Главная страница
Навигация по странице:

  • На смену наскальной живописи первобытного человека приходит искусство абстрактного орнамента, нанесенного на глиняную посуду.

  • Цивилизация характеризуется следующими признаками

  • 2.1. Сакрализация царской власти

  • Демотика Демотика

  • Кравченко А. И. - Культурология. - М., 2003. Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект удк 0 08 ббк 71 к 78 Кравченко А. Ик 78 Культурология Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект, Трикста, 2003 496 с серия


    Скачать 4.18 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для вузов е изд м академический Проект удк 0 08 ббк 71 к 78 Кравченко А. Ик 78 Культурология Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект, Трикста, 2003 496 с серия
    АнкорКравченко А. И. - Культурология. - М., 2003.pdf
    Дата08.02.2018
    Размер4.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКравченко А. И. - Культурология. - М., 2003.pdf
    ТипУчебное пособие
    #15316
    КатегорияИскусство. Культура
    страница18 из 42
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   42
    предтечами зарождения культуры и цивилизации в современном понимании.
    NB
    Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому
    208
    назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена, которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни.
    Первобытное искусство — только часть первобытной культуры, куда помимо искусства
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    101 входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды.
    Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности каменная скульптура наскальная живопись глиняная посуда.
    Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, аза свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм.

    И зоологические, и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение, выполняли культовую функцию. Религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически
    одновременно.
    Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью или пещерной росписью.

    Первобытное искусство представлено в следующих основных видах графика (рисунки и силуэты живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками скульптуры фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины декоративное искусство (резьба по камню и кости рельефы и барельефы.
    На смену наскальной живописи первобытного человека приходит искусство абстрактного орнамента, нанесенного на глиняную посуду.
    Неолитическая революция завершается победой железных орудий над каменными, земледелия — над собирательством, оседлого образа жизни — над кочевым, патриархата — над матриархатом, а также разделением культуры на духовную и материальную, возникновением государства, городской цивилизации и архитектуры, письменности, разложением общинного строя и формированием социально-классового расслоения общества.
    209
    Погребения следует считать искусством, возникшим на пересечении скульптуры, архитектуры и религии. В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида с надмогильными сооружениями курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, те. без каких-либо надмогильных сооружений.
    Эпоха патриархата
    — время разложения первобытного общества и формирования ранних государств. Иными словами, феномен государства и феномен патриархата настолько тесно связаны между собой, что оторвать их друг от друга просто невозможно. И оба они стали предтеч зарождения культуры и цивилизации в современном понимании.
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    102 Глава 3. ИСКУССТВО ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

    Заключительным актом величайшего действа в истории человечества
    — неолитической революции, длившейся семь тысячелетий, явились два крупнейших нововведения социально-политическое (государство) и социокультурное (цивилизация. С тех пор историческое развитие человечества пошло с опережающим ускорением. Можно считать, что природное начало было окончательно вытеснено социальным 1. Признаки высокой культуры и цивилизации
    Признаками наступления цивилизации служат города, письменность, социальные нормы и этикет поведения, институционализация религии (сословие жрецов, возникновение школы как социального института, наконец, распространение грамотности в различных слоях населения и санитарии в повседневном быту горожан.
    Таким образом, следующий за палеолитическим искусством этап развития мировой культуры связан с переходом от варварства к цивилизации. Под цивилизацией в данном случае мы будем понимать не только включенность каждого индивида в активную гражданскую жизнь своего общества или сообщества (от лат.
    civil
    — гражданский, но также более комфортную социальную и бытовую жизнь горожан, активно приобщающихся к культурным благам. В результате мы можем заключить, что цивилизация обозначает определенную ступень развития человеческого общества, более высокую, чем первобытно-общинная.
    211
    Можно говорить о том, что цивилизациями становятся только высокоразвитые культуры. С возникновением первых развитых культур начинается история человечества. В отличие от ранее существовавших земледельческих культур, первые центры цивилизаций появляются на берегах рек на Ниле — Египетское царство на Тигре и Евфрате — месопотамские царства на Инде — индийские царства на Хуанхэ — китайские царства.
    Цивилизация характеризуется следующими признаками
    — появление городов как центров, торговли и власти возникновение государства с иерархическим делением общества на социальные слои (царь, жрецы, воины, чиновники, земледельцы, рабы разделение труда на основе специализации возникновение и использование письменности как средства коммуникации формирование духовной общности людей на основе единства языка, культуры и религии 2. Культура Древнего Египта
    Первые цивилизации возникли в долинах рек сухой тропической зоны Азии и Африки. Одной из старейших признана древнеегипетская цивилизация.
    Поселения земледельцев появились в дельте Нила около 4200 г. до н.э. Жители здесь разводили свиней, крупный рогатый скот, овец и коз, выращивали пшеницу и ячмень. Около 3100 г. дон. з. возникли два крупных царства Нижний Египет область дельты Нила) и Верхний Египет долина Нила от дельты до Элефантина).
    В отличие от Месопотамии, где приходилось считаться с коварной и непредсказуемой стихией, египтяне вполне могли довериться регулярным ежегодным разливам Нила. Природный ритм оказал глубокое влияние на развитие египетской цивилизации. С июня начинал повышаться уровень воды в верхнем течении. Когда вода отступала, люди возвращались на поля, перемеряли наделы, сеяли зерно, а сбор начинался в мае. Нильская вода задерживалась в огромных водохранилищах, откуда ее подавали на поля с помощью сети каналов.
    212
    Для предсказания наводнений был создан довольно надежный календарь. Календарь египтян состоял из 365 дней и был связан с годом Сириуса. Создание календаря свидетельствовало о высоком уровне развития астрономии в Египте.
    Зависимость от Нила требовала четкой организации жизни общества. Водохранилища и каналы строили планомерно и содержали в хорошем состоянии. Распределение земли и право собственности на воду предполагали стройную систему управления. Многочисленные чиновники фараона обеспечивали выполнение необходимых работ, гарантировавших получение высоких урожаев.
    Кроме того, Нил являлся идеальным путем сообщения и способствовал объединению и централизации государства. Река облегчала также перевозку различных товаров и каменных блоков, необходимых для строительства.
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    103
    2.1. Сакрализация царской власти
    Первой и чуть лине самой главной чертой древнеегипетской цивилизации является сакрализация государственной власти, достигшая, в отличие от всех других существовавших дои после нее цивилизаций, максимально возможной формы.
    Сакрализация Сакрализация от лат.
    sacer
    — священный) обозначает процесс наделения светского учреждения или института, в данном случае — царской власти, священными свойствами, те. тем, что относится к религиозному культу и ритуалу.
    Египет стал первым в истории государством, претендовавшим на мировое господство. Во главе стоял фараон. Он имел абсолютную власть весь Египет сего колоссальными природными, земельными, материальными, трудовыми ресурсами считался собственностью фараона. Неслучайно понятие дом фараона — ном

    — совпадало с понятием государства.
    Сильная централизованная власть покоилась на Доктрине божественного происхождения фараона. Фараон считался человеком-богом, а не верховным
    213
    жрецом. В этом важное отличие египетского правителя от других древневосточных владык.
    Египтяне верили, что все происходящее зависит от бога и каждое событие заранее предопределено. Особенно почитался Бог солнца Ра. Во времена V династии культ бога Ра становится главным государственным культом. Фараоны считались живыми богами. В социальной иерархии жрецы стояли непосредственно за фараоном, и их влияние постоянно возрастало.
    В руках фараона сосредотачивались все функции верховной власти правителя, военачальника, законодателя и судьи. Исполнение каждой обязанности определялось тщательно разработанным церемониалом, призванным демонстрировать подданным божественную природу фараона. С теми же целями возводились и грандиозные пирамиды. Церемониал пронизал все уровни иерархической пирамиды власти. На каждой ступеньке существовал свой кодекс служебного поведения и обращения к вышестоящему лицу.
    Церемониал сопровождал высшие должностные лица Египта не только при жизни, но и после смерти. Погребальный обряд, зародившийся в далекие времена у неандертальцев, получил у египтян наивысшее развитие, стал важным элементом не только религиозной, но и государственной политики. Театрализованность и пышность захоронения правителя, масштабность самого погребения, бальзамирование и культ тела умершего пережили древних египтян и сохранились вплоть до XX столетия, также как прежде символизируя вечность и несокрушимость централизованной власти. Письменность и писцы

    Пользуясь месопотамской моделью, египтяне создали своеобразную систему письма, включавшую и идеографические, и фонетические символы чем сложнее ею было овладеть, тем выше становился социальный статус писцов. Последние составляли в египетском обществе класс верховных контролеров, которым надлежало регистрировать любого рода информацию — от предсказаний на урожай, от которых зависел расчет налогов, до штрафов, налагавшихся на всякого, кто преступал закон.
    214
    Бог Тот являлся богом мудрости, счета и письма (обычно его изображали в виде человека с головой ибиса. Он был одним из главных божеств Древнего Египта. Тоту приписывалось создание всей духовной жизни Египта. Он изобрел письменность и научил людей счету и письму. Писцы считали Тота своим покровителем, а иероглифы или пиктографическое письмо — и средством зарабатывания на жизнь, и объектом религиозного почитания.
    Пиктографическое письмо Пиктографическое письмо в виде иероглифов (от греч.
    hieros
    — священный и
    glypho
    — режу, высекаю) было культовыми использовалось в качестве атрибута власти. Иероглифы Иероглифы рисуночные знаки) — древнее письмо Египта — использовались уже с 3000 года дон. э. Религиозные тексты, протоколы и т. д. записывали иератическим письмом, те. курсивной формой иероглифики.
    Демотика
    Демотика — упрощенное иератическое письмо, те. скорописная форма египетского письма, возникла в VIII—VII веках дон. э, ас века дон. э. стала народными официальным письмом
    Египта.
    Вначале каждый иероглиф соответствовал слову или даже целому понятию. Текст представлял
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    104 собой комбинацию из идеограмм (знаков, обозначавших понятия) и фонограмм (знаков, обозначавших звуки. Иероглифы писали чернилами с помощью тростниковой палочки на свитках, изготовляемых из папируса, росшего в болотистых низменностях Нижнего Египта. Знаки располагали горизонтально справа налево. При этом писец либо стоял перед горизонтально развернутым свитком, либо сидел, скрестив ноги, а свиток раскладывал перед собой. Пирамиды - шедевры египетской культовой архитектуры

    В эпоху Древнего и Среднего царств египтяне погребали своих властителей в пирамидах первым был погребен Джосер ок. 2600 г. дон. эВ эпоху Нового царства (1551 —1070 гг. дон. э) пирамиды — монументальные постройки из каменных блоков, а позднее из глиняных кирпичей — уже не строили. Самая большая — пирамида Хуфу (Хеопса) в Гизе высотой 137 м, длина каждой стороны у основания 230,38 м.
    215
    При строительстве пирамид использовали примитивные орудия труда диоритовые молоты, медные пилы и топоры, орудия из шлифованного камня. Каменные глыбы в период разлива Нила переправляли из каменоломни на место строительства поводе, а затем их тащили на деревянных волокушах. По насыпным платформами деревянным лесам блоки весом около 50 ц доставляли на нужное место. Они были так искусно обработаны, что зазоры между ними не превышали 0,5 мм. Вблизи пирамид строили храм мертвых для погребальных обрядов. Другие храмы посвящали божествам, особенно чтимым фараоном. Саркофаг греч. слово, букв. пожиратель трупов) с останками усопшего фараона доставляли из города к пирамиде по Нилу, а затем по специальному каналу — в гробницу.
    Пирамида была моделью космоса и имела строгие геометрические формы. При ее строительстве применяли принцип золотого сечения, магический квадрат и священный треугольник. Важную роль при обмерах играли магические числа, особенно тройка и четверка, символизировавшие совершенство. Египтяне верили в загробную жизнь, верили, что фараон после смерти плавает по небосводу на солнечной ладье днем и на лунной ладье ночью. Поэтому в гробнице находилось все необходимое для жизни в потустороннем мире еда, напитки, инструменты, украшения и слуги (позже слуг заменили их изображения. Умерших фараонов мумифицировали мозги внутренности извлекали, тело помещали в соленую воду, а затем пропитывали ароматическими смолами и оборачивали погребальными пеленами. Сухой воздух способствовал консервации тела. В момент смерти фараон и женское божество рождали его новую жизнь, ион опять мог взойти натрон как бог. Погребальный обряд отражал мифологические представления о мире.
    Иерархическое устройство загробной жизни точно отражало социальную иерархию повседневной жизни. Гробницы жен фараонов и высокопоставленных чиновников располагались вокруг пирамиды фараона, чтобы и после смерти приближенные находились рядом с ним. По представлениям египтян, в загробном мире также, как и на земле, одни трудятся, а другие пользуются властью и богатством.
    216
    Для продолжения жизни усопшего потомки должны были совершать обряды и жертвоприношения. В противном случае он либо окончательно умирал, либо мог вернуться в этот мир, чтобы вредить живущим.
    Для Древнего Египта характерен уникальный жанр литературы, тесно связанный с культурой пирамид, — книги мертвых. Это религиозные тексты на папирусе, помещавшиеся в гробницы вместе с мумиями. Помимо папирусных свитков и надписей на стенах гробниц и саркофагах существовали и обрядовые тексты, передававшиеся из поколения в поколение в устной форме.
    Религиозно-магические тексты, по представлениям древних египтян, должны были обеспечить умершим загробное блаженство, указывали путь умершему на том свете, учили его, как нужно избегать ловушек Солнца, подстерегающих путешествующего по царству мертвых каждый час.
    Книги мертвых создавались в соответствии с убеждением, что религиозный текст, произнесенный жрецом при жизни человека, и впоследствии сохраняет свою ритуальную силу и оказывает воздействие после его смерти. В книгах мертвых были изображения бога земли и смерти Сокара, являвшегося символом всемогущества. Скульптура и живопись
    Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Все они были выполнены в рамках строгих канонов. Люди изображались в спокойных, полных неподвижного величия позах, словно застывшие в веках.
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    105 Вместе стем скульптура Древнего царства отличается острым реализмом, огромной внутренней энергией. Индивидуализированные лица портретируемых еще более оживлялись яркой раскраской, инкрустацией глаз горным хрусталем и эбеновым деревом. По традиции мужская статуя раскрашивалась красно-коричневой краской, женская — желтоватой, волосы — черной, одежда — белой.
    Рельефы и росписи, украшающие стены гробниц, также связаны с заупокойным культом. Рельефы обычно плоски, почти не выступают над поверхностью стены. Силуэт фигур ясени графичен. Части человеческой фигуры — голова, плечи, ноги, руки — могли изображаться в разных плоскостях. Для рельефов Древнего царства типичен принцип фризового развития сюжетов, разворачивающихся сцена за сценой. Всем фигурам присуща величавая неподвижность и надмирное спокойствие. Застывшие формы — фирменный знак древнеегипетского искусства.
    Своего расцвета древнеегипетская скульптура достигла в XIV веке дон. э. Лучшее, что было создано в этот период, — скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити. Впервые в истории египетского искусства появилось изображение фараона в кругу семьи. Портрет
    Нефертити в высокой короне из раскрашенного известняка стал символическим изображением Египта. Гордая голова царицы на тонкой шее поражает совершенством тонких черт прекрасного лица, необычайной гармонией, завершенностью композиции, великолепным сочетанием красок.
    С завоеваниями Александра Македонского в 332 году дон. э. начался эллинистический период. В 30 году дон. э. Египет стал провинцией Римской империи. Египетское искусство испытало в эпоху эллинизма и римского владычества сильное влияние греческой и римской культуры. В 1887 году в Египте в области Фаюмского оазиса были найдены превосходно сохранившиеся портреты, прикрепленные к лицам мумий, получившие название «фаюмских портретов. Они были написаны на доске или холсте в традициях эллинистической живописи красками, растертыми на воске (техника энкаустики. Расплавленные краски наносились на тонкие деревянные дощечки кистью или металлическим стержнем. Мазки накладывались разнообразно, поэтому мастерам удавалось передать фактуру предметов поверхность ткани, пряди волос, блеск глаз, нежность или грубость кожи. Сохранилось более 400 таких портретов.
    Греческое и римское влияние, особенно распространение христианства, привели к утрате самобытной египетской культуры. Были закрыты древние храмы, забыта иероглифическая письменность. В VII в н. э.
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   42


    написать администратору сайта