Кравченко А. И. - Культурология. - М., 2003. Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект удк 0 08 ббк 71 к 78 Кравченко А. Ик 78 Культурология Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект, Трикста, 2003 496 с серия
Скачать 4.18 Mb.
|
§ 2. Культура Древнего Рима На формирование древнеримской культуры повлияли художественные ценности и традиции двух великих культур античного мира этрусков и греков. По этрусскому образцу строились круглые римские храмы. Латинский алфавит также создан на основе этрусского. Влияние греков началось с III века дон. э. после завоевания греческих колоний в Южной Италии. Перевод на латынь Одиссеи обусловило развитие римской поэзии, но источником вдохновения для поэтов служил собственный народный фольклор. Историю Древнего Рима принято делить натри основных периода — царский (VIII — начало VI века дон. э республиканский (510/509 — 30/27 гг. дон. э период империи (30/27 гг. дон. э 476 г. н. э. Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т. д. Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства — города Рима, который в I—III вв. дон. э. насчитывал от 1 до 1,5 млн жителей. Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего форум, базилику, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местными римским богам, триумфальные арки, административные здания, конные статуи, школы и дороги. Форумом лат. forum — площадь, место суда, арена в цирке) в Древнем Риме называли площадь и рынок, являвшиеся, как в Древней Греции агора, центром культурной жизни. В наши дни этим словом называют какое-либо массовое собрание, съезд. Главным форумом Рима был форум Романум. Часто на форумах возводили базилику от греч. basilike — царский дом) — прямоугольное сооружение, внутреннее пространство которого разделялось рядами колонн натри или пять нефов. В них происходили судебные заседания, собирались граждане, вели свои дела торговцы и менялы. Здесь же могли располагаться и органы власти. В императорских дворцах базилики служили тронными залами. Позже базилика стала одним из главных типов христианского храма. Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное монументальное обрамление проезда (обычно арочное, торжественное сооружение в честь военных победи других знаменательных событий. Строительство триумфальных арок и колонн имело прежде всего политическое значение. 30- метровую колонну Траяна украшал спиралевидный фриз длиной в 200 мс изображением военных подвигов Траяна и венчала статуя императора, в основание которой была замурована урна сего прахом. Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон от греч. Pantheion — место, посвященное всем богам. Это храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи. Главная часть Пантеона представляет собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки. Наиболее характерными памятниками римского зодчества являются акведуки, мосты, театры, термы общественные бани, городские и загородные резиденции императоров и знати, здания государственных учреждений. Амфитеатры и цирки, в которых стравливали животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни, — особенность культурной жизни Рима. Питательной почвой для этих жестоких зрелищ были бесконечные войны, колоссальный приток рабов из завоеванных земель, возможность подкармливать и развлекать плебс за счет грабительских войн. Амфитеатр от греч. amphitheatron) выполнял функцию сооружения для зрелищ (чаще всего гладиаторских боев, имел овальную арену, вокруг которой уступами располагались места для зрителей. Самым знаменитым являлся Колизей от лат. colosseus — громадный, амфитеатр Флавиев в Риме, воздвигнутый в 75—80 гг. н. э, вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане Колизей представляет собой эллипс окружностью 524 ми высотой 57 м, над которым на 240 мачтах натягивали тент. Амфитеатр был разделен на четыре огромных яруса. Под ареной находились клетки для зверей и кладовые для реквизита. На высоте 3,5 м над уровнем арены (78x46 м) Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus») Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru 121 размещалась императорская ложа. Театральная публика, строго соблюдая социальные различия, рассаживалась по рядам, высеченным из мощных каменных блоков. Удобные места предназначены для местных начальников, асами воины отправлялись дальше, на каменные сиденья, где выгравировано название их сословия. Ступенью выше начала представления ожидали священники и торговцы. Нищие и проститутки в римском театре довольствовались дешевыми последними рядами. Еще Овидий рассматривал античный театр как место, исключительно подходящее для завязывания интриг, в частности любовных. Трехъярусный амфитеатр в Оранже, расположенный уступами на холме, до сих пор сохранил прекрасную акустику. Сегодня в нем 10 000 человек ежегодно 253 наслаждаются оперными представлениями. В 28 году дон. э. император Август построил в Галлии амфитеатр — монументальное каменное строение на бетонном фундаменте, имевшее 124 выхода и 192 лестницы, которые позволяли свободно входить и выходить 24 000 зрителям, располагавшимся в 34 рядах на трех ярусах. В Колизее, центре проведения всех 45 римских общественных праздников, устраивались жертвоприношения и проводились гладиаторские бои. Первоначально бои устраивали в честь богов, но затем они стали любимым развлечением римлян. В Риме строились великолепные здания общественных купален (терм) с горячей и холодной водой, гимнастическими залами и комнатами отдыха. Во многих городах возводились дома в 3—6 этажей. Римские термы, те. бани, играли важную роль в обыденной жизни. Они представляли собой огромные здания со сводчатыми потолками, ставшие своеобразными культурными и общественными центрами. Самые роскошные из 1700 римских терм, Термы Каракаллы, построенные в III веке, вмещали до 1800 человек. Под их бетонными сводами находился бассейн с проточной водой величиной с небольшое озеро и огромный зал для занятий гимнастикой. В здании терм находились библиотека на греческом и латинском языках, кулуары для отдыха, галереи для дружеских бесед. Термы Каракаллы были украшены огромным количеством скульптурных произведений. В период империи значительно улучшилась планировка римских городов, в которых было много красивых площадей и удобных домов. В эпоху правления Нерона в Риме разразился пожар, уничтоживший 10 из 14 районов, в которых деревянные постройки располагались вдоль узких улочек. После случившегося император решил отстроить Рим по новому плану — с широкими улицами, каменными домами и роскошным императорским дворцом. Чтобы изыскивать средства на строительство, Нерон обвинял богатых сенаторов в заговоре, казнил их и конфисковывал их имущество. В отличие от греков, складывавших свои здания из великолепно отесанных каменных плит, римляне возводили здания преимущественно из бетона каменная 254 или кирпичная оболочка заливались смесью известии щебня. Затвердевая, эта масса превращала здание в огромный монолит. Бетон, принадлежащий к числу важнейших открытий римлян в области инженерной техники, использовался при сооружении не только целых зданий, но и их фрагментов, например арочных сводов, ставших одним из основополагающих элементов архитектуры. Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие коммуникаций каменных мостовых, водопроводов (акведуки, канализации (клоаки. В Риме было 11 водопроводов, два из которых работают до сих пор. Римские водопроводы, мосты и дороги исправно служат людям и посей день. Для связи с основными центрами в империи римляне построили 372 мощенные камнем дороги общей протяженностью около 80 тыс. км. Просвещение и наука Просвещение и наука. Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь. Обучение состояло из трех ступеней начального, школы грамматики и школы риторики. Императоры ассигновали крупные суммы на содержание школ риторики. В начальной школе учили читать, писать, считать. В средней школе учителя-грамматики преподавали греческий языки семь свободных искусств — грамматику, диалектику, риторику, музыку, арифметику, геометрию и астрономию, а также архитектуру и медицину. Последняя ступень представляла собой высшую школу, ив ней обучались искусству красноречия и философии. Владение риторикой было необходимым условием политической карьеры. В римской системе образования, позаимствовавшей образцы у греков, математика тем не менее отошла на второй плана на первый выдвинулись право, языки, литература и история. Уроки музыки и гимнастики заменялись верховой ездой и фехтованием. На высшей ступени особое Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus») Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru 122 внимание, в отличие от Греции, уделялось не философии, а риторике. На завершающем этапе нередко предпринимались образовательные поездки в греческие культурные центры, особенно в Афины. Центрами научной деятельности были Рим, Александрия, Афины, Карфаген. Большое значение придавалось в Риме в I — II веках географическим знаниям, медицине и истории. Появляются трактаты Страбона (64/63 дон. э. — 23/24 н. э, Птолемея после 83 — после 161). Естественную историю, являвшуюся энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии, создал Плиний Старший (23/24— 79). Больших успехов добилась медицина врач Гален (129—199) проводил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга, дал первое анатомическое описание организма. В этот период были созданы школы для подготовки врачей. Особенно большой вклад в развитие историографии знания внесли Тацит (ок. 58 — ок. 117) и Тит Ливий (59 дон. э. — 17 н. э. К сожалению, из 142 книг по истории Рима Тита Ливия сохранилось только 35. Крупный римский историк Тацит — автор работ Анналы, История, Германия, где освещается не только история Рима, но также общественное устройство и быт древних германцев. К этому времени относится деятельность греческого писателя и философа Плутарха (ок. 45 — ок. 127). Главное сочинение — Сравнительные жизнеописания выдающихся греков и римлян (50 биографий) — и сегодня входит в культурный арсенал европейцев. Греческие ученые приглашались наставниками и воспитателями в богатые римские семьи, а их научными открытиями восхищались римские ученые мужи, использовавшие свои аналитические способности в более практических целях, например, в земледелии или управлении государством. В области науки и философии достижения римлян были скромными. В эпоху Римской империи основными центрами научной деятельности оставались города эллинистического Востока Александрия, Пергам, Родос, Афины и, конечно, Рим и Карфаген. Для римлян была характерна любовь к прикладным наукам, особую роль среди которых играла юриспруденция — наука оправе. Уже с III веке дон. э. можно было получить консультацию профессионального юриста, во II веке дон. э. появляются первые правоведческие исследования, а в I веке дон. э. уже существовала обширная юридическая литература, представленная трудами таких авторов, как Муций Сцевола и Сервий Сульпиций Руф, которые занимались 256 и практической деятельностью, выступая на судебных процессах. Центром изучения философии в Римской империи (как ив классической Греции, ив эпоху эллинизма) оставались Афины. В I—II веках н. э. среди знати особенно популярен был стоицизм, основными представителями которого в это время были Сенека (ок. 4 г. дон. э 65 н. э) и император Марк Аврелий (121 —180 н. э. Низшие слои общества особенно почитали бродячих философов-киников. Литература Литература. В III веке дон. эпод греческим влиянием возникла римская литература. Почтенные историки составляли римские анналы (летописи) на греческом языке. В I веке дон. э. жил прославивший римскую литературу Цицерон (106—43 дон. э) — величайший оратор, писатель, знаток греческой философии. Его публицистические произведения относят к лучшим образцам римской прозы. Сохранилось более 50 речей Цицерона и сочинений по теории риторики. Цицерон был не только замечательным писателем и выдающимся оратором, но и видным государственным деятелем, юристом, знатоком философии. Его творчество открыло в римской литературе эпоху золотой латыни, считавшейся образцом прозы. Больших успехов достигла римская поэзия в I веке дон. э. Современниками Цицерона были великие римские поэты Лукреций (ок. 96—55 дон. э) и Катулл (87/84 — ок. 54 дон. э. Лукрецию принадлежит замечательная философская поэма О природе вещей, представляющая мир комбинацией атомов и дающая понятие теории эволюции. Большую известность из лирических поэтов получил Гораций (65—8 дон. э, в сатирах, лирических одах и посланиях которого до нас дошло множество философских рассуждений и житейских наставлений, написанных в духе эпикуреизма и стоицизма. Его трактат Наука поэзии стал теоретической основой классицизма. Не менее прославленным поэтом являлся Овидий (43 дон. э ок. 18 н. э. Его перу принадлежат любовные элегии и послания, проникнутые юмором и иронией дидактические поэмы Наука любви, Средства от любви. Мифологический эпос Метаморфозы (о превращениях людей и богов в животных, созвездия и проч) и «Фасты» 257 (о римских религиозных праздниках) выступают памятниками европейского значения. Овидий Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus») Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru 123 оказал большое влияние на литературу средневековья и Возрождения. Правление императора Августа (63 дон. э 14 н. э) названо золотым веком римской поэзии. Он вошел в историю как правитель, во времена которого жили великие поэты и писатели. Вокруг его друга — богача и покровителя искусств Гая Мецената (?—8 дон. э, чье имя стало нарицательным, — сложился кружок литераторов, возвеличивавших римскую старину. Самый знаменитый из них — Вергилий. «Энеида» была написана по заказу Августа и воспевала историю римского народа и прародителей рода Августа. Задушевным другом Мецената были величайший римский лирический поэт Гораций. Он предсказал бессмертие своим стихам воде «Памятник». Поэт Вергилий (70—19 дон. э) прославился как автор «Энеиды» в 12 книгах, ставшей римским национальным эпосом. Римская литература представлена целым созвездием выдающихся имен писатели Апулей (II в, автор авантюрно-аллегорического романа Метаморфозы, или Золотой осел, Плутарх (ок. 46 — ок. 119), сатирики Ювенал (ок. 60 — ок. 127), Петроний (?—66), Лукиан (ок. 120 — ок. 190). Выдающимся писателем был Варрон (116—27 дон. э. Главное произведение Варрона Древности дел божеских и человеческих — своеобразная историческая, географическая и религиозная энциклопедия. Его перу принадлежит 500 грамматических, историко-литературных произведений, биографий выдающихся граждан, философских произведений. Уже при жизни его авторитет считался неоспоримым. Крупнейшими римскими комедиографами были Плавт (250—184 дон. э, Теренций (190—159 дон. эВ заимствованные у греков сюжеты и ситуации они внесли колорит римской жизни. Ими были созданы комедии нравов, в которых отражена повседневная жизнь и основные типажи римского общества. Плавту приписывали создание 130 комедий, из которых до нас дошли 20. Изображая в комедиях скупых отцов, воинов-наемников, богемных юношей, хитрых, находчивых рабов, автор исподволь противопоставлял испорченность греков непорочности римлян. Комедии Плавта были первыми пьесами с ярким римским юмором и сочным латинским языком. Комедии Теренция отличаются точной характеристикой персонажей, тщательной мотивацией поступков и искусной драматургией. Раскрывая основные темы комедий (проблемы семьи, любви и человечности, он избегал вульгарности и грубого юмора Плавта. Его произведения отличались изяществом языка и были рассчитаны на образованных читателей. Римское театральное искусство в основном шло по пути подражания греческим бытовым комедиям, но было построено на материале из жизни римского общества. Жанр высокой трагедии, берущий начало из античной классики с ее идеями трагической вины и неизбежного рока, у римлян не получил развития. Он не нашел и не мог найти эмоционального отклика у людей, живших по четким нормам права и рассудочным принципам. Скульптура Скульптура. Наиболее значительным было влияние греческих традиций в области скульптуры. Римляне охотно копировали образцы. В большинстве случаев именно эти римские копии, а не греческие подлинники, дошли до наших дней. Однако римскими многие из них также могут быть названы лишь условно в скульптурных мастерских Рима работали преимущественно греческие мастера. Только водном римские художники оказались оригинальными — в создании индивидуальных скульптурных портретов, точно передающих внутренний мир человека. Тяга к отражению личности, эмоций конкретного человека вполне проявилась уже в период эллинизма. Однако именно в эпоху империи скульптурный индивидуальный портрет достиг совершенства. Римское искусство скульптуры достигло удивительного реализма если греки стремились изобразить идеал, то римляне — наиболее точно передать черты оригинала. Глаза многих статуй для достижения натуралистичности изготовлены из цветной эмали. Римский портрет — это история Рима, рассказанная в лицах реально существовавших людей. До нас дошел великолепный скульптурный портрет юного Августа, 259 сохранились многочисленные бюсты политических деятелей. Живопись Живопись. Изобразительное искусство Римской империи впитало в себя достижения всех завоеванных земель и народов. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также пейзажные зарисовки. В период империи особое внимание получила портретная скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus») Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru 124 передаче черт изображаемого лица. Многие произведения скульптуры представляли прекрасно выполненные копии классических греческих и эллинистических произведений искусства. Особенно распространенным видом искусства была мозаика и обработка драгоценных металлов и бронзы. В живописи, где римляне также выказали себя усердными учениками греков, они проявили больше оригинальности, чем в скульптуре. К сожалению, живопись менее долговечна, нежели скульптура, поэтому образцов первой сохранилось меньше, чем примеров второй. Исключением следует считать настенные фрески, обнаруженные археологами в домах Помпей, Геркуланума и Рима. Их выделяют приятные цвета, живые краски, свобода живописной манеры, свидетельствующие об огромном таланте римских художников. Рим отличался портретным искусством, там в избытке можно было встретить уличных художников, за несколько центов тут же создающих портреты горожан. Римская живопись, отталкиваясь непосредственно от греческих образцов, использовала различные возможности для пластического изображения цветовая и воздушная перспектива, свети тени создавали иллюзию пространства. Художники часто изображали сцены из повседневной жизни и натюрморты. О живописи эпохи Римской империи мы можем судить прежде всего по фрескам, покрывавшим стены домов знати. Само по себе искусство декорирования восходит к греческой традиции расписывания стен и обустройства внутренних двориков скульптурами. Орнаментальная живопись интерьеров в течение I века дон. э. вытеснилась имитацией архитектурного деко- 260 раи свелась в итоге к живописи и скульптуре «тромлей», что отражало тяготение к пышности. Неплохо сохранились фрески нескольких вилл города Помпеи, засыпанных пеплом в результате извержения вулкана Везувия. Они показывают, что художники свободно владели всеми живописными средствами (богатой палитрой, игрой света и тени, точным рисунком и т. п. Станковая живопись не сохранилась, ноиз письменных источников известно, что ведущим жанром был портрет. Наряду с жилищем римляне расписывали домашнюю мебель и посуду. В отличие от Египта и Греции, искусство использовалось римлянами не для выражения возвышенных чувств и идей, а больше для демонстрации богатства, престижа, статуса. Меценаты и завоеватели Меценаты и завоеватели. По отношению к классическому греческому искусству римляне выступали одновременно в роли завоевателей и филантропов. Во II веке дон. э. римские военачальники перешли к систематическому грабежу греческих городов, демонстрируя трофеи вовремя триумфальных шествий. О масштабах грабежа говорит тот факт, что лишь один из римских полководцев привез в Рим после своего похода 285 бронзовых и 230 мраморных греческих скульптур. Римские патриции, разбогатевшие на доходы от колоний, могли позволить себе выступить в роли спонсоров. Они покровительствовали обедневшим греческим художниками скульпторам, которые в огромном количестве стекались в Рим. Даже римские императоры покровительствовали изобразительным искусствами архитектуре. Религия Религия. Римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями. Римский мир религиозных образов представлен несколькими формами и прошел в своем развитии несколько стадий. Вначале римляне были язычниками, поклонялись греческими в меньшей степени этрусским богам. Позже мифологический период сменился увлечением языческими культами. Наконец, в завершение эволюции победу одержало христианство, которое в IV веке, после разделения Римской империи на Западную и Восточную, приняло конкретные очертания католицизма. 261 Древнейшие религиозные представления римлян были связаны с земледельческими культами обожествления природы, культом предков и другими магическими ритуалами, исполняемыми главой семейства. Затем государство, взяв на себя организацию и проведение ритуалов, создало официальную религию, которая изменила прежние представления о богах. Во главе римского пантеона первоначально стояли бог небес Юпитер, бог войны си бог Квирин, которые позже были заменены триадой Юпитер, Юнона (жена Юпитера, хранительница брака) и Минерва (богиня мудрости, искусства и ремесел. Их считали защитниками государства, и их святилища на Капитолии стали центрами государственного культа. В богах римляне персонифицировали природные и общественные явления, а также абстрактные понятия, например Фортуна Удача, Виктория Победа и т. п. Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus») Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru 125 Как и у других народов мира, в Риме почитались души предков. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу «do, ut des» — я даю, чтобы ты дал мне». Между богами и людьми устанавливались почти такие же отношения, как между клиентами и товаропроизводителями. Несмотря на это, римской религии присуща сложная обрядовость, которая потребовала многочисленных специалистов, отсюда — развитие жречества. Жрецы, которых выбирали из числа граждан, были организованы в религиозные коллегии, важнейшими из которых были коллегии понтификов и авгуров, насчитывавшие по 16 членов. Римское жречество было более многочисленно, дифференцированно и авторитетно, чем греческое. Жреческие коллегии, обладавшие огромной властью, пытались вести себя наподобие политических партий, активно участвуя в борьбе за влияние на государственные дела. Значение античной культуры Значение античной культуры. Античная культура — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия. Культура Древнего Рима, которая во многом продолжила античные традиции Греции, отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью ивнешней целесообразностью. Практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе. Императорский Рим создал целую художественную систему, олицетворяющую могущество и власть базилики, храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаиками, колоссальные статуи, домашние портреты, конные памятники, триумфальные арки и колонны с рельефами в память о реальных исторических событиях стали мощным основанием культуры последующих эпох. В кризисе, охватившем римский мир в III веке н. э, можно обнаружить начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад. Варварские нашествия V века можно рассматривать как события, ускорившие преобразование, придавшее ему разбег и глубоко изменившее облик этого мира. NB Историю Древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами эгейский, или крито-микенский (III—II тыс. дон. э гомеровский (XI—IX вв. дон. э архаический (VIII—VI вв. дон. э классический (V—IVвв. дон. э эллинистический (вторая половина IV — середина I вв. дон. э. Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период. Первые три периода объединяют в доклассический период. Древние греки создали принципиально новый тип цивилизации — рыночную экономику, основанную на честном, добросовестном труде, высокой культуре демократического руководства и свободном развитии личности. 263 Первая философская система античности — натурфилософия. Для нее характерны материализм и поиск объективных закономерностей Фалес (624—546 дон. э) считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен (ок. 585—525 дон. э) — воздух, Анаксимандр (ок. 611 — 546 дон. э) — апейрон. В литературе эпохи архаики ведущая роль принадлежала эпическим жанрам. Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период (480—323 дон. э. Он связан у нас с именами Перикла, Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Эсхила, Софокла, Эврипида. Фидий, Мирон, Поликлет и Пракситель составили славу греческой скульптуры классического периода. Среди греческих живописцев V в. дон. э. следует отметить Политопа я пол. V в. дои. э и Аполлодора я пол. V в. дон. э, которому приписывается открытие игры светотени, умение показать перспективу. Комедия как самостоятельный жанр возникла из песен и плясок сатиров в честь Диониса. Трагедия возникла из культовых песен. В Греции возник новый вид искусства — драматический театр. В IV веке дон. э. философия достигает наивысшей точки. Ее прославили три великих Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus») Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru 126 философа — Сократ, Платон и Аристотель. Очень высокого уровняв этот период достигает риторика — наука об ораторском искусстве. Наиболее прославленные скульпторы IV в. дон. э Пракситель, Скопас, Лисипп. Пракситель (ок. 390 — ок. 330 дои. э, ведущий представитель поздней классики, впервые в греческом искусстве показал красоту обнаженного женского тела. Особый этап в развитии древнегреческой культуры представляет эллинизм (323—30 гг. дон. э) — эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Выдающие философские школы эпохи эллинизма эпикурейство и стоицизм. Историю Древнего Рима принято делить натри основных периода царский (VIII— начало VI века дон. э республиканский (510/509— 30/27 гг. дон. э период империи (30/27 гг. дон. э 476 г. н. э.). o Больших успехов достигли в Риме просвещение и наука. Обучение состояло из трех ступеней начального, школы грамматики и школы риторики. Императорский Рим создал целую художественную систему, олицетворяющую могущество и власть базилики, храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаиками, колоссальные статуи, домашние портреты, конные памятники, триумфальные арки и колонны с рельефами в намять о реальных исторических событиях стали мощным основанием культуры последующих эпох В кризисе, охватившем римский мир в III веке н. э, можно обнаружить начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад. Варварские нашествия V века можно рассматривать как событие, ускорившее преобразование, придавшее ему разбег и глубоко изменившее весь вид этого мира. Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus») Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru 127 Глава 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Период культуры раннего и классического средневековья охватывает по меньшей мере десять веков, с V по конец XIV века, тес момента падения Западной Римской империи до момента активного формирования культуры Возрождения. Период раннего средневековья — V — XI вв., а классического — XII — XIV вв. Средневековье — такой же протяженный во времени, насыщенный культурными событиями и творческим поиском период в мировой культуре, каким были культурные эпохи Древней Греции, Древнего Египта или Месопотамии. Это великие культуры, имеющие за плечами более чем тысячелетнюю историю. В раннем средневековье мы рассмотрим культуру Византии и Каролингское возрождение |