: FAR, Volcov Commander, DOS Navigator, DISCo Commander. Следует комплексно применять основные положения каждого из приведённых принципов, поскольку каждый из них в отдельности наиболее правильно и просто помогает решить какой-то узкий круг одних задач, но может оказаться не пригодным для других. Так, например, сложно сгруппировать кнопки на панели управления по принципу золотого сечения, нет смысла отказываться от заимствования проверенных методов представления информации. 139 5.9. Примеры проектирования графических интерфейсов оператора Современные программные системы проектирования и управления, такие как SCADA (Supervisory Control and Data Acquisition) – система диспетчерского управления и сбора данных, – помимо прочих функций позволяют быстро и эффективно создавать удобные графические интерфейсы диспетчеров. SCADA-системы в целом используются на нижних уровнях автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП), т.е. для непосредственного взаимодействия с технологическим оборудованием, и выполняют следующие функции: 1) сбор первичной информации от датчиков; 2) хранение, обработка и визуализация данных; 3) управление и регистрация аварийных сигналов; 4) связь с корпоративной информационной сетью; 5) автоматизированная разработка прикладного программного обеспечения. 5.9.1. SCADA-система Trace Mode На рис. 134 приведен пример интерфейса оператора, контролирующего процесс подготовки питьевой воды. Этот графический интерфейс диспетчера спроектирован с помощью отечественной SCADA-системы Trace Mode 5.0. Рис. 134. Пример графического интерфейса оператора, контролирующего процесс подготовки питьевой воды, созданного в системе Trace Mode 1 2 3 4 5 6 7 8 140 На рис.134 обозначено: 1 – емкость (отстойник); 2– трубопровод; 3 – анимация; 4 – вентилятор; 5 – кнопка; 6 – гистограмма; 7 – динамический текст; 8 – статический текст. Следует обратить внимание на некоторые детали интерфейса, соответствующие данным ранее рекомендациям по проектированию, облегчающим работу оператора с графическими объектами. Например, количество динамических объектов, за которыми должен одновременно следить диспетчер, незначительно превышает число «кошелька Миллера» – 7+2=9. Вход для воды предусмотрен вверху слева, а выход – с противоположной стороны, т.е. внизу справа (контраст). Гистограмма изображена ярко зелеными столбиками на черном фоне, что очень хорошо читается даже при беглом взгляде. Текст на включенных кнопках меняет цвет с черного на красный, привлекая, таким образом, внимание оператора, и т.д. 5.9.2. SCADA-система Citect На рис. 135 и 136 приведен пример графического интерфейса оператора, контролирующего процесс фильтрации меди и получения обогащенного медного концентрата. Данный графический интерфейс создан с помощью австралийской SCADA-системы Citect. Рис. 135. Пример графического интерфейса оператора, контролирующего процесс фильтрации меди, созданного в системе Citect 141 Рис. 136. Пример графического интерфейса оператора, контролирующего процесс фильтрации меди, созданного в системе Citect. Скриншот другой стадии процесса Здесь также хорошо просматриваются соблюдаемые принципы построения графических интерфейсов («кошелек Миллера», контраст оранжевого на голубом фоне, «зеленый – открыто, красный – закрыто» и т.п.), хотя мы с австралийцами не договаривались! Следовательно, объективные принципы проектирования графических интерфейсов действительно существуют и применяются во всем мире. На рис. 137 и 138 показаны две разные стадии процесса управления сложным объектом – краном, оснащенным схватом, на мобильной платформе. Данные элементы графического интерфейса также созданы с помощью SCADA-системы Citect, версия 5.42. 142 Рис. 137. Пример элементов графического интерфейса оператора, контролирующего процесс управления сложным объектом – мобильным краном, оснащенным схватом. Созданы с помощью системы Citect 5.42 Рис. 138. Пример элементов графического интерфейса оператора, контролирующего процесс управления мобильным краном со схватом, созданных с помощью системы Citect 5.42. Другая стадия процесса 143 Заключение Подводя итоги, выражаю надежду на то, что читатели, давшие себе труд изучить эту книгу, стали лучше представлять себе, каким именно образом человек воспринимает графическую информацию, какие ограничения и какие предпочтения он при этом имеет. Такое понимание необходимо при проектировании графических интерфейсов для операторов, управляющих самыми различными процессами. Знание общих принципов построения графических интерфейсов оператора позволяет применять их в разнообразных сферах прикладной деятельности, как инженерам-проектировщикам, так и программистам, а также специалистам по системам управления с человеком и по информационным системам. С другой стороны, изучение основ компьютерной графики призвано вооружить инженера знаниями о том, как воплотить в реальность задуманный удобный и эффективный графический интерфейс для оператора, управляющего данным конкретным процессом, будь то динамический объект, технологический процесс или что-либо иное. Приемы и алгоритмы, используемые при создании графических объектов, позволяют заглянуть на «кухню» компьютерной графики и понять, каким образом несколькими щелчками мышью получаются сложные фигуры и модели, как они трансформируются, преображаются, окрашиваются, двигаются. Эти знания могут пригодиться в еще более обширных прикладных областях, так как при исследованиях, проектировании, представлении результатов анализа различных ситуаций, демонстрации разнообразных проектов справедливой остается поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Увиденное наводит на мысли, которые иначе не могли бы появиться. Таким образом, инструментарий, используемый при создании графических интерфейсов оператора, в более широкой перспективе может быть применен студентами, аспирантами, инженерами для достижения креативных и исследовательских целей. 144 Список литературы 1. Шикин Е.В., Боресков А.В. Компьютерная графика. Полигональные модели. – М.: «Диалог-МИФИ», 2000. – 464 с. 2. Куликовский Л.Ф., Мотов В.В. Теоретические основы информационных процессов. – М.: «Высшая школа», 1987. – 248 с. 3. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Интеллектуальные информационные технологии. – М.: Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2005. – 304 с. 4. Р.С. Гиляревский. Информатика как наука об информации. М.: ФАИР, 2006. 5. Якоб Нильсен. Веб-дизайн. – СПб: Символ-Плюс, 2003. – 512 с. – ISBN 5- 93286-004-9. |