Кравченко А. И. - Культурология. - М., 2003. Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект удк 0 08 ббк 71 к 78 Кравченко А. Ик 78 Культурология Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект, Трикста, 2003 496 с серия
Скачать 4.18 Mb.
|
Стендаль (1783—1842) опубликовал в 1825 году книгу «Расин и Шекспир», считающуюся первым манифестом реалистической школы. Он обладал неподражаемым мастерством психологического анализа, умением передать сложные конфликты и противоречия современного общества. Страстное обличение политической реакции и мещанской ограниченности сочетается в его романах с глубоким анализом внутреннего мира героя (Красное и черное (1831), Пармская обитель (1839) и др.). Великий французский писатель Оноре де Бальзак (1799—1850) считается основоположником жанра социально-реалистического романа. Его главное произведение, эпопея Человеческая комедия, должно было состоять из 143 книг, отражающих все стороны жизни французского общества с 1816 по 1848 год — зарождения эпохи первоначального накопления философии денег. Своему титаническому труду Бальзак отдал все свои силы, но создал только 90 романов и 348 новелл. Известные произведения Шагреневая кожа (1830—1831), Евгения Гранде (1833), Отец Горио» (1834—1835) и др. — части бальзаковской эпопеи, связанные общим замыслом и многими персонажами. Сквозные персонажи — удачный художественный прием писателя- «социолога». Герои Бальзака изображены как различные общественные типы, поступки которых определяются классовыми интересами и противоречиями. Бальзак не только показал, но и доказал, что человек формируется под влиянием общественных отношений. Но формируется совсем не так, как хотелось бы писателю. Оказалось, что безудержная жажда богатства омрачает человеческие отношения, даже любовь она делает предметом торга, а друзей превращает во врагов. Один из великих художников мировой литературы — Чарльз Диккенс (1812—1870), основоположники лидер критического реализма английской литературы, выдающийся сатирики юморист. Уже в ранних Очерках Боза» (1836) он попытался сделать социальную диагностику различных слоев лондонского общества. А в следующем романе Приключения Оливера Твиста (1838) писатель изобразил капиталистический город сего трущобами и жизнью бедняков. Его герой, преодолевая многочисленные препятствия, добивается личного счастья. Роман наполнен состраданием к униженным (особенно к переживаниям детской души, неприятием социальной несправедливости. Французский писатель Гюстав Флобер (1821—1880) почти всю свою жизнь провел в небольшом местечке Круасси возле Руана и доподлинно знал провинциальные нравы. Их-то они описал в знаменитом романе Госпожа Бовари» (1857). Главная героиня Эмма Бовари, запутавшаяся в супружеских изменах, кончает жизнь самоубийством. За хроникой местных событий писатель рассмотрел убийственную пошлость обывательской среды, бездуховность тихой и благопристойной глубинки. Власти признали книгу безнравственной (автор обличал не женщину-распутницу, а общество в целом) и отдали автора под суд, который вынес ему оправдательный приговор. После романа о страданиях женской души, воспитанной романтической литературой и столкнувшейся с рутиной провинциальной 349 жизни, Флобер описал в романе Воспитание чувств (1869) историю неудачи разочарований молодого человека. Прекрасна и его историческая проза (роман «Саламбо», 1862). Флобер оказал большое влияние на развитие реализма в мировой литературе еще и как блестящий стилист. К реализму тяготеет и творчество крупнейшего французского писателя XIX века Эмиля Золя (1840—1902), хотя литературоведы относят его к самостоятельному течению — натурализму. Натурализм от лат. natura — природа) — направление в европейской и американской литературах и искусстве последней трети XIX века, теоретиком и главой которого являлся именно Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus») Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru 164 Э. Золя. Под воздействием позитивистских идей он стремился к объективному, бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляя художественное познание научному. Творчеству Золя присуща социально-критическая направленность, четко проявившаяся в романах Чрево Парижа (1873), Западня (1877), «Жерминаль» (1885), Деньги (1891), Разгром В конце XIX века реалистическое направление в английской литературе было представлено творчеством Джона Голсуорси (1867—1933), завоевавшего мировую известность. В самом известном его произведении, трилогии Сага о Форсайтах» (1906—1921), дал эпическую картину нравов буржуазной Англии конца XIX — начала XX века, раскрыв губительную роль собственничества как в общественной, таки в частной жизни. Им созданы социально-бытовые романы, в частности Остров фарисеев (1904), драмы и литературная публицистика, в которой отстаиваются принципы реализма. В последней трети XIX века мировое звучание приобретает скандинавская литература, где ведущие позиции заняли норвежские писатели Генрик Ибсен (1828—1906) и Кнут Гамсун (1859—1952). Ибсен — один из создателей национального норвежского театра, творец романтических драм на сюжеты скандинавских саги исторических пьес. Гамсун в романах Голод (1890) и Мистерии (1892) раскрыл социально-психологическую анатомию городской жизни. Реализм в живописи во Франции связан с художниками «Барбизонской школы. Этот термин обозначает живописные открытия независимых пейзажистов, работавших в е годы XIX века в деревушке близ леса Фонтенбло,— Т. Руссо, Н. Диас, Ж. Дюпре, К. Коро, К. Труайон. Они обратились к непосредственному изображению природы, света и воздуха, сыграли важную роль в развитии реалистического пейзажа. В группе реалистов господствующее положение занимала блестящая личность Жана Франсуа Милле (1814—1875). Его монументальное искусство являет собой восхваление сельского труда, гимн природе. В своих пейзажах и реальных аллегориях Гюстав Курбе (1819—1877) дал обобщенные образы простых людей-тружеников. Он первый употребил слово реализм применительно к живописи. Курбе придал жанровым сценам монументальную значительность, которая допускалась прежде лишь в исторической живописи. Новые направления в искусстве Во второй половине XIX века в Западной Европе культурным центром становится Франция. Отталкиваясь от реализма и романтизма, возникают новые художественно-эстетические теории, получившие большую или меньшую популярность. В Англии в 1842 г. возникло Братство прерафаэлитов» — общество поэтов и художников ( Д.Г. Россетти, X. Хант, Дж.Э. Миллес), критиковавших с романтических позиций современную культуру. Прерафаэлиты соединяли скрупулезную передачу натуры с вычурной символикой. Они избрали своим идеалом наивное искусство средних веков и раннего Возрождения (до Рафаэля. Идеи прерафаэлитов повлияли на развитие символизма и стиля «модерн». Символизм (фр. symbolisme, от греч. — знак, символ) — художественное направление в европейском и русском искусстве 1870 — х годов, возникшее сначала во французской литературе. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера и характеризуются отрицательным отношением к материализму и позитивизму. С помощью сверхчувственной интуиции» 351 символисты намеревались проникнуть в тайны мира, скрытые под внешним покровом. Символизм исходит из убеждения, что современной культуре недостает фантазии и духовности. Художник-символист создает произведения, дающие выход воображению. Основные представители символизма в литературе — П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А.А. Блок, А. Белый, Вяч.И. Иванов, Ф.К. Сологуб; в изобразительном искусстве Э. Мунк, Г. Моро, М.К. Чюрленис, МА. Врубель, В.Э. Борисов-Мусатов; близко к символизму творчество П. Гогена и мастеров группы «Наби», графика О. Бердсли, работы многих мастеров стиля модерн. Наиболее крупными представителями французского символизма были поэты Поль Верлен (1844—1896), Стефан Малларме (1842—1898), Артюр Рембо (1854—1891). П.Верлен (сборник стихов Галантные празднества) ввел в лирическую поэзию сложный мир чувств и переживаний, придал стиху тонкую музыкальность. Для творчества О. Малларме характерен усложненный синтаксис, стремление к передаче сверхчувственного. Его драматические сочинения проникнуты мотивами одиночества и бессилия перед жизнью. А. Рембо в Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus») Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru 165 своих стихах выразил разорванность мысли и реальности, стремясь путем соединения поэтических образов проникнуть в тайну действительности. Под влиянием представителей живописи критического реализма (Курбе, Домье) появилось новое направление в искусстве — импрессионизм от фр. impression — впечатление). Импрессионизм обновляет изобразительное искусство всей Европы. Любовь к природе побуждает французских художников писать пейзажи с натуры. Художник-импрессионист пытается зафиксировать на холсте мимолетные впечатления от сцены, которую он видит перед собой. Крупнейшими представителями импрессионизма являются Э. Мане, К. Писсарро, Э. Дега, ПО. Ренуар, К. Моне, объединившихся для борьбы за обновление искусства против официального академизма в художественном творчестве. Один из основоположников импрессионизма, Эдуар Мане (1832—1883), родился в семье крупных чиновников. Рисовать начал еще в коллеже. Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу, затем учился в Школе изящных искусств в Париже. Он много путешествовал, интересуясь секретами живописи старых мастеров, в традициях которых были выполнены его ранние картины. В 1863 году Мане пишет картину Завтрак на траве. На ежегодную выставку художников в Париже официальное жюри принять его картину отказалось. Тогда он выставился среди неофициальных художников — в известном Салоне отверженных. Картина произвела в Париже громкий скандал. На ней была изображена обнаженная женщина в обществе одетых мужчин. Новшеством в этой картине было то, что яркий свет переходил к тени сразу, без промежуточных градаций. Это создавало ощущение незавершенности, резкости и одновременно угловатости. Отныне Мане встал на путь разрушения традиционных канонов бытовой живописи, отказавшись от четкой сюжетной мотивировки. Клод Моне (1840—1926) — ведущий представитель импрессионизма, автор тонких по колориту, напоенных светом и воздухом пейзажей. В серии картин Стога сена (1891), «Руанский собор (1895) он стремился запечатлеть мимолетные состояния световоздушной среды в разное время дня. От названия пейзажа Моне Впечатление. Восходящее солнце произошло и название направления — импрессионизм. Наряду с Дега и Ренуаром Моне был одним из немногих художников, чьи произведения были выставлены в Лувре еще при их жизни. Критики стали считать Моне предшественником лирической абстракции, в частности абстрактного пейзажа. Другой представитель импрессионизма Камиль Писсарро (1830—1903) является автором светлых, чистых по цвету пейзажей, для его картин характерна мягкая сдержанная гамма. Как и другие импрессионисты, Писсарро создал немало городских пейзажей, среди которых лучшими являются виды Парижа, написанные им в конце х годов. Писсарро, как и большинство импрессионистов, пишет маленьким точечным мазком, сочетая его с ясно выраженным контуром предметов. Наиболее известные произведения Бульвар Монмартр» (1897) и Оперный проезд в Париже Выходец из семьи крупной финансовой буржуазии, Эдгар Дега (1834—1917) получил классическое образование. Может быть потому его творческому почерку свойственны безупречно точное наблюдение, строжайший рисунок, сверкающий, изысканно красивый колорит. Он прославился свободным, иногда асимметричным построением композиции. Чтобы нарушить неподвижность своих картин и передать стремительное движение, Дега использовал различные приемы поднятие линии горизонта, смещение центра композиции, нарушение перспективы. Значительное место в творчестве Дега занимает балет, который он показали с праздничной, и с будничной стороны его знаменитые танцовщицы напоминают то грациозные воздушные создания Репетиция балета на сцене, 1874), то измученных тяжелыми репетициями полувзрослых девочек с утомленными лицами, в минуты отдыха неловкими движениями поправляющими туфельки и корсажи Танцовщицы за кулисами, 1890—1895). Его взгляд становился еще беспощаднее, когда останавливался на женщине, занимающейся своим туалетом вот она намыливается в тазу, растирается, выходит из ванны, вытирает затылок, тело, ноги Ванная, 1890), а вот другая, уверенная, что ее никто не видит, садится на корточки, чешется, принимая порой довольно нелепые позы. Художник одинаково, без снисхождения изображал женщин из народа и завсегдатаев салонов. В живописи Дега продолжал социально-критическую традицию Золя. Крут тем, интересовавших Дега, был чрезвычайно широк прачки и портнихи, цирковые представления и биржевая суматоха, похождения кокоток и жизнь борделей. Художник создал более 2000 картин и пастелей, его зрение постепенно ухудшалось, а характер портился. Когда же слепота стала практически полной, Дега, одинокий и желчный, предпочел Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus») Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru 166 запереться в одиночестве и заняться скульптурой. Вместе стем этот угрюмый молчун умел быть замечательным другом и помогать близким в трудные минуты. Однако его прозорливый ум, тонкая ирония и светская деликатность покидали его, как только речь заходила о политике. Здесь Дега проявлял себя крайним реакционером и 354 фанатиком. Искусство Дега оказало огромное влияние на современников. Выдающийся французский живописец, графики скульптор Огюст Ренуар (1841 —1919), сын портного из Лиможа, зарабатывая на жизнь, расписывал в Париже фарфор, веера и шторы, затем учился в Школе изящных искусству импрессионистов. Ему охотно позировали друзья, которых он помещал под деревьями, изучая зеленые рефлексы и блики света на лице, теле и одежде. Ренуар хотел быть непосредственным в восприятии и воспроизведении натуры, он говорил об этом Я устанавливаю свою натуру, как мне хочется, затем беру и пишу ее, как писал бы ребенок. Яне мудрю, у меня нет ни правил, ни методов. Он создавал светлые и прозрачные по живописи пейзажи, портреты, динамичные бытовые сцены, воспевающие чувственную красоту и радость бытия «Мулен дела Галет (1876), «Ж. Самари» Импрессионисты (за исключением Дега) создают оригинальную живописную систему. Она отличается разложением сложных тонов на чистые цвета и взаимопроникновением четких раздельных мазков чистого цвета, смешивающихся не на палитре, а при восприятии зрителем — в оптических рецепторах глаза — светлой и яркой цветовой гаммой, цветными тенями. Объемные формы как бы растворяются в окутывающей их световоздушной оболочке, дематериализуются, обретают зыбкость очертаний. Франция в конце XIX века дала миру великого скульптора — Огюста Родена (1840—1917), творчество которого относят к импрессионизму. В его скульптурах духовное содержание передавалось выражением лица и движением тела, достигающим кульминации в жесте, поразительном по красоте, психологической точности и ритмической выразительности. Его любимым стилем был готический, а любимым произведением — Божественная комедия Данте. И вслед за Бальзаком, создавшим Человеческую комедию, и за Бодлером, чьи Цветы зла поначалу носили название первых кругов дантова Ада, Роден приступил в 1880 году к работе над Вратами ада для Музея декоративного искусства в Париже. Центральная фигура композиции — самое известное творение французского мастера — «Мыслитель». 355 Он имеет определенного прототипа в образе пророка Иеремии из фрески Микеланджело. Несмотря на более светлые любовные мотивы, родившиеся из темы Паоло и Франчески Поцелуй, Вечная весна, Вечный идол, концепция человеческого существования у Родена в целом достаточно драматична. Я хочу выразить всю правду, а не только ту, что дается глазу, — любил повторять Роден. Постимпрессионизм Постимпрессионизм от лат. post — после и импрессионизм) — художественное течение конца XIX — начала XX века, возникшее во Франции как реакция на импрессионизм. Между двумя течениями разница не только во времени. Приставка пост не означает, что новое направление просто следовало во времени за старым. Они расходились по принципиальным вопросам. Импрессионизм стремился уловить случайное и мимолетное, а постимпрессионизм искал постоянные начала бытия. В первом преобладали чувства и впечатление, во втором — рассудок и интерес к философским аспектам бытия. К постимпрессионистам относят П. Сезанна, В. Ван- Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, Ж. Сера, представителей неоимпрессионизма и группы «наби». Между собой они имели мало общего. Каждый из них искал свою художественную нишу Сера осуществлял свои эксперименты с цветом в Париже. Ван-Гог уехал в Арль, городок на юго- востоке Франции, Гоген отправился на далекий остров Таити. Их творчество положило начало многим тенденциям в изобразительном искусстве XX века. Творчество крупнейшего постимпрессиониста Поля Сезанна (1839—1906) стоит у истоков современного искусства. Он начинает вместе с импрессионистами, однако в х годах отходит от них и разрабатывает новую живописную систему, которая оказала огромное влияние на развитие всего искусства XX века. Отец Сезанна, родом из Экса, был рабочим, затем торговцем шляпами, ив году стал банкиром, обеспечив, таким образом, своему сыну безбедное будущее. В 1852— 1858 годах Поль получает хорошее гуманитарное образование в Бурбонском колледже в Эксе. Здесь начинается его дружба с Золя, с которым они проводят долгие часы в бурных спорах и мечтаниях. В 1858 году Сезанн становится бакалавром и поступает на факультет права, но, воодушевленный перепиской с Золя, он вскоре решает посвятить себя живописи. Через Золя он познакомился с художниками Э. Мане, К. Писсарро, К. Моне, О. Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus») Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru 167 Ренуаром и др. Общение сними, а еще больше с постимпрессионистами (прежде всего Ван-Гогом) формирует его технику аналитического геометризма. Абсолютно прямые линии редки в его картинах они то изгибаются, то наклонны (Сезанн серьезно интересовался геологией. Излюбленный прием Сезанна — совмещение разных точек зрения на объект при его изображении. В отличие от импрессионистов, любивших изображать прогулки и пикники на природе, у Сезанна невидно людей его многочисленные пейзажи пустынны. Сезанн занимался поиском не изменчивости цветов, а устойчивых структурных закономерностей, его рисунок очень лаконичен, а цветовая палитра небогата в ней преобладают три цвета — зеленый, голубой и желтый. Произведения Сезанна (а насчитывается около его картин и 400 акварелей) представлены почти во всех крупных музеях мира. Получили известность его «Пьеро и Арлекин (1888), Берега Марны (1888), Игроки в карты (1896), Портрет А. Воллара» (1899) и др. Слава пришла к Сезанну только в конце жизни. В Экс начинается паломничество художников, коллекционеров и критиков. Воздействие его искусства сказалось на творчестве П. Гогена и художников группы «Наби», фовистов и кубистов, русских «сезаннистов» из Бубнового валета». |