Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 1. Понятие риторического тропа. Троп

  • Вопрос 2. Метафора, ее структура и риторические функции. Метафора

  • Вопрос 3. Метонимия и ее использование в риторических целях.

  • Вопрос 4. Другие тропы и фигуры речи и их использование в тексте.

  • Вопрос 5. Ирония и парадокс как риторические средства. Как быть остроумным Для этого необходимо использовать следующие риторические средства.Ирония

  • Кубиц Г.В. Риторика для юристов. Учебное пособие для студентов всех форм обучения специальности 030900 "Юриспруденция" Челябинск 2012 ббк я7 Учебное пособие по учебному курсу Риторика для юристов Автор составитель канд филолог наук


    Скачать 2.98 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов всех форм обучения специальности 030900 "Юриспруденция" Челябинск 2012 ббк я7 Учебное пособие по учебному курсу Риторика для юристов Автор составитель канд филолог наук
    АнкорКубиц Г.В. Риторика для юристов.doc
    Дата19.05.2017
    Размер2.98 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКубиц Г.В. Риторика для юристов.doc
    ТипУчебное пособие
    #7912
    страница10 из 28
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   28

    Вопросы для самоконтроля


    1. Что такое функциональный стиль языка?

    2.Охарактеризуйте функциональные стили речи.

    3.Особенности произнесения судебной речи.

    4.Назовите невербальные средства общения. Их особенности.

    Задания для самоконтроля

    1. Составьте план выступления и произнесите речь на тему «Особенности произнесения

    судебной речи».

    2. Проанализируйте речь судебного оратора Кони А.Ф. «Обвинительная речь по делу об

    утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем». (Используйте Приложение 3).




    Тема 7. Способы словесного оформления публичного выступления


    План

    1.Понятие риторического тропа.

    2.Метафора, ее структура и риторические функции.

    3.Метонимия и ее использование в риторических целях.

    4.Другие тропы и фигуры речи и их использование в тексте.

    5.Ирония и парадокс как риторические средства.
    В процессе художественной разработки судебной речи для придания ей художественной выразительности используются образные средства речи и риторические фигуры. К ним относятся сравнение, метафора, ирония и другие тропы, обороты речи, в которых слова, фразы и выражения употребляются в переносном, образном смысле в целях достижения большей художественной выразительности.
    Вопрос 1. Понятие риторического тропа.
    Троп – это оборот речи, употребление слова или выражения в переносном значении.

    Для риторики интересны только те случаи употребления слов и выражений в переносном значении, которые не утратили своей двузначности.

    Важнейшие особенности тропов и их значение в речи.

    Риторические тропы отражают ход познавательной деятельности человека.

    Рассматривая окружающий мир, человек обнаруживает в нем сходные явления и вещи и объединяет их одним словом (так образуется метафора) группирует явления по их близости, смежности друг с другом (так образуется метонимия) замечает невидимые взгляду явления (мир чувств, интеллектуальный мир).

    Тропы отражают субъективный взгляд на мир, отражают его эмоции, настроения, оценки.

    Риторический троп обладает смысловой емкостью, что помогает кратко передать сложное содержание.

    Образный оборот нагляден, лучше остается в памяти, лучше воспринимается.

    Риторические тропы дают возможность получить удовольствие от текста и включить в творческий процесс адресата.

    Вопрос 2. Метафора, ее структура и риторические функции.
    Метафора – перенос названия с одного предмета на другой по свойству этих предметов.

    Метафора – скрытое сравнение, которое обнаруживает себя союзами «как», «будто».

    Имеется два сравнения предмета: объект и субъект - третий признак, по которому сравниваются предметы.

    Метафоры могут быть краткими и развернутыми.

    Краткая метафора – слова сравниваются в новом понятии, оборот «как будто» вымывается.

    Развернутая метафора – фраза внутри метафоры. Углубляет структуру предмета, превращается в каркас текста.

    Элементы сравнения должны быть разнородны – правило, основанное на пропорции.

    Термин сравнения должен выявлять не любой случайный, а существенный признак при сравнении.
    Вопрос 3. Метонимия и ее использование в риторических целях.
    Метонимия – (переименование) перенос названия предмета с одного на другой по смежности или близости.

    С помощью метонимии часто называют:

    предмет по материалу, из которого он сделан (по свойству, по производителю, предмет называется по предмету). Содержание его время называется по предмету или явлению, характеризующее это время (любить до гроба). Частным случаем метонимии является синекдоха - название части предмета переносится на весь предмет целиком, множественное число заменяется единственным числом.

    На развитии метонимии строится риторический прием перефраз, когда название предмета заменяется описанием его признаков.
    Вопрос 4. Другие тропы и фигуры речи и их использование в тексте.
    Олицетворение (одушевление) – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека (чаще всего используется при описании природы).

    Аллегория (иносказание, аллюзия – «намек») – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Используется в баснях былинах сказках.

    Антономасия (переименование) – употребление известного имени собственного в значении нарицательного.

    Эпитет – образное определение предмета или действия.

    Гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты.

    Литота (простота) – обратная гипербола, образ, выражение намеренно преуменьшающее размер, силу, красоту.

    Мейозис (то же, что и литота) – фигура речи, преуменьшающая свойства, степень чего-либо.

    Парафраза (пересказ) – описательный оборот, который употребляется вместо какого-либо слова, предмета речи.

    Дисфемизм – троп состоящий в замене нормативного, естественного слова на более вульгарное, фамильярное слово.

    Эвфемизм – вежливое, смягчающее обозначение чего-либо.

    Катахреза – троп, связанный с употреблением слов в значении им не принадлежащим, часто выступает как гиперболическая метафора.

    Каламбур (игра слов) – использование разных значений одного и того же слова или двух одинаково звучащих слов.

    Оксюморон – это фигура речи, состоящая в соединении двух антонимов (слов противоположных по значению), когда рождается новое смысловое единство (красноречивое молчание, живой труп).

    Анафора – фигура речи, состоящая в повторении начального слова в каждом предложении (анафора лексическая, анафора синтаксическая).
    Вопрос 5. Ирония и парадокс как риторические средства.
    Как быть остроумным? Для этого необходимо использовать следующие риторические средства.

    Ирония – риторический троп, который, как и метафора, и метонимия, удерживает в сознании говорящего и слушателя два значения: прямой и переносный. Игра этих двух значений рождает смех (шутка, юмор, острота, сарказм – язвительная ирония).

    По свидетельству П. С. Пороховщикова, судебная речь, украшенная образами, несравненно выразительнее, живее, нагляднее простой речи, составленной из одних рассуждений. Поэтому образная речь лучше запоминается судьями, народными и присяжными заседателями, оказывает действенное влияние на формирование их внутреннего убеждения. "Речь, составленная из одних рассуждений, не может удерживаться в голове людей непривычных; она исчезает из памяти присяжных, как только они прошли в совещательную комнату. Если в ней были эффектные картины, этого случиться не может. С другой стороны, только краски и образы могут создать живую речь, то есть такую, которая могла бы произвести впечатление на слушателей" [Сергеич 1998: 149-150].

    Образная речь особенно важна для убеждения присяжных и судей, у которых образный тип мышления преобладает над понятийно-логическим, научным.

    Но если доводы рационального знания передать образной речью, они обретут весомость и убедительность даже для людей, у которых преобладает образное мышление. Например, для того чтобы привлечь внимание присяжных заседателей к важному доводу, влияющему на формирование их внутреннего убеждения по вопросам о виновности, В. Д. Спасович образно разъяснил им, что без установления мотивов преступления уголовное дело – "точно статуя без головы или без рук, или без туловища" [Владимиров 1999: 90]. Такое сравнение А. Ф. Кони применил для разъяснения присяжным содержания уголовно-правового понятия "соучастие": "Каждое преступление, совершенное несколькими лицами по предварительному соглашению, представляет целый живой организм, имеющий и руки, и сердце, и голову. Вам предстоит определить, кто в этом деле играл роль послушных рук, кто представлял алчное сердце и все замыслившую и рассчитавшую голову".

    Образные средства позволяют донести сложные мысли до ума всех присяжных, среди которых преобладают люди, обладающие средним уровнем развития образного и логического мышления. Как отмечал П. С. Пороховщиков, "оратору всегда желательно быть понятым всеми; для этого он должен обладать умением приспособить свою речь к уровню средних, а может быть, и ниже чем средних людей. Я не ошибусь, если скажу, что и большинство так называемых образованных людей нашего общества не слишком привыкли усваивать общие мысли без помощи примеров или сравнений"[Сергеич 1998: 152 ].

    В качестве примера удачного применения образных средств при описании внутреннего мира, переживаний человека накануне совершения преступления можно привести фрагмент из защитительной речи С. А. Андреевского по делу крестьянского парня Зайцева, совершившего убийство с целью ограбления после того, как купец Павлов выгнал его с работы, оставив без угла, без крова, без средств существования: "...Человек, брошенный на улицу, это все равно что блуждающая звезда, которою никто не управляет: она может своим ударом разрушить всякое препятствие на своем пути и сама об это препятствие разрушиться. Мысли такого человека не текут подобно нашим. Человеческие правила, понятия о долге кажутся ему чем-то исчезнувшим в тумане: он слышит шум, он видит огромные дома или лица прохожих, но той мягкой точки зрения, с которой на все это смотрим мы, - у него нет: Будущая неделя, месяц, год для него такие страшные призраки, что он об них не смеет и подумать; он отгоняет от себя попытку заглянуть в них, хотя знает, что они наверное настанут. И вот такой-то внутренний мир носил в себе Зайцев, когда он очутился... без угла и крова, среди улиц Петербурга" [Владимиров 1999: 97].

    Из этого примера видно, что действенность образной речи заключается в том, что она помогает присяжным заседателям не только лучше понять и запомнить позицию оратора и доводы, на которых она основана, но и проникнуться убеждением в их правильности и справедливости и таким образом формирует у них нравственно-психологическую готовность вынести решение, соответствующее позиции оратора (в данном случае о том, что подсудимый заслуживает снисхождения).

    Все это подтверждает правильность вывода А. Ф. Кони о том, что "всякое живое мышление... непременно рисует себе образы, от которых отправляется мысль и воображение или к которым они стремятся. Они властно вторгаются в отдельные звенья целой цепи размышлений, влияют на вывод, подсказывают решимость и вызывают нередко в направлении воли то явление, которое в компасе называется девиацией. Жизнь постоянно показывает, как последовательность ума уничтожается или видоизменяется под влиянием голоса сердца. Но что же такое этот голос, как не результат испуга, умиления, негодования или восторга пред тем или другим образом? Вот почему искусство речи на суде заключает в себе умение мыслить, а, следовательно, и говорить образами" [Владимиров 1999: 79].
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   28


    написать администратору сайта