Кравченко А. И. - Культурология. - М., 2003. Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект удк 0 08 ббк 71 к 78 Кравченко А. Ик 78 Культурология Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект, Трикста, 2003 496 с серия
Скачать 4.18 Mb.
|
§ 1. Византийская культура Одним из важнейших центров средневекового искусства была Византия — государство, образовавшееся в 395 году на месте Восточной Римской империи и просуществовавшее дог. Византийское искусство — важная ступень в развитии средневековой мировой и европейской художественной культуры. Варварские нашествия не затронули Византию в такой степени, как Западную Европу. Здесь сохранились античные формы быта и хозяйственного уклада, уже исчезнувшие на Западе. Константинополь, Александрия, Антиохия, Эфес по своему облику оставались эллинистическими городами. До VII века существовал народный античный театр. Античная традиция ярко проявляла себя ив искусстве в центре внимания византийского художника, как ив античности, стоял человек, воплощенный в образе христианского бога и святых. В его изображении сохранялись правильные пропорции фигуры, тонкая пластика форм, точный рисунок. Содержание византийского искусства отражало религиозно-философские воззрения формирующегося средневекового общества. Пассивная созерцательность, которая, согласно философии восточного христианства, открывала путь к познанию Бога и заключала в себе наивысшую гармонию, выражалась в неподвижной сосредоточенности образов. Унаследованные от античности проницательность и поэтическое восприятие проявлялись в раскрытии тончайших оттенков человеческих чувств. В Византии, где император совмещал светскую и религиозную власть, искусство, обращающееся ко всем подданным, играло важную роль в создании этических идеалов, объединяющих религиозные, государственные и личные начала. Первый подъем византийского искусства приходится навек. Оно достигает блестящего расцвета при Юстиниане I (527—565). Главным художественным центром становится Константинополь. Здесь находился императорский двор, пребывали патриархи высшее духовенство, сосредоточились земельная аристократия и высшее чиновничество в столицу стягивались научные и художественные силы империи, вырабатывались новые формы искусства. В Константинополе, названном современниками вторым Римом, развивалось крупное монументальное строительство. Его украшали многочисленные храмы, дворцы с обширными купольными залами, ипподромы, акведуки, термы, арки, триумфальные колонны. Распространение христианства сделало необратимым развитие культуры, связанной с римской цивилизацией. Искусство и архитектура начинают искать новые формы, образы, сюжеты. По мере укрепления христианства как официальной религии государства претерпевал изменения и образ Христа. Он перестал быть покровителем бедняков и все больше становился 267 небесным властителем, подобно тому, как Константин был императором на земле. Новые представления о Христе требовали пышного оформления его власти. Простой обеденный стол, за которым собирались ранние христиане на свои священные трапезы, заменили роскошно украшенным алтарем, ставшим центром литургического обряда жертвоприношения. Духовная власть Церкви и светская власть императора были строго разделены. Первые христиане создали литургию, ноне создали храмов для своих обрядов. Константин отказался от использования классической модели культового храма языческого происхождения и взял за образец базилику — здание, где по традиции вершился гражданский суд именем императора, усилив тем самым связь между Церковью и государством. Самой большой церковью, построенной в Риме Константином, был собор Св. Петра. Он был воздвигнут на том месте, где по преданию был похоронен первый Папа Римский. Характерная конструкция базилики послужила моделью для христианского храма последующих эпох. Входом в нее служил атрий с портиком, характерным для римских общественных зданий. Интерьер также следовал традиционным схемам Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus») Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru 128 — с тяжелым антаблементом на колоннах из разноцветного мрамора сих классическими капителями. Богатство внутреннего убранства контрастировало с простотой внешнего вида. Это объясняется тем, что христианские службы чаще всего происходили внутри храма, а не снаружи, как у язычников. Здание отражало иерархический характер церкви арки нефов и хоров символизировали императорскую власть, а украшения из драгоценных металлов свидетельствовали о богатстве Церкви. В архитектуре византийского крестово-купольного храма отражено представление о цикличности времени, а не о развитии его от начала до конца, как в романской и готической сакральной архитектуре. В крестово-купольном храме церковный канон выделил три зоны обычно в куполе храма находилось изображение Христа Пантократора, реже Вознесение или Сошествие Св. Духана апостолов. В церковной абсиде, символизирующей собой месторождения Христа (Вифлеемскую пещеру, изображали Богоматерь. В верхних частях стен храма художники развертывали эпизоды из жизни Христа, своего рода монументальный календарь, включавший изображения двенадцати праздников. В третьей зоне, самой нижней, представлены обычно отдельно стоящие фигуры святых, апостолов, святителей, пророков. Их располагали в хронологическом порядке, соответственно дням памяти каждого персонажа. С IX века утверждается новый тип крестово-купольного храма. Динамичный ритм построек VI века уступает место застывшей массе пластически выразительных объемов, ажурность стен — их торжественной глади. Нарастание форм к центру усиливает собранность пирамидальной композиции храма. Типичным памятником крестово-купольного храма является Католикон в монастыре Хосиас Лукас в Фокиде (первая половина XI в. Рациональность конструктивной системы, законченность композиции способствовали распространению этого типа храма за пределами Византии. В V—VI веках культ объединил все виды искусств архитектуру, живопись мозаики, росписи, иконы, прикладное искусство драгоценную утварь, богатое облачение священников, зрелищность церковного церемониала, многоголосые хоры — в единый грандиозный художественный ансамбль, гениально воплощенный в храме Св. Софии Константинопольской (532—537). Строители храма, используя опыт Пантеона, воплотили идею могущества христианства, представление людей того времени о необъятности мироздания, его всеобъемлющей цельности и гармоничности. В церковном интерьере формируются новые принципы синтеза искусств, разрабатывается иконография Священного Писания — сюжеты, композиция, типы фигур, лиц, атрибуты святых, которые легко воспринимались и запоминались зрителем. Постепенно иконографические типы и композиции превратились в утвержденные Церковью каноны. Излюбленной техникой стенной живописи была мозаика. Византийцы впервые воспроизводят форму цветом, ставшим выразителем эмоционального начала. Золотые фоны придают изображениям праздничность и отрешенность от реальной жизни. Мозаичные панно были дороже живописных и свидетельствовали о богатстве владельца. Цветные смальты в сочетании с золотым фоном позволяли достигнуть глубины изображения, звучности и мерцания тонов, что создавало дополнительный таинственный, почти мистический эффект, к которому стремилось христианское искусство. Пять с половиной столетий, с середины VII до начала XIII века, составляют центральный период византийской истории, эпоху расцвета империи и последовавшего затем ее упадка. В это время позднерабовладельческая Восточная Римская империя, какой она была к концу VI века, стала феодальной средневековой монархией. Именно в это время культура Византии обрела свои наиболее характерные, ярко выраженные черты, особую систему духовных ценностей. Став патриархом в 858 году, Фотий объявил во всеуслышание об особой важности искусства. Он приказал покрыть мозаиками с изображениями святых Золотой зал дворца, Палатинскую дворцовую) часовню, начать воссоздавать мозаичные композиции в соборе Св. Софии. В эти годы константинопольских художников приглашают оформлять мозаиками храмы Венеции и Сицилии. На Русь после принятия князем Владимиром христианства (в 988 г) приезжают архитекторы, мастера по фресками мозайке из разных городов империи. В Киевское, а затем и во Владимиро-Суздальское княжества привозят иконы и рукописи из Византии. 50-летнее правление императора Василия II (976—1025) — эпоха наивысшего могущества средневековой Византии. Ее границы раздвинулись почти до пределов ранней Восточной Римской Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus») Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru 129 империи (1 млн кв. км. Население империи к началу XI века достигало 20—24 млн человек. Восточная Римская империя оставалась и самой городской страной Европы. В ее почти 400 городах проживали 1,5 млн человек. Самый блистательный и многолюдный город Европы средневековья был Константинополь — крупнейший центр мировой торговли. В IX—XII веках, в эпоху Македонской династии (867—1057) и династии Комнинов (1057— 1185) визан- 270 тииская художественная культура переживает новый расцвет. В искусстве усиливаются спиритуалистические тенденции, оно подчиняется строгим догматическим правилам. Стиль XI— XII вв. называют «комниновским». Тесная связь монументальной живописи и архитектуры, ритм композиций, благородство колорита, величие образов святых в одинаковой степени присущи всем произведениям этого периода. Начинает господствовать тип лица с восточными чертами. Объем лица и рук передается легкой светотенью, трактовка одежд, покрытых геометрическими орнаментами, отличается плоскостностью. Элементы пейзажа и архитектуры сведены к минимуму. Особое значение сцены часто подчеркивается с помощью золотого или голубого фона. При Комнинах утверждается торжественный византийский стиль. Фронтально стоящие фигуры утрачивают материальность, лица приобретают аскетический характер, пространственная среда схематизируется, колорит становится плотным, условным, главное внимание сосредоточивается на тонкой разработке духовной стороны образа. Неподвижность, состояние созерцательного покоя становится воплощением наивысшей религиозности. Последний расцвет византийское искусство переживает в XIII—XIV веках, в период правления династии Палеологов. Возрождается интерес к античной традиции, в которой писатели и художники видели основу национальной культуры. Новое направление наиболее ярко проявилось в живописи и мозаике. Фигуры становятся легкими, изящными, полными порывистых движений, они располагаются в несколько планов. Чувства раскрываются в действиях, в мимике выразительных лиц и жестах. Вводятся отдельные жизненные детали, динамичный архитектурный пейзаж. Однако при всем блеске искусство Палеологов означало закат большой культуры. В XV веке искусство утрачивает монументальный размах и значительность. В 1453 году, с завоеванием Византии Турцией, закончилось тысячелетнее существование великой культуры, передавшей последующим векам дух античной традиции, завоеваний культуры эллинизированного Переднего Востока и собственных открытий. Богатство византийского искусства оказало огромное влияние на христианских государей Западной Европы, пытавшихся при своих дворах имитировать пышный византийский стиль 2. Каролингское возрождение Как известно, после распада Великой Римской империи европейский мир в IV—VI веках разделился на две части — восточную и западную. Великое противостояние Византии и империи Каролингов надо рассматривать не как поле военных битва как способ утверждения двух великих культур православной и католической. Две великие культурные державы создали великие правители. Расцвет византийского искусства произошел при царях Юстиниане I (527—565), Константине первом христианском императоре, в 324 г. ставшем единственным правителем еще не расколовшейся на две части Римской империи) и правителях династии Комнинов (1057—1185), а расцвет католической культуры, давшей жизнь искусству Италии, Франции, Англии, Голландии, Испании, Германии — великих культурных европейских держав, отмечался при королях Карле I Великом (747—814) и Оттоне I Династия Каролингов, названная так по имени Карла Великого (77—814), самого выдающегося ее представителя, насчитывает восемь правителей, которые определяли политику Европы и заложили фундамент ее культуры в период с 751 по 987 год. Термин «Каролингское возрождение Термин «Каролингское возрождение описывает культурный подъем в империи Карла Великого ив королевствах династии Каролингов в VIII—IX веках (в основном на территории Франции и Германии. Он выразился в организации школ, привлечении к королевскому двору образованных деятелей, в развитии литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Центр «Каролингского возрождения — кружок при дворе Карла Великого, так называемая Академия, которой руководил Флакк Альбин Алкуин (ок. 735—804), англосаксонский ученый, автор богословских трактатов, учебников философии и математики, советник Карла Великого, аббат Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus») Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru 130 Турского монастыря. 272 После смерти своего брата Карл Великий в 771 году стал единовластным королем франков, а в 800 году он был коронован как император Священной Римской империи, и это означало смещение центра власти из Римана север Европы. Карл стал вторым государем после византийского, который принял пышный императорский титул. Франкское королевство превратилось в главного защитника христианства в Европе. Карл обязался не только защищать Рим и папство, но обратить в христианство языческие племена. Христианизация Европы — где мирная, где насильственная — стала поворотным моментом в ее истории и навсегда определила особенный характер европейской культуры. Император стремился создать единое христианское романо-германское культурное пространство. Карл Великий прославился как покровитель искусств и наук. Культурный расцвет во франкской державе, инициатором которого он стал, явился подлинным Возрождением. При дворе Карла возникла знаменитая франкская академия — кружок богословов, историков, поэтов, которые в своих сочинениях возрождали древние латинские каноны. Влияние античности не менее ярко проявилось в каролингском изобразительном искусстве (в первую очередь в книжной миниатюре) и архитектуре. Франкские мастера, стремясь не только повторить, но и превзойти античные образцы, создали свой собственный живописный и архитектурный стиль. Карл придавал большое значение распространению грамотности среди народа. По всему королевству возникли школы, в которых будущих клириков и чиновников обучали латыни, литературе, грамоте, богословию. Придворную школу возглавил замечательный ученый Алкуин. Как это ни удивительно, сам Карл Великий, говоривший на нескольких языках, таки не выучился писать. Карл Великий ввел в своей империи новый, христианский порядок, придавая большое значение религиозному образованию. Под общим наблюдением Алкуина церковные школы стали центрами по распространению единых религиозных текстов. Алкуин считал обязательным знание латыни и классических текстов. Он ввели так называемое каролингское письмо основу современного печатного шрифта. Монахи, переписывавшие древние и новые сочинения, создали удобный и соразмерный шрифт — каролингский минускул, повлиявший на развитие европейского книжного письма. Слияние интеллектуальной и религиозной тенденций в каролингской культуре породило искусство рукописной миниатюры необыкновенно высокого уровня. Золото и краски темперы отличали скриптории (писания, предназначавшиеся для императорского двора. В Утрехтской псалтыри из Реймса) рисунок выполнен пером, в ней быстрым линеарным штрихом достигается необыкновенная выразительность. В резиденции Карла городе Аахене был построен великолепный дворец и рядом с ним дворцовая церковь (капелла. Когда Карл принял решение перенести свою резиденцию в Аахен, у этого безвестного городишки было одно единственное преимущество он являлся географическим центром государства франков. Этот городок Карл намеревался возвеличить как новый Рим. Его государство нив коем случае не должно было оказаться в тени Восточного Рима, и ради этого император не жалел никаких затрат. Так, античные колонны и мрамор ему доставляли из Италии. Образцом для арок и обходных галерей в двухъярусном восьмиугольнике послужила византийская дворцовая церковь императора Юстиниана I. Современники, любуясь красочными лепными фигурами, рельефами и инкрустированными колонками, считали эту постройку наполовину рукотворным, наполовину божественным чудом. Дворцовая капелла долгое время оставалась самым впечатляющими высоким купольным сооружением на севере Европы. Однако дворец Карла, занимавший когда-то 20 га, библиотека и тронный зал длиной 34 мне устояли в бурях столетий. На их фундаментах высится теперь Аахенская ратуша. Империя Карла Великого оказалась недолговечной и распалась в IX веке после нашествия викингов и венгерских племен. Но каролингский идеал христианской империи продолжал жить ив веке. Основу европейской культуры теперь уже составляет христианская религия. Вначале столетия вся Европа была покрыта белоснежными церквами. В XI веке на смену 274 монолитному искусству каролингской эпохи приходит большое разнообразие художественного творчества, начинается подлинный расцвет империи и необыкновенная активность монастырских центров. Периферийная культура (оттоновская, англосаксонская, испанская, итальянская) ассимилирует каролингскую традицию. Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus») Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru 131 § 3. Классическое средневековье Классическое средневековье охватывает период XII—XIV веков. Центрами европейской культуры в это время являлись Франция, Англия, Германия. Господствующим направлением средневековой философии стала схоластика (школьное богословие, получившая название от монастырских школ, в которых преподавали философию и теологию. Схоласты стремились дать рациональное истолкование догматов христианской веры с учетом достижений современной науки. В связи с этим важнейшей проблемой схоластики был вопрос о соотношении реальных предметов и общих понятий, или идей (универсалий. Ранняя схоластика (XI—XII вв.: Ансельм Кентерберийский, Иоанн Скот Эриугена) ставила идеи выше вещей. При этом высшей идеей был Боги схоласты пытались рационально аргументировать его существование. Зрелая схоластика (XII—XIII вв.: Фома Аквинский, Альберт Великий, Абеляр) под влиянием учения Аристотеля о форме, заложенной в материи, искала источник идей непосредственно в предметах. Поздняя схоластика (XIII—XIV вв.: Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам) видела в идеях лишь символы, подчиненные вещам. Отказавшись от рационального объяснения христианских догматов, схоластика вернулась в итоге к формуле веры раннехристианского писателя Тертуллиана — credo, quid absurdum верую, ибо это непостижимо). В ряду наиболее выдающихся представителей средневековой схоластической философии стояли Альберт Великий (ок. 1193—1280) и Фома Аквинский (1225— 1274). Альберт Великий начал перестройку и энциклопедическую систематизацию христианского богословия с опорой научение Аристотеля. В то время энциклопедии непросто предоставляли читателю сумму знаний, а должны были доказывать единство мира как создания Творца. В них содержались сведения по различным отраслям знаний. Закончил реформирование богословия Фома Аквинский, основное сочинение которого Сумма теологии обобщало основы средневекового мировоззрения. Утверждая, что природа завершается в благодати, а разум — в вере, он различал истины разума и недоступные разуму истины откровения. Им же были сформулированы пять доказательств существования Бога. |