Главная страница
Навигация по странице:

  • Экспрессионизм

  • Эрнстом Людвигом Кирхнером

  • Франца Марка

  • Пабло Пикассо

  • Рене Магрит

  • Анатоль Франс

  • Кравченко А. И. - Культурология. - М., 2003. Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект удк 0 08 ббк 71 к 78 Кравченко А. Ик 78 Культурология Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект, Трикста, 2003 496 с серия


    Скачать 4.18 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для вузов е изд м академический Проект удк 0 08 ббк 71 к 78 Кравченко А. Ик 78 Культурология Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект, Трикста, 2003 496 с серия
    АнкорКравченко А. И. - Культурология. - М., 2003.pdf
    Дата08.02.2018
    Размер4.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКравченко А. И. - Культурология. - М., 2003.pdf
    ТипУчебное пособие
    #15316
    КатегорияИскусство. Культура
    страница30 из 42
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   42
    фовизма от фр.
    fauve
    — дикий. Ироничное прозвище диких критика дала молодым
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    172 живописцам, чьи картины, в несколько агрессивной цветовой гамме, были выставлены в парижском Осеннем салоне 1905 году. Новое течение во французской живописи просуществовало недолго — с 1905 по 1907 год. Оно объединило в своих рядах достаточно крупных мастеров, А.
    Матисса, А. Марке, Ж. Руо, А. Дерена, Р. Дюфи,. М. Вламинка. Пронзительные цвета, притягивающие этих художников, отталкивали одних и, напротив, привлекали других, вызвав волну подражаний. Экспрессионизм

    Экспрессионизм (от лат.
    expressio
    — выражение, просуществовавший дольше фовизма первая четверть XX в, возник, как и фовизм, в 1905 году, но охватил илитературу, и изобразительное искусство. Наиболее ярко он проявил себя в культуре Германии и Австрии писатели Г. Кайзер, и В. Газенклевер в Германии, Ф. Верфель в Австрии, художники Э. Нольде, Ф. Марк, П. Клее в Германии, О. Кокошка в Австрии, австрийские композиторы А. Шенберг, А.

    Берг, немецкие кинорежиссеры
    Ф.В. Мурнау, Р. Вине, П. Лени. Единственной реальностью экспрессионизм провозгласил субъективный мир человека, выражение которого стало главной целью искусства. Экспрессионизм стремился передать напряженность человеческих эмоций, гротескную изломанность, иррациональность образов. К экспрессионизму стали впоследствии относить несколько художественных группировок.
    Первой была основанная в Дрездене художником Эрнстом Людвигом Кирхнером (1880—
    1938) группа Мост. Он создавал произведения, где динамичное, пульсирующее пространство сочетается с резкими, нервными контрастами цвета. В кругу экспрессионистов были часты религиозные настроения, граничащие с мистикой. В картине Эмиля Нольде
    (1867—1956) Поклонение волхвов огрубленные формы, чудовищные лица, налет чертовщины, следование цветовой символике (синий — цвет бесконечности) возникли из увлечения художника работами средневековых мастеров.
    Вторая группа — Синий всадник возникла в 1911 году в Мюнхене и просуществовала до
    1914 года. Ее главой считают художника Франца Марка (1880— 1916), погибшего вначале Первой мировой войны. Его динамичные, напряженные по колориту мистико-символические картины выражают неприятие действительности, настроения тревоги (Судьба животных, 1913). Члены Синего всадника (Ф. Марк, В. Кандинский, П. Клее, А. Макке) разрабатывали проблемы живописно-декоративной и чисто колористической выразительности, тяготели к абстрактным композициям. Кубизм
    Одним из направлений, явившимся своеобразной реакцией на фовизм (наряду с экспрессионизмом, стал возникший во Франции в 1906 году кубизм фр.
    cubisme, от
    cube
    — куб. Термин кубизм был впервые использован в 1911 году. Его родоначальниками явились Жорж Браки Пабло Пикассо (1881 —1973). Это авангардистское течение (
    П
    Пикассо, Ж. Брак, X. Грис, Ф. Пикабиа, М. Дюшан, Р. Делоне, Ф. Леже и др) выдвинуло на первый план формальные эксперименты
    — конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр, разложение сложных форм на простые. Отличительное свойство кубизма — максимально возможное разрушение законов перспективы, начатое еще импрессионистами. Предмет определяется не по его положению в пространстве, а потому, в какой степени его можно представить с разных точек зрения. Кубизм знаменовал радикальный поворот от описания реальности к ее полному пересозданию, геометрические формы призваны были обнажить некие изначальные прототипы человеческих фигур, вещей и мира природы.
    Первая стадия кубизма (1907—1913) получила название аналитической. В этот период изображения кубистов дробятся на мелкие плоскости, объемность вообще не принимается в расчета объем существует как бы параллельно плоскости изображения. В 1907 г. Пикассо создает композицию Авиньонские девицы

    — большое панно, изображающее сцену в борделе розовые фигуры персонажей геометризированы, лица написаны в штриховой манере, имитирующей приемы африканских скульпторов. Вызывающе грубая, с нарочито деформированными фигурами, Авиньонские девицы произвела сенсацию, поощрив других художников к более смелым экспериментам. Эта картина радикально изменила ход истории искусства XX в. В 1912годупоя- вился коллаж, оказавший большое влияние на развитие всей живописи XX века. Коллаж позволял строить композицию совершенно произвольно.
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    173 С 1913 года начинается синтетическая стадия, когда появляется большее внимание к цвету, преобладают натюрморты, преимущественно с музыкальными инструментами, трубками и коробками из-под табака, нотами, бутылками свином и т. п. — атрибуты, присущие образу жизни художественной богемы начала века. В композициях появляется «кубистическая тайнопись зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имен возлюбленных, названий улиц, кабачков. В синтетический период появляется стремление к более гармоничным цветами уравновешенным композициям.
    Постепенно Пикассо отходит от кубизма, с 1914 года у него проявляется интерес к точным контурами пластическим формам. При этом в творчестве мастера сохраняется тенденция к одновременным поискам в разных направлениях. Так, в середине х годов он испытывает влияние сюрреализма, продолжает активно заниматься скульптурой. В 1937 году Пикассо создает знаменитую
    «Гернику», посвященную жертвам гражданской войны в Испании.
    В 1944 году Пикассо становится членом Французской компартии, в м он рисует знаменитого Голубя мира. Позже Пикассо много работает как график, скульптор, керамист. Его творчество оказало громадное влияние на художников всех стран. Абстракционизм

    Разрабатывая принципы кубизма, Пикассо и Брак не дожили до полной абстракции, сохранив, хотя и слабую, связь между живописным изображением и реальными объектами. Их новации довели до логического завершения другие художники — Василий Кандинский (1866—1944), Казимир Малевич (1878—1935) и Питер Мондриан (1872— 1944). Язык их живописи становится совершенно беспредметным. Кандинский заканчивает юридический факультет, его ожидает университетская карьера, но он неожиданно покидает Россию и переезжает в Мюнхен
    (1896). Первым среди всех он дает теоретическое обоснование нового метода в живописи, утверждая, что главная цель искусства заключается в выражении внутреннего мира художника. К этой позиции присоединяются трое немецких живописцев-
    369
    экспрессионистов (Франц Марк, Август Макке и Пауль Клее, основавших в Мюнхене вместе с
    Кандинским группу Синий всадник. Как и Кандинский, К. Малевич отказался от изображения предметного мира, избрав в качестве альтернативы сочетание геометрических форм, которые, по его убеждению, утверждали интеллектуальное превосходство человека над природой. Его супрематические картины Черный квадрат

    (1915), Белый квадрат на белом фоне

    (1918) — зрелое выражение абстракционизма.
    Благодаря творчеству русских художников в мировой культуре появился новый вид — абстрактное искусство. Его называют беспредметными нефигуративным. Сложилось несколько его вариантов геометрическая абстракция, абстрактный экспрессионизм, информель, ташизм,
    постживописная абстракция. Футуризм Футуризм от лат.
    futurum
    — будущее) — авангардистское направление в европейском искусстве х годов, преимущественно в Италии и России. Стремясь создать искусство будущего, футуризм декларировал (в манифестах и художественной практике итальянского поэта
    Ф.Т. Маринетти, российских
    кубофутуристов из Гилеи, участников Ассоциации
    эгофутуристов», Мезонина поэзии, Центрифуги) отрицание традиционной культуры культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. В первом Манифесте футуризма
    (1909) Маринетти заявлял, что мчащийся автомобиль производит на него гораздо большее впечатление, чем любая классическая скульптура вроде Ники Самофракийской. Культ машины действительно стал символом итальянских художников. Современная техника, ее динамизм и экспрессия, по мнению художников, бросали вызов образцами идеалам прошлого. Переняв приемы, отработанные кубистами, художники-футуристы воспевали в своих картинах и скульптурах динамику и грохот современного индустриального города. Футуристы заложили основу возникновения дадаизма, а их художественная программа перекликалась и с экспериментами русских авангардистов.
    370
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    174
    2.7. Дадаизм Дадаизм (фр.
    dadaisme, от
    dada
    — конек, деревянная лошадка детский лепет, как и футуризм, представляет авангардистское литературно-художественное течение в 1916 — 1922 гг. Дадаизм, сложившийся в Швейцарии (А.
    Бретон, Т. Тцара, Р. Гюльзенбек, М. Янко, М.Дюшан, Ф. Пикабия, М. Эрнст, Ж.Арп), выразил себя в скандальных выходках — заборных каракулях, псев-
    дочертежах, комбинациях случайных предметов. Антивоенное, антинационалистическое, антиконформистское течение, дадаизм был направлен против всего на свете, даже против себя. Самоназвание «дада» не имело никакого смысла. Дадаист-писатель пронизывал свои неподдающиеся пониманию песни криками и рыданиями. Поэт-дадаист писал стихи, вырезая слова из газет, перемешивая их, а затем вытаскивая из общей кучи, не глядя.
    После окончания войны многие дадаисты покинули Цюрих. Одни уехали во Францию, другие в Германию. В Кельне Макс Эрнст организовал выставку, попасть на которую можно было, лишь пройдя через общественный туалет (1920). Анархичное и спонтанное по своей сути, течение дадаизма утверждало бессмысленность и бесполезность войны. В е годы дадаизм во Франции слился с сюрреализмом, в Германии — с экспрессионизмом. Сюрреализм Сюрреализм фр.
    surrealisme, букв. —
    сверхреализм)
    — одно из ведущих направлений в искусстве XX века, провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации, а его методом — разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Сюрреализм сложился в х годах, развивая дадаизм. С х годов (художники С. Дали, П. Блум, И. Танги) главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений, которым виртуозно придается видимая предметно-пластическая

    достоверность.
    371
    Под влиянием идей французского писателя Андре Бретона (1896—1966) внутри группы парижских дадаистов позднее сформировалось новое художественное течение — сюрреализм. В Манифесте сюрреализма А. Бретон (1924) утверждал, что личность обретает свободу лишь в интуитивных психических актах, подавляемых обществом. Бретон признает, что многим обязан не только Фрейду и его толкованию сновидений, но и графу Лотреамону, который еще в прошлом веке писал, что красота — это случайная встреча швейной машинки и зонтика на анатомическом столе. Эта фраза стала девизом сюрреалистов.
    Творчество одного из самых ярких представителей сюрреализма испанского живописца Сальвадора Дали (1904— 1989), отмечено безудержной фантазией и виртуозной техникой исполнения. В своих картинах — Постоянство памяти

    (1931), Пылающий жираф

    (1935), Предчувствие гражданской войны в Испании
    (1936), Осенний каннибализм
    (1936), Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения
    (1944), Атомная Леда»
    (1947) и др. — Дали с необычной фантазией соединяет, кажется,
    несоединимое и создает парадоксальные образы расплавившиеся часы, телефон-аппарат с трубкой в виде лангуста, диван- губы, рояль, свисающий словно драпировка, и т. п. Обращаясь к сфере подсознательного, интересуясь эротикой, неосуществленными желаниями, игрой воображения, Дали стремится объективировать видения (метод паранойи, дать тотальное описание безумия. Использует они прием исчезающих образов, которые как бы растворяются в окружающем пространстве. Помимо живописи Дали изготовляет многочисленные сюрреалистические объекты (жакет, обшитый стаканами, манекены у рояля ив такси, гипсовые муляжи, варварски раскрашенные или перетянутые веревками и т. п. Дали всегда отличался причудливой манерой поведения, постоянно меняя экстравагантные костюмы и фасон усов. В 1974 году, вложив все свои средства, Дали построил «Театр-музей Дали, в котором они погиб вовремя пожара, пребывая в полном одиночестве и не желая покинуть дом 1
    Турчин B.C. Дали // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия / Отв. ред. Т.Г. Музрукова. М, Бельгийский художник Рене Магрит (1898—1967), один из крупнейших представителей сюрреализма, в своих картинах нарочито разрушает пропорции, подобно Дали, совмещает несовместимые предметы или вообще выворачивает образы наизнанку — например, русалка изображена у него как существо с ногами человека и телом рыбы. Его оригинальность проявляется в смеси черного юмора и традиционного видения предметов. Картины Магрита основаны на эффекте отстранения вещи от ее привычного смысла Это не трубка,
    — предупреждает надпись на его композиции 1930 года, где изображена именно курительная трубка. В его образах предметы и персонажи на глазах превращаются в метафоры, не теряя четкой предметной
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    175 узнаваемости.
    Другие художники —
    X. Миро и И. Танги
    — экспериментируют с техникой автоматического письма, посредством которого подсознание непосредственно выражает себя на бумаге, или создают фантастические
    биоморфные формы, иногда довольно пугающие. Испанский живописец, скульптор, график Хуан Миро (1893— 1983) с особенной утонченностью имитировал наивность детского рисунка, обращаясь к алогичным ситуациями формам Женщина и птица в лунном свете,
    1949). Французский художник-самоучка Ив Танги
    (1900—1955) завоевал известность своими фантастическими пейзажами, где реальные мотивы океанских далей и берегов сочетаются с миром странных существ и форм, подобных ожившей морской гальке. Произведения Танги представлены в большинстве крупных музеев современного искусства 3. Литература
    Литература XX века по своему стилистическому и идейному разнообразию несопоставима с литературой XIX века, где можно было выделить только три-четыре ведущих направления. Вместе стем современная литература дала ничуть не больше великих талантов, чем литература прошлого столетия. Европейская художественная литература XX века сохраняет верность классическим традициям. На рубеже двух веков заметна
    373
    плеяда писателей, творчество которых еще не выражало устремления и новаторские поиски XX века английский романист Джон Голсуорси (1867—1933), создавший социально-бытовые романы (трилогия Сага о Форсайтах»), немецкие писатели Томас Манн (1875—1955), написавший философские романы Волшебная гора

    (1924) и Доктор Фаустус»
    (1947), раскрывающие нравственные, духовные и интеллектуальные искания европейского интеллигента, и Генрих Белль (1917—1985), сочетавший в своих романах и повестях социальную критику с элементами гротеска и глубоким психологическим анализом, французские Анатоль Франс
    (1844—1924), давший сатирическое обозрение Франции конца XIX века,
    Ромен Роллан
    (1866—
    1944), отобразивший в романе-эпопее Жан Кристоф» духовные искания и метания гениального музыканта, и др.
    В тоже время европейская литература испытала воздействие модернизма, что прежде всего проявляется в поэзии. Так, французские поэты П. Элюар (1895—1952) и Л. Арагон (1897—1982) были ведущими фигурами сюрреализма. Однако наиболее значительными в стиле модерн была не поэзия, а проза — романы М. Пруста Б поисках утраченного времени, Дж. Джойса (
    «Улисс»), Ф. Кафки Замок. Эти романы явились ответом на события Первой мировой войны, породившей поколение, получившее в литературе название потерянного. В них анализируются духовные, психические, патологические проявления человека. Общим для них является методологический прием — использование открытого французским философом, представителем интуитивизма и философии жизни Анри Бергсоном (1859—1941) метода анализа поток сознания, заключающийся в описании непрерывного течения мыслей, впечатлений и чувств человека. Он описывал человеческое сознание как непрерывно изменяющуюся творческую реальность, как поток, в котором мышление составляет лишь поверхностный слой, подчиняющийся потребностям практики и социальной жизни. В глубинных же своих пластах сознание может быть постигнуто лишь усилием самонаблюдения (интроспекции) и интуицией. Основу познания составляет чистое восприятие, а
    374
    материя и сознание суть явления, реконструированные рассудком из фактов непосредственного опыта. Его главная работа Творческая эволюция принесла Бергсону славу не только философа, но и писателя (в 1927 году он был награжден Нобелевской премией по литературе. Бергсон проявил себя также на дипломатическом и педагогическом поприще. Говорят, что признание ораторского таланта Бергсона, покорявшего соотечественников великолепным французским языком, в 1928 году вынудило Французский парламент специально рассматривать вопрос о переносе его лекций из актового зала Коллеж де Франс, не вмещавшего всех желающих, в здание Парижской оперы иоб остановке на время лекции движения по прилегающим улицам.
    Философия Бергсона оказала значительное влияние на интеллектуальную атмосферу Европы, в том числе на литературу. У многих писателей первой половины XX века поток сознания из философского метода познания превратился в эффектный художественный прием.
    Философские идеи Бергсона легли в основу знаменитого романа французского писателя Марселя Пруста (1871 —1922) В поисках утраченного времени в 14-ти томах. Работа, представляющая собой цикл романов, служит выражением его детских воспоминаний, выплывающих из подсознания. Воссоздавая ушедшее время — людей, тончайшие переливы чувств и
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    176 настроений, вещный мир, — писатель насыщает повествовательную ткань произведения причудливыми ассоциациями и явлениями непроизвольной памяти. Опыт Пруста — изображение внутренней жизни человека как потока сознания — имел большое значение для многих писателей века.
    Видный ирландский писатель, представитель модернистской и постмодернистской прозы Джеймса Джойс (1882—1941), опираясь на бергсоновский прием, открыл новый способ письма, в котором художественная форма занимает место содержания, кодируя в себе идейные, психологические и другие измерения. В художественном творчестве Джойса использован не только поток сознания, но также пародии, стилизации, комические приемы, мифологические и символические слои смыслов. Аналитическому разложению языка и текста сопутствует разложение образа человека, новая антропология, близкая к структуралистской и характерная почти полным исключением социальных аспектов. Внутренняя речь как форма бытия литературного произведения вошла в активный оборот литераторов XX века.
    Произведения выдающегося австрийского писателя
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   42


    написать администратору сайта