Кравченко А. И. - Культурология. - М., 2003. Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект удк 0 08 ббк 71 к 78 Кравченко А. Ик 78 Культурология Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект, Трикста, 2003 496 с серия
Скачать 4.18 Mb.
|
Первый способ классификации подразделяет искусства на два больших рода — изящные свободные, фундаментальные) и прикладные практические, сервисные). Второй способ делит все искусства по тем чувствам, на которые они воздействуют. Поскольку живопись, скульптура, архитектура, дизайн воспринимаются глазами, их называют визуальными видами. Музыка воздействует на органы слуха, поэтому ее можно было бы отнести к аудиторным видам (auditory — слуховой, но данный термин в отечественном искусствознании Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus») Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru 92 еще не принят. Литературу относят к визуальными аудиторным видам, поскольку, читая про себя книгу, вы пользуетесь словами, а пересказывая ее вслух, обращаетесь к аудитории. Сразу к двум видам чувств обращены такие прикладные искусства, как дизайн техники или мебели (осязание и зрение, кулинарное искусство и дегустация (вкуси запах). Третий способ классификации делит все искусства на одно- и многосоставные. Живопись, скульптура, музыка и литература — односоставные виды. Архитектура, опера и танцы — многосоставные виды. Например, в опере используются хореография, музыка и словесный текст. Стало быть, оперному артисту приходится сложнее всех, поскольку надо обладать талантом и квалификацией неводном, а в нескольких видах искусства уметь петь, танцевать и разбираться в музыке. К тому же, ему необходимо быть драматическим артистом. В опере также используются элементы дизайна — декорации и костюмы. Искусство и подражание Искусство и подражание. Если рассматривать четыре составные части духовной сферы общества, то окажется, что искусство находится в исключительном положении, и вот почему. Наука не подражает природе, те. не имитирует, она ее познает с помощью искусственно созданных абстрактных символов. Религия также не имитирует ее. Не подражает ей и образование, ибо у него совсем иная цель. Только искусство имитирует окружающую природу и человека в том числе. Таково его предназначение. Однако имитация далека оттого механического копирования реальности, какое мы наблюдаем на фотографии. Подражая природе, отражая ее, художник оставляет одно и отбрасывает другое, преувеличивает, переставляет, добавляет от себя, находит скрытый смысл. Иными словами, он творчески преображает окружающий мир. Только в XX веке искусство отступает от своего первоначального принципа. Теперь оно не подражает, а разбирает природу на части, атомы, элементы, формы, составляя из них новые комбинации. Кубизм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, супрематизм, авангардизм, нонобъективизм, поп-арт порывают с реальностью. Лозунгом стало искусство для искусства, или чистое искусство, задачей которого является формотворчество. Его таки называют — формальным, в противоположность содержательному искусству классического периода. А еще беспредметным, так как реальные предметы люди, деревья, здания, животные — исчезли. Теперь художник рисовал не то, что видела то, что знали о чем мыслил. Он почти приблизился к ученому, изображая реальность с помощью абстрактных символов и знаков. Ноне открывал объективные законы вселенной, а придумывал их сам, следуя своей внутренней логике. Посетителя художественной галереи приглашали не в зрители, а в соавторы он должен был домысливать, додумывать изображенное на картине, вкладывая в него свой смысл, который 190 мог расходиться с замыслом автора. Если раньше художники жаловались, что некоторые зрители не понимают изображенного на картине, то теперь они считают это в порядке вещей. Современные художники все больше выражают самих себя, а не отображают реальность. Они говорят, что искусство просто вернулось к своим корням посмотрите наскальные изображения или средневековые иконы — большего абстракционизма или символизма вы не найдете Критики возражают пещерный человек и иконописец не ставили задачу исказить реальность — первый технически неумел передать реальные объекты, а второй изображал идеальную реальность, такую, какой она представлена в христианском учении. Изображения оленя на стене или Богоматери на иконе были очень понятны и близки зрителю, они вызывали поток приятных ощущений и романтических чувств. Они взывали к лучшим качествам человека. Живопись Живопись — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Замысел художника конкретизируется в теме и сюжете, воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита) . Живопись бывает монохромной (одноцветной) и полихромной (многоцветной, она может быть однослойной и многослойной. Выразительность живописи определяется характером мазка и обработкой красочной поверхности (фактура. Передача объема и пространства связана с линейной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использованием тональных градаций и пространственных качеств теплых и холодных цветов. Литература Литература. Точного определения для термина литература в науке не существует. Это слово является комбинацией двух латинских — litteratus (выученный, изученный) и littera (буква Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus») Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru 93 алфавита. Оно относится к написанным произведениям, предназначенным для чтения. Ноне все из того, что предназначено быть прочитанным, можно классифицировать как литературу. Такие произведения, как, например, сборники кулинарных рецептов, справочники по диетологии, дневники путешествий или реклама в журналах также предназначены для чтения, 191 но не могут быть причислены к литературным произведениям. Под литературой надо понимать только такие произведения письменности, которые имеют общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература. Чаще под литературой понимают художественную литературу (изящную словесность. В этом значении литература — явление искусства (искусство слова, эстетически выражающее общественное сознание ив свою очередь формирующее его. Из эпохи античности до нас дошли записки врача Гиппократа, математические труды Евклида и Архимеда, философские работы Платона, Аристотеля и Марка Аврелия, исторические очерки Геродота, Полибия, Светония, Ливия и Тацита, размышления Сенеки, которые никак не отнесешь к художественной литературе. Это научные и философские трактаты. Мемуарную, эпистолярную и документальную литературу относят к видам письменных произведений, которые не принадлежат, а только смыкаются с художественной литературой. Хотя литература относится к письменным формам человеческого творчества, она зародилась много позже самой письменности. Первые памятники письменности являли собой юридические, экономические и исторические документы, например известные всем законы Хамурапи. Вначале то, что потом стало называться литературой, существовало в форме устного творчества — мифы, предания и легенды, написанные в стихотворной форме. Поэтический текст благодаря его ритмическими интонационным характеристикам легче запомнить, чем пространные прозаические произведения. Поскольку в то время не было в достаточном количестве подходящего для записи материала (камень, папирус, береста, литературные памятники передавались от поколения к поколению в устной прозаической или песенной форме. Их литературная тематика даже в те далекие времена была достаточно разнообразной песни о происхождении мира, восхваляющие богов, рассказы о любви, трагедии, эпические повествования о героях, жанр приключений, любовные истории, баллады о влюбленных, о войнах, походах, лирическая поэзия, народные сказания о добре и зле, басни, хвалебные песни, пословицы и загадки. Устное народное творчество, из которого возникла профессиональная литература, стало собираться и записываться не ранее XIII века (скандинавские саги. Перенесенные на бумагу, эпос и героические сказания подарили миру такие шедевры, как Сказание о Гильгамеше», «Илиада» Гомера и значительная часть Ветхого Завета. В Ветхом Завете содержится огромное количество древних традиций. Художественная литература как вид искусства возникает на почве мифологии и устно-поэтического народного творчества. Древнейшие произведения писались в стихах, проза — относительно более поздняя область художественной литературы. Только в XVIII—XIX веках две области сравнялись по своему значению. Поэзия в виде песен — самый ранний памятник литературной традиции, ставший в наши дни самостоятельным литературным жанром. Другие формы, такие, как драма и повествовательная проза, появились позже и получили наибольшее распространение у древних греков. Драматические трагедии Эсхила, Софокла и Эврипида, а также комедии Аристофана были написаны в стихотворной форме, но являлись определенной новацией в области стихосложения, поскольку представляли собой монументальные полотна с ярко выраженной социально- критической направленностью. Лирическая поэзия, подобно поэтической драме, блестяще развитая греками, положила начало новоевропейской художественной литературе. Прозаическая или повествовательная художественная литература романы, повести и короткие рассказы — является самым поздним жанром, возникшим уже в Новое время. Правда, у художественной прозы были античные предшественники. Первым художественным произведением, достойным называться романом, считается «Сатирикон» Петрония (I в. н. э. Обычным для средневековья литературным жанром являлся пересказ героических легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Первым современным романом называют книгу Сервантеса Дон Кихот» (начало XVI в. Этот шедевр считается одним из величайших произведений мировой художественной прозы столетие считается золотым веком романа. Именно тогда появились произведения Ч. Диккенса, В. Гюго, Л. Толстого и Ф. Достоевского. Эра классической прозы закончилась Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus») Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru 94 публикацией в 1922 году «Улисса» Дж. Джойса. Это произведение стало революцией в жанре романа. Автор оставил в стороне социальные темы, вернувшись к мифологическим сюжетам. Вторая половина XX века являет собой как бы творческую лабораторию, в которой создаются и распадаются новые жанры, виды, темы прозаической литературы. В качестве примера могут служить готические рассказы, романы, детективные истории, вестерны (ковбойские рассказы, ужастики, исторические романы, военные повествования, шпионские рассказы (триллеры) и научная фантастика. Для XX столетия характерны связи художественной литературы с другими, преимущественно новыми видами искусства — кино, радио, телевидением Искусство надо понимать как минимум в трех значениях искусство в широком смысле — это художественное творчество в целом литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира искусство в узком смысле — только изобразительное искусство искусство как высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности Искусствознание искусствоведение. Оно представляет собой совокупность гуманитарных дисциплин, изучающих искусство, — художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства, их отношение к действительности, закономерности развития, взаимосвязи с социальной жизнью и с различными явлениями культуры, всю совокупность вопросов формы и содержания художественных произведений. Искусствоведческие науки включают литературоведение чаще рассматриваемое в комплексе филологических наук, музыковедение, театроведение, киноведение, а также искусствознание в узком и наиболее употребительном смысле — науку о пластических искусствах. Искусствознание складывается из теории искусств, их истории и художественной критики Искусство — сфера профессионального творчества, фольклор — сфера народного творчества, художественная культура — единство двух этих сфер Произведение искусства должно обладать познавательной ценностью эстетической ценностью нравственной ценностью Три указанные вида ценности, которым подчиняется произведение искусства, можно сформулировать иначе Истина, Красота, Добро. Это три кита, на которые опирается духовная сфера общества Все виды художественного творчества, которые соответствуют данным критериям, мы вправе именовать изящными искусствами, или просто видами искусства Эстетика — это учение о красоте, или об изящном Эстетика понимается в двух значениях, а именно как а) теория прекрасного, б) теория искусства Из четырех составных элементов духовной сферы общества два — наука и образование — подвержены прогрессу, здесь хорошее вчера сменяется лучшим сегодня. Два других элемента — искусство и религия — неподвластны прогрессу. Первые находятся всегда во времени и только спешат к вечности, тек идеалу. Вторые уже находятся в вечности и нам, зрителям, слушателям, верующим, сообщают о том, что есть вечная красота и вечное добро Живопись — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Замысел художника конкретизируется в теме и сюжете, воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета. Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus») Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru 95 Глава 2. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА Культура первобытного общества охватывает самый протяженный повремени и, возможно, наименее изученный период мировой культуры. Первобытная, или архаическая, культура насчитывает более 30 тыс. лет 1. Предпосылки возникновения Под первобытной культурой Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена, которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это дои бесписьменная культура. Первобытное искусство Первобытное искусство — искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет дон. э, отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура. У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль. Первобытное искусство — только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды. Поскольку о них уже шла речь, рассмотрим первобытное искусство. Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков — гроту Кро-Маньон на юге Франции, появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70—1,80 м, стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д 2. Наскальная живопись и миниатюрная скульптура Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке. Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда — почти на миллион лет. Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности каменная скульптура наскальная живопись; ■ глиняная посуда. В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы — камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал — огнеупорную глину — и стал активно применять ее для изготовления Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus») Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru 96 посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами — они удобнее в переноске. Глиняная посуда — признак постоянных земледельческих поселений. Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит, названной по пещере Ориньяк (Франция. С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10—15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше — около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» — фигурки женщин высотой 10—15 см, обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира. Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, те. человекоподобными изображениями. И в живописи, ив скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, аза свою |